1. Логическое задание.
Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют позитивистской концепции науки О. Конта? Дайте истолкование каждого тезиса, исходя из содержания поставленного вопроса.
1. Основная задача науки – накопление фактов и их систематизация.
2. Главная функция научного познания – объяснение.
3. Главная функция науки состоит не в объяснении фактов, а
их описании. Поэтому наука отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».
4. Основной метод научного познания – наблюдение.
5. Лишь наука формирует конкретное положительное знание. Поэтому философия не может оказывать какого-либо влияния на науку.
6. Философия взаимодействует с наукой и способна оказывать на нее влияние.
7. В основе научного познания лежит выдвижение гипотез, которые необходимо соотносить с конкретными фактами.
8. Социальное познание в своих методологических основаниях отличается от познания в естественных науках.
2. Что означает позитивистская установка, направленная на «преодоление метафизики» в научном познании?
3. Объясните сущность принципа верификации, принятого в логическом позитивизме. Покажите известную ограниченность этого принципа. (Раскрывая недостатки принципа верификации, волне уместно, например, сослаться на критическую оценку К. Поппера, согласно которой методами логического позитивизма невозможно верифицировать законы природы.)
4. Раскройте суть гипотетико-дедуктивной модели научного познания К. Поппера.
5. Подготовьте в рабочей тетради ответы на вопросы, поставленные к текстовому фрагменту работы К. Поппера «Предположения и опровержения»:
а) Почему Поппер не соглашается с индуктивизмом Бэкона в вопросе о разграничении научных и псевдонаучных утверждений?
б) В чем суть предлагаемого Поппером критерия опровержимости или фальсифицируемости теоретической системы?
в) Что общего и в чем отличие между принципом фальсифицируемости Поппера и принципом верифицируемости в логическом позитивизме?
г) Что такое «метод проб и ошибок», разработанный Поппером?
с) Каким образом, согласно Попперу, происходит развитие научного знания?
6. Верно ли суждение, согласно которому принцип фальсификации (фальсифицируемости) Поппера имеет своей единственной целью опровержение той или иной теории?
7. Не возникает ли противоречия из утверждения Поппера о принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) научного знания? Ведь фальсифицируемость означает признание неадекватности или ложности, а эпистемологическим идеалом науки является истинность.
8. Почему в научной эпистемологии возникла проблема разграничения естественных и социально-гуманитарных наук?
9. Проанализируйте извлечения из работы Г. Риккерта «Философия истории». Выявите концептуализированные Риккертом различия между исторической наукой и естествознанием. Заполните на основании этого в своих рабочих тетрадях таблицу, вписав каждое понятие (характеристику) из представленного перечня в соответствующую ячейку.
Описание индивидуального события; законы; прямое наблюдение, эксперимент; индивидуализирующий метод (описание индивидуального события или процесса); опосредствованное взаимодействие через археологические и исторические источники; генерализирующий метод (генерализация, построение общих понятий); неповторимые, не поддающиеся воспроизведению события; знание, полностью зависящее от ценностей и оценок; природа, взаимодействие с природой; письменные источники, тексты (хроники, мемуары, письма, документы), материальные остатки прошлого; знание само представляет собой ценность, но от ценностей и оценок не зависит.
| Исторические науки | Естественные науки | |
| 1. Конечный результат познания | ||
| 2. Основной источник информации
| ||
| 3. Способ взаимодействия с объектом знания | ||
| 4. Метод исследования | ||
| 5. Особенности объектов знания | ||
| 6. Отношение к ценностям |
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
