3.3. Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе
В целях повышения товарооборота Российской Федерации с иностранными партнёрами (в том числе увеличение российского экспорта), создания благоприятных условий для выхода российских компаний на международные рынки, реализации совместных проектов, снятия торговых барьеров и привлечения инвестиций со странами дальнего зарубежья (без учета стран СНГ, АСЕАН и Японии) созданы и функционируют 89 межправительственных комиссий по торгово- экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и зарубежными странами (МПК). В 2019 году проведено 53 заседания МПК.
Одновременно разрабатываются двухсторонние стратегические документы в сфере сотрудничества со странами дальнего зарубежья. Документы содержат перечень перспективных направлений сотрудничества и нацелены на расширение двусторонней торговли товарами и услугами, инвестиционного, технологического и инновационного сотрудничества, обмена компетенциями и знаниями с целью устойчивого развития национальных экономик.
В 2019 году подписано три стратегии развития двусторонних отношений с приоритетными странами – Республика Корея (13 февраля), Индия (4 сентября), Саудовская Аравия (14 октября).
Для устранение торговых ограничений предприняты следующие меры:
- В 2019 году продолжилась совместная работа Минэкономразвития России с профильными министерствами и ведомствами по устранению торговых ограничений для российского экспорта
- Велась деятельность по выявлению барьеров, оказывающих негативное влияние на доступ российского экспорта на внешние рынки
- Осуществлялась систематизация работы по выявлению и устранению барьеров на внешних рынках и повышению ее эффективности
В 2019 году были устранены или либерализованы 33 ограничительные меры (в том числе угрозы введения мер), которые оказывали негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки. По экспертным оценкам, ущерб от действия этих мер составил около 723 млн долл. США в год.
Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России обеспечивает участие во всех защитных расследованиях третьих стран, затрагивающих интересы российских экспортеров. Так, при непосредственном содействии Минэкономразвития России, в том числе по линии Всемирной торговой организации (ВТО), в Турции завершилось специальное защитное расследование в отношении стальной продукции без введения меры, что имеет важное значение для обеспечения стабильных поставок российской продукции в Турцию.
Европейский союз прекратил антидемпинговое расследование в отношении сварных труб и профилей без введения меры, что положительно отразилось на интересах российской экономики.
Канадой по итогам специального защитного расследования была введена мера в отношении тех видов продукции, которые Российская Федерация не поставляет. Данное обстоятельство позволило сохранить канадский рынок для российского экспорта стали (в том числе стальных труб).
Кроме того, по линии ВТО удалось добиться отмены меры Китая в отношении косметики; меры Хорватии в отношении нефтепродуктов и биотоплива; количественные ограничения Монголии на ввоз пшеничной муки и цельного молока на 2020 год.
В 2019 году прошли заседания Апелляционного органа ВТО по иску Украины в связи с ограничениями доступа украинского железнодорожного оборудования на российский рынок (в соответствии с решением Апелляционного органа (вынесено в 2020 году) по всем экономически значимым претензиям Украине так и не удалось доказать, что Россия нарушает правила организации). Выигран спор в обеих инстанциях по украинским антидемпинговым мерам в отношении российского нитрата аммония. В настоящее время схожий спор ведется с ЕС в связи с использованием Брюсселем особых методик расчета антидемпинговых пошлин в отношении нашего экспорта. Оспариваемая Россией методика затрагивает доступ на рынок ЕС российского нитрата аммония и трубной продукции стоимостью более 150 млн долл. США ежегодно.
В условиях нарастания протекционизма в мировой торговле наблюдается усиление введения странами разнообразных барьеров и ограничений, как нарушающих правила ВТО, так и формально соответствующих ее правилам, но по духу направленных на создание неблагоприятных условий для экспортеров.
Причиной роста активности государств по проведению расследований в области мер торговой защиты и введению административных и иных ограничений в 2019 году стали такие факторы, как замедление роста мировой экономики, глобальный кризис перепроизводства в ряде отраслей экономики (в частности, на рынках стали и алюминия), нестабильность валютных курсов, использование государствами монетарных, фискальных и иных регуляторных инструментов, воздействующих на международную торговлю.
В рамках работы по мониторингу действий торговых партнеров и улучшению условий доступа российских товаров на внешние рынки выявлена 31 мера торговой политики, включая 12 мер защиты рынка, и начаты 16 новых расследований.
Всего в отношении российских товаров на конец года действовало 190 тарифных и нетарифных ограничений.
В 2019 году проведены следующие мероприятия:
Утвержден план работы по выявлению и устранению торговых барьеров на внешних рынках. План предусматривает усиление координации деятельности заинтересованных ведомств и институтов поддержки экспорта. План направлен на улучшение условий доступа российской продукции, услуг и инвестиций на внешние рынки, выявление и снятие торговых барьеров и ограничений, применяемых иностранными государствами в отношении России.
В целях координации межведомственной работы и выработки мер по устранению торговых барьеров на зарубежных рынках образована рабочая группа по защитным мерам во внешней торговле (в составе подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции). На площадке рабочей группы обсуждаются предложения ведомств и бизнеса по реагированию на выявленные торговые барьеры.
В 2019 году в целях повышения эффективности участия России во Всемирной торговой организации разработаны и одобрены Правительством Российской Федерации Стратегия участия России в ВТО и «Дорожная карта» ее реализации. Стратегия устанавливает приоритеты по направлениям работы в рамках ВТО как на отдельных переговорных направлениях, так и в отношении потенциальных элементов реформы организации.
В целях формирования комфортных для российских экономических операторов международных правил в сфере торговле и инвестиций продолжено активное участие в многосторонних и плюрилатеральных
переговорах на площадке ВТО, включая переговоры по ограничению рыболовных субсидий, по электронной̆ коммерции, упрощению процедур осуществления инвестиций, внутреннему регулированию в сфере услуг и участию ММСП в международной торговле.
В 2019 году начали продвижение на площадке ВТО 5 российских инициатив: повышение транспарентности применяемых членами ВТО тарифов, улучшение администрирования тарифных квот; сокращение внутренней̆ поддержки и устранение специальных защитных мер в сельском хозяйстве; учет интересов микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в ходе оценки воздействия НПА.
В октябре 2019 года вступило в силу Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами- членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны.
Товарный охват временного соглашения ограничен – либерализация торговли в отношении 502 кодов ТН ВЭД со стороны Евразийского экономического союза и 360 кодов товарной номенклатуры Ирана. Объем текущего российского экспорта, охваченного обязательствами Ирана, оценивается в 822 млн долл. США. В среднем ставки иранских пошлин для российских экспортеров снизятся на 23%. Общий объем доходов российских экспортеров от неуплаченных пошлин при поставках в Иран может составить 38 млн долл. США, этот объем в основном распределится между металлургической и масложировой отраслями.
Срок действия соглашения с Ираном – 3 года. Через год после вступления в силу стороны обязуются начать переговоры по зоне свободной торговли с широким товарным охватом.
В октябре 2019 года заключено Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Республикой Сербия. Оно расширяет режим беспошлинной торговли, действовавший между Российской Федерации и Сербией с 2000 года). Вступление Соглашения с Сербией в силу ожидается в конце 2020 года.
Хотя ни Иран, ни Сербия не являются членами ВТО, соглашениями с этими странами во взаимной торговле устанавливаются правила, соответствующие нормам Организации. В 2019 году ЕАЭС и его государства-члены подписали соглашение о создании зоны свободной торговли Сингапуром, продолжили переговоры с Египтом и Израилем, а также консультации с Индией.
Также в 2019 году были продолжены переговоры по двустороннему соглашению о свободной торговле услугами и инвестициях с Сингапуром, запущены аналогичные двусторонние переговоры с Республикой Корея.
В рамках ЕАЭС в 2019 году реализован комплекс совместных практических мер, который способствовал повышению уровня взаимодействия стран ЕАЭС по всем направлениям сотрудничества.
Продолжается активная работа по поиску согласованных решений и выработке новых документов в целях преодоления более сложных интеграционных задач, в том числе по вопросам формирования общих и единых рынков, согласования и реализации отраслевых политик в ключевых сферах экономики, устранения барьеров и ограничений во взаимной торговле, расширения взаимодействия с внешними партнерами.
В целях поэтапного формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС 1 октября 2019 года государствами-членами был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части формирования общего электроэнергетического рынка. Были определены правовые основы и принципы формирования и функционирования указанного рынка, включая полномочия Комиссии в данной сфере, правовой статус субъектов, виды возникающих между ними правоотношений и способы осуществления торговли.
Практическим шагом на пути создания общего финансового рынка к 2025 году стало утверждение Концепции формирования общего финансового рынка (решение Высшего совета от 1 октября 2019 года No 20) – документа стратегического характера, принятого в рамках реализации положений Договора о ЕАЭС. Концепция определяет цели, принципы, этапы, правовую основу и основные направления формирования общего финансового рынка ЕАЭС.
Для создания общего рынка транспортных услуг выполнены мероприятия, предусмотренные «дорожными картами» по реализации Основных направлений и этапов реализации, скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов ЕАЭС.
Прорывным направлением развития ЕАЭС стала цифровая повестка, где формируется необходимая нормативно-правовая база. Так, решением Евразийского межправительственного совета от 1 февраля 2019 года утвержден механизм реализации цифровых проектов, следствием чего стал запуск первых цифровых инициатив. Одобрен паспорт проекта «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактами и трансфера технологий». Кроме того, утвержден паспорт проекта «Унифицированная система поиска «Работа без границ», направленный на интерактивное взаимодействие работодателей и соискателей государств-членов ЕАЭС. В целях обеспечения приоритетности реализации проекта «Цифровые транспортные коридоры «Утвержден план мероприятий по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в 2019 году продолжена работа по развитию и совершенствованию торгово- экономического взаимодействия. При активном участии Минэкономразвития России подготовлена и согласована Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ, определяющая приоритетные направления сотрудничества как в рамках СНГ, так и с другими государствами и международными организациями (принята на заседании Совета глав государств СНГ 11 октября 2019 года). Документом предусмотрено создание эффективных механизмов партнерства, последовательная интеграция в мировую транспортную систему, создание стабильных систем международных энергетических поставок (как электроэнергии, так и углеводородов).
Благодаря эффективной работе российских экспертов под эгидой Минэкономразвития России в рекордно сжатые сроки разработана и подготовлена к подписанию Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года, являющаяся основным экономическим документом для 10 стран – участниц Содружества на предстоящие 10 лет (утверждена на заседании Совета глав правительств СНГ 29 мая 2020 года).
Ключевое внимание на площадке Содружества уделено таким перспективным сферам взаимодействия, как цифровая экономика и инновации.
На заседании Совета глав правительств СНГ (25 октября 2019 года, г. Москва) утверждены Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в области цифрового развития общества и План первоочередных мероприятий по ее реализации. Планом предусмотрены мероприятия по развитию цифровой экономики, регионального цифрового пространства и обеспечению информационной безопасности, информационной инфраструктуры.
Обеспечен запуск работы по подготовке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года; формированию цифрового бизнес-пространства для реализации инновационных проектов субъектами рынка, кооперации цифровых платформ и технологий государств – участников СНГ; внедрению цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребности государства, бизнеса и граждан; созданию системы национальных центров обработки данных.
Шагом в направлении сопряжения разноуровневых интеграционных процессов, сближения правовых норм СНГ и ЕАЭС стало утверждение 3 июня 2019 года Плана мероприятий на 2019-2020 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией.
В условиях глобализации и мировой интеграции все страны так или иначе развиваются совместно. Данная ситуация имеет и положительные последствия, заключающиеся в возможности перенимания инновационного опыта одной страны другими, и отрицательные, которые выражаются в усилении зависимости между странами, а также повышением восприимчивости изменений одной страны другими.
Мировое хозяйство разнообразно. В состав мировой экономики входят страны разного уровня развития. Каждая национальная экономика обладает своей спецификой. В подобных условиях необходимо разрабатывать систему мер, которая будет направлена на поддержание стабильности внутри страны, на фоне глобальной нестабильности мирового рынка. Анализ актуального состояния экономики Российской Федерации показал, что существует ряд проблем, которые мешают устойчивому развитию страны.
На сегодняшний день ключевыми целями в обеспечении стабильности отечественной экономики в разрезе внешнеэкономической деятельности:
-расширение отраслей специализации;
-повышение конкурентоспособности национальной экономики;
-повышение активного торгового баланса страны.
На сегодняшний день отрасли специализации Российской Федерации опять-таки подтверждают сырьевую направленность отечественной экономики. Страна специализируется на :
-добыче газа, нефти, угля;
-производстве электроэнергии, чугуна, стали и железной руды;
-производстве пиломатериалов, минеральных удобрений, целлюлозы, древесины, а также продукции агропромышленного комплекса.
Рассмотрим подробнее каждое направление специализации. Около 60% добытой нефти в Российской Федерации экспортируется. Основными импортерами нефти являются страны Европы, а также США и Канады. Природный газ экспортируется в страны Западной Европы, СНГ. [1]
Расширение отраслей специализации Российской Федерации возможно в том случае, если каждому региону страны присвоить конкретную специализацию. По мнению ряда теоретиков, учитывая площадь страны, наибольшее эффективной системой развития специализации страны является «плюрализм» специализаций. Эффективная система будет тогда, когда каждый регион будет играть на своих достоинствах.
Еще одним методом расширения специализации Российской Федерации можно считать и повышение экспорта транспортных услуг. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.
В общем и целом, расширение отраслей специализации в настоящее время, в век информационных технологий, целесообразно проводить в сторону инноваций. А для этого необходимо решить существующие проблемы.
Учитывая наличие плодородных почв на территории страны, целесообразно развиваться в сфере сельского хозяйства, как в отрасли дальнейшей специализации. Данный фактор необходимо прорабатывать в несколько этапов: налаживание ситуации внутри страны, а затем приведение продукции в надлежащее состояние, в соответствие с утверждёнными нормативами на мировом рынке.[2]
Детально рассмотрим вопрос развития сельского хозяйства в Российской Федерации. Принятая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной̆ продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы направлена на развитие взаимосвязанных звеньев единого технологического процесса: от производства сырья до сбыта готовой продукции. Мероприятия по развитию пищевой отрасли, инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка встроены в систему единого производственно-технологического цикла.
Таким образом, расширение отраслей специализации Российской Федерации на сегодняшний день является достаточно затруднительным процессом. Целесообразно развивать сферу услуг, особенно в вопросе услуг перевозки. Также, стоит обратить внимание на развитие инноваций. Присвоение большинству регионов определенной специализации так или иначе способно развить хозяйствование в целом.
На сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих повышению конкурентоспособности страны. Наиболее острой из них можно назвать сырьевую зависимость национальной экономики. С одной стороны, наличие большого количества природных ресурсов является хорошим конкурентным преимуществом, которое так или иначе способно обеспечить некоторые положительные явления. Но, с другой стороны, сосредоточение всей системы российской экономики на одном направлении ведёт к дисбалансу развития, в то время как многие развитые страны стремятся к сбалансированному развитию. Данная ситуация объясняется тем фактом, что, в условиях недостаточной отдачи от одного фактора, конкурентоспособность могут обеспечить другие направления деятельности. [3]
Немаловажным драйвером развития конкурентных преимуществ стран на сегодняшний день является так и построение инновационного общества. На сегодняшний день в Российской Федерации созданы различные организации, на плечи которых возложена задача по внедрению инноваций во все сферы жизни. Среди таких организаций можно назвать: АО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», государственная корпорация «Внешэкономбанк», АО «Российская венчурная компания», АО «РОСНАНО», Специальные инвестиционные контракты (СПИК). По оценкам экспертов, деятельность данных организаций на сегодняшний день не дает нужных результатов. При том факте, что страна обладает необходимыми ресурсами, развитие в сфере инноваций минимальное, что не позволяет повышать конкурентоспособность. Решение данной проблемы возможно через активное стимулирование научно-технического прогресса. Инновационный потенциал страны является недостаточно высоким из-за активной миграции кадров, способных развиваться в данной сфера, а также из-з не проработанности законодательной базы по развитию информационного и инновационного общества.
Сдерживающим фактором инноваций можно также назвать и отсутствие эффективно действующих налоговых и страховых механизмов. И здесь опять же возвращаемся к вопросу проработанности законодательной базы вопроса.
Немаловажными сдерживающими факторами развития интеграции Российской Федерации в систему мирового хозяйства можно назвать также и высокую стоимость внедрения и коммерческого освоения нововведений. Несмотря на развитие грунтовой системы и институтов государственной поддержки инноваций, ситуация остается все еще достаточно негативной. Следовательно, необходимы новые инструменты привлечения и финансирования, и кадров, способных разрабатывать инновации, в данных сектор.
Неразвитость инфраструктуры и низкая эффективность деятельности венчурного финансирования опять же не позволяет развитию инноваций набрать необходимый темп.
Проще всего перечисленные проблемы могут быть решены путем закрепления цифровой экономики страны. Общая цифровизация многих процессов в Российской Федерации будет способна снизить сырьевую зависимость страны, что позитивно отразиться на общем развитии государства.
Повышение конкурентоспособности страны на сегодняшний день так или иначе зависит и от развитости института предпринимательства внутри страны. Общая конкурентоспособность зависит и от конкурентоспособности каждого хозяйствующего субъекта. Следовательно, создание условий для выхода компаний на мировой рынок приведет к общему росту конкурентоспособности.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что для повышения конкурентоспособности страны необходимо ликвидировать существующие проблемы.
Обеспечение устойчивости национальной экономики на фоне мировой финансовой нестабильности возможно через повышение активного торгового баланса страны. Реализация данного вопроса возможна через диверсификацию рынков. Рассмотрим случаи, которые могут привести к вышеперечисленным условиям:
-развитие системы поддержки экспорта;
Одним их наиболее удачных путей развития системы поддержки экспорта можно назвать создание многосторонней системы регулирования рассматриваемого вопроса. Именно данное условие можно считать наиболее эффективным фактором снижения рисков применения в отношении отечественных поставок субсидируемых товаров компенсационных мер. Примечательно, что действие данного фактора не зависит от включения Российской Федерации в ВТО.
-создание институтов поддержки;
Поддержка отечественных экспортеров за рубежом-необходимое условие повышения объемов экспорта. Именно всесторонняя поддержка российских экспортеров снизит некоторые риски, а также ликвидирует ряд барьеров. К необходимым сферам поддержки относятся и торгово-политическая, и юридическая. Немаловажным является и повышение эффективности деятельности торговых представительство Российской Федерации за рубежом.
-снижение риска дискриминации отечественных экспортеров;
Надзор за общим климатом мирового рынка в отношении отечественных экспортёров сможет проиллюстрировать конкретные случаи некоторого рода дискриминации, которая выступает в качестве барьера развития. Следовательно, на основе анализа появится возможность разработать эффективную систему мер по устранению данной ситуации. Также, необходим надзор и в сфере исполнения торговыми партнёрами своих обязательств.
-расширение отраслей специализации;
Как было рассмотрено выше, одним из направлений расширения специализации можно считать работу в направлении экспорта сельскохозяйственной продукции. На сегодняшний день диверсификация российского экспорта в отношении сельскохозяйственной продукции в большей степени мешают дискриминационные барьеры, такие как: санитарные и фитосанитарные меры. Данные экспортные ограничение мешают расширению отраслей специализации.
-как и в вопросе повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке, повышению активного платежного баланса может содействовать доступ субъектов разного уровня предпринимательств на мировой рынок. Реализация подобных мер возможна через создания компенсационных институтов, которые будут помогать начинающим экспортерам.
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, существенно изменится структура платежного баланса. В долгосрочной перспективе возможность восстановления существенного профицита текущего счета будет маловероятной. Согласно условиям основных сценариев рост мировых цен на нефть и другое экспортируемое сырье не превысит 2% в год, а физический рост экспорта будет существенно ограничен высокой долей энергетических товаров, предложение которых практически не будет расти. При этом спрос на импорт будет оставаться достаточно высоким на фоне роста внутреннего спроса. Это будет ограничивать профицит торгового баланса, и в этих условиях возможности укрепления обменного курса могут быть связаны только с устойчивым притоком иностранного капитала.
Таким образом, на основе проведенного анализа, можно выявить следующие методы повышения устойчивости страны на фоне мировой финансовой и экономической нестабильности:
-развитие системы активного долголетия;
-повышение правовой культуры граждан в вопросе трудоустройства;
-проведение активной политики по снижению уровня безработицы;
-расширение отраслей специализации;
-повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что Российская Федерация на сегодняшний день развивается в соответствие с консервативным сценарием долгосрочного прогноза развития. Данная ситуация характеризуется низкими темпами роста отечественной экономики. В условиях мировой финансовой нестабильности данная ситуация неоднозначна: с одной стороны, страна мелкими шажками развивается, при этом сохраняет относительную устойчивость, но при этом, отсутствует возможность резкого роста, который предполагает расширение отраслей специализации. Подобная система развития ставит под вопрос возможность мировой интеграции с наименьшими потерями.
Таким образом, на сегодняшний день наиболее целесообразен экспорт машинотехнической продукции в страны ЕАЭС, США, Китай и Германию. Эти страны имеют достаточный уровень спроса. Наибольшими проблемами, тормозящими экспорт, являются высокие экспортный пошлины и низкий уровень диверсификации отечественного экспорта.
Таким образом, на основе проведенного анализа, можно выявить следующие методы повышения устойчивости страны на фоне мировой финансовой и экономической нестабильности:
-развитие системы активного долголетия;
-повышение правовой культуры граждан в вопросе трудоустройства;
-проведение активной политики по снижению уровня безработицы;
-расширение отраслей специализации;
-повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура счета доходов ВВП в 2017–2019 годах оставалась стабильной, колебания значений удельного веса были незначительными. Так, например, в 2019 году наблюдалось снижение доли валовой прибыли: по сравнению с 2018 годом значение показателя сократилось на 0,7 п.п., в то время как доля оплаты труда наемных работников в ВВП возросла на 0,7 п.п.
Прирост суммарной величины добавленной стоимости всех регионов составил в 2018 году 2,8%. Почти во всех субъектах динамика ВРП была положительной. Исключение составили 8 регионов, а максимальное сокращение ВРП наблюдалось в Ненецком автономном округе (–7,8%) и Новгородской области (–2,1%).
Ориентация на экспортную модель повысит локализацию производства, так как высокий процент локализации (выше 60%) как правило экономически оправдан только для платформ с высоким уровнем производства (более 250 тыс. единиц в год). Повышение локализации снизит импортируемую добавленную стоимость в экспортируемых Россией автомобилях, однако значимое увеличение экспорта могло бы повысить вовлеченность российских промышленных товаров в нисходящие глобальные цепочки добавленной стоимости.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что Российская Федерация на сегодняшний день развивается в соответствие с консервативным сценарием долгосрочного прогноза развития. Данная ситуация характеризуется низкими темпами роста отечественной экономики. В условиях мировой финансовой нестабильности данная ситуация неоднозначна: с одной стороны, страна мелкими шажками развивается, при этом сохраняет относительную устойчивость, но при этом, отсутствует возможность резкого роста, который предполагает расширение отраслей специализации. Подобная система развития ставит под вопрос возможность мировой интеграции с наименьшими потерями.
На сегодняшний день наиболее целесообразен экспорт машинотехнической продукции в страны ЕАЭС, США, Китай и Германию. Эти страны имеют достаточный уровень спроса. Наибольшими проблемами, тормозящими экспорт, являются высокие экспортный пошлины и низкий уровень диверсификации отечественного экспорта.
На основе проведенного анализа можно выявить следующие методы повышения устойчивости страны на фоне мировой финансовой и экономической нестабильности:
-развитие системы активного долголетия;
-повышение правовой культуры граждан в вопросе трудоустройства;
-проведение активной политики по снижению уровня безработицы;
-расширение отраслей специализации;
-повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон от 19.04.1991 года №1032-1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта 2006 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 июня 1996 г., — №25.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта 2006 г.) // «Российская газета» от 6 августа 1998 г. N 148-149, «Российская газета» от 10 августа 2000 г. N 153-15.
- Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/wel-come/economy/macroeconomy/administmanagementdirect
- «Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). Режим доступа: URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography.
- Паспорт федерального проекта «Старшее поколение». – С. 2 (https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography).
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. 2013. Режим доступа: URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Минэкономразвития России. 2018. Режим доступа: URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190
Периодические издания
- Бардовский, В.П. Экономика / В.П. Бардовский. — М.: Изд-во Форум. — Инфра-М. — 2018. – С. -332
- Белоусов М.С. «Перспективы развития антициклической политики в РФ», М:-2017.
- Бондарь, А.В. Экономическая теория / А.В. Бондарь. — Минск: БГЭУ. — 2017. – С. 210
- Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание. — 2018. – С. 150
- Буфетова, А.Н. Основы экономики. Учебное пособие для абитуриентов ЭФ НГУ / А.Н. Буфетова, Л.С. Веселая — Новосибирск. — 2018. – С. 290
- Гомола, А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин — М.: Академия. — 2017. — 336с.— С. 370
- Гринспен А.Эпоха потрясений: проблемы и перспективы мировой финансовой системы. — М.: «Юнайтед пресс. Альпина бизнес букс», 2018. — 518с.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: [учебник]. – М.: Юристъ, 2000. С.813.
- Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — М.: ИНФРА-М, 2017, 21-ое изд. – С. 570
- Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Портер М.Е., — 6-е изд. — Москва: Альпина Пабл., 2016. — 453 с. ISBN 978-5-9614-5752-0. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/558670 (дата обращения: 02.04.2021).
- Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Мировая экономическая жизнь сквозь призму веков. Т. 1. М.: Мысль, 2004.
- Хинштейн.А. Е. Кризис. История мировых кризисов. — М.: «Олма Медиа Групп», 2017. – С.342.
- Чечурина М.Н. Международная интеграция и международные организации: Учеб. пособие. – Мурманск: изд-во МГТУ, 2015. – 269 с.
- Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. — М.: Международные отношения, 2013–24с.
- Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения: Интеграция: учеб. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014
Монографии и диссертации
- Антикризисное управление предприятием: Курс лекций. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. — 266 с.
- Белкин, В. А. Гелиоэкономика: механизм связи циклов экономических и магнитного излучения Солнца / В. А. Белкин // Челяб. гуманитарий. — 2012. — № 20, т. 3. — С. 10—17.
- Международный опыт антикризисной политики / С.М. Дробышевский, Е.В. Синельникова, А.В. Сорокина, П.В. Трунин, Е.В. Худько. — М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2015. –С.156 — (Сер. «Экономическая политика: между кризисом имодернизацией»).
- Национальные проекты 2019-2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Социальная сфера: науч.-аналит. издание / А.А. Шабунова [и др.]. Вологда: ВолНЦ РАН, 2019. 68 с.
- Оцич Ч. Финансиализация и современные экономические кризисы / Ч. Оцич, Р. Буквич // Вестник НГИЭИ, 2013. № 3 (22). С. 3-17.
- Тупчиенко В.А. Ключевые теории экономического цикла / В.А. Тупчиенко, М.К. Кривцова // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2014. № 3. С. 2-12.
Интернет-ресурсы
- Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2020 (последняя редакция: 05.01.2020). URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-in..
- Федеральная служба государственной статистики. — [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru
- Официальный сайт Министерства финансов РФ. – [Электронный ресурс]. URL: https://m.minfin.ru/ru/
- Словари: [Электронный ресурс]. URL: http://www.glossary.ru/index.ht
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф