Задание 1. Определите основные параметры аудитории, в которой состоялись выступления, фрагменты которых даны ниже
1. …Я бы сегодня предложил сосредоточиться не столько на праздничных торжественных мероприятиях, которые, наверное, мы своим вниманием не обойдем, сколько на социально-экономической ситуации в Петербурге и области (с учетом того, что здесь присутствует губернатор Ленинградской области), поговорить о текущих проблемах, которые, безусловно, вырастают в вопросы, связанные и с юбилеем. Мне кажется, будет правильно, если мы вспомним о том, о чем говорили в Москве: за внешним блеском этих мероприятий, мы не должны забывать про жителей. Не должны забывать про то, что город получит в результате подготовки к 300-летию, что останется городу от этого. Мы вообще должны просто использовать это (я позволю себе выразиться подобным образом) для того, чтобы улучшить ситуацию в городе и области. Вопросов, к сожалению, больше чем ответов. Но есть такие, на которые мы должны обратить особое внимание…1
2. … Некоторые из вас уже знают, а другие узнают на протяжении жизни, что Истина мгновенно ускользает, как только ослабится напряжённость нашего взора, – и при этом оставляет
1 Выступление Президента Российской Федерации В. В.Путина на совещании, посвященном подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, 8 июня 2002 года)
нас в иллюзии, что мы продолжаем ей следовать. От этого вспыхивают многие разногласия. И ещё: истина редко бывает сладкой, а почти всегда горькой. Этой горечи не избежать и в сегодняшней речи, – но я приношу её не как противник, но как друг. Три года назад в Соединённых Штатах мне тоже пришлось говорить такое, от чего отталкивались, не хотели принять, – а сейчас согласились многие. Раскол сегодняшнего мира доступен даже поспешному взгляду. Любой наш современник легко различает две мировые силы, каждая из которых уже способна нацело уничтожить другую. Но понимание раскола часто и ограничивается этим политическим представлением: иллюзией, что опасность может быть устранена удачными дипломатическими переговорами или равновесием вооружённых сил. На самом деле мир расколот и глубже, и отчуждённей, и большим числом трещин, чем это видно первому взгляду, – и этот многообразный глубокий раскол грозит всем нам разнообразной же гибелью. (…). Если бы сегодняшнюю речь я произносил в своей стране, я в этой общей схеме раскола мира сосредоточился бы на бедствиях Востока. Но поскольку я уже четыре года вынужденно нахожусь здесь и аудитория передо мною западная, – думаю, будет содержательней сосредоточиться на некоторых чертах современного Запада, как я их вижу.2
3. В жизни любому человеку, где бы он ни находился и ни работал, дана безграничная возможность делать людям добро. Помочь старику перейти в опасном месте шумную улицу, уступить место в транспорте женщине с ребенком, подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сходить в аптеку за лекарством для больного соседа – в нашей жизни так много случаев, когда один человек может помочь другому! Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кому-то рядом нужна ваша помощь: ведь завтра в трудной ситуации можете оказаться вы сами. Важно, что даже самое скромное доброе дело оставит след прежде всего в вашей душе, и вы поймете, как это приятно – помогать людям.3
Задание 2. Смоделируйте возможные ситуации, где можно выступить с речами на указанные ниже темы. Сформулируйте риторический тезис по каждой из предложенных проблем в зависимости характеристик предполагаемой аудитории. Обоснуйте, какими параметрами аудитории вы руководствовались при формулировке тезиса.
1. Роль интернета в нашей жизни.
2. Молодежь и театр.
3. Реклама в жизни современного человека.
4. Образованный человек – полезный человек.
Задание 3. Составьте тезисную схему текста
Речь А. А. Ширвиндта4 на юбилее З. Е. Гердта5
Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни – за Зиновия Гердта.
В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт – воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом?
Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные мужские – археологическая редкость о наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки – руки мастера, руки артиста.
Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар (когда присутствуешь на импровизированном домашнем поэтическом вечере – Александр Володин, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Зиновий Гердт – синеешь от белой зависти).
Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным, Недаром из миллиона «своих» двойников Л. О. Утесов обожал Гердта.
Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос.
Не будь он музыкантом, они был бы писателем или журналистом. Что бы ни писал Гердт, будь то эстрадный монолог, которыми он грешил в молодости, или журнальная статья, – это всегда индивидуально, смело по жанровой стилистике.
Не будь он писателем, он мог бы стать великолепным телевизионным шоуменом, но, увы, уровень наших телешоу не позволяет пока привлекать Гердта в этом качестве на телеэкраны.
Не будь он шоуменом, он мог бы стать уникальным диктором-ведущим. Гердтовский закадровый голос – эталон этого еще мало изученного, но, несомненно, труднейшего вида искусства. Его голос не спутаешь с другим по тембру, по интонации, по одному ему свойственной иронии, будь то наивный мультик, «Двенадцать стульев» или рассказ о жизни и бедах североморских котиков.
Не будь он артистом… Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава Богу, что при всех профессиональных «совмещениях» этой бурной натуры ему (Богу) было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам.
Диапазон Гердта-киноактера велик, Поднимаясь до чаплиновских высот в володинском «Фокуснике» или достигая мощнейшего обобщения в ильфовском Паниковском, Гердт всегда грустен, грустен – и все тут, как бы ни было смешно то, что он делает. Тонкий вкус и высокая интеллигентность, конечно, мешают его кинокарьере в нашем попмире, но поступиться этим он не может. «Живой» театр поглотил Гердта сравнительно недавно, но поглотил до конца. Его Костюмер в одноименном спектакле – это чудеса филигранной актерской техники, бешеного ритма и такой речевой скорости, что думалось: вот-вот устанет и придумает краску-паузу, чтобы взять дыхание, – не брал, несся дальше, не пропуская при этом ни одного душевного поворота.
Наивно желать Гердту творческих успехов – он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость – он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай Бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради которых он живет и творит.
Задание 4. Выберите тему выступления. Смоделируйте основные параметры аудитории и характеристики оратора (например, выступление мэра перед жителями города, менеджера по продажам перед потенциальными покупателями и т.п.). Составьте тезисную схему данного выступления с учетом параметров аудитории и возможностей оратора. «Вырастите» риторическое древо, используя разнообразные способы размножения идей.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему в риторике предложен образец создания речи, определяющийся как классический?
2. Какова роль первого этапа риторического канона?
3. Какие факторы влияют на нахождение речи?
4. В чем суть деятельности оратора на этапе инвенции?
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
