Заявка на расчет
Меню Услуги

Повышение производительности труда в условиях модернизации производства на примере Республики Марий Эл

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5   6


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

1.1. Экономическая сущность и значение производительности труда

1.2. Показатели и методы измерения производительности труда

1.3.Модернизация экономики как фактор и условие роста производительности труда

2. СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

2.1. Показатели социально-экономического развития Республики Марий Эл по секторам экономики

2.2. Анализ производительности труда  Республики Марий Эл по секторам экономики

2.3. Оценка факторов, влияющих на производительность труда

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Совершенствование  системы оплаты труда и повышение мотивации персонала

3.2. Инновация как путь повышения производительности труда

3.3. Прогноз производительности труда в Республике Марий Эл на перспективу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономической системе в условиях развитых рыночных отношений для поддержания долгосрочного экономического развития определяющим является повышение эффективности производства на основе роста производительности труда. Именно производительность труда в условиях рыночной экономики является основным источником экономического роста и одним из важнейших факторов ослабления инфляционных ожиданий и улучшения качества жизни населения. Сегодня без повышения производительности труда не возможно решить основные макроэкономические проблемы. Сложившаяся экономическая ситуация в республике требует, чтобы решение проблем роста производительности труда стало центральным в масштабе всего российского общества.

В последнее время внимание к производительности труда со стороны экономических агентов усилилось. При разработке стратегии долгосрочного развития экономики Республики Марий Эл до 2020г. производительность труда становится ключевым параметром в составляемой программе. Чтобы Республика достигла высокого экономического развития, предстоит еще много сделать. Поэтому наше исследование направлено на изучение проблем анализа и выявления основных факторов и направлений повышения производительности труда в условиях модернизации производства.

Ускорение роста производительности труда требует четкого представления о сущности всех факторов, влияющих на показатель. Недооценка роли и значения социально-экономических факторов привела к тому, что до сих пор не разработана в полной мере методология их статистического исследования. Вместе с тем, только учет технико-экономических, социально-экономических и социальных факторов, позволит выявить существенные резервы роста производительности труда, а также долю каждой группы факторов в повышении уровня производительности.

Вопросы труда и его производительности изучаются с давних пор многими известными учеными. Теоретические аспекты производительности труда разработаны в трудах А. Смита, Д. Риккардо, Ж.-Б. Сея, К. Маркса, Дж. С. Милля, А. Маршалла, Дж. Б. Кларка, Дж. М. Кейнса и являются предметом дальнейших научных исследований. В советский период большой вклад в разработку теории производительности труда внесли Л.И. Абалкин, А.И. Анчишкин, B.C. A.A. Богданов, Е.В. Борисов.

В современной экономической системе вопросами производительности труда занимаются экономисты С. Ивашковский, П. Игнатовский, В. Сидоров, А. Щербаков, и др.

В последнее время среди западных экономистов, уделяющих большое внимание развитию теории производительности труда, следует отметить П. Самуэльсона, Дж. Долана, М. Портера  и др.

Большой вклад в развитие теории производительности труда применительно к сельскому хозяйству внесли С. Брю, Д. Кларк, К. Маркс.

Целью работы является исследование производительности труда в условиях модернизации производства.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

—  уточнить понятие «производительность труда», а также исследовать природу и сущность данной экономической категории;

— систематизировать показатели и методы измерения производительности труда ;

— исследовать показатели социально-экономического развития в РМЭ;

— провести анализ производительности труда по секторам экономики;

— выявить факторы, определяющие уровень и динамику роста производительности труда в Республике;

— определить основные направления повышения производительности труда.

Объектом исследования является экономика Республики Марий Эл.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе общественного производства, связанные с ростом производительности труда  в условиях модернизации производства.

Теоретической и методологической основой исследования является база фундаментального анализа существующих учений о производительности труда, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

Информационной базой исследования послужили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, статьи и публикации в периодической печати, а также материалы, представленные на официальных Интернет-сайтах.

Структура и основное содержание исследования определено поставленной целью. Логика изложения материала вытекает из решаемых задач, уровня разработки предмета исследования, теоретической и практической значимости и направленности, круга рассмотренных вопросов в дипломной работе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены и систематизированы сущностные характеристики производительности труда, показатели и методы измерения производительности труда, исследована модернизация как фактор повышения производительности труда.

Вторая глава состоит из трех параграфов, в которых исследованы основные социально-экономические показатели в РМЭ, проведен анализ состояния производительности труда по секторам экономики, выявлены факторы, определяющие уровень и динамику роста производительности труда, определены основные направления повышения производительности труда .

Третья глава состоит из трех параграфов, в которых исследованы основные направления повышения производительности труда в современных условиях.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и предложения для практического использования результатов исследования.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

1.1. Экономическая сущность и значение производительности труда

Производительность труда является одним из важнейших показателей эффективности общественного производства. Достаточно сказать, что, будучи важной характеристикой трудовой деятельности, она неразрывно связана с применяемыми средствами производ­ства, и в первую очередь — с орудиями труда. Производительность труда – показатель эффективного использования ресурсов труда, который измеряется как отношение результатов хозяйственной деятельности в натуральном или стоимостном выражении к затратам труда. Применение этого показателя позволяет оценить эффективность труда как отдельного работника, так и коллектива.

Перспективным направлением для воспроизводства российской экономики считается обеспечение положительной динамики темпов роста производительности труда. В зарубежной литературе используется двоякое определение производительности труда. Одни авторы считают ее итоговым показателем, характеризирующим эффективность деятельности предприятия, другие отождествляют производительность и эффективность труда. В российской литературе производительность труда обычно трактуется как проявление эффективности (например, в виде выработки и трудоемкости). Приемлемым и наиболее часто цитируемым российскими экономистами определением производительности труда считается следующее: производительность труда — частный случай эффективности использования рабочей силы и средств производства, объединенных единым производственным процессом.

Производительность труда характеризуется сoдержанием и oбъемом. По объему производительность труда может охватывать экономику страны в целом, отрасли, предприятия, рабочие места, производство отдельных продуктов. Проявлениями производительности труда могут быть:

— валовая выработка на одного работника;

— объем продукции, произведенной за рабочий день;

— количество деталей за отработанный час и др.

Общим при этом является то, что на всех уровнях хозяйствования этот показатель характеризуется объемом произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и затраченными ресурсами на осуществление конкретных видов деятельности. Чем меньше ресурсов израсходовано для достижения намеченного результата, тем более производительным считается затраченный труд и наоборот.

В экономической теории принято различать производительность живого труда (качественные характеристики рабочей силы – уровень квалификации, профессиональные навыки, производственный опыт) и производительность овеществленного труда (эффективность использования основных фондов). Первая  характеризует эффективность использования, экономию живого труда и измеряется в виде выработки продукции в натуральной или стоимостной форме одним работником в единицу времени, либо количеством рабочего времени, затрачиваемого на выпуск единицы продукции. При использовании показателя «выработка» для измерения производительности труда следует принимать во внимание существенное обстоятельство, а именно — количество произведенной продукции работником зависит от используемых технических средств и технологии, т.е. косвенно учитывает влияние на результат овеществленного труда. Функцией живого труда является не только создание новой стоимости, но и перенесение рабочего времени материализованного в вещественных элементах производства на вновь создаваемый продукт. Поэтому производительная сила живого труда характеризуется его способностью создавать новые потребительские стоимости. Общая тенденция роста производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в продукте уменьшается, а доля овеществленного труда (сырья, материалов) возрастает, но так, что общая сумма труда заключающаяся в единице продукции сокращается. В этом состоит и сущность повышения производительности труда.

Рассмотрим мнения ведущих ученых по вопросу исследования производительности труда.

Английский экономист У. Петти, родоначальник буржуазной классической политической экономии, считал источником богатства не сферу обращения, а сферу производства и различал внутреннюю стоимость, которую называл «естественной ценой», и рыночную цену. У. Петти определял стоимость затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда [4,45].

По утверждению Д. Рикардо, если повысится заработная плата без всякого изменения производительности труда, то стоимость товара от этого не изменится. При прочих равных условиях это не повлияет и на цену, которая представляет собой лишь выражение стоимости в золоте, а также и на распределение стоимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталиста. В условиях свободной конкуренции капиталисты не могут компенсировать рост заработной платы повышением цен своих товаров[49,58].

В основу своей теории «гармонии интересов» Г.Ч. Кэри положил выведенный им «закон распределения», который был направлен против учения Д.Рикардо о доходах и гласил: с ростом производительности труда доля рабочих увеличивается абсолютно и относительно, а доля капиталистов, увеличиваясь абсолютно, относительно падает. Следовательно, благосостояние рабочих при капитализме возрастает быстрее, чем доходы капиталистов. Для обоснования этого тезиса Г.Ч. Кэри сконструировал особую теорию издержек производства, согласно которой стоимость определяется издержками воспроизводства товара. Но с ростом производительности труда затраты на воспроизводство продуктов, в том числе и средств производства, уменьшаются, что якобы ведет к падению ценности капитала, который Г.Ч Кэри отождествлял со средствами производства и снижением процента. В результате этого доля продукта труда, достающаяся собственнику капитала, уменьшается. Соответственно растут ценность труда и его доля в продукте[8,45].

Отвергает споры о производительном труде как семантическом и таксономическом понятии, не дающем представления по сути дела, Дж. С. Милль. Производительный труд – это труд, создающий «богатство» , и «…он составляет сущность идеи о богатстве, способном быть накопленным». К богатству, как отмечает ДЖ.С. Милль, относятся прежде всего инструменты, машины и квалификация рабочей силы, совокупность которых мы сейчас назвали бы суммой вещественного и человеческого капиталов. Хотя определяющим признаком является «периодичность», а не «материальность», Дж.С. Милль чувствует, что следование традиции в определении производительного труда как труда, создающего «материальные блага», не принесет большего вреда. Однако он добавляет, что труд, затраченный на приобретение квалификации и охрану собственности, должен быть также признан производительным. Дж.С.Милль не оставляет сомнений относительно цели данного различия. Она состоит в том, чтобы показать, что норма накопления капитала функционально зависит от степени производительного использования рабочей силы. Прибыли, добытые применением непроизводительного труда, это по существу, просто перераспределение дохода; непроизводительный труднее порождает чистой добавленной ценности[57,64].

Под повышением производительности труда, писал К. Маркс, следует понимать «… всякое вообще изменение в процессе труда, сокращающее рабочее время, общественно необходимое для производства данного товара, так что меньшее количество труда приобретает способность произвести большее количество потребительной стоимости»[34,15].

Общественная производительность труда определяется как результат деления всего физического объема национального дохода на общее число работников, занятых в сфере  материального производства. По мере развития производительных сил живой труд приводит в движение все большую массу овеществленного труда. Отмечая эту общую закономерность, Маркс писал: «Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается, что следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда[34,18].

Повышение производительности труда – один из объективных экономических законов, присущих каждой общественно — экономической формации. Этот закон выражается в том, что благодаря развитию производительных сил общество сокращает общественно необходимые затраты труда на изготовление различных продуктов, предназначенных для личного или общественного потребления. По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда[34,24].

Суть закона повышения производительности труда, как писал К. Маркс, заключается в создании максимума продукта при минимуме труда, и поэтому повышение общественной производительности труда объективно способствует прогрессу человечества, что выражается в росте материального производства, в развитии науки, культуры, искусства, всех сторон цивилизации. Каждый последующий способ производства побеждает предшествующий в конечном счете благодаря тому, что он обеспечивает больший простор для развития производительных сил общества, для роста общественной производительности труда[34,26].

Один из основателей отечественной экономики труда П.Ф. Петроченко интерпретирует определение производительности труда: «Производительность труда – показатель плодотворности целесообразной деятельности людей, измеряемой количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени»[57,66].

По поводу производительности труда В.И. Ленин отмечал: «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создаст новую, гораздо более высокую производительность труда»[33,21].

В теории издержек производства австрийской школы в рамках концепции альтернативных затрат ценность производительных благ приравнивалась к ценности принесенных им в жертву благ, приносящих непосредственное удовлетворение. Взяв за основу теорию «трех факторов производства» Сэя, в своих основных постулатах Кларк опирался также на работы Д.Рикардо и Т.Мальтуса. Он распространил сформулированный ими закон «убывающего плодородия почвы» на все другие факторы производства, сформулировав в общем виде закон «убывающей предельной производительности». Закон гласит, что в условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение других факторов дает все меньший и меньший прирост продукции. Иными словами, предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается. В теории предельной производительности Дж.Кларка каждый фактор производства характеризуется специфической производительностью и создает доход, причем каждый собственник получает свою долю доходов, которую создает принадлежащий ему фактор[5,234]

Исходя из закона убывающей предельной производительности Кларк делает вывод, что при неизменном размере капитала каждый дополнительный работник производит меньше продукции, чем ранее принятый. Производительность труда последнего работника называется предельной производительностью труда. По мнению Кларка, только тот продукт, который создается предельным рабочим, можно вменить труду и считать продуктом труда, остальная же часть продукции, то есть разница между «продуктом промышленности» и «продуктом труда» представляет собой продукт капитала.

В течение ХХ в. отечественными учеными, специалистами и практиками были созданы теория и методология принятия эффективных решений в области нормирования и организации труда, о чем свидетельствуют имеющиеся методические разработки, специальная литература, монографии. Повышение производительности связывалось с такими факторами, как автоматизация процесса производства, концентрация производства на основе применения мощных металлургических и энергетических агрегатов, химической аппаратуры. Особый акцент делался а процесс организации производства – специализация, комбинирование, рациональное размещение, а также разработка новых технологических процессов.

Однако излишняя централизация управления трудом, как и действие ряда субъективных и объективных причин, тормозили решение конкретных производственно-хозяйственных задач, вызывая негативное отношение к системе государственного регулирования вопросов труда. В результате информация  по нормированию и организации труда становилась все более невостребованной, ликвидировались или сокращались службы, занимающиеся этими вопросами на предприятиях, прекратились повышение квалификации и подготовка кадров специалистов по труду.

Переход к рыночной экономике привел к отказу от накопленного теоретического опыта в области производительности труда. Предприятиям была предоставлена самостоятельность в решении вопросов организации труда, а также выбор методов установления меры труда и других задач в сфере труда и трудовых отношений.

В самом общем виде производительность труда — это по­казатель, характеризующий его результативность, отдачу каж­дой единицы используемого ресурса труда. Целесообразно выделить два аспекта понимания сущ­ности производительности труда[6,452].

Первый характеризует ее как продуктивность трудовой деятельности — соотношение измеренного тем или иным спо­собом количества продукции, произведенной системой (пред­приятием, фирмой, отраслью и т.п.), и потребовавшихся для этого затрат ресурса труда, измеренных в человеко-часах, че­ловеко-днях, среднегодовой численности. Рост производитель­ности труда в этом ее понимании является одним из определя­ющих факторов увеличения реального объема производства:

I о.п.= Iп.т.*I т.з.

где IОП — индекс реального объема производства; IПТ — ин­декс производительности труда (рассчитанной как средняя часовая производительность); IТЗ — индекс трудовых затрат (отработанных человеко-часов)[5,457].

Второй аспект определяет сущность производительности труда как эффективность его использования — соотношение экономического результата деятельности системы (выручка от реализации произведенной продукции, работ, услуг; до­ход; прибыль) и затрат, связанных с привлечением и исполь­зованием ресурса труда (прежде всего затрат на заработную плату, социальные выплаты, подбор и подготовку кадров, ох­рану труда и прочие).

В этом понимании рост производительности труда являет­ся фактором увеличения финансового результата деятельнос­ти, снижения себестоимости и повышения рентабельности, иначе говоря, фактором роста массы и нормы прибыли, кон­курентоспособности фирмы.

Вместе с тем и второй подход к пониманию сущности про­изводительности не может быть абсолютизирован, ибо удов­летворяет критериям экономической эффективности исклю­чительно с позиции работодателя, для которого затраты на труд есть элемент общих издержек. Низкий уровень, сниже­ние этих затрат (а значит, и рост эффективности использова­ния ресурса труда) могут быть обусловлены низкими ставка­ми заработной платы.

Термин «производительность» в современной экономичес­кой науке применяется не только по отношению к вовлечен­ному в производительную деятельность ресурсу труда (по Марксу, «живому труду»). Поскольку, исходя из положений современной экономической теории, выделяются четыре ос­новных фактора производства: труд, земля, капитал, пред­принимательство, сочетание которых и обеспечивает произ­водство продукции, можно говорить о производительности каждого из этих факторов. Д. С. Синк так трактует общее по­нятие производительности: «В систему вводятся затраты в форме труда (человеческие ресурсы), капитала (физические и финансовые активы), энергия, материалы и информация. Эти ресурсы преобразуются в продукцию (товары и услуги). Производительность — это отношение количества продук­ции, произведенной данной системой за данный период вре­мени, к количеству ресурсов, потребленных для создания или производства продукции за тот же период» [6,460].

Таким образом, наряду с производительностью труда мож­но говорить о производительности материалов, энергии, за­пасов, оборудования и т.п., а также об общей производитель­ности, характеризующей эффективность использования всех вовлеченных в производство ресурсов. В силу этого, рассчи­тывая показатель производительности труда как один из ха­рактеризующих результативность производства, следует иметь в виду, что не только труд является источником прини­маемой в расчет произведенной продукции.

Производительность труда, других факторов производст­ва, общая производительность может характеризоваться:

  • результатом в расчете на единицу затрат того или ино­го ресурса (производительностью);
  • обратным показателем — затратами ресурса на едини­цу полученного результата (ресурсоемкостью).

Соответственно, рост производительности труда может быть охарактеризован и как снижение ресурсоемкости и обусловлен:

  • ростом результата при неизменных затратах ресурса или их снижении;
  • снижением затрат при неизменном или возрастающем результате;
  • одновременным ростом результата и затрат при опере­жающем темпе роста результата;
  • одновременным снижением результата и затрат при опережающем темпе снижения затрат.

Рост производительности труда на предприятиях проявля­ется в виде:

  • увеличения массы продукции, создаваемой за единицу времени при неизменном ее качестве;
  • повышения качества продукции при неизменной ее массе, создаваемой за единицу времени;
  • сокращения затрат труда на единицу производимой продукции;
  • уменьшения доли затрат труда в себестоимости продук­ции;
  • сокращения времени производства и обращения това­ров;
  • увеличения массы и нормы прибыли.

Рост производительности труда обусловливает снижение из­держек и получение прибыли, необходимой для развития про­изводства. Естественно, возрастают и личные доходы предпри­нимателя. Наряду с этим рост производительности является основой повышения реальной заработной платы и доходов работников; только при этом условии они могут возрастать без увеличения издержек на единицу (рубль) продукции. Сле­дует отметить, что высокий уровень реальной заработной платы, возможность обеспечить работникам дополнительные социальные льготы и выплаты из прибыли делает предприни­мателя более конкурентоспособным как покупателя на рынке труда: он может привлечь и удержать квалифицированные кадры, произвести их качественный отбор, заложив тем самым базу для дальнейшего развития фирмы.

Различают производительность труда в масштабе страны, региона, отрасли, производительность труда на предприятии и производительность индивидуального труда отдельного ра­ботника.

Каждое предприятие отличается конкретным уровнем про­изводительности труда. Изменение этого уровня во времени по­казывает динамику производительности. Изменения происхо­дят в сторону увеличения и в сторону уменьшения, что вызыва­ется совокупностью различных факторов. Однако непременным условием развития производства служит рост производитель­ности труда, который является экономической необходимос­тью для развития общества независимо от господствующей в нем системы хозяйствования.

На уровень производительности труда оказывает влияние величина экстенсивного использования труда, интенсивность труда, а также технико-технологический и организационный уровень производства.

Экстенсивная характеристика труда отражает степень ис­пользования рабочего времени и его продолжительность в смену при неизменности других характеристик. Чем полнее используется рабочее время, чем меньше простоев, непроиз­водительных затрат времени, чем продолжительнее рабочая смена, тем выше производительность труда. Экстенсивная ха­рактеристика труда имеет видимые границы: законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели. Если в течение рабочего дня, продолжительность кото­рого равна законодательно установленной величине, рабочее время полностью используется на труд, то это будет пределом возможной величины экстенсивного его использования.

Интенсивность труда характеризует степень его напряжен­ности в единицу времени и измеряется количеством затрачен­ной за это время энергии человека. Чем выше интенсивность труда, тем выше его производительность. Максимальный уро­вень интенсивности определяется физиологическими и психо­логическими возможностями человеческого организма, а это означает, что интенсивность труда имеет психофизиологиче­ские пределы и не может быть неограниченной. Нормальный труд предполагает и нормальную его интенсивность, т.е. та­кой расход жизненной энергии на протяжении рабочего вре­мени в смену, который обеспечивает при действующей систе­ме здравоохранения, реально доступном качестве питания и рациональном использовании свободного от работы време­ни условия для полноценного отправления всех жизненных функций и полного восстановления работоспособности к на­чалу нового трудового дня[3,465].

Таким образом, интенсивность труда — важный фактор производительности, но он имеет психофизиологический пре­дел и требует соблюдения норм расхода человеческой энергии.

Источником роста производительности, который не имеет пределов, является научно-технический прогресс, техничес­кое, технологическое и организационное совершенствование производства, появление новых материалов, видов энергии и др.

Прогресс человечества определяется именно научно-тех­ническим развитием, и называется это на современном языке научно-техническим прогрессом. Научные открытия, создание новой техники и технологии, новых материалов, новых видов энергии — это плод человеческого интеллекта. Но будучи ма­териализованными, эти достижения человеческой мысли ста­новятся машинами, механизмами, технологиями, материала­ми, видами энергии и т.д. (по марксистской терминологии — «прошлым» трудом, который новой стоимости не создает). Но как раз эти новые средства и повышают производитель­ность предприятия. Производительность труда при использо­вании более производительной техники также возрастает в силу того, что она (техника) требует от работника более вы­сокой квалификации.

В развитых странах мира на общегосударственном уровне сложилась практика определения производительности труда за определенные годы. Исчисление производительности труда предоставляет возможность сравнения эффективности про­изводства по одному из факторов производства — труду за ряд лет, а также позволяет сравнивать уровень производительно­сти между разными странами. При этом фигурирует сквозной единый показатель, достаточно просто рассчитываемый для наиболее общей оценки и сравнения уровней эффективности производства в разных странах мира.

Однако следует понимать, что отнесение объема выпущен­ной продукции к трудозатратам, связанным с этим выпуском, при подсчете производительности труда вовсе не означает, что только труд является источником продукции. Расчеты этого показателя представляют лишь один из способов определения эффективности производства и не более того. Если же отнес­ти к производительности труда только ту продукцию, которая создана непосредственным трудом работников конкретного предприятия, то величина производительности труда, естест­венно, будет иной, чем при ее расчетах на весь объем выпу­щенной продукции.

Иногда рост производительности труда расценивают как фактор, негативно влияющий на занятость населения, подра­зумевая, что для выпуска того же объема продукции потребу­ется меньшая численность работников. Однако если с некото­рой степенью условности это положение и можно признать верным для краткосрочного периода, то, рассматривая общую тенденцию, следует отметить, что повышение производитель­ности труда создает предпосылки для расширенного воспро­изводства, экономического роста, что повышает гарантии за­нятости и улучшает условия найма.

Общепризнанна ведущая роль производительности труда в обеспечении экономического роста и повышении благо­состояния населения страны. Во-первых, экономический рост в условиях ограниченности ресурсов может достигаться преж­де всего за счет большей эффективности их использования. Во-вторых, достижение экономического роста требует увеличе­ния затрат на накопление в структуре ВВП, с тем чтобы обнов­лять изношенные и расширять основные производственные фонды. Увеличение потребления на душу населения одновре­менно с ростом накопления возможно лишь при выходе на новый, более высокий уровень производительности труда.


Страницы:   1   2   3   4   5   6


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф