1.4. ТРЕБОВАНИЯ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Назначение наглядных средств обучения состоит в том, чтобы, обучение математике сделать чувственным, что в свою очередь определяет выбор методов и форм обучения. При движении от абстрактного к конкретному роль наглядных средств обучения меняется.
Следуя логике процесса усвоения знаний на каждом этапе познавательной деятельности, средства наглядности должны обеспечить естественный и одновременно закономерный переход от восприятия единичного, конкретного, к общему, абстрактному, и от общего, абстрактного к единичному, конкретному. Однако наглядное обучение не должно быть в любой период обучения решающим. В современных условиях значительно ускоряется процесс накопления учащимися конкретных знаний и переход к новым, более сложным, более углубленным процессам познавательной деятельности. А поэтому учителю не следует увлекаться наглядностью обучения, так как это может задержать естественное развитие учащихся.
Наглядное обучение должно обеспечить формирование у учащихся первичных обобщений и установление простых связей. Оно должно способствовать углублению мысли, движению от жизненных наблюдений к сущности изучаемого понятия. От сущности одного порядка к сущности другого, более высокого порядка и т.п. В решении этих задач неоценимую помощь должны оказывать не какой-нибудь один, а различные виды средств обучения, их комплекс.[1, 35-38]
Учителю, использующему те или иные наглядные средства для побуждения учащихся к определенной деятельности, надо ясно представлять, что будет осознанно школьниками в этих пособиях, ибо только то, что будет осознанно, вызовет сознательную, целенаправленную и, следовательно, эффективную деятельность.
Здесь зачастую появляется у многих учителей заблуждение о тождестве восприятия и сознания. Они считают, что если наглядное пособие воспринимается учащимися зрительно, то они и осознают то, ради чего это пособие было им показано. Это не так! В психологии установлен следующий закон сознания:
Актуально осознается лишь то содержание из воспринятого, которое является целью деятельности человека, на что направлены его действия.
Когда ученик производит действия над числами, то он осознает лишь эти действия, а написание самих чисел, которые он, несомненно, тоже воспринимает, им не осознается. А вот когда ему нужно написать какое-то число, то он в этот момент начинает осознавать само это число и процесс написания.
Из этого закона вытекает такое следствие: известно, что внимание младших школьников неустойчиво, они часто отвлекаются, и учителю стоит немало труда удерживать внимание детей на содержание урока. Многие учителя для этого используют яркие, красивые наглядные пособия, на которых нарисованы какие-либо интересные для детей предметы (птички, звери, танки и т.д.) Но при этом не учитываются законы сознания: ведь внимание детей будет направлено на сами нарисованные предметы, а не на их счет. А.Н. Леонтьев резонно заметил, что детям легче считать неинтересные карандаши, палочки или точки, чем интересные птички. [7; 135]
Наиболее эффективной для достижения целей обучения является целенаправленная учебная деятельность учащихся, то есть такая, которая сознательно направлена на решение возникающих в процессе обучения задач:
— усвоить какое-то знание;
— овладеть какими-то умениями;
— научить чему-то.
Поэтому учитель, готовясь к уроку, планируя будущую работу, разрабатывая ее методику, должен каждый раз четко формулировать те задачи, которые следует решить. Важно также, чтобы эти учебные задачи стали известны ученикам, были ими осознанны. На первых парах учитель сам сообщает учащимся не только тему урока, но и те учебные задачи, которые они должны решить. Постепенно надо приучать учащихся к самостоятельному формулированию учебных задач. В средних и старших классах список учебных задач можно разрабатывать на всю тему, и он должен висеть в классе (кабинете). По мере изучения темы проводится взаимопроверка или внешний контроль за решением очередной учебной задачи.
Установив задачи, которые должны быть, решены на предстоящем уроке, учитель определяет, какие действия должны для этого проделать школьники. В соответствии с этими действиями он подбирает необходимые средства наглядности. При этом он учитывает, какую конкретную роль должны выполнять наглядные пособия в решении учебных задач, какие действия вызовут у учащихся эти наглядные пособия, как относятся действия, которые должны выполнить школьники для решения учебных задач?
Если эти действия соответствуют друг другу, то наглядные пособия нужны и полезны; если же такого соответствия нет, то пособия не нужны и даже вредны.
Это и есть основное правило подбора и использования наглядных пособий.
Следует иметь в виду, что функции учебных пособий и средств наглядности в обучении могут быть совершенно разными. В одних случаях наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных наглядных представлений об изучаемых понятиях. В других случаях наглядные пособия используются для того, чтобы учащиеся смогли проделать с ними определенные действия, например, измерения. Пособия могут использоваться и как материальные опоры для усвоения абстрактных понятий (в этой функции обычно выступают чертежи, схемы изучаемого материала и т.д.)
Отметим основные педагогические требования к наглядному математическому материалу как дидактическому средству.
1.Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.
- Наглядный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
- Организуя деятельность детей с наглядным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
- Наглядный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.
- Использование наглядного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.
Наглядность в математике должна содействовать не только обучению, но и воспитанию учеников. Это достигается тем, что тематика картин берется из практики повседневной жизни, из жизни и деятельности школы и детских организаций. Конкретность содержания и точность данных, приводимых в таблицах, диаграммах и других иллюстрациях, содействуют лучшему пониманию современной действительности и связи с жизнью.
Наглядные пособия должны быть дидактически целесообразны, соответствовать программе математики, а также возрасту учеников.
Картины должны быть простыми по содержанию, но оформлены художественно.Следует избегать излишней яркости в окраске пособий, что может отвлекать внимание учеников от математического содержания и утомлять их. Наглядные пособия по математике должны отличаться четкостью и простотой построения, они должны быть удобны для обозрения, ясны для понимания и свободны от всего лишнего, заслоняющего существенно важное.
При изготовлении самодельных наглядных пособий цифровые и текстовые надписи рекомендуется делать черной тушью на белой бумаге, придерживаясь следующих размеров цифр и букв: для младших классов — 4 — 5 см, для старших — 2,5 — 3,5 см, а в начале учебного года для первого класса—примерно 8 см. Расстояние между буквами делают обычно около 1/3, 1/2 их высоты, а толщину штрихов — в 1, 1,4 см.
Правильное оформление наглядных пособий облегчает восприятие и помогает учителю воспитывать у детей внимание и зрительную память.
Цифры и буквы в виде рассыпного шрифта могут быть изготовлены также из резины в мастерской по изготовлению штампов. Пользование сделанными из резины штампами букв, цифр и знаков действий облегчает работу учителя и учеников, так как освобождает их от обводки и раскраски и вызывает повышенный интерес к работе. Готовые штампы могут облегчать труд учителя по художественному оформлению плакатов (решение задач) и дидактического материала.
В виде штампов можно изготовить различные рисунки фруктов (яблоки, груши и вишни), животных и насекомых (птицы, рыбы, бабочки), игрушек, мебели (стол, стул), посуды (чашки, чайник) и др. Пользуясь штампами, можно внести большое разнообразие и оживление в работу по изготовлению пособий.
Тем же целям могут служить «вырезалки».
На полоску бумаги, сложенную в 3 — 5 раз, кладется трафарет и обводится карандашом) а затем вырезается. В результате для каждого ученика можно изготовить для счета несколько однородных предметов в виде вырезок. Наиболее быстро можно вырезать геометрические фигуры (квадраты, треугольники, прямоугольники, ромбы, звездочки и др.).
В настоящее время большинство наглядных пособий носит статический характер. Между тем наглядные пособия должны дать упражнения для рук, глаз и речи. А это требует увеличения числа пособий динамического, подвижного характера и создания математических кинофильмов на темы: «Как люди научились считать», «Метрические меры», «Измерения на местности», «Числа-великаны», «Занимательная математика».
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».
Познавательный интерес, по словам Г.И. Щукиной [9], важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
На формирование познавательного интереса влияют:
— новизна;
— значимость приобретаемых знаний;
— самостоятельная работа;
— общение;
— успех.
Напротив, губительными для интересного обучения выступают однообразие, известность, чрезмерная повторяемость содержания, методической инструментовки, познавательных задач, учебных действий [22, с.68].
По мнению ученого-педагога И.В. Арнольда, большинство задач, наполняющих нынешние школьные учебники математики, губят интерес учащихся. Он назвал их «сухой ватой», которую изо дня в день заставляют жевать детей долгие годы и не все выдерживают это тяжкое испытание. И не только он, многие учителя считают, что фабула нынешних школьных задач должна существенно уйти от мелкой бытовой тематики, желательно, чтобы задача, кроме математического содержания имела бы еще какой-то общеобразовательный познавательный элемент, взятый из жизни.
Условно различают четыре этапа развития и формирования познавательного интереса:
- Любопытство — проявление первоначальной познавательной потребности, элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная внешними обстоятельствами, естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее, привлекающее внимание — неустойчивый ситуативный интерес.
- Любознательность — более высокая стадия интереса, ценное состояние личности, характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, выраженностью эмоций, удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.
- Устойчивый (познавательный) интерес — характеризуется познавательной активностью, избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией (главное место занимают познавательные мотивы), ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
- Теоретический интерес — ученик стремится познать сложные теоретические вопросы и проблемы конкретной науки, использовать имеющиеся знания как инструмент познания.
Указанные стадии не изолированы друг от друга и в реальном учебном процессе встречаются во взаимосвязи, в комплексе.[8, с.112]
Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных. Решение её связано с двумя главными вопросами. Во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи. Во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями и стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания.[20]
Познавательный интерес, как всякий психический процесс, как мотив и даже как направленность личности, как психическое образование, формируется в деятельности. Исходя из этого, Ю.К. Бабанский рекомендует следующие способы формирования и развития познавательного интереса у обучаемых:
— актуальность и новизна содержания обучения;
— раскрытие значимости знаний;
— наглядность;
— занимательность;
— эмоциональность;
— использование сравнения и аналогии;
— эффект парадоксальности, удивления;
— использование произведений искусства и литературы;
— учебные дискуссии;
— познавательные игры;
— применение компьютеров.
Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив, и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.[11]
Анализ всех определений сущности познавательного интереса, как психологического образования, имеющее мотивационное значение, показывает, что непременными являются следующие два обстоятельства:
1) наличие в них потребности;
2) эмоциональное переживание этой потребности.
Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
О роли познавательной активности и познавательного интереса в учебном процессе говорит Г.И. Щукина, и подчеркивает их важность в учебном процессе. В учебном процессе совершенствуется систематическое и последовательное формирование тех личностных образований, которые подводят школьника к активной жизни в учебной деятельности. Ученик проявляет активность, самостоятельность в учении, познавательный интерес способствует этому. Весь комплекс личностных преобразований можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности.
Познавательный интерес в процессе развития характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценностной мотивацией.
Познавательная активность – это ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом следующем возрасте шире, богаче, что оказывает влияние на продуктивность обучения и учения на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес. Он содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. [17]
Г.И.Щукина выделяет следующие показатели познавательного интереса:
— познавательная активность учащихся;
— обращенность их к различной по характеру деятельности (репродуктивной, поисковой, творческой);
— проявления самостоятельности учащихся в учебном процессе;
— углубленность в процессе познания;
— характер эмоциональных проявлений учащихся на уроках.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательный, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Таким образом, в педагогической практике познавательный интерес рассматривают как внешний стимул процессов обучения и воспитания, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении только те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.
Таким образом, можно подчеркнуть то, что познавательный интерес является средством активизации познавательной деятельности школьников. Учебно-познавательная деятельность детей и подростков есть процесс систематического усвоения знаний, умений, навыков и социального опыта, необходимых для активного участия в любой деятельности. И это определение понятия учебно-познавательной деятельности, я думаю, наиболее общее. Автор утверждает, что учение в соответствии со своими задачами должно носить развивающий и воспитывающий характер. Для этого совершенствуется содержание образования, применяются различные приемы и методы работы, способы организации учебного процесса, цель которых сделать ученика активным участником, субъектом обучения. В этом плане большими возможностями обладает коллективная, учебно-познавательная деятельность.[17, с.216]
Развитие познавательного интереса требует длительного воздействия и должно быть предметом влияния педагогического коллектива буквально с первых дней обучения. Воспитание стремится к знаниям, творчеству следует уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса способен внести свою долю воздействия на познавательный облик учащихся. Математика представляет для этого исключительные возможности.
На уроках математики учитель должен обеспечить решение трех основных задач:
- закрепление пройденного материала;
- усвоение новых знаний;
- формирование у школьников навыков пользоваться наглядным материалом.
В то же время стандартная структура урока, состоящая в последовательном решении этих задач, не обеспечивает высокого уровня познавательных способностей учащихся. Развитие познавательных способностей учащихся приходит, как известно, в процессе активной учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности – не только средство развития их творческих способностей, но и одновременно, и обязательное, необходимое условие прочного и осознанного усвоения знаний. [24; 78-79]
Цель наглядного обучения математике – формирование математических понятий в соответствии с особенностями детской психологии, развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Осуществляя принцип наглядности на уроках математики, опираются, с одной стороны, на восприятия учащихся, а с другой — на их представления. В первом случае необходимы наглядные пособия, во втором можно обойтись без наглядных пособий, тогда необходимо активизировать прошлый опыт детей, накопленные ими ранее представления. Например, знакомя детей с треугольником, учитель использует модели различных треугольников, подчеркивающие существенные признаки фигур такой формы (3 угла, 3 вершины, 3 стороны). Вместе с тем учитель предлагает детям вспомнить, какие предметы имеют форму треугольника. Таким образом при обучении математике используют в сочетании непосредственные восприятия и представления учащихся.
Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, абстрактных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.
Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а пространственные формы и количественные отношения действительного мира, поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.
В настоящее время реализация принципа наглядности тесно связывается с внедрением в учебный процесс идей развивающего обучения, формирования личности школьника. Система наглядных пособий достаточно широко развита. Это позволяет сделать доступными наблюдению такие предметы и явления, которые невозможно воспринять в обычных условиях при помощи органов чувств.
До сих пор нет единых научных критериев классификации наглядных средств. Исследователи выделяют разное количество их видов (два и более) и строят свои классификации на различных основаниях.
В педагогической литературе встречается деление наглядных средств на натуральные (реальные предметы) и изобразительные (рисунки, картины, макеты и т.п.) по признаку реальности представленного объекта.
Выделяются натуральные, изобразительные, схематические (или символические), звуконаглядные и словеснообразные средства наглядности (Б.П.Есипов).
По линии возрастания абстракции наглядность подразделяется на естественную, экспериментальную, картинную и картинно-динамическую (или изобразительную), объемную, звуковую, символическую и графическую, внутреннюю или опосредованную (А.Е.Дмитриев, Т.А.Ильина, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др.).
В математике классификация наглядности производится в соответствии с уровнем абстракции каждого ее вида. Согласно такому критерию выделяется 2 типа (образная и необразная) и 8 видов (натуральная, объемная, изобразительная, графическая, условная, схемы, таблицы, формулы (уравнения)) наглядности. Нулевой степенью абстракции характеризуется предметная наглядность, а наивысшей степенью наделяются формулы и уравнения (Э.Г.Мингазов).
С точки зрения использования наглядные пособия делят на демонстрационные (или общеклассные) и индивидуальные. Демонстрационными пользуется сразу весь класс, индивидуальными пользуется каждый ученик в отдельности. Часто демонстрационные и индивидуальные пособия бывают одинаковыми по содержанию и отличаются лишь размерами: модели геометрических фигур, разрезные цифры, чертежные инструменты и др. Важно правильно располагать как демонстрационные, так и индивидуальные пособия, чтобы ими было удобно пользоваться на уроках. Например, цифры хранят в демонстрационных и индивидуальных кассах, модели фигур в конвертах и т. п.
С точки зрения изготовления различают наглядные пособия, изготовленные типографским способом или на фабрике, и самодельные, изготовленные учителем или детьми. Наглядные пособия по математике, изготовленные типографским способом для обучения детей с нарушением интеллекта, практически отсутствуют. В ряде случаев можно использовать пособия, предназначенные для начальной массовой школы, однако их следует адаптировать для данной категории детей.
Самодельные пособия дополняют готовые наглядные пособия. Это различные рисунки и чертежи для составления задач, сборные геометрические фигуры, таблицы, в которых можно заменять цифры и отдельные слова, электрифицированные таблицы умножения и сложения и др.
К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных кусочком пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками (например, пособие для иллюстрации двузначных чисел), ребенок учится уважительно относиться к труду[13].
Самодельные пособия должны быть несложными в изготовлении, должны отвечать требованиям эстетики и нормам школьной гигиены.
В процессе обучения наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения. [3, с. 29]
Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия учителя делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели. Пособие изготавливают таким образом, чтобы служили они не на одном, а на многих уроках в различных вариантах и комбинациях. Чтобы наглядное пособие было более динамичным, используется следующий способ его изготовления: на листе ватмана или картона рисуют красочные фигурки и вырезают. Это дает возможность по-разному использовать их, составлять с ними различные задания. Очень популярны фигурки сказочных героев: Буратино, Незнайки, Чебурашки, Красной Шапочки и т.д.
На уроке математики учителя используют наборное полотно в виде новогодней елки, очень удобное в работе. Делается оно так: рисуют ель на листе ватмана и вырезают, вырезанный рисунок наклеивается на плотный картон так, чтобы приклеенными были только нижние части каждой ветки (эти части заштрихованы), верхние же остаются не приклеенными, образуя своеобразные кармашки, в которые можно вставить изображение елочных украшений (фруктов, овощей и т. д).
Одним из лучших помощников на уроках математики является магнитная доска или фланелеграф. Он удобен, эстетичен, прост в изготовлении. В школьной мастерской либо силами родителей сначала делается основа в виде подрамника (75х50 см.), к которому прибивается лист фанеры или прессованного картона, обтянутого фланелью, лучше голубого или светло-зеленого цвета. Для работы с фланелеграфом готовится множество всяких фигурок: животные, матрешки, листики деревьев, цветы, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д. все это рисуется, а потом вырезается и наклеивается на бархатную бумагу так, чтобы ворсистая поверхность бумаги была на обратной стороне каждой фигурки для лучшего сцепления ее с фланелеграфом. Достаточно приложить фигурку к поверхности фланелеграфа и слегка прижать ее, как она будет хорошо держаться, даже если фланелеграф будет находиться в вертикальном положении. Фигурку можно легко и быстро снять, переместить в другое место: возможности работы с фланелеграфом на уроке не ограниченны. Можно составить из фигур различные иллюстрации, комбинации, используемые в устном счете, решении задач и при выполнении других заданий.
На уроке математики интересно проходит работа с перфокартами, которая помогает младшему школьнику лучше усвоить состав чисел первого десятка, изучить приемы сложения и вычитания. Для этой работы заранее для каждого ученика силами родителей и учащихся необходимо сделать карточки. В верхней части карточки – рисунок с изображением, каких – либо предметов и число, состав которого изучается на уроке. В нижней части, в «окошечках» записаны цифры, входящие в состав данного числа, причем дается только одна составная его часть. Другую должны заполнить учащиеся, наложив карточку из своей кассы цифр на пустое «окошечко». Задания могут быть самыми различными.
Например:
Как по-разному можно разложить 9 орехов в 2 кармана?
Сколько надо доложить до 6 орехов, чтобы их стало 9?
Сколько орехов надо взять у 9, чтобы их стало 5?
7 орехов это 9 без скольких?
9 орехов это 8 и сколько?
Сколько из 9 орехов ты должен отдать товарищу, чтобы у тебя осталось 4? И т.д.
У каждого ученика имеется целый набор таких карточек на состав чисел 2 -10, и младшие школьники очень любят работать с ними.
Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах. В работе с ней ученики выполняют задания: в прорези «окошечек» вставляют карточки с цифрами, соответствующими составу заданного числа.
Каждому учителю известно, как трудно дается ученикам первого класса изучение понятий «условие», «вопрос», «решение», «ответ» при первом знакомстве с задачей и ее составными частями. Чтобы ученики лучше запоминали название компонентов задачи, научились порядку работы с ней, используется пособие в виде домика. Оно состоит из трех отдельных прямоугольников и треугольника, на которых записаны названия составных частей задачи: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Точно такое пособие, но меньше по размеру имеется у каждого ученика. Работа с пособием проводится на фланелеграфе или магнитной доске. Ученики прочитали условие задачи, по заданию учителя нашли прямоугольник со словом «условие» и прикрепили к фланелеграфу. Далее читают вопрос задачи, и появляется новый прямоугольник со словом «вопрос» и т.д. работая над задачей, младшие школьники постепенно «строят» домик и вместе с тем учатся решать задачу. Такая работа для ученика – своеобразная памятка, алгоритм решения задачи.
Эффективность наглядного обучения зависит от правильного выбора средств наглядности и от их правильного применения в процессе обучения. [8, с.74]
Свою работу по обучению младших школьников учителя основывают, прежде всего, на учете психологических особенностей детей данного возраста. Одной из этих особенностей является то, что познавательная деятельность учащихся первого класса удерживает его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес к изучаемому объекту. Так, например, он может быть занят любимой игрой продолжительное время, и для этого не надо специально направлять и удерживать его внимание на том объекте или виде деятельности, которые ему далеко не безразличны, но ему трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной работе. Эта особенность детей данного возраста является одним из серьезных оснований для разработки специальных методов, для отбора таких средств обучения, которые будут активизировать познавательную деятельность младших школьников [16].
- «Незадачливый математик»
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
2 + 6 = 1 8 = 9
— 2 = 8 7 — = 5
9 3 = 6 8 + 1 =
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами (2,8,10,9,+,-) и фигурка медвежонка. Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры и ответы записал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
- «Точно по курсу»
На доске записываются примеры без ответов:
5 – 3 = 7 + 2 = 1 + 5 =
10 – 2 = 4 + 3 = 6 – 3 =
6 + 4 = 9 5 = 10 – 5 =
Внизу на доске под примерами выстраиваются кораблики. На парусе каждого из них записаны цифры (8,2,9,10,7,3,4,6,5), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске, на каждом парусе записан только один из вышеперечисленных ответов.
Изготовить кораблики для этой игры можно быстро и просто: вырезаются два одинаковых четырехугольника в форме лодочки и склеиваются в виде кармашка. В кармашек вставляется карточка с цифрой. Получается кораблик с парусом.
Детям предлагается такая ситуация: в море начался шторм, и корабли сбились с курса, надо им помочь – каждый кораблик провести точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся выходят, берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля.
- «Магазин»
На наборное полотно выставляют рисунок с изображением предметов, которые можно купить в магазине. Вызванный ученик выходит к доске и «покупает» любой предмет, выставляя монетки на наборное полотно. Остальные ребята эту работу выполняют на своих индивидуальных полотнах. Для этой игры необходимо заготовить набор монет большого размера.
- «Проверяем Незнайку»
Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом прикрепляют изображение Незнайки, нарисованного на бумаге (либо выставляет игрушку Незнайка). Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки.
- «Едем в автобусе»
игра проводится с целью закрепления счета в пределах пяти и как физкультминутка на уроке. По предложению учителя дети встают с мест, произносят хором: «Поехали!» — и делают различные движения, подражая автобусу. Дальше учитель объявляет: «Стоп! Остановка! Вошли пассажиры. Взяли билеты». Дети останавливаются, садятся на места и на наборном полотне из монет набирают столько монет, сколько нужно уплатить за проезд. Назначенные учителем «контролеры» проверяют правильность «уплаты за проезд».
- «Что сказало солнышко?»
Для этой игры на листе ватмана рисуется красками большое солнышко с лучами и вырезается. Рисунок прикрепляется к магнитной доске. К одному из верхних лучей прижимается магнитом карточка с числом, из которого надо вычесть или к которому надо прибавить другие числа. Например, это число 10. К каждому нижнему лучу скрепками прикрепляют по 2 кружочка, наложенных один на другой. На верхних кружочках записаны числа, которые надо прибавить или вычесть из 10. на нижних буквы, из которых составляется какое-либо слово поощрительного содержания, например: «молодцы», «спасибо», «отлично» и т.д. Учитель показывает указкой на любое число, которое надо прибавить или вычесть из верхнего числа. Вызванный ученик говорит ответ. Если он верный, учитель снимает кружочек с буквой. Когда будут решены все примеры и откроются все буквы, ребята прочитают, что сказало им солнышко за хорошую работу на уроке.
- «Математическая тучка»
Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки. Тучка прикрепляется к магнитной доске. С помощью. Маленького магнита к тучке прижимается карточка с числом, например 18. под тучкой прикрепляют карточки с числами. По этому пособию можно решать примеры на сложение и вычитание, составлять задачи, закреплять состав любого числа.
Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Оно не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них аккуратность, терпение.
Выбирая наглядные пособия, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно способствовало достижению учебно-воспитательной Цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.
В приложении представлены фрагменты уроков математики в начальной школе с использованием наглядных средств.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф