Страницы: 1 2
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………………………………………………………………………….. 5
Глава 1. Автоспорт как современный технический вид спорта……………………………………. 5
Глава 2. Улучшение спортивной формы автоспортсмена…………………………………………….. 6
2.1 Реакции организма человека на тренировку………………………………………………………. 7
2.2 Упражнения по самосовершенствованию………………………………………………………… 12
Глава 3. Автоэксперимент: программа тренировки в составе команды Zeta Corse………. 15
Глава 4. Альтернативные способы повышения работоспособности автоспортсменов… 21
4.1 Специальная психологическая подготовка автоспортсмена как эффективный фактор повышения его работоспособности……………………………………………………………………………………………… 22
4.2 Методология тренерской работы как фактор повышения конкурентоспособности автоспортсмена 24
4.3 Автосимуляторы различных типов как доступный автотренажер для повышения работоспособности автоспортсмена………………………………………………………………………….. 26
Глава 5. Картинг как дисциплина автоспорта, оптимальная для тренировок по повышению работоспособности автоспортсменов……………………………………………………………………………. 28
5.1 Факторы, определяющие надежность деятельности автоспортсмена………………… 29
5.2 Примерный недельный план тренировок картингиста, учитывающий временны́е факторы 31
5.3 Приемы управления картом, позволяющие улучшить работоспособность автоспортсмена 31
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………… 33
Список литературы и источников……………………………………………………………………………………. 36
Приложения…………………………………………………………………………………………………………………….. 40
Приложение 1………………………………………………………………………………………………………………. 40
Примерный план тренировки картингиста при подготовке к соревнованиям (предоставлено Денисом Корнеевым, российским автогонщиком, чемпионом России по картингу в классе KF2, тренером) 40
Введение
Актуальность темы исследования. Российские кольцевые автомобильные гонки значительно потеряли позиции, которые они занимали в СССР. В настоящее время ведущие российские гонщики порой не в силах пройти сито квалификационных заездов из-за недостаточной подготовленности, а стабильно низкие результаты на международной арене требуют обратить особое внимание на повышение их мастерства.
В свете все более усиливающейся коммерциализации всех сфер особую актуальность приобретает возможность монетизации любых знаний, умений и навыков, получаемых человеком в течение жизни. Это относится и к умениям спортсменов, чья деятельность официально признана профессиональной.
Одним из основных способов повышения конкурентоспособности автоспортсмена является его личная работа по наращиванию или поддержанию спортивной формы и профессионального (водительского и методического) мастерства. Данное направление особо важно, так как является единственным, по которому спортсмен может действовать самостоятельно вне зависимости от обстоятельств: наличия или отсутствия работодателя, постоянной производственной нагрузки, даже наличия или отсутствия пригодного для гонок автомобиля.
Степень разработанности проблемы. Вопрос конкурентоспособности профессиональных спортсменов на рынке труда недостаточно рассмотрен и изучен как экономистами, так и психологами спорта, менеджерами, спонсорами, что подтверждают исследователи из Сибирского федерального университета: «Проблема формирования конкурентоспособного специалиста, несмотря на ее актуальность, является недостаточно разработанной в педагогической науке» [41].
Цели и задачи исследования. Систематизация и описание известных способов повышения работоспособности автоспортсменов, доказанно положительно влияющих на спортивные кондиции, в том числе и вне автотренировок.
Задачи работы:
- Провести функциональное обследование и систематизировать полученные результаты.
- Разработать программу тренировок, направленную на повышение работоспособности автогонщиков.
- Опробовать и научно подтвердить обоснованность применения разработанной программы.
Объект исследования. Профессиональная деятельность спортсменов, специализирующихся в автомобильном спорте.
Предмет исследования. Система специальной подготовки автоспортсменов.
Научная новизна исследования заключается в том, что благодаря проведенным комплексным научным изысканиям и систематизации полученных результатов разработана программа предсезонной подготовки автоспортсменов; кроме того, автор намерен обозначить принципиально различные пути повышения работоспособности и конкурентоспособности на рынке труда спортсменов, специализирующихся в автоспорте.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- автоэксперимент (2013-2018 гг.);
- методы математической статистики.
Теоретическая и практическая значимость ВКР «Повышение работоспособности спортсменов, специализирующихся в автомобильном спорте» заключается в обобщении и структурировании диапазона сведений о возможности и разнообразии положительного влияния на работоспособность спортсменов автоспорта, а также указании на ее конкретные методы и способы.
Гипотеза исследования. Разработка и внедрение новой программы в тренировочный процесс профессиональной гоночной команды «Zeta Corse», направленной на повышение работоспособности спортсменов, позволит поднять уровень их мастерства.
Структура и объем работы. ВКР изложена на 99 страницах, содержит введение, основную часть, состоящую из 5 глав, заключение и 1 приложение. Работа иллюстрирована 1 таблицей, 23 рисунками. Список литературы и источников включает 54 позиции, из которых 10 – электронные.
Основная часть
Автоспорт как современный технический вид спорта
Первые официальные автомобильные гонки прошли, как принято считать, в 1895 г., и были организованы Автомобильным клубом Франции. Однако еще годом ранее, в 1894 г. на старт трассы Париж-Руан вышел 21 автомобиль. Машинам предстояло преодолеть 126 км за 8,5 часов. Главный приз на этой гонке представлял собой существенную сумму – 5 тысяч франков. То есть уже в те времена деятельность пилотов монетизировалась, а автоспорт изначально являлся профессией, то есть способом заработка.
В 1904 г. была создана Международная автомобильная федерация (ФИА). Ее штаб-квартира разместилась в Париже. С годами, по мере развития автомобилестроительной отрасли, автосоревнования стали привлекать все больше внимания – как непосредственных участников (богатых энтузиастов – любителей новых технологий), пилотов-гонщиков, так и устроителей состязаний, инженеров-производственников, азартных зрителей. Согласно действующему Всероссийскому реестру видов спорта (ВРВС в редакции от 27.07.2018), автоспорт в нашей стране включает в себя 95 дисциплин [54].
Все дисциплины автоспорта являются финансовоемкими. В одних участие спортсменов без внешних денежных вливаний (меценатов и спонсоров) практически невозможно, в других – весьма затруднительно, либо также невозможно в объемах, желательных для спортсмена.
Очевидно, что тандем «спортсмен-спонсор» складывается далеко не всегда на приемлемых для гонщика условиях и уж тем более – не всегда в то время, когда этого пожелает пилот. Таким образом, никто из автоспортсменов не застрахован от ситуации, которая может продлиться неопределенное время, когда монетизировать свои спортивные умения и навыки, зарабатывать профессиональной спортивной деятельностью окажется невозможным.
Перед нами не стоит задача описания способов заработка, доступных спортсменам. Мы рассмотрим и осветим приемы повышения и поддержания работоспособности, эффективные и доступные как на пике профессиональной деятельности, так и в периоды вынужденного «простоя». Во времена профессионального затишья их роль может оказаться даже более важной, чем когда спортсмен востребован и участвует в гонках и соревнованиях – тогда менеджеры и спонсоры обеспечивают ему достойное материальное существование и психологический комфорт.
Улучшение спортивной формы автоспортсмена
Во всех видах спорта огромную роль играют занятия по общей физической подготовке (ОФП). Поначалу они очень докучают новичкам, со временем, с достижением оптимальной физической формы (через многие месяцы или даже годы от начала занятий), их объем и интенсивность снижаются. Находящиеся в тонусе активные профессиональные спортсмены иной раз могут себе позволить пренебречь занятиями по ОФП – и это будет скомпенсировано специфической нагрузкой во время соревнований.
То же относится и к специальной физподготовке (СПФ).
Однако СПФ именно в автоспорте играет гораздо более существенную роль, чем может показаться поначалу. В отличие от сугубо силовых видов спорта (типа тяжелой атлетики или гиревого спорта) в автоспорте мышечная сила не особо важна (а порой даже вредна), а вот спецподготовка, направленная на улучшение координации и ловкости, во время соревнований позволяет не только победить, но и избежать аварии и тяжелых травм.
В программу подготовки автогонщиков тоже входит посещение тренажерных залов, однако на этапе поддержания профессиональной формы в период безвременья профессиональный спортсмен ни в коем случае не должен забывать, чему его учили тренеры и преподаватели, и в нервном стремлении улучшить свою форму принять все меры к тому, чтобы не разрушить ее радикально.
По мнению специалистов, сегодня идеальный вес для гонщика Формулы 1 составляет около 70 килограммов при росте 173-176 сантиметров и процентном содержании жира не более 10%. Бо́льший вес и процент жировой ткани могут чрезмерно нагрузить сердце, кроме того, большая разница в весе болидов с пилотами (а пока их взвешивают вместе) создает неравные соревновательные условия, спортсмены высокого роста вынуждены морить себя голодом и тренироваться так, чтобы ни в коем случае не наросла мышечная масса. Поэтому в сезоне 2019 г. предполагается официально решить вопрос с ограничением веса гонщиков [53].
Во время тренажерных занятий гонщики, работая над выносливостью мышц, развивают не любые мускулы, а необходимые, причем в строго определенном порядке.
Полагаем важным напомнить порядок тренировки. Начинать следует с шеи, затем переходить на упражнения для рук. Обычно пилоты работают с малыми весами, увеличивая нагрузки с 0,5 до 2 кг на руку. Далее следуют упражнения для мышц груди, живота и спины.
Мышцы живота обеспечивают равномерное распределение нагрузок; вкупе с мышцами спины они разгружают руки, одновременно снижая травмирующие нагрузки на позвоночник.
В самую последнюю очередь на тренировке работают с мышцами ног.
В команде Ferrari одно время для тренировки использовалось плавание с 2-килограммовым грузом, закрепленным на лодыжках. Гонщик должен был 10 раз проплыть 25-метровый бассейн, после каждого отрезка дистанции отдыхая ровно столько времени, сколько затратил на заплыв [52].
При подготовке к конкретным стартам в той же Формуле 1 пилоты по-разному работают с мышцами шеи в зависимости от того, в какую сторону – по часовой или против часовой стрелки – будет двигаться гонка.
У молодых гонщиков, еще не достигших уровня Формулы 1, именно шея – самое чувствительное место. Ее мышцы первыми начинают протестовать, поэтому их тренировка никогда не будет лишней, чем лучше они развиты, тем ниже вероятность повреждения позвоночника при вылете с трассы.
- Реакции организма человека на тренировку
Нагрузка ни на какой тренировке не должна быть чрезмерной – только тогда она стимулирует развитие организма. Профессиональный спортсмен, стремящийся поддержать свою форму, может рассчитать оптимальную интенсивность нагрузки.
Из теории известно: тренировка вызывает утомление мышц, за которым наступает фаза восстановления, перетекающая в фазу суперкомпенсации. Наглядно процесс представлен на рис. 1.
Рис. 1 Цикл работы и восстановления |
Если в нужный момент (начала дегенерации) провести еще одну тренировку, и делать это регулярно, то постепенно станет заметен прогресс. Цикл работы и восстановления отображен на рис. 2.
Рис. 2 Адаптация к повторяющимся тренировкам |
При тренировке сначала утомление нарастает, а форма падает. Нижняя точка кривой – момент прекращения работы и одновременно – наибольшего утомления.
Как только работа прекращается, начинается процесс восстановления, продолжающийся чуть дольше первоначального уровня состояния организма. При правильном чередовании циклов работы и восстановления возникает тренировочный эффект. Он изображен на рис. 3.
Рис. 3 Перетренированность. Физиологический спад |
Хорошая спортивная форма – это и есть сумма циклов работы минус восстановление.
При отсутствии грамотного тренировочного плана и правильно сбалансированных нагрузок либо не возникнет тренировочный эффект – и тогда физическая форма ухудшится, либо организм не будет успевать восстанавливаться, и возникнет перетренированность – физиологический спад (рис. 4).
Рис. 4 Слишком большой перерыв между тренировками – нет прогресса |
Описанные незыблемые законы тренировки хорошо знакомы профессиональным спортсменам, получавшим и получающим подготовку в РГУФКСМиТ. Помнить о них постоянно нет острой необходимости – тренировочный процесс организует тренер. Однако в ситуации самостоятельного обеспечения спортивной формы залог успеха – методологически верно организованные поддерживающие занятия.
Они не только обеспечивают боеготовность гонщика в любой момент времени – их смысл гораздо глубже и шире. Поскольку в период профессионального затишья человек всегда обязан быть готовым к встрече и конструктивному диалогу с потенциальным работодателем, грамотно поддерживая свою спортивную форму он повышает собственную конкурентоспособность на рынке труда, шансы на удачное трудоустройство, причем и как в роли спортсмена (гонщика, пилота), так и в роли тренера, профессию которого также получают все выпускники физкультурного вуза, обучающиеся по видам спорта.
Даже при наличии некоего тренерского опыта, приобретенного в период обучения, очень трудно применить имеющиеся знания к самому себе – не случайно врачи не занимаются самолечением, а обращаются к помощи коллег. Поэтому, поддерживая собственную спортивную форму, важно не пропустить признаков перетренировки, наличие которых в значительном объеме на продолжительном промежутке времени будет свидетельствовать о непрофессионализме их носителя: падение мотивации, хроническое утомление, плохой сон, снижение результатов, ненормальный пульс (как во время покоя, так и во время тренировки), нарушение аппетита, хроническая мышечная усталость. Перетренировка лечится отдыхом, но если он затягивается, то спортивная форма также снижается (рис. 5).
Рис. 5 Тренировка/восстановление: высокий/низкий объем, высокая/низкая интенсивность |
Падение спортивной формы вследствие затянувшегося безделья называется детренировкой и предотвращается вовремя возобновленными занятиями.
Зависимость между формированием и потерей спортивной формы прямая: чем дольше она нарабатывалась, тем дольше и будет деградировать. Однако чем выше форма, тем быстрее она теряется – если занятия прекращены на пике, то уже через неделю показатели ухудшатся на 5-8%.
Если стоит цель просто поддержать приемлемую форму, тренировки могут быть минимальными; особенно хорошо, если они интенсивные.
Разные тренировки вызывают разное утомление. Чем больше интенсивность или чем больше объем тренировки, тем больше утомление и наоборот. Понимая данную связь между насыщенностью тренировки и утомлением, можно организовывать себе оптимальные нагрузки, решающие насущные проблемы сегодняшнего дня. При достижении определенного уровня утомления, причем как физического, так и психологического, значительно возрастает вероятность травмирования.
В табл. 1 приведены усредненные данные о том, сколько времени требуется для восстановления после определенных тренировок.
- – Примерное время восстановления после тренировок
Деятельность | Продолжительность восстановления (час) |
Тренировка выносливости (в пределах возможностей) | 6-24 |
Тренировка выносливости (превышение возможностей) | 12-36 |
Темповая тренировка (в пределах возможностей) | 12-24 |
Темповая тренировка (превышение возможностей) | 12-36 |
Аэробные интервалы (в пределах возможностей) | 12-24 |
Аэробные интервалы (превышение возможностей) | 24-36 |
Анаэробные интервалы | 24-36 |
Быстрая групповая тренировка | 24-36 |
Гонка | 36-48 |
Силовая тренировка | До 48 |
Упражнения по самосовершенствованию
Кроме упражнений в тренажерном зале на форму автоспортсменов положительно влияют занятия другими видами спорта и подвижные спортивные игры. Наиболее доступны и эффективны кроссовый бег, упражнения с отягощениями, гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, скоростной спуск на лыжах, езда на велосипеде, бобслей.
Постоянного поддержания на высоком уровне требуют специфические «автокачества»: быстрота реакции, внимание.
Объективным показателем быстроты реакции является время, прошедшее между событием (стартовый сигнал, действие соперников, обнаружение неожиданного препятствия и т.д.) и началом ответных действий (поворот руля, отклонение туловища, работа на педалях и т.п.). Однако гораздо важнее другой показатель – быстрота ответного действия: время от события до завершения реакции на него.
Тренировать быстроту помогают упражнения, выполняемые в ускоренном темпе: повороты, вращения, приседания, прыжки и др. Лучше других подходят «заимствования» из легкой атлетики (прыжки, метание и ускорения) и акробатики (кувырки и перевороты). Скорость их выполнения должна возрасти от быстрой до максимально быстрой. Упражнение следует непрерывно выполнять в течение 5-10 сек.
Одно из любимых упражнений пилотов Формулы 1: одновременный бросок трех теннисных мячей в стену и попытка поймать все. Так развивается быстрота реакции и закаляется нервная система [52].
Самостоятельно выполнять упражнения на скорость реакции и быстроту ответного действия проблематично – их смысл заключается в реагировании на неожиданный звуковой или световой сигнал, а потому для их выполнения необходим ассистент либо сложные технические приспособления, поэтому упражнения данной группы для поддержания своей профессиональной формы использовать сложно.
Для развития быстроты эффективны несколько методов.
Сенсорный метод, основанный на развитии чувства времени и скорости, улучшает и реакцию. Он заключается в сравнении субъективного ощущения времени при движении и объективных данных. Рекомендуется сличать цифры при преодолении заранее определенной дистанции. Вторым этапом такой тренировки может быть ее прохождение за назначенное время.
Метод выполнения упражнений «с ускорением» позволяет улучшить двигательные навыки. Сущность действий – в плавном нарастании темпа исполнения движений и доведение его до максимально возможного.
Метод выполнения упражнения «с ходу» состоит в возможно быстром преодолении короткого отрезка после предварительного разгона. Дистанция должна быть такой, чтобы затратить на нее при максимальной скорости не более 10-15 секунд.
Переменный метод предусматривает ритмичное чередование ускорения, движения на максимальной скорости, замедления и относительно медленного движения.
Большая часть этих упражнений для максимальной эффективности требует выполнения сериями.
Продолжительное применение одних и тех же средств, методов и скоростей исполнения упражнений может застопорить развитие быстроты: организм, научившись успешно решать поставленную задачу, больше «не считает нужным» создавать «запас возможностей». Профессиональный спортсмен обязан помнить о такой вероятности, а имея за плечами еще и тренерскую подготовку, суметь разнообразить собственные занятия. Эти находки, безусловно, сослужат в будущем добрую службу. То, насколько идея окажется верной, станет ясно очень быстро: изменение программы тренировок обычно скоро исправляют ситуацию.
Способность быстро и точно действовать в неожиданных ситуациях – ловкость – во многом зависит от величины запаса двигательных навыков и лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов спортсмена. Очевидно, что в автоспорте эти качества необходимо поддерживать на должном уровне постоянно.
Упражнения для развития ловкости не следует выполнять при плохом самочувствии, а также применять длинными сериями, так как они требуют не только физических усилий, но и значительного нервного напряжения. Главным критерием их дозирования является утомление – при выполнении не должны снижаться точность движений и координация.
Наиболее доступны и эффективны для развития ловкости элементы акробатики: перекаты, кувырки, прыжки, выполняемые на дорожке из гимнастических матов или борцовском ковре – сериями по 5-10 элементов за один проход. Эти упражнения, кроме того, тренируют вестибулярный аппарат и умение группироваться, что обеспечивает страховку при падениях. Хороши для этого и тренировки на батуте, настольный теннис. Продолжительность одного периода следует ограничивать 10-15 минутами.
Рекомендуются также следующие упражнения:
- прыгая со скакалкой, одновременно поворачивать голову вправо-влево – сначала в ритме прыжков, затем асинхронно;
- жонглировать несколькими предметами;
- на ходу удерживать на голове набивной мяч, одновременно выполняя движения руками, меняя направление и темп движения, работая кистями.
Поддержание выносливости как способности комплексного противостояния всем типам утомления: умственному (от напряжения мыслительного аппарата); сенсорному (от напряженной деятельности анализаторов); эмоциональному (от переживаний); физическому (от мышечной работы) – безусловно, актуально для автоспортсмена, когда он лишен возможности участвовать в соревнованиях. Это поможет ему перейти к активной тренерской деятельности, вынудит заниматься поддержанием физической формы в надежде на повышение конкурентоспособности на рынке труда и получение хорошей работы.
Основой общей выносливости являются дыхательные возможности человека.
Источник энергии при сокращении мышц – расщепление содержащегося в них аденозинтрифосфата (АТФ). Запасы АТФ пополняются за счет химических реакций в организме. Одни из них (аэробные) происходят при дыхании и требуют кислорода, другие (анаэробные) протекают без участия кислорода.
Шведские исследователи Г.Агневик и Б.Салтин (1967) определили, что максимальное поглощение кислорода мотокроссменами равно от 3,5 до 4,6 л/мин [48]. У автоспортсменов эти цифры обычно несколько ниже, однако частота сердечных сокращений (ЧСС) и у автогонщика может доходить до 190-200 уд/мин. Безнаказанно такую нагрузку может перенести только тренированный организм, находящийся в тонусе.
Автоэксперимент: программа тренировки в составе команды Zeta Corse
Автоэксперимент проводился Романом Мавлановым – российским гонщик, картингистом, кандидатом в мастера по автоспорту, ныне выступающим в шоссейно-кольцевых гонках. Является единственным российским участником команды Zeta Corse, ранее работавшей в Формуле Renault 3.5. Р.Мавланов является единственным российским гонщиком, добившимся в последнее время значительных успехов на крупных международных соревнованиях.
В 2014-2016 гг., будучи не довольным своими результатами, он по согласованию с тренерами команды провел автоэксперимент, адаптировав и применив план тренировок, разработанный выпускником РГУФКСМиТ Денисом Корнеевым – российским автогонщиком, чемпионом России и Европы по картингу в классе KF2.
План представляет собой сочетание различных видов тренировок: кардио, силовых – выстроенных автором в определенном порядке и перемежающихся с периодами отдыха. Полностью он размещен в приложении 1.
Рис. 6 Роман Мавланов (слева) |
Методика, положенная в основу этого плана тренировок, основана на анализе максимального потребления кислорода (МПК) мышцами спортсменов в разных видах спорта, отраженных в диаграмме на рис. 7.
Рис. 7 Максимальное потребление кислорода (МПК) у спортсменов разных специализаций, призеров и чемпионов России (возраст 15-30 лет) |
Предлагавшиеся упражнения не носили какого-то специального характера – они широко известны, распространены и применяются в тренировках по общей физической подготовки, к тому же для их выполнения необходимы самые простые приспособления и спортивные снаряды, в достаточном количестве имеющиеся в любом спортивном зале: коврики, гимнастические скамейки, фитболы, штанги.
Именно в этом и состоит ценность плана тренировок Д.Корнеева и полученного в результате их применения прогресса физической формы Р.Мавланова.
До начала эксперимента Р.Мавланов прошел медицинское обследование – функциональное состояние его организма было инструментально зафиксировано в медицинской лаборатории.
Рис. 8 Предварительное обследование, проведено 19.11.2013 |
По результатам первичного обследования Мавлановы были выданы рекомендации по наиболее оптимальной тренировке ЧСС. Они представлены на рис. 9.
Рис. 9 Рубежное тестирование |
Для размещения в данной работе характеристики зон тренировки были творчески переработаны автором. Они представлены в таблице 2 в виде, ориентированном на удобное использование спортсменами более низкого уровня, чем соответствующий подготовке КМС и МС по автоспорту. Сведения расположены по нарастающей сложности сверху вниз.
- – Набор зон тренировки Percent of heart rate at AT / Type 2 (Standard)
Зона тренировки | Характеристика, рекомендации |
А: <80% Компенсационная зона ЧСС(1/мин):<96 | Очень низкая интенсивность для разогрева и остывания перед и после соревнований и интенсивных тренировочных блоков. Такая активность практикуется как очень медленный и расслабленный блок в обычных спортивных дисциплинах или как компенсаторный способ – в других видах (например расслабленное плавание для бегуна). |
В: 80-100% Экстенсивная выносливость ЧСС(1/мин): 96-121 | Низкая интенсивность для начала развития или поддержания низкого уровня выносливости. Требуемая энергия вырабатывается аэробным путем и главным образом основана на сжигании жиров (тренинг жирового метаболизма). Оптимальный сердечно-сосудистый тренинг для нетренированных лиц и лиц с повышенным весом. В этой зоне следует тренироваться 2-3 раза в неделю в течение хотя бы 30 минут |
С: 100-120% Интенсивная выносливость ЧСС(1/мин): 121-145 | Средняя интенсивность для поддержания и развития базовой выносливости, а также для увеличения аэробных характеристик. Вместе с зоной В (экстенсивная выносливость) это самая важная тренинговая зона. Для целей фитнеса и хорошего самочувствия следует тренироваться в основном в этих зонах. Более того, эти зоны строят необходимую базу для более высоких интенсивностей |
D: 120-130% Зона развития ЧСС(1/мин): 145-157 | Высокая интенсивность внутри диапазона аэробно-анаэробного перехода для быстрой метаболизации внутренных резервов и специфичной для соревнований выносливости, а также для увеличения аэробной емкости. Продукция необходимой энергии почти полностью основана на сжигании углеводов. Главным образом интервальный тренинг. Для амбициозных увлекающихся атлетов с возможностью дальнейшего улучшения, если базовый уровень выносливости хорошо тренирован. Для атлетов во время последнего периода подготовки и периода соревнований |
E: >130% Высшая зона ЧСС(1/мин):>157 | Очень высокая (до максимума) интенсивность для развития силы и резерва скорости, а также для улучшения анаэробной метаболизации. Интенсивность находится выше анаэробного порога в пределах диапазона максимального поглощения кислорода. Тренинг в данной зоне может выполняться только атлетами, участвующими в соревнованиях, и абсолютно здоровыми |
Заключительное обследование, зафиксировавшее прогресс функциональных параметров автогонщика, было проведено в той же же медицинской лаборатории на аналогичных приборах. То, как проводилось обследование, показано на рис. 10-11, а результаты представлены на рис. 12.
Данные, полученные при обследовании, объективны, поэтому могут лечь в основу сравнения параметров и выводов об эффективности примененной методики тренировок, удачно или не удачно проведенном автоэксперименте.
Рис. 10 Проведение медицинских экспериментов в лабораториях РГУФКСМиТ | Рис. 11 Р.Мавланов во время проведения обследования в рамках автоэксперимента |
Рис. 12 Заключительное обследование |
Выводы:
- Тренировки, проводимые по определенной схеме (в данном случае был использован план, составленный Д.Корнеевым) эффективны и существенно повышают работоспособность и, как следствие, результативность Мавланова Романа – Чемпион Европы в классе автомобилей GT2.
- План Д.Корнеева изначально предполагал улучшение параметров спортсмена в предсоревновательный период, то есть предусматривал охват некоего короткого периода. Однако в рамках автоэксперимента он был реализован несколько раз, что подтвердило возможность рассмотрения данного и подобных ему планов не только как эффективного средства интенсивного повышения уровня спортсмена перед соревнованием, но и его надежность как инструмента повышения работоспособности и конкурентоспособности автоспортсменов на рынке труда.
- Продуманные и структурированные планы подготовки, рассчитанные на различные периоды времени, почерпнутые из различных источников в готовом виде или составленные самостоятельно спортсменами, чья профессиональная (спортивная и тренерская) квалификация позволяет это сделать, могут быть рекомендованы для тренировок – как личных, так и с занимающимися, как для подготовки к соревнованиям, так и для повышения собственного спортивного уровня вне временно́й привязки. Эффективность применяемых в системе упражнений существенно выше, чем выполнение их в произвольном порядке.
- Проведенный автоэксперимент следует признать удачным, а его результаты – достойным ориентиром в работе автоспортсменов, обучающихся в РГУФКСМиТ.
Альтернативные способы повышения работоспособности автоспортсменов
В жизни автоспортсменов не редки ситуации, когда поддерживать свою форму, а тем более – повышать профессиональную работо- и конкурентоспособность невозможно. Имеется в виду полное отсутствие хоть как-то оборудованного доступного спортзала или площадки – и тогда из диапазона тренировок автоматически выпадают те, для которых необходимы даже самые примитивные спортивные снаряды. Еще сложнее ситуация, когда автоспортсмен оказался травмирован, заболел – и тогда остается вспомнить о психологической спортивной и методической тренерской подготовке, которую обязательно получают все студенты физкультурных вузов, и переключить свое внимание на повышение тренерского мастерства.
Специальная психологическая подготовка автоспортсмена как эффективный фактор повышения его работоспособности
Для тех, кто ранее не сталкивался с реальной «силой мысли», предложение «подумать» вместо того, чтобы бегать, прыгать или играть в настольный теннис может показаться абсурдным. Однако спортивные психологи настаивают: правильные психологические приемы в отдельных видах спорта повышают эффективность спортсменов на треть – почти на 30%. Примеров приводится много, но один из самых показательных – сравнение времени подготовки к выполнению штрафного броска в ответственном матче выдающимся баскетболистом 1970-х гг. А.Беловым и новичком. На то, чтобы точно пробить, а́су понадобилось 6,8 сек, а неофиту – 9,8 сек. [16]
Прямую зависимость спортивного результата от того, насколько отчетливо удалось его представить накануне соревнований, отмечали великие советские спортсмены прошлого (1960-70 гг.) – олимпийские чемпионы Г.Прозуменщикова (плавание) и Я.Железняк (пулевая стрельба из винтовки).
В середине прошлого века М.С. Бычков замерил изменения тонуса мышц рук при представлении людей о боксировании. Для эксперимента он пригласил двух правшей, только один был боксером, а второй спортом не занимался. У боксера большую активность зафиксировали в левой руке – именно она во время боя активнее у правшей, а у второго испытуемого – в мышцах правой: он никогда не боксировал, а только дрался. А в драке обычно бьют правой рукой. [16]
Кажущийся феномен объясняется тем, что при мысленном воспроизведении некоего действия возникает идеомоторный акт: нервные центры и мышцы реагируют на мысль точно так же, как если бы им предстояло совершить воображенное действие.
Зная о подобном эффекте, некоторые зарубежные спортсмены уже несколько десятков лет вместо физической разминки мысленно проговаривают и представляют упражнения. Находка незаменима, когда непосредственно перед соревнованием, уже в зале, трудно провести привычную качественную разминку: в легкой атлетике или борьбе.
Научных данных об эффективности «мысленной гонки» в автоспорте нет, однако нет и оснований опасаться, что методы, хорошо зарекомендовавшие себя в других видах спорта, вдруг окажутся несостоятельными. Тем более что эмпирическим путем их эффективность давно доказана.
Итак, перед началом гонки или в ситуации, когда физические тренировки по каким-либо причинам невозможны, а потребность или необходимость в поддержании или улучшении работоспособности у автоспортсмена присутствует, можно на короткое время ограничиться проведением специальной психологической подготовки.
«Самое простое и продуктивное, что можно предпринять перед стартом – мысленно пройти трассу или ее отдельные элементы. Сделать это надо технически и тактически идеально», – советует А.Илюхин в учебнике «Автомобильный спорт. Картинг» [20]. Добавим: у каждого гонщика есть трассы, которые он знает досконально, есть отдельные повороты и их комбинации на различных трассах – вот их-то и нужно мысленно проходить. Прохождение абстрактной трассы пользы не принесет – организм не отреагирует должным образом на воображаемую, бутафорскую обстановку, на декорацию. А вот мысленное прохождение «счастливой» или наоборот – «несчастливой», очень простой или недоступно сложной трассы после некоторой привычки превратится в полноценную тренировку.
В любой ситуации – при вынужденной «виртуальной» тренировке или подготовке к реальному старту – сосредоточение позволяет:
- обеспечить саморегуляцию состояния: побороть страх, неуверенность, рассеянное внимание;
- повторить программу действия: активизировать ранее сформированный образ действия, мышечно-двигательные ощущения;
- сосредоточить внимание на начале действия: мобилизовать волю, определить момент готовности;
- обеспечить помехоустойчивость: «нечувствительность» к сбивающим факторам. [20]
Работавшие с гимнастами специалисты установили: если упражнение короткое – его надо проделать до четырех раз, если длительное – один раз. [16]
Применительно к автоспорту эту рекомендацию можно адаптировать так: одну трассу имеет смысл пройти один раз за сеанс мысленной тренировки, а вот сложные элементы – до 4-х.
Методология тренерской работы как фактор повышения конкурентоспособности автоспортсмена
Век спортсмена в любом виде относительно недолог – редко кто продолжает успешно выступать после 30 лет. Поэтому все студенты физкультурных вузов, обучающиеся по своим видам спорта, получают знания, позволяющие им, когда придет время, перейти на тренерскую или методическую работу, не бросая совсем избранного вида спорта.
Освоение относительно нового рода деятельности (по сравнению с сугубо спортивной) требует освежения полученных в вузе знаний. Однако вчерашний спортсмен, только занявшийся поисками тренерской работы – явно последний в очереди на рынке труда. Его эффективность, результативность и, как следствие, конкурентоспособность и получение выскооплачиваемой работы может обеспечить только освоение современных методов, основанных на традиционном подходе.
Иными словами, используя полученные в вузе базовые знания необходимо проявить фантазию и творческий подход, которому в учебных заведениях зачастую уделяется недостаточно внимания. Между тем исследования последних четырех десятилетий доказали: сильнее всего на рост спортивных результатов влияет улучшение методики тренировок.
Думая о возможной тренерской работе, необходимо вспомнить: важнейшие для автоспорта качества – координационные способности и гибкость достигают максимума у девушек к 14-15 годам, у юношей – к 15-17 годам; быстрота лучше всего развивается в 9-12 лет и к 13-15 по ряду проявлений достигает максимума; максимальная частота движений повышается у мальчиков и девочек до 13 лет; наибольший прирост силы отдельных мышц приходится на 14-17 лет (при этом развитие координационных качеств может замедлиться). После сенситивного возраста указанные качества развиваются с трудом, о чем важно помнить тренеру. [20]
Для осуществления системного подхода к работе с занимающимися следует заранее обдумать следующее:
- определить оптимальный для себя возраст занимающихся, осмыслить основные приемы, которые хотелось бы использовать: физические упражнения различной направленности, способы совершенствования технической, психологической, тактической подготовленности;
- определить факторы, на которые никому – ни тренеру, ни спортсмену, ни руководству – никогда не удастся повлиять: наследственность, антропометрические данные, социальные факторы и проч., чтобы не тратить силы на их преодоление;
- определить и оценить различные переменные факторы, на которые в принципе имеет смысл воздействовать;
- вспомнить или придумать несколько тренировочных упражнений и других видов воздействия на занимающихся, особенно если приблизительно ясен их контингент (дети-новички, подростки, спортсмены-разрядники, инвалиды и т.д.).
Следует напомнить, упражнения каких групп могут понадобиться тренеру в первую очередь:
- направленные на совершенствование выносливости: выполняются преимущественно в естественных условиях и на тренажерах (интервальные, повторные, дистанционные упражнения и их комбинации);
- направленные на совершенствование силовой подготовленности: выполняются на тренажерах, в естественных условиях на дистанциях – за счет изменения соотношения темпа и «шага»; применяются отягощения;
- направленные на совершенствование гибкости: растягивание в определенных суставных группах;
- направленные на технику движений – улучшение отдельных элементов или координации в целом;
- для совершенствования тактической подготовленности.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф