1. Почему в философии науки принято выделять эмпирический и теоретический уровни научного познания?
2. Если сбор и систематизация фактов – важная составляющая научного исследования, то означает ли это, что ученый должен собрать как можно больше фактов? (Прежде всего, здесь необходимо прояснить: является ли факт самоцелью или средством решения научных задач?)
3. В чем состоит различие и взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания?
4. Верно ли представление, по которому на теоретическом уровне научного познания исследователь непосредственно взаимодействует с изучаемыми природными или социальными объектами, например, использует метод наблюдения?
5. Методология научного познания оперирует понятием идеализированного объекта, которое обозначает мысленную конструкцию каких-либо природных или социальных объектов, не существующих (и не осуществимых) в действительности. Так, например, не существует в строгом смысле того, что обозначается такими понятиями (мысленными конструкциями), как «идеальная окружность», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно ровная поверхность» и т. д. Известно также, что К. Маркс использовал в «Капитале» такую интеллектуальную конструкцию (идеализированный объект), как «капиталистический способ производства», а выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) разработал теорию идеальных типов, согласно которой используемые в социальном познании понятия – «капитализм», «христианство», «средневековое городское хозяйство», являются своего рода исследовательскими «утопиями», так как не
имеют буквального аналога в действительности. Отсюда вопрос: если идеализированные объекты не имеют прямых аналогов в самой действительности, так как они ее не отражают, то почему они используются в научном познании?
6. Одним из важных положений методологии науки является тезис, согласно которому эмпирические высказывания «нагружены» теоретическими значениями. И в этом смысле эмпирические высказывания являются не только результатом наблюдения, но также обусловлены нашими теоретическими знаниями. Раскройте эту обусловленность на примере следующего эмпирического высказывания: «тело движется равномерно по прямой линии».
7. Что такое научная гипотеза? Объясните необходимость гипотезы в научном познании. Приведите примеры гипотез.
8. Можно ли признать истинность приведенной ниже схемы научного познания? Дайте обоснованный ответ на поставленный вопрос. Познание начинается с наблюдения. Результатом наблюдения являются накопленные факты, которые исследователь подвергает анализу и систематизации. После этого исследователь осуществляет индуктивное обобщение фактов, что принимает форму научной теории. Таким образом, научная теория является результатом индуктивного обобщения фактов.
9. Что такое научное объяснение? Какие существуют виды научного объяснения?
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
