Заявка на расчет
Меню Услуги

Практическая работа на тему «Античная и средневековая » Часть 1

Вид работы:
Тема:

I.   Кратко ответьте на поставленные вопросы:

 

  1. Какие проблемы человеческого существования называются «вечными» и почему? Назовите их.
  2. Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отличается от него мировоззрение религиозное?
  3. Раскройте смысл основного принципа античной философии – космоцентризма. Обратите внимание на двойное значение греческого термина «космос» (и «вселенная», и «порядок).
  4. Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита). Что отличало от них учение Демокрита?
  5. Известно выражение «Гераклитов поток». Воспроизведите знаменитое изречение Гераклита и объясните его.
  6. Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?
  7. Что такое диалектика? Назовите основной закон диалектики, который был известен уже Гераклиту.
  8. Эпикурейцем называют человека, который наслаждается жизнью. Понятием “стоический характер” обозначают характер человека мужественного, не способного поступиться своими принципами, духовно сильного. В чем заключалось существенное отличие философской позиции эпикурейцев и стоиков?

 

I.      Выберете один из 14 представленных ниже первоисточников, ознакомьтесь с ним и ответьте на контрольные вопросы:

  1. Образ философии в диалоге Платона «Пир»

Контрольные вопросы

  • Каково происхождение Эрота и какими качествами наделяет его Диотима в беседе с Сократом?
  • Какие черты Эрота являются характеристиками философии?
  • Каково отношение между философией и мудростью?
  • Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диалоге.

См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота — овладение благом // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2.

М., 1993. С. 108-122.

 

Дополнительная литература Адо П. Что такое античная философия. М., 1999. Асмус В. Платон. М., 1975.

 

  1. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство»

Контрольные вопросы

  • В чем усматривает Платон причины возникновения государства?
  • Какие четыре формы правления исследует Платон, как они связаны между собой?
  • 3а что критикует Платон демократию?
  • Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе идеального города-государства?
  • Как определяет Платон справедливость?

 

См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 145-152, 217-232,

356-382.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

История философии. Запад — Россия — Восток. Кн. 1. М., 1995.

 

  1. Аристотель о предмете и основных принципах метафизики (трактат «Метафизика»)

Контрольные вопросы

 

 

  • Что выделяли в качестве начала всего, или первой причины бытия, ранние древнегреческие философы? Назовите основные версии решения этой проблемы.
  • Как определяет начала Аристотель, и какие виды их он выделяет?
  • Что такое причина, на какие виды причин указывает Аристотель?
  • Как определяет Аристотель основные понятия метафизики: сущее, сущность, бытие, небытие?
  • Какая наука изучает сущее как таковое?

См.: Аристотель. Метафизика. Кн. 1: гл. 3-7; Кн. 4: гл. 1-2; Кн. 5: гл. 1-4, 7-8; Кн. 6: гл. 1; Кн. 7:

гл. 1, 3 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 70-81, 145-150, 155-157, 180-182, 187-188, 189-191.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля // Философия природы в античности и средние века. М., 2000.

Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.

 

  1. Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля

 

Контрольные вопросы

  • Как определяет Аристотель сущность государства?
  • Что говорит Аристотель о природе человека?
  • Как определяет Аристотель понятия гражданина и государственного устройства?
  • Какие виды государственного устройства выделяет Аристотель и каковы критерии их различения?
  • Что является государственным благом, согласно Аристотелю, и ради чего существует государство?

 

 

См.: Аристотель. Политика. Кн. 1, 3-4 //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376, 378-384,

444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.

Дополнительная литература

Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Гл. III.

 

Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 38-52.

 

  1. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни»

Контрольные вопросы

  • Что называет Сенека подлинным благом и почему?
  • Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольствия?
  • Кого Сенека почитает мудрецом?
  • Что составляет основу мудрой жизни?
  • Всегда ли тождественны понятия философа и мудреца?

См.: Сенека Л. А. О счастливой жизни // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М, 1995. С. 168-190.

Дополнительная литература

Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопр. философии.

  1. № 1.

Лосев А. Ф. Поздние стоики // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

 

 

  1. О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О Граде Божием»

Контрольные вопросы

  • Почему Августин называет государства «разбойничьими шайками»?
  • Кому с точки зрения Августина принадлежит власть раздавать царствование?
  • В чем различие между царством земным и небесным?
  • Что понимает Августин под Градом Божием?
  • Какую роль играет божественное провидение в жизни государства?
  • Какими двумя родами любви образованы два града: земной и небесный?

 

См.: Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. С. 160-166, 210-212, 229-234, 256-264,

511-528, 653-663, 675-688, 700-704.

Дополнительная литература

Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и Вера. М., 1995.

Марру А. Святой Августин и августианство. СПб., 1999.

 

  1. О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии»

Контрольные вопросы

  • Какая наука, согласно Фоме Аквинскому, основана не на истинах разума, а на Божественном откровении?
  • Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Фома Аквинский?
  • Почему ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным?
  • Какие два вида интеллекта выделяет Фома Аквинский?
  • Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание истины двояко»?

 

См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001. С.197-220.

Дополнительная литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.

Стангене Д. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии // Вопр. философии. 1999. № 7.

 

  1. О величии и предназначении человека в произведении Д. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»

Контрольные вопросы

  • Как получилось, что человек — это «творение неопределенного образа»?
  • Что такое лестница Якова, о которой пишет Пико?
  • В чем, согласно Пико, состоит «двойная природа души»?
  • Каково предназначение   диалектики,   естественной   философии   и    теологии   в    опыте человеческого существования?
  • О каких трех дельфийских правилах пишет Пико?
  • Как, по мнению Пико, связаны магия и философия?

См.: Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения: Антология. М., 1991. С. 220-239.

Дополнительная литература

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

 

  1. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь»

Контрольные вопросы

  • Какую власть Н. Макиавелли называет гражданской, а какую духовной? Каким образом они устанавливаются и на чем основаны?
  • В чем, согласно Н. Макиавелли, заключена тайна сильной власти государя?
  • Должен ли государь быть добродетельным и какие положительные качества ему следует иметь?
  • Почему Н. Макиавелли считает, что для государя опасно иметь только положительные нравственные качества?
  • Что важнее для удержания власти: быть подлинно добродетельным или уметь таковым казаться? Каковы аргументы Н. Макиавелли?

 

 

См.: Макиавелли Н. Государь. Гл. IX, XI, XIV-XVIII // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Мн., 1998. С. 53-57, 60-62, 73-87.

 

Дополнительная литература

Хлодовский Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: Трагедия «Государя» // Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981.

 

Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

 

  1. Образ справедливого общественного устройства и гуманистические идеалы Т. Мора («Утопия»)

Контрольные вопросы

  • Какие пороки современного ему английского общества изобличает Т. Мор в своей «Утопии»?
  • Что считает Т. Мор основанием равенства и справедливости в общественном строе Утопии?
  • Каким образом устроена власть в Утопии? Какие демократические идеи развивает Т. Мор в своем сочинении?
  • Какую роль играет труд в жизни обитателей Утопии?
  • Как Т. Мор характеризует нравы утопийцев? Какие гуманистические ценности он отстаивает?

 

См.: Мор Т. Утопия // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. С. 53-77.

Дополнительная литература

 

Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985.

 

Философия нового времени и современная философия

 

  1. Выберете один из 52 представленных ниже первоисточников, ознакомьтесь с ним и ответьте на контрольные вопросы:
  2. Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон».

 

Контрольные вопросы

 

  • Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?
  • Что называет Ф. Бэкон наилучшим из доказательств?
  • Какие четыре вида идолов выделяет Ф. Бэкон, в чем их суть?
  • Какому предмету уподобляет Ф. Бэкон ум человека?
  • Какие свойства и слабости человеческого разума являются источником заблуждений?

 

 

См.: Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 12-17, 18-28, 33-35.

 

Дополнительная литература Михаленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

  1. Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе»

 

Контрольные вопросы

 

  • Какие четыре правила рационалистического метода формулирует Р. Декарт?
  • Какому порядку рассуждения должно подчиняться познание истины?
  • Что понимает Р. Декарт под методической эннумерацией?
  • Что означает принцип очевидности применительно к познанию?
  • Какую роль играет опыт в познании природы?

См.: Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 286-288, 291-292.

Дополнительная литература

Ляткер Я. Л. Декарт. М., 1975.

 

Позднее М. Личность и мысль Рене Декарта // Декарт Р. Разыскания истины. СПб., 2000.

 

Хесле В. Гении философии. М., 1992.

 

  1. Декарт о сущности философии и ее основных началах в работе «Начала философии»

Контрольные вопросы

 

 

  • Как определяет Р. Декарт философию и каким двум требованиям должны соответствовать ее начала?
  • В чем, считает Р. Декарт, можно и следует сомневаться в процессе поиска истины?

 

  • Какое ясное и очевидное философское утверждение, согласно Р. Декарту, является абсолютно истинным заключением нашего познания?
  • Что такое «врожденные понятия»?
  • Что, согласно Р. Декарту, является последними субстанциями и какими атрибутами они обладают?

 

 

См.: Декарт Р. Начала философии. Ч.1, п. 1-21; 51-56// Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950. С. 232-235, 237-243, 249-251.

Дополнительная литература

Ляткер Я. Л. Декарт. М., 1975.

 

Позднев М. Личность и мысль Рене Декарта // Декарт Р. Разыскания истины. СПб., 2000.

Хесле В. Гении философии. М., 1992

 

 

  1. Т. Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан»

Контрольные вопросы

  • В чем заключается, по Т. Гоббсу, естественное равенство человека?
  • Как определяет Т. Гоббс естественное состояние, каковы его основные характеристики?
  • В чем состоит причина и цель образования государства?
  • Как определяет Т. Гоббс сущность государства?
  • Что говорит Т. Гоббс о соотношении свободы и необходимоти?
  • В чем заключается суть общественного договора согласно Т. Гоббсу?

См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Гл. XIII, XVII, XXI // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 149-154, 192-197, 233.

Дополнительная литература

Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.

 

Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Т. Гоббса // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

 

 

 

  1. Дж. Локк об идеях и их происхождении в работе «Опыт о человеческом разумении»

Контрольные вопросы

  • Что, согласно Дж. Локку, является источником наших идей?
  • Когда Ум приобретает первые идеи?
  • Существуют ли врожденные идеи согласно Дж. Локку?
  • Каков источник человеческого знания?

См.: Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1988. С. 154-168.

Дополнительная литература

Бруно, Бэкон, Локк, Лейбниц, Монтескье. Биографические повествования. Челябинск, 1996.

 

Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.

 

 

  1. Идея «естественных прав» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»

 

Контрольные вопросы

Что понимает Дж. Локк под «естественным состоянием» человечества?

 

Чем политическое общество отличается от «естественного состояния»?

В чем суть «общественного договора» согласно Дж. Локку? Между кем он заключается?

Какие   права   передает   каждый   член   общества   государству   в    процессе   заключения общественного договора?

Совместима ли абсолютная монархия с гражданским обществом и почему?

Какие ветви власти выделяет Дж. Локк, в чем заключается их функция в государстве?

См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 306, 310-313, 316-319, 326-327.

Дополнительная литература

Заиченко Г. А. Д. Локк и современность // Философские науки. 1990. № 8.

 

Нарский И. С. Философия Дж. Локка. М., 1960.

 

  1. Идея плюралистической онтологии в учении Г. Лейбница о монадах («Монадология»)

 

Контрольные вопросы

Как определяет Г. Лейбниц понятие монады?

Что является причиной естественного изменения монад?

В чем заключается, согласно Г. Лейбницу, последняя причина вещей? Что именует Г. Лейбниц первичным Единством?

Что понимает Г. Лейбниц под Градом Божием?

Что, согласно Лейбницу, отличает человека от животного?

См.: Лейбниц Г. Монадология // Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 413-429.

Дополнительная литература

Нарский И. С. Готфрид Лейбниц. М., 1972.

 

Погребысский И. Б. Лейбниц. М., 1971.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

 

 

  1. Проблема существования в трактате Дж. Беркли «О принципах человеческого знания»

Контрольные вопросы

  • Как Вы можете проинтерпретировать положение Дж. Беркли: «Существование идеи состоит в ее воспринимаемости»?
  • Как трактует Дж. Беркли понятие духа?
  • Что относит Дж. Беркли к первичным и вторичным качествам?
  • Как оценивает Дж. Беркли понятие материи или телесной субстанции?
  • Могут ли тела существовать вне духа по мнению Дж. Беркли?

См.: Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Ч. 1, п. 1-21 // Беркли Дж. Соч. М., 1978. С. 171-180.

 

Дополнительная литература

Быховский Б. Э. Джордж Беркли. М., 1970.

 

Юров С. В. Дж. Беркли и проблемы солипсизма // Вопр. философии. 1997. № 6.

 

 

  1. О скептицизме по отношению к разуму и чувствам в работе Д. Юма «Сокращенное изложение трактата о человеческой природе»

Контрольные вопросы

  • Как оценивает Д. Юм свой трактат с точки зрения его понимания?

 

  • На какие два рода делит наши восприятия Д. Юм?
  • На каком конкретном популярном примере Юм рассматривает отношение причины и действия?
  • Какова роль привычки в человеческом познании?

См: Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Мн., 1998.

С. 658-674.

Дополнительная литература

Нарский И. С. Давид Юм. М., 1973.

 

Шпилевская И. В. Спор о скептицизме: Д. Юм и философы «школы здравого смысла» // Вопр. философии. 2001. № 4.

 

  1. Ж.-Ж. Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости (трактат «Об Общественном договоре, или Принципы политического права»)

Контрольные вопросы

  • Какую основную задачу призван разрешить общественный договор?
  • В чем, согласно Ж.-Ж. Руссо, состоит сущность общественного договора?
  • Что, согласно Ж.-Ж. Руссо, делает законным обязательства в гражданском обществе, составляя секрет и силу политической машины?
  • Что теряет и что приобретает человек, заключая общественный договор?
  • Что называет Ж.-Ж. Руссо справедливостью общества и без чего она невозможна?
  • Как определяет Ж.-Ж. Руссо суверенитет и какими характеристиками его наделяет?

См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С.

152-154, 160-174, 176-178.

 

Дополнительная литература

Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

Дворцов А. Т. Ж.-Ж. Руссо. М., 1980.

  1. Сен-Симон о прогрессе и основаниях нового общественного строя в работах «Письма женевского обитателя к современникам», «О теории общественной организации», «Катехизис промышленников» и др.

Контрольные вопросы

  • В чем с точки зрения Сен-Симона заключается прогресс человечества? Какую роль в нем играют наука и мораль?
  • Чем должно определяться положение человека в новой общественной системе?
  • Как трактует Сен-Симон принцип равенства?
  • Каково отношение Сен-Симона к религиозной вере?
  • Почему Сен-Симона называют предтечей технократизма? Какую роль играют в его социальном проекте промышленники?

См.: Сен-Симон А. де. Письма женевского обитателя к современникам. Взгляд на собственность и законодательство. О теории общественной организации. Катехизис промышленников // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982. С. 214-233.

Дополнительная литература

Володин А. И. Предшественники научного коммунизма // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.

 

Самсонова Т. Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XIV-XIX вв. М., 1996.

 

  1. О природе человека в работе Ж. Ламетри «Человек-машина»

Контрольные вопросы

  • Как определяет Ж. Ламетри человека и человеческое тело?
  • Чему соответствуют, согласно Ж. Ламетри, различные состояния души?

 

  • Как объясняет Ж. Ламетри происхождение человеческой способности к символическому познанию?
  • Как определяет Ж. Ламетри душу человека и от чего зависят все способности души?
  • Каковы два преимущества человека по сравнению с животными?

См.: Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж. О. Соч. М., 1976. С. 193-226, 238-244.

 

Богуславский В. М. Ламетри. М., 1977.

 

Огородник И. В. Философские взгляды Ламетри. Киев, 1979.

  1. Разум и справедливость как движущие силы мировой истории в трактате И. Гердера «Идеи к философии истории человечества»

Контрольные вопросы

  • Как характеризует И. Гердер закон природы?
  • Что полагает И. Гердер предустановленной целью человеческой природы?
  • Что пишет И. Гердер о закономерностях истории и что является основанием ее законов?
  • Какую роль играет разум и просвещение в истории человечества? Какое начало, согласно И. Гердеру, творит историю?
  • На каких принципах должно быть основано общественное благосостояние?
  • Каковы основные проявления общественного прогресса по мысли И. Гердера?

См.: Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. Кн. XV. М., 1977. С. 426-432, 434-437, 440-442, 446-455.

Дополнительная литература

ГулыгаА. В. Гердер. М., 1995.

 

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

 

 

  1. И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены»

Контрольные вопросы

  • На какую мель, по оценке И. Канта, сумел посадить Юм свой гносеологический корабль?
  • Могут ли источники метафизического познания быть эмпирическими либо они берутся из чистого рассудка и чистого разума?
  • В чем состоит различие между синтетическими и аналитическими суждениями?
  • На какие четыре вопроса разделяет И. Кант главный трансцендентный вопрос?
  • Какие три типа идей чистого разума выделяет И. Кант?

См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1-2; 5; 40- 56 // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 6-25, 29-34, 87-113.

 

Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

 

ГулыгаА. Кант. М., 1994

 

 

  1. И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов»

 

Контрольные вопросы

  • Как возможен категорический императив?.
  • В чем различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости?
  • Как называет И. Кант тот мир, к которому мы все принадлежим как разумные существа и субъекты нравственных отношений?
  • Чего нельзя требовать от философии по отношению к моральному закону?

 

См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов. Разд. 3. Переход от метафизики нравов к критике чистого практического разума // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 225-246.

Дополнительная литература

Троепольский А. Н. Кант и современность: о логике применения категорического императива в моральной практике // Философские науки. 1991. № 1.

 

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992. Этика Канта и современность. Рига, 1989.

 

 

  1. Л. Фейербах о природе, сущности и назначении человека

Контрольные вопросы

  • В чем состоит существенное отличие человека от животного?
  • Почему в религии человек сознает свою конечную и бесконечную сущность?
  • Каковы отличительные признаки «истинно человеческого в человеке»?
  • Как рассматривает сознание человека Л. Фейербах?
  • Когда человек имеет жизненное назначение?

См.: Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991. С. 33-40.

 

Дополнительная литература

Быховский Ю. Людвиг Фейербах. М., 1967.

 

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

 

  1. С. Франк о религиозно-философском понимании общества

Контрольные вопросы

  • В чем, по мнению С. Франка, состоит главная проблема социальной философии?
  • Кого и почему считает автор «истинным реалистом» в понимании происходящего в обществе?
  • Какие два типа философии истории выделяет С. Франк?
  • Как характеризуется экономический материализм?
  • В чем сущность общественной жизни по мнению автора?

См.: Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 244-249, 264-268, 314-317.

Дополнительная литература

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991.

 

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

 

  1. О социальной сущности человека и факторах антропо-социогенеза в сочинениях К. Маркса

«Тезисы о Фейербахе» и Ф. Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека»

 

 

Контрольные вопросы

 

 

  • Как определяет К. Маркс сущность человека?
  • В чем, по мысли Ф. Энгельса, заключался решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку?
  • Под влиянием каких двух главных стимулов мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг?

 

  • Что, согласно Ф. Энгельсу, составляет характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян?
  • Какие существенные отличия человека от животных выделяет Ф. Энгельс?

См.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1985. С. 1-4.

 

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1986. С. 505-

517.

 

Дополнительная литература

Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. К. Маркс и современная философия. М., 1999.

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.5.

 

 

  1. К. Маркс о сущности материалистического понимания истории

 

Контрольные вопросы

  • Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую структуру общества?
  • Что, по мысли К. Маркса, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества?
  • Какое противоречие знаменует наступление эпохи социальной революции?
  • Какие способы производства К. Маркс рассматривает как прогрессивные эпохи экономической общественной формации?
  • Какие предпосылки материалистического понимания истории выделяют К. Маркс и Ф. Энгельс? В чем заключается его сущность?
  • Каковы основные стороны социальной деятельности, или первичные исторические отношения?

См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1985. С. 5-9.

Дополнительная литература

Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1984.

 

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.6.

 

 

  1. А. Шопенгауэр о парадоксах воли к жизни в опыте человеческого существования

 

Контрольные вопросы

  • В каких основных тенденциях реализуется внутренняя судьба воли?
  • Каковы, по мнению А. Шопенгауэра, сущность и формы проявления скуки?
  • Чем определяется мера страдания и счастья?
  • Почему счастье имеет всегда отрицательный характер?
  • Какова природа сострадания?
  • Как возможно отрицание воли и какие примеры отрицания воли приводит А. Шопенгауэр?

См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. § 56-58, 68-69 // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. С.

295-307, 351-367.

Дополнительная литература

Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1973.

 

Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992.

 

  1. Выбор как открытие человеческой экзистенции в сочинении С. Кьеркегора «Одно из двух»

 

Контрольные вопросы

  • Как определяет С. Кьеркегор сущность эстетического мировоззрения?
  • Какая дилемма, согласно С. Кьеркегору, порождает отчаяние личности, у которой эстетическое мировоззрение?
  • Что обретает конечная человеческая личность, совершив абсолютный выбор?
  • Каким образом, согласно С. Кьеркегору, постигается различие между добром и злом?
  • В чем заключается сущность этического мировоззрения и в чем главное отличие этика от эстетика?

См.: Кьеркегор С. Одно из двух. Гармоничное развитие в человеческой личности эстетических и этических качеств // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 303-344.

Дополнительная литература

Быховский Б. Э. Кьеркегор. М., 1972.

 

Левит К. Тот единичный Киркегор // Топос. 2002. № 1(6). Мир Кьеркегора. М., 1994.

  1. Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

Контрольные вопросы

  • О чем не знал святой старец, по мнению Заратустры?
  • «Это мои звери!», — воскликнул Заратустра. Кого он имел в виду?
  • Что находил Заратустра везде, где он видел живое?
  • Чего не могут делать добрые, по мнению Заратустры?
  • О каких скрижалях говорит Ф. Ницше?

См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 6-17, 81-83, 141-156.

Дополнительная литература

 

Галеви Л. Жизнь Ницше. Рига, 1991.

 

Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 5-46

 

.

 

  1. Ф. Ницше против философии или переоценка всех ценностей в работе «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»

Контрольные вопросы

  • Войну против каких идолов объявляет Ф. Ницше?
  • Каких философов Ф. Ницше называет антигреками, орудием греческого разложения, симптомом гибели?
  • Каким образом Ф. Ницше характеризует диалектику?
  • Кто из философов, по мнению Ф. Ницше, сделал из разума тирана?
  • Как относится Ф. Ницше к разуму в философии?

См.: Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 557, 563-572.

Дополнительная литература

Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопр. философии. 2001. № 8.

 

Данто А. Ницше как философ. М., 2000.

 

  1. Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины

 

Контрольные вопросы

 

  • Ф. Скорина о Библии как кодексе христианской морали и источнике народной мудрости.
  • Выделите основные идеи этики Ф. Скорины.
  • Сопоставьте моральные принципы Ф. Скорины с этикой эпикуреизма, аристотелизма, стоицизма.
  • В чем состоит этическая оценка научного знания в интерпретации Ф. Скорины?
  • Какое развитие получили этические идеи Ф. Скорины в контексте отечественной философской традиции?

См.: Францыск Скарына. Творы: Прадмовы, сказанш, пасляслоу1, ака- ф1сты, пасхал1я. Мн., 1990. С. 103-124.

Дополнительная литература

Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981. Скарына i яго эпоха. Мн., 1990.

 

 

  1. Анализ кризиса европейского мира и путях выхода из него в «Чтениях о Богочеловечестве» В. Соловьева

Контрольные вопросы

 

  • Причины духовного кризиса в интерпретации В. Соловьева.
  • В. Соловьев о путях европейского человечества к истине (католичество, протестантизм, православие).
  • Определите смысл категории Богочеловечества, обосновываемой В. Соловьевым.
  • В. Соловьев о двойственной природе человека и перспективах становления единого Богочеловечества.
  • В. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.

См.: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 152-170.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопр. философии. 1994. № 4. С. 47-64.

 

Евлампиев И. И. Философская система В. С. Соловьева // Евлампи- ев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 177-223.

 

 

 

  1. Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. Бердяева

Контрольные вопросы

 

  • Каков смысл категории общественности, обосновываемой Н. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?
  • Сравните категорию общественности с понятием Мап, выведенным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.
  • Н. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общественности» со стороны христианства, марксизма?
  • В чем сущность бердяевской программы преодоления «общественности»? Какова роль творчества в этом преодолении?
  • Как оценивает Н. Бердяев смысл истории, ее направленность, исходя из его понимания природы творчества?

См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 479-498.

Дополнительная литература

Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С. 22-44.

 

Евлампиев И. И. «Новое религиозное сознание» в философии Н. Бердяева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 327-357.

 

  1. Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия»

 

 

Контрольные вопросы

 

 

 

Как трактует Э. Гуссерль понятие окружающего мира?

Что такое «духовный образ Европы» с точки зрения Э. Гуссерля?

Какое понимание философии Э. Гуссерль связывает с идеей изначального феномена духовной Европы?

У какого народа впервые возникает и формируется теоретическая установка?

Почему кризис европейского человечества связан с «овнеш- нением» рационализма и его извращением в «натурализме» и «объективизме»?

См.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука.

Новочеркасск, 1994. С. 103-126.

 

Дополнительная литература

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX вв. М., 1999. С. 167-181.

 

Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987. С. 260-290.

 

Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

 

 

  1. М. Шелер о природе человека и статусе образования в формировании личности

 

 

Контрольные вопросы

 

  • Как М. Шелер определяет природу человека?
  • В чем, по мнению М. Шелера, состоит основная цель образования?
  • В чем, по мысли М. Шелера, состоит отличие человека от животных?
  • В чем, согласно М. Шелеру, заключается специфика образовательного знания?
  • Что является основными побудительными силами образования?
  • О каких трех основных формах знания говорит М. Шелер?

См.: Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С. 15-56.

 

Дополнительная литература

Малинкин А. Н. Макс Шелер: Очерк жизни и творчества // Социологический журн. 1996. № 1/2.

 

Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994.

 

 

 

  1. Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»
  • Какие пути не приводят к сущностному пониманию философии с точки зрения М. Хайдеггера?
  • Как определяет М. Хайдеггер философию?
  • Что означают слова М. Хайдеггера: «Мы, философствующие, повсюду не дома»?
  • Что является, согласно М. Хайдеггеру, «фундаментальным способом человеческого бытия»?
  • В какой вопрос превращается вопрос о том, что есть метафизика?

 

Мартин Хайдеггер и философия XX века. Мн., 1997.

 

Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера // Квинтэссенция. Философский альманах.

  1. М., 1992.

 

 

 

  1. Роль предрассудков и традиций в гуманитарном познании по работе Х.-Г. Гадамера «Истина и метод»

Контрольные вопросы

 

 

  • Каково отношение к предрассудкам с позиций идеологии Просвещения?
  • Что является источником всякого авторитета: традиция или разум?
  • Что в большей степени составляет историческую действительность бытия человека: его суждения или его предрассудки?
  • Какую форму авторитета с особым усердием отстаивал романтизм?
  • Почему в науках о духе должен присутствовать действенный момент традиции?

См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 317-338.

 

Дополнительная литература

Бессонов Б. Герменевтика. История и современность // Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.

М., 1988.

 

Малахов В. С. К характеристике герменевтики как способа философствования // Философская и социологическая мысль.

  1. № 6.

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф