Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологическая реабилитация женщин с болевым синдромом после развода. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3

2.3 Программа психологической реабилитации женщин с болевым синдромом после развода

 

В рамках работы была предложена и реализована программа психологической реабилитации женщин с болевым синдромом после развода.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

С целью снижения уровня стресса, депрессии, тревоги, гармонизации эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости у женщин с болевым синдромом после развода нами был реализован тренинг на тему «Антистрессовая реабилитация», который способен повысить степень стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и благоприятности эмоционального состояния женщин после развода с болевым синдромом, снизить уровень тревоги, депрессии, невроза.

Количество участников тренинга: 30 исследуемых женщин после развода, которые согласились принимать участие в антистрессовой реабилитации.

Время: 2,5-3 часа.

Цель:

  1. Проинформировать женщин после развода с болевым синдромом о методах профилактики и борьбы с эмоциональным напряжением, стрессом.
  2. Психологическая профилактика негативных личностных образований, которые мешают повышению стрессоустойчивости, адекватности самосознания и снижают уровень социальной, психологической и профессиональной компетентности.
  3. Снижение уровня ситуативной и личностной тревожности.
  4. Формирование положительной мировоззренческой позиции личности.
  5. Формирование практических навыков освоения себя в различных ситуациях, овладеть элементарными приемами релаксации и аутотренинга.

Задание:

  1. Создать механизмы конструктивных взаимоотношений с негативными импульсами.
  2. Способствовать снижению негативных проявлений (депрессия, невроз, тревога) у женщин после развода с болевым синдромом.
  3. Формировать умение самоанализа, контроля над негативными эмоциональными проявлениями.
  4. Развивать эмпатийные качества.
  5. Создание условий для разработки участниками тренинга собственных проблемных зон и переживания обыденности собственных проблем, способствующих негативным эмоциональным проявлениям.
  6. Овладеть методами релаксации, направленными на преодоление негативных эмоциональных проявлений.
  7. Повысить уровень стрессоустойчивости и толерантности к неопределенности.

Материалы: маркеры, фломастеры, листы бумаги, бейджи, стикеры, плакаты, доски, раздаточные материалы.

Ход тренинга.

Вступительная часть.

Упражнение – знакомство «Истории из сумки» 3-5 мин.

Цель: настроить участников на работу по теме, активизировать чувство личности.

Ход упражнения.

В начале занятия каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. На оформление дается 3-5 мин. Участники садятся в круг и по очереди вытаскивают из сумки, не заглядывая в нее, один из имеющихся там предметов (карандаш, ручка, пуговица, резинка, кубик, катушка ниток, заколка, конфета и т.д.). После того, как все взяли какую-то вещь, каждый по очереди говорит фразу, которая начинается с «Я», представляя то, что досталось с сумки. Например: «Я – конфета, сладкая, смачная, меня все любят». Когда все скажут свои фразы, можно сделать еще один круг: передать свой предмет соседу справа и сказать другую фразу, уже «от имени» нового предмета, но начиная опять с «Я».

Принятие правил работы группы, 7-10 мин.

Тренер обращается к группе с вопросом: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила?». После ответов участников он предлагает принять правила работы группы во время тренинга, которые записываются на плакате «Правила группы».

Обсуждения.

Для того, чтобы наша работа была эффективной, давайте выработаем правила.

— Итак, какие вы предлагаете варианты? Что это правило означает?

— Все согласны?

— Принимаем данное правило?

Ориентировочными правилами тренинга могут быть следующие:

— приходить вовремя, посещать все тренинги;

— участвовать в выполнении упражнений и задач добровольно;

— говорить от своего имени, о себе, выражать свои мысли;

— один говорит – все слушают;

— обсуждать действие, а не личность.

Участники тренинга обсуждают записанные правила, составляют их окончательный вариант. Далее тренер заканчивает работу и записывает последнее правило: эти правила имеют силу в течение всех наших тренингов.
Целесообразно вывесить правила на видном месте и начинать каждый тренинг с их повторения.

Введение, 5 мин.

Тренер обращается к участникам: «Сегодня мы с вами собрались, чтобы лучше познакомиться, рассмотреть вопрос: «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как его преодолеть». В этом нам помогут сегодняшняя встреча.

Ознакомление участников с основными вопросами занятия. Тренер рассказывает о содержании тренингового занятия, отмечает, почему сегодня необходимо говорить о стрессе и способах его преодоления.

Упражнение «Песочные часы», 5-7 мин.

Участникам раздают небольшие листы бумаги. Тренер просит написать на них, чего именно участники ждут от тренинга. После этого каждый участник зачитывает свою надпись и прикрепляет лист на подготовленный тренером плакат с изображением песочных часов. (Проговаривания происходит на месте, а потом все вывешивают листочки).

Тренер обращается к участникам: итак, чего именно вы ожидаете от сегодняшней встречи? На листах бумаги напишите ваши ожидания. Потом поместите свои ожидания на песочные часы.

Тренер обращается к участникам: вы должны знать, что одной из главных причин стресса, является затяжной стресс. Поэтому каждый из вас должен знать, как с ним бороться.

Упражнение «Я переживаю стресс, когда …», 10 мин.

Цель: привлечь внимание к внутреннему состоянию окружающих.

Ход упражнения: следует продолжить предложение: «Я переживаю стресс, когда …».

Основная часть. Психо-рисунок «Я к стрессу», «Я во время стресса», «Я после стресса», 15-20 мин.

Цель: привлечь внимание к внутреннему состоянию окружения, выяснить главные стрессоры присутствующих.

Рефлексия: стрессы, возникающие в жизни, можно представить, как коридоры, которыми нужно пройти: кто быстрее, кто медленнее, кто тяжелее, кто легче, однако пройти их все равно придется.

Стресс:

— проблемы на работе;

— личностные проблемы;

— нестабильное материальное положение;

— психическое напряжение;

— неудачи, страхи, срывы;

— ощущение опасности;

— ДТП, аварии и т.д.

Упражнение «Стаканчик».

Цель: выработка психотехник видоизменения, ослабление стрессовых переживаний.

Ход упражнения: ведущий кладет на ладонь мягкий стаканчик и говорит участникам: «Представьте себе, что этот стаканчик – посуда для ваших самых сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него можно положить то, что для вас действительно важно и ценно, то, что любите и чем дорожите». В течение нескольких минут в комнате тишина. И неожиданно ведущий берет себе этот стаканчик.

Рефлексия. Когда возникают такие ощущения? Кто ими управляет?

Упражнение «Автобиография за 45 секунд».

Цель: переживание несоответствия, желаемого и возможного как стрессовых факторов.

Ход упражнения: участникам дается задание написать коротко свою биографию, в которой было бы все о них понятно. Время для рассказа 45 секунд.

Рефлексия: проводится обсуждение результатов и обмен чувствами.

Тест «грозит ли вам нервный срыв?» (10 мин.)

Упражнение «Самопознание».

Инструкция: человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побудить себя к деятельности. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности. Самопризнание, самоодобрение очень полезные методы формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что-то положительное в своих действиях и развивать чувство самоуважения. Учитывая принципы и правила, которые использовались для одобрения других, подумайте, как вы одобряли себя и признавали бы определенные конкретные результаты действий и результаты своей деятельности. Отметьте свои сильные стороны (способности), положительные черты характера и то, как они помогали вам в жизни.

Посудите и запишите, как вы может лучшим образом (где именно и как) воспользоваться ими, чтобы добиться успеха.

Задачи прописываются и вывешивают на плакат.

Упражнение «Поступки для позитивного будущего»

Цель: самоанализ, рефлексирование.

Инструкция:

  1. Определите и напишите 5 поступков, которые вы ежедневно реализуете и которые, как вам известно, ведут к желаемому будущему.
  2. Осознав полезность поступков, определите, как каждый из них является доказательством определенного качества.
  3. Представьте себе на некоторое время то позитивное будущее, которое вы создаете.

Упражнение «Ты молодец потому, что …» 7 мин.

Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознание наличия этих проявлений из собственного опыта.

Инструкция: разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразы, которые начинаются словами «Меня не любят за то, что …». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразою «Все равно, ты молодец потому, что …». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.

Обсуждения. Что вы почувствовали вовремя выполнения этого упражнения? Смогли бы вы отреагировать на слова партнера таким образом? Почему? Понравилось ли вам оказывать помощь другому человеку в такой форме? Что вы чувствовали, когда поддерживали вас? Как часто вы реагируете на проявления других людей таким образом? Часто вы получаете поддержку от других людей?

Вопросы задаются каждой паре.

Упражнение «Австралийский дождь» 5 мин.

Цель: обеспечение психологического расслабления участников.

Участники становятся в круг. Инструкция: знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения, как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередно хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь стихает. (Хлопками ладонями по груди).

Жидкие капли дождя падают на землю. (Щелчок пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Упражнение «Как преодолеть стресс», 10 мин. Работа в группах. Участники объединяются в 2 группы по принципу: роза, ромашка.

Вопросы тренера «Как вы считаете возможно ли преодолеть стресс?». Поэтому мы объединились в группы, для того чтобы выработать «Советы как преодолеть стресс». У каждой группы для этого есть 10 минут. Тогда определите по участнику, который будет представлять ваши наработки. Происходит обсуждение. После упражнения, всем участникам раздаются памятки «Советы по преодолению стресса».

Тренер: Я предлагаю вам включить советы психолога, которые помогут вам снимать эмоциональное напряжение, менять собственное отношение к различным ситуациям.

Упражнение «Место покоя».

Цель: расслабление.

Материалы: магнитофон, записи релаксационной музыки.

Инструкция: сядьте удобно, закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы плывете на лодке морем вдали от дома. Все проблемы и заботы остались дома, вы чувствуете себя свободно, на вас не давит груз ответственности. Ваша лодка свободно плывет на волнах. Вы наслаждаетесь ощущением покоя. Вы то поднимаетесь на волне, то опускаетесь. Вы чувствуете приятное тепло солнечных волн. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох, выдох. Теплый, мягкий покой разливается по всему телу. Вы все спокойнее, свободнее. Ваш взгляд останавливается на маленьком острове. Вас тянет туда, вы там ищете покоя, защиты, удовольствие. Ваша лодка приближается к острову. Уже можно различить растительность, деревья, песок. И вот вы выходите на берег. Вы ложитесь, вам тепло, расслабляетесь. На губах у вас морская соль. Вы смотрите на облака и чувствуете тепло солнца. Здесь ваша гавань. Наслаждайтесь чувством спокойствия, уверенности, тепла. Сюда вы сможете вернуться в любой момент. Это место даст вам уверенность, силу, безопасность. Попрощайтесь с этим местом, пора возвращаться в реальность. Медленно открывайте глаза.

Упражнения на релаксацию «Простая релаксация».

Основная инструкция.

Располагайтесь поудобнее, пусть вам ничего не мешает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на вашем дыхании (30 секунд). В каждом случае, когда мы будем фокусировать внимание на определенной группе мышц, перед началом выполнения упражнения я буду давать подробные объяснения относительно того, как ее надо делать. Поэтому не начинайте упражнение, прежде чем я не скажу: «Готовы? Начали!».

  1. Грудина. Расслабление начнем с грудины. Советую вам, но только по моему сигналу, и не раньше, сделать сильный очень глубокий вдох. Попробуйте вдохнуть весь воздух, который вас окружает. Сделаем это сейчас. Готовы? Начали!

Сделайте очень глубокий вдох. Задержите дыхание и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из легких и вернитесь к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в грудине при вдыхании воздуха? Заметили расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, осознаем, оценим его, поскольку придется повторить это упражнение. Готовы? Начали!

Вдохните очень глубоко! Глубже, чем когда-либо. Задержите дыхание и расслабьтесь. Быстро вдохните и вернитесь к исходному дыханию. Почувствовали теперь напряжение? Почувствовали расслабление? Попробуйте расслабиться на разнице ваших ощущений, чтобы потом с большим успехом повторить все сначала (между упражнениями пауза в 10-15 сек.).

  1. Кисти рук.

Перейдем к рукам. Сначала я вас попрошу одновременно обе руки сжать в кулаки. Сожмите их настолько сильно, насколько это возможно. Готовы? Начали!

Сожмите кулаки очень крепко. Задержите! И расслабьте. Это прекрасное упражнение для тех, чьи руки устали от писания в течение дня. Теперь давайте повторим. Готовы? Начали! Сожмите кулак очень крепко. Задержите и расслабьте. Для того чтобы расслабить противоположную группу мышц, надо просто растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно. Готовы? Начали!

Растопырьте ваши пальцы широко! Задержите их в этом состоянии. Расслабьте. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Растопырьте ваши пальцы широко! Максимально широко! И расслабьте. Обратите внимание на ощущение теплоты или покалывание в кистях рук и предплечье. Запомните эти ощущения (пауза 20 секунд).

  1. Плечи.

Теперь давайте поработаем над плечами. Мы несем на наших плечах большой груз напряжения и стрессов. Данное упражнение заключается в обезглавливанием плечами в вертикальной плоскости по направлению к ушам (мысленно попробуйте дотянуться до мочек ушей вершинами плеч). Давайте попробуем. Готовы? Начали!

Поднимите плечи. Поднимите их выше. Еще! Задержите! Расслабьте. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Поднимайте ваши плечи как можно выше. И расслабьте. Очень хорошо! Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, полностью дайте им расслабиться. Пусть они будут все тяжелее и тяжелее (пауза 10 сек.).

Упражнение «Тепло»

Займите удобное положение. Закройте глаза. Расслабьте мышцы лица и тела с помощью упражнения «Я расслабляюсь». Почувствуйте полное расслабление и тяжесть вашего тела. А теперь представьте, как теплеет ваша правая рука, она становится теплой. Вы будете чувствовать тепло 1-2 минуты. Повторите процедуру с левой рукой. Почувствуйте тепло в обеих руках. Почувствуйте тепло в обеих руках и ногах. Почувствуйте тепло во всем теле. Затем представьте себе, как тепло и тяжесть выходят из рук. Почувствуйте высвобождение и легкость. Повторите процедуру с ногами, со всем телом. Почувствуйте, как тепло и тяжесть оставили тело, мышцы окрепли. Вы в норме. Откройте глаза. Упражнение можно выполнять поэтапно с отдельными частями тела.

Упражнение «Гора с плеч»

Упражнение выполняется стоя. Широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад, слегка напрягая и возводя в лопатках. Держите плечи напряженными 5-10 секунд. После этого резко опустите плечи, «сбросив» гору с плеч. Повторите эту процедуру 5-6 раз.

Упражнение «Пружина», 5 мин.

Цель: овладение навыками быстрого расслабления мышц.

Сначала сядьте, закройте глаза и сделайте несколько вращений головой: сделайте четыре вращения по часовой стрелке, и столько же – против. Затем быстро ложитесь на спину и поднимите вверх, на малое расстояние от пола, правую ногу. Теперь напрягите мышцы так, как вы натягивайте пружину – 5-7 сек., а затем отпустите ногу со всей тяжестью вниз. То же самое – с левой ногой. Максимально напрягите все ее мышцы, полностью переключите на них внимание. Пройдитесь взглядом вдоль ноги. Затем дайте ноге упасть – трудно и медленно. Повторите несколько раз. Упражнение лучше делать с закрытыми глазами. Для достижения полного расслабления определенной группы мышц, надо отключить сознательное внимание.

Поднимите вверх правую руку (сожмите кулак, максимально напрягите мышцы). Подержите ее так, мысленно пробегая вдоль нее взглядом. Затем дайте ей свободно упасть. То же самое сделайте с левой рукой. Также можно напрягать и расслаблять другие группы мышц.

Упражнение «Воздушный шарик», 5 мин.

Цель: достичь быстрого расслабления и ощущения легкости в теле.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза, сосредоточьте свое внимание на дыхании. Представьте, что во время вдоха ваше тело как воздушный шарик поднимается вверх, на выдохе – опускается вниз. Вдох – выдох, вдох – выдох.  Вдох – выдох, вдох – выдох.

Методический комментарий. Через несколько тренировок можно достичь быстрого расслабления и состояния легкости в теле, вызывая в воображении образ воздушного шарика или любой образ, связанный с состоянием расслабления.

Упражнение «Дымок», 5 мин.

Цель: эмоциональный отдых, быстрое восстановление сил.

Станьте ровно, ноги на ширине плеч, закройте глаза. Начните медленно раскачиваться с ноги на ногу, выберите свой ритм раскачивания. Постепенно начните вращение по спирали, раскачиваясь по кругу в удобном направлении.

Представьте, что вы – струя, легкого, невесомого дыма. Медленно, по спирали вы поднимаетесь вверх, все выше и выше. Вы чувствуете свободу и легкость, вы отдыхаете, запомните это состояние. А теперь медленно, по спирали возвращайтесь назад. Как только вы коснетесь земли, вы можете открыть глаза.

Заключительная часть.

Итог тренинга, 5 мин. Подведение итогов.

Упражнение «Песочные часы»

Цель: осознание участниками того, насколько реализованы их ожидания относительно тренинга.

Материалы: скотч, плакат с изображением песочных часов.

Тренер инструктирует участников: возьмите ваши песчинки и переложите их на дно, если оправдались ваши ожидания от тренинга.

Тренер:

— Осуществились ли ваши ожидания?

— Какие знания вы получили?

— Как эти знания вы используете в своей дальнейшей жизни?

— Что вы взяли из тренинга лично для себя?

— Оцените вашу личную активность во время тренинга?

Упражнение на завершение «Прощание» 5 мин.

Цель: создание позитивной атмосферы, после тренинга.

Тренер: я предлагаю вам стать в круг.  Участники группы становятся в широкий круг, держась за руки. Каждый по кругу говорит: «Сегодня я … (научился, почувствовал, понял и т.п.)», и вся группа делает шаг вперед.

После произнесения всех достижений круг должен стать плотным.

Таким образом, в рамках работы была реализована программа антистрессовой психологической реабилитации женщин после развода. С целью снижения уровня стресса, депрессии, тревоги, гармонизации эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости у женщин после развода нами проведен тренинг на тему «Антистрессовая реабилитация», который способен повысить степень стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и благоприятности эмоционального состояния женщин после развода, снизить уровень тревоги, депрессии, невроза.

Для того, чтобы оценить эффективность реализации программы было проведено повторное исследование женщин после развода, участвующих в программе и отказавшихся участвовать с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Для контрольного определения уровня стрессоустойчивости личности исследуемых женщин после развода использовали методику диагностики уровня стрессоустойчивости Т. Холмса и Р. Раге.

Сырые данные контрольного определения уровня стрессоустойчивости личности исследуемых женщин после развода по методике Т. Холмса и Р. Раге представлены в Приложении 11.

По результатам контрольной диагностики уровня стрессоустойчивости личности исследуемых женщин после развода, участвующих в программе антистрессовой реабилитации по методике Т. Холмса и Р. Раге было выявлено следующее. У всех исследуемых женщин после реализации программы уровень стрессоустойчивости значительно повысился, что указывает на эффективность реализованной программы.

Так, после реализации антистрессовой программы количество исследуемых женщин после развода, имеющих низкую стрессоустойчивость, снизилось с 70% на констатирующем этапе до 10% на контрольном этапе.

Количество женщин с пороговой (средней стрессоустойчивостью) после реализации программы стало 70% против 30 % на констатирующем этапе.

Количество женщин с высокой стрессоустойчивостью после реализации программы равно 20% против 0 % на констатирующем этапе.

Процентное соотношение исследуемых женщин после развода, участвующих в программе антистрессовой реабилитации по уровню стрессоустойчивости на констатирующем и контрольном этапах представим в виде рисунка 14.

Рисунок 14 – Процентное соотношение исследуемых женщин после развода, участвующих в программе антистрессовой реабилитации по уровню стрессоустойчивости на констатирующем и контрольном этапах, %

 

Что касается группы женщин после развода, которые отказались принимать участие в программе антистрессовой реабилитации, то у них не произошло никаких значительных изменений. Распределение женщин по уровню стрессоустойчивости осталось таким же, как и на констатирующем этапе исследования.

Результаты сравнительного анализа уровня стрессоустойчивости личности исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике Т. Холмса и Р. Раге представлены в виде таблицы 7.

 

Таблица 7

 

Результаты сравнительного анализа уровня стрессоустойчивости личности исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике Т. Холмса и Р. Раге

 

Наименование фактора Кол-во баллов (ср. значения) Значение U-критерия Манна-Уитни
Констатирующий этап Контрольный

этап

Женщины, которые участвовали

в программе антистрессовой реабилитации

293,33 228,6 0,59*
Женщины, которые отказались участвовать

в программе антистрессовой реабилитации

266,07 267,5 0,012

 

*Примечание: выявленные различия при уровне значимости p≤0,05. Выявленные различия отмечены жирным шрифтом. Чем выше балл, тем ниже стрессоустойчивость.

 

Критериальное сравнение значений уровня стрессоустойчивости личности исследуемых разведенных женщин, участвующих в программе антистрессовой реализации на констатирующем и контрольном этапах показало наличие значимых различий, а, именно, у женщин после развода, проходивших антистрессовую реабилитацию уровень стрессоустойчивости значительно повысился. У женщин же после развода, которые отказались участвовать в программе антистрессовой реабилитации уровень стрессоустойчивости не изменился и остался пониженным. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

Для контрольного определения особенностей толерантности к неопределенности у исследуемых женщин после развода использовали методику «Шкала толерантности к неопределённости» Д. МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина.

Сырые данные контрольного определения уровня толерантности к неопределённости личности исследуемых женщин после развода по методике Д. МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина представлены в Приложении 12.

По результатам контрольной диагностики уровня толерантности к неопределенности личности исследуемых женщин после развода по методике Д. МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина было выявлено следующее.  У всех исследуемых женщин после реализации программы уровень толерантности к неопределенности значительно повысился, что указывает на эффективность разработанной программы.

Так, после реализации антистрессовой программы количество исследуемых женщин после развода, имеющих низкую толерантность к неопределенности, снизилось с 67% на констатирующем этапе до 7% на контрольном этапе.

Количество женщин с высокой толерантностью к неопределенности после реализации программы равно 93% против 33% на констатирующем этапе.

Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню толерантности к неопределенности до и после реализации разработанной антистрессовой программы представим в виде рисунка 15.

Рисунок 15 – Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню толерантности к неопределенности до и после реализации разработанной антистрессовой программы, %

 

Что касается группы женщин после развода, которые отказались принимать участие в программе антистрессовой реабилитации, то у них не произошло никаких значительных изменений. Распределение женщин по уровню толерантности к неопределенности осталось таким же, как и на констатирующем этапе исследования.

Результаты сравнительного анализа уровня толерантности к неопределенности исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике Д. МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина представлены в виде таблицы 8.

 

Таблица 8

 

Результаты сравнительного анализа уровня толерантности к неопределенности исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике Д. МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина

 

Наименование фактора Кол-во баллов (ср. значения) Значение U-критерия Манна-Уитни
Констатирующий этап Контрольный

этап

Женщины, которые участвовали

в программе антистрессовой реабилитации

88,87 82,27 0,78*
Женщины, которые отказались участвовать

в программе антистрессовой реабилитации

91,73 91,9 0,023

 

*Примечание: выявленные различия при уровне значимости p≤0,05. Выявленные различия отмечены жирным шрифтом. Чем ниже балл, тем ниже ТН.

 

Критериальное сравнение значений уровня толерантности к неопределенности исследуемых разведенных женщин, участвующих в программе антистрессовой реализации на констатирующем и контрольном этапах показало наличие значимых различий, а, именно, у женщин после развода, проходивших антистрессовую реабилитацию уровень толерантности к неопределенности значительно повысился. У женщин же после развода, которые отказались участвовать в программе антистрессовой реабилитации уровень толерантности к неопределенности не изменился и остался пониженным. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

Для контрольного определения уровня тревоги личности исследуемых женщин после развода использовали методику «Шкала самооценки тревоги» В. Цунга.

Сырые данные контрольного определения уровня тревоги личности исследуемых женщин после развода по методике «Шкала самооценки тревоги» В. Цунга представлены в Приложении 13.

По результатам контрольной диагностики уровня тревоги личности исследуемых женщин после развода было выявлено следующее. У всех исследуемых женщин после реализации программы уровень тревоги значительно снизился, что указывает на эффективность разработанной программы.

Так, после реализации антистрессовой программы количество исследуемых женщин после развода, имеющих высокую тревожность, снизилось с 60% на констатирующем этапе до 23% на контрольном этапе.

Количество женщин со средним уровнем тревоги после реализации программы стало 53% против 40 % на констатирующем этапе.

Количество женщин с низким уровнем тревожности после реализации программы равно 24% против 0 % на констатирующем этапе.

Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню тревоги до и после реализации антистрессовой программы представим в виде рисунка 16.

Рисунок 16 – Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню тревоги до и после реализации антистрессовой программы, %

 

Что касается группы женщин после развода, которые отказались принимать участие в программе антистрессовой реабилитации, то у них не произошло никаких значительных изменений. Распределение женщин по уровню тревожности осталось таким же, как и на констатирующем этапе исследования.

Результаты сравнительного анализа уровня тревожности исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Шкала самооценки тревоги» В. Цунга представлены в виде таблицы 9.

 

Таблица 9

 

Результаты сравнительного анализа уровня тревожности исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Шкала самооценки тревоги» В. Цунга

 

Наименование фактора Кол-во баллов (ср. значения) Значение U-критерия Манна-Уитни
Констатирующий этап Контрольный

этап

Женщины, которые участвовали

в программе антистрессовой реабилитации

70,6 57,23 0,73*
Женщины, которые отказались участвовать

в программе антистрессовой реабилитации

66,9 66,37 0,018

 

*Примечание: выявленные различия при уровне значимости p≤0,05. Выявленные различия отмечены жирным шрифтом. Чем выше балл, тем выше тревожность.

 

Критериальное сравнение значений уровня тревожности исследуемых разведенных женщин, участвующих в программе антистрессовой реализации на констатирующем и контрольном этапах показало наличие значимых различий, а, именно, у женщин после развода, проходивших антистрессовую реабилитацию уровень тревожности, значительно понизился. У женщин же после развода, которые отказались участвовать в программе антистрессовой реабилитации уровень тревожности не изменился и остался повышенным. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

Для контрольного определения уровня депрессии личности исследуемых женщин после развода использовали методику А.Т. Бека.

Сырые данные контрольного определения уровня депрессии личности исследуемых женщин после развода по методике А.Т. Бека представлены в Приложении 14.

По результатам контрольной диагностики уровня депрессии личности исследуемых женщин после развода после реализации разработанной антистрессовой программы было выявлено следующее. У всех исследуемых женщин после реализации программы уровень депрессии значительно снизился, что указывает на эффективность разработанной программы.

Так, после реализации антистрессовой программы количество исследуемых женщин после развода, имеющих высокий уровень депрессии (тяжелая депрессия), снизилось с 33% на констатирующем этапе до 10% на контрольном этапе.

Количество женщин с выраженной депрессией (средней тяжести) после реализации программы стало 20% против 40 % на констатирующем этапе.

Количество женщин с умеренной депрессией после реализации программы равно 36% против 27 % на констатирующем этапе.

Количество женщин с легкой депрессией после реализации программы равно 26% против 0% на констатирующем этапе.

Количество женщин с отсутствием признаков депрессии после реализации программы равно 8% против 0% на констатирующем этапе.

Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню депрессии до и после реализации разработанной антистрессовой программы представим в виде рисунка 17.

Рисунок 17 – Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню депрессии до и после реализации разработанной антистрессовой программы, %

Что касается группы женщин после развода, которые отказались принимать участие в программе антистрессовой реабилитации, то у них не произошло никаких значительных изменений. Распределение женщин по уровню депрессии осталось таким же, как и на констатирующем этапе исследования.

Результаты сравнительного анализа уровня депрессии исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике А.Т. Бека представлены в виде таблицы 10.

 

Таблица 10

 

Результаты сравнительного анализа уровня депрессии исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике А.Т. Бека

 

Наименование фактора Кол-во баллов

(ср. значения)

Значение U-критерия Манна-Уитни
Констатирующий этап Контрольный

этап

Женщины, которые участвовали

в программе антистрессовой реабилитации

28,1 19,03 0,90*
Женщины, которые отказались участвовать

в программе антистрессовой реабилитации

28,7 27,63 0,025

 

*Примечание: выявленные различия при уровне значимости p≤0,05. Выявленные различия отмечены жирным шрифтом. Чем выше балл, тем выше уровень депрессии.

 

Критериальное сравнение значений уровня депрессии исследуемых разведенных женщин, участвующих в программе антистрессовой реализации на констатирующем и контрольном этапах показало наличие значимых различий, а, именно, у женщин после развода, проходивших антистрессовую реабилитацию уровень депрессии, значительно понизился. У женщин же после развода, которые отказались участвовать в программе антистрессовой реабилитации уровень депрессии не изменился и остался повышенным. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

Для контрольного определения уровня невроза личности исследуемых женщин после развода использовали методику экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

Сырые данные контрольного определения уровня невроза личности исследуемых женщин после развода по методике К. Хека и Х. Хесса представлены в Приложении 15.

По результатам контрольной диагностики уровня невроза личности исследуемых женщин после развода было выявлено следующее. У всех исследуемых женщин после реализации программы уровень невроза значительно снизился, что указывает на эффективность разработанной программы.

Так, после реализации антистрессовой программы количество исследуемых женщин после развода, имеющих высокий уровень невроза, снизилось с 50% на констатирующем этапе до 17% на контрольном этапе.

Количество женщин со средним уровнем невроза после реализации программы стало 53% против 50 % на констатирующем этапе.

Количество женщин с низким уровнем невроза после реализации программы равно 30% против 0 % на констатирующем этапе.

Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню невроза до и после реализации разработанной антистрессовой программы представим в виде рисунка 18.

Что касается группы женщин после развода, которые отказались принимать участие в программе антистрессовой реабилитации, то у них не произошло никаких значительных изменений. Распределение женщин по уровню невроза осталось таким же, как и на констатирующем этапе исследования.

Рисунок 18 – Процентное соотношение исследуемых женщин после развода по уровню невроза до и после реализации разработанной антистрессовой программы, %

 

Результаты сравнительного анализа уровня невроза исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике К. Хека и Х. Хесса представлены в виде таблицы 11.

 

Таблица 11

 

Результаты сравнительного анализа уровня невроза исследуемых женщин после развода на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике К. Хека и Х. Хесса

 

Наименование фактора Кол-во баллов (ср. значения) Значение U-критерия Манна-Уитни
Констатирующий этап Контрольный

этап

Женщины, которые участвовали

в программе антистрессовой реабилитации

21,67 15,13 0,83*
Женщины, которые отказались участвовать

в программе антистрессовой реабилитации

17,07 16,77 0,028

 

*Примечание: выявленные различия при уровне значимости p≤0,05. Выявленные различия отмечены жирным шрифтом. Чем выше балл, тем выше уровень невроза.

 

Критериальное сравнение значений уровня невроза исследуемых разведенных женщин, участвующих в программе антистрессовой реализации на констатирующем и контрольном этапах показало наличие значимых различий, а, именно, у женщин после развода, проходивших антистрессовую реабилитацию уровень невроза, значительно понизился. У женщин же после развода, которые отказались участвовать в программе антистрессовой реабилитации уровень невроза не изменился и остался повышенным. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

По результатам контрольного эксперимента сделаны выводы, что антистрессовая реабилитация является эффективным методом снижения у женщин негативных последствий, связанных с переживанием развода. У всех исследуемых женщин после развода, которые прошли антистрессовую реабилитацию, значительно повысился уровень стрессоустойчивости и толерантности к неопределённости низкий, а также значительно снизился уровень депрессии, тревоги и невроза, что очень положительно. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью настоящей работы явилось изучение психологических особенностей личности женщин после развода с болевым синдромом.

По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы.

Развод в жизни женщины, как свидетельствует научный и жизненный опыт – это сложный, очень напряженный период, который приводит к изменениям, и лишь в некоторых случаях – к желаемым, а в большинстве ситуаций к совершенно неожиданным.

У всех исследуемых женщин после развода наблюдается пониженный уровень стрессоустойчивости и толерантности к неопределённости и повышенный уровень депрессии, тревоги и невроза, что очень негативно. Для таких женщин характерна высокая степень стрессовой нагрузки, высокая тревожность, раздражительность, ранимость, а также наличие нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерного интенсивного эмоционального напряжения. Это приводит к тому, что женщина вынуждена почти всю свою энергию и ресурсы тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. У таких женщин при возникновении стресса необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс, поскольку такая женщина близка к нервному истощению. Таким женщинам после развода свойственно ощущение дискомфорта при возникновении сложной, неоднозначной ситуации, они стараются внести в собственную жизнь больше однозначности, часто за счет искусственного упрощения сложной реальности и закрывания глаз на реально существующую проблему. При этом выявлено, что у исследуемых разведенных женщин с болевым синдромом уровень невроза, депрессии, тревожности выше, а уровень стрессоустойчивости и толерантности к неопределенности ниже, чем у женщин после развода без болевого синдрома.

В рамках работы была реализована программа антистрессовой психологической реабилитации женщин после развода. С целью снижения уровня стресса, депрессии, тревоги, гармонизации эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости у женщин с болевым синдромом после развода нами был проведен тренинг на тему «Антистрессовая реабилитация», который способен повысить степень стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и благоприятности эмоционального состояния женщин после развода с болевым синдромом, снизить уровень тревоги, депрессии, невроза.

По результатам контрольного эксперимента сделаны выводы, что антистрессовая реабилитация является эффективным методом снижения у женщин негативных последствий, связанных с переживанием развода. У всех исследуемых женщин после развода, которые прошли антистрессовую реабилитацию, значительно повысился уровень стрессоустойчивости и толерантности к неопределённости низкий, а также значительно снизился уровень депрессии, тревоги и невроза, что очень положительно. Все это указывает на эффективность реализации антистрессовой программы.

Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что 1) женщины, переживающие развод, характеризуются снижением толерантности к неопределённости, стрессоустойчивости, повышением невротичности, депрессивности и тревожности; 2)   женщины с болевым синдромом после развода имеют более низкий уровень стрессоустойчивости, толерантности к неопределённости, а также более высокий уровень тревожности, депрессивности и невротичности, нежели женщины, переживающие развод без болевого синдрома; 3) у женщин после развода, проходящих антистрессовую реабилитацию, повышается толерантность к неопределённости, стрессоустойчивость, снижается тревожность, невротичность, депрессивность нашла свое полное подтверждение.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 148 с.
  2. Банщиков В.М. Медицинская психология / В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков. – М.: Медицина, 2022. – 240 c.
  3. Барсукова О.В. Психология личности / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. – М.: Феникс, 2021. – 112 c.
  4. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. – М.: Юрайт, 2020. – 132 с.
  5. Васильева Е.Ю. Основы психологии для медицинских вузов. – М.: КноРус, 2020. – 154 с.
  6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.
  7. Долотказина Л.Р. Психологические исследования проблемы самоотношения разведенной женщины // В книге: Образование магистров: проблемы и перспективы развития. Челябинск, 2022. – С. 315-316.
  8. Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Психология совладания с завершением близких отношений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. – № 4. – С. 117-124.
  9. Ерчихина К.О. Ценностно-смысловая сфера женщин средних лет в постразводный период // Modern Science. – 2020. – № 9-1. – С. 270-273.
  10. Ипполитова Е.А., Шведенко Ю.В. Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-семейного цикла // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2-1 (74). – С. 50-53.
  11. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – М.: Медицина, 2020. – 272 c.
  12. Кашапов М.М. Психологическое консультирование. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 157 с.
  13. Кораблина Е.П. Психологическое консультирование / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина; под редакцией Е.П. Кораблиной. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 222 с.
  14. Костарев В.В. Психологические предикторы нарушений психического здоровья у супругов в ситуации развода // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2017. – № 3 (96). – С. 64-70.
  15. Лакосина Н.Д. Медицинская психология / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. – М.: Медицина, 2021. – 272 c.
  16. Лакосина Н.Д. Клиническая психология. – М.: МЕДпресс-информ, 2022. – 448 c.
  17. Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию / М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев. – СПб.: Питер, 2020. – 430 c.
  18. Леонтьева В.Л. Психология. – М.: Юрайт, 2019. – 152 с.
  19. Мантрова М.С. Психологическое консультирование. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2017. – 116 с.
  20. Махов В.А. Гендерные особенности переживания психотравмы развода // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 295-298.
  21. Медведева А.И. Психологические последствия развода: постановка проблемы // В сборнике: Психолог в эпоху гражданского выбора. – 2017. – С. 73-75.
  22. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 440 с.
  23. Обухова А.С. Психология личности. – М.: Юрайт, 2019. – 404 с.
  24. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Лытаев С.А. Психическое и профессиональное здоровье. Психологическая диагностика и коррекция. – СПб.: СпецЛит, 2022. – 295 с.
  25. Пономарева С.Ю. Психологическая помощь женщине в период после развода // В сборнике: Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение. – 2015. – С. 62-68.
  26. Петров В.Е., Сергеев А.Ю., Котельникова Е.В. Психологическая помощь семьям в постразводный период // В сборнике: Инновационная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации. Труды всеармейской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. – С. 285-293.
  27. Ральникова И.А. Динамика адаптивности мужчин и женщин, переживающих переломные события, в процессе психологической коррекции // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 2 (36). – С. 170-180.
  28. Родермель Т.А., Шамухаметова Е.С. Постразводный период у женщин средних лет, переживающих кризис: диагностическое обследование проблем ценностно-смысловой сферы и психологическое сопровождение // International Journal of Medicine and Psychology. – 2022. – Т. 5. – № 1. – С. 32-38.
  29. Родермель Т.А., Шамухаметова Е.С. Рассуждения о ценностно-смысловых аспектах личности женщин, переживающих кризис в постразводный период // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – Т. 10. – № 2-1. – С. 49-58.
  30. Рябченко С.А. Психологическое консультирование. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 189 с.
  31. Самыгин С.И., Кротов Д.В., Столяренко Л.Д. Психология. – М.: Феникс, 2020. –280 с.
  32. Смарышева В.А. Кризисное психологическое консультирование. – СПб.: ЧОУВО «Восточно-европейский институт психоанализа», 2020. – 184 с.
  33. Смарышева В.А. Теоретические и прикладные аспекты консультирования по вопросам любовных отношений. – СПб.: ЧОУВО «Восточно-европейский институт психоанализа», 2020. – 122 с.
  34. Фигдор Г. Развод. Излечение травмы утраты и предательства. – СПб.: Питер, 2021. – 400 c.
  35. Фролова Ю.Г. Медицинская психология. – М.: Вышэйшая школа, 2021. – 384 c.
  36. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности. – М.: Юрайт, 2019. – 328 с.
  37. Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. – М.: Юрайт, 2019. – 156 с.
  38. Якуничева О.Н. Медицинская психология. – М.: Лань, 2021. – 197 c.
  39. Байтимирова Г.Ф. Современные проблемы адаптации женщин после развода // Academy, 2018. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-adaptatsii-zhenschin-posle-razvoda (дата обращения 22.03.23).
  40. Белова Е.В. Субъективное переживание одиночества женщинами с различным семейным статусом // Международный научно-исследовательский журнал, 2022. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-perezhivanie-odinochestva-zhenschinami-s-razlichnym-semeynym-statusom (дата обращения 22.03.23).
  41. Галиуллина А.Г. Удовлетворенность жизнью женщин в первый год после развода // Символ науки, 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-zhiznyu-zhenschin-v-pervyy-god-posle-razvoda (дата обращения 20.03.23).
  42. Горшенёва Т.А. Удовлетворенность жизнью женщин после развода на разных возрастных этапах // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2012. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-zhiznyu-zhenschin-posle-razvoda-na-raznyh-vozrastnyh-etapah (дата обращения 18.03.23).
  43. Капашева Г.А., Бурленова С.О., Барикова А.Р. Психологические особенности копинг-стратегий у разведенных женщин // Инновационная наука, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-koping-strategiy-u-razvedennyh-zhenschin (дата обращения 20.03.23).
  44. Лактюхина Е.Г. От брака к разводу и обратно. Исследование постразводного поведения // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2019. – Т. 20. – № 2. – С. 62-81.
  45. Стойко Д.Н., Маленова А.Ю. Форма брака как фактор лояльности к разводу у молодых мужчин и женщин // Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2021. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-braka-kak-faktor-loyalnosti-k-razvodu-u-molodyh-muzhchin-i-zhenschin (дата обращения 25.03.23).
  46. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Хазова С.А., Сапоровская М.В., Чичерина Д.А. Современные проблемы адаптации женщин после развода // Acta Biomedica Scientifica, 2022. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-perezhivaniya-zhenschinami-situatsii-razvoda (дата обращения 17.03.23).
  47. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Хазова С.А., Сапоровская М.В., Чичерина Д.А. Опыт переживания женщинами ситуации развода // Acta Biomedica Scientifica, 2022. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-perezhivaniya-zhenschinami-situatsii-razvoda (дата обращения 19.03.23).
  48. Трухова Т.С. Особенности ценностно-смысловой сферы у женщин, состоящих в браке и переживших развод // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология. Геология. Химия. Экология, 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostno-smyslovoy-sfery-u-zhenschin-sostoyaschih-v-brake-i-perezhivshih-razvod (дата обращения 22.03.23).
  49. Фефилов А.В., Чиркина Е.А. Психодинамические свойства и эмоциональные состояния женщин среднего возраста различного семейного положения // Общество: социология, психология, педагогика, 2021. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodinamicheskie-svoystva-i-emotsionalnye-sostoyaniya-zhenschin-srednego-vozrasta-razlichnogo-semeynogo-polozheniya (дата обращения 16.03.23).
  50. Чеботарева Е.Ю., Королева Е.В. Психологическое благополучие женщин среднего возраста с разным брачным статусом. Роль сепарации от родительской семьи // Психология и психотерапия семьи, 2019. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-zhenschin-srednego-vozrasta-s-raznym-brachnym-statusom-rol-separatsii-ot-roditelskoy-semi (дата обращения 25.03.23).
  51. Bernstein D.A. Introduction to Clinical Psychology. – Cambridge: Cambridge University Press, 2020. – 698 p.
  52. David H. Clinical Handbook of Psychological Disorders: A Step-by-Step Treatment Manual – Vermont: The Guilford Press, 2021. – 822 p.
  53. Geoffrey P. Introduction to Clinical Psychology. ‎– London: Pearson, 2022. – 528 p.
  54. Llewelyn S., Aafjes-van Doorn K. Clinical Psychology. – Oxford: Oxford University Press, 2019. – 698 p.
  55. Llewelyn S. Clinical Psychology. ‎– Oxford: Oxford University Press, 2020. – 144 p.
  56. McBride C. Emotional Abuse and Trauma Recovery.  – North Charleston: Independently published, 2022. – 160 p.
  57. Pomerantz A.M. Clinical Psychology: Science, Practice, and Diversity. – NY.: SAGE Publications, 2019. – 648 p.
  58. Scott O. Science and Pseudoscience in Clinical Psychology. ‎– Guilford: The Guilford Press, 2020. – 548 p.
  59. Timothy J. Clinical Psychology. – Wadshwort: Cengage Learning, 2020. – 690 p.
  60. Vingelli R. Communication & relationship: A Guide to Developing your Potential, Overcoming your Blocks, Achieving your Goals and Living in Harmony. – North Charleston: Independently published, 2022. – 119 p.

Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф