I. Кратко ответьте на поставленные вопросы:
- Какие проблемы человеческого существования называются «вечными» и почему? Назовите их.
- Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отличается от него мировоззрение религиозное?
- Раскройте смысл основного принципа античной философии – космоцентризма. Обратите внимание на двойное значение греческого термина «космос» (и «вселенная», и «порядок).
- Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита). Что отличало от них учение Демокрита?
- Известно выражение «Гераклитов поток». Воспроизведите знаменитое изречение Гераклита и объясните его.
- Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?
- Что такое диалектика? Назовите основной закон диалектики, который был известен уже Гераклиту.
- Эпикурейцем называют человека, который наслаждается жизнью. Понятием “стоический характер” обозначают характер человека мужественного, не способного поступиться своими принципами, духовно сильного. В чем заключалось существенное отличие философской позиции эпикурейцев и стоиков?
I. Выберете один из 14 представленных ниже первоисточников, ознакомьтесь с ним и ответьте на контрольные вопросы:
- Образ философии в диалоге Платона «Пир»
Контрольные вопросы
- Каково происхождение Эрота и какими качествами наделяет его Диотима в беседе с Сократом?
- Какие черты Эрота являются характеристиками философии?
- Каково отношение между философией и мудростью?
- Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диалоге.
См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота — овладение благом // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2.
М., 1993. С. 108-122.
Дополнительная литература Адо П. Что такое античная философия. М., 1999. Асмус В. Платон. М., 1975.
- Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство»
Контрольные вопросы
- В чем усматривает Платон причины возникновения государства?
- Какие четыре формы правления исследует Платон, как они связаны между собой?
- 3а что критикует Платон демократию?
- Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?
- Как определяет Платон справедливость?
См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 145-152, 217-232,
356-382.
Дополнительная литература
Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.
История философии. Запад — Россия — Восток. Кн. 1. М., 1995.
- Аристотель о предмете и основных принципах метафизики (трактат «Метафизика»)
Контрольные вопросы
- Что выделяли в качестве начала всего, или первой причины бытия, ранние древнегреческие философы? Назовите основные версии решения этой проблемы.
- Как определяет начала Аристотель, и какие виды их он выделяет?
- Что такое причина, на какие виды причин указывает Аристотель?
- Как определяет Аристотель основные понятия метафизики: сущее, сущность, бытие, небытие?
- Какая наука изучает сущее как таковое?
См.: Аристотель. Метафизика. Кн. 1: гл. 3-7; Кн. 4: гл. 1-2; Кн. 5: гл. 1-4, 7-8; Кн. 6: гл. 1; Кн. 7:
гл. 1, 3 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 70-81, 145-150, 155-157, 180-182, 187-188, 189-191.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля // Философия природы в античности и средние века. М., 2000.
Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.
- Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля
Контрольные вопросы
- Как определяет Аристотель сущность государства?
- Что говорит Аристотель о природе человека?
- Как определяет Аристотель понятия гражданина и государственного устройства?
- Какие виды государственного устройства выделяет Аристотель и каковы критерии их различения?
- Что является государственным благом, согласно Аристотелю, и ради чего существует государство?
См.: Аристотель. Политика. Кн. 1, 3-4 //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376, 378-384,
444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.
Дополнительная литература
Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Гл. III.
Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 38-52.
- Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни»
Контрольные вопросы
- Что называет Сенека подлинным благом и почему?
- Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольствия?
- Кого Сенека почитает мудрецом?
- Что составляет основу мудрой жизни?
- Всегда ли тождественны понятия философа и мудреца?
См.: Сенека Л. А. О счастливой жизни // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М, 1995. С. 168-190.
Дополнительная литература
Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопр. философии.
- № 1.
Лосев А. Ф. Поздние стоики // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.
- О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О Граде Божием»
Контрольные вопросы
- Почему Августин называет государства «разбойничьими шайками»?
- Кому с точки зрения Августина принадлежит власть раздавать царствование?
- В чем различие между царством земным и небесным?
- Что понимает Августин под Градом Божием?
- Какую роль играет божественное провидение в жизни государства?
- Какими двумя родами любви образованы два града: земной и небесный?
См.: Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. С. 160-166, 210-212, 229-234, 256-264,
511-528, 653-663, 675-688, 700-704.
Дополнительная литература
Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и Вера. М., 1995.
Марру А. Святой Августин и августианство. СПб., 1999.
- О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии»
Контрольные вопросы
- Какая наука, согласно Фоме Аквинскому, основана не на истинах разума, а на Божественном откровении?
- Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Фома Аквинский?
- Почему ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным?
- Какие два вида интеллекта выделяет Фома Аквинский?
- Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание истины двояко»?
См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001. С.197-220.
Дополнительная литература
Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.
Стангене Д. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии // Вопр. философии. 1999. № 7.
- О величии и предназначении человека в произведении Д. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
Контрольные вопросы
- Как получилось, что человек — это «творение неопределенного образа»?
- Что такое лестница Якова, о которой пишет Пико?
- В чем, согласно Пико, состоит «двойная природа души»?
- Каково предназначение диалектики, естественной философии и теологии в опыте человеческого существования?
- О каких трех дельфийских правилах пишет Пико?
- Как, по мнению Пико, связаны магия и философия?
См.: Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения: Антология. М., 1991. С. 220-239.
Дополнительная литература
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.
Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
- Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь»
Контрольные вопросы
- Какую власть Н. Макиавелли называет гражданской, а какую духовной? Каким образом они устанавливаются и на чем основаны?
- В чем, согласно Н. Макиавелли, заключена тайна сильной власти государя?
- Должен ли государь быть добродетельным и какие положительные качества ему следует иметь?
- Почему Н. Макиавелли считает, что для государя опасно иметь только положительные нравственные качества?
- Что важнее для удержания власти: быть подлинно добродетельным или уметь таковым казаться? Каковы аргументы Н. Макиавелли?
См.: Макиавелли Н. Государь. Гл. IX, XI, XIV-XVIII // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Мн., 1998. С. 53-57, 60-62, 73-87.
Дополнительная литература
Хлодовский Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: Трагедия «Государя» // Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.
- Образ справедливого общественного устройства и гуманистические идеалы Т. Мора («Утопия»)
Контрольные вопросы
- Какие пороки современного ему английского общества изобличает Т. Мор в своей «Утопии»?
- Что считает Т. Мор основанием равенства и справедливости в общественном строе Утопии?
- Каким образом устроена власть в Утопии? Какие демократические идеи развивает Т. Мор в своем сочинении?
- Какую роль играет труд в жизни обитателей Утопии?
- Как Т. Мор характеризует нравы утопийцев? Какие гуманистические ценности он отстаивает?
См.: Мор Т. Утопия // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. С. 53-77.
Дополнительная литература
Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985.
Философия нового времени и современная философия
- Выберете один из 52 представленных ниже первоисточников, ознакомьтесь с ним и ответьте на контрольные вопросы:
- Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон».
Контрольные вопросы
- Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?
- Что называет Ф. Бэкон наилучшим из доказательств?
- Какие четыре вида идолов выделяет Ф. Бэкон, в чем их суть?
- Какому предмету уподобляет Ф. Бэкон ум человека?
- Какие свойства и слабости человеческого разума являются источником заблуждений?
См.: Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 12-17, 18-28, 33-35.
Дополнительная литература Михаленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
- Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе»
Контрольные вопросы
- Какие четыре правила рационалистического метода формулирует Р. Декарт?
- Какому порядку рассуждения должно подчиняться познание истины?
- Что понимает Р. Декарт под методической эннумерацией?
- Что означает принцип очевидности применительно к познанию?
- Какую роль играет опыт в познании природы?
См.: Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 286-288, 291-292.
Дополнительная литература
Ляткер Я. Л. Декарт. М., 1975.
Позднее М. Личность и мысль Рене Декарта // Декарт Р. Разыскания истины. СПб., 2000.
Хесле В. Гении философии. М., 1992.
- Декарт о сущности философии и ее основных началах в работе «Начала философии»
Контрольные вопросы
- Как определяет Р. Декарт философию и каким двум требованиям должны соответствовать ее начала?
- В чем, считает Р. Декарт, можно и следует сомневаться в процессе поиска истины?
- Какое ясное и очевидное философское утверждение, согласно Р. Декарту, является абсолютно истинным заключением нашего познания?
- Что такое «врожденные понятия»?
- Что, согласно Р. Декарту, является последними субстанциями и какими атрибутами они обладают?
См.: Декарт Р. Начала философии. Ч.1, п. 1-21; 51-56// Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 232-235, 237-243, 249-251.
Дополнительная литература
Ляткер Я. Л. Декарт. М., 1975.
Позднев М. Личность и мысль Рене Декарта // Декарт Р. Разыскания истины. СПб., 2000.
Хесле В. Гении философии. М., 1992
- Т. Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан»
Контрольные вопросы
- В чем заключается, по Т. Гоббсу, естественное равенство человека?
- Как определяет Т. Гоббс естественное состояние, каковы его основные характеристики?
- В чем состоит причина и цель образования государства?
- Как определяет Т. Гоббс сущность государства?
- Что говорит Т. Гоббс о соотношении свободы и необходимоти?
- В чем заключается суть общественного договора согласно Т. Гоббсу?
См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Гл. XIII, XVII, XXI // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 149-154, 192-197, 233.
Дополнительная литература
Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.
Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Т. Гоббса // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
- Дж. Локк об идеях и их происхождении в работе «Опыт о человеческом разумении»
Контрольные вопросы
- Что, согласно Дж. Локку, является источником наших идей?
- Когда Ум приобретает первые идеи?
- Существуют ли врожденные идеи согласно Дж. Локку?
- Каков источник человеческого знания?
См.: Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1988. С. 154-168.
Дополнительная литература
Бруно, Бэкон, Локк, Лейбниц, Монтескье. Биографические повествования. Челябинск, 1996.
Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.
- Идея «естественных прав» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»
Контрольные вопросы
Что понимает Дж. Локк под «естественным состоянием» человечества?
Чем политическое общество отличается от «естественного состояния»?
В чем суть «общественного договора» согласно Дж. Локку? Между кем он заключается?
Какие права передает каждый член общества государству в процессе заключения общественного договора?
Совместима ли абсолютная монархия с гражданским обществом и почему?
Какие ветви власти выделяет Дж. Локк, в чем заключается их функция в государстве?
См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 306, 310-313, 316-319, 326-327.
Дополнительная литература
Заиченко Г. А. Д. Локк и современность // Философские науки. 1990. № 8.
Нарский И. С. Философия Дж. Локка. М., 1960.
- Идея плюралистической онтологии в учении Г. Лейбница о монадах («Монадология»)
Контрольные вопросы
Как определяет Г. Лейбниц понятие монады?
Что является причиной естественного изменения монад?
В чем заключается, согласно Г. Лейбницу, последняя причина вещей? Что именует Г. Лейбниц первичным Единством?
Что понимает Г. Лейбниц под Градом Божием?
Что, согласно Лейбницу, отличает человека от животного?
См.: Лейбниц Г. Монадология // Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 413-429.
Дополнительная литература
Нарский И. С. Готфрид Лейбниц. М., 1972.
Погребысский И. Б. Лейбниц. М., 1971.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
- Проблема существования в трактате Дж. Беркли «О принципах человеческого знания»
Контрольные вопросы
- Как Вы можете проинтерпретировать положение Дж. Беркли: «Существование идеи состоит в ее воспринимаемости»?
- Как трактует Дж. Беркли понятие духа?
- Что относит Дж. Беркли к первичным и вторичным качествам?
- Как оценивает Дж. Беркли понятие материи или телесной субстанции?
- Могут ли тела существовать вне духа по мнению Дж. Беркли?
См.: Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Ч. 1, п. 1-21 // Беркли Дж. Соч. М., 1978. С. 171-180.
Дополнительная литература
Быховский Б. Э. Джордж Беркли. М., 1970.
Юров С. В. Дж. Беркли и проблемы солипсизма // Вопр. философии. 1997. № 6.
- О скептицизме по отношению к разуму и чувствам в работе Д. Юма «Сокращенное изложение трактата о человеческой природе»
Контрольные вопросы
- Как оценивает Д. Юм свой трактат с точки зрения его понимания?
- На какие два рода делит наши восприятия Д. Юм?
- На каком конкретном популярном примере Юм рассматривает отношение причины и действия?
- Какова роль привычки в человеческом познании?
См: Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Мн., 1998.
С. 658-674.
Дополнительная литература
Нарский И. С. Давид Юм. М., 1973.
Шпилевская И. В. Спор о скептицизме: Д. Юм и философы «школы здравого смысла» // Вопр. философии. 2001. № 4.
- Ж.-Ж. Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости (трактат «Об Общественном договоре, или Принципы политического права»)
Контрольные вопросы
- Какую основную задачу призван разрешить общественный договор?
- В чем, согласно Ж.-Ж. Руссо, состоит сущность общественного договора?
- Что, согласно Ж.-Ж. Руссо, делает законным обязательства в гражданском обществе, составляя секрет и силу политической машины?
- Что теряет и что приобретает человек, заключая общественный договор?
- Что называет Ж.-Ж. Руссо справедливостью общества и без чего она невозможна?
- Как определяет Ж.-Ж. Руссо суверенитет и какими характеристиками его наделяет?
См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С.
152-154, 160-174, 176-178.
Дополнительная литература
Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.
Дворцов А. Т. Ж.-Ж. Руссо. М., 1980.
- Сен-Симон о прогрессе и основаниях нового общественного строя в работах «Письма женевского обитателя к современникам», «О теории общественной организации», «Катехизис промышленников» и др.
Контрольные вопросы
- В чем с точки зрения Сен-Симона заключается прогресс человечества? Какую роль в нем играют наука и мораль?
- Чем должно определяться положение человека в новой общественной системе?
- Как трактует Сен-Симон принцип равенства?
- Каково отношение Сен-Симона к религиозной вере?
- Почему Сен-Симона называют предтечей технократизма? Какую роль играют в его социальном проекте промышленники?
См.: Сен-Симон А. де. Письма женевского обитателя к современникам. Взгляд на собственность и законодательство. О теории общественной организации. Катехизис промышленников // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. С. 214-233.
Дополнительная литература
Володин А. И. Предшественники научного коммунизма // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.
Самсонова Т. Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XIV-XIX вв. М., 1996.
- О природе человека в работе Ж. Ламетри «Человек-машина»
Контрольные вопросы
- Как определяет Ж. Ламетри человека и человеческое тело?
- Чему соответствуют, согласно Ж. Ламетри, различные состояния души?
- Как объясняет Ж. Ламетри происхождение человеческой способности к символическому познанию?
- Как определяет Ж. Ламетри душу человека и от чего зависят все способности души?
- Каковы два преимущества человека по сравнению с животными?
См.: Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж. О. Соч. М., 1976. С. 193-226, 238-244.
Богуславский В. М. Ламетри. М., 1977.
Огородник И. В. Философские взгляды Ламетри. Киев, 1979.
- Разум и справедливость как движущие силы мировой истории в трактате И. Гердера «Идеи к философии истории человечества»
Контрольные вопросы
- Как характеризует И. Гердер закон природы?
- Что полагает И. Гердер предустановленной целью человеческой природы?
- Что пишет И. Гердер о закономерностях истории и что является основанием ее законов?
- Какую роль играет разум и просвещение в истории человечества? Какое начало, согласно И. Гердеру, творит историю?
- На каких принципах должно быть основано общественное благосостояние?
- Каковы основные проявления общественного прогресса по мысли И. Гердера?
См.: Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. Кн. XV. М., 1977. С. 426-432, 434-437, 440-442, 446-455.
Дополнительная литература
ГулыгаА. В. Гердер. М., 1995.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
- И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены»
Контрольные вопросы
- На какую мель, по оценке И. Канта, сумел посадить Юм свой гносеологический корабль?
- Могут ли источники метафизического познания быть эмпирическими либо они берутся из чистого рассудка и чистого разума?
- В чем состоит различие между синтетическими и аналитическими суждениями?
- На какие четыре вопроса разделяет И. Кант главный трансцендентный вопрос?
- Какие три типа идей чистого разума выделяет И. Кант?
См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1-2; 5; 40- 56 // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 6-25, 29-34, 87-113.
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
ГулыгаА. Кант. М., 1994
- И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов»
Контрольные вопросы
- Как возможен категорический императив?.
- В чем различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости?
- Как называет И. Кант тот мир, к которому мы все принадлежим как разумные существа и субъекты нравственных отношений?
- Чего нельзя требовать от философии по отношению к моральному закону?
См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов. Разд. 3. Переход от метафизики нравов к критике чистого практического разума // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 225-246.
Дополнительная литература
Троепольский А. Н. Кант и современность: о логике применения категорического императива в моральной практике // Философские науки. 1991. № 1.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992. Этика Канта и современность. Рига, 1989.
- Л. Фейербах о природе, сущности и назначении человека
Контрольные вопросы
- В чем состоит существенное отличие человека от животного?
- Почему в религии человек сознает свою конечную и бесконечную сущность?
- Каковы отличительные признаки «истинно человеческого в человеке»?
- Как рассматривает сознание человека Л. Фейербах?
- Когда человек имеет жизненное назначение?
См.: Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991. С. 33-40.
Дополнительная литература
Быховский Ю. Людвиг Фейербах. М., 1967.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
- С. Франк о религиозно-философском понимании общества
Контрольные вопросы
- В чем, по мнению С. Франка, состоит главная проблема социальной философии?
- Кого и почему считает автор «истинным реалистом» в понимании происходящего в обществе?
- Какие два типа философии истории выделяет С. Франк?
- Как характеризуется экономический материализм?
- В чем сущность общественной жизни по мнению автора?
См.: Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 244-249, 264-268, 314-317.
Дополнительная литература
Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991.
Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
- О социальной сущности человека и факторах антропо-социогенеза в сочинениях К. Маркса
«Тезисы о Фейербахе» и Ф. Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека»
Контрольные вопросы
- Как определяет К. Маркс сущность человека?
- В чем, по мысли Ф. Энгельса, заключался решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку?
- Под влиянием каких двух главных стимулов мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг?
- Что, согласно Ф. Энгельсу, составляет характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян?
- Какие существенные отличия человека от животных выделяет Ф. Энгельс?
См.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1985. С. 1-4.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1986. С. 505-
517.
Дополнительная литература
Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. К. Маркс и современная философия. М., 1999.
Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.5.
- К. Маркс о сущности материалистического понимания истории
Контрольные вопросы
- Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую структуру общества?
- Что, по мысли К. Маркса, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества?
- Какое противоречие знаменует наступление эпохи социальной революции?
- Какие способы производства К. Маркс рассматривает как прогрессивные эпохи экономической общественной формации?
- Какие предпосылки материалистического понимания истории выделяют К. Маркс и Ф. Энгельс? В чем заключается его сущность?
- Каковы основные стороны социальной деятельности, или первичные исторические отношения?
См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1985. С. 5-9.
Дополнительная литература
Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1984.
Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.6.
- А. Шопенгауэр о парадоксах воли к жизни в опыте человеческого существования
Контрольные вопросы
- В каких основных тенденциях реализуется внутренняя судьба воли?
- Каковы, по мнению А. Шопенгауэра, сущность и формы проявления скуки?
- Чем определяется мера страдания и счастья?
- Почему счастье имеет всегда отрицательный характер?
- Какова природа сострадания?
- Как возможно отрицание воли и какие примеры отрицания воли приводит А. Шопенгауэр?
См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. § 56-58, 68-69 // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. С.
295-307, 351-367.
Дополнительная литература
Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1973.
Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992.
- Выбор как открытие человеческой экзистенции в сочинении С. Кьеркегора «Одно из двух»
Контрольные вопросы
- Как определяет С. Кьеркегор сущность эстетического мировоззрения?
- Какая дилемма, согласно С. Кьеркегору, порождает отчаяние личности, у которой эстетическое мировоззрение?
- Что обретает конечная человеческая личность, совершив абсолютный выбор?
- Каким образом, согласно С. Кьеркегору, постигается различие между добром и злом?
- В чем заключается сущность этического мировоззрения и в чем главное отличие этика от эстетика?
См.: Кьеркегор С. Одно из двух. Гармоничное развитие в человеческой личности эстетических и этических качеств // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 303-344.
Дополнительная литература
Быховский Б. Э. Кьеркегор. М., 1972.
Левит К. Тот единичный Киркегор // Топос. 2002. № 1(6). Мир Кьеркегора. М., 1994.
- Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
Контрольные вопросы
- О чем не знал святой старец, по мнению Заратустры?
- «Это мои звери!», — воскликнул Заратустра. Кого он имел в виду?
- Что находил Заратустра везде, где он видел живое?
- Чего не могут делать добрые, по мнению Заратустры?
- О каких скрижалях говорит Ф. Ницше?
См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 6-17, 81-83, 141-156.
Дополнительная литература
Галеви Л. Жизнь Ницше. Рига, 1991.
Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 5-46
.
- Ф. Ницше против философии или переоценка всех ценностей в работе «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
Контрольные вопросы
- Войну против каких идолов объявляет Ф. Ницше?
- Каких философов Ф. Ницше называет антигреками, орудием греческого разложения, симптомом гибели?
- Каким образом Ф. Ницше характеризует диалектику?
- Кто из философов, по мнению Ф. Ницше, сделал из разума тирана?
- Как относится Ф. Ницше к разуму в философии?
См.: Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 557, 563-572.
Дополнительная литература
Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопр. философии. 2001. № 8.
Данто А. Ницше как философ. М., 2000.
- Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины
Контрольные вопросы
- Ф. Скорина о Библии как кодексе христианской морали и источнике народной мудрости.
- Выделите основные идеи этики Ф. Скорины.
- Сопоставьте моральные принципы Ф. Скорины с этикой эпикуреизма, аристотелизма, стоицизма.
- В чем состоит этическая оценка научного знания в интерпретации Ф. Скорины?
- Какое развитие получили этические идеи Ф. Скорины в контексте отечественной философской традиции?
См.: Францыск Скарына. Творы: Прадмовы, сказанш, пасляслоу1, ака- ф1сты, пасхал1я. Мн., 1990. С. 103-124.
Дополнительная литература
Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981. Скарына i яго эпоха. Мн., 1990.
- Анализ кризиса европейского мира и путях выхода из него в «Чтениях о Богочеловечестве» В. Соловьева
Контрольные вопросы
- Причины духовного кризиса в интерпретации В. Соловьева.
- В. Соловьев о путях европейского человечества к истине (католичество, протестантизм, православие).
- Определите смысл категории Богочеловечества, обосновываемой В. Соловьевым.
- В. Соловьев о двойственной природе человека и перспективах становления единого Богочеловечества.
- В. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.
См.: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 152-170.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 47-64.
Евлампиев И. И. Философская система В. С. Соловьева // Евлампи- ев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 177-223.
- Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. Бердяева
Контрольные вопросы
- Каков смысл категории общественности, обосновываемой Н. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?
- Сравните категорию общественности с понятием Мап, выведенным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.
- Н. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общественности» со стороны христианства, марксизма?
- В чем сущность бердяевской программы преодоления «общественности»? Какова роль творчества в этом преодолении?
- Как оценивает Н. Бердяев смысл истории, ее направленность, исходя из его понимания природы творчества?
См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 479-498.
Дополнительная литература
Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С. 22-44.
Евлампиев И. И. «Новое религиозное сознание» в философии Н. Бердяева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 327-357.
- Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия»
Контрольные вопросы
Как трактует Э. Гуссерль понятие окружающего мира?
Что такое «духовный образ Европы» с точки зрения Э. Гуссерля?
Какое понимание философии Э. Гуссерль связывает с идеей изначального феномена духовной Европы?
У какого народа впервые возникает и формируется теоретическая установка?
Почему кризис европейского человечества связан с «овнеш- нением» рационализма и его извращением в «натурализме» и «объективизме»?
См.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука.
Новочеркасск, 1994. С. 103-126.
Дополнительная литература
История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX вв. М., 1999. С. 167-181.
Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987. С. 260-290.
Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.
- М. Шелер о природе человека и статусе образования в формировании личности
Контрольные вопросы
- Как М. Шелер определяет природу человека?
- В чем, по мнению М. Шелера, состоит основная цель образования?
- В чем, по мысли М. Шелера, состоит отличие человека от животных?
- В чем, согласно М. Шелеру, заключается специфика образовательного знания?
- Что является основными побудительными силами образования?
- О каких трех основных формах знания говорит М. Шелер?
См.: Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С. 15-56.
Дополнительная литература
Малинкин А. Н. Макс Шелер: Очерк жизни и творчества // Социологический журн. 1996. № 1/2.
Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994.
- Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»
- Какие пути не приводят к сущностному пониманию философии с точки зрения М. Хайдеггера?
- Как определяет М. Хайдеггер философию?
- Что означают слова М. Хайдеггера: «Мы, философствующие, повсюду не дома»?
- Что является, согласно М. Хайдеггеру, «фундаментальным способом человеческого бытия»?
- В какой вопрос превращается вопрос о том, что есть метафизика?
Мартин Хайдеггер и философия XX века. Мн., 1997.
Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера // Квинтэссенция. Философский альманах.
- М., 1992.
- Роль предрассудков и традиций в гуманитарном познании по работе Х.-Г. Гадамера «Истина и метод»
Контрольные вопросы
- Каково отношение к предрассудкам с позиций идеологии Просвещения?
- Что является источником всякого авторитета: традиция или разум?
- Что в большей степени составляет историческую действительность бытия человека: его суждения или его предрассудки?
- Какую форму авторитета с особым усердием отстаивал романтизм?
- Почему в науках о духе должен присутствовать действенный момент традиции?
См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 317-338.
Дополнительная литература
Бессонов Б. Герменевтика. История и современность // Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.
М., 1988.
Малахов В. С. К характеристике герменевтики как способа философствования // Философская и социологическая мысль.
- № 6.
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы: |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф