- Выскажите свое отношение к древнему персидскому стихотворению: Тот, кто не знает и не знает, что он не знает – глупец, избегай его. Тот, кто не знает и знает, что он не знает, может научиться. Научи его. Тот, кто знает и не знает, что он знает, спит, разбуди его.
Тот, кто знает и знает, что знает, — пророк, учись у него.
- Можно ли согласиться со следующими софизмами: а) — Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?
- Нет.
- Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?
- Знаю.
- Вот об этом я и хотел тебя спросить!
б) Сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит. в) Число 2 – четное, число 3 – нечетное.
Поскольку числа 2 и 3 в сумме дают 5, то число 5 од новременно является четным и нечетным.
- Это софизмы или параллогизмы?
а) Кто учится, тот себя изнуряет.
Кто себя изнуряет, тот приносит себе вред.
Следовательно, кто учится, тот приносит себе вред. б) Чего кто- либо не потерял, то он еще имеет.
Нищий не потерял еще тысячу рублей. Следовательно, он их имеет.
в) Кто много ест, тот много спит.
Кто много спит, тот мало грешит.
Следовательно, кто много ест, тот мало грешит.
- Разрешите анаграммы, переставив буквы в следующих словах так, чтобы образовались философские термины: Мурза. Тома. Тирада. Порты. Голос.
- В чем софичность песенки, сочиненной английскими студентами: Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
А чем больше забываешь, тем меньше знаешь. А чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться?
- Правильно ли построены силлогизмы:
а) Мысль — это движение, а движение есть свойство всей материи. Значит, мысль, есть свойство всей материи.
б) «Пальто» — слово. Пальто сохраняет тепло. Следовательно, некоторые слова сохраняют тепло.
в) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.
г) Не может быть неряшливо одетого студента. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не студент.
д) Идеальное — отображение материального. Мой образ в зеркале — отображение материального.
Значит, мой образ в зеркале идеален.
е) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.
ж) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди математики. Следовательно, все математики обладают способностью к быстрому и точному счету.
- Об известном китайском софисте Гунсунь Луне рассказывают следующую историю. Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъезжал к пограничной страже. Начальник стражи сказал, что проходить стражу могут люди, а лошадей проводить не разрешается. Гунсунь Лун нашел выход из положения с помощью рассуждения, которое можно свести к следующему силлогизму:
Лошадь может быть рыжей.
Белая лошадь не может быть рыжей.
Следовательно, белая лошадь не есть лошадь.
Начальник стражи, удивленный таким рассуждением, пропустил Гунсунь Луна с его лошадью.
Какова логическая уловка Гунсунь Луна?
- Рассказывают: как-то во дворике Парижского университета у «ангелического доктора» Фомы Аквинского и «универсального доктора» Альберта Великого вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Несколько часов длился этот словесный турнир, и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, и возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей же миг принесу настоящего крота. Вы посмотрите сами на живого, настоящего крота. На том и разрешится ваш спор».
Какие принципы мышления высмеиваются в этом историческом анекдоте?
- Двоих судили за убийство. Присяжные признали одного из обвиняемых виновным, а другого невиновным. Судья обратился к тому, кто был признан виновным, и сказал: «Это самое странное дело из всех, которые мне приходилось разбирать. Хоть ваша вина вне всяких сомнений установлена, по закону я должен выпустить вас на свободу».
Как объяснить столь неожиданное заявление судьи?
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
