Задание 1. Прочитайте текст. Составьте таблицу из 2-х колонок, отражающую различные группы говорящих на русском языке, используя дифференциальные признаки, в том числе указанные в тексте (1-я колонка – группа людей, в той или иной степени владеющая русским языком, 2-я группа – приблизительное количество говорящих на русском языке):
«Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков, однако точно определить это место довольно трудно.
Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек, 130 миллионов из которых живут на территории России. В 300-350 миллионов оценивается число людей, владеющих русским языком в совершенстве и использующих его в качестве первого или второго языка в повседневном общении.
Всего же русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского».
Задание 2.
Русский язык по-прежнему остается языком межнационального общения на всем постсоветском пространстве. Причем главную роль здесь играет не позиция государства, а отношение населения. А вот в дальнем зарубежье ситуация с русским языком противоположная. Русский относится к языкам, которые утрачиваются за два поколения.
Напишите эссе на 6 строчек, в котором была бы сказана причина такой утраты именно в указанные сроки.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Исправьте наиболее частые орфографические ошибки в русскоязычных запросах к поисковой системе «Яndex», объясните причины их возникновения. В каких случаях учитель-нефилолог может допустить такие ошибки в письменной речи?
Агенство, Тайланд, расчитывать, зделать, отзовы, програма, скачять, рассписание, Росии, скочать, руский, поликлинника, подскользнуться, руссификатор, офицальный.
ФОНЕТИКА, ГРАФИКА И ОРФОЭПИЯ
Задание 1. Определите, какие звуки произносятся на месте букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах:
мята, енот, перепись, нянчить, соединить, синее, ещё, её, ягуар, Ямайка, ершистый, подьячий, безъядерная, ювелирное, подъехать, вьюга, счастье, копьё, пятак, лесное, семьянин, мята, союз, мясная, месяц, часы, японское, длинношеее.
Задание 2. Определите, какие функции выполняет Ь в следующих словах:
ноль, пьедестал, рожь, дверь, уберёшь, улыбаться, мышь, семья, достанешься, будьте, полью, моль, вьюга, Кузьмич, сентябрьский, подьячий.
Задание 3. Затранскрибируйте слова, найдите в них согласные и гласные, определите степень редукции гласных:
вода, молоко, встреча, фонарь, весь, минутка, прицел, рожь, объем, улыбаться, спецзадание, экзамен, сошью, парашют, живой, женственный, убаюкивать.
Задание 4. Затранскрибируйте слова, укажите различия гласных в группах слов:
вода – воды – водовоз, жесть – жестянка – жестяной, семья – семьи – семьянин, дар – дарить – даровой, игра – сыграть – сыгравший, руки – рука – рукавица, выйти – выходить – выходит, трава – травка, ошибка – ошибочный, загадка – загадочный, рожь – ржи, мог – могли, вместо – вместе, мост – мостик, весна – весне.
Задание 5. Затранскрибируйте текст, охарактеризуйте все гласные звуки в выделенных словах:
Мой дед родился в Кронштадте, моя жена – ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. Впрочем, в России трудно найти человека, в чьей жизни этот город ничего бы не значил. Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом.
В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. Актерами управляет лучший на свете режиссер – ветер. Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают (Л. Юзефович).
Задание 6. Определите звук по следующей характеристике:
1) согласный звонкий зубной щелевой мягкий, 2) согласный губно-зубной, щелевой, глухой, твердый, 3) согласный, заднеязычный, взрывной, звонкий, твердый, 4) согласный, губной, носовой, сонорный, мягкий.
Задание 7. Затранскрибируйте текст. В выделенных словах охарактеризуйте согласные по степени звучности:
Я видел, как по Невскому ехали тушить пожар – ранней осенью, на исходе дня. Впереди на вороном коне – «скачок» (так называли передового всадника пожарного обоза), с трубой у рта, как ангел Апокалипсиса. Скачок трубит, расчищая путь, и все бросаются врассыпную. Извозчики хлещут лошадей, прижимают их к обочинам и замирают, стоя к пожарным вполоборота. И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, в медных касках, и над ними развевается знамя пожарной части; у знамени – брандмейстер, он звонит в колокол. В своём бесстрастии пожарные трагичны, на их лицах играют отблески пламени, которое уже где-то разгорелось, уже где-то их ждёт, до поры невидимое (Е. Водолазкин).
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Задание 1. Определите тип отношений между словами:
1) хлеб, макароны, рис, мясо, рыба;
2) бросает, кидает, швыряет;
3) ходил, ходила, ходили;
4) жена, сестра, тесть, свекровь, прадедушка, муж, племянник, внук;
5) смотрел, смотрю, буду смотреть;
6) разрушать – создавать, творить, строить;
7) сумка, пакет, мешок, чемодан, авоська, портфель;
8) контрольная работа; домашнее задание; ходить пешком.
Задание 2. Определите, в значении каких приведенных ниже слов имеется коннотативная сема:
сыночек, курица, небо, львёнок, домина, глупый, дворик, очи, сон.
Задание 3. Из списка слов, приведенного ниже, выпишите 3–4 слова, имеющих в значении общую категориально-лексическую сему, 2 слова – общую дифференциальную сему, 2–3 слова – общую коннотативную сему:
быстро, прелесть, звучать, орать, нестись, плохой, раздеваться, мчаться, шёпот, обижать, звук, бежать, болтать, лгать, кричать, мамочка.
Задание 4. Выберите из списка те слова, значение которых мотивировано:
пылесос, колбаса, бутылка, вода, черника, водопад, кровь, мышь, учебник, тетрадь, соковыжималка. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.
Задание 5. Определите значение слова «высокий», используемого в словосочетаниях:
высокая игра, высокий лоб, высокий звук, высокий стиль, высокая поэзия, высокий потолок.
Задание 6. Укажите, в каких значениях употреблено слово «русский» в приводимых ниже предложениях:
- Люблю русский лес, русское поле, русские лица, русские избы, русский язык… (С. Бабаян).
- А я пятёрки получил по русскому и по арифметике (Б. Екимов).
- И какой же русский не любит быстрой езды? (Н. Гоголь).
- Вчера они задушевно пели русские романсы.
- Есть ли в приложении русская раскладка?
Задание 7. Определите, в каких из приведенных ниже словосочетаний слова употребляются в прямом значении, в каких — в переносном. Назовите используемый тип переносного значения:
меткое сравнение – меткий стрелок,
открытое море – море слов,
разбить чашку – разбить надежды,
золотое кольцо – кольцо людей,
тень сомнения – тень от дерева,
твердая земля – твердый шаг,
персидский ковер – снежный ковер,
луч прожектора – луч надежды.
Задание 8. Разграничьте случаи омонимии и полисемии:
Отлить немного молока – кровь отлила от лица – отлить статую;
лист бумаги – лавровый лист – похвальный лист;
мотать деньги – мотать головой – мотать нитки;
старинный род – род занятий – мужской род;
жать руку – жать сок из лимона – жать рожь;
вывести лошадь из конюшни – вывести пятно – вывести цыплят – вывести новый сорт яблок – вывести букву.
Задание 9. Подберите слова с заимствованными суффиксами, составьте с ними предложения. Заполните таблицу
Задание 10. Найдите в нижеследующих предложениях историзмы и архаизмы. Определите тип архаизмов:
- Сами изволите увидеть, коли прикажете ему к себе побывать (А. Измайлов).
- Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! (М. Лермонтов).
- Конечно, всё это безобразие берёт начало в дореволюционных отношениях «грамотный барин – неграмотный холоп» (Д. Бавильский, И. Манцов).
- Тогда ведь не было ни радио, ни проигрывателей, ни тем паче телевизоров (И. Грекова).
- Толчок – и несколько сверкающих секунд олимпийской победы духа над плотью! (Ф. Искандер).
- У человека семь матерей: та, что выносила его во чреве, земля, страна, кормилица, корова, ласточка и любая женщина, к груди которой мужчина прикоснулся губами (Г. Садулаев).
- В составлении библиотеки императрице помогал учитель цесаревича В. А. Жуковский (из интернет-ресурсов).
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы: |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф