Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1930-1930 ГОДАХ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 5
1.1 Повседневная жизнь и общественные настроения в СССР В 1920-1930-е годы 5
1.2 Особенности быта советской семьи. 11
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В 1920 – 1930 гг 23
2.1 Государственная молодежная политика в 20-30 годы ХХ века. 23
2.2 Отношение к преобразованиям в стране среди школьников и студенческой молодежи 34
2.3 Быт и субкультура советской молодежи в 20-30 годы.. 47
Заключение. 57
Список использованной литературы.. 59
Приложение. 62
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе построения российского общества особую актуальность приобретает молодежная политика. Молодежь — это двигатель прогресса, новаторы и будущее нации, вносит свой непосредственный вклад в развитие общества и страны. Это не только субъект политической активности, но и субъект по ускорению интеграции общества. Молодежь играет активную роль в становлении институтов гражданского общества. Соответственно, правильно разработанный законодательно-правовой механизм будет способствовать интеграции и продвижению молодежного лидерства.
С 2005 года в России действует молодежная организация «Молодая Гвардия». В 2016 году в России начало свою деятельность всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия», которому удалось объединить множество мелкие независящие друг от друга патриотические организации в одну большую команду, объединённую одной идеей. Однако данные организации пока не смогли объединить все подрастающее поколение. И в этой связи необходимо обратиться к историческому опыту, к периоду 20-30 годов ХХ века.
По мнению историков, именно молодежь в первой четверти ХХ века стала активным участником радикальных преобразований. Именно они отстаивали интересы большевистской власти, непосредственно участвовали в строительстве нового государства.
Целью настоящей работы является исследование повседневной жизни советской молодёжи в 1920 – 1930 годы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть повседневную жизнь и общественные настроения в СССР В 1920-1930-е годы.
- Выявить особенности быта советской семьи.
- Изучить государственную молодежную политику в 20-30 годы ХХ века.
- Рассмотреть отношение к преобразованиям в стране среди школьников и студенческой молодежи.
- Изучить быт и субкультуру советской молодежи в 20-30 годы.
Предметом данной работы являются социально-экономические, демографические, культурно-просветительские аспекты повседневной жизни советской молодежи 20-30 годов.
Объектом – советская молодежь 20-30 годов.
Хронологические рамки исследования – 1920-1939 годы ХХ века. Данная периодизация обусловлена тем, что обозначенные годы представляют собой целостный период, связанный со становлением и развитием нового государства – Советского Союза.
Теоретической основой работы стали труды отечественных историков, исследователей советского периода, статьи в периодической и специальной литературе, Интернет-ресурсы. Особое ценность при написании настоящей работы представляет работа А.Ю.Рожкова «В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека 1920-х годов»[1]. А.Рожков при написании книги использовал большой фактический материал, включающий недавно рассекреченные документы. В книге исследованы повседневные практики школьников, студентов и красноармейцев 1920-х годов, проблемы и опыт их инкорпорирования в мир взрослых.
В структурном отношении настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 1930-1930 ГОДАХ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Повседневная жизнь и общественные настроения в СССР В 1920-1930-е годы
Начало ХХ столетия вошло в отечественную историю как время кардинальных перемен в Российском обществе. Страна пережила три революции: 1905-1907 гг., февраля и октября 1917 г., и три изнурительные войны — Русско-японскую, Первую мировую и Гражданскую.
Пришедшие в октябре 1917 года большевики принялась за преобразование «отсталой» и «прогнившей», по их мнению, России, одновременно революционизируя другие страны. Если сравнивать построенное в СССР за годы предвоенных пятилеток социалистическое общество с тем, каким его представляли себе люди, пошедшие в 1917-м за большевиками: полным благосостояния и свободным от эксплуатации, — то несоответствие окажется колоссальным, а потому трудно найти сходство между светлыми социалистическими идеалами большевиков и реально созданным к концу 20-х годов советским обществом.
Разработанная большевиками политическая доктрина предполагала в
экономической сфере национализацию частной собственности и создание централизованного управления экономикой. В государственную собственность переходили все промышленные предприятия, банки, железнодорожный транспорт и средства связи и т.д. В феврале 1918 г. ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по которому весной того же года началась реализация «Декрета о земле». Согласно этому документу, 150 млн десятин земли должны были перейти к крестьянам на безвозмездной основе, освобождая их от задолженности банкам и от платежей за аренду.
Однако объявленная народной «общественная» собственность таковой не являлась, ею управляла бурно разраставшаяся советская номенклатура, которая постепенно превращалась в новый привилегированный класс. Лозунги «фабрики – рабочим», «земля – крестьянам» на поверку оборачивались социальной демагогией.
На рассматриваемом временном отрезке, с определенной степенью условности, можно выделить несколько этапов. Особое место занимают 1917, 1918-1922 годы — как один из трагических и запутанных в отношениях власти и общества периодов истории нашей страны.
С 1921 г. страна перешла к НЭПу, что не могло не сказаться на жизни простого человека. Крестьяне с надеждой смотрели в будущее, так как отменялись чрезвычайные меры времен Гражданской войны. В то же время в 1921-1922 гг. страна столкнулась с засухой и неурожаем, от голода погибло от 1 до 5 млн. человек.
В 1924 г. был введен единый сельхозналог (в денежном виде) вместо продразверстки, крестьянам разрешалась аренда земли и использование наемного труда. Рос слой среднего крестьянства. Также происходило разгосударствление и в сфере промышленности и услуг, росло количество частных предприятий, их собственников стали называть «нэпманами». Для борьбы с гиперинфляцией в 1922-1924 гг. Совнарком принял решение о введении червонца, что стабилизировало экономическую систему. В городе была отменена карточная система, восстановлена плата за проезд и жильё. Предприятия перешли на хозрасчет, а рабочие стали получать сдельную оплату труда. Возвращение товарно-денежных отношений вызвало неоднозначную реакцию общества, вновь случались забастовки на заводах, рабочие требовали повышения оплаты труда, росла безработица.
Индустриальный рывок начала 30-х годов был также в значительной степени достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.
В 1932-1933 гг. из-за голода погибло около 3-4 млн. человек. В результате коллективизации и «ликвидации аграрного переселения» городское население в СССР значительно выросло. Росло население старых городов, стремительно увеличивалось количество городских поселков, возникавших вокруг новых центров промышленности.
Государство стремилось регулировать процесс миграции населения: в 1932 г. вводились паспорта, появился институт прописки населения, как крестьян, так и горожан. Колхозникам и единоличникам паспорта были не положены. При этом масштабного жилищного строительства даже в таких городах как в Москве и Ленинграде не велось. Горожане в основном жили в бараках и коммунальных квартирах в крайне стесненных условиях.
До конца 1934 г. основные продукты питания и промтовары распространялись среди населения по карточкам. При этом население распределялось на категории, в зависимости от принадлежности к той или иной группе устанавливался и размер пайка. Лишенцы, урезанные в гражданских правах (представители буржуазии, дворянства, лица духовного сословия), были вне системы распределения и покупали необходимые товары в магазинах. С начала 1935 г. карточная система была отменена, но вместо нее вводились ограничения на продажу товаров в одни руки. 1936 и 1939 гг. были неурожайными, что привело к острой нехватке продовольствия в городах.
Ситуация со снабжением городского населения непродовольственными товарами также оставалась непростой, поскольку после свертывания НЭПа фактически не осталось кустарного производства, не хватало обуви и одежды, за ними выстраивались очереди в магазинах. Дефицит рождал появление спекулянтов.
Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжелыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А.Г. Стаханова, добывшего 102 т. угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда[4].
Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым.
Однако нельзя рассматривать данный исторический период лишь с негативной стороны. В 20-30 годы ХХ века советские люди были полны энтузиазма и надежд на светлое будущее.
В 1933 году в СССР были отменены карточки на продукты. Это означало некоторое улучшение жизненных условий. Открывались ресторанчики, кафе и столовые. Правда, некоторые деликатесы по-прежнему было не достать. Но в эти же годы, во многом, благодаря наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну, в рационе советских граждан появились привезенные из США консервы, сосиски, советское шампанское и даже разные виды мороженого.
Что же касается пищи духовной, то она с избытком предоставлялась советским людям. Это стало возможным потому, что еще в 20-е годы была запущена программа всеобщей ликвидации безграмотности, когда издавались специальные буквари и пособия, открывались начальные и средние школы. В итоге к 1939 году общий уровень грамотности населения достиг показателя в 87,4 % (в 1917 году он был 43 %). В городах и селах открывались клубы, «культчайные», дворцы культуры и дома пионеров. В них проводились политические собрания, показывались советские кинофильмы, устраивались мероприятия.
В сфере образования в 30-е годы был сделан большой прорыв. Открылось множество училищ, техникумов, университетов. Выросло число студентов. Причем, образование людей перестало строиться только на марксистко-ленинской теории, но стала внедряться и традиционно-патриотическая линия. Вновь вспомнились имена исторических героев, о которых снимались фильмы (Иван Грозный, Александр Невский, Минин и Пожарский). Не забыли и о великой русской литературе. Так, в 1937 году было широко отмечено 100-летие гибели Пушкина. Не обходили вниманием и патриотическое воспитание молодежи. Именно в эти годы появились соревнования «Готов к труду и обороне СССР» и «Ворошиловский стрелок».
Правда, не стоит забывать и о пропагандистских моментах. Если говорить об образовании, то всякий плюрализм был уничтожен, а главной идеологической книгой стал «Краткий курс истории ВКП (б)», редактированный Сталиным. В этом труде, который были обязаны изучать все жители СССР, излагалась «правильная» точка зрения на революцию, Гражданскую войну и 20-е годы, где бывшие герои стали предателями и врагами. А чего только стоит культ личности «отца народов» Сталина, которого в эти годы воспевали на плакатах и страницах всех газет, журналов и книг.
Пропаганда стала важной частью жизни. Ежедневно гражданам СССР рассказывали о достижениях советских летчиков и полярников,стахановцев и победителей соцсоревнований, примеры которых должны были вдохновить жителей могучего Советского Союза на новые подвиги по достижению социализма. В это время были введены награды «Герой Социалистического труда» и «Герой Советского Союза».
Советской морали соответствовало только то, что приближало победу социализма, способствовало победе над религией, классовыми врагами. Лишив людей веры в Бога, власть насадила новый коммунистический культ со своими «святыми» и «мучениками».
Поколение 20-30-х годов искренне верило в то, что будет построено общество равноправия, социальной справедливости. В подавляющем большинстве молодые люди в силу своего возраста с воодушевлением откликались на призыв власти построить такое общество.
Особенности быта советской семьи
В начале ХХ века войны, в которых участвовала Россия, Октябрьская революция 1917 года, в результате которой власть перешла к большевикам, изменили, или, точнее сказать, уничтожили все прежние устои и традиции, по которым жило и развивалось российское общество на протяжении многих веков. Достаточно сказать, что одни из самых основополагающих и важнейших устоев общества – заключение брака и крещение детей, права и обязанности супругов, основы семейной жизни, то есть все, что всячески поддерживалось Православной церковью, – всё это было исключено из жизни людей под влиянием новой революционной действительности, объявлялось влиянием «опиума для народа» — религии.
Экономика Советского Союза в 20-е годы требовала стабилизации и разработки своевременного роста, что было под силу лишь политике НЭПа. Однако качественный этап развития мог начаться лишь благодаря новому индустриальному подъему, в том числе в сфере военного производства. НЭПом были предусмотрены все возможные пути становления народного хозяйства, но проблемой стало их несоответствие идеям коммунистического общества. В итоге данное противоречие привело к появлению таких понятий, как индустриализация и коллективизация.
К положительным сторонам индустриализации стоит, в первую очередь, отнести прогресс в промышленности, ликвидацию безработицы, расширение социальной сферы, а также прогресс в области всеобщего образования.
Однако следует признать, что бытовая жизнь граждан новой России, ее правила, традиции и устои испытали меньшее давление, чем другие сферы, подверглись наименьшим переменам.
Возродилась полузабытая, но все же не исчезнувшая в годы гражданской войны дореволюционная традиция художественных или научных «сред», «четвергов» и т.п. Доклады на них были самые разнообразные – на литературные, философские и богословские темы.
Музыка и танцы были частыми элементами гостевого общения. Попытки внедрить новые политизированные танцы, например, танец «За власть Советов» под музыку песни «Смело, товарищи, в ногу», успеха не имели.
В начале июля 1924 г. Главрепертком разослал секретный циркуляр, запрещавший исполнение на танцевальных вечерах и в качестве эстрадных номеров фокстрота, шимми, тустепа и прочих порождений «западноевропейского ресторана», представляющих «из себя салонную имитацию полового акта и всякого рода физиологических извращений». К концу 1920-х гг. усилилось вторжение государства в сферу досуга. Сокращалось посещение литературных и других бесед, сокращалось и сугубо родственное общение. Ухудшение продовольственной ситуации, введение карточной системы не способствовали частым встречам за столом.
Характерной ячейкой общения для города был городской двор. Существовала автономность двора. Каждый двор принадлежал только тем, кто живет в данном доме. Дворник имел право прогнать со двора любого чужака, если тот покажется ему подозрительным. Здесь существовали свои законы, здесь играли в лапту и другие игры. Городские власти не одобряли деятельности бродячих музыкантов и певцов, цыган сучеными медведями, и пытались с ними бороться. Но, судя по мемуарам, песни и музыка под окнами продолжали звучать и позднее, до 1930-х гг.
В выходные дни тысячи и десятки тысяч горожан, не желающих сидеть дома, устремлялись в музеи, сады и парки. Большой популярностью пользовался зоосад. Интерес к музеям тоже был огромным. Впервые годы НЭПа их число стало стремительно возрастать. Преобладали коллективные экскурсии, что было удобно в организованном и техническом отношениях, а также с политико-просветительской точки зрения.
Загородные поездки и прогулки не всегда имели целью повышение своего культурного уровня. Уехать из города в выходные или праздники, чтобы просто отдохнуть на природе, искупаться и позагорать летом, покататься на лыжах зимой, становилось характерной чертой большинства горожан именно с 1920-х гг. С переходом к НЭПу стала постепенно возрождаться и дачная жизнь. В 1920-е гг. дачниками оставались преимущественно служащие и интеллигенция. Рабочих среди дачников практически не было.
Улицы, площади, скверы и сады города нередко превращались в площадки и сцены, на которых разворачивались увлекательные представления. В течение 1920-х гг. из календаря методично изымались религиозные праздники, которые официально именовались даже не праздниками, а днями отдыха. В 1930-м г. все религиозные праздники, включая Пасху, которая неизменно приходится на воскресенье, то есть официальный день отдыха, оказались исключенными из советского календаря. В 1930-м страна перешла на 5-дневную рабочую неделю, когда после 4-х рабочих дней наступал день отдыха. Направленность праздников стала односторонней:22 января – День Интернационала; 22 января – День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 года; 1 и 2 мая — Дни Интернационала; 7 и 8 ноября – Дни Октябрьской революции.
Стремясь избавиться от религиозных праздников, власти пытались воскресить народные гуляния. «Балаганы, аттракционы, качели, хоры, гармонисты и гусляры, рожечники и скоморохи, петрушки и акробаты», — соблазняли прохожих надписи на многочисленных афишах, расклеенных по всему городу. Посетители могли полюбоваться обрядом русской народной свадьбы, послушать игру духового оркестра, поупражняться в стрельбе в цель и бросании колец, испытать свою силу на пружинном динамометре.
Различные формы уличных шествий — это тоже элемент проведения досуга, к тому же наполненный определенным содержанием.
Изобретение братьев Люмьер заметно изменило пропорции в распределении свободного времени всего человечества. Конечно, сначала кино входило в быт городских жителей, и прежде всего, в крупных городах. В начале НЭПа ещё слабому государственному кинематографу пришлось столкнуться в борьбе за зрителя с конкуренцией со стороны частного кинематографа, обладавшего значительным преимуществом – знанием специфики кино.
Из фильмов 1924 г. можно назвать следующие: «Талмуд и любовь», «Курьер Наполеона», «Случайный муж», «Черный конверт», «Трагедия женщины», «Остап Бандура», «Красные партизаны», и многие другие. Опрос ленинградских юношей и девушек, проведенный в1925 г., показал, что более 60% из посещающих кинотеатры оценивали кино лишь как развлечение. Им было безразлично идейное содержание картин[7].
В жизни дореволюционного городского жителя театр занимал иное место, чем кинематограф. В силу устоявшихся традиций театр был менее демократичен, чем кино, и его посещали в основном «привилегированная публика», служащие, студенчество. Среди рабочих он не пользовался популярностью.
В декабре 1922 г. было проведено исследование, в рамках которого с помощью анкетирования рабочих семей Петрограда было выяснено, что кино и театр посещает 31% опрошенных. Несомненно, что популярность кинематографа была все-таки выше. Расцвет частных театров приходится на 1923г., когда они составили почти треть всех театральных коллективов страны.
Но уже тогда власть предпринимала первые меры по их уничтожению. Постановки подвергались критике в прессе, а репертуарный комитет получил право запрещать произведения, «явно направленные против советской власти и дискредитирующие советскую власть… следить за тем, чтобы репертуар не содержал в себе явной порнографии или ярко выраженных сексуальных моментов.
Билеты в театр стоили дорого. Но это была не единственная проблема. В крупных городах театры располагались в центре города, и окраинному населению, в основном рабочему, было трудно посещать их вечером. Поэтому театры стали организовывать утренние, а также выездные спектакли.
Без государственной поддержки большинству театров было просто не выжить. Помощь им оказывалась разными способами: снижением налогов и введением льгот, единовременными пособиями и постоянными государственными субсидиями. В середине 1920-х гг. появились первые «социалистические пьесы»; некоторые из них – «Бронепоезд 14-69»В.В. Иванова, «Штиль» В.Н. Билль-Белоцерковского.
Среди разнообразных форм заполнения свободного времени чтение книг занимало не последнее место благодаря большой доступности. Количество массовых библиотек росло. Их фонды формировались разными способами, поэтому тематически они были довольно пестрыми, и нередко большую часть книг составляла литература, изданная ещё до революции. Сохранялись пока и частные библиотеки. Что же читали? Опросы и обследования давали разные ответы. Молодые комсомольские активисты и рядовые комсомольцы испытывали интерес к общественно-политической литературе. Работы Ленина, сокращенный вариант книги Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир», «Азбука революции» Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского, популярная атеистическая литература – эти и подобные им книги пользовались у них спросом. Работницы фабрик больше любили Потапенко, Достоевского, Горького чтоб с печальными концами. Петроградский губком комсомола в 1923 г. сообщал, что молодежь с удовольствием читает произведения Пушкина, Гоголя и Тургенева, Дж. Лондона и Э. Синклера.
Девушки предпочитали читать сентиментальные повести, а юноши – старые авантюрные романы. Запрещалось к публикации по идеологическим соображениям, как правило, 1-3% книг и брошюр. Всеобщего контроля над выходящей и ввозимой в Россию литературой к середине 1920-х гг. добиться не удалось, поэтому попадались в продаже и не всегда удобные для властей книги.
Таим образом, после гражданской войны, повседневный отдых жителей городов стал претерпевать изменения. Четко прослеживается тенденция к переходу от индивидуального отдыха к коллективному. На выбор граждан предоставлены прогулки в парках, посещение кружков и секций, выставок и спектаклей, а так же посещение публичных лекций. Интерес к ним был также обусловлен низкой стоимостью.
Еще одним видом досуга было чтение книг, свою популярность книги заслужили постоянным ростом публичных библиотек по стране. Имелись и виды проведения свободного времени не доступные гражданам Советской России, например, театр. Это связано с высокой стоимостью билетов и расположением театров только в центре городов. Дабы предотвратить закрытие театров, государство было вынужденно постоянно субсидировать их работу.
Всё это не только помогало советскому человеку отдыхать и развиваться после ударного труда, но и способствовало формированию нового сознания.
В целом, это время можно назвать периодом великого народного энтузиазма, воодушевления и подвижничества. Люди были готовы идти за своим вождем Сталиным, готовы были выполнять любые его приказы и даже готовы были верить во все, что он скажет.
В эти годы руководство страны боролось за народ, открывая санатории и давая ему бесплатную медицину, образовывая его и запрещая аборты, возвращая ему историю и великую литературу.С одной стороны, это время великих свершений, которые люди творили вопреки непростым условиям и в надежде на светлое будущее. А с другой, это время великой лжи и страшных преступлений, когда вчерашние герои становились «врагами», когда соседи, друзья и коллеги оказывались «троцкистами», «контрреволюционерами» и «шпионами». Это время борьбы с верой и Богом и, одновременно — время возвышения новых богов — Ленина и Сталина…
Советская власть, взяв за основу девиз «все до основания мы разрушим, а затем мы наш, мы новый мир построим…» начала проводить в жизнь новую культурную политику, в итоге должен был быть построен совершенно новый тип культуры – пролетарский. В его основе лежали идеи марксизма. Воспитание нового типа человека, всеобщая грамотность и просвещение, создание монументальных художественных произведений, в которых воспеваются трудовые подвиги простых людей – вот основные постулаты строящегося нового типа культуры. Пролетарская культура создавалась, чтобы сменить дворянскую и буржуазную культуры, которые в России еще и не успели сформироваться.
Все делалось быстро: создали под руководством А.Б. Луначарского Государственная комиссия по просвещению, которая должна была руководить культурой и контролировать ее. Появился отдел в Наркомпросе, который управлял делами культуры национальных меньшинств. На месте упраздненных общественных, профессиональных и творческих организаций, типа Союза деятелей художественной культуры, образовывались новые: «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио, и им подобные. Особенности нового быта Новые культурные веяния отразились и на культуре быта. Так, осуждалось мещанство, умеренность и индивидуализм. Например, до середины 30-х годов партийная интеллигенция, ориентируясь на В. Маяковского, пыталась создать модель новой семьи, которая была бы свободна от ревности, предрассудков, и не ориентировалась на традиционные принципы отношений между женщиной и мужчиной.
Во второй половине 30-х все вернулось на круги своя: возвращаются идеалы семьи, профессионализм, ценность классического образования. Меняются вкусы, манеры поведения, обиход. В СМИ обсуждается проблема понимания, какого человека считать культурным. Появляются модные журналы, и открывается Московский институт косметики и гигиены. Женщины озаботились своими прическами, нарядами и парфюмерией, а мужчины – воспитанием изысканных манер, потому что в это время в культуре быта особенно важной была забота о внешности и личной гигиене. Кстати, в 1936 году СССР превзошел Францию по выпуску парфюмерии и занял третье место в мире после Америки и Англии.
На смену военной форме пришла одежда гражданского типа. А в быту появились вещи, которые до этого времени не были даже известны народным массам (рабочий класс страны, который пополнялся в основном за счет беднеющей деревни, жил в бараках, коммунальных квартирах, общежитиях): этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры, белоснежные занавески, скатерти и подобное. Культурным человеком в то время считался человек, который не только был образцовым тружеником, но и в быту так же был образцовым, т.е. он соблюдал правила общежития, помогал товарищам, активно участвовал в субботниках. Жены руководящих работников промышленности развернули «движение общественниц», они занимались внедрением культуры в рабочую массу. Их деятельность в основном была практической: уничтожали грязь и бескультурье в бараках рабочих семей, старались как-то сделать лучше рабочий быт.
Постепенно в быт советских людей стали возвращаться старые ценности. Так, А.С. Пушкин объявляется достоянием народа и образцом гражданина, а его язык – речевым каноном. Приветствуется чтение классической литературы.
Однако вскоре под культурным образованием стало подразумеваться знание основ марксизма и воспитание большевистской сознательности. Галантность стала осуждаться, а ей на смену пришла партийная сознательность
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В 1920 – 1930 гг
2.1 Государственная молодежная политика в 20-30 годы ХХ века
В тезисах Государственного учебного совета обозначалась цель новой советской школы — «воспитать полезного члена общества». Жизнерадостного, здорового и работоспособного, проникнутого общественными инстинктами, сознающего своё место в природе и обществе. Умеющего разобраться в текущих событиях — «стойкого борца за идеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества». Примечательно, что само понятие «образование» в 1920-е годы исчезает из педагогического лексикона и заменяется понятием «социальное воспитание». Оно было максимально приближено к сегодняшнему термину «социализация».
В 1920-е в школы детей, как правило, отдавали с восьми лет. Допускался приём детей на год раньше и на три года позже указанного возраста. Советская школа делилась на две ступени. Первая ступень предназначалась для детей 8-11 лет, вторая — для 12-17.
Первое советское десятилетие — время тотальной перестройки общества и всевозможных экспериментов, которые коснулись и сферы образования. Советским руководством была поставлена задача ликвидации безграмотности и воспитания человека нового типа. Как именно это происходило, описал историк Александр Рожков в книге «В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов»[9].
Для Рожкова школа 1920-х годов — главный социально-исторический контекст, в котором пришлось расти героям книги, представителям первого советского поколения. «Мне представляется самым важным ответить на вопрос о том, кем в действительности являлся и кем ощущал себя школьник тех лет — пассивным объектом формирующегося воздействиям извне или полноправным субъектом своего личного развития»[10], — пишет историк. Вопрос не праздный. В стране в этот период разворачивается коммунистический эксперимент. Советский Союз — самое творческое во всех отношениях место на земле. А большевики всё ещё уверены, что для претворения в жизнь идеологии Маркса-Ленина нужно опираться на творчество масс. Но нужно ли опираться на детей и подростков, личности которых только формируются?
В 1922 году нарком просвещения Анатолий Луначарский перед стартом программы ликвидации безграмотности признавал, что школ первой ступени хватает только для половины детей. А школы второй ступени могут посещать только 5-6% нуждающихся. Но уже к концу десятилетия в советской России насчитывалось 113 400 школ первой ступени, в которых обучалось свыше 8,7 миллиона детей. В 1800 школах второй ступени учился почти миллион человек. Говоря об этих цифрах, нужно учитывать доступность школы в каждом конкретном случае. Так, например, в кубанской станице Брюховецкой в 1925 году из 170 детей, записанных в школу, в первый класс пошли только 47 человек. Здание просто не могло вместить большее количество. Обучение в школах в несколько смен было скорее нормой, чем исключением. Да и техническая оснащённость учебных заведений оставляла желать лучшего[11].
Луначарский в 1920 году жаловался товарищам по партии, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница — на 100 учащихся
Уже к середине десятилетия школы стали получать деньги на покупку необходимых принадлежностей. Впрочем, практика писать на полях газет из-за недостатка бумаги существовала вплоть до начала 1950-х годов.
Важно отметить, что эти перемены в среде учащихся в целом оценивались положительно:
- В отличие от семьи, в школе можно было расширять свой кругозор.
- В семье дети были лишены того круга разнообразного общения, которое давала школа.
- В школе не нужно было заниматься физическим трудом, а в 1920-е годы, особенно в сельской местности, занятость детей в хозяйствах родителей была очень высока.
- Развитая в это время система школьного самоуправления способствовала решению многих конфликтных ситуаций в пользу школьника. В семьях же физические наказания были скорее нормой, чем исключением[12].
По данным Северо-Кавказского краевого отдела народного образования, в 1928 году 37% учащихся школ первой ступени жаловались на постоянные избиения со стороны родителей. В школе при московском заводе «Серп и молот» 100% учащихся жаловались на побои. 65% из них говорили, что их били «чем попало». 25% жаловались на пинки ногами. 15% родителей били детей ремнём или розгами. В том же отчёте о заводской школе приводятся и другие интересные факты: 98% родителей откровенно лгали при детях; 18% приносили домой ворованные инструменты; 75% детей признавались, что регулярно видят занятия сексом родителей. На таком фоне становится ясно, почему дети были скорее за то, чтобы исключить родителей из процесса «социального воспитания». При этом совсем уж обойтись без родителей государство не могло.
К середине 20-х годов финансовые трудности в образовании решили победить, обязав финансировать школы на местном уровне, то есть за счёт родителей школьников. Результаты этого нововведения были разными. Например, в Сочи школы почти на 50% содержались родителями — на редкость высокий показатель. Но гораздо чаще в воспоминаниях о тех временах можно встретить жалобы на нежелание родителей приносить деньги в школу. «Крестьяне одного села, внешне равнодушные к религии, кормили восемь служителей церкви, но не могли прокормить одного учителя. Хотя и заявляли, что понимают важность школьного образования», — приводит Рыжков воспоминания одного из современников.
Но самым заметным революционным нововведением 1920-х годов стало совместное обучение мальчиков и девочек. Оно вводилось двумя разными моделями — «петроградской» и «московской».
Первая была более либеральной: девочка могла поступить в мужское учебное заведение, и наоборот. «Московская» модель подразумевала деление мужских и женских учебных заведений пополам. Из получившихся половин образовывали две новые школы.
Если до революции раздельное обучение способствовало позднему началу половой жизни, то теперь её старт приходился на школьные годы.
В этом контексте интересно смещение понятия «разврат» — теперь под ним понималось «мещанское» ухаживание с цветами, желание обладать одним партнёром. В рассказе Пантелеймона Романова «Суд над пионером» есть такой фрагмент: «Если она тебе для физических сношений, ты мог честно, по-товарищески, заявить ей об этом, а не развращать подниманием платочков и мешки вместо неё носить. Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдём к проституткам, потому что у нас есть товарищи».
В то же время раздельное обучение в некоторых формах сохранялось. Мальчики и девочки охотно сидели вместе только в первых и вторых классах. Затем во всех школах, где это позволяло помещение, дети рассаживались по гендерному признаку.
Большевики обещали, что школа будет доступна всем. На практике же с самого начала в советской России образовался огромный слой лишенцев — людей, которым отказывали в обучении в школе из-за происхождения. Речь шла о детях дворян, купцов, кулаков, священников, царских чиновников и офицеров. Статистика о лишенцах крайне противоречива.
Число людей, которым было отказано в образовании из-за происхождения, колеблется в диапазоне от 500 тысяч до четырёх миллионов
Проблема стояла очень остро. Кого-то не допускали к образованию вообще, кому-то не давали его продолжить. Писатель Максим Горький получил письмо такого содержания: «Мы, дети, окончившие семилетку, мечтаем попасть в профшколы, чтобы учиться, но, увы, мы — дети бывших людей, и нам двери закрыты везде и всюду, потому что нас зачал, родил чуждый элемент для советской власти… Жить так дальше нельзя, это мучение нестерпимо — это садизм. Таких детей надо уничтожать, родителей — кастрировать. Ведь мы никакого преступления не совершили — зачем так жестоко карать. Проклят час, когда нас родили».
Понятное дело, что допущенный к образованию ребёнок «из бывших» мог учиться только хорошо: за неуспеваемость он был бы исключён немедленно. При этом общепринятой была практика, что если такой ребёнок учится хорошо, то он обязан вечерами заниматься дополнительно с отстающими детьми.
Социальное неравенство по классовому признаку отчасти уравновешивало небывалое ни до, ни после школьное самоуправление в советской России
Школьные советы стали мощным инструментом в отстаивании учениками своих прав. Так, наказать ребенка можно было только с разрешения совета. А тот, естественно, имел тенденцию покрывать провинившегося. В глазах учителей дореволюционной закалки подобное нововведение ставило под удар вообще всю логику школьного образования.
С начала 1930-х годов школьное самоуправление стало постепенно сворачиваться. Да и вообще, после 1920-х годов эксперименты в образовании почти прекратились. Советская школа стала дрейфовать в сторону прежних дореволюционных принципов. Уже во время войны вернулись дореволюционная гимназическая форма и раздельное обучение. Ввести последнее повсеместно помешала только смерть Сталина.
По всей стране началась ликвидация безграмотности населения, знаменитый ликбез, в котором комсомольцы принимали активнейшее участие. Не имеющие возможности получить нормальное образование, отвлечённые революцией и Гражданской войной, молодые члены РКСМ повышали свой уровень образования, агитируя и других за посещение школ. По всей стране началась борьба с религиозным мракобесием, стали появляться избы-читальни, атеистические кружки, молодые лекторы рассказывали крестьянам и рабочим о политике, мироустройстве, научных открытиях, постепенно обучая население молодой страны прогрессивно мыслить, интересоваться новым, избавляться от оков и суеверий старого мира[16].
Не секрет, что несмотря на развитие науки и промышленности, на прекрасных мыслителей и деятелей науки, искусства и культуры, которые прославили Россию при монархическом строе, деревенское население, недавно освободившееся от крепостного права, пребывало в мире суеверий, предрассудков, нравственных искажений, позволявших им веками существовать в виде частной собственности помещиков. От всего этого надо было избавиться в кратчайший срок. На передовой образовательного фронта оказались комсомольцы 20-30-х годов.
Коммунистический союз молодёжи, сокращённо комсомол, как политическая молодёжная организация новой послереволюционной страны был создан на I Всероссийском съезде Союза рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября 1918 года.
Теперь об этой организации мало кто знает, но слов из песни не выкинуть. ВЛКСМ — это была самая крупная молодежная организация Советского Союза. За 73 года существования через её ряды прошло более 160 миллионов человек всех наций и народностей СССР.
Рождение комсомола началось с того, что в неспокойное время Февральской революции 1917 года общественно-политическая активность молодёжи значительно возросла. Стали появляться молодёжные организации рабочих, члены которых ориентировались в основном на социалистические партии. В 1917 году в Петрограде сформировался ориентирующийся на большевиков Социалистический союз рабочей молодёжи — ССРМ.
Инициатором и идеологом организационного объединения многочисленных молодёжных групп был В. И. Ленин. 29 октября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи было принято решение об объединении отдельных разрозненных союзов в общероссийскую организацию с единым центром, работающую под руководством Коммунистической партии большевиков – РКСМ, Российский коммунистический союз молодежи[18].
Комсомольские билеты появились уже в 1919 году. В условиях гражданской войны, в ходе которой ЦК было объявлено три мобилизации, их хранили и оберегали ценой жизни.
Чуть позже появились первые нагрудные значки члена ВЛКСМ.
В 1924 году после смерти В.И. Ленина организация получила имя вождя, а в 1926 году в связи с образованием СССР стала Всесоюзной и была переименована в ВЛКСМ.
Быть комсомольцем было почетно, потому как в комсомол принимали только достойных, достигших возраста 14 лет и старше. Каждый вступающий в ряды комсомола в обязательном порядке должен был знать устав ВЛКСМ и работу Владимира Ильича Ленина «Задачи союзов молодёжи». Быть членом ВЛКСМ могли быть только люди до 28 лет, член ВЛКСМ достигший этого возраста выбывал из союза молодёжи по возрасту.
Каждый комсомолец должен был платить членские взносы. Для школьников они составляли 2 копейки в месяц. С работающего комсомольца шёл процент от заработной платы.
Через комсомольские организации осуществлялось идеологическое воспитание молодёжи и реализовались политические и социальные проекты. К примеру, студенческие строительные отряды работали на стройках, убирали урожай, работали пионервожатыми в летних лагерях.
Многие комсомольцы, побывавшие в стройотрядах, с теплотой вспоминают неповторимую атмосферу – костры, песни под гитару, свидания под луной. Как любая общественная организация в Советском Союзе, они имели свою символику – значки стройотрядовца и специальную форму.
Обязательными были ежемесячные комсомольские собрания, на которых подводились различные итоги, намечались планы, разбирались персональные дела отдельных комсомольцев.
Комитет комсомола давал рекомендации для продвижения по карьерной лестнице и мог взять на поруки провинившегося товарища. Даже при поступлении в техникумы или высшие учебные заведения была необходима комсомольская характеристика.
Что касается такого явления советского периода тех лет, как коллективизация, то ее главной задачей была ликвидация личного хозяйства и появление общественного. Свободное распоряжение произведенной продукции отныне полностью исключалось, и вся она отдавалась государству. К сожалению, вполне логичным исходом стали проблемы с пропитанием. Массовая коллективизация началась в 1929 году, что вызывало множество волнений в деревнях. Однако ответ государства достаточно жесток, так как на первый план выходят карательные органы. Был сформирован четкий график коллективизации, задающий общий темп процессу развития.
Массовые сопротивления в деревне во многом были связаны с введением паспортной системы в обход крестьянства. Вследствие этого деревенские жители вновь оказались в приниженном положении, потому что они становились прикрепленными к определенному участку и не могли свободно перемещаться. В итоге в 1932 году политика плановой индустриализации и коллективизации привела к массовому голоду.
У союза молодёжи была своя туристическая организация «Спутник», где молодые люди могли приобретать туристические путёвки не только в союзные республики, здравницы, но и в страны соцлагеря: Болгарию, Венгрию, Румынию, Польшу, ГДР, Чехословакию.
Комсомол имел свою газету «Комсомольская правда», которая, кстати, существует до сих пор и называется также. Конечно, по содержанию она совсем уже не та.
У комсомольской организации были и свои награды. Лучшие комсомольские отряды или дружины награждались почётными грамотами, переходящими Красными знамёнами райкомов и горкомов комсомола. Самая высокая награда – лауреат премии Ленинского комсомола, вручалась самым достойным.
К началу 80-х в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте от 14 до 28 лет.
Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ) перестал существовать, не дожив всего один месяц до своего 73 дня рождения.
В истории нет других примеров молодёжного движения, которое бы за годы своего существования охватило более 160 млн человек и могло похвастаться реальными достижениями.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф