Меню Услуги

Специфика проведения PR-кампании в Интернете на примере магазина свадебных аксессуаров «Пион Декор». Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4


1.3 Особенности российского рынка свадебных услуг и аксессуаров

По материалам маркетингового агентства Step by Step, объём свадебного рынка в 2012 году (платы агентствам за организацию мероприятия без стоимости банкета) составил свыше 150 млн. долларов. Тем не менее, эксперты оценивают емкость рынка свадебных услуг в размерах 160-250 млн. долларов. Около трети этих средств осваиваются специальными свадебными и околосвадебными агентствами. Ежегодно открывается масса новых агентств, занимающихся организацией праздников, включая свадьбы. Не меньше их ежегодно и закрывается. Ежегодный оборот крупного свадебного агентства может составлять сотни тысяч долларов.

Свадебные агентства обычно берут за услуги 10% от стоимости заказанных услуг, а некоторые предлагают пакет услуг, разделенный на классы по цене. Стоимость стандартного (самого дешевого) пакета услуг начинается от 2500 долларов и включает в себя полностью организацию свадьбы за исключением банкета (транспорт, букет невесты, прическа, тамада, DJ, фото- и видеосъемка и т.д.).

В Европе свадьба обходится в 20-50 тыс. евро. При этом основная статья расходов — свадебный обед, он составляет половину всех расходов на свадьбу (от 60 евро на человека). Вторая статья расходов – свадебное платье невесты. Оно стоит в среднем около 2000 евро (примерно 10-20% от общих расходов). На свадебный букет и аксессуары к свадебному платью невеста тратит еще 350 евро. Свадебный кортеж (берется в аренду) стоит около 300 евро. Украшение церкви или места проведения торжества цветами – примерно 240 евро. Заказ свадебного оркестра – от 180 евро. Фотограф и видеооператор – по 900 евро каждый:

Рисунок 1 — Структура свадебного бюджета в Европе

Структура свадебных расходов российских молодоженов, согласно результатам исследования агентства Abarus Market Research, выглядит следующим образом: на первом месте стоит банкет (от 23% до 60%); на втором месте – свадебные туалеты жениха и невесты – на двоих от 18% до 35%; на третьем месте, в зависимости от бюджета новобрачных, стоит проведение свадьбы, покупка обручальных колец и расходы в Загсе (рисунок 2).

Рисунок 2 — Структура свадебного бюджета в России

Свадебный наряд – одна из основных статей расходов. В Москве порядка сотни свадебных салонов, продающих платья по цене от 5 тыс. до 150 тыс. рублей. Но основная масса клиентов покупает платья за 20-30 тыс. А ведь есть еще рынки, где продается дешевая и зачастую некачественная продукция из Китая и с Украины. На Украине есть деревни, где все жители шьют свадебные платья для российского рынка, а поскольку на платья нет никакой пошлины, то и оптовая цена их $100. Но даже если принять, что все невесты выбирают недорогие платья за 15 тыс. рублей, а невест ежегодно в Москве 78 тыс., получается, что объем рынка свадебных платьев превышает $40 млн.

По результатам исследований, в Москве в среднем затраты на свадьбу составляют 180-500 тыс. рублей (включая банкет). По данным участников рынка, самая дешевая свадьба на 35 человек гостей в Москве обойдется в 100 000 руб. (при условии самостоятельной организации праздника, покупки платья на рынке, без заказа банкета в ресторане и количества гостей не более 30 человек). По некоторым данным, в минимальную сумму стараются уложиться 30% пар. Еще 60% пар тратят на свадьбу в среднем 180-300тыс.р. (включая банкет). И около 10% пар тратят на свадьбу более 500 тыс. руб., включая банкет (рисунок 3). Если бюджет позволяет, приглашают звездных артистов.

На рынке свадебных услуг в настоящее время действуют довольно большое количество игроков: существует более тысячи свадебных салонов и более 300 агентств по организации свадеб, также необходимо отметить, что крупных специализированных свадебных агентств на московском рынке не более десятка. На них приходится половина оборота всех свадебных агентств. Остальные деньги приходятся на услуги Загсов, частников по объявлениям и тех, кто не обращается к услугам свадебных агентств.

Наиболее известными агентствами в Москве являются «FAMILY», «Wedding Consult», «Студия Свадебных событий», «Любовь-Морковь», «Мастерская Оп-Позиция». Из представленных агентств только половина входят в Российскую свадебную ассоциацию – это «Scarlet Star», «Mon Amour», «Студия Свадебных событий», «FAMILY».

Свадьбы приносят стабильный доход не только специализированным агентствам, но и смежному бизнесу — ресторанному, цветочному, туристическому. Для любого ресторана, например, свадьба — гораздо более выгодное дело, чем работа в обычном режиме. Например, при среднем свадебном чеке $100 на посетителя и средних масштабах столичной свадьбы дополнительный доход столичных ресторанов получается вполне приличный — до $250 млн ежегодно оставляют брачующиеся в столичных заведениях общественного питания. Затраты на площадку достигают 35-40% бюджета средней свадьбы, а в плане выбора площадки почти нет ничего невозможного — свадьбу можно провести хоть в Оружейной палате, хоть на станции метро.
Цветочники тоже своего не упускают, ведь помимо стандартного букета невесты ($100) и украшения машин часто приходится оформлять и ресторанные залы, а это уже $500 и выше.

После свадьбы молодым принято устраивать свадебное путешествие, которое обычно дороже стандартных туров — не потому, что чем-то отличается, просто на свадьбах редко экономят, выбираются хорошие отели в недешевых теплых странах. Ежегодно молодые на туры тратят более $100 млн.

Российский рынок свадебных услуг обладает несколькими особенностями:

  1. сезонность: свадебный сезон начинается на Красную горку и заканчивается в декабре с рождественским постом;
  2. неготовность населения платить за организацию свадебных услуг, что связано с низким уровнем доходов россиян: по мере роста доходов населения, ситуация изменяется в сторону более профессиональной организации.
  3. множество нигде не зарегистрированных частных лиц, предлагающих услуги по организации свадеб. Многие из них занимаются данными услугами в свободное от основной работы время.
  4. разделение свадебного рынка, если раньше небольшие компании пытались заниматься сразу всем подряд, то сегодня идет конкретная специализация, а сопутствующие товары и услуги становятся темой для отдельного бизнеса.

Еще одна тенденция – за границей браки регистрируются в более зрелом возрасте, после 30–40 лет, когда молодожены уже сделали себе имя, карьеру, и для полного счастья им не хватает только семьи. В России же средний возраст молодоженов – 20–25 лет, и зачастую «спонсорами» свадебных мероприятий являются родители. Поэтому необходимо учитывать не только заоблачные мечты молодоженов, но и пожелания родителей.

Игроки рынка отмечают, что на летний период приходится до 60% всех свадеб, далее по популярности у молодоженов следует сентябрь–октябрь, менее всего востребован зимний период: в это время в основном расписываются из-за неожиданной беременности, когда уже не до дорогих церемоний. Самые рейтинговые даты – день города, день святого Валентина и красивые свадьбы.

Рисунок 3 — Структура предпочтений населения по времени празднования

В целом, ежегодно количество зарегистрировавших свои отношения людей по всей нашей стране растет. Развитие этого рынка причем идет в основном не за счет роста числа свадеб, а за счет большей доли пар, которые решили обратиться за помощью по организации свадеб. Динамичный рост показывает и сегмент салонов свадебных платьев. Учитывая современные тенденции и политику нашего государства в области укрепления института семьи.

Фирмы по устройству свадеб уже совместили наиболее востребованные услуги в 4 свадебных пакета: «свадьба эконом», «свадьба бизнес», «свадьба кино» и «свадьба супер»- эти пакеты позволят новобрачным максимально удобно и быстро оценить необходимый бюджет. Никаких дополнительных или скрытых платежей, предусматривается наличный и безналичный методы оплаты, заказ завершается заключением официального договора с печатью и подписью.

ГЛАВА 2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИИ

2.1 Коммуникационные требования к Интернет-сайту компании

На сегодняшний день в Интернете существуют представительства многих популярных офлайновых изданий, при этом они зачастую берут информацию из Интернета, сначала публикуют ее на своем сайте, затем в бумажной версии. Интернет предоставляет дополнительный набор средств связи с общественностью.

Связи с общественностью наряду с рекламой и стимулированием сбыта являются одним из важных инструментов маркетинга. Этот вид деятельности направлен на формирование и поддержание благоприятного имиджа фирмы, на убеждение общественности в необходимости деятельности фирмы и ее благотворном влиянии на жизнь общества.

Компания должна иметь конструктивные отношения не только с клиентами, поставщиками и дилерами, но и с широкими слоями заинтересованной общественности, под которой в данном случае понимается любая группа, фактически или потенциально заинтересованная в успехах или неудачах той или иной компании либо имеющая влияние на ее деятельность. Работа с общественностью, как и реклама, является инструментом коммуникативной политики предприятия и базируется на принципах взаимопонимания, правдивости, ясности, полной информированности и сотрудничества.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Если исходить из целевой аудитории, то методологию PR в Интернете можно разделить на mass relations (массовая коммуникация), group relations (взаимоотношения с группами) и media relations (отношения со СМИ), у каждой из которых — свои задачи.

Для mass relations это могут быть брендинг через Интернет, продвижение товара или сайта. Продвижение сайта стало наиболее востребуемой услугой, когда необходимо привлечь к сайту внимание целевой аудитории и создать на нем активное сообщество постоянных посетителей сайта (community), которое является ближайшим деловым окружением компании. В качестве PR-проекта, успешно справившегося с созданием такого сообщества, можно привести сайт e-xecutive.ru, владельцем которого является кадровое агентство по подбору руководящих кадров Ward Howell International. Целью данного сайта является привлечение профессионалов бизнеса. Для этого на сайте создано постоянно действующее в режиме онлайн сообщество, члены которого имеют доступ к информационно-познавательным материалам сайта, могут получать консультации, а также активно общаются друг с другом в целях обмена опытом по своей сфере деятельности и просто ради самого общения.

Media relations — это любые отношения посредством медиа, взаимодействие со средствами массовой информации посредством использования возможностей Сети (рассылка пресс-релизов, создание на веб-сайте специального раздела «для прессы», написание заказных статей и др.). На сегодняшний день большинство газет и других средств информации в той или иной форме присутствуют в Сети (например, kommersant.ru, izvestia.ru, vedomosti.ru). Отношения со СМИ, как и в оффлайне, продолжают оставаться одним из наиболее часто употребляемых элементов PR-деятельности.

Group relations — это отношения взаимодействия через Интернет с ближайшим окружением компании (с целевым сегментом рынка), т.е. всеми теми, кто нуждается в получении информации о компании. Компания может сегментировать свое деловое окружение на определенные группы и с каждой из них проводить мероприятия. Например, набор мероприятий для постоянных клиентов может быть таким: рассылка информации о изменениях в ценах и новых услугах, еженедельная рассылка отраслевой статистики, приглашение на презентации, поздравление с праздниками.

Связи с общественностью налаживаются и осуществляются по следующим основным направлениям:

  • формирование связей со средствами массовой информации;
  • организация связей с целевыми группами;
  • установление связей с государственными и общественными организациями [33, с.69].

Установление действенных связей с общественностью позволяет осуществлять регулярное распространение сведений о фирме для привлечения к ней внимания, укреплять взаимоотношения между ней и группами потребителей, регулировать процессы предпринимательской деятельности совместно с органами власти.

Рост использования средств Интернета в качестве эффективного средства в данном виде деятельности связан со следующими факторами:

Интернет сегодня становится признанным средством массовой информации, представляющим широкие слои населения и большинство традиционных СМИ, и является средой формирования общественного мнения;

Интернет позволяет существенно снизить затраты на связи с общественностью за счет перенесения акцента с традиционных средств информации на сетевые. Его преимуществом перед обычными СМИ при этом является более низкая себестоимость, возможность обновления информации в реальном времени без каких-либо затрат на оперативность изменений, круглосуточная доступность информации и отсутствие пространственных ограничений на доступ к информации;

Интернет предоставляет дополнительный набор средств связи с общественностью.

2.2 PR-мероприятия онлайн

Интернет сайт.

С точки зрения маркетинга сайт — это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией, которая может быть представлена реальными и потенциальными клиентами и партнерами, а также представителями средств массовой информации. Поэтому то, какая информация и как будет представлена на сайте, а также техническое оформление сайта, находится в сильной зависимости от того, кто является целевой аудиторией и что сайт должен до нее донести, какие возможности предоставить. Желательно, чтобы адрес сайта (имеется в виду доменное имя) был коротким, запоминающимся и отражающим деятельность или название компании, тогда он станет ценным ресурсом, например, при проведении рекламной кампании.

Наличие у организации корпоративного веб-сайта сегодня считается не просто делом престижа, но необходимостью. «Если Вы не представлены в Интернете — Вы просто не существуете» — этой фразой можно описать значение веб-сайта для организации, даже если ее деятельность не связана с информационными технологиями и продажей товаров в Интернете. В Сети при упоминании организации в статьях или новостях ссылки делаются на корпоративный сайт. На сегодняшний день уже не встает вопрос: нужен сайт или не нужен, но очень актуальна тема, как сделать сайт максимально эффективным с точки зрения успешной коммуникации и поддержания благоприятного имиджа. Поэтому создание и поддержка (регулярное обновление информации) сайта являются одним из важных компонентов PR-деятельности в сети Интернет. Также очень важно наладить поддержку обратной связи: во-первых, возможность для клиента оперативно связаться по электронной почте или ICQ, и, во-вторых, немедленную реакцию компании на его запрос (например, если пользователь послал вопрос по электронной почте, то он непременно должен в течение нескольких часов получить ответ или хотя бы уведомление о том, когда он его получит).

Кроме корпоративного сайта создаются также микросайты. Это может быть и сайт по продукту с исчерпывающей информацией о характеристике продукта, его ассортименте и способе покупки (например, blendamed.ru); и промо-сайт со специальным предложением; или сайт под специальный проект или событие (например, сайт «Перепись населения 2002» perepis2002.ru). Также во время кризисной ситуации может быть создан сайт, на котором посетители могут не только получить подробную информацию с детальным освещением проблемы и о том, какие меры принимаются для ее решения, но и высказаться по этому поводу, узнать мнения авторитетных людей (экспертов).

Как инструмент PR сайт является удобным каналом информирования целевых аудиторий и ее изучения. Среди прочего он позволяет собрать статистику по посетителям, нарисовать портрет своей аудитории, что дает возможность составлять наиболее адекватное сообщение и преодолеть коммуникационные барьеры. Например, компания может предоставлять доступ к определенной информации только зарегистрированным пользователям, для чего посетителям сайта надо ответить на небольшую анкету. Пример — портал sovetnik.ru. На нем поддерживается база зарегистрированных пользователей, ведут по каждому посетителю базу данных, в которой отражаются контактная информация, профессиональные предпочтения посетителя, его статус. После этого ведется работа на уровне сотрудничества: его могут попросить прокомментировать какое-то событие, поучаствовать в качестве респондента в опросе, при достаточной компетентности — написать статью.

PR-мероприятия он-лайн.

Он-лайн PR-мероприятия очень похожи на те мероприятия, которые проводятся в традиционном PR. Он-лайн мероприятия не требуют аренды помещения, расходов на кейтеринг и т. д. В большинстве случаев он-лайн действия не заменяют «живые» PR-мероприятия, а лишь дополняют их.
Решая, когда и как использовать данный инструмент, руководство должно вначале определить коммерческие цели, выбрать виды средств связи, тщательно разработать план и по окончании мероприятий оценить их результаты.

Связи с общественностью могут содействовать развитию следующих факторов:

  • повышению уровня осведомленности — может достигаться путем публикации материалов на собственном сайте и размещением статей в СМИ Интернета для привлечения внимания к фирме, продукции или идее;
  • укреплению доверия — наличие доверия является одним из основополагающих факторов в среде Интернета, поскольку она не позволяет произвести реальный контакт покупателя с торговцем по причине своей виртуальной природы. Поэтому размещение информации на сайте и ее постоянное обновление, наличие интерактивных инструментов взаимодействия с компанией, публикация статей на других ресурсах наряду с повышением осведомленности общественности являются хорошими методами укрепления доверия;
  • стимулированию сбыта — мероприятия по связям с общественностью могут улучшить показатели сбыта, стимулировать работу посредников, поднять энтузиазм дилеров компании;
  • снижению затрат на стимулирование сбыта — расходы на связи с общественностью в Интернете могут быть значительно ниже, чем аналогичные в традиционных средствах массовой информации или расходы на организацию рекламы в Интернете; чем меньше средств отпущено на стимулирование сбыта, тем целесообразнее использование связей с общественностью.

К основным средствам связи с общественностью в Интернете относятся:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • публикация материалов и новостей в СМИ Интернета, на сайтах информационных агентств и традиционных СМИ, на информационных ресурсах сетевых обозревателей, на специализированных и тематических серверах;
  • осуществление посредством Интернета взаимодействия с представителями традиционных СМИ;
  • работа с аудиторией в конференциях;
  • проведение в Интернете лотерей, конкурсов и других мероприятий с их активным освещением;
  • Интернет трансляции.
  • спонсорская поддержка компаний [16, с.80].

Рассылка новостей по он-лайн СМИ.

Рассылая новости в он-лайн СМИ, важно не забывать, что в данном случае работают те же самые законы, что и в печатных средствах массовой информации. Необходимо очень четко понимать, какому изданию могут быть интересны новости компании и кому конкретно в редакции необходимо отправлять эти новости. Нельзя пользоваться веерными рассылками. Журналисты он-лайн изданий, точно также как и журналисты печатных СМИ, ежедневно получают десятки новостей от компаний, из них только единицы берутся за основу будущих публикаций. Используя «веерную» рассылку, компания рискует потерять доверие журналистов, и действительно важная новость о компании просто затеряется в потоке никому не нужных пресс-релизов. Для наиболее эффективной работы с он-лайн СМИ следует составить подробную базу журналистов с указанием названия издания и краткого описания редакционной политики, обязательно подробно указать темы, по которым работает журналист, постараться занести в базу реакцию журналиста на предыдущие пресс-релизы от компании или статьи, которые писал этот автор ранее. При наличии такой базы, в дальнейшем будет удобнее составлять список рассылки пресс-релизов. Непосредственно отправляя пресс-релиз по электронной почте, следует указать в теме письма краткое название пресс-релиза, по возможности не использовать вложенные файлы, лучше поместить пресс-релиз в поле текста электронного письма. Любые «тяжелые» картинки или презентации следует отправлять приложением к электронному письму только после того, как на это будет получено согласие журналиста.

Он-лайн интервью и пресс-конференции.

Многие он-лайн СМИ и Интернет порталы практикуют транслируемые в сети интервью с представителями компаний, политическими и государственными лицами и т. д. Например, редакция Интернет-газеты www.gazeta.ru оповещает своих читателей о подобных мероприятиях за 2-3 недели. За это время читатели могут заранее присылать свои вопросы на адрес электронной почты или могут задать свой вопрос непосредственно во время он-лайн интервью. Обычно интервьюируемый успевает за один час общения подробно ответить на 10-15 вопросов. Он-лайн интервью — довольно распространенный PR инструмент, особенно широко используемый политическими деятелями и директорами компаний, работающих на массовом рынке (сотовая связь, банки и т. д.)

Он-лайн промоушн.

Он-лайн промоушн активно практикуется в некоторых областях бизнеса, например, в индустрии развлечений. В Сети можно найти огромное количество Интернет-сайтов, посвященных еще не вышедшим на экраны фильмам. Обычно такие веб-сайты содержат игры, конкурсы, интервью с актерами и рассказы участников съемок. Компании, производящие FMCG товары, также используют он-лайн промоушн. На сайте www.lipton.ru хранятся несколько он-лайн игр, использующих тематику чайного пакетика, проводятся регулярные конкурсы с призами от компании «Липтон». Здесь же пользователи могут скачать экранные обои и заставки, выполненные в фирменном желтом стиле этого бренда. Он-лайн промоушн не обязательно проводится на фирменном сервере компании. Например, в 2002 году компания Durex организовала он-лайн конкурс для посетителей сайта www.auto.ru .

Интернет-трансляция.

Интернет-трансляции позволяют привлечь к локальному мероприятию, проводимому в одном конкретном месте, внимание людей по всему миру. Например, на сайте www.mosinform.ru проводятся регулярные прямые трансляции заседаний Правительства Москвы.

Спонсорская поддержка компаний.

Под спонсорством понимается деятельность фирмы, осуществляемая на принципе взаимности — спонсор предоставляет фирме финансовые, материальные или иные услуги, а спонсируемая фирма обязуется способствовать созданию и развитию успеха спонсора, достижению его маркетинговых целей. В случае использования Интернета спонсируемая фирма может оказывать спонсору следующие услуги: представлять его материалы на своем сайте, проводить при помощи своих ресурсов рекламные кампании в отношении спонсора и т. д. Непосредственными целями спонсора при этом являются увеличение численности своей аудитории, повышение известности и запоминаемости марки своей фирмы, формирование и коррекция имиджа, перенос эмоционального отношения потребителя к сайту на свои продукты или услуги, а также активное формирование отношений с потребителями.

От обычного размещения рекламы на web-сайте спонсорство отличается, прежде всего, степенью интеграции и уровнем взаимодействия между издателем и спонсором. Спонсор не только получает внимание аудитории, посещающей данный сайт, но, поддерживая ценный для посетителей ресурс, значительно улучшает свой имидж и лояльность по отношению к себе со стороны его постоянной аудитории.

В спонсорский пакет могут включаться:

  • размещение логотипа на страницах спонсируемого сайта;
  • проведение опросов, анкетирования, лотерей и конкурсов на спонсируемом сайте;
  • публикация информации о программах спонсора в ленте новостей, презентация продуктов и услуг и т. д.

Любые он-лайн PR-мероприятия должны быть частью общей PR-политики компании. Если у компании есть аудитория в Интернете или что у компании есть продукт или услуга, которые могут заинтересовать посетителей всемирной Сети, следует попробовать реализовать пилотную он-лайн PR-кампанию и если полученные результаты окажутся положительными, можно смело включать Интернет-инструменты в стратегию PR-продвижения магазина [11, с.45].

2.3 Использование Social Media Marketing для взаимодействия с аудиторией

Социальные сети сближают, позволяют пересечь временные и территориальные барьеры, чтобы находиться в максимальном контакте с друзьями, родственниками и знакомыми, при этом не отрываясь от монитора компьютера в рабочем кабинете или собственной спальне.

Для разных видов рекламы многие характеристики социальных сетей являются большим преимуществом в сторону выбора этих сетей в качестве площадки. Для партизанского маркетинга безусловно большую роль играет непосредственный контакт с потенциальным клиентом или представителем целевой аудитории. Для баннерной или контекстной рекламы важно, что миллионы пользователей ежедневно проводят многие часы за общением в Интернет. Но для того, чтобы получить более чёткое представление, о том, как можно использовать социальные сети эффективно для своих рекламных и PR целей, рассмотрим конкретные виды российских и зарубежных социальных сетей.

Прежде, чем подробно описывать особенности той или иной платформы, обратимся к всемирно известной и популярной Википедии и спросим, а что же вообще такое социальные сети:

«Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п. В таких сетях обычно используется фолксономия.»

Итак, речь идёт о сообществах, которые выстраиваются по каким-либо параметрам. Будь то общий интерес к разведению породистых собак или любовь к музыке группы Нирвана. Это не имеет значения. Однако можно выделить некоторые наиболее популярные категории, которые помогут нам разобраться более детально, что к чему и как лучше использовать максимально все возможности для маркетинга.

Социальные сети общего формата.

Сюда можно отнести крупнейшую русскоязычную сеть «ВКонтакте». Здесь людей не связывают общие интересы или какая-либо совместная деятельность. Социальные сети подобного рода созданы в первую очередь для коммуникативных целей, то есть для общения с друзьями, родственниками, знакомыми и коллегами. Люди часто выкладывают в сеть фотографии с отпуска или других мероприятий, видеоролики, музыку и многое другое. Активно используются приложения. Таким образом, другие люди могут легко узнать, как поживает тот или иной друг, не имея порой на то возможности в «реальной жизни» из-за отсутствия времени или по каким-либо другим причинам. Сюда же можно отнести сеть «Одноклассники», где пользователи имеют возможность найти людей, с которыми раньше учились. В англоязычных странах очень популярны такие сети, как «Facebook» и «Bebo».

Рисунок 4 – Рост пользователей социальных сетей

Профессиональные социальные сети.

Такие сети созданы исключительно для общения среди представителей определённых профессий. Профессиональные социальные сети позволяют найти сотрудников или наоборот работу, наладить контакт с представителем определённой компании, разместить корпоративную новость или пресс-релиз и воспользоваться многими другими возможностями. Другими словами, выложить видеоролик с дня рождения было бы здесь неуместно, как минимум. К наиболее популярным профессиональным социальным сетям в российском Интернет можно отнести «RB.ru», «Профессионалы» и «Мой круг». За рубежом очень популярна сеть «LinkedIn», а также «XING».

Социальные сети по интересам.

Кого-то объединяет музыка, кого-то любовь к природе, а кого-то любимый телесериал. Общие интересы или любовь к конкретной деятельности порождают образование определённых социальных сетей, где пользователи могут пообщаться с единомышленниками. В России и за границей большое распространение имеют такие сети, как «Last.fm» и «MySpace». Если брать исключительно англоязычные, то можно выделить большую сеть для поклонников японской мультипликации «MyAnimeList».

Бывают и другие виды социальных сетей, но их уже сложнее выделить в силу не столь большого их распространения, поэтому придавать большое значение мы им не будем. Лучше рассмотрим различные виды рекламы, которые можно эффективно использовать на платформах многочисленных социальных сетей.

Баннерная и контекстная реклама.

С учётом специфики рекламируемого товара или услуги баннерную и контекстную рекламу лучше размещать в таких сетях, где наиболее лучшим образом присутствует целевая аудитория. Возьмём конкретный пример для наглядности. Предположим, что мы хотим разместить баннер, который должен рекламировать уникальный и полезный «супер-корм» для собак. Абсолютно не целесообразно в таком случае размещать баннер в профессиональной социальной сети, например. Ведь целевую аудиторию надо искать в таких сетях, которые посвящены собакам или хотя бы домашним питомцам в целом. Рекламировать же услуги по созданию сайтов как раз можно на профессиональных сетях, так как там могут быть потенциальные заказчики. Поэтому в первую очередь всегда нужно стараться максимально чётко понимать свою целевую аудиторию и место её нахождения. В социальных сетях типа «ВКонтакте» можно использовать таргетированную рекламу, где учитываются интересы пользователей. Важно также отметить, что одна только баннерная реклама в социальных сетях малоэффективна, так как она остаётся в таких местах практически незамеченной. При планировании рекламной кампании в социальных сетях стоит делать ставку на совокупности, а не надеяться на отдачу лишь от одного вида рекламы.

Рисунок 5 – Самые популярные Интернет-сервисы в России

Партизанский маркетинг.

Сейчас большой популярностью пользуется так называемый партизанский маркетинг, где контакт с потенциальным клиентом устанавливается напрямую, за счёт коммуникативных возможностей социальных сетей. Частному мнению люди стали доверять значительно больше, нежели рекламе или заказной статье в журнале. Здесь играет роль человеческий фактор. Поэтому тот факт, что в таких сетях, как «ВКонтакте» можно установить действительно близкий контакт с потенциальным клиентом или представителем целевой аудитории, является очень большим преимуществом для эффективной маркетинговой работы. Как правило, используется профайл выдуманного пользователя и со временем разрабатывается определённый имидж и возрастает, тем самым, популярность: новый пользователь обзаводится друзьями, участвует в большом количестве групп, активно принимает участие в интересных обсуждениях и тем самым постоянно расширяет круг знакомств. Ежедневный мониторинг позволяет отыскать удобные моменты для партизанского влияния на целевую аудиторию. Например, в одной из групп по интересам несколько пользователей начали сравнивать два продукта. Один из продуктов является нашим. Второй же принадлежит конкурентам. Это и есть превосходная возможность для того, чтобы повлиять на мнение ещё нескольких человек. А ведь в последствии такое влияние может оказаться и более массовым. Здесь всегда действует правило, что мнение анонимного пользователя значительно важнее официальной рекламы компании. А значит, пока партизанская работа не раскрыта, необходимо действовать активно, но аккуратно. Часто подобные обсуждения или другие щепетильные темы для «разогрева» инициируются искусственным образом, чтобы позже принести выгоду в пользу рекламной кампании в целом. Другими словами, работа в социальных сетях носит очень креативный характер. Задачи отличаются нестандартностью своих решений, а результат порой может превзойти любые ожидания.

Вирусный маркетинг.

При распространении вирусных роликов, например, необходимо производить так называемый посев. Для этого существуют, разумеется, такие специализированные социальные сети, как «YouTube» и «RuTube». Однако посев в других социальных сетях, по интересам или общего формата, в определённые группы «ВКонтакте» и так далее позволяет эффективно увеличить посев.

Приложения в социальных сетях.

В российском Интернет особенно распространены приложения «ВКонтакте». Некоторые пользуются многомиллионной популярностью. Многие компании используют такие возможности для продвижения своих товаров или имиджа компании. Некоторые компании даже заказывают изготовление собственных флеш-приложений для социальных сетей и, таким образом, привлекают целевую аудиторию. Реклама такого рода очень эффективна, однако требует немалых затрат. На начальном этапе становления бизнеса не всегда можно себе позволить тратить такие большие суммы на маркетинг.

Открытым остаётся один вопрос, а именно: как оценить результаты проделанной работы и понять, насколько эффективны были наши усилия? Не всегда легко оценить такие результаты, особенно когда помимо маркетинга в социальных сетях используются и другие методы. Однако несколько моментов всё-таки можно выделить. Например, «переманив» конкретного клиента на свою сторону, эффективность от проделанной работы очевидна. Можно также подсчитать общее количество рекламных контактов, переходов посетителей с сайтов социальных сетей на сайт Вашей компании. Также иногда практикуется отслеживание перепечаток текстовых материалов, опубликованных на различных страницах сетей.Общаясь с целевой аудиторией, специалисты по маркетингу и PR формируют так называемое «информационное поле», и при этом их главная цель – осуществление контроля над этой областью посредством постоянного мониторинга и аудита.

К 2012 году связи с общественностью в Интернете стали декларироваться как самостоятельная специализация. Многие государственные структуры, крупные корпорации, информационные и PR-агентства начали искать работников именно на должность специалиста по связям с общественностью в Интернете. Это свидетельствует о том, что формируется новая смежная профессиональная отрасль, которая обладает определенной перспективой [24, с.16].


Страницы:   1   2   3   4