Меню Услуги

Повышение мотивации в обучении иностранного языка с использованием мультимедийных приложений


Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ  В ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Понятие о мультимедийных приложениях

1.2 Структура мультимедийных приложений: типы, формы, цель и задачи

1.3 Повышение мотивации в обучении иностранного языка на базе мультимедийных приложений

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В 5 КЛАССЕ МСОШ

2.1 Пояснительная записка

2.2 Цели изучения английского языка в 5 «а» классе

2.3 Конспект урока по теме «Жизнь животных» в 5 «а» классе УМК New Millenium English

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире во всю развиты всевозможные компьютерные технологии. Они используются во всех сферах деятельности. Каждый современный  специалист не обходится без компьютерных технологий. Они повышают мотивацию в любой работе. Ведь легче показать и увидеть, чем услышать и не понять. А в нашей работе с обучением учащихся это лучший способ донести и обратить их  большое  внимание. Каждый урок должен проводиться с пользой для ума, как для учеников, так и для учителей. А обучение иностранному языку требует четкого сконцентрированного внимания, так как изучать чужой язык всегда тяжело. А использование на уроках иностранногоо языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Согласно современным требованиям, ученик должен овладеть навыками использования информационных технологий для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютерных технологий как неотъемлемой части современного языкового образования.

В своем  опыте в работе  со своими учащимися, где я использую современные технологии, показывает, что из услышанного  в памяти остается только четверть, из увиденного треть, при комбинированном воздействии зрения и слуха-50 %, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения при помощи мультимедийных приложений-75%. Результаты выявлены в обучении начальной школы 2-4 кл. и среднего звена 5-7 кл. Существует множество видов мультимедийных приложений. Они могут создаваться и придумываться самим учителем или же есть готовые в продаже приложения.

Использование на уроке иностранного языка мультимедийных приложений имеют множество преимуществ:

  • ускоряют процесс обучения;
  • улучшают качество усвоения материала;
  • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
  • обеспечивают интерактивность обучения;
  • дают возможность избежать субъективности оценки;
  • развивают системное мышление, учат анализировать, составлять и обобщать факты;
  • усиливают самостоятельность школьников;
  • активнее используются полученные знания в повседневной жизни (общаются на иностранном языке, переводят песни, диалоги актеров в кинофильмах, мультфильмах, смотрят иностранные фильмы и сериалы в оригинале).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для поддержания интереса к изучению иностранного языка в школах необходимо применять современные методы обучения ( в данном случае мультимедийные приложения), способствующие повышению мотивации а также быстроте и глубине усвоения материала.

Цель работы: разработка практической работы по повышению мотивации в обучении иностранного языка с использованием мультимедийных приложений

В соответствии с вышеуказанной целью ставятся следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы мультимедийных приложений в иностранном языке: определить что такое мультимедийные приложения; выявить структуру: типы, формы, цель и задачи; определить возможность их использования в повышении мотивации в обучении иностранного языка.
  2. Разработать содержание практической работы по проведению урока с использованием мультимедийных приложений в 5 «а» классе МСОШ.

Объект исследования: процесс повышения мотивации обучения иностранному языку с использованием мультимедийных приложений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Предмет исследования: мультимедийные приложения.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование мультимедийных приложений при обучении иностранного языка учащихся повышает мотивацию обучения.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют наиболее разработанные в настоящий момент источники о природе учебной мотивации. Особенности мотивов как источников активности поведения человека рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.К. Марковой, X. Хекхаузена, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона. В работах этих ученых подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина), познавательной потребности (B.C. Ильин), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен), коммуникативного мотива и мотива творческой реализации (М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева). Особенности проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов рассмотрены В.И. Ковалевым, А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, А.К. Марковой.

База исследования: учащиеся 5 «а» класса в МСОШ.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования для повышения мотивации учеников, обучающихся иностранному языку.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ  В ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Понятие о мультимедийных приложениях

Что значит мультимедийное приложение? Для начала разберем понятие термина мультимедиа.

Мультимедиа multimedia-мульти-много и медиа-среда, носитель, средства сообщения, и в первом приближении его можно перевести как многосредность. Собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы(анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Мультимедиа технологии как наиболее эффективное и многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, может обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы  в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа технологий позволят решить проблему «провинциализма» сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных CD-курсов.

Достоинство мультимедийного приложения состоит в том, что учебный материал хорошо иллюстрирован, программы помогают преподавателю контролировать и регулировать индивидуальный процесс усвоения, учитывать различные уровни подготовленности учащихся, в большей степени концентрировать внимание на изучаемом материале, повысить долю самостоятельной работы школьников, добиться более сознательного отношения к их собственной учебной деятельности.

Эффективное использование мультимедийных приложений возможно лишь в том случае, если они отвечают определенным требованиям:

  1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий
  2. Удобство в обращении
  3. Наглядность изложенного материала
  4. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео. Обязательным элементом интерфейса для интерактивных лекций должна быть линейка прокрутки, позволяющая повторить фрагмент ученого  материала с любого места
  5. Текстовая информация может дублировать некоторую часть интерактивных лекций
  6. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации
  7. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации
  8. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении

Новейшие мультимедийные приложения занимают все большее и большее место в нашей жизни. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения языку, т. е. обучение во взаимодействии.

Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

Мультимедийные приложения являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках иностранного языка применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point, текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

1.2 Структура мультимедийных приложений: типы, формы, цель и задачи

Актуальность изучения иностранных языков является очевидным фактом, который не подвергается сомнению. В частности, английский язык на данный момент наиболее распространен в мире и, следовательно, является основным иностранным языком, который изучают в российских учебных заведениях. Сложность задачи обучения языкам объясняется тем, что любой образовательный процесс — задача комплексная, требующая учета данных психологии, педагогики, методики, особых свойств изучаемого предмета. В настоящее время уже существует огромное количество отечественных методик преподавания этого предмета от В.Н. Мещеряковой до А.Н. Драгункина, которые охватывают самые разные возраста и уровни.

Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, так и с радикальной сменой методической парадигмы, что дает широкие возможности для их внедрения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Мультимедийные технологии являются совокупностью различных способов обучения: текстов, графических изображений, музыки, видео и мультипликации в интерактивном режиме. Новая учебная среда создает дополнительные возможности для развития креативности обучающихся, стимулирует их любознательность, прививает интерес к обучению. Подобный подход значительно повышает интерес к предмету, вовлекая в познавательный процесс абсолютно всю группу. Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие — посредством восприятия на слух, третьи — посредством просмотра видео и т. д.

Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному — учащийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу. Таким образом, использование качественных мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Н.С. Киргинцева считает, что «сегодня в самом общем виде можно выделить три основных пути использования возможностей современных компьютеров в обучении иностранному языку» . Среди них автор выделяет следующие:

  1. Использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;
  2. Применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования;
  3. Использование ресурсов сети Интернет.

По этому вопросу можно выделить следующие варианты применения информационных технологий в преподавании иностранных языков:

  1. Систематическое использование информационных технологий в качестве средств обучения.
  2. Фрагментарное использование информационных технологий.
  3. Реализация всего курса обучения при помощи компьютера.

Таким образом, можно предложить следующие варианты применения средств новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам:

  1. Проведение текущих и итоговых тестовых занятий (по темам, разделам, курсам) с использованием диагностических, тестовых программ по лексике или грамматике.
  2. Использование педагогических программных средств в качестве эффективного способа введения нового материала в тех случаях, когда это представляет определенную сложность (затруднена семантизация лексических единиц или нет мотивированной основы применения лексического или грамматического материала).
  3. Использование инструментальных программных средств —справочников, словарей, программ проверки правильности орфографии —для выполнения студентами самостоятельных творческих заданий, переводов по домашнему, аналитическому чтению и других работ, а также для преподавателя, в качестве инструментального средства для создания тестов, обучающих программ, автоматизации процесса обработки результатов учебного процесса и т. д.

В современной методической практике появились электронные учебники по многим предметам, в том числе и по английскому языку. Однако они еще не достаточно проработаны и апробированы.

Следует также особо отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии —только способы обучения, эффективность которых зависит от умения преподавателя использовать их для достижения определенных педагогических целей на основе глубокого изучения и использования всех возможностей .

Надо отметить, что в последнее время наблюдается чрезвычайный интерес к различным видео курсам, но еще не существует грамотно подобранных пособий и проработанных методических комплектов. До сих пор подбор мультимедиа материалов остается в компетенции преподавателя. Поиск материалов осложняется тем, что не существует общей информационной базы. Таким образом, результат использования мультимедиа средств в значительной степени зависит от мотивации и опыта преподавателя. Большой объем всевозможных интерактивных материалов уже обладает необходимым потенциалом для перехода от количества в качество, что позволяет ожидать в ближайшее время появление современных образовательных программ, которые непременно будут востребованы.

Мультимедийные средства оказываются эффективным и действенным способом интенсификации учебного процесса. Они обогащают процесс обучения, так как обладают значительным лингводидактическим потенциалом, компенсируют отсутствие естественной иноязычной среды и одновременно позволяют избежать негативных психологических состояний, свойственных ситуациям непосредственного межкультурного общения. В наши дни владение информационными технологиями становится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Введение новых форм преподавания позволяет поднять образовательный процесс на

1.3 Повышение мотивации в обучении иностранного языка на базе мультимедийных приложений.

Понятие мотивации на сегодняшний день чрезвычайно актуально в сфере школьного образования. Не только преподаватели иностранных языков, но и специалисты по другим предметам размышляют о том, как достичь максимальной концентрации внимания учеников во время урока. Уже во второй половине XVIII века один из теоретиков немецкой педагогики Эрнст Кристиан Трапп (Ernst Christian Trapp) отмечал: «Каждый воспитатель всегда должен искать ответы на следующие вопросы: Как я могу помочь созреть молодой душе?(…) С чего мне начинать, особенно тогда, когда куча детишек, обладающих различными способностями и имеющих совершенно разные возможности, должны вместе учиться на моём уроке?». Исходя из этого, можно предположить, что повышение мотивации учащихся путём усовершенствования средств индикации научной и организационной структуры урока с давних времён является частью методики и педагогики преподавания иностранных языков.

В книге «Эмоциональность, мотивация и учёба» К. Бундшу (K. Bundschuh) определяет мотивацию как причину, вызывающую конкретную человеческую деятельность, нацеленную на положительные результаты и избегающую обстоятельств, отрицательных по мнению субъекта .

И. А. Зимняя называет мотивацию “запускным механизмом” всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения .

Ж. Жалолов пишет, что мотивация – это внутренний и внешний толчок и побудительная причина всякой человеческой деятельности. Все приведённые формулировки дают возможность прийти к выводу, что мотивация учеников во время урока иностранного языка — это то необходимое обстоятельство, которое гарантирует успешное достижение поставленной перед уроком цели, как научной, так и воспитательной.

По мнению Ф. Райнберга и С. Круга , есть две возможности систематизированного влияния одного лица на деятельность другого. Первая возможность – это изменение обстоятельства, вторая — изменения в личности влияюшего человека.

Мотивация учеников зависит от множества факторов, таких, как собственные побуждения ученика, его узко личные цели (например, «Изучу язык — стану дипломатом»), представление и осознаваемые потребности учащихся; создание предпосылок, опосредованное влияние и использование всего арсенала мотивирующих средств учителя, стимулирующих события в школьной жизни и непрерывной связи родителей со школой, которые взаимосвязаны друг с другом и достаточно сильно влияют на достижение конечного результата обучения.

Управление мотивацией изучение ИЯ является одной из центральных проблем методики обучения в школе. ИЯ как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение ИЯ путём обучения умению общения на ИЯ. К сожалению, на данный момент, обучение ИЯ в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на ИЯ.

Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения ИЯ.

В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а также определить ее связь с содержанием обучения ИЯ; т. к. «учебная РД направлена на достижение общающимися определенного положительного или отрицательного результата в конкретной ситуации общения на изучаемом языке.»

Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности.

Поиск путей решения вопроса о мотивации учения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации.

По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.»

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor», «Key-word» в обучении ИЯ.

А для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.

Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).

Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения по ИЯ, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель ИЯ должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.

В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения». [   ]

При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации

  • Коммуникативная (целевая)
  • Познавательная
  • Мотивация, порожденная сознанием учащихся достичь прогресса в овладении иностранным языком
  • Страноведческая мотивация
  • Инструментальная мотивация – ИТ как инструмент или средство
  • Эстетическая мотивация

Рассмотрим подробно все виды мотивации:

  1. При коммуникативной мотивации учащиеся сознают, что определенный языковой материал необходим для предстоящего речевого общения на иностранном языке, и такое сознание значительно облегчает усвоение материала на иностранном языке. Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность.

Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении. [   ]

 

  1. При познавательной мотивации проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.
  2. Для усиления мотивации ,порожденной осознанием учащимися достигнутого прогресса в овладении языком необходимого на протяжении всего учебного процесса, особенно на начальном этапе ,осуществляет инвентаризацию достигнутого. Успешность овладения ИЯ в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении ИЯ формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование ИЯ для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, а следовательно, повышается и мотивация изучения языка.
  3. При страноведческой мотивации происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, прежде всего к его языковым, культурным, языковым традициям. Именно выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и естественно усилению мотивационного аспекта обучения ИЯ.
  4. .Инструментальная мотивация предполагает готовность учащихся к выполнению различных упражнений, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных.
  5. .При эстетической мотивации учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении английского языка.

Как отмечалось выше, на уроках иностранного языка применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в PowerPoint, текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.

Рассмотрим каждый из этих инструментов.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!