Меню Услуги

Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «НЗКМ»


Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методические основы оценки конкурентоспособности предприятия
  • 1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
  • 1.2. Анализ факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия
  • 1.3. Методические основы  оценки конкурентоспособности организации
  • Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «НЗКМ»
  • 2.1. Анализ финансового состояния предприятия,  внешней и внутренней среды, SWOT–анализ
  • 2.2. Конкурентный анализ предприятия
  • 2.3. Оценка конкурентоспособности продукции
  • 2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия методом комплексного подхода
  • 2.5. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе концепции ценностной цепи Майкла Портера
  • Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «НЗКМ»
  • 3.1. Мероприятия  по повышению конкурентоспособности предприятия
  • 3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

В основе экономического прогресса лежит повышение эффективности деятельности организаций. Важнейшим, качественным показателем, отражающим эффективность работы организаций в рыночных условиях, является уровень конкурентоспособности.

Экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что  все предприятия и организации в условиях рыночной среды сталкиваются с такой проблемой как конкуренция. Поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.

В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и бедующую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.

Сущность конкурентоспособности организации — совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности.

Продукция при создании, производстве и эксплуатации проходит определённый жизненный цикл. Жизненный цикл изделия является качественной характеристикой свойства машин, это законченный период времени полного удовлетворения потребности в продукции данного конструктивного, технологического или  другого назначения.

Жизненный цикл изделия формируется под влиянием ряда противоборствующих тенденций. С одной стороны, ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности товара по потреблению требует сокращения жизненного цикла высоких темпов обновления изделий. С другой стороны, интересы изготовителя требуют большей стабильности выпускаемой продукции. Выход из этого противоречия можно определить по критерию конкурентности продукции.

Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг.

Еще несколько десятилетий назад научная теория конкурентоспособности практически отсутствовала. Перелом внесли работы современного американского экономиста Майкла Портера и, прежде всего его концепция ценности товара для потребителя.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Нерехтский завод керамических материалов», далее ООО «НЗКМ».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы оценки конкурентоспособности организации, понятие и методы оценки конкурентоспособности, а так же факторы, влияющие на ее уровень;
  • оценить конкурентоспособность ООО «НЗКМ» с помощью различных методов;
  • провести общую оценку конкурентоспособности продукции ООО «НЗКМ»;
  • выявить основные проблемы конкурентоспособности и предложить пути ее повышения в ООО «НЗКМ».

Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «НЗКМ».

Информационной базой дипломной работы послужили материалы, нормативные акты, статистические материалы, методические разработки предприятия.

Дипломная работа обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 27 источников и 3 приложений. Общий объем работы 100 страниц.

Методологические аспекты оценки конкурентоспособности организации нашли свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Абалкин Л.И., Баканов М.И., Балабанов И.Т., Баумгартен Л.В., Беллендир М.В., Воронов А.А., Гайденко Т.А., Гараев И.М., Донцова Л.В., Ефимова О.В., Иванова Е.А., Кулова Р.Б., Лебедев, О.Т., Мазилкина Е.И.,Миронов М.Г., Никифорова Н.А., Николаева С.А., Лифиц  И.М, Рябцев В.Н., Сайфулин Р.С, Сорокина И.Э. , Фатхутдинов Р.А., Чеглик Л.В., Шеремет А.Д., Юданов А.Ю., Яшева Г.А и др., а также зарубежных — Г.Бирман, К.Бернар, С. Шмидт и М. Портер.

В первом разделе рассматриваются  сущность конкурентоспособности, даются основные определения и понятия конкурентоспособности с различных точек зрения, систематизируются существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия, проводится анализ факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия.

Во втором разделе при помощи различных методов оценки проводится анализ конкурентоспособности ООО «НЗКМ», а так же оценка конкурентоспособности продукции предприятия. Проводится финансовый анализ, а так же анализ внешней и внутренней среды предприятия.

В третьем разделе на основе проведенной оценки конкурентоспособности предлагаются мероприятия для повышения конкурентоспособности предприятия в целом, а так же продукции ООО «НЗКМ», разработана рекламная кампания, а так же проведена оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

 

Глава 1. Теоретико-методические основы оценки конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность организаций – это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М.Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для организаций конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, — это продуктивность использования ресурсов».

А так как категория «конкурентоспособность организации» является практически базовой ячейкой национальной конкурентоспособности в части экономической составляющей, то следует обратиться к ее определению. Экономисты всего мира дают  разные  определения конкурентоспособности (таблица 1).

Таблица 1- Определение конкурентоспособности

Автор Определение Комментарий
Экономисты исследовательской организации «European Management Forum» (г. Женева) [20, c. 75] Конкурентоспособность организации — это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. По сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность организации – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.
Российские экономисты Э.Б.Фигурнов и Ю.Ю.Донец [20, c. 86] в качестве главной составляющей конкурентоспособности организации рассматривается эффективность использования его производственного потенциала, то есть способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента
Японский ученый Т.Конно [20, c. 40] Конкурентоспособность организации рассматривается  как совокупности характеристик, включающих в себя:

1) захваченную организациям долю рынка;

2) способность организации к производству, сбыту и развитию;

3) способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

 

Экономист М.О.Ермолов [20, c. 82] Конкурентоспособность организации –относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности организации к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть. То есть  конкурентоспособность организации проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства.
Н.С.Яшин [20, c.85] Конкурентоспособность организации – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции. А так как конкуренция организаций на мировом рынке принимает характер конкуренции самой продукции, то конкурентоспособность товара – это относительная характеристика конкретного проявления степени реализации потенциала самого организации и условий его функционирования.
Профессор

Р.А. Фатхутдинов [23, с.191].

Конкурентоспособность рассматривает как свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

 

Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (вы­полняемая услуга), недвижимость, работник, информация, организацийа, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом
М. Эрлих и Дж. Хайн [20, c.76] Конкурентоспособность — это способность страны или организации продавать свои товары.
Л.П. Кураков

[20, с.90].
Конкурентоспособность — уровень преимущества или отставания организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т. п. Конкурентоспособность — относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затра­там на ее удовлетворение.

 

Старовойтов М.К., Фомин Б.Ф. [20, c.84] Конкурентоспособность — «уровень предприятия» — является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики.
Петров В. [20, c.84] Конкурентоспособность — это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности.
Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г.

[19, c.120]
Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции
Иванова Е.А.

[10, c.30]
Конкурентоспособность предприятия — это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени

 

Необходимо рассмотреть отличия характеристик конкурентоспособности организации от аналогичной характеристики товара. Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к организации их, по крайней мере, два.

Так В.Т.Денисов и Т.А.Сергиенко считают, что первое отличие в том, что конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что организация, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от организаций-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, то есть выпуска на рынок новых товаров.

Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности организации этого сказать уже нельзя.

Ермолов М.О. приводит отличие конкурентоспособности организации от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации. Сравнительные характеристики продукции определяются по отношению к таким же показателям аналогичной продукции другого организации с учетом их динамики до момента выхода продукции на рынок.

Таким образом, под конкуренцией понимают [11, c.142]:

  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйствен­ной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат;
  • конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии, в принципе, рав­ных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая сторона;
  • соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Как экономическая категория конкуренция характеризуется предметом, в качестве которого выступает товар или услу­га, посредством которых организации-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги. В широком смысле это представляется в виде удовлетворения потребности. Данное понимание приводит к более широкому набору конкурентов — здесь действуют все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность товаром, услугой или перевести ее в какую-то иную потребность [8, с.13].

В роли объекта конкуренции выступает потребитель и покупатель. Именно в этом качестве они имеют возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке.

Конкурентоспособность — показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать мини­мальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической пробле­мы следует учитывать следующие факторы:

  • необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства кон­курентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
  • универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
  • к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, от­носительность и конкретность;
  • конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как организаций, так и их про­дуктов;

— сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовле­творять требованиям полноты и корректности [17, с.77].

Фаминский И., отмечая дефицит работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим под­ходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные, на его взгляд, вопросы, связанные с термином «конкурентоспособ­ность»:

  • многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, организации или отрасли;
  • относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно некон­курентоспособен на других;
  • различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: на уровне товара, организации, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом [17, с.68].

Конкурентоспособность — это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг [17, с.37]. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие — обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Однако в этих и многих других концепциях понятие конкурентоспособности практически не связывается с регионом, хотя рейтинговые оценки по отдельным показателям распространены довольно-таки широко.

Рассмотрим понятие конкурентоспособности продукции (товаров и услуг).

Главным признаком в области конкурентоспособности объектов служит объект оценки конкурентоспо­собности:

  • продукция (товары, услуги);
  • организация;
  • отрасль;
  • страна.

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматривае­мый период по сравнению с аналогом-конкурентом.

В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство — конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период — фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособно­сти предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время — пространство».

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласится и с таким вариантом: конкурентоспособ­ность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя [9, с.65].

Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельно­сти в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) — коммерческий успех на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход. Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, то есть при получении прибыли.

Таким образом, можно согласиться со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции [9, с.342].

Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными и количественными Следовательно, критерий конкурентоспособности — это качественная и (или) количественная характеристи­ка продукции.

Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяе­мых потребностей и количеству учитываемых характеристик (таблица 2).

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии — базовые и продвинутые; исходя из степени выражен­ности — явные и скрытые.

Таблица 2 — Классификация критериев конкурентоспособности

Признак классификации Критерий конкурентоспособности
Вид удовлетворяемых

потребностей

Уровень качества
Социальная адресность
Подлинность
Безопасность
Потребительская новизна
Имидж
Информативность
Цена потребления
Количество учитываемых

характеристик

Единичный
Групповой
Обобщенный

 

Так, критерии «безопасность» и «подлинность» характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обма­нутым изготовителем (продавцом, услугодателем).

Критерий «уровень качества» позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной груп­пе, например за счет одежды, мебели и пр.).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Критерий «уровень новизны» товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет извест­ных показателей, так и скрытые (латентные), то есть новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.

Критерий «информативность» позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора.

Применение критерия «социальная адресность» направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивиду­альных потребностей человека или социальной группы.

Критерий «имидж» характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведений о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.

Критерий «цена потребления» отражает потребность в потреблении и использовании продукции, соответствующей ма­териальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать еди­ничный и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих кон­курентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкуренто­способность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий.

Групповой критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. В настоящем пособии подробно рассмотрены такие групповые критерии, как уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

Понятия единичного и группового критериев условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например продаж­ная цена с позиции потребителя — единичный критерий, а с позиции организации-изготовителя — групповой.

Обобщенный критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспо­собности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конку­рентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, — важный аспект деятельности организаций-изготовителей и организаций-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и » критерий конкурентоспособности».

Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как крите­рий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроиз­водителя. В то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги роз­ничной торговли, как «устойчивость ассортимента». «Наличие системы качества» — важный комплексный критерий конку­рентоспособности организации, при этом оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности то­варов, как «стабильность уровня качества товаров». Например, в практике организации «А.С. Нильсен» [17, с.87] в качестве критериев конкурентоспособности организации рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. При оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности организации должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.

Кроме рассмотренных выше понятий, приведем определения других терминов, раскрывающих сущность конкуренто­способности.

Формирование конкурентоспособности — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конку­рентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Так, для обеспечения необходимого качества товаров осуществляют воздействие на производственные (сырье, конструкцию, рецептуру, технологию), сбытовые (условия транспортирования, хранения), сервисные (дегустацию товара и другую помощь в его выборе, установку изделия на дому) факторы. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического об­служивания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров-конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, то есть влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.

Обеспечение конкурентоспособности — совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности.

Методы обеспечения конкурентоспособности — совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспо­собности.[18, c.65]

В качестве производителей продукции выступают организации, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные), за факторы производства (природно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы), за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности продукции составляет уровень организации. В этой связи рассмотрим понятие «конкурентоспособ­ность организации».

На понятие «конкурентоспособность организации» оказывает влияние и тот факт, что сама организация может выступать как:

  • товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
  • товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).

Различие требований, предъявляемых к организации субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, ис­пользуемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппара­те.

На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для белорусской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина «конкурентоспособность организации».

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что пока не было сформулировано четкое определение понятия «конкурентоспособности организации».

Можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции является основным результатом реализации конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность организации соотносятся как часть и целое. Возможности организации конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности организации, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

2.1. Анализ факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предприятия

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются[14, c. 40].

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • емкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Оценка показателей конкурентоспособности предприятия является комплексной задачей, решение которой должно основываться на понимании и учете базовых и перспективных факторов, влияющих на конкурентный потенциал предприятий (рисунок 1).

Рисунок 1- Факторы конкурентоспособности предприятия

Базовые факторы конкурентоспособности. Предпринимательский климат региона прямо влияет на уровень конкурентоспособности предприятий — чем он более благоприятен, тем выше конечный экономический результат деятельности. Базовые факторы связаны с элементами региональной и институциональной сред. При этом составляющие региональной среды по отношению к конкурентоспособности предприятия будут являться субъективными элементами, а институциональной — объективными.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Конкурентное преимущество организации — это активы и характеристики фирмы (оборудование, торговая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр. ), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Фирмы конкурируют, используя ценовую политику, варьируя качество товаров, а также выбирая собственную рыночную нишу и обеспечивая в ее рамках монопольное положение. Иногда выбор рыночной ниши обусловлен тем, что коммерческая фирма имеет технологические или технические преимущества, постоянно обновляя их за счет плотного потока нововведений. Конкурентные преимущества часто кроются в удачной интеграции производства или же, наоборот, в специализации фирмы.

Виды конкурентных преимуществ по факторам превосходства:

1) Внешние конкурентные преимущества (преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров, образующих ценность для покупателя);

2) Внутренние конкурентные преимущества (преимущества компании перед конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и управления, создающим ценность для производителя).

Виды конкурентных преимуществ по периоду действия:

1) Долгосрочное (стратегическое): Конкурентное преимущество, для воспроизведения или нейтрализации которого компании-конкуренту требуется значительное время. По своей сути стратегическое конкурентное преимущество — это результат усилий компании, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка;

2) Краткосрочное (тактическое): Конкурентное преимущество, которое в ближайшей перспективе может быть преодолено конкурирующими фирмами. Тактическое преимущество компания получает вследствие благоприятной конъюнктуры рынка.

Виды конкурентной борьбы:

1) предметная — между разными марками одного и того же товара, выпускаемого различными фирмами;

2) видовая — между отдельными разновидностями товара (субститутами), удовлетворяющими одну и ту же потребность;

3) функциональная — между товарами-аналогами различных фирм и отраслей

Виды конкурентов по соотношению товар/потребность:

1) прямые конкуренты — предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей;

2) товарные — продают одинаковую продукцию разным потребителям;

3) косвенные конкуренты — продают различные товары одним и тем же покупателям;

4) неявные конкуренты — предлагают разные товары разным покупателям.

Практика многих современных предприятия показывает, что одним из решающих факторов конкурентоспособности сегодня является информационный фактор. Формируя базу данных о клиентах, об их предпочтениях, о регулярности и составе заказов, фирма наращивает собственный интеллектуальный капитал. Она получает дополнительные преимущества перед конкурентами по ряду позиций. Среди них — способность в наименьшие сроки и качественно обслужить клиента по максимально полному списку заявленных позиций, а также снижение товарных запасов в расчете на единицу товарного оборота, что создает эффект финансового рычага и позволяет повысить отдачу от вложенных средств.

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современной коммерческой, как, впрочем, и некоммерческой организации становится человеческий фактор. Активное участие персонала фирмы в организационных и финансовых инновациях, формирование команд, развитие корпоративной культуры фирмы, нацеленной на постоянные новшества и на поиск эффективных путей разрешения каждодневных проблем, — все это стало не только средством стабилизации коллектива фирмы, но и ее устойчивым конкурентным преимуществом.

Успехи многих современных предприятий в значительной степени определяются тем, насколько слаженно и согласовано взаимодействуют в них люди. Обучение сотрудников в современных условиях становится важнейшей функцией менеджмента. Практически все ведущие компании мира создают у себя целостную систему развития персонала, его обучения и повышения квалификации. Забота об обучении, непрерывном повышении квалификации каждого — непременный атрибут любой успешно действующей компании. Обучение персонала становится относительно самостоятельным фактором формирования нововведенческого климата на фирме, создает предпосылки для постоянной адаптации к постоянно меняющимся условиям, повышает ее конкурентоспособность [1, c.270]

Конкурентные преимущества организации в современном мире не всегда касаются технологии производства, очень часто они перемещаются в стадию маркетинга, обслуживания, НИОКР, управленческих и финансовых инноваций. Например, современные производители лекарств свои конкурентные преимущества сконцентрировали именно в сфере построения брендов, в дистрибьюции и НИОКР. Основные компоненты цены и затрат этих фирм — это НИОКР, патентная защита, быстрая и эффективная процедура испытания новых форм, налаженная система дистрибьюции. Очень часто крупнейшие производители лекарств не имеют собственных производственных мощностей, так как производство не является их центральной компетенцией. В большей степени их центральной компетенцией становится разработка новых лекарств и удержание патентов на их производство. Фармацевтические фирмы, имеющие в своем распоряжении патенты на те, или иные лекарства, в течение долгого времени (до тех пор, пока не истечет срок действия патента), имеют монопольные права на выпуск этих лекарств. Эти права обеспечиваются патентным правом, действующим во многих государствах.

Крупные международные консалтинговые компании, имеющие устойчивый авторитет и пользующиеся доверием, имеют безусловное преимущество перед мелкими конкурентами за счет своего авторитета. При этом цена такого признания отражается в тарифах на услуги консалтинговых фирм.

Отели, соперничая друг с другом, конкурируют, прежде всего, по качеству услуг, которые в свою очередь, определяются качеством персонала. Хорошо обученный, доброжелательный персонал, всегда готовый придти на помощь клиенту, становится основным конкурентным преимуществом многих успешно функционирующих и развивающихся отелей и их сетей.

В различных отраслях существенным конкурентным преимуществом становится степень развития на предприятии современных информационных технологий. Компании, поставившие и освоившие у себя современные информационные системы, такие как ERP и / или CRM, приобретают конкурентное преимущество перед другими компаниями, которые в меньшей степени продвинулись в деле освоения новых информационных технологий.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке.

Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Анализируя можно выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия:

  1. Конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции.
  2. Конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать.
  3. Конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности.

Оценка базовых факторов конкурентоспособности для предприятий какой-либо одной отрасли в рамках одного и того же региона не имеет каких-либо различий и является единой.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!