1.1. Какую роль играет познание в жизни человека и общества?
1.2. Что такое познавательное отношение человека к действительности? Какие факторы обусловливают специфику этого отношения?
1.3. Раскройте связь между гносеологией и онтологией. При выполнении задания следует привести конкретные примеры из истории философии, ссылаясь на учения Платона, Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля.
1.4. Как связаны между собой познание и практика?
1.5. Объясните смысл таких понятий, как «гносеологический оптимизм», «скептицизм» и «агностицизм».
1.6. Известно, что ученик Гераклита Кратил считал какое-либо суждение о вещах невозможным, поскольку каждое мгновение вещь уже не та, что была прежде, и наше знание о ней устаревает. Кратил утверждал: «Нельзя не то, чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения».
Проанализируйте гносеологическую позицию Кратила и сделайте выводы. Объясните связь между воззрениями Кратила и тезисом о непознаваемости мира.
1.7. Предположим, беседуют два человека. Один из них – участник Курской битвы (5 июля–23 августа 1943 г.), другой – известный военный историк, который описал в своей книге сражение на Курской дуге, но сам в нем не участвовал. Безусловно, оба собеседника знают о событиях Курской битвы. Но при этом знание участника битвы отличается от знания военного историка. Постройте свои рассуждения на основе анализа представленной эпистемологической ситуации, отвечая на вопрос «что значит знать?».
1.8. Раскройте суть сформулированной Аристотелем классической концепции истины, известной также как теория соответствия (корреспонденции). Каковы парадоксы классической концепции истины и почему они возникают?
2.1. Каковы основные отличия обыденного познания от познания научного? Что между ними общего?
2.2. Что такое художественное познание? Каково соотношение
таких понятий, как «научная истина» и «художественная правда»?
2.3. Верно ли считать, что лишь научное познание необходимо для человека, общества и культуры? Дайте аргументированный ответ на поставленный вопрос.
2.4. Подготовьте ответы на следующие вопросы к текстовым
фрагментам произведения С. Франка «Русское мировоззрение»:
а) В чем Франк усматривает отличительное своеобразие русского понимания опыта?
б) Что означает тезис Франка о том, что философия – это «мировоззренческая теория»? Как это утверждение философа связано с его пониманием специфики русского опыта познания?
в) Каков смысл отграничения Франком философии как «мировоззренческого учения» от философии как «чистой и строгой науки»?
3.1. Логическое задание.
Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют позитивистской концепции науки О. Конта? Дайте истолкование каждого тезиса, исходя из содержания поставленного вопроса.
- Основная задача науки – накопление фактов и их систематизация.
- Главная функция научного познания – объяснение.
- Главная функция науки состоит не в объяснении фактов, а
их описании. Поэтому наука отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».
- Основной метод научного познания – наблюдение.
- Лишь наука формирует конкретное положительное знание. Поэтому философия не может оказывать какого-либо влияния на науку.
- Философия взаимодействует с наукой и способна оказывать на нее влияние.
- В основе научного познания лежит выдвижение гипотез, которые необходимо соотносить с конкретными фактами.
- Социальное познание в своих методологических основаниях отличается от познания в естественных науках.
3.2. Что означает позитивистская установка, направленная на «преодоление метафизики» в научном познании?
3.3. Объясните сущность принципа верификации, принятого в логическом позитивизме. Покажите известную ограниченность этого принципа. (Раскрывая недостатки принципа верификации, волне уместно, например, сослаться на критическую оценку К. Поппера, согласно которой методами логического позитивизма невозможно верифицировать законы природы.)
3.4. Раскройте суть гипотетико-дедуктивной модели научного познания К. Поппера.
3.5. Подготовьте в рабочей тетради ответы на вопросы, поставленные к текстовому фрагменту работы К. Поппера «Предположения и опровержения»:
а) Почему Поппер не соглашается с индуктивизмом Бэкона в вопросе о разграничении научных и псевдонаучных утверждений?
б) В чем суть предлагаемого Поппером критерия опровержимости или фальсифицируемости теоретической системы?
в) Что общего и в чем отличие между принципом фальсифицируемости Поппера и принципом верифицируемости в логическом позитивизме?
г) Что такое «метод проб и ошибок», разработанный Поппером?
с) Каким образом, согласно Попперу, происходит развитие научного знания?
3.6. Верно ли суждение, согласно которому принцип фальсификации (фальсифицируемости) Поппера имеет своей единственной целью опровержение той или иной теории?
3.7. Не возникает ли противоречия из утверждения Поппера о принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) научного знания? Ведь фальсифицируемость означает признание неадекватности или ложности, а эпистемологическим идеалом науки является истинность.
3.8. Почему в научной эпистемологии возникла проблема разграничения естественных и социально-гуманитарных наук?
3.9. Проанализируйте извлечения из работы Г. Риккерта «Философия истории». Выявите концептуализированные Риккертом различия между исторической наукой и естествознанием. Заполните на основании этого в своих рабочих тетрадях таблицу, вписав каждое понятие (характеристику) из представленного перечня в соответствующую ячейку.
4.1. Почему в философии науки принято выделять эмпирический и теоретический уровни научного познания?
4.2. Если сбор и систематизация фактов – важная составляющая научного исследования, то означает ли это, что ученый должен собрать как можно больше фактов? (Прежде всего, здесь необходимо прояснить: является ли факт самоцелью или средством решения научных задач?)
4.3. В чем состоит различие и взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания?
4.4. Верно ли представление, по которому на теоретическом уровне научного познания исследователь непосредственно взаимодействует с изучаемыми природными или социальными объектами, например, использует метод наблюдения?
4.5. Методология научного познания оперирует понятием идеализированного объекта, которое обозначает мысленную конструкцию каких-либо природных или социальных объектов, не существующих (и не осуществимых) в действительности. Так, например, не существует в строгом смысле того, что обозначается такими понятиями (мысленными конструкциями), как «идеальная окружность», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «абсолютно ровная поверхность» и т. д. Известно также, что К. Маркс использовал в «Капитале» такую интеллектуальную конструкцию (идеализированный объект), как «капиталистический способ производства», а выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) разработал теорию идеальных типов, согласно которой используемые в социальном познании понятия – «капитализм», «христианство», «средневековое городское хозяйство», являются своего рода исследовательскими «утопиями», так как не
имеют буквального аналога в действительности. Отсюда вопрос: если идеализированные объекты не имеют прямых аналогов в самой действительности, так как они ее не отражают, то почему они используются в научном познании?
4.6. Одним из важных положений методологии науки является тезис, согласно которому эмпирические высказывания «нагружены» теоретическими значениями. И в этом смысле эмпирические высказывания являются не только результатом наблюдения, но также обусловлены нашими теоретическими знаниями. Раскройте эту обусловленность на примере следующего эмпирического высказывания: «тело движется равномерно по прямой линии».
4.7. Что такое научная гипотеза? Объясните необходимость гипотезы в научном познании. Приведите примеры гипотез.
4.8. Можно ли признать истинность приведенной ниже схемы научного познания? Дайте обоснованный ответ на поставленный вопрос. Познание начинается с наблюдения. Результатом наблюдения являются накопленные факты, которые исследователь подвергает анализу и систематизации. После этого исследователь осуществляет индуктивное обобщение фактов, что принимает форму научной теории. Таким образом, научная теория является результатом индуктивного обобщения фактов.
4.9. Что такое научное объяснение? Какие существуют виды научного объяснения?
5.1. Объясните смысл понятия «научная революция».
5.2. Почему в истории познания происходят научные революции? Приведите примеры научных революций.
5.3. Раскройте смысл понятия «научная парадигма». Какое значение имеет это понятие для осмысления исторического развития науки?
5.4. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент работы Т. Куна «Структура научных революций» и подготовьте ответы в рабочей тетради на следующие вопросы:
а) Как следует понимать тезис Куна о том, что при смене научных парадигм происходит изменение самого мира?
б) В чем суть такого описываемого Куном феномена, как «переключение зрительного гештальта»?
в) Как Кун описывает переход от старой научной парадигмы к новой?
г) Почему ученый, как утверждает Кун, при переходе к новой научной парадигме должен «научиться видеть новый гештальт»?
5.5. Логическое задание.
Найдите соответствие между приведенными ниже тезисами и научными парадигмами – классической, неклассической и постнеклассической.
- Важным принципом научного познания является устранение наблюдателя и средств наблюдения из физической картины мира.
- Общенаучная картина мира основывается на системном подходе и основополагающих принципах универсального эволюционизма.
- Мир – это гигантское скопление неделимых и неизменных частиц, связанных силами тяготения и перемещающихся в абсолютном пространстве.
- Материя – это инертная субстанция, лишенная свойства самодвижения. Поэтому материальный мир не эволюционирует.
- В науке признается допустимость нескольких отличающихся между собой теоретических описаний одного и того же объекта познания.
- Описание и объяснение феноменов микромира неизбежно предполагает указание на наблюдателя и средства наблюдения.
- Среди объектов научного познания особое значение имеют сложные, исторически развивающиеся системы, важным элементом которых является сам человек (глобальная экология, генетическая инженерия).
- Система в своем эволюционном развитии проходит через «точки бифуркации» (неравновесные состояния), в которых возникает веерный набор возможностей дальнейшего развития системы.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
