Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Пожары в Муниципальных учреждениях культуры в настоящее время не редкость. Причинами этого могут быть как недобросовестное отношение руководства и ответственных лиц, которые сэкономили на замене аппаратуры и оборудования, продолжая использовать те, что не отвечают требованиям пожарной безопасности, так и вина персонала, не соблюдавшего правила пожарной безопасности. Также причиной может послужить нарушение противопожарных норм и правил при планировке здания.
Государством для обеспечения пожарной безопасности разработаны нормативно-правовые документы, гласящие, что пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно-техническими мероприятиями на всех этапах строительства. Важно еще на этапах проектирования здания соблюсти все правила и нормы пожарной безопасности, чтобы минимизировать случаи возникновения пожара, который может привести к большим материальным потерям, а также к травмам и гибели людей.
Во многом тушение пожара зависит от правильной расстановки сил и средств, позволяющей значительно сократить время, используемое на ликвидацию пожара. Для расчета главными показателями являются параметры тушения пожара, сложность возгорания, общая площадь, характеристики объекта и иные факторы.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный дом культуры» г. Кукмор является местом скопления большого количества людей разных возрастов. К тому же учреждение культуры разделено на несколько функциональных зон (кабинеты, залы для занятий, сцена, костюмерная). Также стоит учитывать то, что с развитием строительного рынка и появление на нем все больше модификаций различных строительных материалов, которые используются в строительстве зданий, существенно усложняет процесс тушения пожара. РДК в данном случае не является исключением, так как было реконструировано в 2011 г, с использованием новейших строительных материалов для облицовки фасадов, покрытия кровли и капитального ремонта здания. В случае возникновения пожара в РДК, может быть причинен большой материальный ущерб, а в ряде случаев травмы и гибель людей. Расчет сил и средств для локализации и ликвидации пожара для МБУ «Районный дом культуры» г. Кукмор позволит в кратчайший срок ликвидировать пожар, а значит, значительно уменьшить материальный ущерб и предотвратить травмы и гибель людей.
Целью выпускной квалификационной работы является: произвести расчет сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации пожара МБУ «Районный дом культуры» г. Кукмор
Задачи ВКР:
— Проанализировать нормативно-правовую базу в области пожарной безопасности объекта;
— Изучить характеристику объекта;
— Определить возможную обстановку на пожаре к моменту прибытия первых подразделений;
— Рассчитать силы и средства для тушения пожара;
— Составить схемы расстановки сил и средств необходимых для локализации и ликвидации пожара МБУ «Районный дом культуры» г. Кукмор.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
МЧС России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ППБ — Правила пожарной безопасности;
НПБ — Нормы пожарной безопасности;
ФЗ — Федеральный закон;
ПЧ — Пожарная часть;
ПГ — Пожарный гидрант;
ПК — Пожарный кран;
КПП – Контрольно-пропускной пункт;
НКПП – Начальник контрольно-пропускного пункта;
АЦ — Автомобильная цистерна;
ПСА — Пожарно-спасательный автомобиль;
ГДЗС — Газодымозащитная служба;
СИЗОД — Средство индивидуальной защиты органов дыхания;
РТП — Руководитель тушения пожара;
НТ — Начальник тыла;
НШ — Начальник штаба;
НБУ — Начальник боевого участка;
ДАСВ — дыхательный аппарат на сжатом воздухе;
ТБ — Техника безопасности;
ОТ — охрана труда;
БУ — боевой участок;
ЦППС — Центральная приемо-передающая станция;
МБУ — Муниципальное бюджетное учреждение
РДК – Районный дом культуры;
НПА – Нормативно-правовые акты;
ВППБ – Ведомственные правила пожарной безопасности;
АХОВ – Аварийно химические опасные вещества;
ЛВЖ – Легковоспламеняющиеся жидкости;
ПВ – пожарный водоем
ДПК – Добровольная пожарная команда;
ПНС – Пенно-насосная станция;
ОПТКП – Опорный пункт тушения крупных пожаров;
ДДС – Дежурная диспетчерская служба;
УТП – Участок пожаротушения;
НУТП – Начальник участка пожаротушения;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Обеспечение пожарной безопасности в РФ
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Основу законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности составляют федеральные законы ФЗ № 69 от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», ФЗ № 123 от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и ФЗ № 390 «O безопасности» от 28 декабря 2010 г.
Федеральный закон. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г:
Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
а) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
б) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
в) разработке технической документации на объекты защиты.
В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.
Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Данные НПА являются основными документами, устанавливающими требования к ПБ, основные принципы и содержание деятельности в области ПБ. Основной целью, выделенной в данных НПА является защита жизни, здоровья и имущества населения РФ.
1.2 Пожарная безопасность МБУ
По мимо основных НПА, раскрытых в предыдущей главе, как и для любого другого ведомства, для учреждений культуры имеются свои правила ПБ. Правила ПБ для учреждений культуры регламентируются ВППБ 13-01-94 «Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации,» которые введены в действие Приказом Минкультуры РФ № 736 от 01.11.1994.
Настоящие правила разработаны в соответствии с «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», введенными в действие 1 января 1994 г. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 576 от 14 декабря 1993 г., и являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, выставок, картинных галерей, памятников истории и зодчества, учебных заведений отрасли культуры, независимо от форм собственности.
Согласно пункту 1.6 настоящих Правил, ответственность за пожарную безопасность учреждения культуры приказом по учреждению возлагается на одного из руководителей.
Пункт 1.11 настоящих Правил гласит, что со всеми работниками учреждения культуры не реже одного раза в год должен проводиться повторный противопожарный инструктаж.
Инструктируемые, согласно пункту 1.12 настоящих Правил, должны ознакомиться:
— с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предупреждения;
— с участками, наиболее опасными в пожарном отношении, в которых запрещается курить, применять открытый огонь и необходимо соблюдать другие меры предосторожности;
— с практическими действиями в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, использование первичных средств пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей).
Основные требования ПБ. Согласно пункту 2.1.6 настоящих Правил, во всех учреждениях культуры запрещается:
— разводить на территории объекта костры, сжигать производственные отходы и мусор;
— загромождать входы на чердаки, проходы и другие пути эвакуации людей;
— держать открытыми входы на чердаки и в подвалы;
— оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники;
— пользоваться различными электронагревательными приборами в местах, не согласованных с органами Государственного пожарного надзора;
— производить всякого рода перепланировку помещений и возведение строений без согласования с органами Государственного пожарного надзора;
— курение на сцене, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т.п.), дуговых прожекторов, а также производство выстрелов, фейерверков и огневых эффектов;
Пути эвакуации. Согласно пункту 3.1.1 настоящих Правил, все учреждения культуры должны быть обеспечены необходимым количеством эвакуационных выходов, в соответствии с установленными нормами для этих зданий. Из зрительного, экспозиционного и выставочного залов, а также яруса или балкона во всех случаях должно быть не менее двух выходов. Количество и ширина выходов должны соответствовать расчету безопасной эвакуации людей.
Электроустановки. Согласно пункту 4.1. настоящих Правил, силовое и осветительное электрооборудование, электропроводка и электроустановка учреждений культуры должны выполняться и эксплуатироваться в строгом соответствии с Правилами устройства электроустановок и Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Специальные требования ПБ. Согласно настоящим правилам, эксплуатация здания допускается только при наличии разрешения органов Государственного пожарного надзора.
Меры пожарной безопасности при устройстве новогодних елок. Название главы говорит само за себя, в данной главе описаны правила ПБ при установке новогодних елок и определены ответственные лица. Также глава устанавливает основные запреты при оформлении елки, такие как:
— использование для украшения целлулоидных и других легковоспламеняющиеся игрушек и украшений;
— применение свечей для иллюминации елки;
— обкладка подставки и украшение веток ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом;
— осыпание елки бертолетовой солью и организация световых эффектов с применением химических и других веществ, бенгальских огней и хлопушек, могущих вызвать загорание.
Средства пожаротушения и сигнализации. В данной главе говориться, что все учреждения культуры должны быть обеспечены средствами извещения о пожаре. У телефонных аппаратов должны быть вывешены номера телефонов ближайших пожарных частей и сделаны краткие надписи о способах вызова пожарной помощи.
В отдельных случаях, в зависимости от важности и пожарной опасности объекта, должна устанавливаться прямая телефонная связь учреждения культуры с городской пожарной охраной.
Так же говорится, что места с массовым пребыванием людей, а также помещения с большим количеством материальных ценностей должны оборудоваться автоматическими системами извещения о пожаре, а в музеях и библиотеках должны устанавливаться дымовые извещатели.
Склады декораций должны оборудоваться спринклерными или дренчерными установками. В неотапливаемых зданиях складов должна устраиваться воздушная спринклерная система и сухотрубы с пожарными кранами, рукавами и стволами.
Сеть внутреннего противопожарного водопровода должна быть только кольцевой. Если городской водопровод не обеспечивает подачи расчетного количества воды и необходимого напора у пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, то должны устанавливаться насосы-повысители.
Противопожарное оборудование, средства извещения о пожаре и пожаротушения должны постоянно содержаться в исправном состоянии и боевой готовности. Использование их не по прямому назначению категорически запрещается.
Порядок действий при пожаре. Согласно пунку 10.1 Правил, каждый работник учреждения культуры при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан:
— немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);
— принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
Также в данной главе описан порядок действий для руководителя учреждения (другого должностного лица), прибывшего к месту пожара.
Согласно пункту 10.3. По прибытии пожарного подразделения руководитель предприятия (или лицо, его заменяющее) обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовать привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 « Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации »
Настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, здания, сооружений, помещений организации и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В главе VI. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения говориться следующие правила:
В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи на путь эвакуации или к эвакуационному выходу.
В зрительных залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не проводиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
Руководитель организации обеспечивает обработку деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия.
Запрещается размещать в пределах сценической коробки зрелищных учреждений одновременно декорации и сценическое оборудование для более чем 2 спектаклей.
Запрещается хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвальных и технических этажах под зрительными залами.
Вокруг планшета сцены при оформлении постановок обеспечивается свободный круговой проход шириной не менее 1 метра.
По окончании спектакля все декорации и бутафория разбираются и убираются со сцены в складские помещения.
Запрещается проводить огневые работы в здании или сооружении во время проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
Для обеспечения безопасности людей при проведении спортивных и других массовых мероприятий принимаются меры по тушению фальшфейеров с применением огнетушителей для пожаров класса D в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, а также покрывал для изоляции очага возгорания и других средств, обеспечивающих тушение таких изделий и горящей на человеке одежды.
На планшет сцены наносится красная линия, указывающая границу опускания противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.
По окончании спектакля (репетиции) необходимо опустить противопожарный занавес. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки).
Руководитель организации обеспечивает проведение работ по утеплению клапанов дымовых люков в покрытии сцены на зимний период и проведение их проверок на работоспособность (не реже 1 раза в 10 дней).
Руководитель организации обеспечивает информирование зрителей о мерах пожарной безопасности путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах видеосюжетов о порядке их действий в случае возникновения пожара (срабатывания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, команды персонала), направлениях эвакуационных путей и выходов, правилах пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара и первичными средствами пожаротушения.
В период проведения мероприятия запрещается закрывать входные двери и двери эвакуационных выходов на ключ.
Так же, в главе XXIV, данного документа говорится о правилах применения сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов в здании с массовым пребыванием людей, следующее:
В зданиях и сооружениях допускается применение пиротехнических изделий не выше II класса опасности по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий».
Применяемое оборудование должно эксплуатироваться в строгом соответствии с инструкцией (паспортом на оборудование) предприятия-изготовителя.
При проведении мероприятий, а также в период подготовки и монтажа (демонтажа) оборудования специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов должно быть организовано не менее 2 пожарных постов для визуального контроля за работой сценических эффектов.
Каждый из таких постов обеспечивается 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 4А, а также покрывалом для изоляции очага возгорания.
На период подготовки и проведения мероприятия с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов приказом руководителя назначается ответственное лицо, контролирующее монтаж, демонтаж и процесс эксплуатации указанного оборудования и изделий.
Согласно пункту 455, запрещается:
а) применение специальных сценических эффектов при нахождении в опасном радиусе людей;
б) применение специальных сценических эффектов и (или) пиротехнических изделий в зданиях и сооружениях IV, V степени огнестойкости;
в) применение неисправного и поврежденного оборудования для создания специальных сценических эффектов;
г) складирование и хранение пиротехнических изделий, а также баллонов с горючими газами на объекте и на прилегающей к объекту территории (за исключением процедуры подготовки и применения на мероприятии).
Не допускается использование декораций, выполненных из горючих материалов, без огнезащитной обработки.
Закрытые пространства под сценическими конструкциями (помосты, подиумы и др.) должны быть защищены автоматической пожарной сигнализацией с обеспечением информационной совместимости с общей системой автоматической противопожарной защиты объекта.
Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров.
Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.
В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара и карточки тушения пожара
ПТП и КТП предназначены для:
-определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;
-обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;
-повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;
-информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.
ПТП разрабатываются на различные организации, в том числе:
Культурно-зрелищные сооружения:
киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;
дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.
2.ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1.Общие сведения об объекте
Здание районного дома культуры (РДК) Управления культуры Исполнительного комитета Кукморского муниципального района расположено в г. Кукмор по ул. Ленина, 38 в двухэтажном здании 3-степени огнестойкости. Геометрические размеры здания 60мх30 м. Общая площадь здания 2089 кв.м. Маршрут следования: ул. Ленина, 32 – ул.Ленина, 38.
2.2. Характеристика здания
Здание обеспечено водопроводом, канализацией, электричеством и центральным отоплением от групповой (квартальной) котельной. Здание имеет проводную телефонную связь, не газифицировано. На первом этаже расположены сцена и зрительный зал на 400 посадочных мест, а так же тамбур, холл, гардеробная, коридоры, служебные кабинеты, подсобные помещения, санузлы и душевая.
Вход на второй этаж осуществляется через лестничные клетки расположенные с восточной и южной сторон здания. На втором этаже здания расположено фойе, коридоры, зал хореографии, служебные помещения и кабинеты, а так же санузел. Здание имеет подвальные помещения, спуск и вход в которые осуществляется снаружи здания через лестничные клетки.
Стены и колонны здания кирпичные, перегородки кирпичные и гипсокартонные, между этажные и чердачное перекрытия деревянные, полы бетонные, плиточные и дощатые, оконное проемы пластиковые, дверные проемы филенчатые деревянные, крыша металлическая из профилированной листовой стали по деревянной обрешетке. Внутренняя отделка стен и перегородок оштукатурены и окрашены. Стены помещений на высоте 1,5 м от пола обиты ДВП, покрыты лаком. Все сгораемые конструкции здания обработаны огнезащитными составами.
Несущие конструкции чердака деревянные, покрытие из кровельного железа по деревянной обрешетке. Деревянные конструкции чердака обработаны огнезащитными составами.
По классу функциональной пожарной опасности, относится к классу Ф2 (подкласс Ф2.1)
Электроснабжение: Электроснабжение осуществляется от трансформаторной подстанции, расположенной с восточной стороны, т.е. со стороны пожарных водоёмов. Напряжение в сети – 220/380 В.
На каждом этаже здания имеются внутренние электрощиты. Расположение электрощитов указано на поэтажных схемах.
Отопление здания центральное водяное от квартальной котельной.
Система принудительной приточно-вытяжной вентиляции в здании отсутствует. Воздухообмен в здании осуществляется естественным образом через вентиляционные каналы, устроенные в стенах и перегородках ,а также через оконные проемы.
Пожарная сигнализация и связь: Объект оборудован проводной телефонной связью со стационарными телефонами.
Объект оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации, для обнаружения пожара в помещениях здания установлены дымовые пожарные извещатели. Сигнал о пожаре направляется напрямую на пульт охраны объекта.
Объект оборудован системой оповещения и эвакуации людей при пожаре.
Объект оборудован наружной камерой видеонаблюдения, установленной на- против фасада здания со стороны улицы Ленина. Видеозаписи хранятся в течении 15 дней. Запись передаётся на экран, расположенный в помещениях охраны.
Автоматические установки пожаротушения на объекте отсутствуют.
Системы дымоудаления: Системы дымоудаления и подпора воздуха в здании отсутствуют.
Страницы 1 2
