I. Вопросы для самоконтроля и рассуждения:
1. Каковы основные этапы развития психики и ее функции?
2. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных как формы приспособления к условиям внешней среды.
3. Определите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.
4. В чем суть понятия «сознание», каково его происхождение?
5. Какова роль «Я-концепции» в регуляции поведения человека?
6. Что такое неосознаваемые механизмы сознательных действий?
7. Какова роль неосознаваемых сопровождений сознательных действий в изучении психических явлений и повседневной жизни людей.
8. В чем суть исследований Д.Н. Узнадзе и его сотрудников относительно неосознаваемых установок.
II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Психика как предмет системного исследования.
2. Биологическая природа психики.
3. Возникновение и развитие психики животных (в филогенезе).
4. Возникновение и развитие психики человека, ее отличие от психики животных.
5. Общая характеристика сознания и ее особенности.
III. Теоретическое задание (выбрать и выполнить одно из заданий):
1. Опишите формы поведения животных и дайте их сравнительную
характеристику.
2. Опишите суть и значение экспериментов В. Кёлера и исследований Н.Н. Ладыгиной-Котс.
3. Представьте отличие психики человека от психики животных.
4. Дайте общую характеристику и классификацию неосознаваемых психических процессов.
5. Прочитайте работу А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» и напишите тезисы по одному из разделов (на выбор студента):
— Стадия элементарной сенсорной психики.
— Стадия перцептивной психики.
— Стадия интеллекта.
— Условия возникновения сознания.
IV. Практические задания.
1) Заполнить пробелы:
1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к ….. признаков, наиболее ………. к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.
2. Труд Дарвина, опубликованный в ….. г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался …….
3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными ….. и открытием ……
4. Последовательность событий, в результате которой информация от …….. передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется …….
5. Присущие данному виду сложные ….. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ………. поведением.
6. У некоторых животных наблюдается ……. – создается глубокая привязанность к первому ……. предмету, который они увидели после появления на свет.
7. Способность к …….. – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у ……….
8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития ……. во всех направлениях, а тем самым и для увеличения …… головного мозга.
9. Главные особенности социальной организации человека – ….. пищи со своими сородичами и образование постоянных ……..
2) Ответьте на вопрос: «Верно или нет?» (выберите несколько утверждений, проанализируйте их, выскажите свое мнение, используя теоретические знания.
1. Относительная роль наследственности и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.
2. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием таксисов.
3. Врожденный пусковой механизм – это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.
4. Только представители видов, обладающих способностью к научению и приобретению навыков, могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
5. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение рук и развитие способности к изготовлению первых орудий.
6. Развитие языка (речи) создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
