Меню Услуги

Государственные пособия гражданам имеющих детей

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 1.1 Понятие и виды социального обеспечения
  • 1.2 Понятие социального обеспечения семей с детьми, его место в системе социального обеспечения
  • 2 ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
  • 2.1 Пенсионное обеспечение семей с детьми
  • 2.2 Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством
  • 2.3 Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей
  • 2.4 Социальное обслуживание семей с детьми в системе государственных социальных служб
  • 3 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В Г. УСТЬ-КУТЕ И УСТЬ-КУТСКОМ РАЙОНЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Государственная поддержка материнства и детства является одной из наиболее важных и приоритетных задач.

Любое государство, заботясь о своем будущем, в первую очередь должно заботиться о благополучном развитии детей. В современных условиях это не представляется возможным без всесторонней помощи и поддержки со стороны государства наиболее незащищенных слоев общества – матерей и детей.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуации.  В числе главных причин такого положения дел — материальная необеспеченность семей с детьми как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ. Одним из способов ее решения является кардинальное улучшение материального положения семей, имеющих детей, большинство из которых находится на уровне бедности или за ее чертой.

Статья 38 Конституции указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная семейная политика, будучи важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых на федеральном и региональном уровне в отношении института семьи. В ФЗ № 328.[1] подчеркивается, что государственная политика в интересах детей является приоритетной, один из ее принципов – поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В  последнее время государство расширяет перечень мер социальной поддержки  лиц, имеющих детей.  Это уже дает некоторые положительные результаты. Однако, пока затруднен механизм реализации установленных мер, гарантий и льгот, разобщены нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления социального обеспечения семьям с детьми, налицо множественность органов и источников предоставления социального обеспечения. Нерешенность этих и других вопросов и предопределила выбор темы исследования.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу социального обеспечения семей с детьми.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие вопросы социального обеспечения граждан и семей, имеющих детей.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении правового регулирования отношений по поводу предоставления семьям  с детьми социальных пособий, поиск проблем и путей их решения в анализируемой сфере.

В соответствии с указанной целью в работе сформулированы следующие задачи:

  • — проанализировать понятие и виды социального обеспечения;
  • — рассмотреть  понятие социального обеспечения семей с детьми, его место  в системе социального обеспечения;
  • — охарактеризовать пенсионное обеспечение семей с детьми;
  • — рассмотреть систему пособий и других  социальных выплат в связи с материнством и детством;
  • — проанализировать вопросы государственной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей;
  • — определить проблемы социального обслуживания семей с детьми;
  • — проанализировать систему социального обеспечения граждан и семей имеющих детей в г.Усть-Куте и Усть-Кутском районе.

Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов, как: Е.Н. Азарова, Т. Бировский,  А.Г. Волков, Е.Г. Лихинина,  А.Мусина, В.Н. Осин, Е.С. Петрова, Б. Шумский и других.

Нормативную основу исследования составляют основные нормативные акты, регулирующие социальную защиту граждан, имущих  детей. Это, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации,  ФЗ № 165[2]; ФЗ № 81[3],  другие законы и подзаконные нормативные акты.

Работа выполнена с помощью методов диалектического, логического, системно-структурного, социологического, анализа и синтеза.

Выпускная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие и виды социального обеспечения

По смыслу Конституции РФ социальная политика, основанная на принципе социального государства, — это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство[4]

Конституционные права граждан в социальной сфере — это права на получение от государства и общества необходимых материальных условий существования. Н.В. Витрук, разрабатывая теорию правового положения личности, выделяет ее социально-правовой статус, который обеспечивает потребление и обмен полученных материальных и иных благ, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, т.е. социальную защиту (ст. 7 Конституции РФ)[5].

В социально-правовой статус личности в соответствии с положениями Конституцией РФ он включает: права и законные интересы, связанные с государственной защитой семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ч. 1 ст. 38); право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); право каждого на жилище, которое малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 1 и 3 ст. 40); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Имеющиеся у человека социальные права важны для него в той мере, в которой они служат удовлетворению его реально существующих потребностей, отвечают его интересам. Субъективные права выступают средством, при помощи которого индивид получает доступ к определенным благам. Чем более настоятельно, жизненно необходимо удовлетворение той или иной потребности, тем большее значение имеет адекватное отражение в праве возможностей ее удовлетворения.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют социальное обеспечение одним из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса[6].

Анализируя определения, даваемые другими авторами, они обращают внимание на то, что под социальным обеспечением понимается система материального обеспечения и обслуживания граждан, в частности по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и в других установленных законодательством случаях при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несению дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.[7]

В имеющихся исследованиях те или иные виды социального обеспечения характеризуются преимущественно как объекты соответствующих правоотношений. Так, В.С. Андреев, разделяя правоотношения, составляющие предмет права социального обеспечения, на две большие группы: правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения и процессуальные отношения по установлению фактов и рассмотрению споров, указывал, что «объектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения, служат пенсии, пособия и другие виды обеспечения»[8]. Впоследствии была сформулирована точка зрения о разграничении правоотношений, регулируемых правом социального обеспечения, на материальные и процедурные. Но принципиальных изменений подход к характеристике объектов материальных правоотношений с течением времени не претерпел.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова констатируют, что «правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения». Эту точку зрения развивает М.В. Филиппова, отмечая, что «все объекты материальных правоотношений (виды обеспечения) делятся на две большие группы — денежные выплаты и натуральные предоставления». В.Ш. Шайхатдинов наряду с пенсиями относил к объектам материальных правоотношений пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедическую помощь, средства передвижения и средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (в том числе медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение), льготы (например, по проезду в транспорте и оплате коммунальных услуг). Р.И. Иванова включала в состав услуг льготы, преимущества и привилегии, хотя более распространено мнение о том, что льготы — это особый вид социального обеспечения, представляющий собой «мероприятия, облегчающие материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя» [9]

Таким образом, социальное обеспечение можно определить как форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

К числу видов социального обеспечения можно отнести денежные выплаты, услуги, натуральные предоставления и льготы, причем правовая природа последних видится наиболее сложной.

Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Оно неразрывно связано с правом человека на жизнь, ведь социальное обеспечение — единственная гарантия права на жизнь для людей, которые в силу различных, как правило, не зависящих от их воли причин утратили источник средств к существованию.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.2 Понятие социального обеспечения семей с детьми, его место  в системе социального обеспечения

Право на социальное обеспечение закреплено в основных международных актах. Всеобщая декларация прав человека[10], провозглашая право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение (ст. 22), устанавливает, что семья выступает естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16). Особо подчеркивается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25). Кроме того, Декларация закрепляет, что каждый человек вправе получить такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от лица обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Российской Федерацией, гласит: «Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации».

В совокупности эти положения можно трактовать как признанную на международном уровне обязанность государства оказывать всемерную поддержку семье, пока она выполняет функцию по воспитанию детей. Подобный подход не позволяет рассматривать социально-экономические меры по поддержке семьи как «вмешательство в личную жизнь семьи», что критикуется рядом исследователей. Международные правовые акты не случайно провозглашают семью естественной и основной ячейкой общества и гарантируют ей защиту со стороны общества и государства, ведь семья выполняет исключительные по значимости функции.

Конституция РФ гласит, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законом (ч. 1 ст. 39), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). При этом современное отечественное законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованного семье с детьми и позволяющего достойно содержать и воспитывать детей.

В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351[11], приводятся тревожные данные о демографической ситуации в нашем государстве: во второй половине прошлого века в России ежегодно рождались 2 — 2,5 млн. детей, умирали 1 — 1,5 млн. человек. С 1992 г. началось стабильное сокращение численности населения. В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, и в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 — 1,5 млн. человек. Показатель младенческой смертности примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США.

В Концепции отмечается, что на рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число абортов. Е.Г. Азарова справедливо утверждает, что эти «негативные явления свидетельствуют о нарушении конституционных положений и международных требований, а также норм действующего законодательства о социальных правах человека. Они должны преодолеваться безотносительно к тому, нуждается или не нуждается Россия в увеличении численности населения»[12]

Право социального обеспечения обладает средствами воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения в рамках правового регулирования социальной защиты граждан, имеющих детей. Более того, значение социального обеспечения семей с детьми возрастает из-за низкого размера оплаты труда и, как следствие, парадоксальной ситуации, когда зачастую двое работающих не могут прокормить двоих детей[13] .В этом контексте актуальным представляется исследование проблем реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей.

С.И. Кобзева очень точно характеризует ситуацию в сфере социального обеспечения: «Отмена прав, скорее, осуществляется не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, т.е. принижения, необоснованного ограничения их объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо создания таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право».

Указом Президента РФ № 761[14], дана объемная картина положения детей в современной России. В частности, отмечается, что масштабы и острота существующих проблем еще далеки от окончательного решения, а интересы будущего страны требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. В полной мере сказанное относится и к социальному обеспечению.

Основным международным актом, посвященным детям, является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1). Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ч. 1 ст. 3 названной Конвенции). Государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства признаются конституционными ценностями России как социального государства. Конституция РФ в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

Представляется очевидным, что права детей в сфере социального обеспечения следует рассматривать не только как безотносительную ценность, но и как одну из гарантий реализации их права на жизнь.

Социальное обеспечение детей можно считать эффективным, если набор его благ соответствует набору потребностей детей в тех средствах существования, которые они не могут получить в семье. Поэтому должны быть определены все эти возможные потребности и соответствующие им блага социального обеспечения. При этом следует учитывать, что нередко одно и то же благо может рассматриваться в нескольких аспектах, т.е. не является благом социального обеспечения в чистом его виде. Так, ребенок, находясь в школе, получает в первую очередь образовательные услуги, реализует конституционное право на образование. В то же время, поскольку он физически находится там, школа несет ответственность за присмотр за ним, обеспечение его питанием и т.п. Иначе говоря, она высвобождает время семьи (родителей), которое может быть посвящено оплачиваемому труду, снимает с нее ответственность за жизнеобеспечение ребенка на этот период. В данном случае параллельно с образованием осуществляется и социальное обеспечение ребенка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Еще в большей мере элементы социального обеспечения присущи услугам дошкольных образовательных учреждений. Они занимаются в равной мере как воспитанием, так и содержанием детей, предоставлением им средств к существованию. Такое смешение функций учреждений для детей приводит к затушевыванию их оценки как блага социального обеспечения, и, соответственно, практически это благо не исследуются в праве социального обеспечения. Между тем трудно переоценить его роль для семьи. Постоянная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях лишает миллионы родителей дошкольников возможности зарабатывать средства существования для себя и детей вне дома. Соответственно, возникает проблема ответственности государства за лишение ребенка услуг детского дошкольного учреждения и компенсации семье утраченного в связи с этим трудового дохода[15] .

В развитие положения Конституции РФ о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает социальные (семейные) пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и его воспитанием. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения: содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, детских домах или школах-интернатах; определением нуждающихся в этом лиц в дома-интернаты для детей с отклонениями в здоровье; социальным обслуживанием на дому и др.

Современное состояние дел сфере социального обеспечения для многих категорий российских детей нельзя признать благополучным.

В качестве примера ухудшения положения детей можно привести данные о состоянии обеспеченности детей услугами детских дошкольных учреждений и летним отдыхом. В 2010 г. Генеральной прокуратурой РФ с участием прокуроров всех субъектов РФ по поручению Президента РФ была проведена проверка исполнения соответствующего законодательства. Проверка показала, что гарантированное Конституцией РФ право граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях нарушается во всех субъектах РФ.

В 1992 г. в стране насчитывалось свыше 76 тыс. дошкольных образовательных учреждений. В 2016 г. их количество составляло около 44 тысяч, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в получении образовательных услуг данного вида. В общей сложности в очереди на прием в дошкольные образовательные учреждения состоят более 1 млн. 700 тыс. детей (Московская область — свыше 100 тыс.; Свердловская — 75 тыс.; Краснодарский, Красноярский края, Иркутская область — более 60 тыс. в каждом; Самарская область — 57 тысяч и т.д.). Наполняемость дошкольных учреждений во многих случаях превышает предельно допустимые нормы.

Допускалось несоблюдение требований Закона РФ № 273[16], при ликвидации, реорганизации дошкольных учреждений, в том числе малокомплектных учреждений на селе. Зачастую такие решения принимаются в отсутствие предварительной экспертной оценки их последствий, в ущерб интересам детей.

Сеть детских оздоровительных лагерей сократилась в результате перепрофилирования и приватизации с 4 тыс. в 1992 г. до 2,7 тыс. в 2016 г. Установлены факты ликвидации детских оздоровительных лагерей без предварительной экспертной оценки уполномоченного органа. К примеру, по заявлениям прокурора Ростовской области решениями Арбитражного суда области возвращены в муниципальную собственность три незаконно отчужденных детских оздоровительных лагеря.

Прокурорами в целях устранения нарушений законодательства было внесено свыше 3,5 тыс. представлений. В суды общей юрисдикции и арбитражные суды предъявлено более 700 исков.

Сложившаяся ситуация требует принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение общедоступного дошкольного образования и летнего отдыха детей[17] .

В укрупненном виде помощь семье в содержании детей можно охарактеризовать следующим образом. Помощь, оказываемая в виде услуг, выражается в обслуживании детей детскими дошкольными учреждениями, школами-интернатами, санаторно-лесными школами, оздоровительными лагерями;  в присмотре за детьми со стороны школы в течение обычного школьного дня; в обеспечении их питанием во время пребывания в школах и школьных группах продленного дня. Помощь семье в содержании несовершеннолетних выражается: в обеспечении их различными видами социальных пособий; в обеспечении детей пенсией по случаю потери кормильца, а детей-инвалидов — социальной пенсией; в льготах по налогам рабочих и служащих, имеющих детей; в субсидиях.

Таким образом, социальное обеспечение можно определить как форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Соответственно, социальное обеспечение семей с детьми следует определить как форму выражения социальной политики государства по отношению к детям в целях обеспечения их материальных и нематериальных интересов для успешного развития детей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы: 1 2 3