1. Раскройте смысл понятия «философия истории».
2. Проведите сравнительный анализ линейного и циклического способов моделирования истории.
3. Почему в философско-историческом знании важное место занимает проблема периодизации исторического процесса?
4. Интеллектуальная игра.
Каждая группа студентов, состоящая из пяти-семи человек, должна выполнить предложенные задания. О результатах работы своей группы сообщает один или несколько участников игры. Преподаватель оценивает каждое выполненное задание по пятибалльной шкале и подводит итоги работы в группах. Результаты заносятся в таблицу, начерченную на доске и имеющую следующий вид:
Номер задания | Группа 1 (баллы) | Группа 2 (баллы) | Группа 3 (баллы) |
1 | |||
2 | |||
3 |
Задание 1
Спрогнозируйте наиболее вероятные тенденции развития социальной системы, предельно краткое описание которой представлено ниже. (Участники рабочей группы должны четко сформулировать основные тезисы, записать их на отдельном листе и сдать преподавателю.)
Все сферы общественной жизни полностью контролируются политической властью. В обществе насаждается идеология, ставящая интересы государства неизмеримо выше интересов отдельно взятого человека. Поскольку все средства массовой информации контролируются государством, то этим самым исключается возможность выражения через информационные каналы точки зрения, альтернативной по отношению к официальной позиции власти. Соответственно, в обществе отсутствует независимая публицистика и литературная критика. Запрещены также публичные выступления интеллигенции и любые формы социальной активности, выражающие несогласие с проводимой властью политикой. Кроме того, отсутствует обратная связь от народа к власти.
Задание 2
Какие из приведенных ниже идей и принципов относятся к линейной, а какие – к циклической модели истории? Задание выполняется в письменной форме в виде таблицы и сдается преподавателю.
Линейная модель истории | Циклическая модель истории |
Понятия и принципы линейной и циклической моделей
истории: европоцентризм, идея множества историй локальных культур и цивилизаций, идея единства исторического процесса; культурный полицентризм, означающий равноценность различных культур и цивилизаций, идея всемирно-исторического прогресса; идея стадиальности (от зарождения до разложения) в развитии локальных образований.
Задание 3
Решите тест, выбрав один правильный ответ из трех предложенных
на каждый поставленный вопрос. Задание выполняется в письменной
форме с указанием номера вопроса и буквенного обозначения, соответствующего правильному ответу, и сдается преподавателю.
1. Как возможно вмешательство государства в современном демократическом обществе в различные сферы социальной жизни:
а) практически невозможно, так как это нарушает права граждан;
б) ограничивается правовыми законами, принятыми парламентом;
в) происходит всегда по решению главы государства и/или правительства.
2. Что является характеристикой современного массового сознания:
а) сознание ориентируется на духовые ценности;
б) сознание несет в себе проект социально-этического идеала, который осуществится в будущем;
в) сознание становится объектом манипуляции со стороны средств массовой информации.
3. Каким образом сформировалась современная политическая система стран Западной Европы:
а) правовое государство и гражданское общество сформировались в результате длительного исторического развития, в ходе которого общество достигло значительной автономии по отношению к государству;
б) политическая власть, заботясь о благе человека и защите его прав, стала управлять всеми сферами общественной жизни, что привело к установлению правового государства и гражданского общества;
в) рост массового потребления в ХХ веке стал причиной демократизации общественной жизни, формирования гражданского общества и правового государства.
5. Раскройте суть известных подходов к проблеме определяющих факторов исторического процесса. (При выполнении задания целесообразно использовать полученные ранее знания концепций истории Августина, Гегеля, Маркса.)
6. Подготовьте сообщение по теме «Теория исторических циклов локальных культур и цивилизаций. Концепции, Н. Я Данилевского (1822–1895), О. Шпенглера (1880–1936), А. Тойнби (1889–1975)». (Сообщение может носить как обзорный характер, в котором будут отражены основные философско-исторические идеи указанных мыслителей, так и иметь своим содержанием аналитическое рассмотрение отдельно взятой концепции.) Итогом рассмотрения теории локальных культур и цивилизаций должны стать обоснованные ответы на следующие вопросы:
1) Что общего и в чем состоят основные различия концепций Данилевского, Шпенглера, Тойнби?
2) Какое значение имеют теории локальных культур и цивилизаций для философско-исторического знания?
7. Изучите приведенные ниже извлечения из работ О. Шпенглера «Закат Европы» и К. Ясперса «Истоки истории и ее цель». На основании этого выполните следующие задания:
1) подготовьте аналитическое сообщение, в котором бы раскрывались существенные различия философско-исторических воззрений обоих мыслителей;
2) творческое задание: какой диалог мог бы состояться между Шпенглером и Ясперсом по вопросу о философском истолковании исторического процесса и его смысла? Запишите этот гипотетический диалог объемом не менее одной страницы в своих рабочих тетрадях и сделайте выводы.
8. Что есть смысл истории? Обоснуйте свою собственную точку зрения на поставленный вопрос.
9. Проанализируйте представленный текстовой фрагмент работы И. Пригожина «Кость еще не брошена». Подготовьте ответы на поставленные вопросы и выполните задания к тексту.
10. Ч ем можно объяснить то обстоятельство, что в контексте философского осмысления исторического процесса может возникнуть идея конца истории, как это видно на примере концепций Августина и Гегеля?
11. Изучите представленный ниже текстовой фрагмент статьи Ф. Фукуямы «Конец истории?» и подготовьте ответы на следующие вопросы:
а) Какой смысл вкладывает Фукуяма в понятие конца истории?
б) Что общего в понимании конца истории у Фукуямы и Гегеля?
в) Какие явления и процессы, согласно Фукуяме, свидетельствуют о наступлении конца истории?
г) Сформулируйте свою собственную точку зрения по проблеме конца истории, альтернативную взглядам Фукуямы.