- Закон трех стадий и сущность позитивной философии
Контрольные вопросы
- Какие три периода выделяются во «всеобщей истории философии»?
- В чем состоял «предел метафизической системы»?
- Когда человек создал «небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также физику органическую, растительную и животную»? Что ему остается создать, чтобы «только закончить систему наблюдательных наук»?
- Какую философию О. Конт называет единственной прочной основой общественного преобразования?
- Если программа позитивной философии не претендует на «указание первопричины явлений», то какую задачу она ставит перед собой?
См.: Конт О. Курс положительной философии // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХГХ век. М., 1995. С. 220-228.
Дополнительная литература
Асмус В. Ф. Огюст Конт // Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1984. Позитивизм и наука. М., 1975. С. 7-49.
- М. Вебер о государстве и типах политического господства в работе «Политика как призвание и профессия»
Контрольные вопросы
- Как определяет М. Вебер политику и что означает заниматься «политикой»?
- В чем усматривает М. Вебер сущность государства?
- Какие три основания легитимности господства выделяет М. Вебер?
- В чем заключается, по М. Веберу, специфика харизматического господства?
- В каких двух условиях нуждается политическое господство и каким образом оно устанавливается?
См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 644-654.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Социология Вебера // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.
Давыдов Ю. Н., Гайденко П. П. История и рациональность. Социология Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. Уроки М. Вебера. М., 1996.
- «Морфология культуры» О. Шпенглера в сочинении «Закат Европы»
Контрольные вопросы
- Что понимает О. Шпенглер под термином «мир-как-исто- рия»?
- Что называет О. Шпенглер «птолемеевской системой истории» и за что критикует ее?
- Почему О. Шпенглер называет свою историческую концепцию «морфологией культуры»?
- Как определяет О. Шпенглер цивилизацию? Каковы ее отличительные черты?
- Что такое «нефилософская философия» будущего и каким методом она характеризуется?
См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Ч. 1. Гештальт и действительность. М., 1993. С.
128-135, 144-147, 150-153, 163-169, 180-182.
Дополнительная литература
Дубнов А. П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб., 1994.
- Проблема единства истории и понятие «осевого времени» в сочинении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»
Контрольные вопросы
- Почему, согласно К. Ясперсу, единство истории не может быть завершенным?
- Что понимает К. Ясперс под «осью мировой истории»?
- В чем заключается смысл и цель истории?
- Каковы две характерные черты истории с точки зрения К. Ясперса?
- Какие изменения в жизни людей производит «осевое время»?
См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 32-39, 48-50, 240, 242-243, 248-253, 262-264, 267-271.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Гуревич П. С. Философия в контексте человеческого существования // Путь в философию: Антология. М., 2001.
- Действие «Вызов — Ответ» как механизм роста и распада цивилизаций в сочинении А. Тойнби
«Постижение истории»
Контрольные вопросы
- Что означает действие «Вызов — Ответ» и какие пять типов вызовов выделяет А. Тойнби?
- Что является отличительной чертой растущих цивилизаций?
- Из каких трех стадий слагается, согласно А. Тойнби, процесс «Ухода-и-Возврата»?
- В чем заключается, согласно А. Тойнби, «вертикальный» и «горизонтальный» раскол общества в период распада цивилизации?
- Как А. Тойнби определяет процесс Раскола-и-Палингенеза?
- В чем заключается различие между правящим меньшинством в распадающейся цивилизации и творческим меньшинством в развивающейся цивилизации?
См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. Избранное. М., 2001. С. 113-115, 126, 178-179, 221-222, 230-234, 242, 249-250,
270-276, 280-283, 292-302, 346-354.
Дополнительная литература
Рашковский Е. Б. Читаем Тойнби // Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Уколова В. И. Арнольд Тойнби и постижение истории // Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
- Учение о бессознательном и строении человеческой психики в работе З. Фрейда «„Я» и „Оно»»
Контрольные вопросы
- Что, согласно З. Фрейду, является основной предпосылкой психоанализа?
- Как определяет З. Фрейд бессознательное, на какие два вида он его подразделяет?
- Что называет З. Фрейд организацией «Я» личности?
- Что такое «Сверх-Я» и как оно формируется?
- Какую роль играет либидо в установлении отношений между «Я» и «Оно»?
См.: Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2 кн. Кн. 1. Тбилиси, 1991. С. 351-392.
Дополнительная литература
Автономова Н. С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия» // Вопр. философии. 1999. № 7.
Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
Руткевич А. М. Научный статус психоанализа // Философские науки. 2000. № 2.
- Понятие «архетип» и идея «коллективного бессознательного» в статье К. Юнга «Понятие коллективного бессознательного»
Контрольные вопросы
- Что такое коллективное бессознательное согласно К. Юнгу?
- Чем содержание коллективного бессознательного отличается от личностного бессознательного?
- Как определяет К. Юнг понятие архетипа?
- Какую функцию выполняют архетипы по отношению к инстинктам человека?
- Каким образом архетипы могут себя обнаружить в сознании человека?
- Чем определяется многообразие архетипов, от чего они зависят?
См.: Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995. С. 71-79.
Дополнительная литература
Зеленский В. В. Карл Густав Юнг. Жизнь, личность, работа // Юнг К. Психологические типы. Мн., 1998.
Руткевич А. М. К.-Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопр. философии. 1988. № 1.
- Э. Фромм о свободе и антиномиях человеческой природы в работе «Душа человека»
Контрольные вопросы
- В какой дилемме, согласно Э. Фромму, заключена трудность определения природы человека, и как он определяет сущность человека?
- В чем заключается экзистенциальный конфликт человеческой природы?
- Что является альтернативой архаическому решению проблемы человеческого существования по мнению Фромма?
Гуревич П. Философская антропология Эриха Фромма // Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.
РуткевичА. М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопр. философии. 1991. № 9.
- Феномен «массы» и «массовый человек» в работе Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»
Контрольные вопросы
- Чем отличается «масса» от «избранного меньшинства» с точки зрения Ортеги-и-Гассета?
- Выделите основные характеристики феномена «массы», о которых говорит Ортега-и-Гассет.
- Как характеризует «массового человека» Х. Ортега-и-Гассет?
- Какие процессы в современной цивилизации порождают «массового человека»?
См.: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Гл. I, VI, VIII, IX, XV // Орте- га-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры.
М., 1991. С. 309-358.
Дополнительная литература
Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии Х. Ортеги-и-Гассета. М., 1978.
Зыкова А. Б. Хосе Ортега-и-Гассет // Путь в философию: Антология. М., 2000.
- Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм»
Контрольные вопросы
- В чем состоит, по мнению Ж.-П. Сартра, основное обвинение, выдвигаемое оппонентами против философии экзистенциализма?
- Кого относит Ж.-П. Сартр к представителям христианского экзистенциализма, а кого — к представителям атеистического экзистенциализма?
- Что означает выражение: «Существование предшествует сущности»?
- Как понимать выражение Ж.-П. Сартра: «Человек есть проект самого себя»?
- Почему экзистенциализм — это не только гуманизм, но и оптимизм?
См: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344. История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 4. М., 1999. С. 61-75.
Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.
- Образ негативной философии в работе Т. Адорно «Актуальность философии»
Контрольные вопросы
- Что понимает Т. Адорно под актуальностью философии?
- От какой иллюзии следует отказаться сегодня любому, кто останавливает свой выбор на философском труде?
- В чем, по мнению Т. Адорно, отличие философии от науки?
- Каковы, согласно Т. Адорно, отношения между философией и социологией?
См.: Адорно Т. Актуальность философии // Путь в философию: Антология. М., 2001. С. 335-349.
Дополнительная литература
Реале Д. Ж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней.
СПб., 1997. Гл. 32.
Соловьева Г. Г. Современный Сократ // Путь в философию: Антология. М., 2001.
- Игра как феномен человеческого бытия в работе Э. Финка «Основные феномены человеческого бытия»
Контрольные вопросы
- Что называет Э. Финк «домом фантазии»?
- На какие пять основных феноменов человеческого существования указывает Э. Финк?
- В чем состоит наиболее поверхностное, но преобладающее в повседневности понимание игры?
- Можно ли утверждать, что игра встречается повсюду, даже в неживой природе, например, игра света на водной поверхности?
- Что такое «игровой мир» согласно Э. Финку?
- Философия как прояснение механизмов языка и его смысловых функций по работе Л. Витгенштейна «Философские исследования»
Контрольные вопросы
- Что понимает Л. Витгенштейн под «языковыми играми»?
- Что такое «семейное сходство»?
- Какова роль «расплывчатых понятий» в познании?
- Как понимает Л. Витгенштейн сущность языка?
- Какие особенности философии выделяет Л. Витгенштейн?
См.: Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 83, 110-113, 128-130.
Дополнительная литература
Козлова М. С. Философские искания Л. Витгенштейна // Витгенштейн Л. Философские работы: В 2 ч. Ч. 1. М., 1994.
Сокулер 3. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ в. Долгопрудный, 1994.
- Образ философии в работе Б. Рассела «Что такое философия?»
Контрольные вопросы
- В чем состоит разница между наукой и философией?
- Можно ли назвать К. Маркса философом?
- Каким видит Б. Рассел будущее философии?
- Какова ценность философии в современном мире?
- Каким образом Б. Рассел объясняет значение термина «логический атомист»?
См.: Рассел Б. Что такое философия? // Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 83-89.
Дополнительная литература
Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела. Л., 1991.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Т. 4. СПб., 1994. Гл. 25.
- Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций»
Контрольные вопросы
Какой цикл лекций был прочитан Т. Куном в 1951 г. в Институте Лоуэлла?
Какие две задачи ставит перед собой историк, интересующийся развитием науки? Что такое «нормальная наука» в понимании Т. Куна?
Как трактует Т. Кун понятие научной революции?
См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 6-26.
Дополнительная литература
Микулинский С. Р., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т. Куна «Структура научных революций» // Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
- Идея «открытого общества» в работе К. Поппера «Открытое общество и его враги»
Контрольные вопросы
Что является самой насущной потребностью России согласно К. Попперу? Как оценивает К. Поппер капитализм?
В чем сущность историцизма по мнению К. Поппера?
Как К. Поппер определяет закрытое общество и открытое общество? С чего началась западная цивилизация?
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 7-15, 29-35, 216-220.
Дополнительная литература
Корнфорт М. Открытая философия и открытое общество. М., 1972.
На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998.
Овчинников Н.Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX в // Вопр. философии. 1992. №8.
- Идея анархистской методологии научного познания в работе П. Фейерабенда «Против методологического принуждения»
Контрольные вопросы
На какие два вопроса должно ответить критическое исследование науки?
Почему П. Фейерабенд считает современное общество ко- перниканским?
В чем состоит позитивная оценка П. Фейерабендом мифов и мифологического способа познания мира?
Почему П. Фейерабенд считает необходимым отделение государства от науки? Какой принцип методологии науки можно защищать при всех обстоятельствах?
См.: Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избр. тр. по методологии науки. М., 1986.
С. 126-159.
Дополнительная литература
Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
Сокулер 3. А. Методологический анархизм П. Фейерабенда. М., 1987.
- Р. Барт о понятиях текста и письма в статьях «Смерть автора», «От произведения к тексту»
Контрольные вопросы
Почему с точки зрения Р. Барта письмо начинается там, где наступает смерть автора?
Как Р. Барт характеризует письмо?
Как изменяется временная перспектива создания и прочтения текста при условии «смерти автора»?
В чем заключается особенность многомерного текста согласно Р. Барту?
Какие «пропозиции» текста выделяет Р. Барт?
См.: Барт Р. Смерть автора. От произведения к тексту // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391, 413-423.
Дополнительная литература
Зенкин С. Стратегическое отступление Ролана Барта // Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.
Косиков К. Г. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- М. Фуко о сущности и формах власти
Контрольные вопросы
Как изменились природа и механизмы проявления власти в современном обществе по сравнению с традиционным?
В каких формах и около каких полюсов центрируется власть над жизнью в европейской культуре, начиная с XVII в.?
Какие социальные технологии власти оформляются в связи с возникновением тотального контроля над жизнью?
Что означает высказывание М. Фуко о переходе современного общества от символики крови к аналитике сексуальности? С какими режимами власти они связаны?
Что такое «дисциплинарная власть»?
Почему для М. Фуко история власти — это не история мен- тальности, но история тела? В чем состоит ирония диспозитива сексуальности в современной культуре?
См.: Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине. М., 1996. С. 238-268.
Дополнительная литература
Визгин В. А. М. Фуко // Вопр. философии. 1995. № 4.
Делез Ж. Фуко. М., 1998.
История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 4. М., 1999.
- Проблема понимания как предмет философской герменевтики П. Рикера.
Контрольные вопросы
На основе какой дисциплины, по мнению автора, возникла герменевтика?
Какова основная проблема, стоящая перед герменевтикой?
Говоря о «прививке герменевтики к феноменологии», рассматривает ли П. Рикер герменевтику в качестве метода, подобного методам наук о природе?
Что называет автор символом?
Почему «философия рефлексии» должна быть во всем противоположна философии сознания»?
См.: Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 3-43.
- Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество»
Контрольные вопросы
Какие «осевые принципы» выделяет Д. Белл в современном западном обществе? Из каких компонентов складывается понятие постиндустриального общества?
Какие изменения в экономической жизни и социальной структуре свидетельствуют о формировании постиндустриального общества?
В чем Д. Белл усматривает значение постиндустриального общества?
См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Введение // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 15-22, 25, 33-36, 57-58.
Дополнительная литература
Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
Сачков Ю. В., Тяглов А. В. Вариации на тему Белла // Философские науки. 1990. № 11.
- Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество»
Контрольные вопросы
Какие «осевые принципы» выделяет Д. Белл в современном западном обществе? Из каких компонентов складывается понятие постиндустриального общества?
Какие изменения в экономической жизни и социальной структуре свидетельствуют о формировании постиндустриального общества?
В чем Д. Белл усматривает значение постиндустриального общества?
См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Введение // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 15-22, 25, 33-36, 57-58.
Дополнительная литература
Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
Сачков Ю. В., Тяглов А. В. Вариации на тему Белла // Философские науки. 1990. № 11.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
