Меню Услуги

Пути повышения уровня диверсификации производства на ОАО «Птицефабрика Рефтинская». Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4


1.3. Проблемы диверсификации производства на промышленных предприятиях в современной рыночной экономике

Становление и развитие рыночных отношений в Российской Федерации, расширение внешнеэкономических связей, формирование конкурентной среды выдвинули на первый план проблемы совершенствования экономических механизмов, прежде всего, первичного звена национальной экономики – предприятия [7, с. 5]. Согласно принципу конкуренции все производители или продавцы хотят занять более выигрышные позиции для сбыта или производства своих товаров. По истечению определенного времени рост производства или расширение масштаба деятельности будет невозможен из-за отсутствия спроса на дополнительный объем произведенной продукции: это явление отражает закон убывающей предельной полезности . Сущность последнего определяется Лопатниковым Л.И. тем, что при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя (насыщения потребности) сокращается с каждой дополнительной единицей блага [20, с. 104]. Вследствие того, что рынок старается полностью удовлетворить потребности общества, с течением времени рост производства промышленных предприятий становится невозможен из-за отсутствия спроса на дополнительный объем продукции. В результате проигрыша в конкурентной борьбе производственные предприятия не могут распределить свои активы среди других видов деятельности, где они могли бы быть конкурентоспособными. Все это говорит о том, что предприятиям необходимо обеспечивать поиск приложения высвободившихся средств в других сферах экономической деятельности. Данное обстоятельство обуславливает необходимость диверсификации производства. Производственные предприятия прибегают к стратегии диверсификации для улучшения деятельности реального производственного процесса, для увеличения прибыли, а так же для создания многопрофильного производства. Суть соединения производственных процессов состоит в том, чтобы между различными предприятиями формировалось совместное корпоративное планирование и, как результат, однородное функционирование взаимосвязанных элементов или синергия. Синергия (от греческого synergia – помощь, соучастие, сотрудничество) означает возрастание эффективности деятельности компаний в результате совместного или однородного слияния их отдельных элементов по сравнению с их деятельностью до объединения. Синергетический эффект достигается на предприятии путем слияния с новыми производственными сферами, путем выявления для себя тех новых преимуществ, которые возникают в результате объединения ресурсов предприятий. Однако, необходимо отметить что при синергии может возникать как положительный, так и отрицательный эффект. Как отмечают С.В. Рогожин и Т.В. Рогожина, в социальных системах, одной из которых является предприятие, возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения. Объективно это связано с тем, что понятие энергетического ресурса организации включает не только материальные ресурсы, но и социально психологический ресурс коллектива, определяемый интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональной подготовки каждого члена организации, а также в значительной мере степенью взаимодействия членов коллектива в реализации общей цели организации [31, с. 80–82]. Поэтому необходимо отметить, что для промышленных предприятий, прибегающих к стратегии диверсификации, целесообразным является непрерывное управление как энергетическим и производственным потенциалом, так и регулирование прироста энергии.

Диверсификация производственной деятельности промышленных предприятий является выражением направленности на расширение номенклатуры товаров производства, внесение изменений в основной род деятельности, модификацию конфигурации производимой продукции, овладение новыми видами производства, а так же существенное изменение в стратегии развития. Стратегической целью для диверсификации является повышение эффективности производства, получение дополнительной экономической выгоды, предотвращение риска банкротства. Уровень диверсификации промышленного предприятия определяется границами подвижности деятельности, и чем разнообразнее основной вид деятельности у предприятий, тем уровень выше. Если промышленное предприятие выбирает только коррекцию в основной деятельности, то такое направление диверсификации называется узкоспекторным. Если же диверсификация предприятия ориентирована на изменения в стратегии развития, которая не ограничена основным производством, то ее называют широкоспекторной. Дэвид Аакер дает определение диверсификации как стратегии выхода на товарный рынок, отличный от текущих товарных рынков фирмы [1, с. 384].

Диверсификация рассматривается им в двух типах стратегии роста: стратегии увеличения товарной номенклатуры и стратегии расширения рынка. Стратегия диверсификации может относиться к новому рынку и/или товару, она может реализовываться путем слияния с другим предприятием (поглощением) или подразумевать создание нового предприятия. Предприятия применяют стратегию диверсификации для реализации следующих целей [34, с. 90]:

  • выхода на новые отрасли и рынки сбыта с высокими перспективами роста и рентабельности продукции;
  • оптимизации соотношения внешних и внутренних доходов предприятия;
  • баланса рискованных и менее рискованных капиталоемких операций в сфере услуг;
  • баланса между рискованными наукоемкими операциями и менее рискованным производственным процессом;
  • достижения оптимального коэффициента между промышленными товарами и потребительскими услугами;
  • достижения сбалансированного равновесия между предлагаемым ассортиментом и цикличностью спроса на товар.

Потребность развития при новых хозяйственных условиях вынуждает промышленные предприятия искать более выгодные направления использования производственного потенциала. Такие предприятия находятся в непрерывном поиске вариантов диверсификации своего производства, что впоследствии может дать толчок для движения капиталов, а так же способствовать снижению монополизма в промышленном секторе экономике и стимулированию важной для рынка конкурентной среды. Оснований, которые побуждают предприятия производить новые товары и затем выходить с ними на рынок, может быть множество, например, обеспечение устойчивого финансового положения, желание проникнуть в новые отрасли, снижение финансовых рисков и т. д. На промышленных предприятиях уровень диверсификации можно измерить несколькими типами показателей. К первому относится выявление числа, номенклатуры отраслей товаров (услуг), которые охватывает производственная деятельность предприятия. Этот показатель допускает в ряде случаев значительные деформации, особенно для небольших предприятий с разнообразными производственными процессами. Положительной стороной измерения уровня диверсификации по данному показателю является простотой и быстрый способ вычисления. Показатель используется для первоначальной оценки уровня диверсификации предприятия. Второй показатель измеряется как соотношение основного и диверсифицированного производства, что исправляет недостатки первого, и основан на «энтропийном индексе диверсификации» рассчитанном по формуле [21]:

DT = ΣPiln(1/Pi), i = 1, 2,……, n, (1.1)

где

i = 1, 2,…,n – продукты, производимые и продаваемые фирмой, а

Р  – доля от реализации i-го продукта в общей выручке фирмы, DT – энтропийный индекс диверсификации, Pi – доля производства продукции или услуг вида i в общем объеме производства предприятия. Показатель энтропии будет показывать значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсификации на предприятии.

Диверсификация, как динамичная форма организации, оказывает значимое воздействие на конкуренцию, результативность производственного процесса, порядок разделения труда, является важным элементом современной рыночной экономики и все больше привлекает к себе внимание практических работников и специалистов. Многие направления диверсификации для промышленных предприятий являются важными и актуальным в связи с тем, что диверсификация производства становится механизмом переливания капитала в различных отраслях. Часто диверсификацию сравнивают со специализацией. Под специализацией понимается единичное разделение труда предприятия и его производств, производство узкого круга продукции, товаров и услуг. Существуют различные типы специализации: предметная и детальная специализация, а также специализация поразличным производственным стадиям и узлам изделия, вспомогательным процессам, а также однородным технологиям [30, с. 9].

Диверсификация и специализация на промышленных предприятиях могут проявляться как элементы всего производственного процесса, которые перетекают один в другой. На разных этапах производственной деятельности и при различных экономических условиях на промышленных предприятиях преобладает либо сужение, либо расширение масштабов деятельности.

На практике предприятия могут быть свободно разделяемыми, но с доминирующей направленностью к специализации и наоборот. Это связано с экономической ситуацией, в которой находится промышленное предприятие. В ряде случаев диверсификация промышленного предприятия становится невозможной и дальнейшим путем развития будет дальнейшая специализация. Например, если производится узкоспециализированная продукция, то с диверсификацией появляется повышенный риск непокрытия расходов связанных с выпускаемой продукцией, нехватки ресурсной базы для расширения производственной деятельности, запреты со стороны государственных регуляторов и другие проблемы. Напротив, когда финансовые поступления от основной детальности оказываются недостаточными, возрастает конкуренция, меняются желания и вкусы потребителей, а перспектива диверсификации будет более выгодна с позиции предприятия.

Предприятия, прибегающие к диверсификации в своей деятельности, должны учитывать тот факт, что она может осуществляться только при наличии большей прибыли и экономического эффекта, что это не просто отказ от безубыточного производства и переход к более прибыльному бизнесу. Большое значение имеют цели предприятия, его стратегия, миссии, экономико-правовое положение. Для любого предприятия существует такой набор ресурсов, при котором его производственные возможности всегда будут либо больше простой суммы потенциалов входящих в нее технологий, персонала, оборудования и т. д., либо меньше. Особое значение так же имеют взаимосвязанные производственные процессы. Экономическая эффективность на промышленном предприятии может быть получена при рассмотренном ранее эффекте синергии. При применении стратегии диверсификации синергетический эффект возрастает, поэтому чем больше производственных возможностей у промышленного предприятия, тем выше возможности синергии. Это происходит по причине снижения на предприятиях с крупными масштабами производственных процессов издержек на производство единицы продукции. При одинаковых нормах и объемах инвестиций у промышленного предприятия, производящего широкий спектр товаров, издержки на производство будут меньше конкурирующих предприятий с меньшей номенклатурой товаров. Для достижения данного эффекта промышленному предприятию необходимо более избирательно выбирать рынки и товары, а так же занимать крупные рыночные позиции, предлагая выгодные цены и тем самым привлекая новых инвесторов.

Причиной диверсификации на промышленном предприятии может так же является сохранение производственного аппарата, занятости работников. Такая позиция считается более правильной, даже если первоначальная масса полученной прибыли не будет выше той, что была при концентрации предприятия на одном виде деятельности. Объяснением тому является одна из важных особенностей диверсификации, а именно, создание лучших условий труда, что является связующим звеном к решению социальных задач.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основное направление выигрышной стратегии для промышленных предприятий в современных условиях – гибкое манипулирование ассортиментом, приближение сортности выпускаемой продукции к специфическим требованиям потребителя [29].

Отличают диверсификацию производственную от диверсификации деятельности на предприятии. Диверсификация деятельности более широкое понятие, которое включает в себя также диверсификацию производства. Диверсификация деятельности подразделяется на группы: к первой относится производственная группа, за ней идет коммерческая группа, ее задачей является развитие фирменных продаж, а так же развитие филиалов и дочерних предприятий, сюда же включается и оптовая торговля. Третьей группой принято считать группу управления, четвертой – финансовую группу и последней, пятой – группа социальной сферы.

В результате диверсификации деятельности создается предприятие, которое может эффективно управлять всеми процессами своей хозяйственной деятельности. Причем диверсифицированной будет считаться та продукция, которая получена в определенный отрезок времени в тех производственных условиях и для тех потребительских потребностей, которые возникли в процессе диверсификации, а не предлагались потребителю ранее.

На промышленном предприятии, прошедшем диверсификацию определяют плановую, договорную и техническую документацию. Диверсификация, которая проводится на промышленных предприятиях, считается трендом технического прогресса. Она задает связи по механизации и автоматизации производственного процесса. Та продукция, которая ранее эффективно осваивалась в других отраслях, начинает осваиваться за счет диверсификации. До того как стать диверсифицированной, продукция промышленных предприятий должна пройти стадии различных видоизменений, а выход на рынок происходит постепенно. Выявление больших возможностей для использования диверсифицированной продукции и ее новшество можно оценить только в пределах производящего его промышленного предприятия. На некоторых промышленных предприятиях, например, относящихся к машиностроению, принципиальной замены продукции обычно не происходит, от предыдущей продукции изделия могут отличаться некоторыми технико-экономическими характеристиками. Продукция диверсифицированного предприятия может стать предельно новым продуктом, который производится в стране в первый раз с использованием новых технологий, а может быть усовершенствованием или заменой ранее производимого продукта, может обладать различными новыми технико-эксплуатационными характеристиками или обеспечивать потребность в дополнительной комплектации. Поэтому каждый диверсифицированный процесс на промышленном предприятии является сбытом отдельных, но все же зависящих друг от друга производственных процессов. Каждый из таких процессов выступает непрерывной последовательностью в пределах определенного временного отрезка [2].

Сделаем вывод по первой главе : отсутствие в действительности возможности оценить и увидеть процесс диверсификации в полном объеме, а так же нехватка информационных ресурсов для данного процесса производства, является весомым обстоятельством при выборе методов диверсификации. Такие обстоятельства как возрастающая конкурентная борьба, слабый рост экономики и внедрения технического прогресса, стали требовать от промышленных предприятий производственно-хозяйственных преобразований, одним из которых является диверсификация. Диверсификация не может являться основным направлением при выборе стратегии для промышленного предприятия до того момента, пока не будут остановлены все возможности для роста в центральной сфере деятельности предприятия. В этом случае, принимая решение вопроса о диверсификации, предприятию предстоит выбрать, как и в каких масштабах ее осуществлять. Какие возможности для предприятия более приемлемы – диверсификация в родственные или иные отрасли, где навыки и опыт компании будут являться основными критериями успеха, где существуют возможности для выхода на новые рынки, а инновационные технологии будут позволять добиваться существенного конкурентного преимущества.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА РЕФТИНСКАЯ»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ОАО  «Птицефабрика «Рефтинская»  крупнейшее  птицеводческое предприятие на Среднем Урале, основанное в 1981 году.

Тогда, при разработке проекта птицефабрики «Рефтинская» был проанализирован опыт проектирования и строительства крупных птицефабрик страны и заложены самые прогрессивные технологии содержания птицы и переработки мяса. Птицефабрика стала уникальным государственным предприятием, которое расположилось на юго-западе Свердловской области, в тайге, где чистый воздух и вдали от крупных автомагистралей.

В 2011 году, прошла процедура акционирования, и «Птицефабрика «Рефтинская» стала ОАО. Генеральным директором  является Топорков Николай Васильевич.

«Птицефабрика «Рефтинская» постоянно наращивает объемы производства, с каждым годом увеличивая выпуск мяса птицы.  Проектная мощность предприятия 32 года назад составляла 13,9 тыс. тонн мяса птицы в живом весе, но к настоящему времени этот показатель вырос в десятки раз: по итогам 2013 года птицефабрика произвела 50,071 тыс. тонн данного вида продукции.  В 2014 году предприятие планирует увеличить этот показатель до 57 тыс. тонн.  Согласно принятой программе развития, Птицефабрика «Рефтинская» является стратегически важным предприятием для Свердловской области, которое призвано обеспечивать продовольственную безопасность ее жителей. В связи с этим на предприятии приняты планы по модернизации и развитию, в результате чего производство мяса птицы к 2016 году должно вырасти до 80 тыс. тонн в живом весе в год. С 2001 года птицефабрика арендует сельскохозяйственные земли в Камышловском районе Свердловской области для самостоятельного  выращивания  зерновых культур и дальнейшей их переработки  на комбикорм. Обеспечение птицы высококачественными сбалансированными кормами – важный фактор устойчивого развития Рефтинской птицефабрики.

В 2008 г. в хозяйственное ведение Птицефабрики «Рефтинская» был передан Асбестовский животноводческий комплекс. В 2013 году он получил статус племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота. Сегодня данное подразделение выращивает племенных животных для формирования собственного поголовья и ведет реализацию племенного поголовья в товарные стада юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. За прошедший год птицефабрика «Рефтинская» произвела 4,275 тыс. тонн  высококачественного молока.

В марте 2012 года в структуре предприятия появился мясоперерабатывающий комплекс «Рефтинский» (расположенный в Талицком районе Свердловской области). Производственная деятельность комплекса направлена на изготовление продуктов из свинины и говядины.

Переработка мяса птицы находится на самом высоком мировом уровне, ежегодная модернизация и внедрение инновационного оборудования позволяет совершенствовать качество, расширять ассортимент, снижать себестоимость продукции.

На предприятии внедрена программа управления предприятием или система менеджмента качества, которая направлена на непрерывное улучшение качества продукции и услуг. Данная система прошла тщательную проверку группой аудитов международной компании SGS. Оценив ряд требований, подтверждающих степень соответствия и результативности системы менеджмента качества (ISO 9001: 2008) и системы менеджмента безопасности пищевых продуктов (ISO 22000:2005) эксперты-аудиторы установили, что компания внедрила и поддерживает систему управления качеством в соответствии с требованиями  данных стандартов. Высокий уровень автоматизации предприятия и достаточно обширный ассортимент производимой продукции также получили положительную оценку. Таким образом, процессы разработки, производства, хранения и транспортировки продукции, производимой на площадках птицефабрики, одними из первых на Урале подтвердили столь высокий международный уровень качества и безопасности.

Высокое качество продукции подтверждено  знаком «100 лучших товаров России», многочисленными дипломами и медалями всероссийских, межрегиональных и областных выставок и конкурсов. В частности, продукция предприятия в течение многих лет удостаивается высших наград на ежегодной Российской агропромышленной выставке «Золотая осень».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Птицефабрика «Рефтинская» – это вкусные и полезные продукты на каждый день, уже завоевавшие признание профессионалов и любовь миллионов покупателей!

«Доброе имя нашей продукции» это не просто слова – это результат ежедневного труда каждого сотрудника ОАО «Птицефабрика «Рефтинская».

В ассортимент продукции птицефабрики входит более 400 наименований сырых и готовых изделий не только из мяса птицы, но и из свинины и говядины:

  • мясо цыплят бройлеров;
  • полуфабрикаты;
  • субпродукты;
  • колбасы;
  • копчености;
  • деликатесы;
  • пельмени;
  • готовые кулинарные изделия;
  • консервы;
  • молоко. [27]

2.2. Финансово экономическое положение предприятия

Рассмотрим финансово-экономические показатели работы ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» за период 2011-2013г в таблице 2.1. Источник «Отчет о финансовых результатах».

Таблица 2.1. Финансово-экономические показатели

 

Показатели

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

Абсол. прирост т.руб Темп прироста %
2013-2012 2013-2011 2013/2012 2013/2011
Выручка от продаж (минус НДС) тыс. руб. 3248615 381922 3836204 14282 573307 0,4 18,1
Себестоимость продаж тыс. руб. 2832112 3272027 3634478 362451 802366 11,1 28,3
Чистая прибыль

тыс. руб.

204180 181724 40682 -141042 -163498 -77,6 -80,0
Стоимость основных фондов   тыс. руб. 11602064 1324316 1954631 630315 794567 47,6 68,5
Фонд оплаты труда     тыс. руб. 734030 758529 787248 28719 53218 3,8 7,3
Численность работающих   чел. 2219 2204 2200 -4 -19 0,2 0,8
Фондоотдача (п.1: п2) руб/руб. 2,8 3,88 1,96 -1,92 -0,84 -49,5 -30
Производительность труда (п.1: п.6) тыс.руб./чел 1464 1734 1744 10 280 0,6 19,1
Рентабельность затрат %   (п.3: п.2) 7,2 5,5 1,1 -4,4 -6,1
Ср. зарплата на 1 чел. в месяц     руб./чел. 27430 28680 29820 1140 2390 4,0 8,7
Затраты на 1 руб. выручки (п.2: п.1) руб. 0,87 0,856 0,95 0,094 0,08 11,0 9,2

 

В таблице 2.1 представлены финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» в динамике. Рассчитаны абсолютные отклонения по годам и темпы прироста по годам. Абсолютные отклонения рассчитаны по формуле[6]:

∆= уi- у0 (2.1) ,

где уi -уровень i-го периода,

у0  — уровень базисного периода,

I-м периодом у нас будет 2013 год, а базисным последовательно 2012 и 2011 год.

Темп прироста показателя определяется [28]:

Tp = yi/y0 * 100% (2.2);

Тпр=Тр-100%  (2.3) .

Эти же формулы будут использованы и при расчете последующих аналитических таблиц.

Анализ показателей выявил:

  1. Выручка от реализации в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 14282 тыс.руб. или на 0,4%, а в сравнении с 2011 выручка выросла на 573307 тыс.руб или на 18,1 %
  2. Себестоимость продаж в 2013 в сравнении с 2012 годом выросла на 11,1% или на 362451 т.руб., а в сравнении с 2011 годом рост составил 802366 тыс.руб. или 28,3 %. Обращает внимание опережающий темп роста себестоимости по сравнению с темпом роста выручки. Это неудовлетворительное соотношение, ведущее к снижению прибыли.
  3. Чистая прибыль организации сократилась 2013 г. В сравнении с 2012 годом на 141042 тыс.руб., или на 77,6 %, а в сравнении с 2011 годом сокращение прибыли составило 163498 тыс.рублей или на 80%.
  4. Стоимость основных фондов в 2013 году выросла на 630315 т.руб. или на 47,6% , а в сравнении с 2011 годом рост составил 794567 тыс.руб. или на 68,5%. Обращает внимание опережающий темп роста стоимости основных средств по сравнению с темпом роста выручки. Это неблагоприятное соотношение, ведет к снижению фондоотдачи.
  5. Показатель фондоотдачи в 2013 году в сравнении с 2012 годом уменьшился на 1,92 рубля выручки на рубль основных фондов или на 49,5%. В сравнении с 2011 годом фондоотдача снизилась на 84 копейки на рубль основных фондов или на 30%. Снижение фондоотдачи означает снижение эффективности использования основных средств.
  6. Производительность труда в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросла на 0,6%, а средняя заработная плата на 4%. То есть рост заработной платы опережает рост производительности труда. Соотношение между ростом заработной платы и производительности труда в 2013году в сравнении с 2011 годом обратное. Это указывает на снижение эффективности использования рабочей силы в 2013 году.
  7. в 2013 году в сравнении с 2012 годом выросли затраты на 1 рубль продукции на 11% , а в сравнении с 2011 годом прирост составил 9,2%. Это свидетельствует о снижении эффективности использования ресурсов предприятия.

В итоге: динамика финансово-экономических показателей выявила снижение эффективности работы организации, которое проявилось в снижении  фондоотдачи, рентабельности затрат, росте затрат на 1 рубль выручки, в опережающем росте заработной платы в сравнении с ростом производительности труда.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и характером источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведенья содержатся в бухгалтерском балансе (Ф1, Приложение Б ,Приложение В, взяты балансы за 2013, 2012 годы). Для оценки финансового состояния проведем анализ структуры и динамики активов и пассивов предприятия. Для этого сгруппируем статьи баланса в отдельные группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). Чтение баланса по таким систематизированным группам ведётся с использованием методов горизонтального и вертикального анализа. Данные балансов возьмем на дату баланса. Динамика в таблице 2.2 показана как в абсолютных отклонениях имущества и его видов, так и в темпах роста.

Таблица 2.2. Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса

 

Анализ баланса

2011 2012 2013 Абс. откл.  т. руб. Темп роста       %
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу 2013  г. к 2012 г. 2013 г. к 2011 г. 2013

2012

2013

2011

имущество — всего

(стр. 1600)

2312669 100 3236667 100 4093294 100 856627 1780625 26,5 77,0
Внеоборотные активы

(стр. 1100)

1215753 52,6 1881559 58,1 2598852 63,5 717293 1383099 38,1 1138
Оборотные активы

(стр. 1200)

1096916 47,4 1355008 41,9 1494442 36,5 139434 397526 10,3 36,2
Запасы

(стр. 1210 и 1220)

715505 65,2 753781 55,6 1031613 69,0 277832 316108 36,9 44,2
1.2.2. Дебиторская задолжен.   (стр. 1230 и 1260) 257806 23,5 531387 39,2 392982 26,3 -238405 135176 -26,0 52,4
1.2.2. Денежные средства          (стр. 1240 и 1250) 123605 11,3 69840 5,2 69847 4,7 7 -53758 0,01 -43,5

 

Сделаем вывод из аналитической таблицы 2.2:

  1. Размер имущества организации в 2013 году в сравнении с 2012 годом вырос на 26,5% или на 856627 тыс.рублей, а в сравнении с 2011 годом валюта баланса выросла на 1780625 тыс.рублей или на 77%. Рост валюты баланса свидетельствует о расширении деловой активности организации в анализируемом периоде.
  2. В структуре активов баланса доля внеоборотных активов в 2011 году составила 52,6%, а в 2013 году-63,5%, т.е в 2013 году в сравнении с 2012 годом размер внеоборотных активов вырос на 38,1%, а в сравнении с 2011 годом на 113,8%. Рост внеоборотных активов указывает на активную инвестиционную политику организации , что положительно влияет на перспективный рост предприятия. Но превышение доли внеоборотных активов над оборотными ухудшает финансовое положение предприятия.
  3. Доля оборотных активов колеблется от 47,4% (2011 год) до 36,5% (2013 год). В 2013 году оборотные активы выросли на 10,3 (в сравнении с 2012 годом) и на 36,2% в сравнении с 2011 годом. Рост оборотных активов- это положительная динамика.
  4. В структуре оборотных активов предприятия преобладают запасы. Их доля колеблется от 65,2%( 2011 год) до 69%. Размер запасов в 2013 году в сравнении с 2012 вырос на 36,9%, а в сравнении с 2011 годом прирост составил 44,2%. Запасы из всех оборотных активов- наименее ликвидные средства и их рост- это неблагоприятная тенденция.
  5. Доля дебиторской задолжности в оборотных средствах колеблется от 23,5% (в 2011 году) до 26,3% (в 2013году). Размер дебиторской задолжности в 2013 году в сравнении с 2012 году сократился на 26% , но в сравнении с 2011 годом вырос на 52,4%.
  6. Доля денежных средств в оборотных активах составила 11,3% (2011 год) и 4,7% (2013 год). Абсолютный размер денежных средств в 2013 году в сравнении с 2012 годом почти не вырос, а в сравнении с 2011 годом уменьшился на 43,5 %. Это наиболее ликвидный актив, поэтому динамика неудовлетворительная.

 

Таблица 2.3. Аналитическая группировка и анализ статей баланса

Анализ баланса 2011 2012 2013 Абс. отклон. т. руб Темп роста       %
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу 2013  г. к 2012 г. 2013 г. к 2011 г. 2013

2012

2013

2011

1. Источники имущества — всего (стр. 1700) 2312669 100 3236667 100 4093294 100 856627 1780625 26,5 77,0
1,1. Собственный капитал         (стр. 1300 и 1530) 1804860 78 1884224 58,2 1778711 43,5 -105513 -26149 -5,6 -1,4
1.2. Заемный капитал (стр. 1400, 1510, 1520, 1540, 1550) 497422 22 1327436 41,8 2314583 56,5 987147 1817161 74,4 4,6 раза
2.1. Долгосрочн.обязательства (стр. 1400) 110209 22,2 728058 38,6 870640 37,6 142582 760431 19,6 7,9 раза
1.2.2. Краткосрочные кредиты и займы (стр. 1510) 180500 36,3 335000 25,2 987750 42,7 652750 807250 195 5,5 раза
1.2.3. Кредиторская задолж.     (стр. 1520, 1540, 1550) 206713 41,5 264378 36,2 456193 19,7 191815 249480 72,5 120,7

 

Анализ статей пассива баланса показал:

  1. Доля собственного капитала в пассиве баланса колеблется от 78%( 2011 год) до 43,5%. Размер собственного капитала в 2013 году в сравнении с 2012 годом уменьшился на 5,6%, а в сравнении с 2011 годом снижение составило 1,4%. Это неблагоприятная динамика, подрывающая финансовую устойчивость предприятия.
  2. Доля заемного капитала изменилась от 22% (2011 год) до 56,5% (2013 год). Размер заемного капитала в 2013 году вырос в сравнении с 2012 годом на 74,4% , а в сравнении с 2011 годом в 4,6 раза. Это неблагоприятная тенденция, подрывает финансовую устойчивость организации.
  3. В структуре заемных средств долгосрочные займы составили 22,2% (2011 год) и 37,6% (2013 год). Рост долгосрочных займов в 2013 году в сравнении с 2012 составил 19,6%, а в сравнении с 2011 годом в 7,9 раза. Долгосрочные займы связанны с инвестиционными программами предприятия и это работает на перспективу. Хотя в краткосрочном периоде это ухудшает финансовое состояние.
  4. Выросла и доля краткосрочных кредитов : от 36,3% (2011 год) до 42,7 %. В 2013 году размер краткосрочных кредитов вырос на 195% (в сравнении с 2012 годом) и в 5,5 раз (в сравнении с 2011 годом). Рост краткосрочных кредитов обычно связан с пополнением оборотных средств для расширения производства. Но в краткосрочной перспективе наблюдали ухудшение финансового состояния.
  5. Доля кредиторской задолжности уменьшилась с 41,5% (2011 год) до 19,7% (2013 год). Но размер ее вырос в 2013 году в сравнении с 2012 годом на 72,5%, а в сравнении с 2011 годом-на 120,7%.

Получается, что расширение хозяйственной деятельности предприятия происходило в течении последних лет за счет заёмных средств при сокращении собственных, это неудовлетворительная тенденция.

Итог по анализу структуры баланса:

  1. Валюта баланса выросла.
  2. Темп прироста внеоборотных активов выше темпа роста оборотных активов.
  3. Темп прироста дебиторской задолжности ниже темпа прироста кредиторской задолжности.
  4. Доля собственных оборотных средств в 2013 году сошла на нет.
  5. В балансе нет статьи «непокрытый убыток»

Из 5 признаков «хорошего баланса» у нас не соблюдается 3 признака (2ой; 3ий; 4ый). Баланс хорошим назвать нельзя.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!