Задание 1.1. Приступая к изучению курса «Введение в профессию «психолог», сформулируйте для себя вопросы, ответы на которые Вы хотели бы получить в ходе ее освоения
Задание 1.2. Напишите эссе на тему: «Мой выбор профессии «психолог» (Мой выбор психологического образования). Каким я вижу свое профессиональное будущее».
Эссе представляет собой сочинение небольшое объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой теме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмет.
Особенностями жанра эссе являются:
• Небольшой объем и конкретность темы;
• Личностный подход к ее раскрытию.
• Свободная композиция, определяющаяся движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;
Свободное использование языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики
Задание 1.3. Прочтите фрагмент из книги Ивановой Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006. С.21-22.
«Чем является для человека профессия? Может ли профес¬сия «ожить» без человека? Почему в практике профессио¬нального труда востребована психологическая наука? Как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии? Эти вопросы являются стержневыми в проблеме психологи¬ческого изучения профессиональной деятельности.
Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возрас¬та появляется мечта быть каким-то специалистом (мили¬ционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте насту¬пает осмысление собственного будущего «в мире профес¬сий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозиру¬емому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профес¬сии начинается с того самого момента, когда человек ста¬новится «проводником» профессии, т.е. активным деяте¬лем, созидателем социальных ценностей.
Жизнь человека — духовная и физическая — ее цен¬ность, богатство и сохранность в большей мере связа¬на с успешной «жизнью» в профессии.
Профессия как род занятий человека, нормативно рег¬ламентированный социальными, юридическими и техни¬ческими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания испол¬нителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, эко¬номической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуаль¬ным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной дея¬тельности, исполняемой человеком; в то же время, осваи¬вая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жиз¬ненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.
Таким образом, человек и профессия — это два взаи¬мосвязанных явления, нормальное взаимодействие кото¬рых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.
Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность — это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осоз¬нает и преобразует. Профессиональная деятельность по¬глощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя…
Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организ-ма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность — это многоэтапный и сложный путь, сопровождающийся кризисами профессио¬нального становления человека как личности […]. Позитивное социально-направленное движение по этому пути требует от человека разумной активизации всех его сил (духовных, психических и физических), как данных природой, так и присущих ему как члену социу¬ма.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какое значение имеет для человека профессиональная деятельность?
2. Какие последствия может иметь неправильный выбор профессии?
3. Какое значение для Вас лично имеет профессиональная деятельность?
4. Чем обусловлен для Вас приход на факультет психологии?
1.4. Прочтите представленный фрагмент книги Э.Ф. Зеера «Психология профессий». Рассмотрите представленную ниже схему 1. Какие из представленных в схеме факторов в наибольшей степени оказывают влияние на Ваше личностное и профессиональное развитие?
« Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к оп¬ределению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, производящим началом признаются объективные обстоятельства — со¬циально-экономические условия, а следствием отраже¬ния этих воздействий — изменения в субъектах.
Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.
В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наслед¬ственности в детерминации психических свойств боль¬шее значение, другие — меньшее. А.В.Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере ста¬новления личности усиливается влияние внешних (соци¬альных) факторов. При этом внешние причины действу-ют опосредованно через внутренние условия (Брушлинский А.В. О соотношении биологического и со¬циального в развитии личности // Теоретические проблемы пси¬хологии личности. М., 1974.). Профес¬сиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обсто¬ятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенно¬стях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.
В процессе становления профессионала, увеличе¬ния масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональ¬ную биографию, заниматься саморазвитием, самосо¬вершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономически¬ми условиями жизнедеятельности (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2006. С.36-37)».
Опишите, какие именно факторы обусловливают в максимальной степени Ваше профессионально-личностное развитие.
Задание 1.5.
Л.М.Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятель¬ствам в виде выполнения предписаний, алгорит¬мов решения профессиональных задач, правил, норм;
• модель профессионального развития, которая ха¬рактеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразо¬вания и тем самым преодолеть пределы своих про-фессиональных возможностей.
Адаптивная модель отражает становление специ¬алиста, который является носителем профессиональ¬ных знаний, умений и опыта. Модель профессиональ¬ного развития характеризует профессионала, владе¬ющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенство¬ванию.
Какая из описанных моделей профессионального Вам ближе? Почему? Каким Вы видите свое профессиональное развитие?
Задание 1.6.
Подберите в литературе или психологических журналах ( «Журнал практической психологии». «Психологический журнал». «Вопросы психологии» и др.) примеры описания деятельности психолога-ученого. Какой вклад в развитие психологической науки он внес? Какие наиболее интересные моменты его биографии Вас привлекли? Что привело его в психологию? Какие личностные особенности были ему присущи? Напишите эссе об этом ученом.