Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности производства на основе инноваций в АО «Шнайдер Электрик»
- Анализ недостатков в подходах к формированию системы инновационного менеджмента в деятельности АО «Шнайдер Электрик»
Анализируя проблемы управления инновационным проектом на примере отдела системного администрирования, рассмотрим организационную структуру отдела администрирования, представленную на рисунке 9.

Рис. 9. Организационная структура отдела администрирования
Отдел администрирования включает первую линию поддержки клиентов, на которой работают дежурные администраторы (4 специалиста), а также начальника отдела, в подчинении которого находятся 11 сотрудников – старшие и младшие дежурные администраторы (8 человек) и дежурные менеджеры (3 человека).
Функции отдела: gприем и обработка (классификация) заявок, общение в чатах, создание заданий, эскалация заявок, обновление информации в описании.
В данном отделе зафиксировано превышение нормы управляемости: Фактически на 1 руководителя приходится 15 чел (4 + 11). При этом норма
управляемости 1 руководитель на 7.
Проведено исследование HR—функций в «Шнайдер Электрик» (март 2019 г.).
Цель исследования — выявить возможные недостатки в системе управления персоналом.
Методы исследования: наблюдение, анализ местных нормативных документов (Карта, Положение о сборах, персонал, должностные инструкции), информация, предоставленная руководителем отдела кадров, неструктурированные интервью с линейными руководителями.
Далее описывается работа основных подсистем системы управления. Подсистема программирования и маркетинга персонала
Кадровые решения в первую очередь субъективны. Тем не менее, интервью с лидерами стремятся принять во внимание объективные факторы, такие как возраст, образование, опыт, мобильность, чувствительность к обучению и творческий подход.
Анализ рынка труда, социальные потребности потенциальных работников не изучены. Основным недостатком является то, что кадровое планирование не учитывает внутреннюю подготовку кадров. Это может быть движущей силой для сотрудников, пытающихся подняться по карьерной лестнице.
Существует система нематериальных поощрений: письма, благодарности, почетные советы, корпоративные мероприятия.
Чтобы прояснить необходимость обучения авторов этой работы, в марте 2019 года был проведен опрос относительно обоснованности работы
| Показатель | Значение | Норма |
| Неэффективно использованное операционное время | 22—30 % | – |
| Случаи нарушения сотрудниками правил | 1—2 в мес. | – |
| поведения с клиентами | ||
| – | ||
| Количество сотрудников утвердительно ответивших на вопрос: «Нуждаетесь ли вы в обучении?» | 73,3% | – |
| Процент сотрудников, прошедших обучение перед переводом на новую должность1или повышением в должности. | 10 % | – |
Оценки сотрудников регулярно проводятся вашим непосредственным руководителем. Надзорный орган учитывает долю жалоб, удовлетворяемых планом. Однако рядовому сотруднику неизвестно, сколько бонусов будет добавлено за это.
Таблица SWOT-анализа деятельности отдела управления системой представлена в таблице 8.
Таблица 8 Матрица SWOT-анализа деятельности Отдела системного администрирования
| инженерной инфраструктуры, технических и технологических заделов для модернизации и 11 дальнейшего развития; b. Наличие профессионального, квалифицированного и опытного персонала; c. Наличие опыта руководителя в решении технически сложных задач; | отдела лидерских качеств (он не является неформальным лидером) b. Высокая зависимость от квалификации исполнителя c. Психологические особенности исполнителей (интроверты, страхи, коммуникативная неуверенность) Недостаточный уровень межличностного взаимодействия |
| O (Возможности) | T (Угрозы) |
| a. Повышение качества | a. Слишком высокий темп роста |
| взаимодействия путем регламентации | заказов |
| действий (разработка бизнес- | b. Дефицит квалифицированных |
| процессов) | исполнителей |
| b. Повышение эффективности за | |
| счет дальнейшей автоматизации | |
| деятельности | |
| c. Создание атмосферы, | |
| повышающей мотивацию | |
| исполнителей к более качественной | |
| работе |
профессионального, квалифицированного и опытного персонала; наличие опыта3р5уководителя в решении технически сложных задач.
К слабым сторонам относятся: отсутствие у руководителя отдела
лидерских качеств (он не является неформальным лидером), высокая зависимость от квалификации исполнителя, психологические особенности исполнителей (интроверты, страхи, коммуникативная неуверенность), недостаточный уровень межличностного взаимодействия.
Угрозы, стоящие перед отделом: слишком высокий темп роста заказов, дефицит квалифицированных исполнителей.
Возможности, имеющиеся у анализируемого отдела, следующие: повышение качества взаимодействия путем регламентации действий (разработка бизнес-процессов), повышение эффективности за счет дальнейшей автоматизации деятельности, создание атмосферы, повышающей мотивацию исполнителей к более качественной работе.
В результате проведенного анализа были определены следующие проблемы и направления их решения для АО «Шнайдер Электрик»:
- Несовершенная организационная структура. Решение: предложить улучшить организационную структуру.
- Недостаточно хорошо регламентировано взаимодействие между отделом и его внешней средой (другими отделами, клиентами). Решение: разработка бизнес-процессов.
- Недостаточный уровень автоматизации. Решение: разработка программного обеспечения.
определено, что для усовершенствования работы отдела возможны следящие направления:
- Моделирование бизнес-процессов.
- Автоматизация бизнес-процессов путем разработки программного обеспечения.
- Повышение мотивации исполнителей к более качественной работе.
3.2. Разработка предложений по устранению недостатков в подходах к формированию системы инновационного менеджмента в АО «Шнайдер Электрик»
В ходе исследования компании стало понятно, что действующая организационная структура – система с плохо согласованными функциями, полномочиями и слабо разделенными границами ответственности между структурными элементами компании.
Поэтому для усовершенствования структуры применили результаты, которые получены в ходе разработки архитектуры бизнес-процессов отдела системного администрирования.
Необходимо разработать бизнес-процессы в формате BPM (рисунок 10).
Рис. 10. Бизнес-процесс обработки инцидента-алерта
Также необходимо улучшение структуры. Благодаря разработанным бизнес-процессам удалось улучшить организационную схему всей компании и отдела системного администрирования. После реализации проекта структура отдела выглядит следующим образом (рисунок 11).
Рис. 11. Организационная структура отдела администрирования после реализации проекта
Новая организационная схема компании в результате реализации проекта представлена на рисунке 12.
Рис. 12. Организационная схема компании в результате реализации проекта
Предлагаемая организационная структура компании предполагает четкое разделение функций в рамках структура, с четко обозначенным подчинением.
Также в рамках проекта предлагается автоматизация процессов управления. Так как изменился подход, стало возможным внедрить автоматизированную систему управления «Битрикс24». Это инструмент для планирования и регулирования работ внутри компании (рисунок 13).
Рис. 13. Автоматизированная система управления «Битрикс24»
В рамках данной системы возможно осуществление автоматизированного контроля со стороны менеджера за выполнением задач сотрудниками. Автоматизация контроля выполнения задач сотрудниками позволит нивелировать проблему превышения нормы управляемости в организации.
3.3. Оценка эффективности рекомендаций
Проведем экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Таблица 9. Инвестиционные затраты проекта
| № | Наименование мероприятий | Сроки | Трудоемкость, час | Итого |
| 1 | Информирование персонала о текущей деятельности | 01.07.2020 | 2 | 650 |
| 2 | Меры по управлению изменениями и снижению сопротивления изменениям | 01.07.2020 | 3 | 1463 |
| 3 | Порядок смены персонала и организационной структуры | 01.07.2020 | 1 | 390 |
| 4 | Обновить внутреннюю документацию HR | 01.08.2020—02.08.2020 | 12 | 55 500 |
| 5 | Набор и завершение информированной организации. структура | 03.08.2020 – 06.08.2020 | 32 | 2 080 |
| 6 | Развитие нематериальной системы стимулирования | 03.08.2020 – 06.08.2020 | 32 | 2 080 | |
| 7 | Совместная деятельность с образовательными учреждениями | 03.08.2020 – 06.08.2020 | 32 | 4160 | |
| 8 | Организация и внедрение системы руководства, наладки и внутреннего обучения | 07.08.2020—09.08.2020 | 24 | 2 340 | |
| 9 | Разработка и внедрение эффективной системы мотивации на основе KPI | 10.08.2020 | 4 | 390 | |
| 10 | Организация системы анализа рынка труда и учета ситуации управления персоналом среди конкурентов | 10.08.2020 – 20.08.2020 | 80 | 13 000 | |
| 11 | Использование автоматизации бизнес- процессов | 21.08.2020 – 23.08.2020 | 24 | ||
| 12 | Определение рисков использования автоматизированной | 06.09.2020 | 4 | ||
| модели оптимизации бизнес-процессов | |||
| 13 | Анализ данных | 06.09.2020 – 08 09.2020 | 24 |
| 14 | Организация встречи для выработки рекомендаций по разработке бизнес- процессов для автоматизации | 11 09 2020 | 1 |
| Мероприятия | 07.20 | 08.20 | 09.20 | Итого |
| Информирование персонала о текущей деятельности | 650 | 780 | ||
| Совещания 1 | 1 463 | 1 463 | ||
| Создание команды проекта | 390 | 390 | ||
| Обучение команды проекта | 55 500 | 55 500 | ||
| Анализ окружающей среды | 2 080 | 2 080 | ||
| Анализ внутренней среды | 2 080 | 2 080 | ||
| Анализ работы основного персонала | 4160 | 4160 | ||
| Анализ данных | 2 340 | 2 340 | ||
| Разработать процесс автоматизации бизнеса | 13 000 | 13 000 | ||
| Внедрение операционного процесса | 2 340 | 2 340 | ||
| Анализ данных | 1 560 | 1 560 | ||
| Итого | 2 503 | 82410 | 1 560 | 86473 |
Как показано в Таблице 10, самым дорогим элементом инвестиционных затрат является обучение команды проекта. Затем составляется смета
| № | Наименование мероприятий | Сроки | Трудоемкость, час | Итого |
| 1 | Анализ потребностей 1 обучения команды проекта 1 | 01.07.2020 | 2 | 195 |
| 2 | Поиск и подбор метода и учебного центра | 01.07.2020—02.07.2020 | 5 | 325 |
| 3 | Заключение договора с учебным центром на оказание услуг 1 | 02.07.2020—03.07.2020 | 7 | 683 |
| 4 | Разработка методов анализа работы | 02.08.2020 – 02.08.2020 | 8 | 1 300 |
| 5 | Попытка нанять на основе автоматизированного бизнес- процесса | 24.08.2020 – 02.09.2020 | 80 | 13 000 |
| 6 | Анализ результатов тестирования процесса автоматизации процесса автоматизации процесса 1 | 03.09.2020 – 05.09.2020 | 16 | 2 600 |
| 7 | Подписание регламента | 09 09.2020 | 2 | 780 |
| 8 | Ознакомить сотрудников с правилами и прояснить возникающие проблемы | 09 09.2020 – 10.09.2020 | 8 | 780 |
| Итого | 19663 |
Таким образом, эксплуатационная стоимость проекта составила 19 663 руб. Самой дорогой мерой было управление системой подбора персонала на продолжительности.
| Мероприятия | 07.20 | 08.20 | 09.20 | Итого |
| Анализ потребностей обучения команды проекта | 195 | 195 | ||
| Поиск и подбор метода и учебного центра | 325 | 325 | ||
| Заключение договора с учебным центром на оказание услуг | 683 | 683 | ||
| Разработка методов анализа работы 1 | 1 300 | 1 300 | ||
| Попытка нанять на основе автоматизированного бизнес-процесса | 10 400 | 2 600 | 13 000 | |
| Анализ результатов тестирования бизнес-процессов автоматизации и корректировок | 2 600 | 2 600 | ||
| Подписание регламента | 780 | 780 | ||
| Ознакомить сотрудников с правилами и прояснить возникающие проблемы 1 | 780 | 780 | ||
| Итого: | 195 | 12 708 | 5 980 | 19 663 |
| Месяц реализации 1 | Сумма инвестиционных затрат | Сумма эксплуатационных затрат | Итоговая сумма |
| Июль 2020 | 2503 | 195 | 2698 |
| Август 2020 | 82410 | 12 708 | 95118 |
| Сентябрь | 1 560 | 5 980 | 7 540 |
| 2020 |
9 | ||
| Итого: | 86473 | 19 663 | 106136 |
| 4 |
| Показатели | До внедрения мероприятий | После внедрения мероприятий | Изменение, % |
| Объем реализации услуг, млн. руб. | 3202,5 | 3493,9 | +9,1 |
| Средняя списочная численность 1 работающих, чел. | 1061 | 992,6 | -9,34 |
| Производительность, млн. руб. | 3,02 | 3,52 | +16,4 |
В результате реализации проектных мероприятий будет увеличен объем продаж компании, что связано с повышением качества предоставляемых услуг за счет автоматизации бизнес-процессов. Производительность сотрудников будет увеличиваться на 16,4% в год. Эти показатели показывают эффективность деятельности проекта.
Изменения в организационной структуре затронут подсистемы управления компании. Чтобы изменения были успешными, роли и обязанности должны быть четко распределены. Для этого составлена таблица обязанностей (таблица 15).
Таблица 15
Матрица ответственности
| № | Этап | Генеральн ый директор | Службы стейкхолд еров | Руководит ели подраздел ений | Главный бухгалтер |
| 1 | Информирование | О | И |
| заинтересованных сторон о текущих событиях | |||||
| 2 | Меры по снижению сопротивления изменениям | О | И | ||
| 3 | Порядок смены персонала и организации. структура. | О,И | |||
| 4 | Обновить внутреннюю документацию HR | О,И | |||
| 5 | Выбор заинтересованных сторон и доработка обновленной организации. структура |
О |
И | ||
| 6 | Развитие нематериальной системы стимулирования | О.И | И | ||
| 7 | Совместная деятельность с образовательными учреждениями | О,И | |||
| 8 | Организация и внедрение системы руководства, наладки и внутреннего обучения |
О |
И | ||
| 9 | Разработка и внедрение системы материального стимулирования | О | И | ||
| 1 0 | Организация системы анализа рынка труда и учета ситуации управления персоналом среди конкурентов |
О,И | |||
| 1 | Внедрение соц. пакета | О | И |
| 1 | |||||
| 1 2 | Оценка эффективности | О | И | И | И |
| Показатель | Описание |
| Цель изменений | Цели проекта: — уменьшение издержек, обусловленных ростом текучести; — увеличение объема продаж; — увеличение привлекательности АО «Шнайдер Электрик» на рынке труда. |
| Причины изменений | Внешние: усиление позиций конкурентов на рынке труда. Внутренние: снижение производительности труда, рост текучести стейкхолдеров. |
| Наличие плана изменений | Разработан план внедрения изменений, рассчитанный на 8 мес. |
| Видение | Видение (стратегическая презентация будущего состояния организации): в 2019 году компания ставит цели развития: увеличить продажи. повысить производительность труда.1 |
| Ресурсы (финансовые, временные, людские) | Финансовые: зарплата, соц. пакет. |
| Стратегия изменений | Согласно приведенному выше видению компании, ее стратегия — это стратегия динамического развития, то есть основное внимание здесь уделяется постепенному развитию. Управление человеческими ресурсами должно |
| быть полностью интегрировано в стратегию компании и 1 стратегические потребности. | |
| Мероприятия по | Информирование заинтересованных сторон о целях, |
| снижению | видении и плане изменений. |
| сопротивления | |
| стейкхолдеров |
Также необходимо организовать сотрудничество с учебными замены.
Для визуального обзора действий на рисунке 14 показана диаграмма
Рис. 14. Диаграмма Ганта
Таким образом, длительность внедрения проекта составит 1,5 месяца.
Выводы по главе 3
В ходе исследования компании стало понятно, что действующая организационная структура – система с плохо согласованными функциями, полномочиями и слабо разделенными границами ответственности между структурными элементами компании.
Поэтому для усовершенствования структуры применили результаты, которые получены в ходе разработки архитектуры бизнес-процессов отдела системного администрирования.
Предлагаемая организационная структура компании предполагает четкое разделение функций в рамках структура, с четко обозначенным подчинением.
Также в рамках реализации проекта были разработаны новые инструкции для работников отдела.
В увеличение объема продаж АО «Шнайдер Электрик», что связано с повышением качества оказываемых услуг вследствие автоматизации бизнес- процессов. Производительность сотрудников вырастет на 16,4% в год. Данные показатели свидетельствуют об эффективности проектных мероприятий.
Заключение
В рамках исследования определяется, что инновационный проект – проект, в рамках которого компания реализует высокодоходный проект, предполагающий высокий уровень неопределенности и создание нового товара или услуги; использует инновационную бизнес-модель и команду, имеющую проактивный способ мышления; характеризуется высоким уровнем производительности и небольшим периодом окупаемости инвестиций.
Одним из способов финансирования инновационных проектов является венчурный капитал. В целом, в условиях глобализации венчурного капитала в инновационной экономике, различные виды частных и институциональных инвесторов ВК играют ключевую роль в предпринимательских компаниях в зависимости от стадии развития компании. Но частные силы и рыночная конкуренция не могут обеспечить социально необходимого количества рискового капитала.
Остаются видимыми недостатки в механизмах направления финансирования для запуска (инновационного проекта) или ранней стадии расширения компании. Сегодня банковские системы двигаются в некоторых отношениях в направлении рыночной ориентации, прозрачность увеличилась равно как поддержка малых (миноритарных) акционеров и конкуренции за владение и контроль.
В ходе исследования компании стало понятно, что действующая организационная структура – система с плохо согласованными функциями, полномочиями и слабо разделенными границами ответственности между структурными элементами компании.
Поэтому для усовершенствования структуры применили результаты, которые получены в ходе разработки архитектуры бизнес-процессов отдела системного администрирования.
В результате проведенного анализа были определены следующие проблемы и направления их решения для АО «Шнайдер Электрик»:
- Несовершенная организационная структура. Решение: предложить улучшить организационную структуру.
- Недостаточно хорошо регламентировано взаимодействие между отделом и его внешней средой (другими отделами, клиентами). Решение: разработка бизнес-процессов.
- Недостаточный уровень автоматизации. Решение: разработка программного обеспечения.
В результате проведенного исследования определено, что для усовершенствования работы отдела возможны следящие направления:
- Моделирование бизнес-процессов.
- Автоматизация бизнес-процессов путем разработки программного обеспечения.
- Повышение мотивации исполнителей к более качественной работе.
Предлагаемая организационная структура компании предполагает четкое разделение функций в рамках структура, с четко обозначенным подчинением.
Также в рамках реализации проекта были разработаны новые инструкции для работников отдела.
В увеличение объема продаж АО «Шнайдер Электрик», что связано с повышением качества оказываемых услуг вследствие автоматизации бизнес- процессов в системе управления инновационными проектами. Производительность сотрудников вырастет на 16,4% в год. Данные показатели свидетельствуют об эффективности проектных мероприятий.
