При выполнении задания необходимо придерживаться следующего плана.
1. Указать назначение рассматриваемой системы, агрегата или механизма. Кроме того, в случае рассмотрения системы, указать назначение каждого её элемента. При рассмотрении отдельного агрегата или механизма указать назначение системы, элементами которой являются агрегат или механизм.
2. При описании конструкции системы автомобиля вычертить её компоновочную схему, а также чертежи основных элементов рассматриваемой системы. При описании конструкции отдельного агрегата или механизма выполнить чертёж рассматриваемого агрегата или механизма. На каждом рисунке должны быть проставлены и расшифрованы позиции всех элементов чертежа или схемы.
Приводимые чертежи агрегатов и механизмов должны давать наиболее полную информацию о деталях, их форме и способе соединения. Для этого необходимо использовать несколько чертежей одного и того же агрегата или механизма из разных литературных и других источников. При этом следует учесть, что номера позиций деталей и других элементов агрегата или механизма, имеющих одинаковое наименование, на всех рисунках должны совпадать.
3. Описать принцип действия элементов системы, агрегата или механизма. При описании в случае необходимости привести чертежи или схемы, поясняющие принцип действия.
4. Привести техническую характеристику системы, агрегата или механизма.
5. Описать предусмотренные в конструкции регулировки. Привести нормативные значения регулируемых параметров.
Следует помнить, что регулировка – это поддержание в заданных пределах параметра технического состояния без замены изношенных деталей.
С учётом назначения и принципа действия элементов системы, агрегата или механизма необходимо рассмотреть следующие вопросы.
1. Показать нагрузки, которые действуют на детали в процессе работы. Для этого необходимо вычертить схемы основных наиболее нагруженных деталей и сопряжений и с помощью векторов показать силы и моменты, а также вызываемые действием этих сил и моментов напряжения. Наименования сил, моментов и напряжений должны быть отражены в подрисуночных надписях каждого рисунка.
2. Описать условия работы и возможные их изменения в процессе эксплуатации.
Практическое задание необходимо оформить в виде таблиц. При выполнении таблиц должно соблюдаться альбомное расположение листов.
При рассмотрении системы автомобиля в целом формы таблицы 1.1 и таблицы 1.2 повторяются в зависимости от количества элементов, образующих рассматриваемую систему.
В первом столбце таблицы 1.1 указываются номера, соответствующие номерам позиций на чертеже агрегата или механизма.
Следует помнить, что на чертежах агрегатов и механизмов, взятых из литературных и других источников различного назначения, номер позиции часто указывает не на одну отдельную деталь, а на несколько соединённых друг с другом деталей.
По наименованию детали, которое указывается во втором столбце, специалисту в области технической эксплуатации автомобильного транспорта должно быть понятно назначение детали, её местоположение и взаимодействие с другими деталями агрегата или механизма без чертежа.
Например: втулка верхней головки шатуна двигателя, ведущая шестерня верхней секции корпуса масляного насоса двигателя, внутреннее кольцо наружного радиально-упорного роликового подшипника ступицы переднего колеса и т.п.
Наименование деталей, которые имеют одинаковую форму, размеры и назначение указывается во множественном числе один раз для каждого агрегата или механизма.
В третьем столбце указывается наименование материала, из которого изготовлена деталь.
В четвёртом столбце указывается наименование элемента детали, которое должно учитывать назначение рассматриваемого элемента, его расположение на детали и взаимодействие с другими деталями агрегата или механизма.
Количество строк в первом столбце зависит от числа позиций на чертеже, во втором и третьем столбцах – от количества деталей агрегата или механизма, а в четвёртом столбце – от количества элементов, на которые мысленно была расчленена каждая деталь. Следует учесть то, что в четвёртом столбце таблицы указываются только те элементы, конструктивные параметры которых изменяются в процессе эксплуатации.
Каждый элемент детали, следовательно, и сама деталь могут иметь несколько конструктивных параметров, изменяющихся в процессе эксплуатации, наименование которых заносится в пятый столбец таблицы 1.1. В первую очередь должны указываться конструктивные параметры, характеризующие размеры детали, во вторую очередь – её форму, а в третью – физические и механические свойства.
Если деталь не имеет ни одного конструктивного параметра, который изменяется в процессе эксплуатации, то с четвёртого по восьмой столбцы проставляется знак “–”.
В шестом столбце указывается изменение конструктивного параметра, то есть неисправность: “увеличение” или “уменьшение” – для параметров, характеризующих размеры; “выпуклость”, “вогнутость”, “овальность”, “огранка”, “конусообразность”, ”бочкообразность”, “седлообразность”, “отклонение”, “нарушение”, “скол”, “поломка”, “выкрашивание”, “изгиб”, “срез” и т.п. – характеризующих форму и “увеличение”, “уменьшение”, “нарушение”, “потеря”, “ухудшение” и т.п. – физико-механические свойства.
Изменение любого из параметров технического состояния может быть вызвано одновременным действием нескольких причин, которые должны быть указаны в седьмом столбце.
В первом столбце таблицы 1.2 указываются номера позиций на чертеже.
Если сопряжённые детали на чертеже имеют одну и ту же позицию, то указывается номер этой позиции.
В случае, если сопряжённые детали на чертеже имеют разные позиции, то указываются номера этих позиций через дефис.
Во втором столбце через дефис указываются наименования сопряжённых деталей агрегата или механизма, конструктивные параметры которых изменяются в процессе эксплуатации.
В третьем столбце необходимо дать наименования изменяющимся в процессе эксплуатации геометрическим параметрам сопряжений.
Если геометрические параметры сопряжения не изменяются при эксплуатации или их изменение не оказывает влияния на техническое состояние агрегата или механизма, то с третьего по шестой столбцы таблицы 2.2 проставляется знак “–”.
