1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения организации PR-деятельности в библиотеках
1.1 Специфика PR-сопровождения библиотечной деятельности
1.2. Основные направления PR-деятельности библиотек
Глава 2. Практика организации PR-деятельности в библиотеках (на примере МБУК ЦБС УГО)
2.1 Общая характеристика центральной библиотеки МБУК ЦБС УГО
2.2 Реализация направлений PR-деятельности МБУК ЦБС УГО
2.3 Сравнительный анализ библиотек МБУК ЦБС Приморского края (на примере групп «ВКонтакте»)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность выпускной квалификационной работы связана с тем, что сегодня рынок свободного времени является предметом конкуренции различных культурно — досуговых учреждений, в частности — библиотек. Абсолютно любое учреждение, библиотека в том числе, в процессе своей деятельности, так или иначе, связано с окружающим социумом. Этот факт неоспорим, следовательно, всем организациям необходимо развивать внешние контакты, опираясь на определенные группы населения. Для библиотеки в число таких групп могут входить работники законодательных органов и органов управления, реальные и потенциальные читатели или пользователи других библиотечных услуг, сотрудники других библиотек, журналисты.
В формировании положительного имиджа и надежной репутации библиотеки и ее услуг у населения, органов власти, общественных и коммерческих организаций, СМИ, других библиотек важную роль играет деятельность библиотеки в направлении «связей с общественностью» — public relations (PR). Потребитель перестает быть просто пассивным наблюдателем, он все больше и больше принимает участие в деятельности организации, поэтому библиотеки ищут такие формы обслуживания и информирования, при которых потребитель может себя реализовать, помня, что самореализация при этом возможна лишь в атмосфере доверия.
Имидж библиотек сегодня нельзя назвать привлекательным. Существующий стереотип образа библиотеки и библиотекаря говорит о том, что общество видит их консервативными и «закрытыми». Большинство людей не соотносят библиотеку со своей повседневностью, не понимают ее необходимость. Интернет дает возможность получать всю ту же информацию, что и библиотеки, только оперативнее, поэтому важным аспектом для продвижения библиотечных услуг становится их адресность и дифференцированность как показатель особого доверия к определенной целевой аудитории. В связи с этим мы считаем необходимым подчеркнуть роль и возможности PR-технологий для создания обстановки доверия. Так, библиотеки делают основную ставку на узнавание своих услуг через постоянное напоминание о себе, ведь имидж часто оказывает решающее влияние на уровень спроса. Очевидно, что сегодня ни одна организация не может обойтись без PR, и библиотека не исключение.
Объект исследования – РR— деятельность библиотек.
Предмет исследования – PR-сопровождение деятельности Централизованной библиотечной системы Уссурийского городского округа.
Цель исследования – анализ PR деятельности современной библиотеки на примере Централизованной библиотечной системы Уссурийского городского округа.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и роль PR-деятельности библиотеки, как нового направления библиотечной деятельности, активно развивающееся в нашей стране в последние 10-15 лет.
2. Выявить особенности PR-сопровождения библиотечной деятельности.
3. Проанализировать основные направления рекламной деятельности современных библиотек.
4. Охарактеризовать Централизованную библиотечную систему Уссурийского городского округа.
5. Раскрыть сущность и специфику направления PR-деятельности МБУК ЦБС УГО.
6. Провести сравнительный анализ групп библиотек МБУК ЦБС Приморского края в социальной сети ВКонтакте.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в деятельности МБУК ЦБС УГО.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы, включающий 37 источников, и 1 приложение, в котором представлена рекламная продукция МБУК ЦБС УГО.
Глава 1. Теоретические основы изучения организации PR-деятельности в библиотеках
1.1 Специфика PR-сопровождения библиотечной деятельности
Связи с общественностью составляют коммуникационную систему общества, всех его частей и элементов. В большей или меньшей степени все существующие организации нуждаются в применении технологий и инструментов, которые им и предоставляет PR. В современном обществе библиотекам постоянно приходится доказывать свою социальную полезность и напоминать о своих возможностях. Они должны постоянно присутствовать в информационном пространстве, что достигается, в первую очередь, применением имиджевых PR-технологий. Создание и поддержание имиджа социально значимой организации, формирование благоприятных социальных отношений, а также внутреннего «климата» достигается, в том числе, с помощью PR.
Существует множество определений этого явления, так, PR — это:
— коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации [1, 17];
— связи, которые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отношений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществляются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения [2, 9];
— искусство и наука создания делового имиджа (образа) на основе правдивой и оперативной информации [3, 21];
— система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами [4, 53];
— это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности [5, 6].
Все эти определения объединяет общий смысл — направленность на создание и поддержание благоприятных отношений между субъектом PR и его общественностью на основе достоверной информации. Однако в контексте библиотечной деятельности, мы считаем наиболее уместным определение, предложенное Б. Ашервудом, где PR — это «эффективное управление связями между какой-либо организацией и соответствующими группами, основанное на изучении общественного мнения» [6, 4]. Оно показывает, во- первых, направленность PR-деятельности библиотеки и ее коммуникационный характер, во-вторых, взаимосвязь с иными формами библиотечной активности, являющимися эмпирической базой любой PR-кампании. Данные направления способны оценивать эффективность PR-кампании и, при необходимости, корректировать ее.
Ведущими принципами библиотечного PR выступают широта и постоянство информирования целевых аудиторий о деятельности библиотеки и тех возможностях, которые она предоставляет. Задачи PR можно условно разделить на 2 группы:
— информирование читателей о происходящих в библиотеке мероприятиях, выставках, новых поступлениях в фонд;
— оказание влияния на общественное мнение с целью формирования или изменения имиджа библиотеки.
Формирование системы эффективной коммуникации и возможность улучшить имидж библиотеки, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов, становится одной из наиболее приоритетных задач. PR-технологии, выраженные во взаимодействии организации с обществом и различных способах влияния на общественное мнение, помогают учреждениям культуры, в частности библиотекам. Они становятся узнаваемыми и востребованными, поэтому деятельность библиотеки представляет собой комплексное и многократное использование PR-инструментов в рамках единой концепции, общего плана воздействия на мнение и отношения людей, в целях создания и поддержания имиджа и репутации в целом
В статье Т.С. Тараненко «Формирование положительного имиджа библиотеки: PR — технологии и реклама» раскрываются основные цели PR- проекта библиотеки [7, 80]:
• выработка имиджа библиотеки как современного, необходимого обществу, открытого и понятного для граждан, доброжелательного и динамичного учреждения;
• упорядочение информационных сообщений о деятельности библиотеки;
• взаимодействие с органами власти (для создания известности и лоббирования интересов);
• взаимодействие с партнерами (поиск форм сотрудничества);
• поиск дополнительных средств для библиотеки (фандрейзинг);
• изучение общественного мнения, устранение неясностей для многих людей библиотека остается terra incognita, объектом стереотипов и штампов);
• улучшение социально-психологического климата внутри библиотеки, а также выявление мнений сотрудников об организации работы (так называемые внутренние PR), поскольку определить имидж библиотеки можно только посредством соотнесения взглядов «изнутри» и «извне».
Библиотечный PR, в первую очередь, служит средством формирования положительного и доверительного отношения к библиотеке, ее деятельности. Ведь если не выстраивать имидж целенаправленно, то он сформируется спонтанно, а это опасно для деятельности любой организации. Только тщательно спланированная деятельность по сознанию «правильного» образа дает библиотеке возможности повысить свой рейтинг как информационного учреждения.
Имидж — распространенный образ, к которому есть определенное эмоциональное и оценочное отношение [8, 343]. Создание имиджа библиотеки в современных условиях — процесс, необходимый практически любой организации, в особенности занимающейся обслуживание клиентов (пользователей). Имидж библиотек в целом — это синтез общественного мнения, представлений самих библиотекарей об облике своих учреждений и обобщающего образа библиотек в массовом сознании. Имидж, созданный в соответствие со всеми поставленными целями, представляет собой систему характеристик, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики библиотеки или библиотечной системы.
Имидж библиотеки, т.е. ее эмоционально окрашенный образ в сознании аудитории, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам и формируемый путем непосредственного знакомства человека с ее деятельностью и под воздействием СМИ, постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельности сотрудников библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.
PR-деятельность способствует утверждению имиджа с помощью мероприятий, которые и устанавливают коммуникативную связь библиотеки с населением, органами власти, СМИ и другими организациями. PR позволяет сформировать понимание особой роли библиотеки в обществе.
Для грамотной PR-поддержки, которая обеспечит эффективное функционирование организации в рыночной среде и достижение положительного результата в работе по формированию желаемого имиджа, необходимо выстроить четкий алгоритм всей компании. Поскольку создание и сохранение позитивного имиджа подвержено влиянию ряда трудно прогнозируемых и неуправляемых факторов, для минимизации этого влияния необходимо подходить к имиджу как объекту системных управленческих действий. Таким образом, в работе с имиджем библиотеки необходим стратегический подход. Именно он позволяет библиотеке развиваться и добиваться желаемых результатов.
Еще одним важнейшим аспектом в библиотечной PR-деятельности является формирование системы эффективной коммуникации. Все коммуникационные возможности библиотек направляются на формирование ее имиджа. В глазах общества библиотека должна стать не только прочным и перспективным деловым партнером. Заявляя о себе как об учреждении культуры, которое всегда стремится принимать участие в реализации инновационных программ, библиотека создает себе хорошую репутацию и повышает статус. Так библиотека укрепляет свою роль в экономическом и социальном развитии города, района.
С целью повышения внимания к работе библиотеки PR-специалистам необходимо сформировать систему связей, основанных на доверии. Оно выступает главным аспектом в стратегии продвижения культурного продукта. Установление долгосрочных отношений с внешними организациями повышает эффективность работы библиотеки, т.к. взаимосвязь с реальными и потенциальными партнерами позволяет привлекать к реализации библиотечных проектов новые ресурсы — финансовые, информационные, кадровые и т.д.
Система доверия в сфере библиотечного PR строится по 4 направлениям [9, 70]:
• «библиотека — власть»;
• «библиотека — СМИ»;
• «библиотека — бизнес»;
• «библиотека — общество».
Система доверия «библиотека — власть» включает в себя взаимосвязь библиотеки с государственными учреждениями и организациями. Она призвана обеспечить позитивное отношение властных структур федерального и регионального уровня к библиотеке, мотивировать к лоббированию ее интересов. Это могут быть как Министерства культуры региона, которым библиотека непосредственно подчиняется и, которые осуществляют финансирование ее деятельности, так и различные смежные министерства. Библиотеки имеют опыт работы и с такими смежными министерствами как Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство спорта и иными органами исполнительной власти. Так, чтобы заслужить доверие власти, библиотечная деятельность должна быть мотивирована общегородской важностью, т.е. все новые проекты и программы, реализуемы библиотекой, представляются в масштабе города или какого-либо другого поселения.
Форма сотрудничества в системе «библиотека — власть» может носить разный характер: от финансирования министерствами проектов библиотеки до организационной поддержки и участия представителей органов власти в мероприятиях библиотеки. Например, совместная организация библиотекой и Управлением культуры области фестивалей чтения или участие в открытии памятников писателям. Такие массовые мероприятия должны приобретать имиджевый характер.
Система доверия «библиотека — СМИ» это выстраивание позитивных отношений со СМИ, т.е. распространение в целевых СМИ информационных и рекламно-имиджевых материалов, а также организация различных PR- мероприятий для журналистов, т.к. именно они в значительной степени формируют имидж организации. Сотрудничество со СМИ дает библиотеке возможность взаимодействия с массовой аудиторией, ведь использование только традиционных форм работы не позволяет библиотеке такое масштабный сегмент общества как в результате работы СМИ. Именно СМИ являются наиболее эффективным инструментом для продвижения своих идей, создания репутации библиотеки, а также для установления и поддержания связей с различными организациями.
Освещение информации о событиях, происходящих или связанных с библиотекой, в СМИ позволяет вызвать большее доверие, как у реальных, так и у потенциальных потребителей библиотечных услуг. Однако PR-специалисту необходимо учитывать, что эти PR-сообщения, в отличии от оплаченной рекламы, будут ему неподконтрольны, т.к. СМИ интерпретируют его информацию именно так, как нужно им. Но именно от PR-специалиста зависит, будет ли информация о библиотеке рассмотрена к публикации в СМИ — заинтересует ли она журналиста, который в свою очередь захочет ее опубликовать.
Если у библиотеки нет новостей, то ей просто необходимо напомнить о себе. Для этого можно использовать такие формы работы, как оценка направлений деятельности, подведение итогов и т. д. Для СМИ интерес представляет не сам факт библиотечной новости, а его значение для общества, т.е. интерес для целевой аудитории. Так СМИ может продвинуть нужную библиотечную информацию как объективно поданную новость.
Изменить отношение к библиотеке могут правильно составленные прессрелизы. Для этого библиотечное мероприятие преподносится PR — специалистом так, чтобы оно стало той новостью, которую журналист просто не сможет пропустить и, следовательно, опубликует в своем издании. Чем больше публикаций, тем больше вероятность, что библиотека будет замечена и может стать авторитетным источником информации в культурной сфере, а значит, завоюет доверие СМИ. И тогда уже сами журналисты будут обращаться к библиотеке за комментарием о состоянии книжного рынка, сферы культуры, политики в области культуры и даже просто для того, чтобы узнать новости.
Система доверия «библиотека — бизнес» — это развитие взаимоотношений между библиотекой и организациями, коммерческого характера. Построение партнерских отношений с данными организациями — издательствами и другими коммерческими партнерами, оказывающими поддержку библиотеки, является не менее важным, чем предыдущие направления. Это может быть:
— финансовая и иная материальная помощь;
— совместная организация мероприятий.
При правильно выстроенной системе отношений с коммерческими организациями, финансовое положение библиотеки становится наиболее стабильным, поскольку оформление библиотеки, реклама, может частично или полностью оплачиваться из партнерских средств.
Связь библиотеки с потребителями ее услуг, т.е. система «библиотека — общество» заключается в отслеживании всех позитивных и негативных тенденций в среде потенциальных потребителей информации и посетителей библиотеки. Библиотека, в свою очередь, отчасти утратила привлекательность для аудитории, потеряла авторитет у читающего населения. Доверие к организации формируется также через доверие к ее специалистам. Необходимо разрушать стереотипы о скучном и неинтересном библиотекаре, приглашая читателей к участию в мероприятиях. Важно создание имиджа не только библиотеки как учреждения культуры, но ее работников.
Для развития библиотеки очень важны постоянный анализ внешней среды, оценка эффективности тех или иных ее PR-акций. На этом основании специалисты готовят рекомендации по организации проектов, вносят соответствующие коррективы не только в PR-стратегию, но и в политику библиотеки в целом.
Следует отметить корпоративный PR — эффективный инструмент как внутренних, так и внешних коммуникаций организации. Здесь деятельность PR-специалиста направлена, прежде всего, на выпуск корпоративного издания (газеты или журнала), организацию различных корпоративных мероприятий по сплочению коллектива, поощрение корпоративной лояльности, привлечение новых высококвалифицированных специалистов.
Конечно, категорию «доверие» сложно измерить в количественных показателях или определить ее степень. Но работники PR-службы должны приложить все имеющиеся у них силы, чтобы доверие к деятельности их организации стало очевидным и максимальным. Так заметными показателями эффективности PR-деятельности могут выступать [7, 80]:
• рост известности библиотеки среди различных аудиторий;
• изменения в публикациях в СМИ (по уровню и тону);
• изменение положения библиотеки на информационном рынке;
• оживление каналов обратной связи, т. е. увеличение числа запросов, полученных в результате PR-кампании.
PR-специалист библиотеки должен постоянно развиваться в своей деятельности, учитывать опыт самых разных PR-практиков, участвовать в крупных PR-проектах города и, следовательно, становится профессиональнее. PR-специалист — это представитель библиотеки, который комментирует все события в ней, выступает с заявлениями и дает интервью журналистам, работает в рамках различных социальных программ.
Таким образом, вся деятельность PR-специалиста направлена на то, чтобы показать библиотеку как вовлеченное и принимающее активное участвующее в общественной жизни города учреждение культуры, неравнодушное к проблемам его жителей. А все PR-технологии библиотеки должны быть конкурентоспособными, т.е. стремиться соответствовать по качеству лучшим образцам PR-технологий, применяемых в культурной и других сферах PR.
PR-деятельность выступает эффективным средством управления информацией и организации общественного мнения. Правильное и грамотно спланированное использование PR-средств позволит библиотеке оперативно поддержать связь со всеми жителями, а также СМИ, расширять свое влияние, вносить вклад в улучшение управления информационными потоками всей организации [10, 40].
Итак, библиотечный формат Public Relations можно определить как средство формирования доверительного и уважительного отношения к библиотеке со стороны пользователей и широких масс общественности, а также как искусство и науку создания делового имиджа организации на основе правовой, официальной, событийной и иной оперативной информации. PR может быть направлен на реальных и потенциальных читателей, финансовые институты и местные органы власти.
1.2 Основные направления PR-деятельности библиотек
Сфера предоставления услуг, в которую входит и деятельность библиотеки, имеет существенное отличие от сферы материального производства в области продвижения продуктов/услуг, которые в свою очередь влияют на маркетинговую политику организации. Отметим, что в отличие от рекламной деятельности, использование библиотекой PR-инструментов и технологий еще недостаточно широко развито. И, к сожалению, в большинстве библиотек PR не носит комплексного, концептуального характера или отсутствуют специальные структурные подразделения, занимающиеся PR. Именно поэтому такая форма деятельности на сегодняшний день становится для библиотеки наиболее важной.
Однако PR-технология уже успели успешно зарекомендовать себя в современных библиотеках как эффективное средство управления информацией и организации общественного мнения. А.С. Чикишева и А.Ю. Губанова выделяют 5 ключевых направлений PR-деятельности библиотек [11, 36]:
1) Работа со СМИ. Это ключевое направление PR-деятельности, т.к. оно напрямую связанно с привлечением внимания к работе библиотеки, а, следовательно, формирует положительней образ и повышает узнаваемость библиотеки и ее деятельности. В предыдущем параграфе мы отметили, что «для СМИ интерес представляет не сам факт библиотечной новости, а его значение для общества», поэтому новости культуры и образования не являются «топовыми» для СМИ. В большинстве случаев публикация новостей из культурно-образовательной сферы, в частности библиотек, не будет являться для журналистов приоритетной.
Отметим, что региональные и муниципальные СМИ более лояльны к новостям библиотек и поэтому чаще публикуют их. Федеральные СМИ, наоборот, обращают внимание только на самые крупные события библиотечной жизни, чаще всего в которых принимают участие известные компании или личности. Эту особенность, при проведении PR-мероприятий, специалисты обязательно должны принимать во внимание и, возможно, даже менять свою PR-политику в зависимости от действий тех или иных СМИ.
Главной задачей библиотеки становится формирование качественного информационного повода — основания для обращения в СМИ и широкой аудитории специалиста по связям с общественностью [12. 114], причем здесь речь идет не только о его содержательном наполнении (то есть об интересности собственно проекта или события, о котором сообщается), но и о корректной формулировке сообщения. Обычно журналисты, в качестве наиболее важных, называют такие требования к новости как: наличие в ней факта, реалистичность события, однозначность формулировки, что делает возможным ее внятное анонсирование. Кроме того, информация о библиотеке имеет больше шансов быть опубликованной, если она как-то связана с направлениями и тенденциями, обозначенными первыми лицами государства и/или региона, и представляет значение для всего общества.
2) Традиционные формы самопрезентации и привлечения читателей (экскурсии, выставки, массовые мероприятия), которые и являются основными формами массовой работы библиотек. Такое направление может быть представлено не только в виде формы внутренней работы, но и как способ утверждения библиотеки во внешней среде. Например, участие в форумах регионального и федерального уровня, представляя там свою выставку. Эти библиотечные мероприятия имеют «двойной эффект»: с одной стороны они относятся к группе массовых мероприятий и являются услугами библиотеки, а с другой — уровень проведения этих мероприятий отражается на имидже библиотеки-организатора.
Массовые мероприятия предполагают совокупность методов и форм организации, при которых одновременно обслуживают большое количество человек. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, просмотры), устные (обзоры, тематические вечера, диспуты), комплексные (день открытых дверей, экскурсии) [13, 4].
Благодаря инновациям, присутствующим в большинстве направлений библиотечной деятельности, популярность пользуются игровые интерактивные технологии. Эта форма работы предполагает использование элементов игры (например, викторины, конкурсы, игры по сценариям известных телевизионных игр, таких как КВН и т. д.). Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления.
Особой популярностью в последнее время пользуются квесты, т.е. игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении. Еще одной тенденцией в традиционных формах самопрезентации и привлечения является переход на диалоговые формы (дискуссии, обзоры-диалоги, вечера-диалоги) [14].
Интерактивные формы общения приближают библиотеку к читателям, ведь именно жёсткая регламентация и формализм воспринимаются аудиторией негативно. В таком общении библиотекарь выступает в роли модератора и, следовательно, должен уметь моделирует такие ситуации, которые способствуют свободному обмену мнениями.
Изменения и тенденции развития современного библиотечного обслуживания отразились на выставочной деятельности библиотек. При разработке дизайна выставки активно используются всевозможные вспомогательные материалы — знаковые, художественные, предметные и т. д. Такой ассоциативный ряд способствует лучшему выражению идеи, акцентирует внимание аудитории, позволяет сделать выставку ярче и содержательнее.
Целью планирования и осуществления выставок являются:
• презентация новых книг или услуг библиотеки;
• промоушн-акции;
• налаживание отношений с потенциальными партнерами;
• ознакомление с новейшими разработками в отрасли библиотечного дела и смежных отраслях;
• отслеживание достижений конкурентов.
Существует множество вариантов библиотечных выставок: выставка- диалог, выставка-рекомендация, выставка-просмотр, выставка-игра, выездная выставка-акция, а также различные экскурсии. К традиционным выставкам относятся: выставки новых поступлений, тематические, персональные, жанровые, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу и т. д. Отметим, что такие мероприятия всегда должны быть ориентированы с учетом характеристик целевой аудитории, т.е. быть направлены на конкретную группу пользователей.
3) Выпуск и распространение информационно-рекламной продукции. Это направления PR-деятельности включает в себя буклеты, брошюры, закладки, календари. Как и предыдущее направление, эта форма работы традиционна. Одно из основных ее преимуществ — это возможность обращения сразу к широкой аудитории. Плакаты, листовки, закладки, буклеты, проспекты о ресурсах библиотеки и многое другое могут использоваться читателями достаточно долгое время. Следует только позаботиться, чтобы в этих изданиях не присутствовала «однодневная» информация.
При понимании того, что она должна существовать как часть целого, связанного общими идеями, а не считать информационно-рекламную продукцию отдельной единицей PR-кампании. Отметим, что распространение данных материалов должно носить комплексный и регулярный характер с целью привлечения конкретной группы пользователей.
4) Электронные и интерактивные проекты. На сегодняшний день, использование этих потенциально эффективных форм работы становится наиболее действенным в рамках PR-направлений, т.к. работа с цифровыми носителями избавит от необходимости тиражирования множества копий нужного материала. В связи с изменением структуры информационного пространства размещение информации на сайте библиотеки существенно облегчит всю деятельность организации.
Официальный веб-сайт библиотеки — это наиболее эффективный и востребованным источником информации о ней, это визитная карточка библиотеки в глобальном информационном пространстве. Работа официального сайта библиотеки говорит о достаточно сформированной системе PR. Отсутствие сайта, наоборот, показывает о потерянной возможности по продвижению своего имиджа.
По результатам исследования отдела социологии РГДБ «Детские библиотекари в социальных сетях и блогосфере» в 2014 году, было установлено, что в социальных сетях существует множество библиотечных, и связанных с ними тематически, сообществ: на сайте «Одноклассники» — более 200 групп, на сайте «ВКонтакте» — более 8000. Основная проблема, выявленная в ходе исследования, состояла в том, что в большинстве своём библиотечные сообщества демонстрируют стремящийся к нулю уровень активности или же не являются профессионально библиотечными. Тем не менее, уже можно говорить о положительной тенденции, поскольку многие сообщества были созданы только в течение нескольких последних месяцев.
«ВКонтакте» существует большое количество групп, относящихся к конкретным библиотекам, созданных с целью продвижения и общения библиотекарей с читателями, то здесь мы наблюдаем тенденцию объединения библиотекарей в профессиональные сообщества или же группы любителей библиотек и чтения в целом («Читатели и библиотекари о современных библиотеках», «Школа Библиотечного лидерства»).
Кроме того, как способ информирования и привлечения читателей, библиотеки могут использовать блоги/сетевые дневники. Также, используя блогосферу, они проявляют свою активность участвуя в различных сообществах, организуемых в рамках этой сферы. Например, блог Свердловской ОБДЮ «Как пройти в библиотеку» в 2011 г. стал победителем в номинации «Лучший корпоративный блог» в ежегодном конкурсе «Блог Рунета».
Такое направление в PR-деятельности особенно значимо для молодежного сегмента читателей, ведь компьютер для них остается ключевым источником информации. В связи с этим, интерес к библиотеке как к социальному институту и явлению повседневности падает. Это изменение отношения к библиотеке как носителю информации вполне понятное следствие технологического прогресса и социального развития. Одними из наиболее перспективных становятся те направления, которые свой акцент делают на мобильнее формы работы с аудиторией.
Работники библиотечной сферы должны это понимать и выстраивать свою деятельность в соответствии с этими изменениями в структуре досугового времени людей, ведь использование интерактивных проектов способно не только поднять статус библиотеки в глазах ее читателей, но и стать авторитетнее для профессиональных сообществ и властных структур. Проекты, в которых применяются новые технологии, сами по себе являются достойным информационным поводом для представителей СМИ. Это связано с изменением в жизни современного человека, а также с переходом на схему отношений с читателем на основании клиентского принципа: легче самому прийти к читателю (например, в школу), нежели убедить его посетить библиотеку.
5) Формы, в которых задействован механизм обратной связи (отчеты и социологические исследования). Отчеты перед населением демонстрирует открытость и прозрачность в деятельности библиотеки. Отчеты могут быть представлены по конкретному направлению работы библиотеки или же отражать ее деятельность в общественной жизни города/региона. С их помощью специалисты могут отследить реакцию аудитории (обратная связь) непосредственно в данных момент. Кроме того, такая форма деятельности может послужить ценным информационным поводом. Социальные исследования можно отнести к научно-исследовательской деятельности библиотек. Они, в зависимости от своих целей и задач, могут изучать эффективность работы библиотеки, характер ее восприятия аудиторией и многое другое.
Таким образом, в данной главе мы изучили теоретические аспекты изучения PR— деятельности в библиотеках. В первом параграфе мы раскрыли специфику PR-деятельности библиотек. Анализ целей, задач и принципов библиотечного PR позволили выделить два основных направления: информирование читателей и формирование и изменение имиджа. Мы рассмотрели доверие в сфере библиотечного PR, которое делится по 4 направлениям: «библиотека — власть»; «библиотека — СМИ»; «библиотека — бизнес»; «библиотека — общество».
Во втором параграфе мы выделили и проанализировали 5 ключевых направлений PR-деятельности библиотек: работа со СМИ, формы самопрезентации и привлечения читателей, выпуск и распространение информационно-рекламной продукции, электронные и интерактивные проекты, формы, в которых задействован механизм обратной связи. В следующей главе мы рассмотрим реализацию этих направлений в деятельности МБУК «ЦБС» УГО.
Глава 2. Практика организации PR-деятельности в библиотеках (на примере центральной библиотеки МБУК ЦБС УГО)
2.1 Общая характеристика МБУК ЦБС УГО
В 1873 году в Южно – Уссурийском крае побывал великий князь Алексей Александрович, который пожертвовал 300 рублей для организации библиотеки в Камень-Рыболове. Деньги, предназначенные для библиотеки, отдали в долг крестьянам-переселенцам для обзаведения хозяйством. Когда долг, наконец, был возвращен, библиотеку решили устроить в селе Никольском, тогда уже административном центре Южно-Уссурийского края.
В 1882 году при Южно-Уссурийском полицейском управлении открылась первая сельская библиотека края. Именно с этого года и ведется отсчет даты образования первой публичной библиотеки Никольск-Уссурийского, ныне г. Уссурийска.
На сегодняшний день, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Уссурийского городского округа – это сеть, объединяющая 22 библиотеки. ЦДБ, библиотека №9, библиотека №12 – специализированные детские. Остальные библиотеки – универсальные. Библиотека №1 с 2009 года имеет статус библиотеки семейного чтения и выполняет задачу возрождения традиций семейного чтения.
Библиотеки МБУК «ЦБС» непрерывно работают над своим имиджем, выполняя следующие задачи:
— модернизация библиотек;
— оцифровка фонда;
— развитие web-сайта;
— расширение социального партнерства;
— проектирование социально-культурной деятельности;
— предоставление услуг удаленного доступа;
— активизация работы с целевыми социальными группами населения (семья, молодежь, инвалиды, пенсионеры).
С 2016 года, с приобретением планетарного сканера «ЭларСкан», начался перевод печатных изданий в электронный вид (оцифровывание). Таким образом, начал формироваться электронный ресурс МБУК «ЦБС».
С 13 августа 2021 года библиотеки Уссурийского городского округа работают в рамках краевого пилотного проекта «Библиотеки Приморья. Перезагрузка», который осуществляется под патронажем министерства культуры и архивного дела Приморского края. В рамках системного расписания библиотеки проводят мероприятия по платформам «Серебряный блогер» (обучение людей старшего поколения работе в соц. сетях, за 2021 год обучилось 29 человек), «Финансовая грамотность» (мероприятия проекта предназначены для повышения финансовой грамотности граждан, мероприятия проводили специалисты страховой компании «КАПИТАЛ LIFE», специалисты пенсионного фонда, специалисты компании Росгосстрах), «Библионяня» (чтение книг с заданиями для детей дошкольного возраста проводят библиотекари), «Здоровый образ мысли» (проведение мероприятий для людей старшего поколения о здоровом образе жизни и активном долголетии).
В рамках платформы «Библиофермер» на сайте МБУК «ЦБС» (https://cbs-ussuri.ru ) 10 августа 2021г. создан рубрика «БИБЛИОФЕРМЕР» (https://cbsussuri.ru/content/bibliofermer ). В рубрике собраны кулинарные отрывки из произведений известных русских писателей, старинные и современные рецепты приготовления литературных блюд, а также представлена возможность ознакомиться с экологически чистой продукцией с личных подсобных хозяйств (ЛПХ) жителей Уссурийского округа. В рубрике размещены сведения о 59 ЛПХ, размещено 27 публикаций рецептов. Новой информацией рубрика пополняется еженедельно.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф