Меню Услуги

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
  • 1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «АЛЬЯНС» НА РЫНКЕ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ
  • 2.1. Общая организационная характеристика предприятия ЗАО «Альянс»
  • 2.2. Экономическая характеристика предприятия ЗАО «Альянс»
  • 2.3. Определение параметров оценки и анализ конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»
  • ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «АЛЬЯНС» НА РЫНКЕ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ
  • 3.1. Основные направления на повышение конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»
  • 3.2. Разработка мероприятий по модернизации внутренних PR-технологий, как условие повышения конкурентоспособности предприятия ЗАО «Альянс»
  • 3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Введение

Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями.

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности продукции и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

В настоящее время, фирм, выпускающих однородную продукцию огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами — главная задача любой фирмы в любой стране. Поэтому каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол­нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем фактором, что в условиях рыночной экономики достижение конкурентоспособности продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Несмотря на наличие значительной информационной базы и различных методов оценки конкурентоспособности предприятий (как в России, так и за рубежом), в настоящее время не разработана методика оценки такого сложного комплексного показателя, который бы позволил количественно и качественно охарактеризовать конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции, оценить динамику и темпы их роста, измерить влияние на них разных внутренних и внешних факторов. Не разработаны специфические вопросы оценки, измерения и прогноза конкурентоспособности в условиях различных по конкурентным свойствам рынков. В связи с этим, исследования, проводимые в рамках данной дипломной работы, имеют некоторые элементы новизны.

Целью данной работы является исследование методов повышения конкурентоспособности фирмы на отраслевом рынке.

Реализация поставленной цели требует решения следующих  задач:

— определить понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;

— выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность предприятия;

— охарактеризовать цели, задачи и методы управления конкурентоспособностью предприятия;

— определить параметры оценки конкурентоспособности конкретного предприятия;

— проанализировать конкурентоспособность предприятия;

— разработать методы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и рассчитать их экономическую эффективность.

Объектом исследования в данной работе является предприятие ЗАО «Альянс».

Предмет исследования — показатели конкурентоспособности данного предприятия.

Методологической основой исследования послужили универсальные методы познания — восхождение от абстрактного к конкретному, а также специальные методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, методы индукции, дедукции.

Поставленная цель и объект исследования предопределили следующую структуру работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Успех того или иного предприятия, сама возможность его существования зависят от того, насколько конкурентоспособным является данное предприятие.

Существуют различные определения конкурентоспособности предприятия в целом и отдельного товара.

Так, Х.А. Фасхиев и Е.В. Попова считают, что конкурентный потенциал (т.е. конкурентоспособность) предприятия — это «как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия».

Конкурентоспособность товара данные авторы определяют как  «оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя».

Ю. Короткий в своей статье приводит целый ряд примеров определений конкурентоспособности товара:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • «Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках».
  • «Конкурентоспособность — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период».
  • «Конкурентоспособность характеризует способность товара удовлетворять определенным требованиям при минимальных затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального ассортимента…) или у потребителя (если оцениваются возможности реализации товара)».
  • «Конкурентоспособность — совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и др.».
  • «Конкурентоспособность (товара) — сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара плюс цена его эксплуатации)».
  • «Конкурентоспособность товара — способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции».
  • «Конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение».

Как отмечает Ю. Короткий, содержательную основу понятия конкурентоспособности товара в конкретном смысле составляют два принципиальных элемента: совокупное качество и цена (пока без акцентов) товара при соблюдении прочих требований, а фактически — конкретных ограничений. Относительно более высокое качество и более доступная цена определяют преимущество одного товара перед другим, отражают его коммерческую привлекательность. То есть конкурентоспособность товара на качественном уровне — это преимущество в технико-экономическом смысле.

Р. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «…свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке».

По мнению Х.А. Фасхиева и Е.В. Поповой, высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;

3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Потребители будут довольны продукцией компании, если компания сможет предложить им оптимальное соотношение «цена-качество».

В случае, если  потребители довольны продукцией компании, это будет выражаться в росте выручки компании.

Для акционеров, как правило, основной целью является максимизация прибыли. При этом акционеры будут сравнивать доходность, обеспечиваемую вложениями в данную компанию, с доходностью вложений в безрисковые активы, например, депозиты. Т.е. с точки зрения акционеров компания должна демонстрировать достаточно высокий уровень рентабельности собственного капитала.

Основные требования кредиторов связаны с обеспечением  своевременных платежей по кредитам.

Для сотрудников важным является то, чтобы предприятие смогло обеспечить не только достойный уровень материального вознаграждения, но и способствовало профессиональному росту сотрудников, их самореализации.

Для государства важно, чтобы предприятие вовремя и в полном объеме платило налоги, не нарушало требований законодательства, а в идеальном варианте было бы еще и социально ответственным.

Конкурентоспособность предприятия, т.е. его способность соответствовать желаниям потребителей, собственников, кредиторов, сотрудников и прочих заинтересованных групп, складывается под воздействием как внешних (внешней среды), так и внутренних факторов (внутренней среды), которые будут проанализированы в следующем  параграфе.

1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Существуют различные методы оценки конкурентоспособности компаний, в частности, SWOT-анализ, SNW-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы.

Одной из наиболее распространенных методик является SWOT-анализ. SWOT — это сокращение по первым буквам слов:

  • Strengths — сильные стороны, т.е. преимущества организации;
  • Weaknesses- слабости, т.е. недостатки организации;
  • Opportunities- возможности, т.е. факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Threats- угрозы, т.е. факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

По этим направлениям и осуществляется анализ. SWOT — анализ позволяет правильно поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа (таблица 1).

 Таблица 1 — Матрица SWOT-анализа [5, c.415]

Strengths – сильные стороны компании Opportunities – рыночные возможности
Weaknesses – слабые стороны компании Threats – рыночные угрозы

 

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности: имеющийся опыт, доступ к уникальным ресурсам, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение, например, слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация компании на рынке, недостаток финансирования и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие, как то: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Итак, вначале необходимо оценить внутреннюю среду организации, определить ее сильные и слабые стороны.

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо: составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие; по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой; из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.

Оценка компании осуществляется по следующим параметрам:

  • организация;
  • производство;
  • финансы;
  • инновации;
  • маркетинг.

Оценка организации подразумевает оценку уровня квалификации сотрудников, их мотивированность, заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между структурными подразделениями предприятия и т.п.

Оценка производства, подразумевает оценку производственных мощностей, качества и степени износа оборудования, качества продукции, наличия патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимости продукции, надежности каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

Оценка финансов начинается с экспресс-анализа динамики и структуры баланса предприятия, динамики финансовых результатов.

Далее следует анализ издержек, финансовой устойчивости предприятия, уровня ликвидности и платежеспособности, уровня рентабельности и т.п.

Анализ финансовой устойчивости предприятия предполагает расчет таких показателей, как коэффициент независимости; коэффициент соотношения собственных и заемных средств; коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств; коэффициент маневренности собственных средств; коэффициент обеспечения собственными средствами; коэффициент реальной стоимости ОС и  материальных оборотных средств в имуществе предприятия; коэффициент реальной стоимости ОС в имуществе предприятия.

Расчет данных коэффициентов представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия [4, с.104]

Наименование показателя Способ расчета (строки формы № 1 бухгалтерской отчетности) Норма
Коэффициент независимости. К1 = стр. 490 / стр. 700 ≥0,5
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств. К2 = (стр. 590 + стр. 690) / стр. 490 ≤1
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. К3 =  стр. 590 / (стр. 490 + стр. 590)  
Коэффициент маневренности собственных средств. К4 = (стр. 490 – 190) / стр. 490 ≥0,1
Коэффициент обеспечения собственными средствами. К5 = (стр. 490 – 190) / стр. 490 ≥0,1

 

Далее производится расчет коэффициентов ликвидности, таких как  общий показатель ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; промежуточный коэффициент покрытия; общий текущий коэффициент покрытия; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент восстановления платежеспособности.

Расчет показателей  платежеспособности представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Расчет показателей платежеспособности [4, c.56]

Наименование показателя Способ расчёта (строки формы № 1 бухгалтерской отчетности) Норма
Коэффициент абсолютной ликвидности L1 = (стр.250 +260) / (стр.690 — 640) ≥0,2
Коэффициент промежуточного покрытия L2 = (стр.240 + 250 + 260) / (стр.690 — 640) ≥0,7
Коэффициент общего покрытия L3 = (стр.210 + 220 + 240 +250 + 260) / (стр.690 — 640) ≥2

 

Среди показателей рентабельности выделяют показатели рентабельности продукции и рентабельности вложений. Расчет различных показателей рентабельности представлен в таблице 4.

Таблица 4 — Расчет показателей рентабельности [4, c.56]

Название показателя Способ расчета (строки формы №1 и формы №2 бухгалтерской отчетности)
Показатели рентабельности продукции
Рентабельность всей реализованной продукции стр.050 (Ф№2) / стр.010 (Ф№2)
Общая рентабельность стр.140 (Ф№2) /стр.010 (Ф№2)
Рентабельность продаж по чистой прибыли стр.190 (Ф№2)/стр.010 (Ф№2)
Показатели рентабельности вложений
Общая рентабельность вложений стр.140(Ф№2) / стр.300(Ф№1)
Рентабельность вложений по чистой прибыли стр.190(Ф№2)/ стр.300 (Ф№1)
Рентабельность собственных средств стр.190(Ф№2)/ стр.490 (Ф№1)
Рентабельность перманентного капитала стр.190(Ф№2)/( стр.490 (Ф№1)+ стр.590(Ф№1))

 

В сфере инноваций могут оцениваться следующие параметры:

  • частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии;
  • степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения);
  • сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.

В сфере маркетинга  оцениваются:

  • качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители);
  • известность марки;
  • полнота ассортимента;
  • уровень цен;
  • эффективность рекламы;
  • репутация предприятия;
  • эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг.

Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

Следующий шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия — увидеть возможности и угрозы.

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон конкретного предприятия: составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации; определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру; выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.

Важнейшими параметрами при оценке рыночных возможностей и угроз являются следующие:

  • факторы спроса;
  • факторы конкуренции;
  • факторы сбыта;
  • экономические факторы;
  • политические и правовые факторы;
  • научно-технические факторы;
  • социально-демографические факторы;
  • социально-культурные факторы;
  • природные и экологические факторы;
  • международные факторы.

К факторам спроса относятся емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия.

К факторам конкуренции относится количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высота барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.

В зависимости от сочетания этих факторов выделяют 4 типа рынка, на которых действуют различные модели ценообразования: совершенную конкуренцию, монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

К факторам сбыта относятся следующие: количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок материалов и комплектующих и т.п.

К экономическим факторам относятся: общее состояние экономики, курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, уровень процентных ставок, доступность кредитов для населения и компаний, динамика доходов населения и компаний, налоговая политика государства и т.п.

К политическим и правовым факторам относятся качество существующих законов, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти, уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения и  т.п.

Среди законов следует выделить те законы, которые влияют на развитие экономики в целом и законы, регулирующие конкретный рынок.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

К первой группе законов относятся, например, антимонопольные законы, которые призваны способствовать развитию конкуренции и ограничению монополизма, налоговое законодательство, определяющее средний уровень налоговой нагрузки в экономике, трудовое законодательство, устанавливающее минимальный уровень оплаты труда, требования к продолжительности рабочей недели и т.п., экологическое законодательство.

В России конкуренция защищается законодательно, существует специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба, — призванный следить за исполнением антимонопольного законодательства.

Общий уровень налоговой нагрузки в России в последние годы снизился, было снижено число самих налогов.

Для каждой отрасли, каждого рынка существует также система специализированных правовых и нормативных актов, регулирующих деятельность в данном конкретном сегменте. Во-первых, в отдельных отраслях для осуществления деятельности могут требоваться лицензии. Во-вторых, для определенных видов товаров существуют свои системы стандартов. В России стандарты закреплены в ГОСТах.

Однако помимо формальных норм, закрепленных в законах, в каждой стране существует также система неформальных институтов и норм, которая может оказывать на ведение бизнеса даже большее влияние, чем формальные законы.

Во многих странах принятые законы могут не исполняться, развита коррупция, и для того, чтобы существовать, компании вынуждены отвлекать значительные ресурсы на взятки. В России в настоящее время проблема коррупции стоит достаточно остро.

Элементом неформальной институциональной среды являются различные традиции и обычаи ведения деловой практики, предпочтения в выборе товаров, стереотипы поведения.

Они могут затруднить выход на национальный рынок иностранных компаний, не знающих этой специфики.

К научно-техническим факторам относятся уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.

К социально-демографическим факторам относятся численность и половозрастная структура населения региона, в котором работает компания, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.

К социально-культурным факторам относятся традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.

К природным и экологическим факторам относятся климатическая зона, в которой работает компания, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.

К международным факторам относятся уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.

Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

Усовершенствованным вариантом SWOT-анализа является SNW- анализ.

SNW-анализ подразумевает анализ по следующим направлениям:

  • Strength (сильная сторона);
  • Neutral (нейтральная сторона);
  • Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW–анализ также предлагает средне-рыночное состояние (N).

Основная причина добавления нейтральной стороны состоит в том, что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.

Для составления SNW-анализа заполняется таблица сильных, слабых и нейтральных сторон компании (таблица 5).

Таблица 5 — Таблица для SNW-анализа [6, 213с]

Наименование стратегической позиции Качественная оценка позиции
Сильная (S) Нейтральная (N) Слабая (W)
Стратегия организации      
Бизнес-стратегии      
Оргструктура      
Финансы      
Продукт как конкурентоспособность      
Структура затрат      
Дистрибуция как система реализации продукции      
Информационная технология      
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов      
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)      

 

Еще одним методом анализа конкурентоспособности является матрица  Бостонской консалтинговой группы, делящая продукты, выпускаемые компаниями, на основе занимаемых ими долей рынка и темпов роста компаний на 4 группы:

  • «подростки» — продукты с высокими темпами роста, но низкой долей рынка;
  • «звезды» — продукты с большой рыночной долей и темпами роста выше среднего;
  • «денежные коровы» — продукты с большой долей рынка, но медленно растущие;
  • «бедные собаки» — продукты с незначительными рыночными долями и низкими темпами роста продаж.

Проанализировав конкурентные позиции компании, необходимо учитывать полученные данные при разработке мер по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия.

Если продукция предприятия в принципе является конкурентоспособной, следует акцентировать внимание на совершенствовании системы сбыта. Если товары, выпускаемые компанией, не имеют рыночных перспектив, следует изменить ассортиментный ряд. Возможно, необходимо повысить качество выпускаемого продукта.


Страницы:   1   2   3   4   5