Заявка на расчет
Меню Услуги

PR-деятельность библиотек. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


2.2 Реализация направлений PR-деятельности МБУК ЦБС УГО

 Как и любое другое учреждение культуры Централизованная библиотечная система, осуществляя свою работу, применяет PR-технологии для повышения своей узнаваемости и поддержания положительного имиджа. PR- деятельность библиотек направлена на решение следующих задач:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

• создание имиджа библиотеки, т.е. ее позиционирование;

• поддержание положительного имиджа библиотечных услуг и библиотеки в целом;

• изучение общественного мнения и эффективности проводимых мероприятий;

• создания фирменного стиля, включая рекламно-информационные печатные материалы, оформление выставок, сувенирная продукция и т.д.;

• удержание читательской аудитории.

Рассмотрим последовательно основные направления PR- деятельности МБУК «ЦБС» УГО. Основным направлением является традиционные формы самопрезентации и привлечения читателей, т.е. выставки и массовые мероприятия. Каждая форма библиотечной работы включает большое количество постоянно совершенствующихся на практике методов. Их основные задачи — приобщение к чтению, повышение престижа книги и чтения, формирования позитивного отношения к чтению и библиотеке.

Для реализации данных задач библиотеками в течение года подготавливались и проводились различные мероприятия для всех категорий пользователей. К наиболее часто применяемым в деятельности библиотек Уссурийского ГО, относятся тематические вечера, вечера-встречи, театрализованные представления и концерты, игры, конкурсы, мастер-классы, книжные выставки (график 2.1).

График 2.1. Тематическая направленность мероприятий

МБУК «ЦБС» УГО в 2021 году 

В 2021 году реализовывались проекты: «Герои книг на экране: литературный кинозал» (ЦГБ), «Через книгу- к добру и свету» (ЦДБ) для детей коррекционной школы-интерната, «Как пройти в библиотеку» (библиотека №10) – проект летнего чтения, «Литературная беседка» (библиотека №22) с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, «Согреем душу теплым словом» (библиотека №5) в рамках программы «Активное долголетие» для пенсионеров микрорайона «Южный» и др.

Библиотеки приняли активное участие в различных общегородских мероприятиях: проводах русской зимы «Масленица» с площадкой «Книга рекордов Уссурийска. Масленица», мероприятиям, посвященным Дню Победы с громкими чтениями «Война, сквозь книжные страницы», которые состоялись в скверах города. В рамках фестиваля «Дальневосточная Победа» организована тематическая площадка, которая прошла 3 сентября 2021 года в сквере (памятник Н.А.Некрасову) и была приурочена к Дню воинской славы России — дню окончания Второй мировой войны.

В рамках 155-летия города Уссурийска МБУК «ЦБС» организовала работу тематической площадки. 12 сентября 2021 года на территории возле центральной городской библиотеки (сквер памятник Н.А. Некрасову) работал литературный салон «Зеленая лампа».

Сотрудники библиотеки постарались воссоздать атмосферу литературных салонов 19 века. В стилизованном салоне прошли интересные мероприятия. Каждый желающий мог поучаствовать в «Открытом микрофоне», где гости и жители города читали свои любимые произведения об Уссурийске. Активное участие в этом мероприятии приняли творческие объединения Уссурийска: литературно-музыкальное объединение «Звуки лиры» им. С.В. Шевцовой, творческое объединение «Литературный Альтаир», творческое объединение «СтихиЯ».

С 5 августа по 5 сентября состоялся городской литературный онлайн – конкурс «Я люблю свой город», организатором которого являлась Централизованная библиотечная система. Принимались конкурсные работы участников от 7 до 18 лет в номинации — «Стихотворение» и «Проза». Общее количество участников составило 16 человек.

МБУК «ЦБС» организовала поздравительную онлайн — акцию «Тебе любимый город посвящаем!» Жители и гости города записывали видео поздравление любимому городу и размещали его на собственной странице в социальных сетях под хештэгом #Любимыйгород#155 лет# Уссурийск. В онлайн-акции приняли участие 30 человек.

Онлайн – викторина «Уссурийск – мой город родной» была размещена на официальном сайте МБУК «ЦБС». Викторина помогла участникам проверить знания об Уссурийске, его достопримечательностях, интересных фактах. Всего приняло участников в викторине 255 человек.

В рамках Новогодних праздников организована работа тематических площадок «Почта Деда Мороза» и мастер-классы по изготовлению новогодних сувениров.

Важной и востребованной является традиционная для библиотек работа по продвижению чтения, популяризации лучших образцов мировой художественной классической литературы с использованием, как традиционных, так и инновационных форм работы.

Второй год библиотеки МБУК «ЦБС» принимают участие в фестивале «Литература Тихоокеанской России 2021» в рамках проекта «Аллея библиотек». 25 сентября в г. Владивостоке в Адмиральском сквере представлена тематическая площадка – «83 книги о Приморье», где была представлена выставка литературы о Приморском крае, работа «Букинистической лавки», литературный квилт «Писатели Дальнего Востока», акция «83 я страница».

В 2021 году МБУК «ЦБС» приняли участие в Дальневосточной выставке-ярмарке «Печатный двор». В рамках проекта «Библиотеки Приморья. Перезагрузка» были представлены платформы: «Библионяня», «Краеведение», «Буккроссинг», «Час семейного творчества», а также с докладом о проекте «Летопись сел» выступила библиограф Л.В. Станова.

Всего в рамках направления по продвижению книги и чтения проведено около 500 мероприятий различных форм. Активно библиотеки участвовали во всероссийских, межрегиональных и краевых литературных акциях:

Межрегиональная акция «Наши истоки. Читаем фольклор» (приняли участие 18 библиотек, 324 человека. Проведены мероприятия для детей по произведениям устного народного творчества);

Всероссийская акция «Библионочь 2021» (посещение акции по всем библиотекам -150 человек);

Краевая акция «Громко хлопая в ладоши», посвященная 75-летию со дня рождения М.Д. Яснова. (прошло 19 мероприятий, посещения акции составило 308 человек);

Краевая акция для подростков «Сошью из книжек парус», посвященная творчеству Владислава Крапивина (приняли участие 16 библиотек, всего- 282 человека);

Всероссийская социокультурная акция, интеллектуальный забег «Бегущая книга», посвященный Общероссийскому Дню библиотек (в акции приняли участие 234 человека, в том числе 15 сотрудников МБУК «ЦБС» и 19 волонтеров);

Библиотеки МБУК «ЦБС» присоединилась к краеведческому марафону «Литературное Приморье: 2021-2022 годы». в рамках марафона прошли мероприятия к 120-летию А.А.Фадеева, 150-летию В. К. Арсеньева, а также юбилеям таких писателей как Янковский В. Ю, Князев Л. Н, Арсеньевой М.Н, жены В.К. Арсеньева; юбилеям поэтов Лапузина Б.В, Гомзякова П. И.

В рамках краеведческого направления всего проведено 120 мероприятий различных форм. В октябре 2021 года прошли Уссурийские чтения, которые стали уже традиционными и проводятся ежегодно с 2009 года. В 2021 году Уссурийские чтения были посвящены 83-летию со дня образования Приморского края и 155 — летнему юбилею со дня основания г. Уссурийска.

Следующее направление — электронные и интерактивные проекты. МБУК «ЦБС» продолжает активно использовать социальные сети для продвижения услуг библиотеки и информирования о своей деятельности. Их использование в профессиональных целях обусловлено множеством преимуществ:

Во-первых, уровень доверия социальным сетям намного выше, чем официальным источникам информации. Во-вторых, возможность осуществлять обратную связь с читателями, т.е. у сотрудников библиотечной сферы появляется возможность незамедлительно получить необходимую информацию о восприятии их деятельности аудиторией. В-третьих, появляется возможность использования дополнительных средств в целях повышения эффективности коммуникации (видео, аудио, фото). В-четвертых, коммуникационный процесс происходит быстрее, благодаря интерактивному характеру коммуникации сокращается время на получение необходимой читателю информации об услугах библиотеки.

Для сотрудников библиотеки появляется способ узнать «портрет читателя»: какие у читателей интересы, что они хотят видеть в библиотеке, какой они хотят видеть саму библиотеку, в каких мероприятиях готовы принять участие. Так у библиотеки есть возможность оперативно реагировать на происходящие события и запросы читателей, тем самым формируя положительный имидж и повышая свою конкурентоспособность.

Библиотеки МБУК «ЦБС» используют все разнообразие современных форм массового информирования: сайт МБУК «ЦБС», портал PRO.Культура.РФ, социальные сети, средства массовой информации (телекомпания «Телемикс», газета «Коммунар», сайт информационного агентства «Уссурмедиа»)

МБУК «ЦБС» УГО имеет группу в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/id599488959 и канал «Ютуб» https://www.youtube.com/channel/UCKhBmOt_k9ay8BvjGszwgPQ. В данных социальных сетях размещаются объявления о предстоящих и фотоотчеты о проведенных мероприятиях, ссылки на познавательные ресурсы, заметки о писателях и их произведениях. Также выкладываются мотивационные цитаты, рекомендательные списки литературы по различным жанрам.

В течение года Централизованная библиотечная система активно использовала социальные сети для информационной работы.

Отметим, что записи в группах публикуются регулярно. Так, за 2021 год на канале «Ютуб» было размещено 162 публикации, на странице в группе «Вконтакте» — 549 публикаций.

Ведется планомерная работа по реструктуризации и обновлению сайта МБУК «ЦБС». На сайте МБУК «ЦБС» (https://cbs-ussuri.ru) 10 августа 2021г. создана рубрика «БИБЛИОФЕРМЕР» (https://cbs-ussuri.ru/content/bibliofermer) в рамках краевого пилотного проекта «Библиотеки Приморья. Перезагрузка», под патронажем Министерства культуры и архивного дела Приморского края. Размещено материалов на сайтах:

— МБУК «ЦБС» УГО (https://cbs-ussuri.ru) – 604 (89286 просмотров);

— ЦДБ МБУК «ЦБС» УГО (https://cdb-ussuri.ru) – 146 (4259 просмотра).

Обеспечение населения информацией о предоставляемой услуге осуществляется посредством информационных и рекламных объявлений в СМИ. Информация о мероприятиях размещается в газете «Коммунар», на сайте газеты «Коммунар», на сайте UssurMedia.ru, Телемикс-новости. Всего публикаций — 32 информационных материала.

Проанализировав публикации СМИ, можно выделить типы библиотечных мероприятий, которые в наибольшей степени привлекают СМИ. Такими являются:

  • мероприятия социально-ориентированного характера, особенно посвященные календарным праздникам;
  • мероприятия, которые проходят в рамках ярких библиотечных проектов различных уровней;
  • крупные мероприятия местного или регионального масштаба;

— мероприятия, реализуемые в рамках целевых и ведомственных программ.

Данные массовые мероприятия вызывают наибольший интерес у журналистов и, становясь информационным поводом, находят свое отражение в СМИ. Следовательно, темой для публикаций в СМИ становятся только значимые библиотечные мероприятия, мотивируемые общественной важностью, поэтому библиотека старается участвовать в региональных мероприятиях, ведь именно они позволяют ей заявлять о себе.

Формы, в которых задействован механизм обратной связи, включают исследование читательских предпочтений. Регулярно проводятся опросы для выявления удовлетворенности качеством библиотечных услуг и мониторинг потребностей пользователей. На основании анализа читательских формуляров выделены наиболее популярные среди посетителей книги и журналы. Также с целью выявления читательских интересов и предпочтений библиотеками регулярно проводятся опросы. Так сотрудники библиотечной системы могут отслеживать позитивные и негативные реакции аудитории.

Ежегодно МБУК «ЦБС» УГО формирует отчет о результатах своей деятельности за прошедший год. Он содержит анализ количественных показателей и основных направлений работы библиотеки в текущем году. Отчет отражает состояние работы библиотек в целом. Информационный отчёт представляет собой всесторонний анализ деятельности библиотек МБУК «ЦБС». В нем отражаются все данные по прошедшим мероприятиям, сотрудничеству со СМИ, органами власти и другими партнерами библиотечной системы.

Для привлечения внимание к проходящим в библиотеке мероприятиям, создаются афиши, которые размещаются в группе Централизованной библиотечной системы ВКонтакте, а также на библиотечном стенде. Примеры афиш представлены в Приложении 1.

Распространенной формой информационно-рекламной продукции в библиотеке являются буклеты, листовки и памятки. Чаще всего они содержат рекомендации по спектру деятельности библиотеки, сжатую информацию практического характера. Например, буклет «Читать – это модно!» (рис. 2.1.) и памятка «Библиотека ждет тебя» (рис. 2.2.)

рис. 2.1. Буклет «Читать – это модно!»

рис. 2.2. Памятка для детей «Библиотека ждет тебя»

Традиционно, в дни весенних каникул, в библиотеках оформляются книжные выставки, проводятся познавательные игры, веселые конкурсы, посвященные Неделе детской книги.

Продвигая престиж чтения, в Центральной детской библиотеке прошел библиотечный урок — знакомство «Сегодня к нам новый читатель пришел». Дошкольники посетили библиотеку и познакомились с такими понятиями, как: библиотека, абонемент, читальный зал. Узнали, что библиотеки существуют в мире почти 5 тысяч лет и что хранящиеся в библиотеках книги и журналы называются книжным фондом. В завершение урока ребята посмотрели мультипликационный фильм «Библиотека – что там делают дети».

Ежегодно библиотеки организовывают работу читальных залов под открытым небом: в ЦГБ – летний читальный зал «Лето с книгой», в ЦДБ – читальный зал под открытым небом «Хотите -читайте сами, но интереснее с нами!», в библиотеке №1 – летний читальный зал «Чтение под настроение», в библиотеке №3 – летний читальный зал «Книжная полянка» и др.

Вся массовая деятельность библиотек велась по традиционным направлениям: работа с семьей, детьми, молодежью, клубами по интересам. Проводились мероприятия нравственно-эстетического, историко-патриоти-ческого, экологического и краеведческого характера, а также осуществлялось правовое просвещение жителей Уссурийского городского округа и популяризация здорового образа жизни. Все задачи решались в комплексе и в тесном контакте с учителями школ, воспитателями детских садов, работниками Домов культур и клубов и представителями администрации Уссурийска и территорий УГО.

2.3 Сравнительный анализ библиотек Приморского края (на примере групп «ВКонтакте»)

 

Социальные сети — очень удобное и выгодное в финансовом плане средство коммуникации для формирования общественного мнения. Социальные сети обеспечивают информационную открытость, а отраженные в них публикации становятся поводами для журналистских материалов. Использование в библиотечной практике возможностей интернет-среды выступает перспективным направлением развития библиотеки.

Социальная сеть «ВКонтакте» — наиболее популярная в России у молодежной аудитории. Она позволяет активно взаимодействовать с пользователями, которые могут принимать участие в создании контента и обсуждениях группы, загружать фотографии и видео. Для того чтобы, выяснить насколько эффективно, в сравнении с другими модельными библиотечными системами Приморского края МБУК «ЦБС» УГО ведет свою деятельность в интернет пространстве, мы провели контент-анализ, пяти групп в социальной сети «ВКонтакте» за 1 год (с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г.).

Отметим, что из 9 библиотечных систем Приморского края только 5 имеют группы в ВКонтакте, и лишь у 3 из них количество публикаций за год составляет более 200. Это МБУК «Централизованная библиотечная система» Уссурийского городского округа — 549 публикаций (https://vk.com/id599488959), МБУК «ЦБС» Находкинского городского округа (https://vk.com/public_bibliotekinhk) – 415 публикаций, МБУК «Владивостокская ЦБС» (https://vk.com/vladlib) – 288 публикаций

Контент групп мы разделили на три типа: развлекательный, образовательный и информационный. К развлекательному контенту мы отнесли категории: «Игры/конкурсы», «Флешмобы/акции», «Театрализованные представления и концерты» (подкатегории «Календарные праздники» и «Творчество писателей»), а также «Поздравления» и «Полезные советы». Образовательный контент включает категории: «Деловая игра», «Встречи клубов», «Вечера-встречи с писателями», «Тематические литературные вечера». Две категории — «Объявления» и «Заметки» мы отнесли к информационному контенту.

Во всех рассмотренных группах наибольшее количество занимают публикации развлекательного характера, на втором месте информационного, на третьем — образовательные публикации. (Таблица 2.1)

Таблица 2.1

Типы контента библиотечных систем Приморского края

(на примере групп «ВКонтакте»)

Название группы

Тип контента

МБУК «ЦБС» УГО

МБУК «ЦБС» НГО

МБУК «ВЦБС»

Развлекательный

209

187

117

Информационный

173

103

106

Образовательный

167

125

65

ВСЕГО

549

415

288

Распределение контента представлено на графике 2.2.

График 2.2. Распределение контента Централизованных библиотечных систем Приморского края (на примере групп «ВКонтакте»)

Группа МБУК «ЦБС» УГО содержит 209 «развлекательных» публикаций за 2021 год. Со 187 публикациями МБУК «ЦБС» НГО находится на втором месте по количеству развлекательных постов, а группа «МБУК «ВЦБС» имеет всего 117 публикаций.

Больше всего образовательных постов приходится на группу МБУК «ЦБС» УГО — 167 публикаций. Группы МБУК «ЦБС» НГО и МБУК «ВЦБС» имеют значительно меньше публикаций данного характера, а именно 103 и 65. В сравнении с общим числом публикаций в каждой группе это небольшая цифра. Следовательно, распределения публикаций различного типа контента в этих группах неравномерно.

Группа МБУК «ЦБС» УГО имеет наибольшее количество публикаций информационного характера — 173. А в группах МБУК «ЦБС» НГО и МБУК «ВЦБС» было опубликовано 103 и 106 публикаций соответственно.

Отметим, что все группы используют дополнительные средства коммуникации — видео, аудио, фото. Они помогают усиливать воздействие публикаций на пользователей. Ведь материалы с их использованием больше привлекают внимание, чем публикации только с использованием текста. Проанализировав группы, мы выяснили, что чаще всего из этих дополнительных средств группы использую фото. Однако и видео- и аудиоматериалы, так же, как и фото, применяются группами по мере необходимости. Практически каждую публикацию сопровождает одно или несколько данных средств.

При рассмотрении результатов каждой из группы отдельно, мы сделали следующие выводы:

* Владивостокская централизованная библиотечная система, имея всего 288 постов, по общему количеству публикаций за 2021 год находится на последнем месте. Как и другие рассмотренные группы, предпочтение отдается контенту развлекательного характера. Несмотря на наименьшее количество публикаций в целом, данная группа находится на втором месте по информационным публикациям.

* Группа «ЦБС» Находкинского городского округа больше других публикует информацию, относящуюся к «развлекательному» контенту. Отметим, что количество публикаций по типу контента в этой группе распределено не равномерно. На 117 публикаций развлекательного характера, всего 65 информационных и 106 образовательных публикаций.

* Централизованная библиотечная система Уссурийского городского округа публикует наибольшее количество материалов в год — 549 публикаций за 2021 год. Все типы контента представлены в данной группе примерно в равном количестве (развлекательные — 209, образовательные — 167, информационные 173), хотя публикации развлекательного характера все же являются приоритетными. Чаще всего в данной группе представлены материалы, соответствующие категориям «Мастер-классы, акции, конкурсы» (развлекательный контент), «Тематические литературные вечера, экскурсии, видео-обзоры» (образовательный контент) и «Объявления, заметки» (информационный контент).

Также, сравнивая соотношение «своего» и «чужого» контента, мы отметили, что во всех группах количество «своего» контента превосходит количество «чужого» (график 2.3). Если рассматривать в процентном соотношении, то все группы имеют примерно одинаковый процент «своих» публикаций: МБУК «ЦБС» УГО — 83%, МБУК «ЦБС» НГО — 79%, МБУК «ВЦБС» — 76%. Следовательно, большее количество материалов библиотеки предпочитают публиковать самостоятельно.

График 2.3. Соотношение «своего» и «чужого» контента Централизованных библиотечных систем Приморского края (на примере групп «ВКонтакте»)

Исходя из количества просмотров, лайков, репостов и комментариев, можно проследить пользовательскую активность в представленных группах (таблица 2.2). Так группе МБУК «ВЦБС» общее количество лайков составляет 461 лайк на 288 публикаций. Это показывает, что пользователи данного сообщества не слишком активны, т.к. на одну публикацию приходится, в среднем, 1.6 лайка. А значит, на некоторых публикациях не было поставлено ни одного лайка. В то же время, общее количество просмотров в этой группе составило 24813 (в среднем, 86 на одну публикацию). Группа МБУК «ЦБС» УГО за 2021 год имеет 991 лайк, при общем числе публикаций 549. Следовательно, активность пользователей здесь выше, чем в предыдущей группе, т.к. в среднем на одну публикацию приходится 1,8 лайка. Наибольшую пользовательскую активность мы наблюдаем в МБУК «ЦБС» НГО, где на 415 публикаций приходится 1149 лайков. Это примерно 2,8 лайков на одну публикацию.

Таблица 2.2

Пользовательская активность

МБУК «ЦБС» УГО

МБУК «ЦБС» НГО

МБУК «ВЦБС»

подписчиков

1334

129

1391

постов

549

415

288

лайков

991

1149

461

репостов

16

315

106

комментариев

3

12

5

просмотров

17844

10763

24813

 

В то же время, количество просмотров публикаций говорит о том, что информация, размещенная в группах, не проходит незамеченной. Так, в группе МБУК «ЦБС» НГО общее количество просмотров за 2021 год составило 10673, что составило примерно 26 на одну публикацию. У МБУК «ЦБС» УГО общее количество просмотров 17844 (32,5 на 1 публикацию). Максимальное количество просмотров у Владивостокской библиотечной системы: 24813, что составило, в среднем, 86 на одну публикацию. (график 2.4)

График 2.4. Пользовательская активность Централизованных библиотечных систем Приморского края (на примере групп «ВКонтакте»)

Конечно, библиотеки по-разному решают поставленные задачи — у каждой свой опыт, технологии продвижения услуг и поддержания имиджа. Однако существуют общие тенденции, связанные с одинаковой тематической направленностью данных групп, т.к. все три группы показывают деятельность Централизованных библиотечных систем. Мы считаем, группа МБУК «ЦБС» УГО в «ВКонтакте» хорошо справляется со своими задачами как посредник между библиотекой и ее аудиторией. Ведь она содержит наибольшее количество постов за год и у данной группы наблюдается достаточно высокая пользовательская активность.

Таким образом, на примере МБУК «Централизованная библиотечная система» Уссурийского городского округа, мы проанализировали практику организации PR-деятельности в библиотеках. В первом параграфе мы охарактеризовали МБУК «ЦБС» УГО. Приоритетными задачами в организации работы с пользователями библиотеки являются: оказание помощи читателям в процессе самообразования и формирование интереса к чтению.

Во втором параграфе данной главы мы рассмотрели, как МБУК «ЦБС» УГО реализует 5 ключевых направлений PR-деятельности. Библиотеки активно участвуют в общественной и культурной жизни Уссурийска, в проведении массовых мероприятий — вечеров, акций, концертов, посвященных знаменательным датам. Они осуществляют выпуск своей информационно-рекламной продукции и ведут активную деятельность с в социальных сетях.

В третьем параграфе мы провели сравнительный анализ Централизованных библиотечных систем Приморского края в социальной сети «ВКонтакте». Контент-анализ показал, что в группе МБУК «ЦБС» УГО наибольшее количество публикаций развлекательного характера. Кроме того, в сравнении с другими группами, в группе библиотечной системы Уссурийского ГО достаточно высокая пользовательская активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

PR-деятельность становится для библиотек обязательной и принципиально важной составляющей успеха ее работы. При грамотно разработанной PR-кампании и постоянной работе в этом направлении библиотека может повысить свой престиж и престиж профессии, что в свою очередь, поможет обществу лучше понять ценность библиотек. Она способствует увеличению интереса к книгам и библиотечной деятельности в целом, что является необходимым в условиях нарастающей компьютеризации. Привлечение новых пользователей и удержание уже имеющихся — залог существования библиотеки как социального института.

Библиотеки готовы активно использовать новейшие формы работы, активно включаясь в современные социальные тенденции, вопреки имеющимся стереотипам. Для их реализации библиотеки привлекают собственные ресурсы и ресурсы своих партнеров — коммерческих организаций, СМИ и органов власти. Привычные традиционные направления работы дополняются инновационными формами, которые привлекают все больше внимание пользователей. Например, выставки дают возможность тактильного контакта или используют возможности мультимедиа и т.д. Их проведение и служит повышению узнаваемости библиотеки, притоку в нее новых пользователей.

Успех PR-деятельности зависит от оригинальности решений и четкой ориентации на конкретную целевую аудиторию, от наличия единой, продуманной концепции. PR-специалист должен четко оценивать ситуации и действовать в соответствии с ними. Роль библиотеки в условиях новой информационной среды многогранна: предоставление условий для образования и самообразования, свободный доступ к информации, к материалам мирового культурного наследия. Библиотека является связующим звеном между более традиционной «книжной» культурой и более новой «аудиовизуальной», механизмом саморегуляции современной культурной системы, существующей в пространстве единства традиции и инновации, а PR-технологии помогают ей в этом.

Следовательно, у PR-деятельности появляется не только сугубо локальная, внутренняя важность, но она становится значимым социальным механизмом на внешнем уровне, неотъемлемой частью любой развитой системы социальных коммуникаций и связующим механизмом в системе социального партнерства, т.е. взаимоотношения библиотеки, органов государственной и муниципальной власти и негосударственных и бизнесструктур.

Библиотечный PR представляет собой средство формирования положительного и доверительного отношения к деятельности библиотеки. Система связей, основанная на доверии, выступает главным аспектом в стратегии продвижения. Она выражается в четырех направлениях: «библиотека — власть», «библиотека — СМИ», «библиотека — бизнес» и «библиотека — общество». Ведущими принципами библиотечного PR выступают широта и постоянство информирования целевых аудиторий о деятельности библиотеки и тех возможностях, которые она предоставляет.

PR-деятельность в библиотеках ведется по следующим направлениям: работа со СМИ, традиционные формы самопрезентации и привлечения читателей (экскурсии, выставки, массовые мероприятия), выпуск и распространение информационно-рекламной продукции, электронные и интерактивные проекты, а так же формы, в которых задействован механизм обратной связи (отчеты и социологические исследования).

Сейчас многие библиотечные PR-проекты реализуются в виртуальном пространстве (сайты, социальные сети, блогосфера) или интерактивных проектах. Хотя традиционные формы работы по-прежнему преобладают, что говорит о доминировании традиционалистского подхода, в целом характерного для сферы культуры. Однако их потенциал не исчерпан. Тут библиотеки используют нетрадиционный подход к форме подачи материала.

Анализ работы МБУК «Централизованная библиотечная система» УГО показал, что библиотека является многофункциональным учреждением культуры: центром муниципальной, правовой, социальной и бытовой информации, центром образования и самообразования, культурно-досуговым центром. Жители Уссурийского городского округа могут пользоваться множественными информационными услугами библиотеки, такими как временное пользование книгами, журналами и документами в различных форматах, включая электронные носители (CD, DVD), электронными копиями документов и т.д.

МБУК «ЦБС» УГО успешно функционирует, обеспечивая информационные потребности своих пользователей, в полной мере выполняя все свои социальные функции. Формирование и реализация задач библиотеки, направленных на ее целевые аудитории, достигается посредством применения соответствующих PR-технологий. Уссурийские библиотеки поддерживают свой имидж как социально важных для развития личности организации. Проводятся творческие и профессиональные встречи, акции, тематические концерты и литературные вечера, реализуются партнерские проекты, ведется активная работа в социальных сетях.

Анализ деятельности МБУК «ЦБС» УГО показал, что своей деятельностью в течение года библиотечная система доказала свою значимость и востребованность. Благодаря партнерскому сотрудничеству с образовательными учреждениями (школами, детскими садами, другими учебными заведениями), администрацией Уссурийска и прилегающих территорий, ДК и СМИ, она обеспечивает перспективу дальнейшего развития.

Проведя контент-анализ «Централизованных библиотечных систем» Приморского края в социальной сети «ВКонтакте», мы выяснили, что, в сравнении с другими библиотеками, группа МБУК «ЦБС» УГО публикует наибольшее количество материалов в год. Публикации развлекательного, образовательного и информационного характера представлены в данной группе примерно в равном количестве, хотя развлекательные публикации все же являются приоритетными. Также в группе Уссурийской библиотечной системы, исходя из количества просмотров, лайков, и комментариев, мы наблюдали достаточно высокую пользовательскую активность. Таким образом, продвижение в социальных сетях является эффективным PR- каналом для библиотеки.

Список использованной литературы

1. Григорьева, Н.Н. Работа учреждения с общественностью [Текст] / Н.Н. Григорьева. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 1999. — 63 с.

2. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью [Текст]:      учебное пособие для вузов / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — Москва: Дело, 2010. — 117 с.

3. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г. Почепцов. — Москва : Рефл-бук, 2001. — 698 с.

4. Синяева, И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности [Текст]: учебник для вузов / И. М. Синяева. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 414 с.

5. Блэк, С. Паблик рилэйшнз. Что это такое? [Текст] / С. Блэк. — Москва: Новость, 1990. — 340 с.

6. Ашервуд, Б. Видимая библиотека [Текст]: практическое руководство по паблик рилейшенз (связям с общественностью) для работников публичных библиотекк / Ашервуд Б. // Библиотечное дело. — Москва: Министерство культуры и туризма Российской Федерации; РГБ; НИО «Информкультура». — 1992. — № 4. — С. 651

7. Тараненко, Т. С. Формирование положительного имиджа библиотеки: PR

— технологии и реклама [Текст] / Т. С.Тараненко // Вестник БАЕ. — 2014. — №1. — С. 78-81.

8. Чертыкова Ю.П. О соотношении категории «образ» и «имидж» [Текст] / И.П. Чертыкова // Имиджелогия — 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга:      материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. — Москва, 2006. — 343 с.

9. Бурсина, Ю. А. Библиотечный PR: технологии создания системы доверия во внешних партнерских отношениях [Текст] / Ю. А.Бурсина // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2006. — № 5. — С. 65-73.

10. Ястребова, Е.М. Паблик рилейшнз для библиотек [Текст] / Е.М. Ястребова // Библиография. — 2000. — №1.- С. 43-45

11. Чикишева, А.С. PR и внешние связи детских библиотек [Текст] / А.С. Чикишева, А.Ю. Губанова. — Москва : ФОРМАТ-М, 2011. — 36 с.

12. Радченко, И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз [Текст] / Под ред. Е. Е. Топильской. — Воронеж: ВФ МГЭИ, 2007. — 114 с.

13. Ремденок, С.В. Библиотечная режиссура: от идеи до воплощения: методическое пособие [Электронный ресурс] / С.В. Ремденок, С.В. Назарова // МУК «Тарская ЦБС», 2011.      —          44 с. — Режим доступа: http://ru.calameo.com/read/00072809726fbabc70836

14. Колесникова, О.Г. Инновационные формы массовой работы библиотек

[Электронный ресурс] / Национальная библиотека Удмуртской Республики // Сост:        О.Г. Колесникова. —                2016.                                                                                — Режим доступа:

http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical- materials/briefs/2698-innovatsionnye-formy-massovoj-raboty-bibliotek

15. Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа [Текст] : учеб-метод. пособие / Г.А. Алтухова. — М.осква: Литера, 2008. — 224 с.

16. Блог Свердловской ОБДЮ «Как пройти в библиотеку» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://teenbook-ekt.livejoumal.com

17. Борисова, О.О. Реклама как средство формирования положительного имиджа библиотеки [Текст] / О.О. Борисова // Проблемы формирования нового менталитета : всерос. науч. практ. конф. — Орел, 2004. — С. 39-46

18. Борисова, О.О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности [Текст] / О.О. Борисова — СПб. : Профессия, 2006. — 320 с.

19. Головко, С. И. Библиотечно-имиджевое пространство : средства и методы формирования [Текст] / С.И. Головко // Библиотечное дело XXI век. — 2005. — №1. — С. 137-141

20. Гушул, Ю.В. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) [Текст] / Ю.В. Гушул, И.А. Коженкин, К.Б. Лаврова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2013. — № 1 (33). — С. 80-86.

21. Кармышева, Н. Как сделать грамотный PR библиотеки? [Текст] / Н. Кармышева // Новая библиотека. — 2006. — № 5. — С.46-48.

22. Колосова, С.В. Возможности проведения PR-кампании в условиях ограниченных ресурсов [Текст] / С.В. Колосова // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2002. — № 3. — С. 74-78.

23. Коханов, Е.Ф. «Паблик-рилейшнз» как феномен доверия [Текст] / Е.Ф. Коханов // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 1. — С. 59-62.

24. Кривоносов, А.Д. Теория и практика связей с общественностью: практикум [Текст] / А.Д. Кривоносов. — СПб.: СПбГУ, 2002. — 240 с.

25. Курсова, Ю.Ю. Определение целевых аудиторий и постановка целей при проведении PR-кампаний [Текст] / Ю.Ю. Курсова // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2003. — № 2. — С. 60-65.

26. Лысикова, Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект:      научно-практическое пособие [Текст] / Н.П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. — М.: Литера, 2009. — 80 с.

27. Матвеев, М. Ю. Проблема определения имиджа библиотек [Текст] / М. Ю. Матвеев // Библиотековедение. — 2008. — № 6.- С. 118-122.

28. Матвеев, М.Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии [Текст] / М.Ю. Матвеев // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 5. — С. 80-91.

29. Матлина, С.Г. Благоприятный имидж библиотеки [Текст] / С.Г. Матлина // Школьная библиотека. — 2003. — № 6. — С. 42-44.

30. Метаева, В.А. Имидж корпорации [Текст] / Имиджелогия. Как нравиться людям / под ред. В.М. Шепель. — М., 2002. — 354 с.

31. Социологическое исследование «Детские библиотекари в социальных сетях и блогосфере» [Электронный ресурс] / Отдела социологии РГДБ. — 2014.

— Режим доступа: http://soc.rgdb.ru/2013-12-12-11-29-44/otchety

32. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках [Текст] / И.М. Суслова. — М. : Либерея, 2005. — 146 с.

33. Тихомирова, И. И. Библиотека: кризис идентичности. Есть ли выход? [Текст] / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2012. — № 20. — С. 7-11.

34. Тульчинский, Г.Л. Работа и отношения со СМИ [Текст] / Г.Л. Тульчинский. — СПб., 2005. — 64 с.

35. Хейфец, К. Всем нужен PR, но не все знают, что это такое [Текст] / К. Хейфец // Петербургский рекламист. — 2002. — № 1. — С. 30-31.

36. Шрайберг, Я.Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждет впереди [Текст] / Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. — 2013. — № 1. — С. 7-47.

37. Штыхван, В.Н. Искусство привлекать: связь с общественностью и формирование имиджа [Текст] / В.Н. Штыхван // Библиотечное дело. — 2004. — № 6. — С. 22-24.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф