СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «АЛЬЯНС» НА РЫНКЕ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ
- 2.1. Общая организационная характеристика предприятия ЗАО «Альянс»
- 2.2. Экономическая характеристика предприятия ЗАО «Альянс»
- 2.3. Определение параметров оценки и анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»
- ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «АЛЬЯНС» НА РЫНКЕ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ
- 3.1. Основные направления на повышение конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»
- 3.2. Разработка мероприятий по модернизации внутренних PR-технологий, как условие повышения конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»
- 3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями.
Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности продукции и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.
В настоящее время, фирм, выпускающих однородную продукцию огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами — главная задача любой фирмы в любой стране. Поэтому каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем фактором, что в условиях рыночной экономики достижение конкурентоспособности продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Несмотря на наличие значительной информационной базы и различных методов оценки конкурентоспособности предприятий (как в России, так и за рубежом), в настоящее время не разработана методика оценки такого сложного комплексного показателя, который бы позволил количественно и качественно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции, оценить динамику и темпы их роста, измерить влияние на них разных внутренних и внешних факторов. Не разработаны специфические вопросы оценки, измерения и прогноза конкурентоспособности в условиях различных по конкурентным свойствам рынков. В связи с этим, исследования, проводимые в рамках данной дипломной работы, имеют некоторые элементы новизны.
Целью данной работы является исследование методов повышения конкурентоспособности фирмы на отраслевом рынке.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
— определить понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
— выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность предприятия;
— охарактеризовать цели, задачи и методы управления конкурентоспособностью предприятия;
— определить параметры оценки конкурентоспособности конкретного предприятия;
— проанализировать конкурентоспособность предприятия;
— разработать методы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и рассчитать их экономическую эффективность.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ЗАО «Альянс».
Предмет исследования — показатели конкурентоспособности данного предприятия.
Методологической основой исследования послужили универсальные методы познания — восхождение от абстрактного к конкретному, а также специальные методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, методы индукции, дедукции.
Поставленная цель и объект исследования предопределили следующую структуру работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Успех того или иного предприятия, сама возможность его существования зависят от того, насколько конкурентоспособным является данное предприятие.
Существуют различные определения конкурентоспособности предприятия в целом и отдельного товара.
Так, Х.А. Фасхиев и Е.В. Попова считают, что конкурентный потенциал (т.е. конкурентоспособность) предприятия — это «как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия».
Конкурентоспособность товара данные авторы определяют как «оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя».
Ю. Короткий в своей статье приводит целый ряд примеров определений конкурентоспособности товара:
- «Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках».
- «Конкурентоспособность — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период».
- «Конкурентоспособность характеризует способность товара удовлетворять определенным требованиям при минимальных затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального ассортимента…) или у потребителя (если оцениваются возможности реализации товара)».
- «Конкурентоспособность — совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и др.».
- «Конкурентоспособность (товара) — сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара плюс цена его эксплуатации)».
- «Конкурентоспособность товара — способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции».
- «Конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение».
Как отмечает Ю. Короткий, содержательную основу понятия конкурентоспособности товара в конкретном смысле составляют два принципиальных элемента: совокупное качество и цена (пока без акцентов) товара при соблюдении прочих требований, а фактически — конкретных ограничений. Относительно более высокое качество и более доступная цена определяют преимущество одного товара перед другим, отражают его коммерческую привлекательность. То есть конкурентоспособность товара на качественном уровне — это преимущество в технико-экономическом смысле.
Р. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «…свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке».
По мнению Х.А. Фасхиева и Е.В. Поповой, высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:
1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);
2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.
Потребители будут довольны продукцией компании, если компания сможет предложить им оптимальное соотношение «цена-качество».
В случае, если потребители довольны продукцией компании, это будет выражаться в росте выручки компании.
Для акционеров, как правило, основной целью является максимизация прибыли. При этом акционеры будут сравнивать доходность, обеспечиваемую вложениями в данную компанию, с доходностью вложений в безрисковые активы, например, депозиты. Т.е. с точки зрения акционеров компания должна демонстрировать достаточно высокий уровень рентабельности собственного капитала.
Основные требования кредиторов связаны с обеспечением своевременных платежей по кредитам.
Для сотрудников важным является то, чтобы предприятие смогло обеспечить не только достойный уровень материального вознаграждения, но и способствовало профессиональному росту сотрудников, их самореализации.
Для государства важно, чтобы предприятие вовремя и в полном объеме платило налоги, не нарушало требований законодательства, а в идеальном варианте было бы еще и социально ответственным.
Конкурентоспособность предприятия, т.е. его способность соответствовать желаниям потребителей, собственников, кредиторов, сотрудников и прочих заинтересованных групп, складывается под воздействием как внешних (внешней среды), так и внутренних факторов (внутренней среды), которые будут проанализированы в следующем параграфе.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Существуют различные методы оценки конкурентоспособности компаний, в частности, SWOT-анализ, SNW-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы.
Одной из наиболее распространенных методик является SWOT-анализ. SWOT — это сокращение по первым буквам слов:
- Strengths — сильные стороны, т.е. преимущества организации;
- Weaknesses- слабости, т.е. недостатки организации;
- Opportunities- возможности, т.е. факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Threats- угрозы, т.е. факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
По этим направлениям и осуществляется анализ. SWOT — анализ позволяет правильно поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа (таблица 1).
Таблица 1 — Матрица SWOT-анализа [5, c.415]
| Strengths – сильные стороны компании | Opportunities – рыночные возможности |
| Weaknesses – слабые стороны компании | Threats – рыночные угрозы |
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности: имеющийся опыт, доступ к уникальным ресурсам, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение, например, слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация компании на рынке, недостаток финансирования и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие, как то: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Итак, вначале необходимо оценить внутреннюю среду организации, определить ее сильные и слабые стороны.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо: составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие; по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой; из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Оценка компании осуществляется по следующим параметрам:
- организация;
- производство;
- финансы;
- инновации;
- маркетинг.
Оценка организации подразумевает оценку уровня квалификации сотрудников, их мотивированность, заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между структурными подразделениями предприятия и т.п.
Оценка производства, подразумевает оценку производственных мощностей, качества и степени износа оборудования, качества продукции, наличия патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимости продукции, надежности каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
Оценка финансов начинается с экспресс-анализа динамики и структуры баланса предприятия, динамики финансовых результатов.
Далее следует анализ издержек, финансовой устойчивости предприятия, уровня ликвидности и платежеспособности, уровня рентабельности и т.п.
Анализ финансовой устойчивости предприятия предполагает расчет таких показателей, как коэффициент независимости; коэффициент соотношения собственных и заемных средств; коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств; коэффициент маневренности собственных средств; коэффициент обеспечения собственными средствами; коэффициент реальной стоимости ОС и материальных оборотных средств в имуществе предприятия; коэффициент реальной стоимости ОС в имуществе предприятия.
Расчет данных коэффициентов представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия [4, с.104]
| Наименование показателя | Способ расчета (строки формы № 1 бухгалтерской отчетности) | Норма |
| Коэффициент независимости. | К1 = стр. 490 / стр. 700 | ≥0,5 |
| Коэффициент соотношения собственных и заемных средств. | К2 = (стр. 590 + стр. 690) / стр. 490 | ≤1 |
| Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. | К3 = стр. 590 / (стр. 490 + стр. 590) | |
| Коэффициент маневренности собственных средств. | К4 = (стр. 490 – 190) / стр. 490 | ≥0,1 |
| Коэффициент обеспечения собственными средствами. | К5 = (стр. 490 – 190) / стр. 490 | ≥0,1 |
Далее производится расчет коэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; промежуточный коэффициент покрытия; общий текущий коэффициент покрытия; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент восстановления платежеспособности.
Расчет показателей платежеспособности представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Расчет показателей платежеспособности [4, c.56]
| Наименование показателя | Способ расчёта (строки формы № 1 бухгалтерской отчетности) | Норма |
| Коэффициент абсолютной ликвидности | L1 = (стр.250 +260) / (стр.690 — 640) | ≥0,2 |
| Коэффициент промежуточного покрытия | L2 = (стр.240 + 250 + 260) / (стр.690 — 640) | ≥0,7 |
| Коэффициент общего покрытия | L3 = (стр.210 + 220 + 240 +250 + 260) / (стр.690 — 640) | ≥2 |
Среди показателей рентабельности выделяют показатели рентабельности продукции и рентабельности вложений. Расчет различных показателей рентабельности представлен в таблице 4.
Таблица 4 — Расчет показателей рентабельности [4, c.56]
| Название показателя | Способ расчета (строки формы №1 и формы №2 бухгалтерской отчетности) |
| Показатели рентабельности продукции | |
| Рентабельность всей реализованной продукции | стр.050 (Ф№2) / стр.010 (Ф№2) |
| Общая рентабельность | стр.140 (Ф№2) /стр.010 (Ф№2) |
| Рентабельность продаж по чистой прибыли | стр.190 (Ф№2)/стр.010 (Ф№2) |
| Показатели рентабельности вложений | |
| Общая рентабельность вложений | стр.140(Ф№2) / стр.300(Ф№1) |
| Рентабельность вложений по чистой прибыли | стр.190(Ф№2)/ стр.300 (Ф№1) |
| Рентабельность собственных средств | стр.190(Ф№2)/ стр.490 (Ф№1) |
| Рентабельность перманентного капитала | стр.190(Ф№2)/( стр.490 (Ф№1)+ стр.590(Ф№1)) |
В сфере инноваций могут оцениваться следующие параметры:
- частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии;
- степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения);
- сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.
В сфере маркетинга оцениваются:
- качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители);
- известность марки;
- полнота ассортимента;
- уровень цен;
- эффективность рекламы;
- репутация предприятия;
- эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг.
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Следующий шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия — увидеть возможности и угрозы.
Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон конкретного предприятия: составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации; определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру; выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.
Важнейшими параметрами при оценке рыночных возможностей и угроз являются следующие:
- факторы спроса;
- факторы конкуренции;
- факторы сбыта;
- экономические факторы;
- политические и правовые факторы;
- научно-технические факторы;
- социально-демографические факторы;
- социально-культурные факторы;
- природные и экологические факторы;
- международные факторы.
К факторам спроса относятся емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия.
К факторам конкуренции относится количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высота барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.
В зависимости от сочетания этих факторов выделяют 4 типа рынка, на которых действуют различные модели ценообразования: совершенную конкуренцию, монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
К факторам сбыта относятся следующие: количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок материалов и комплектующих и т.п.
К экономическим факторам относятся: общее состояние экономики, курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, уровень процентных ставок, доступность кредитов для населения и компаний, динамика доходов населения и компаний, налоговая политика государства и т.п.
К политическим и правовым факторам относятся качество существующих законов, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти, уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения и т.п.
Среди законов следует выделить те законы, которые влияют на развитие экономики в целом и законы, регулирующие конкретный рынок.
К первой группе законов относятся, например, антимонопольные законы, которые призваны способствовать развитию конкуренции и ограничению монополизма, налоговое законодательство, определяющее средний уровень налоговой нагрузки в экономике, трудовое законодательство, устанавливающее минимальный уровень оплаты труда, требования к продолжительности рабочей недели и т.п., экологическое законодательство.
В России конкуренция защищается законодательно, существует специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба, — призванный следить за исполнением антимонопольного законодательства.
Общий уровень налоговой нагрузки в России в последние годы снизился, было снижено число самих налогов.
Для каждой отрасли, каждого рынка существует также система специализированных правовых и нормативных актов, регулирующих деятельность в данном конкретном сегменте. Во-первых, в отдельных отраслях для осуществления деятельности могут требоваться лицензии. Во-вторых, для определенных видов товаров существуют свои системы стандартов. В России стандарты закреплены в ГОСТах.
Однако помимо формальных норм, закрепленных в законах, в каждой стране существует также система неформальных институтов и норм, которая может оказывать на ведение бизнеса даже большее влияние, чем формальные законы.
Во многих странах принятые законы могут не исполняться, развита коррупция, и для того, чтобы существовать, компании вынуждены отвлекать значительные ресурсы на взятки. В России в настоящее время проблема коррупции стоит достаточно остро.
Элементом неформальной институциональной среды являются различные традиции и обычаи ведения деловой практики, предпочтения в выборе товаров, стереотипы поведения.
Они могут затруднить выход на национальный рынок иностранных компаний, не знающих этой специфики.
К научно-техническим факторам относятся уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.
К социально-демографическим факторам относятся численность и половозрастная структура населения региона, в котором работает компания, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.
К социально-культурным факторам относятся традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.
К природным и экологическим факторам относятся климатическая зона, в которой работает компания, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.
К международным факторам относятся уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Усовершенствованным вариантом SWOT-анализа является SNW- анализ.
SNW-анализ подразумевает анализ по следующим направлениям:
- Strength (сильная сторона);
- Neutral (нейтральная сторона);
- Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW–анализ также предлагает средне-рыночное состояние (N).
Основная причина добавления нейтральной стороны состоит в том, что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.
Для составления SNW-анализа заполняется таблица сильных, слабых и нейтральных сторон компании (таблица 5).
Таблица 5 — Таблица для SNW-анализа [6, 213с]
| Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиции | ||
| Сильная (S) | Нейтральная (N) | Слабая (W) | |
| Стратегия организации | |||
| Бизнес-стратегии | |||
| Оргструктура | |||
| Финансы | |||
| Продукт как конкурентоспособность | |||
| Структура затрат | |||
| Дистрибуция как система реализации продукции | |||
| Информационная технология | |||
| Инновации как способ к реализации на рынке продуктов | |||
| Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) | |||
Еще одним методом анализа конкурентоспособности является матрица Бостонской консалтинговой группы, делящая продукты, выпускаемые компаниями, на основе занимаемых ими долей рынка и темпов роста компаний на 4 группы:
- «подростки» — продукты с высокими темпами роста, но низкой долей рынка;
- «звезды» — продукты с большой рыночной долей и темпами роста выше среднего;
- «денежные коровы» — продукты с большой долей рынка, но медленно растущие;
- «бедные собаки» — продукты с незначительными рыночными долями и низкими темпами роста продаж.
Проанализировав конкурентные позиции компании, необходимо учитывать полученные данные при разработке мер по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.
Если продукция предприятия в принципе является конкурентоспособной, следует акцентировать внимание на совершенствовании системы сбыта. Если товары, выпускаемые компанией, не имеют рыночных перспектив, следует изменить ассортиментный ряд. Возможно, необходимо повысить качество выпускаемого продукта.
