Меню Услуги

Пути повышения уровня диверсификации производства на ОАО «Птицефабрика Рефтинская»


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 1.1. Диверсификация производства, её содержание и основные этапы развития
  • 1.2. Диверсификация производства как направление повышения финансовой устойчивости предприятия
  • 1.3. Проблемы диверсификации производства на промышленных предприятиях в современной рыночной экономике
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА«РЕФТИНСКАЯ»
  • 2.1. Краткая характеристика предприятия
  • 2.2. Финансово экономическое положение предприятия
  • 3.2. Диверсификация производственного процесса
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА «РЕФТИНСКАЯ»
  • 3.1. Расширение диверсификации производства
  • 3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономические условия, в которых организации осуществляют свою деятельность, сегодня конкретным образом изменились. С одной стороны им предоставлена хозяйственная самостоятельность, они сами решают вопросы экономической деятельности, определяют масштабы производства, формируют структуру капитала, занимаются распределением имеющихся финансовых ресурсов. С другой стороны, остро возникает проблема оценки и эффективного использования имеющихся ограниченных финансовых ресурсов. Отсюда и возникает настоятельная потребность в формировании стратегии управления экономическим потенциалом организаций.

Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления и анализа деятельности. Одним из таких способов является диверсификация производства, как переход от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Диверсификация производства позволяет скомпенсировать падение сбыта на рынке одного товара за счет увеличения сбыта другого товара.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы представленной дипломной работы.

Целью работы является выявление возможностей диверсификации для деятельности предприятия на примере ОАО «Птицефабрика «Рефтинская».

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  • изучить теоретические аспекты диверсификации;
  • оценить финансовое состояние ОАО«Птицефабрика «Рефтинская».
  • осуществить экономическое обоснование и разработку проекта диверсификации ОАО«Птицефабрика «Рефтинская» и рассчитать его эффективность.

Объектом исследования в данной работе выступают финансы ОАО «Птицефабрика «Рефтинская».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Диверсификация производства, её содержание и основные этапы развития

Исследование организационно-экономических механизмов диверсификации производства представляется необходимым начать с выяснения ее сущностного содержания. Это связано с тем, что в литературе однозначное определение понятия диверсификации отсутствует и оно имеет много различных толкований.

Первыми наиболее значимыми работами в этой области стали исследования известных экономистов Д. Ченнона, Р. Румелта, Б. Скотта, И. Ансоффа, Е. Есинары, М. Горта, Р. Майлса, С. Сноу, Дж. Уэлса, Р. Акоффа, Дж. Эсмарша. В результате научных исследований диверсификация получила признание, как стратегия, снижающая риск в рыночной деятельности при неблагоприятных условиях, повышающая степень устойчивости компании.

Современные западные экономисты Р. Леман, P. M. Кунц, Т. Коно, Ж. Луивиль, Ш. Херманн в ходе дальнейших исследований по проблеме, изучили вопросы взаимосвязи диверсификации и степени рентабельности хозяйственной деятельности компаний, причины перехода к стратегии диверсификации, выявили принципиальные позиции банков по отношению к диверсифицированным компаниям, проанализировали факторы успеха таких компаний [17. с.61].

В «Большом экономическом словаре» [14. с.45] диверсификация определяется как:

а) распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него;

б) разнообразие, разностороннее развитие.

В «Словаре-справочнике для деловых людей» диверсификация рассматривается как «вложение капитала в различные виды ценных бумаг и компании, работающие в различных областях [36. с.43].

По мнению составителей сборника «Термины и понятия рыночной экономики», диверсификация есть» вид стратегии маркетинга, направленный на расширение числа деятельности предприятий на рынках новых товаров, производство которых не связано с основной специализацией, проникновение в другие сферы производства» [10. с.67].

Одновременно они полагают, что суть диверсификации состоит в одновременном развитии многих, не связанных друг с другом видов производства, расширении ассортимента производственных изделий.

Аналогичное суждение высказывают и другие исследователи [33. с.14]. Как отмечают Е. Дихтль и Х. Хершген, в результате диверсификации предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. По их мнению, под «диверсификацией понимается включение в производственную программу продуктов, которые не имеют прямой непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия» [35. с.39].

В учебнике «Экономика предприятия» [15. с.32] диверсификация определяется как переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Интересным представляется точка зрения, согласно которой диверсификация рассматривается как стратегия, направленная на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами. Анализ приведенных определений показывает, что в одних из них отражается лишь цель диверсификации (снижение риска, потерь дохода или капитала), а в других — отдельные средства достижения этой цели (вложение капитала в различные виды ценных бумаг и компании, работающие в различных областях, расширение сфер деятельности на рынках новых товаров, проникновение в другие сферы производства и т.д.) Кроме того, ни одно из рассматриваемых определений не характеризует диверсификацию как реально протекающий рыночный процесс, действующий в заводской практике в общей системе производственного предпринимательства.

В современной экономической науке в работах Л. Заико, А. Тура, А. Морозовой, А. Тарасова, А. Шимова, А. Головачева, Б. Усоского, А. Контуненко, Л. Золотникова вопросы диверсификации производства рассматриваются, в основном, в контексте проблем макроэкономической стабилизации экономики. Их работы затрагивают проблему только в части целесообразности воссоздания диверсифицированной индустрии, расширения географий экспорта и его товарной перестройки, реструктурирования экономики для достижения самостоятельности [17. с.44].

Учитывая все мнения, нами предлагается следующее определение диверсификации. Диверсификация — одно из направлений экономической стратегии производственного предпринимательства, направленное на расширение сферы деятельности предприятия путем выпуска новых товаров или услуг, производство которых не связано с основной специализацией, на тех же производственных площадях, с использованием имеющегося оборудования и с тем же перечнем основных материалов за счет реализации внутрипроизводственных резервов. Основным содержанием этой стратегии являются научные, организационно-технические и коммерческие мероприятия по внедрению новых направлений производства товаров и услуг.

Как уже отмечалось выше проблема перехода к диверсификации ранее и фактически до сих пор не находила отражения ни в отечественной экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться.

Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.

В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка. Безусловно, применимо далеко не все. Можно проследить основные этапы в развитии процесса диверсификации за рубежом.

Период диверсификации производства и активного расширения компании в Европе и особенно в США относится к 60-70-м гг. При этом широко использовалась стратегия слияний и поглощений. Теоретически эти процессы обосновывались именно как проявление преимуществ крупномасштабного производства, синергического эффекта. Термин «синергия» был введен И. Ансоффом [17. с.234] для обозначения стратегических преимуществ, возникающих при объединении двух или большего числа предприятий в одних руках и связанных со снижением долгосрочных средних издержек производства.

В период общего структурного кризиса конца 70-х — начала 80-х гг. многие крупные концерны и конгломераты оказались особенно подверженными негативным тенденциям и понесли значительные убытки. Политика слияний и широкомасштабной диверсификации начала давать трещину. Действительно, избыточность и бесконтрольность любого метода, как показывает практика, является пагубной. Избыточное увлечение диверсификацией, сопровождающееся неоправданной ломкой сложившихся структур и методов управления на предприятиях и снижением общего уровня квалификации управленческого персонала, оказалось в той же мере опасным, как и чрезмерная специализация. Все это дало повод многим экономистам не только подвергнуть жесткой критике вышеназванную политику слияний и поглощений, но и вообще поставить под сомнение возможность выработки научно обоснованной стратегии в этой области. Предпринятые шаги по разрешению кризисной ситуации дали импульс к развитию ситуационных подходов и концепции организационной культуры, трактующих методы управления в значительной мере как искусство, как нечто, достижимое только через опыт, методом проб и ошибок.

Постепенно жесткая критика стала ослабевать и сменилась более взвешенным подходом к концу 80-х гг. Многие западные компании, располагающие большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса, испытывают ограничения возможностей дальнейшего увеличения своей рыночной доли. Диверсификация представляется им наиболее подходящим путем для инвестиций капиталов и уменьшения степени риска. Те же вопросы выживаемости, повышения устойчивости компании в нестабильных условиях, уменьшения степени риска играют важнейшую роль и для российских предприятий на современном этапе. Почему возникла необходимость в таком сложном процессе, как диверсификация, и каковы ее причины? Идеальным вариантом деятельности любой фирмы, как известно, является предупреждение возможных неудач и потерь производительности, которые можно получить из различных прогнозов компании, касающихся именно этих показателей. Необходимость диверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого и возможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут в результате деятельности компании. Для менее успешных компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия на будущее, первым признаком такого разрыва показателей производительности зачастую являются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности.

В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы. И. Ансофф считает [17. с.245], что основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности. Основная причина диверсификации — убеждение (или обоснованное предположение), что перспективы существующего вида деятельности таковы, что в будущем компания сможет достигнуть желаемого уровня производительности. В конкурентоспособном обществе основной критерий уровня производительности может быть выражен следующими показателями: объемом роста продаж, выручки и дохода на инвестиции.

Среди теоретических причин диверсификации, очевидно, можно выделить следующие:

  • Выживаемость — меры по противодействию неблагоприятному рыночному, производственному или материальному воздействию;
  • Стабильность — задействование производственного баланса в циклическом производстве;
  • Производственная утилизация ресурсов;
  • Адаптация к изменению потребностей покупателя;
  • Рост.

Таковы многообразные причины диверсификации, но все они вызваны одним — повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.

Существуют критерии диверсификации. Установление подобных критериев рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля.

Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании.

Диверсификация видов деятельности тесно связана с диверсификацией структуры выпуска, т.к. касается освоения новых видов продукции, связанных с внедрением новых технологий и созданием новых подразделений (новых цехов).

Существуют три вида диверсификации производства:

  • Концентрическая диверсификация — пополнение номенклатуры предприятия продукцией, которая является похожей на уже существующую. Как правило, эта продукция привлекает внимание новых потребителей;
  • Горизонтальная диверсификация — пополнение ассортимента продукцией, которая не связана с выпускаемой в данное время на предприятии, но может вызывать интерес существующих потребителей;
  • Конгломератная диверсификация — пополнение ассортимента продукцией, не имеющей никакого отношения ни к применяемой на предприятии технологии, ни к нынешним товарам и рынкам.

Следует отметить, что предприятия классифицируются по степени диверсификации (по доле однотипной продукции в общем объеме продаж) следующим образом: если на один вид продукции предприятия приходится более 75% общего объема продаж, то предприятие классифицируется как специализированное; если менее 75% — то, как диверсифицированное [23. с.61].

Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных методов.

Адаптация. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.

Экспансия (расширение). Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Поглощение. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и на вновь образовавшуюся компанию.

Слияние. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.

Присоединение. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как непосредственное участие либо как контроль над другой компанией, но тем не менее присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура.

Инвестиции. Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру, гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию.

Содействие. Оказание поддержки поставщику или покупателю в изменении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в производственной сфере можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор.

Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты.

Создание экономического механизма диверсификации — закономерный результат развития объективного экономического процесса.

По моему мнению, механизм диверсификации производства представляет собой систему воздействия на него институциональных образований’ с помощью организационно-экономических и финансово-экономических инструментов в целях расширения номенклатуры производимой продукции, осуществляемого определенными методами (вариантами) на основе определенных принципов.

Диверсификация производства и механизм ее осуществления имеют свою историю и предпосылки возникновения и развития. Важное значение для управления процессом диверсификации производства имеет выбор стратегии диверсификации, и принципов ее проведения.

В конце XIX — начале XX веков концентрация производства и капитала происходила, главным образом, в форме горизонтальной интеграции. Под ней принято понимать увеличение доли крупной компании в определенной отрасли, сосредоточение у нее все большего удельного веса отраслевого производства [17. с. 20]. Процесс горизонтальной интеграции в промышленности привел к образованию трестов. Эта форма концентрации сохраняла свою ведущую роль до начала 20-х годов нашего столетия. К этому времени стало очевидным, что тресты, как форма организации бизнеса, плохо приспособлены к изменениям рынка, быстрой смене ассортимента и улучшению качества продукции, появлению новых товаров, межотраслевому переливу капиталов и т.д.

На первый план выдвинулась вертикальная интеграция [17. с.26]. Суть ее заключается в расширении деятельности крупных компаний за счет присоединения предприятий других отраслей, являющиеся поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, а так же сбытовыми фирмами [18. с.153]. Этот процесс привел к образованию концернов. Данная форма концентрации используется и в настоящее время многими фирмами.

Наряду с ней после Второй Мировой войной зародилась и стала распространяться в промышленности новая форма концентрации производства и капитала — диверсификация [17. с.26]. Ее качественное отличие от предшествовавших форм концентрации заключается в том, что в рамках диверсифицированной фирмы отдельные предприятия получают доступ к общему пулу патентов и изобретений, накопленному опыту внедрения новой техники, т.е. связаны общностью техноструктуры [17. с.30]. Тем самым, у предприятий появилась реальная возможность не замыкаться на производстве какого-то одного вида продукции, ввиду ограниченных технологических возможностей, а выпускать широкий круг номенклатуры товаров. Естественно, что такая ситуация сложилась не сразу и имеет свой генезис развития.

Среди экономистов существуют различные взгляды на эволюцию процесса диверсификации производства. Они отличаются друг от друга основаниями, по которым авторы осуществляют ее периодизацию.

Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.

По направленности диверсификации выделяют следующие ее этапы [32. с.105]:

  • этап — производство несложных трудоемких изделий (50-е годы);
  • этап — создание социальной инфраструктуры (60-е годы);
  • этап — диверсификации в наукоемкие отрасли (70-е годы);
  • этап — внедрение в высокотехнологичные отрасли (80-е годы и по настоящее время).

1.2. Диверсификация производства как направление повышения финансовой устойчивости предприятия

Одним из способов успешного выживания хозяйственных систем в конкурентной среде и наращивания ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Сейчас многие хозяйственные системы успешно диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка. Приведем основные определения диверсификации, а также ее видов.

Диверсификация (от лат. diversificatio — изменение, разнообразие) — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). Следовательно, диверсификацию деятельности хозяйственной системы в данном контексте можно рассматривать как одну из форм реализации инноваций и инвестиций. Хозяйственная система определяет для себя возможный спектр приемлемых по тем или иным критериям инноваций и диверсифицирует свою деятельность на базе этих инноваций, т.е. вкладывает денежные средства (осуществляет инвестиции) в те или иные передовые разработки, технологии и т.д.

Диверсификация — инвестирование в различные ценные бумаги или вклад финансов в различные производства с целью уменьшения среднего коммерческого риска, либо маркетинговая стратегия, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках новых продуктов, не связанных с основным производством фирмы.

Диверсификация — расширение диапазона экономической деятельности, связанное с проникновением предприятия в другие новые отрасли производства, зачастую, технологически не связанные с основной специализацией этого производства.

Виды диверсификации зависят от способов ее осуществления. Диверсификация может осуществляться путем создания другой отрасли нового производства. В этом случае имеет место реализация инноваций и инвестиций. Можно классифицировать этот тип диверсификации как инновационный. Чаще, однако, приобретаются уже существующие предприятия посредством покупки их акций. На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты — крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В первом случае имеет место концентрическая (связанная) диверсификация — пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения сбыта. Во втором случае имеет место конгломератная (несвязанная) диверсификация — пополнение ассортимента продукции изделиями принципиально нового класса. В состав концернов и конгломератов могут входить различные промышленные и торговые фирмы, научно-исследовательские учреждения, банки, страховые общества и т.д.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Диверсификация производства — одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства либо расширение ассортимента производимых товаров. Развитие процессов диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.

Выделяют диверсификацию продукции — как производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющего интересы потребителей, однако приводящего в большинстве случаев к удорожанию продукции.

Итак, существует большое количество определений понятия диверсификация, но все они имеют единую целевую ориентацию — приобретение дополнительной экономической устойчивости и устойчивого экономического развития. В связи с этим выделяют следующие предпосылки диверсификации хозяйственных систем:

  • неравномерное развитие отраслей экономики;
  • падение нормы прибыли в традиционном производстве;
  • развитие научно-технического прогресса.

На мой взгляд, данная классификация мотивов неисчерпывающая и может быть дополнена такими мотивами, как стремление завоевать большую долю рынка собственного товара (связанная диверсификация), завоевание других рынков (несвязанная диверсификация), обретение большей экономической устойчивости, устранение конкуренции, приобретение большей конкурентоспособности.

Конкуренция на мировых товарных, финансовых рынках, рынках услуг достигает очень высоких показателей. Как только появляется свободная ниша, способная принести хоть какую-нибудь прибыль, она немедленно заполняется конкурирующими экономическими субъектами. В результате такой конкуренции многие погибают либо уходят в другую отрасль. Однако неизбежно этот процесс повторяется вновь. Новые кампании «атакуют» эту нишу, стремясь занять там доминирующее положение. Именно в такие периоды диверсификация деятельности хозяйственной системы может послужить средством, помогающим устоять в конкурентной борьбе. Если в основном виде деятельности из-за большой конкуренции в данный момент объем получаемой прибыли снижается, то хозяйственная система может выровнять ситуацию, направив финансовые потоки из вспомогательных видов деятельности в основной, поддерживая тем самым его необходимый уровень ликвидности и рентабельности, удерживая рыночную долю в данной нише. Конечно, встает вопрос: к какому виду диверсификации следует прибегать хозяйственной системе, чтобы успешно конкурировать на рынке?

Деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, зависящих от много численных факторов. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными. Но не только выводы могут оказаться неверными, но и под вопросом может стоять дальнейшая деятельность организации. В частности, если познакомиться со статистикой по числу обанкротившихся предприятий, можно понять, насколько правильно ведут свой бизнес те или иные предприятия. Очень важно сказать и про то, что те организации, которые просчитывают почти все свои шаги, имеют довольно неплохие результаты. Этот факт можно наблюдать по темпам роста производства.

Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменения почти или совсем не подвластно воле предприятия. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой устойчивостью, осуществляя комплексный поиск резервной в целях повышения эффективности производства. Рассмотрим сначала внутренние факторы. Успех или неудача во многом зависят от выбора состава и структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг. При этом важно не только правильно решить, что производить, но и безошибочно определить, как производить, т.е. по какой технологии и по какой модели организации и управления действовать. От ответа на эти «что?» и «как?» зависят издержки производства.

Для устойчивости предприятия очень важна не только общая величина затрат но и соотношение между постоянными и переменными издержками.

Для развития в такой системе как среда, необходимо стать ее элементом, влиться в процесс и технологию ее существования и развития, обрасти связями, быть гибкой модульной организацией, способной преодолевать угрозы и разделять риски и поэтому можно выделить еще один фактор, оказывающий влияние на финансовую устойчивость — диверсификация деятельности.

Можно отметить, что диверсификация выгодна как малым, так и крупным предприятиям. Она позволяет:

  • наращивать объемы производства, полнее удовлетворять спрос, делать экономику более эффективной;
  • повышать производительность труда совокупной рабочей силы;
  • улучшать производственное использование ресурсов предприятия, повышать концентрацию производства;
  • снижать риски узкоспециализированного производства и инвестиций за счет умножения их направлений;
  • повышать финансовую результативность работы, предотвращать банкротство, повышать рентабельность предприятий;
  • стабилизовать финансовое положение субъектов рынка за счет увеличения объемов реализации, внедрения новых товаров.

Другим важным фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции (оказываемых услуг) и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Устойчивость предприятия и потенциальная эффективность бизнеса во многом зависят от качества управления текущими активами от того, сколько задействовано оборотных средств и каких именно, какова величина запасов и активов в денежной форме, и т.д. Следует помнить, что если предприятие уменьшает запасы и ликвидные средства, то оно может пустить больше капитала в оборот и, следовательно, получить больше прибыли. Но одновременно возрастает риск неплатежеспособности предприятия и остановки производства из-за недостаточности запасов. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах предприятием лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.

Следующим значительным внутренним фактором финансовой устойчивости является состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у предприятия собственных финансовых ресурсов, прежде всего прибыли, тем спокойнее оно может себя чувствовать. При этом важна не только общая масса прибыли, но и структура ее распределения, и особенно — та доля, которая направляется на развитие производства отсюда оценка политики распределения и использования прибыли выдвигается на первый план в ходе анализа финансовой устойчивости предприятия. В частности, исключительно важно проанализировать использование прибыли в двух направлениях:

Во-первых, для финансовой текущей деятельности — на формирование оборотных средств, укрепление платежеспособности, усиление ликвидности и т.д.;

Во-вторых, для инвестирования в капитальные затраты и ценные бумаги.

Большое влияние на финансовую устойчивость предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности; однако возрастает и финансовый риск — способно ли будет предприятие своевременно расплачиваться со своими кредиторами? И здесь большую роль призваны играть резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, с точки зрения влияния на финансовую устойчивость предприятия определяющими внутренними факторами являются:

  • отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;
  • структура выпускаемой продукции, ее доля в общем платежеспособном спросе;
  • размер оплаченного уставного капитала;
  • величина и структура издержек их динамика по сравнению с денежными доходами;
  • состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

Степень их интегрального влияния на финансовую устойчивость зависит не только от соотношения самих вышеназванных факторов, но и от той стадии жизненного цикла, на которой в анализируемое время находится предприятие, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что значительная часть неудач предприятия может быть связано именно с неопытностью или некомпетентностью управленцев, с их неумением учитывать изменение внутренней и внешней среды.

Имеется мало оснований утверждать о наличии систематической связи между стратегией диверсификации и финансовым успехом предприятия. Однако разумно проведенная диверсификация деятельности может быть предпосылкой повышения эффективности отдельных подразделений. Например если затраты в рамках какой-либо отрасли являются по своей природе в основном постоянными, то их разбивка по разным участкам с большими объемами продаж ведет к значительному снижению удельных издержек.

Условием повышения эффективности при диверсификации является наличие перспективных, представляющих стратегический интерес, ключевых компетенций.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!