Модернизация экономики характеризуется как процесс формирования современной модели экономики на основе инновационных преобразований, ориентированный на качественные изменения в обществе, соответствующие новой системе интересов, ценностей и приоритетов. В этом определении следует особо выделить ряд отличительных признаков модернизации:
1) это процесс формирования современной модели экономики;
2) указанный процесс тесно связан, главным образом, с инновационными преобразованиями (механизмом модернизации);
3) сущностью модернизации экономики являются качественные изменения в обществе, что соответствует новой системе интересов, ценностей и приоритетов.
Будучи видом экономической деятельности (комплексом мероприятий), модернизация экономики преследует различного рода цели. Главная цель модернизации – это формирование современной модели российской экономики. Однако наряду с этой основной (стратегической) целью модернизация экономики России в настоящее время имеет три дополнительных (текущих) направления:
- выпуск новой продукции и/или продукции с улучшенными характеристиками;
- техническое обновление устаревшей материальной базы производства;
- перестройка структуры экономики, т.е. сокращение доли сырьевых отраслей;
- увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития (наукоемкие, высокотехнологичные отрасли формирования инновационной модели развития);
- выбора новой технологии или модернизации существующей.
- сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции
При сохранении уровня ВВП повышение производительности труда в России до уровня развитых стран потребовало бы увеличения безработицы в разы. Модернизация, курс на которую взят президентом России, предусматривает максимальное увеличение производительности труда. Вместо ликвидированных рабочих мест будут создаваться новые, а рост производительности труда будет сопровождаться увеличением выпуска продукции.
Основными задачами модернизации, главной целью экономической политики, является повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда. Производительность труда означает количество произведенной продукции на каждого трудящегося. Если выпуск товаров остается на прежнем уровне, то повышение производительности труда в два раза означает уменьшение рабочих мест тоже в два раза.
Производительность труда в России составляет около 30% от уровня производительности труда в США. Если мы предположим, что в результате модернизации производительность труда в России вырастет в три раза, но при этом не изменятся внешние условия, мы будем производить ровно столько же, сколько производим сейчас, продукция будет того же качества, что и сейчас, у нас не вырастет внутренний платежеспособный спрос, тогда можно будет говорить о сокращении работников промышленности в три раза. Обычно рост производительности сопровождается повышением конкурентоспособности, что приводит к расширению доли соответствующей экономики на мировом рынке.
Модернизация – это одновременно сокращение рабочих мест в одних секторах и увеличение их числа в других. Поэтому модернизация обязательно должна сопровождаться созданием новых рабочих мест в трудоемких отраслях.
В конечном счете модернизация – это снижение цен на товары массового спроса при их изобилии и качестве и обеспечении достойной заработной платы на рабочих местах
Увеличения производительности труда необходимо добиться за счет модернизации производства. Одними экстенсивными способами добиться результата двукратного увеличения невозможно, нужно модернизировать производство, приходить к новым технологиям, заниматься обучением персонала необходимость изменения качества и структуры рынка труда, создания современных высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Необходимо повышать квалификацию и уровень образования сотрудников, адаптировать систему профобразования в соответствии с потребностями рынка труда. С помощью стипендий, грантов поддерживать стажировки, поддерживать системы переобучения.
Модернизация высокопроизводительных рабочих мест предполагает :
- меры по стимулированию организаций и предприятий к обновлению и модернизации технологического оборудования, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест;
- меры государственной поддержки внедрения новых технологий, включая содействие в патентовании и сертификации, в продвижении инновационной продукции на внутренний и внешний рынки;
- меры по стимулированию организаций и предприятий к сокращению устаревших и неэффективных рабочих мест;
- меры по созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства;
Главной причиной низкого уровня производительности труда несомненно, является изношенность основных производственных фондов, использование устаревших техники и технологий. Отсюда не только не рациональное использование труда, но также сырья, материалов и энергии. Изношенная техника не может обеспечить высокое качество продукции. Однако практически ситуация мало изменяется, инвестиции на техническое перевооружение предприятий совершенно недостаточны. Видимо, находятся причины, удерживающие предпринимателей от обновления техники. Одна из них- дешевизна рабочей силы на рынке труда. Товаропроизводитель заинтересован в снижении издержек производства. Закупая ресурсы, он стремится подобрать такие из них, которые обеспечивают минимизацию затрат. И в первую очередь сравнивает стоимость основного капитала и труда. Во всех развитых странах снижение затрат и повышение эффективности производства исторически достигалось путем замены живого труда (рабочей силы) более производительным и дешевым ресурсом – новой техникой.
На сегодняшний день особенно остро стоит эта проблема в аграрной сфере Республики Марий Эл в силу неразвитости инновационных и финансово-кредитных механизмов модернизации аграрной сферы.
Одним из условий преодоления последствий спада, реализации в российском агропромышленном комплексе стратегии структурных реформ и оздоровления проблемных предприятий является введение в действие инвестиционно-инновационного механизма модернизации АПК, направленного на коренное обновление технико-технологического строя производства. Действующая модель инвестиционного процесса в аграрной сфере экономики Республики Марий Эл в целом продолжает оставаться деформированной и малоэффективной, отсутствуют устойчивые источники инновационного роста, дефицит финансово-инвестиционных ресурсов, а также слабость и непоследовательность мер государственной аграрной политики в инвестиционной сфере. Это, естественно, сдерживает процессы экономического оздоровления финансово несостоятельных предприятий АПК региона.
Сущность модернизации в аграрной сфере понимается как масштабный переход большинства сельскохозяйственных организаций на интенсивные и ресурсосберегающие технологии, как массовое явление, которое приводит в конечном итоге к высокой производительности труда, урожайности, продуктивности, энергоэффективности и других показателей развития сельского хозяйства, соответствующих мировым стандартам.
Так, для Республики Марий Эл вопрос интенсификации сельскохозяйственного производства является также весьма актуальным, поскольку эти процессы идут крайне медленно, лишь в отдельных хозяйствах Советского и Звениговского районов Марий Эл используются прогрессивная техника и ресурсосберегающие технологии.
В сельском хозяйстве Республики Марий Эл существует проблема материально-технического обеспечения предприятий. Большая часть из действующих машин морально и физически устарели. По данным министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования РМЭ из 1738 тракторов, лишь 65% в 2013 году находились в рабочем состоянии. Основной причиной сокращения машинно-тракторного парка является недостаточное его обновление. В 2013 году сельскохозяйственными организациями приобретено 91 единица всех тракторов (в 2012 году 77 единиц) и списано 135 единиц (в 2012 году – 127 единиц).
Основной проблемой инновационного развития сельского хозяйства региона является недостаток источников финансирования нововведений. Необходимым условием модернизации сельского хозяйства, эффективного использования в производстве современных достижений НТП является наличие кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации. Трудовой потенциал организаций агросектора реализуется не полностью, а это снижает эффективность деятельности и восприимчивость сельскохозяйственных предприятий к инновациям. Ещё одной проблемой освоения достижений НТП является слабое развитие инновационной инфраструктуры. Сельское хозяйство институционально не готово к модернизации, т.к. в настоящее время на селе нет системы, обеспечивающей инновационный процесс. Исследования показывают, что степень взаимодействия организаций научно-образовательной сферы с предприятиями агросектора региона остаётся низкой.
Для того чтобы модернизация сельского хозяйства региона стала реальной требуется реализовать комплекс широкомасштабных, весьма капиталоёмких мер, которые должны быть ориентированы прежде всего на обеспечение условий для повышения рентабельности сельхозпроизводства, формирования эквивалентных товарообменных отношений между участниками АПК, их интеграции в кооперативные, холдинговые структуры
В научной литературе активно разрабатывается идея формирования агротехнополисов на базе региональных АПК. Агротехнополис — это проект, позволяющий осуществлять скоординированные действия властей, бизнеса, сельхозтоваропроизводителей, населения, переработчиков, научных учреждений и учебных заведений по развитию АПК на инновационной основе. Цель такого проекта — обеспечение условий для устойчивого развития АПК региона на основе целенаправленного использования интеллектуального потенциала, распространения и реализации новых знаний. Одна из главных проблем достижения цели — разработка механизмов реализации новых знаний, идей, технологий.
Формирование агротехнополиса позволит:
— регулировать экономические отношения, достигать баланса интересов;
— создать организационно-экономический механизм внедрения инноваций в АПК республики;
— концентрировать ресурсы на главных направлениях;
— сокращать ненужных посредников;
— обеспечить устойчивость развития сельского хозяйства, занятость сельского населения.
Идея агротехнополиса является для России относительно новой и поэтому требует соответствующего правового, научного и организационно-экономического обоснования.
Территории Республики Марий Эл запланированы к реализации крупные инвестиционные проекты. Реализация поставленных Правительством Республики Марий Эл задач по модернизации экономики республики, сохранения и развития отрасли промышленности осуществляется путем проведения активной работы по привлечению инвестиций в основной капитал, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, модернизацию и техническое перевооружение производственного потенциала базовых организаций республики [2,1].
В связи с чем динамичное развитие отраслей промышленности также связано с реализацией крупными налогообразующими организациями республики проектов, обеспечивающих развитие сырьевой базы, освоения новых, востребованных на рынке видов продукции.
Таким образом, видно, что в Республике Марий Эл сегодня имеются все условия для наращивания как поголовья, так и продуктивности скота, с помощью перехода на новый инновационный путь развития. Только на основе такого подхода можно обеспечить модернизацию производства в регионе, повысить производительность труда в отрасли и конкурентоспособность продукции, а главное – поднять на этой основе жизненный уровень населения области.
2. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
2.1. Показатели социально-экономического развития Республики Марий Эл
Республика Марий Эл сегодня – это один из динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа и всей России.
Республика располагает богатыми природными ресурсами, развитой промышленностью и аграрным сектором, квалифицированными кадрами. Всё это создаёт хорошую основу для привлечения инвестиций, развития делового сотрудничества.
В республике разработана необходимая нормативная база, которая позволяет решать многие проблемы бизнеса, делая регион привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.
По темпам роста промышленности и сельского хозяйства Республика Марий Эл является одним из лидеров в ПФО на протяжении более десятка лет, ежегодно демонстрируя стабильные показатели развития экономики.
В целях повышения качества жизни населения республики создаются условия для экономического и социального развития территории.
Макроэкономическая ситуация в экономике республики в целом достаточно благоприятная и способствует поддержанию темпов экономического роста на относительно высоком уровне.
Одним из показателей, характеризующих эффективность экономического развития региона, является показатель инфляции. За 2013 год уровень инфляции по Республике Марий Эл составил 6 процентов (за 2012 год — 11,5 процента).
Определяющими отраслями в структуре экономики Республики Марий Эл по итогам 2013 года являются промышленное производство, сельское хозяйство, торговля строительство, транспорт и связь.
Объем валового регионального продукта за 2013 год составил 82,4 млрд. рублей, или 105,6 процента к уровню 2012 года (в сопоставимых ценах). По оценке 2012 года показатель составил 94,5 млрд. рублей, или 103,9 процента к уровню 2011 года (в сопоставимых ценах), в расчете на 1 жителя в 2013 году прирост к 2011 году ожидается в сумме 18 тыс. рублей.
Промышленный комплекс Республики Марий Эл представлен юридическими лицами — организациями и территориально-обособленными подразделениями, осуществляющими производственную деятельность в республике независимо от основного вида деятельности организации (юридического лица), т.е. по фактическому виду деятельности в части добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (организации; организации республики; организации республики, осуществляющие промышленное производство; организации промышленного производства и сферы услуг, организации республики по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды). Всего в республике осуществляют промышленное производство 2 121 организация и территориально-обособленные подразделения, в том числе: 32 организации — по добыче полезных ископаемых, 1 778 организаций – по обрабатывающим производствам и 311 организаций – по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды.
На долю промышленности приходится 33,5 процента валового регионального продукта, организации промышленного производства и сферы услуг обеспечивают около 50 процентов всех налоговых поступлений в бюджет республики. Среднесписочная численность работников организаций республики по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды составляет 57,2 тыс. человек.
За 2013 год объем отгрузки промышленной продукции составил 80,8 млрд. рублей, индекс производства — 107,8 процента. Наибольшая доля в общем объеме отгрузки промышленной продукции приходится на предприятия по видам деятельности обрабатывающие производства — 88 процентов.
В структуре промышленного производства основную долю занимают виды деятельности: производство нефтепродуктов (22,3 процента в общем объеме отгруженной продукции), пищевых продуктов (17,8 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,9 процента), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (10,6 процента), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (7,1 процента), производство машин и оборудования (7,1 процента).
В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, структурные изменения в сторону увеличения произошли в производстве нефтепродуктов на 1,4 процента, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — на 0,7 процента, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов — на 1 процент.
Промышленность республики представлена широким спектром выпускаемых изделий производственно-технического назначения: оборудование торгово-холодильное, оборудование технологическое
для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, торговли, общественного питания, медицинская техника, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование , продукты нефтепереработки, моющие средства, лакокрасочная продукция, изделия из пластмасс, пленочные и текстильные материалы, автомобильные кузова и прицепы, целлюлоза, бумага, картон, кирпич строительный, известь технологическая, конструкции сборные железобетонные,а также потребительских товаров: колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, мясные консервы, молочная продукция различной степени переработки, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, алкогольная продукция, лекарственные средства и витамины и др.
Республика Марий Эл обладает богатыми природными ресурсами, определяющими потенциал развития отдельных отраслей промышленности. Имеются значительные запасы силикатных песков для производства строительных растворов, стекольных песков для производства бутылочного стекла, глин для производства кирпича и керамзита, карбонатных пород для производства щебня, цемента, строительной извести, торфа для производства торфяных брикетов.
Наличие в республике развитой инфраструктуры, авто-, железнодорожного и водного сообщения, транспортировочного нефте- и газопроводов, организаций с развитым уровнем производства создают условия для вложения инвестиций в экономику.
Конкурентные преимущества промышленного комплекса Республики Марий Эл характеризуются следующими группами факторов:
- наличие в ряде отраслей мощного научно-технического потенциала, уникальных производств и крупных специализированных организаций;
- наличие законодательной базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность республики;
- наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для использования в качестве потенциальных инвестиционных площадок под размещение новых производств;
активизация и инициирование развития инновационного предпринимательства.
Перспективы развития промышленного потенциала республики определяются наличием следующих положительных факторов:
- существование производств с широкой номенклатурой выпускаемых товаров;
- доступность энергоресурсов в территориальном плане;
- развитый научно-образовательный комплекс;
- налаженные внешнеэкономические связи и др.
На протяжении последних лет Республика Марий Эл динамично развивается, сохраняются устойчиво высокие темпы промышленного производства, увеличиваются налоговые сборы.
В настоящее время основополагающими программными документами, определяющими промышленную политику республики по обеспечению конкурентоспособности промышленной продукции, развития наукоемких производств, внедрения передовых инновационных технологий и повышения инвестиционной привлекательности организаций, являются: Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214, и План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года в Республике Марий Эл, утвержденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2011 г. № 730-р, в рамках которых обеспечивается развитие производственной инфраструктуры и условий для экономического роста в базовых секторах экономики республики.
Развитие промышленного производства в республике обеспечивается как за счет устойчивого развития действующих организаций, осуществляющих техническое перевооружение, модернизацию и расширение производства, так и за счет ввода новых организаций.
Активная промышленная политика Республики Марий Эл в 2013 году продолжает решать задачи по дальнейшему созданию благоприятных условий для повышения конкурентоспособности промышленности республики, развития эффективных производств, привлечения в них инвестиций, целенаправленной модернизации экономики и определения долговременной стратегии социально-экономического развития республики.
Позитивное влияние на динамику промышленного производства в 2013 году продолжают оказывать благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для основных товаров российского экспорта (нефтепродукты, лесоматериалы, машины и оборудование и т.д.), сохранение устойчивого потребительского спроса на продовольственную продукцию и отдельные виды непродовольственных товаров и др.
В 2013 году развитие отрасли промышленности осуществляется за счет устойчивого экономического развития основных производственных видов экономической деятельности, наблюдается устойчивая динамика прироста выпуска продукции и услуг собственного производства, осваиваются новые технологии и новые виды продукции.
В январе — сентябре 2013 г. динамичное развитие всех производственных видов экономической деятельности, повышение конкурентоспособности и модернизации организаций республики и отраслей, развитие эффективных производств и привлечение в них инвестиций осуществляется путем реализации Правительством Республики Марий Эл мер, направленных на ускорение модернизационных процессов в экономике республики.
Ежегодно проводится работа по созданию условий для привлечения инвестиций в экономику республики. По поручению Главы Республики Марий Эл осуществляется мониторинг инвестиционной деятельности организаций республики и порядка 63 новых инвестиционных проектов, планируемых к реализации в 2012 — 2015 годах. Это позволяет контролировать положение дел в сфере инвестиционной деятельности, проводить анализ происходящих изменений, всесторонне оценивать динамику и структуру инвестиционных ресурсов.
На реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению основными организациями республики, осуществляющими промышленное производство, за январь-сентябрь 2012 года направлено инвестиций в основной капитал в сумме 4,9 млрд. рублей, или 128,0 процента к соответствующему периоду 2011 года в сопоставимых ценах, в том числе на приобретение технологического оборудования – более 2,2 млрд. рублей.
С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, создания новых и расширения существующих производств в республике реализуется механизм государственной поддержки инвестиционных проектов в форме субсидирования части процентных расходов и части лизинговых платежей, направленных на развитие производства.
Проводится планомерная работа по поддержке организаций республики, успешно работающих в различных отраслях экономики и реализующих инвестиционные проекты, осуществляется административное сопровождение инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации.
За период 2001 — 2012 годов государственная поддержка Правительством Республики Марий Эл за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл оказана 42 организациям, реализующим 78 инвестиционных проектов, на общую сумму 266,2 млн. рублей. В ходе реализации инвестиционных проектов, общая стоимость которых составила 7,8 млрд. рублей, привлечено 4,4 млрд. рублей кредитных ресурсов, направленных на модернизацию производства, приобретение отечественного и импортного оборудования, что позволило организациям увеличить объемы и ассортимент производимой продукции.
За 2011 год реализовано 9 инвестиционных проектов на общую сумму 3,9 млрд. рублей.
За январь — сентябрь 2012 г. реализовано 5 инвестиционных проектов на общую сумму 515,0 млн. рублей. В рамках данных проектов создано 51 новое рабочее место, объем промышленного производства составил 887,1 млн. рублей, размер налоговых поступлений – 66,8 млн. рублей.
Ежегодно организациям республики, которым оказывается государственная поддержка, более быстрыми темпами растут объемы произведенной продукции, заработная плата работающих, и как следствие, увеличиваются платежи в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды, сохраняются и создаются новые рабочие места.
По данным ежемесячного мониторинга основных организаций республики, осуществляющих промышленное производство, за январь-сентябрь 2012 г. создано 909 новых рабочих мест, в том числе 768 – в рамках реализации новых инвестиционных проектов.
Основной задачей аграрного сектора экономики республики является формирование эффективного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения республики с активным продвижением продовольствия и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на российский и зарубежный рынки.
В настоящее время рост производства продукции сельского хозяйства в большей степени обеспечивается за счет роста объемов производства мяса свиней и птицы, а также за счет ускоренного создания собственной кормовой базы. Приоритетными направлениями развития определены мясное и молочное скотоводство, птицеводство, козоводство, овцеводство, молочное коневодство.
По итогам 2012 года объем продукции сельского хозяйства составил 25,4 млрд. рублей, индекс производства — 114,3 процента, в том числе продукции растениеводства — 108,8 процента, животноводства — 119,7 процента. Наиболее интенсивно развиваются подотрасли животноводства — производство мяса птицы и свиней, растениеводства — выращивание овощей и картофеля.
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельскохозяйственные организации, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, население) к концу года, по расчетам, составил 110%. Республика в целом выходит на прогнозные показатели, намеченные на текущий год.
В структуре инвестиций в основной капитал основную долю занимают здания (кроме жилых) и сооружения — 40,2 процента, жилища — 29,1 процента, машины, оборудование, инструмент, инвентарь — 28,4 процента. Значительная доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций приходится на промышленное производство (20,1 процента), сельское хозяйство (19,6 процента), транспорт и связь (25,6 процента).
Ежегодно в целях строительства жизненно важных для городов и районов объектов формируется республиканская адресная инвестиционная программа. Средства из республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках данной программы предоставляются:
— органам исполнительной власти Республики Марий Эл в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл в форме бюджетных инвестиций;
— органам местного самоуправления в Республике Марий Эл в объекты капитального строительства муниципальной собственности в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на условиях софинансирования.
Для достижения максимального результата республиканская адресная инвестиционная программа предусматривает концентрацию средств нескольких источников финансирования: федерального, республиканского, муниципального бюджетов, внебюджетных источников.
В 2013 году на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы направлено за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл 1,8 млрд. рублей, федерального бюджета — 415,0 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований — 26,6 млн. рублей.
При этом на строительство, реконструкцию объектов, реализацию мероприятий, включенных в 19 республиканских целевых программ, направлено 1,1 млрд. рублей.
При финансировании объектов республиканской адресной инвестиционной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл приоритетным направлением является финансирование строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, что способствует более эффективной реализации приоритетных национальных проектов на территории республики.
На развитие и модернизацию объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта направлено 0,63 млрд. рублей, или 35 процентов от общего объема финансирования республиканской адресной инвестиционной программы. Значительный объем средств республиканского бюджета Республики Марий Эл — 0,58 млрд. рублей (32 процента) направлен на жилищное и коммунальное строительство.
Рассмотрим основные показатели развития экономики по республике.
Таблица 1 – Основные показатели по республике Марий Эл
Показатели | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. |
Валовой региональный продукт: всего, млн. руб. | 65765,3 | 69271,5 | 82374,4 | 96556,3 | |
на душу населения, руб. | 93512,4 | 98888,9 | 118110,4 | 139138,5 | |
Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году | 105,4 | 100,0 | 105,6 | 106,0 | |
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб. | 193250 | 204323 | 225000 | 264186 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 21408,0 | 16576,2 | 22304,2 | 26860,8 | 30608,8 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 327,7 | 322,1 | 318,1 | 317,5 | 314,4 |
Уровень безработицы (на конец года), % | 0,9 | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 0,97 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. | 7825,4 | 9205,4 | 10335,7 | 11328,4 | 12537,8 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:тыс. человек | 179,0 | 169,1 | 167,6 | 168,5 | 141,0 |
в процентах от общей численности населения | 25,4 | 24,1 | 24,0 | 24,2 | 20,4 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % | 113,9 | 108,5 | 111,5 | 106,0 | 106,3 |
Доходы консолидирован-ного бюджета, млн. руб. | 16018,0 | 17100,7 | 19156,4 | 21560,7 | 22704,2 |
Расходы консолидированного бюджета, млн . руб. | 16714,1 | 17670,8 | 20660,8 | 22853,7 | 24526,5 |
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. руб. | -696,1 | -570,1 | -1504,4 | -1293,0 | -1822,3 |
Экспорт, млн. долл. США | 338,2 | 263,3 | 428,6 | 378,5 | 585,5 |
Импорт, млн. долл. США | 79,8 | 55,8 | 66,6 | 90,0 | 113,1 |
По данным Маристата валовый региональный продукт с каждым годом увеличивается. Основные фонды в экономике имеют тенденцию к увеличению. В 2012 году достигло показателя 264186 млн.руб., что по сравнению с 2011 годом увеличилось на 39186 млн.руб.
Достигнутые показатели свидетельствуют о том, что в экономике сохраняется позитивная динамика.
Определенные положительные результаты есть в социальной сфере. Республика в целом выходит на прогнозные показатели, намеченные на текущий год.
Внешнеторговый оборот Республики Марий Эл в 2013 году составил 468,5 млн. долларов США и по сравнению с 2012 годом сократился на 5,4 процента (обусловлено снижением объемов поставок продукции топливно-энергетического комплекса), в том числе экспорт в 2012 году составил 378,5 млн. долларов США (снизился на 11,7 процента), импорт (без учета импорта из Республики Казахстан) — 90,0 млн. долларов США (увеличился на 35,1 процента). Сальдо торгового баланса в 2013 году сложилось положительное — 288,5 млн. долларов США. Коэффициент покрытия импорта экспортом составил 4,2 (в 2012 году — 6,4).
В структуре внешнеторгового оборота Республики Марий Эл за 2013 год на долю экспорта приходилось 80,8 процента, импорта — 19,2 процента.
В товарной структуре экспорта преобладают продукты топливно-энергетического комплекса (более 60 процентов от общего объема экспорта), машиностроительная продукция, древесина и изделия из нее.
В 2012 году республика поддерживала экономические отношения с 68 государствами мира. Основными торговыми партнерами при экспорте являлись Латвия, Финляндия, Германия, Соединенное Королевство, Беларусь, Украина. В товарной структуре экспорта преобладали продукты топливно-энергетического комплекса (78,2 процента от общего объема экспорта), машиностроительная продукция (9,6 процента), древесина и изделия из нее (5,7 процента).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф