1. Что такое движение в самом широком смысле слова? В чем состоит противоречивость движения?
2. Раскройте суть метафизической концепции движения. Объясните связь этой концепции с механицизмом. (При выполнении задания необходимо исходить из понимания метафизики как такого способа мышления, который рассматривает вещи и явления в качестве неизменных и независимых друг от друга. Осмысливая мир как статичную реальность, метафизика, таким образом, является противоположностью диалектике.)
3. Какова сущность и основные принципы диалектической концепции развития?
4. Выявите соотношение смыслов таких понятий, как «движение» и «развитие»:
5. Подготовьте ответы на вопросы к текстовым фрагментам работы А. Бергсона «Творческая эволюция»:
а) Какой смысл Бергсон вкладывает в понятие «длительность»?
б) Что означает тезис Бергсона, по которому «…длительность не является сменяющими друг друга моментами»?
в) Что такое «реальное время» и почему, согласно Бергсону, его невозможно мыслить?
6. Можно ли использовать телеологические объяснения при научно-теоретическом осмыслении феномена развития? (При подготовке ответа на данный вопрос необходимо прояснить смысл понятия «телеология»).
Телеология (греч. “telos” – завершение, цель; “teleos” – достигший цели и “logos” – учение) – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом (Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 1025).
7. Представляется ли возможным разработать концепцию развития на основе механистической методологии, лежащей в основе научно-философского знания в эпоху Нового времени? Дайте аргументированный ответ на поставленный вопрос.
8. В чем суть индетерминизма, возникшего в научно-философском знании в конце XIX– начале XX века? Почему он стал возможен? (При подготовке ответа на данный вопрос необходимо исходить из противопоставления понятий «детерминизм» и «индетерминизм»).
9. Логическое задание.
Предположим, нам необходимо сравнить такие объекты, как термос, наполненный горячей водой, и человек, понимаемый как живой организм. Сгруппируйте приведенные ниже понятия таким образом, чтобы с их помощью можно было научно описать рассматриваемые объекты, и сделайте выводы.
Открытая система, термодинамическое равновесие, закрытая система, обмен энергией, обмен веществом, неравновесное состояние, развитие.
10. Изучите представленные фрагменты работы И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» и подготовьте ответы на следующие вопросы:
а) Почему классический детерминизм, как утверждают авторы, оказывается недостаточным в современных условиях развития научного познания?
б) Какое значение приобретает категория времени в новой картине мира?
в) В чем состоит новаторский подход авторов к проблеме понимания связи порядка и хаоса?
г) Как следует интерпретировать тезис о том, что «необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило»?
При подготовке ответов на поставленные вопросы важно иметь ясное представление о смысле такого понятия, как «энтропия».
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
