Скоро защита?
Меню Услуги

Повседневная жизнь советской молодежи в 1920-1930 нормы и практики. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

2.2 Отношение к преобразованиям в стране среди школьников и студенческой молодежи

 

Рассматривая вопрос отношения к преобразованиям в стране среди школьников необходимо учитывать тот факт, что большевики придавали большое значение пропагандистской работе с гражданами, начиная со школьного возраста. Одной из задач в укреплении своей власти большевики считали вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. Для работы с детьми была создана Пионерия.

Удивительно, но корни этого, казалось бы, чисто коммунистического движения уходят в скаутинг. Мало кто знает, что к 1917 году в России было сформировано немало детских скаутских объединений. В целом эта организация насчитывала около 50 тысяч участников. В преддверии Гражданской войны скауты оказывали различную социальную помощь, были организаторами отрядов детской милиции, устраивали поиски беспризорных детей. Когда к власти пришла Советская власть, скаутское движение начало распадаться по направлениям в зависимости от территории нахождения. Например, в Казани и Петрограде возникли объединения «Лесных братьев», а московское общество строилось на принципах Баден-Пауэлла. Также возникло течение «юкизм», т. е. «юные коммунисты». Они пытались объединить коммунистическую идеологию с принципами скаутизма. Основателем движения юкистов была партийный функционер Вера Бонч-Бруевич. Но в 1919 году на съезде РКСМ приняли решение распустить все скаутские отряды.

С этого момента начинается история пионерской организации в том виде, в каком она запомнилась. Итак, после запрета скаутских отрядов остро началась ощущаться нехватка организаций по работе с детьми. Первой идею сформулировала Н. К. Крупская, выступившая в ноябре 1921 года с докладом, который назывался «О бойскаутизме». Вскоре это выступление было издано в виде небольшой брошюры, в которой говорилось о том, что необходимо в кратчайшие сроки создать детскую организацию, которая была бы «скаутской по форме и коммунистической по содержанию». Сначала руководители комсомола, негативно воспринимавшие скаутизм, настороженно отнеслись к данному предложению. Ведь, вступая в ряды такой организации, дети, по сути, сохраняли традицию, заведенную еще при царизме, что не могло не вызывать опасений. Однако все изменилось, когда после очередного выступления Крупской была сформирована специальная комиссия. На ней И. Жуков представил свой доклад, который был положительно оценен членами Бюро. Сразу после этого началось обсуждение организаторской стороны дела. В самом начале 1922 года на рассмотрение комиссии было выдвинуто предложение о включении в скаутские организации детей, а не комсомольцев, как предлагалось изначально. В это же время И. Жуков предложил назвать новую организацию «пионерской». Само название он позаимствовал у Сетона-Томпсона. Кроме того, пионерская организация многое взяла у скаутизма. Например, игровую форму обучения, организацию по отрядам, управление детьми с помощью вожатых, элементы символики, сборы у костра. Даже девиз «Будь готов!» не является оригинальным.

2 февраля 1922 года был сделан следующий шаг на пути развития истории пионерской организации. Именно в этот день в областные центры были разосланы письма из бюро ЦК о создании детской группы при комсомольской ячейке. Уже 4 февраля было создано специальное бюро, в которое входил Валерий Зорин, бывший скаутмастер. Именно он 12 февраля организовал первую детскую группу в одном из интернатов Замоскворечья. Отряд назвали «Юные разведчики», но долго он не просуществовал. И в скором времени Зорин взялся за организацию детей при заводе «Каучук». Параллельно с Зориным начал работать в этом же направлении Михаил Стремяков, еще один скаутмастер. Он организовал группы в школе фабрично-заводского ученичества при бывшей типографии Машистова. Обычно именно эту детскую группу называют первым пионерским отрядом. Там же в апреле начинает выходить «Барабан», первый пионерский журнал, а затем и «Пионерская правда».

2 марта было создано бюро детских групп, в задачу которого входила разработка устава. Рассмотрен и принят он был на II Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая. День пионерской организации – именно так позднее будет названа эта дата. Конференция не только согласовала устав, но и приняла решение начать повсеместное распространение пионерских организаций. После этого было создано специальное бюро для работы с детьми, в которое вошло семь человек. Среди них были И. Жуков, а также Крупская, в роли наблюдателя от партии, и Луначарский как наблюдатель от правительства.

С этого момента начинают активно формироваться пионерские отряды по всей территории страны. Одновременно с этим распространяется и создается пионерская символика. Именно в 1922 году был сочинен текст одной из известнейших пионерских песен – «Взвейтесь кострами, синие ночи». В Петрограде первая детская группа появилась только 3 декабря. Организатором ее стал комсомолец Сергей Марго. Первые четыре пионерских отряда были созданы из российских групп юных разведчиков. В октябре на очередном съезде РКСМ было принято решение об объединении всех пионерских отрядов в единую организацию, которой было присвоено название «Юные пионеры имени Спартака».

В день смерти Ленина организации присвоили имя вождя. В 1926 году было выпущено специальное постановление, где указывалось новое название детского объединения, сохранившееся до последних дней его существования. Звучало оно как «Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина».

Год образования пионерской организации стал годом начала новой эпохи в жизни многих детей. После 1922 года быть пионером стало так же почетно, как быть комсомольцем. Да и попасть в комсомольцы, не побывав пионером, позднее стало практически невозможно.

Постепенно пионерская организация стала неотделима от социальной жизни страны.

Анализируя отношение молодежи к проводимым преобразованиям в стране, нельзя не сказать о комсомольских стройках. Комсомольские стройки — одна из лучших традиций комсомола. Трудовой призыв молодежи, который осуществлял комсомол на протяжении почти шести десятилетий, имел огромное экономическое и политическое значение, вовлекал в общее дело преобразования страны миллионы юношей и девушек.

Первой комсомольской стройкой стало строительство Волховской ГЭС. В 1920-30-е годы комсомольскими стройками были объявлены Сельмашстрой (Ростов-на-Дону), Тракторострой (Сталинград), Уралмашстрой, строительство Урало-Кузнецкого металлургического комбината, Комсомольска-на-Амуре, первой очереди Московского метрополитена, железнодорожной магистрали Акмолинск — Карталы, разработка нефтяных месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной провинции и др.

На этих стройках молодёжь проявила себя, как реальная сила, способная к геройскому труду и высоконравственному подвигу.

22-29 декабря 1920 года, был принят, разработанный В. И. Лениным, план ГОЭЛРО (Государственная электрификация России). Для его осуществления необходимо было начать строительство сети электростанций по всей стране. В 1921 году начались изыскательские работы для строительства Днепрогэс.  Постройка Александровской плотины проходила с 1923 по 1926 год. И с 1925 по 1928 годы была построена мощная электростанция. С 1929 года начались работы по увеличению мощности Днепрогэса. Огромное количество комсомольцев откликнулись на призыв Коммунистической партии и приняли участие в строительстве станции и воплощении в жизнь ленинского плана[1].

В 1928 году страна приняла первый Пятилетний план своего экономического развития, и уже 23 декабря 1929 года в постановлении ЦК ВКП(б) были сформулированы задачи молодёжи «Об участии ВЛКСМ в хозяйственном строительстве». Забегая вперёд, следует сказать, что в результате выполнения этого плана СССР из аграрной страны превратился в промышленную державу. Вот у кого учились Китайцы! Ещё в ноября 1929 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято постановление о направлении на работу в деревни 25000 коммунистов и комсомольцев для организации коллективных хозяйств. Началась борьба с кулаками. Жестокая и часто обоюдно несправедливая.  Против кулаков развернулась агитация в газетах. Батраки и деревенская беднота оказалась в доминирующем положении по отношению к более зажиточной части сельского общества. Необходимость сдавать «продразвёрстку» и кормить город сразу разожгла пламя войны между городскими комсомольцами и кулаками, прятавшими хлеб от советской власти. На кулацкие ножи и обрезы новая власть отвечала лагерями и расстрелами. Но хлеб в голодающие города шёл, возвращаясь в деревни тракторами и инструментами.

Однако чтобы строить трактора, стране нужен был не только хлеб, но и металл. В январе 1929 года Советом Народных комиссаров СССР было принято решение о начале строительства Магнитогорского металлургического завода.  Первые строители «Магнитки» направились на строительство уже в марте. Первыми к горе Магнитная добралась бригада плотников Дмитрия Брусова. С 1743 отсчитывала свой возраст станица Магнитная, и только 30 июня 1929 года речь пошла о городе Магнитогорске. 29 октября 1931 года дала ток Центральная электростанция, так необходимая заводу. 1 февраля 1932 года пошёл первый чугун. Такими темпами работали в то время. Металл Магнитогорского металлургического комбината был чрезвычайно необходим нашей стране в годы Великой Отечественной войны[2].

Одной из самых знаменитых строек первой Пятилетки стало создание Туркестано-Сибирской железной дороги, получившей название Турксиб. Решение о его строительстве было принято ещё в 1926 году, на заседании Совета Труда и Обороны СССР. Для скорости дорогу решили строить с двух сторон. Первое звено трассы от Семипалатинска было уложено 15 сентября, а от станции Луговая 19 ноября 1927 года. Строительство именно этой дороги описывается в романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». 10 мая 1929 года из начала в конец Туркестано-Сибирской железной дороги прошёл первый поезд.

Сумасшедшее и жестокое время досталось молодёжи начала XX века. Несколько революций, Гражданская война, разруха и стремительный экономический взлёт страны. И всё это не просто на памяти одного поколения. Это сделано их руками. Причём в буквальном смысле. Кирками и лопатами, в мороз и дождь, создавались грандиозные объекты, по своей масштабности, быть может, превосходящие египетские пирамиды. Были идеологические перегибы в ту или другую стороны, были ошибки и просчёты. Они неизбежны, и они случаются в жизни каждого человека, который учится делать первые шаги. В те годы первые шаги училась делать целая страна, аналогов которой не было в мире.

Со второй половины 30-х годов в жизни советской молодежи начинается знаменательный поворот. Нелегкое это было время для молодежи. Кончалась уже вторая пятилетка. В среде старшего поколения ее строителей, в среде «отцов» господствовало чувство удовлетворения достигнутыми результатами, было сознание своей победы над трудностями.

Настроения молодежи были сложнее: пущенный тогда лозунг — «жить стало легче, жизнь стала веселей» — встречал противоречивые отклики. Как в молодом поколении участников гражданской войны вскоре после ее окончания появились «лишние люди», так и завершение первой пятилетки возродило тип молодого «отщепенца».

Советские исследователи, как правило, рассказывая о молодежи 20-30 годов ХХ века, указывали на ее абсолютную поддержку преобразований, осуществляемых большевиками. Современные историки  утверждают, что далеко не все молодые люди полностью поддерживали политику большевиков.

В период гражданской войны правительством молодой Советской республики проводилась политика военного коммунизма. Но с наступлением мира она оказалась неэффективной. Поэтому в 20-е годы проводилась Новая экономическая политика (НЭП). Она способствовала восстановлению экономики, развитию предпринимательства. Благодаря политике НЭПа были подготовлены предпосылки для глобальной индустриализации молодой Страны Советов. Уже 30-е годы ознаменовались успехами первых пятилеток. Была сформирована отраслевая структура промышленности. Приоритетными отраслями стали металлургия, энергетика и машиностроение. Началось освоение районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Развивалась промышленность на национальных окраинах России.

В ходе осуществления стратегии форсированного экономического развития значительные изменения происходили в общественно-политической и духовной сферах страны. 30-е годы вошли в историю России и других советских республик как период осуществления «культурной революции».

С учетом этого развивались школа и вузы, литература, искусство, пресса и радио. За годы первых пятилеток Россия превратилась в республику сплошной грамотности. К 1937 году обязательным стало семилетнее образование. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играли пионерская и комсомольская организации.

Успешно была решена задача подготовки кадров советской интеллигенции, формирующейся из рабочих и крестьян и воспитанных в духе преданности коммунистическим идеалам и режиму.

К середине 30-х годов возрос уровень научно-исследовательских работ. Об этом свидетельствовали достижения ученых республики в области расщепления атомного ядра, получения жидких газов, успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, в решении задач дуговой электросварки, в селекции и др. И это несмотря на идеологизирование науки, постоянное вмешательство партийных, а порой и карательных органов в научно-исследовательский» процесс.

Новыми интересными произведениями обогатили культуру писатели, художники, скульпторы, композиторы и кинематографисты. К этому времени в СССР уже был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре и искусстве, благодаря партийной цензуре все сводилось к одному художественному направлению – социалистическому реализму. Но подлинный талант продолжал расцветать даже в условиях таких ограничений.

Под этим понятием руководство ВКП(б) понимало не только значительное повышение общеобразовательного уровня населения, в сравнении с дореволюционным периодом.20-30 годы ХХ века – в советской России это период достаточно сложных, зачастую не взаимосвязанных переходов во внутренней политике. Политика «военного коммунизма», НЭП, начало индустриализации и коллективизации – все это не могло не отразиться на молодежи. Именно они столкнулись со всеми негативными последствиями необдуманной внутренней политики.

Улицы городов заполонили беспризорники, достаточно большими темпами росла преступность. К этому необходимо добавить неустойчивое положение семьи, отлучение молодежи от религии, монополию комсомола и пионерии в молодежном движении. И в советском обществе среди молодых людей стали проявляться протестные настроения[3].

Сбить волну протестного движения власти смогли применив репрессии по отношению к недовольным студентам. Большое количество студентов были арестованы за участие в забастовках, за призыв к борьбе с произволом власти[4].

Протестные настроения охватывали не только студенческую молодежь, но и молодых людей, которые служили в рядах Красной Армии. Большинство красноармейцев были выходцами из деревень и остро переживали события, связанные с коллективизацией.

В 20-е годы большинство репрессивных мероприятий было направлено против антисоциалистических сил, а именно против тех, кто выражал недовольство социалистическими преобразованиями (членов оппозиционных партий, меньшевиков, анархистов, местных национальных сил и т.п.). В целом можно прийти к выводу, что большевики устраняли всех тех, кто мог хоть малейшим образом пошатнуть авторитет господствующей власти.

Конечно же, было бы неправильно считать, что все молодые люди в 20-30-е годы были школьниками, солдатами и студентами. Самая значительная часть молодежи относилась к классу рабочих. В данной среде также было много не согласных с проводимой политикой. Именно забастовочное движение в рассматриваемый период стало наиболее серьезным показателем экономического положения рабочих. Более того, уже в 1928 г. в ряде промышленных районов даже велась агитация за общую забастовку. Анализ документов ИНФО позволяет говорить о следующих наиболее распространенных и общих причинах забастовочного движения по объектам народного хозяйства по всей стране[5].

На первом месте в забастовочном движении, как свидетельствует анализ изученных архивных документов, стояли проблемы с выплатой заработной платы. Низкий уровень заработной платы рабочих 20-х годов объяснялся многими причинами, включая и такие, как убыточность предприятий, невысокая производительность труда, изношенность оборудования, плохое качество сырья, недостаточно четкая, а иногда и плохая организация производства, характер тарифной политики государства, разнобой в определении норм выработки и оплаты труда на одном и том же предприятии или в отрасли. Существовал большой разрыв в оплате между квалифицированными рабочими и подсобниками, ремонтниками, между работниками фабричных и добывающих отраслей. Все это порождало негативное отношение рабочих к своему труду, администрации, а, в конечном счете, к власти.

Документы свидетельствуют и о тех мерах, которые вынуждена была проводить администрация для удовлетворения хотя бы частичных требований коллектива с целью остановить забастовки и вернуть тружеников на их рабочие места. Самыми распространенными действиями администрации были: сохранение старых расценок, восстановление прежних норм выработки и оплаты, пересмотр тарифов, выравнивание зарплаты различных категорий рабочих, увеличение размера зарплаты в связи с удорожанием жизни. Эти изменения в оплате труда иногда были довольно значительными в процентном выражении (от 10-15 до 250%), однако в целом заработная плата большинства трудящихся была далека от удовлетворения потребностей самого среднего уровня35. По официальным данным с октября 1924 по май 1925 г. дневная выработка на одного рабочего по стране поднялась на 29,5%, дневная заработная плата повысилась только на 3%, месячная же по сравнению с октябрем, упала на 8,5. К марту 1926 г. по сравнению с октябрем 1924 г., выработка на рабочего в день поднялась на 29,4%, дневная зарплата на 18,1% и месячная — на 5,8%[6].

Одними из массовых причин забастовок служили «продзатруднения». Необходимо упомянуть и о положении фабрично-заводских служащих, конторско-счетного персонала. Они также выражали недовольство низкой, по сравнению с рабочими, зарплатой.

Серьезными причинами недовольства рабочих оставались также тяжелые условия труда и быта. Например, значительные трудности возникали в ходе лесозаготовительной кампании, в частности по Северному краю, где создавалась угроза срыва намеченных по краю планов заготовок.

Несмотря на достаточно большое количество молодых людей, которые бунтовали и протестовали против политики большевиков, все же будет неправильным в целом характеризовать настроение советской молодежи подобным образом.

Серьезное препятствие на пути утверждения коммунистических идеалов советское руководство видело в деятельности Церкви. Поэтому на рубеже 20-30-х годов его отношение к религии и церкви стало совсем нетерпимым. Тысячи церквей, мечетей и синагог, других культовых сооружений в России, как и других республиках, были закрыты. Многих священнослужителей обвинили в антисоветской деятельности и репрессировали. В 1934-1935 гг. началось осуществление плана массового уничтожения культовых сооружений. Сотни их были взорваны и снесены тысячи преобразованы в складские и производственные помещения, дома культуры, кинотеатры и т.д.

Важно отметить, что советское руководство, поставив себе на службу школу и вузы, все средства идеологического воздействия, сумело коренным образом изменить ментальность, мировоззрение русских, представителей других народов СССР. В сознании людей и, прежде всего, молодого поколения были внедрены новые нравственные ценности.

И нельзя игнорировать тот факт, что сотни тысяч советских людей, испытавших на себе и своих близких все трудности 20-30-х годов, продолжали считать советскую власть родной, признавали коммунистические идеалы, верили партийным, советским и комсомольским руководителям, И. Сталину и, главное, готовы были бороться за торжество социализма и коммунизма даже ценой своей жизни. В этом и заключался феномен советского строя тех лет.

 

2.3 Быт и субкультура советской молодежи в 20-30 годы

 

В 1920-е – начале 30-х. гг. резко увеличилось число студентов по сравнению с последним довоенным годом в Российской империи. На территории России в 1914 г. в государственных и частных учебных заведениях обучалось около 90 тыс. студентов. После 1917 г. число студентов вузов начало расти. В 1918/19 уч. г. – 110 тыс., в 1919/20 уч. г. – 170, 1920 / 21 уч. г. — 200 тыс., к началу 1930–х. гг. – 358 тыс. студентов[7].

Несмотря на то, что увеличение числа студентов проходило за счет увеличения числа вузов, все же вузы оказались перегруженными. Например, если во Втором Московском университете в 1914 г. числилось 2326 студентов, то к концу 1924 г. – 5070; в Ленинградском университете 1914 г. — 8000, в 1924 г. – 11 500; в Томском университете 1914 г. — 1510, в 1924 г. — 2134; в МВТУ 1914 г. — 2404, в 1924 г. — 3500; в Московском институте путей сообщения 1914 г. — 549, в 1924 г. — 14005. Резкое увеличение количества студентов серьезно обострило жилищную проблему и вопросы материального обеспечения[8].

Так как в Москве и Ленинграде не было возможностей вместить   всех приезжающих в командировку и на учебу в связи с отсутствием мест в гостиницах и общежитиях вузов, ЦК РКП(б) не рекомендовал направлять на учебу партийцев из провинции.   Это могло быть осуществлено только по специальному разрешению отдела Агитпропаганды ЦК РКП (б). При этом направление такое должно было быть подробным образом доказано необходимостью.

В конце 1933 года проводятся защиты первых кандидатских диссертаций, а в 1936-37 — впервые выпускные государственные экзамены.

Когда оказалось, что подготовленные таким способом молодые советские «кадры» никуда не годятся, по причине их крайне низкой квалификации, то пришлось вернуться к дореволюционной системе высшего образования.

Были восстановлены и экзамены и дипломы и ученые степени и многое другое.

Фактически понадобилось 15 лет (с начала первой пятилетки) и кровопролитная война с последующей американской ядерной угрозой для того, чтобы партийное руководство реально поняло на горьких ошибках, что кадры действительно решают все и вся.

Советская система образования была построена так, чтобы студенты не только осваивали специальность, но также развивались всесторонне. Таким образом, во всех ВУЗах функционировали кружки художественной самодеятельности и спортивные секции.

Сложность в жилищном вопросе оставалась долгое время. Больше половины студентов Москвы в 1929/30 гг.  имели потребность в жилье. 75% из 6000 тыс. учащихся в вузах столицы не имели жилья.   Только 2 тыс. студентов жили в общежитиях.  Поэтому Московский отдел народного образования (МОНО) принял решение о приеме в средние специальные  учебные заведения Москвы только москвичей, а в общежитиях техникумов поселить  студентов вузов. Кроме этого, уже с середины 1920-х гг. МОНО практиковал устройство общежитий для студентов на своих подмосковных дачах. Студентов размещали также в специально устроенных для этого подвалах, чердаках, даже в пустующих фабричных корпусах и т. д. такое же положение было и в провинциальных вузах. Например, в Саратовском университете на 670 принятых студентов, было только 40 свободных мест в общежитии[9].

Хотя получить жилье студентам было трудно, но и тем, кто получил место в общежитии, было не лучше. В печати время от времени появлялись статьи о суровых условиях жизни студентов.  Например, в статье, посвященной изучению жилищных условий студентов Пермского землеустроительного техникума, отмечались крайне сложные условия проживания: «В тяжелых невозможных условиях живут землеустроители. Мы входим в их «катакомбы» темный подвал под зданием техникума. Раньше здесь размещался какой-то склад. Пол цементный. Воздух могильный. Сырой. Затхлый. Холодно в подвальных коридорах. Еще холоднее в каменных комнатах. Настроение учащихся подавленное». Такие условия проживания приводили к распространению различного рода болезней, приводивших к летальным исходам[10].

По данным о жизни студентов в Самарском сельскохозяйственном институте 80 % студентов не имели отдельной комнаты, 82 % не имели никаких удобств (мебели, постели и т. д.), лишь 15 % были обеспечены одеждой и обувью, 50 % жили почти при отсутствии элементарных гигиенических условий[11].

Жилищные условия студенчества Москвы и Ленинграда также были далеки от идеальных. Ряд интересных фактов приводиться в статье о Ленинградском кораблестроительном институте. Этот институт был организован на базе кораблестроительного факультета ЛПИ и подлежал выселению с территории Политехнического института. В связи с этим Союзверфь пообещала предоставить своему втузу помещение для аудиторий и общежитие. Несколько раз администрация ВТУЗа находила необходимое помещение, но всякий раз чиновники этой организации отказывались выделять необходимые средства. Наконец, Союзверфь сообщила институту, что ему предоставляется 4-й этаж здания ФЗУ Балтзавода. Администрация втуза поехала принимать помещение, но оказалось, что здание имеет всего три этажа, а четвертый в скором времени будет надстраиваться[12].

В другой статье рассказывается о ситуации, которая сложилась в общежитии ВХУТЕИН. В статье подчеркиваются сложные бытовые условия проживания: «В комнатах нас помещается человек по 15, хотя должно быть в два раза меньше. Первое время не хватало на всех коек и матрацев, спали на полу, простужались. Ночью жизнь в комнатах продолжают наши нелегальные жильцы – крысы. Пищат, лазят всюду, грызут, портят вещи, одним словом хозяйничают на все лады, как будто знают, что изживать их вовсе не собираются».

К сожалению, таких примеров можно привести еще множество; безусловно, ситуацию необходимо было исправлять. С августа 1928 г. начали отпускаться средства на ремонт старых и строительство новых общежитий для студентов. Совнарком РСФСР выделил 443 тысячи на ремонт старых и 50 тысяч для обеспечения жильем студентов нового приема, но, как видно, и этих средств, выделяемых из бюджета, было недостаточно[13].

Мерой, предпринимаемой правительством в вопросе улучшения бытовых условий студенчества, была организация коммун. Однако и здесь возникли сложности, членские взносы и различные выплаты на начальном этапе не регулировались и взимались бесконтрольно, что приводило к отказу студентов их уплачивать: «У меня нет пальто, а они грабят, заем индустриализации выпускают и навязывают его всякому. Так заявил студент Томского рабфака Мейер», но эти случаи жестко пресекались. Эта «несознательность» приравнивалась к оппортунизму и антисоветской пропаганде. Для снижения социальной напряженности Центральное Бюро студенчества установило четкую шкалу взимания членских взносов, минимум 8-10 % от заработка студента и членов его семьи, которая рассчитывалась по прогрессивной шкале, что также вызывало недовольство и сокрытие доходов: «Зачем мне работать на других, ведь плата увеличится и мне ничего не останется».

Однако коммуна не решила проблемы студенческого быта. Вот лишь один из примеров: «Коммуна на проспекте Добролюбова не только антисанитарными условиями, но и отношением между коммунарами отчетливо воскрешает отвратительный мещанский быт дореволюционных «меблирашек». Грязь повсюду на лестницах, в коридорах, в уборных, больше всего на кухне, где работа производится без спецодежды, где посуда вытирается грязными тряпками». Безусловно, были и иные примеры показательно-образцовых коммун, где все было близко к идеалу, но истина всегда где-то посередине[14].

Рассмотрим еще один важный вопрос – материального положения студенчества. Основным источником дохода для студента являлась стипендия — выплата, которая должна была гарантировать студенту определенный материальный достаток. В первые годы советской власти в условиях острого финансового кризиса стипендии зачастую заменяли продпайком, но им обеспечивались далеко не все студенты имеющие «пролетарское» происхождение. В этой связи необходимо отметить, что «непролетарскому» студенчеству пайки и стипендии не полагались и, кроме того, они были вынуждены платить за обучение.

Ситуация начала меняться к середине 1920-х. гг., когда уже около 75 % студентов по стране имели стипендии, но их размер был недостаточным для покрытия даже минимума расходов. Средняя стипендия студента равнялась 20 руб. для столиц и рабочих центров, и 15 руб. для провинции.

Согласно исследованию редакции журнала «Красное студенчество», студенту в Москве для самого скромного существования было необходимо около 40 рублей на 1925 г. Из статистических опросов, проводимых среди студентов, выяснилось, что процент студентов, живущих только на стипендию, незначителен, большинство имеет дополнительные источники финансирования: помощь родственников, случайные заработки и т. д. Однако существовал и достаточно интересный способ получения дополнительного заработка. Студенты заключали письменные договора с «нэпманом», по условиям которого он ежемесячно выплачивал студенту до окончания вуза 25 руб. По окончании вуза студент обязывался выплачивать всю сумму в двойном размере и плюс 8 % годовых[15].

Кроме государственных стипендий, существовали и хозяйственные. Для того, чтобы получать такую стипендию от какого-либо хозоргана, необходимо было явиться к руководителям этого хозоргана, или, что практиковалось гораздо чаще, обратиться к ним через общих знакомых с просьбой предоставить стипендию, обещая после окончания вуза пойти туда работать. Размер стипендии устанавливался по соглашению сторон и подписывался соответствующий договор с указанием обязанностей сторон. Но на деле условия договора не выполнялись, предприятие могло лишить студента стипендии, а студент, в свою очередь, мог заключить такой договор с другим предприятием, предлагавшим ему лучшие условия.

Многие советские абитуриенты стремились уехать учиться подальше от дома. Во-первых, в больших городах было больше перспектив, а во-вторых, молодежи хотелось почувствовать вкус свободы и взрослой жизни. Естественно, остро стоял жилищный вопрос. Большинство студентов заселялись в общежития — это был самый доступный, но наименее комфортный вариант.

Некоторые студенты предпочитали снимать комнату в квартире у хозяйки. Иногда снимали комнату и жили по три-четыре человека. В зависимости от города, такая услуга могла стоить 5-20 рублей в месяц, что было достаточно дорого. Арендовать целую квартиру (без хозяйки и соседей) было достаточно сложно, даже если студент был из состоятельной семьи и не испытывал проблем с деньгами. Поскольку в СССР жилье принадлежало государству, у редкого гражданина была свободная квартира, которую можно было сдать. Если же студенту везло найти такое жилье, в месяц ему нужно было платить 20-100 рублей.

Стипендия в советские годы была приличной. От 30 до 56 рублей, в зависимости от успеваемости. Но не всем студентам хватало этой суммы, а потому они искали подработку. Проще всего в этом плане было парням. Грузчики и разнорабочие требовались на постоянной основе. В частности, молодые люди по ночам разгружали вагоны, за что получали 10 рублей. А вот девушкам найти дополнительный заработок было не так уж и просто.

Студенток охотно брали уборщицами на полставки (о графике можно было договориться). Но платили за это 35-40 рублей в месяц. Также талантливые студентки могли подрабатывать репетиторством. За занятие можно было получить 3-5 рублей. Реальную возможность заработка предоставляли студенческие отряды, которые действовали при комсомольских организациях. Студентов отправляли на строительство, уборку урожая, на промышленные предприятия и так далее. За летний период можно было заработать 400-600 рублей.

Материальное обеспечение студенчества в значительной степени влияло на повседневную практику (распорядок дня, отдых и развлечения, сексуальную жизнь, психологическое состояние). Согласно опросам и исследованиям, проводимым различными организациями, к середине 1920–х. гг. бюджет времени выглядел следующим образом: на учебу студент тратил 45 %, на общественную работу – 5,5 %, на самообслуживание – 14 %, на сон, отдых и развлечения – 38 % своего времени[16].

Интерес вызывает процент времени, уделяемого на отдых и развлечения. Отсутствие времени, потраченного на дополнительный заработок, вероятнее всего, объясняется нежеланием студентов афишировать эту составляющую своей жизни. Где и как проводил свое свободное время студент? Театры, кино, концерты, выставки по статистике посещало около 18–20 % студентов. Цифра, конечно, невелика, но необходимо отметить, что посещение этих культурных заведений требовало определенной материальной обеспеченности, а лишних денег у студентов не было.

Советская власть заботилась не только о качественном образовании и всестороннем развитии студентов, но также об их насыщенном досуге. У учащихся было множество льгот на посещение кино, театров, музеев. Студенческий билет давал существенную скидку либо же право бесплатного входа.

Самым любимым вариантом досуга студентов были танцы. Летом они проводились на открытом воздухе, а зимой — в домах культуры. Как правило, вход на такие мероприятия был платным. Также для студентов иногда организовывались закрытые танцевальные вечера, билеты на которые распределялись через профком сред самых успешных учащихся. Для летнего отдыха были предусмотрены студенческие лагеря. За 10-20% стоимости можно было отправиться в туристическую поездку в любую точку СССР. Этими путевками заведовал профком.

Досуг организовывали различными способами: устраивали вечера, организовывали кружки по интересам и т. д. Однако и здесь не все было так просто. Студенческие вечера иногда представляли собой причудливую смесь «пролетарской» и «буржуазной» культур. Так, например, описывается вечер в городе Туле. За насколько дней до мероприятия на улицах города появляются афиши: «Госдрамтеатр. 5-го января грандиозный вечер пролетарского студенчества. Концерт-бал. Танцы до утра»[17]. Публика спешила на этот вечер. «Первым номером был балет, голая женщина сделала несколько колен и скрылась, после этого появилась фигура, напоминающая бездарного клоуна, потом пели песни, потом балет… Вслед за этим начался американский аукцион, акционировалось шоколад, конфеты и коньяк. После этого начались танцы, делающие эскимосскую кровь цыганской».

Другой пример, ветеринарный институт. Студенческий вечер. «Группа мещански настроенной молодежи «разлагается». Танцульки с полуобнаженными женщинами, пьянки, разврат. Студентке первого курса Поповой, оснащенной как дикарка, браслетом, серьгами и брошкой. Студенты целуют ей ручки, ухаживают по всем правилам буржуазного этикета»[18].

Очень сложноразрешимой проблемой в студенческой жизни была проблема алкоголизма. Причин, вызывавших у студентов тягу к спиртному, можно назвать множество. Наиболее серьезными для большинства студентов, скорее всего  были материальная необеспеченность и ощущение безысходности. Примеров такого поведения можно привести множество. Для исправления ситуации создавались суды общественности, и иногда это приводило к трагедии.

Что касается сексуальной жизни студентов, то и здесь есть ряд интересных фактов. Согласно данным анонимного анкетирования 126 студентов Самарского сельскохозяйственного института, воздерживаются от половых отношений 82 человека. Причины воздержания следующие: а) неимение объекта — 32 чел., б) неимение потребностей — 19 чел., в) боязнь заболевания — 12 чел., г) боязнь обязательств — 4 чел. и т. д. Большинство удовлетворяло свои сексуальные потребности женитьбой и замужеством, к услугам проституток прибегали 14 человек[19].

В этой связи обращает на себя внимание название статьи, которую прислал в редакцию журнала «Красное студенчество» студент одного из провинциальных сельскохозяйственных вузов: «Половой вопрос у студенчества в связи с переходом на новые методы преподавания в вузах». Статья была написана с пафосом и пропагандировала воздержание.

Мы не можем с полной уверенностью говорить о репрезентативности приводимых данных. Они могут быть предметом специального исследования. Выяснение психологического состояния студенчества в 1920-е. – нач. 30-х гг. является сложной задачей, т. к. источниковая база по тому вопросу недостаточна. Согласно данным Н.Лебиной, которая занималась исследованием быта студенчества в 20-30 годы ХХ века, можно определить господствующие настроение и характер поведения студентов. Настроение у большинства студентов являлось переменчивым — 45 %, ровным – 16 %, спокойным – 13 %, угнетенным – 10 %, пассивным – 7 %, переживающим подъем — 7 %[20].

По характеру поведения распределение среди студентов следующее: веселое — 20 %, общительное — 42 %, молчаливое — 20 %, угрюмое — 18 %. Интересно отметить, что 7 % студентов выразило свое недовольство условиями жизни, из них 20 % пытались покончить собой. Что касается отношения к попыткам самоубийства, то в периодической печати можно встретить два различных подхода. Первый (встречающийся достаточно редко) отражает стремление разобраться в обстоятельствах, приведших к попытке. Например: «Студент Павлов, мобилизован на ликвидацию прорыва. В коммуне остались больная жена и двое ребятишек. После отъезда Павлова, сначала один, затем другой заболели ребята. В комнате, не топленной четыре дня, под плач больных детей мучилась в припадке аппендицита Павлова. Никто из соседок не пришел ей на помощь. Револьвер дал осечку. Самоубийство не удалось. Павлова осталась жива. И это в коммуне, где сорок квартир и где проживают сорок семейств»[21]. Этот факт свидетельствует, что люди, проживающие в этой коммуне, были лишены даже простого человеческого сострадания. Автор статьи пытается донести до читателя всю сложность проблемы и не высказывает никаких обвинений в адрес человека, совершившего попытку суицида, напротив, даже защищает его.

Второй подход поражает своей жестокостью. В целом оценка такова: «Когда суровая действительность нарушает мелкобуржуазную идиллию белоручек, они трусливо убегают с общего поля борьбы, прибегая к самоубийству… Хныкающие и пессимисты, — живые мертвецы, кандидаты в самоубийцы, — враги социализма».

Изучение основных аспектов жизни студенческой молодежи показывает, что в период 1920-х – нач. 30-х гг. у подавляющей массы студенчества отсутствовали нормальные бытовые условия для жизни и учебы. Такое положение дел явилось причиной возникновения серьезных межличностных и внутриличностных конфликтов. Хотя студенчество стремилось улучшить свой быт (организацией коммун, коллективного отдыха и т. д.), эти попытки не всегда являлись удачными[22].

Анализируя быт советской молодежи в 20-30 годы, также необходимо рассмотреть модные тенденции этого периода. На заре существования Советского Союза мода имела другорядную роль. Поколения постарше в основном донашивали остатки, как они выражались, «проклятого прошлого», которые любезно выпускала фабрика «Красный пролетарий». Да и наряжаться тогда было не положено, так как это считалось признаком буржуазности.

А вот молодежь не хотела жить прошлым. Молодые люди тогда увлекались спортом и техникой, поэтому в их одежде можно было встретить детали из гардероба шофера, авиатора, футболиста, гольфиста и даже механика. Именно тогда в моду вошли шейные платки, комбинезоны и свободные рубашки.

А вот девушкам было потяжелей, так как брендовых магазинов тогда не было, а из журналов с выкройками доступна была только «Крестьянка». Поэтому в ход шли всевозможные подручные средства: шторы, занавески, покрывала, полотенца, простыни и т.д. Мода все еще находилась на стадии зарождения.

Кстати, великий советский спорт начинался именно с любителей-студентов. Изучая биографии чемпионов, можно сделать вывод, что многие из них начинали именно с секций при ВУЗах или предприятиях. Некоторые студенты достигали таких успехов, что жертвовали выбранной специальностью ради успехов в большом спорте. Среди представительниц прекрасного пола были особенно популярны кружки художественной самодеятельности. Музыкальные коллективы или молодежные театры «рождали» настоящих звезд. Именно с таких самодеятельных коллективов начинали свой большой путь такие великие артистки, как Майя Кристалинская или Эдита Пьеха. Отдельное внимание стоит уделить КВНу.

Эта идея была придумана для телевидения, но она достаточно быстро распространилась по ВУЗам большой страны. В каждом учебном заведении было несколько команд. В большинстве своем команды были мужскими. Девушек в КВН принимали неохотно.

В Советском Союзе 20-30 годов часто организовывали недели национальных братских культур одной союзной республики в другой. Тогда же происходили судебные процессы, где принадлежность к преступлению определялась национальным признаком (например, «дело еврейских врачей» или «буржуазных националистов»), этнические депортации и репрессии, политика принудительного перемешивание населения за счет трудовой миграции.

Зато на индивидуальном уровне можем говорить о таких процессах, как интенсификация контактов между культурными деятелями и учеными разных советских республик, которые способствовали процессу творческого и культурного обмена.

Росло количество переводов художественных произведений, совместных выставок рядовых граждан с их национальным наследием и творчеством соседних народов. Политика интенсивного перемешивания населения через трудовую миграцию способствовала увеличению количества межнациональных браков и творческому взаимообогащению.

Взаимопроникновение культур происходило через отдельные личности, которые от рождения имели одну национальность, но, проживая в рамках другой республики, внесших весомый вклад в развитие общества, которое становилось их второй Родиной. Большая роль в этом отводилась молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать выводы, что революционные идеи начала XX века и Великий переворот 1917 года, в результате которого к власти пришли большевики, перевернули все прежние устои и традиции, по которым жило и развивалось российское общество на протяжении многих веков. Пройденные страной годы тяжелейших испытаний естественным образом сказались на молодежи.

Сумасшедшее и жестокое время досталось молодёжи начала XX века. Несколько революций, Гражданская война, разруха и стремительный экономический взлёт страны. И всё это не просто на памяти одного поколения. Новая власть принялась за преобразование «отсталой» и «прогнившей», по ее мнению, России, одновременно революционизируя другие страны. Особое место занимают 1917, 1918-1922 годы — как один из трагических и запутанных в отношениях власти и общества периодов истории нашей страны.

Со второй половины 30-х годов в жизни советской молодежи начинается знаменательный поворот.

Советские исследователи, как правило, рассказывая о молодежи 20-30 годов ХХ века, указывали на ее абсолютную поддержку преобразований, осуществляемых большевиками. Современные историки утверждают, что далеко не все молодые люди полностью поддерживали политику большевиков.

Советская власть провозглашала демократические права и свободы, которые на деле оказались в большинстве своём лишь продекларированными, но не выполненными. Сделав достаточно много в области образования и воспитания подрастающего поколения, большевики не смогли выстроить такую систему, которая бы способствовала формированию активной творческой личности, способной построить новое общество. Вся образовательная система, выполнявшая социальный заказ государства, была направлена на создание унифицированной, проявляющей только исполнительскую активность личности.

Рубеж 20-30-х годов выдвинул на первый план проблему форсированной индустриализации страны, породив тем самым глубокий конфликт между задачами промышленного и культурного строительства.

В конце 20-х — начале 30-х годов содержание народного массового образования стало более адекватно, чем ранее, подстраиваться под задачу массовой подготовки рабочей силы, под финансовые возможности государства и материальную базу самой школы.

Со второй половины 30-х годов в жизни советской молодежи начинается знаменательный поворот. По мнению историков, это было очень нелегкое время для молодежи. Кончалась уже вторая пятилетка. В среде старшего поколения ее строителей, в среде «отцов» господствовало чувство удовлетворения достигнутыми результатами, было сознание своей победы над трудностями.

Настроения молодежи были сложнее: пущенный тогда лозунг — «жить стало легче, жизнь стала веселей» — встречал противоречивые отклики. Как в молодом поколении участников гражданской войны вскоре после ее окончания появились «лишние люди», так и завершение первой пятилетки возродило тип молодого «отщепенца».

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (30 40-е годы)/Г.В.Андреевский. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 463 с.
  2. Артемов В.В. История: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 11 – е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 448с.
  3. Бабаян Х.С. Повседневная жизнь между прошлым и будущим/Х.С.Бабаян. -М.: Приор, 2014.- 64 с.
  4. Н. Верт История Советского государства/Верт Н. – М.: Наука, — 647с.
  5. Вдовин А. И. Русский народ и проблемы формирования советской исторической общности/ А.И.Вдовин.- М.: Приор, 2015.- 98с.
  6. Волобуев О.В. Россия и мир/ О.В. Волобуев. — М.: Дрофа, 2014.- 318с.
  7. Гребенюк М. Н. Советский народ: государственно-политический конструкт. // ЭНИ «Аналитика культурологии», выпуск 3 (21), 2015.
  8. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие /А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.- 2-е изд.- М.: Право и закон, 2001.- 800с.
  9. Дмитриев Н.Г. Жилищный вопрос. Два мира два подхода/Н.Г.Дмитриев. — М.: Московский рабочий, 2015. — 207 с.
  10. Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 — декабрь 1991 гг.). М., 2007.
  11. Жибарев П.Б. Индустриализация СССР великий подвиг советского народа/П.Б.Жибарев. — М.: Наука, 2016. — 328 с.
  12. Журавлев C.B., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы // Социальная история.- М.: РОССПЭН, 2016. — С. 287 — 332.
  13. Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней [Текст]: Учебное пособие /М.Н. Зуев.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 928с.
  14. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. – История России: Учебник для Вузов/ М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева.- М.: Академия, 2015.-  551с.
  15. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]: Учебник /И.А. Исаев.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1999.- 448с.
  16. История России. Учебное пособие для вузов: в 2 т. Т.2. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 472 с.
  17. Климочкина А.Ю. Повседневная жизнь российского провинциального города 1930-х гг./А.Ю.Климочкина.-Пенза: Новь, 2016. -308 с.
  18. Кисилёв А.Ф., «Новейшая история Отечества. ХХ век»/А.Ф.Кисилев М.: Владос, 2015- 336 с
  19. Коровин Н.Р. Особенности индустриального развития России в 1930-е годы и их социальные последствия // Вестник Ивановского государственного университета . — 2008. — № 4 . — С. 33-42.
  20. Кринко Е.Ф. Повседневный мир советского человека 1920-1940-х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций/Е.Ф.Кринко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.- 214с.
  21. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии: от военного коммунизма к большому стилю/Н.Б.Лебина.- М.: Норма, 2015.- 188с.
  22. Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения 1928-1935 гг./Е.А.Осокина – М.: МГОУ, 2014.- 168с.
  23. Оришев А.Б. Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа/А.Б.Оришев.- М.: Академия, 2015.- 216с.
  24. Островский В.П. «История России. ХХ век/В.П,Островский.-М.: Дрофа, 2001 – 425 с.
  25. Петаченко Г.А. Быт советского студенчества (1920–е – нач. 30–х гг.). Электронный ресурс режим доступа: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vii/byt-sovetskogo-studenchestva
  26. Повседневный мир советского человека 1920-1940-х гг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.- 229с.
  27. Поляков Ю.А. и др. Новая экономическая  политика:  Разработка  и осуществление/Ю.А.Поляков. — М.: Политиздат, 2016. — 240 с.
  28. Поцелуев В.А. История России XX столетия: (Основные проблемы): учеб. пособие / В.А. поцелуев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 512 с.
  29. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 640 с.
  30. Семеникова Л.И. История России: Учебное пособие для самостоятельной работы/Л.И.Семеникова. – М.: Академия, 2015 — 400 с.
  31. Славный путь Ленинского комсомола: История ВЛКСМ. — М. : Мол. гвардия, 2014. — 656 с.
  32. Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность: сборник статей / под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. — М.: Норма, 2015.- 419.
  33. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе/А.Г.Харчев. -СПб: Знание, 2015.- 40 с.
  34. Хейнман С. Уровень жизни трудящихся в СССР/С.Хейнман. // Социс. — 2014. -№ 8.-С. 106- 135.

Приложение

Школьники. Середина 20-х годов

Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 1937 г.

Ударная стройка пятилетки — Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения. Идет сборка силосорезок. 1930 год

Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна, 1929

Учащиеся педтехникума, 1935 год, Кировская область

Занятия спортом советской молодости

Ликвидация неграмотности

Сельская школа

Страницы: 1 2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф