Заявка на расчет
Меню Услуги

Практические аспекты ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Введение

Однoй из актуальных проблем в образовании является выполнение требований Федерального государственного oбразовательнoго стандарта начального общего образования, в котором предъявляются требования к уровню подготовки обучающихся. В одном из них указано, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны oтражать развитие у oбучающихся: уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края.

Математика является неотъемлемой и значимой составной частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. В этой ситуации обучение математике ориентируется не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью математики. Ориентир с классического математического образования меняется в сторону прикладных возможностей математики. Необходимость в математическом и жестко привязанном к нему информационном образовании ощущается во всех областях профессиональной деятельности. Как следствие возникает необходимость реализации тезиса «математика для всех», который лежит в основе формирования математической культуры личности [4].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Общетеоретический фундамент изучения проблемы формирования математической культуры личности нашел отражение в трудах отечественных ученых (Болтянский В.Г., Столяр А.А., Глейзер Г.Д., Черкасов Р.С., Гладких А.В., Гнеденко Б.В., Дорофеев Г.В., Колягин Ю.М., Шихалиев Х.Ш., Борткевич Л.К., Мышкис А.Д., Сатьянов П.Г. и другие). Частные вопросы формирования элементов математической культуры учащихся рассмотрены в трудах Икрамова Дж., Шихалиева Х.Щ., Гладких А.В., Худякова В.Н., Артебякиной О.В. сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края.

Тенденция современного образования к расширению межпредметных связей и одновременно к углубленному изучению отдельных предметов формирует качественно новое образовательное поле, в котором свою четко определенную сферу заняла краеведческая деятельность. Современная краеведческая деятельность представляет сoбой многополюсный и комплексный вид человеческого общения, естественным образом включающий в себя индивидуальный и коллективистский подходы к формированию личности.

Наиболее тесным образом краеведческая деятельность связана с такими предметами как окружающий мир, чтение, физическое воспитание, ОБЖ и т. д. Свoё место краеведческая деятельность находит как в учебных базовых программах, факультативных занятиях, так и в занятиях системы дополнительного образования. Анализ литературы, посвященной обучению математике в школе, свидетельствует о том, что проблемы, связанные с развитием математической культуры учащихся и, в частности, учащихся начальных классов, исследованы недостаточно:

Таким образом, не разработанность проблемы развития познавательного интереса учащихся начальных классов определила актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс обучения математике в начальных классах начальнойшколы школы.

Предметом исследования — процесс формирования интереса младших школьников средствами задач краеведческого содержания.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике в начальной школе использовать задачи краеведческого содержания, то можно достичь более высокого уровня сформированности интереса младших школьников.

В ходе исследования решались следующие общие задачи:

1. Провести теоретический анализ использования элементов краеведения на уроках в начальной школе.

2. Изучить роль краеведческого материала в образовании младших школьников.

3. Рассмотреть элементы краеведения на уроках математики в процессе обучения младших школьников.

4. Дать общую характеристику проведения опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования: теоретический анализ философской, методической, психолого-педагогической, математической литературы; изучение действующих учебников и программ для начальных классов, педагогических вузов, сборников задач по математике; опрос, интервьюирование и анкетирование учителей, младших школьников; организация и проведение констатирующего, поискового и обучающего экспериментов.

Структура и объем исследования. Работа состоит из вышеприведенного введения, двух глав, заключения.

База исследования МБОУ «Каршига-Аульская СОШ» 4 класс

Глава 1. Роль краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

 1.1 Использование элементов краеведения на уроках в начальной школе

 

Тенденция современного образования к расширению межпредметных связей и одновременно к углубленному изучению отдельных предметов формирует качественно новое образовательное поле, в котором свою четко определенную сферу заняла краеведческая деятельность. Современная краеведческая деятельность представляет сoбой многополюсный и комплексный вид человеческого общения, естественным образом включающий в себя индивидуальный и коллективистский подходы к формированию личности.

Наиболее тесным образом краеведческая деятельность связана с такими предметами как природоведение, чтение, история Отечества, экология, биология, литература, мировая художественная культура, история, физическое воспитание, ОБЖ и т. д. Свoё место краеведческая деятельность находит как в учебных базовых программах, факультативных занятиях, так и в занятиях системы дополнительного образования.

Краеведение возникло очень давно. Край – «окрест меня», окраина моего видения. По мнению ученого-историка Д.И. Копылова,: «Интерес к родному краю, его природе, жизни сменявших одно за другим поколений предков возник с тех пoр, как люди стали жить оседло. Знания о крае передавались в виде сказов, былин, песен, обрядов. Письменность закрепила и расширила эту традицию. Накопление и передача знаний o крае всегда диктовалась жизненными интересами».

Большая энциклопедия дает, как нам кажется, самoе развернутое определение: «Краеведение – всестoроннее изучение oпределенной части страны, горoда или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.»

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбoр информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – спoсобствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также сoциальной адаптации». Уровень активности личности связан в определенном соотношении с ее развитием, характером, с изменениями на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

 «Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребнoстей на созидание, которое одно не знает границ», — отмечал А.Н. Леонтьев.

Изучение краеведения в начальной школе может быть эффективным при таких дидактических условиях:

— Обеспечение интеграции краеведческих сведений с программным материалом образовательных отраслей в начальной школе;

— Отбор краеведческого материала с учетом возрастных индивидуально-психологических особенностей младших школьников;

— Сочетание учебной и внеучебной деятельности в процессе изучения краеведения.

Применение материалов краеведения, этнографии не только способствует развитию интереса к изучаемому учебному материалу, но и делает его более доступным для усвоения, расширяет кругозор и усиливает мотивацию. Решение математических задач, включающих данные краеведческого характера, связанные, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, с событиями в родном поселке, районе, в стране, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности. Такой подход способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

С этой целью разработан дидактический материал с использованием учебного материала краеведческой направленности. Весь дидактический материал распределён в логической последовательности, выбраны формы и методы обучения в зависимости от возрастных особенностей младших школьников. В него включены текстовые задачи с использованием краеведческого материала. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное с повседневной жизнью и практической деятельностью человека, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям формирует чувство гордости за свою Родину. Задачи содержат богатый материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления .

В этих дидактических материалах важное назначение в системе заданий по математике отведено устным упражнениям для развития умений детей наблюдать, сравнивать, анализировав рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать и обосновывать выводы. Дети учатся описывать на языке математики выполненные действия, делать выводы, что способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Это задачи-разминки, логические тесты, арифметические диктанты с краеведческим материалом, которые проводятся систематически и целенаправленно.

Анализ программ и учебников для начальной школы убеждает в том, что различные направления краеведения отражены в содержании учебных отраслей. Кроме того, считаем целесообразным дополнение учебного материала краеведческими сведениями.

Краеведческое изучение родного края включает следующие направления: географическое, биологическое, этнографическое, литературно-искусствоведческое, хозяйственное, экологическое, историческое, музееведение, организацию краеведческо-туристской деятельности .

Поэтому краеведческая деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи: возрождение духовности, национальной культуры; исследования природных особенностей (географические характеристики, растительный и животный мир) родного края; усвоение учащимися народного мировоззрения, культуры и менталитета; исследование нераскрытых страниц истории родной земли; формирование экологической культуры учащихся; изучение народных традиций песенной культуры, архитектуры и быта.

 1.2 Роль краеведческого материала в образовании младших школьников

 

Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.

Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д [29].

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

Рассмотрим примеры заданий, использования элементов краеведения на уроках математики.

1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? (160 л)

На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное — помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека — часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения. Увлечённые изучением родного края дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У ученика возникает интерес к учебному предмету [30].

Нельзя не отметить актуальность применения элементов краеведения на уроках математики

Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики заключается в том, что:

· различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;

· в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

· в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

· краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

· элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

· включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

· разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;

· краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, — его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям.

1.3 Элементы краеведения на уроках математики в процессе обучения младших школьников

На протяжении веков десятки и сотни мастеров, народных учителей, умельцев разных поколений создавали разные вещи, накапливали знания, необходимые людям в жизни. И для того чтобы оценить, прочувствовать и понять истинную их стоимость, каждому из нас нужно знать, как рождался тот или иной народный клад.

Изучение математики с элементами краеведения, ознакомление со способами счета, народными мерами, народным математическим письмом является составной частью исследования краеведения.

 Изучение эволюции мер и веса имеет большое значение для исследования экономического и культурного развития народа. Знакомство с мерами и способами измерений дает возможность узнать о пространственные представления народа, о его сведениях из геометрии, счета и таким образом исследовать эволюцию математических знаний [18].

Проследить за всем богатством так называемой математической мысли, а, следовательно, и математики в ее краеведческий давности, ознакомить детей с отдельными своеобразными способами счета и измерения в прошлом в связи со всей историей своего края интересно и нужно учителю.

Есть немало своеобразного и самобытного в умственном развитии каждого края. Правда, создатели способов счета, математического письма, различий в методах измерений по большей части неизвестны в истории науки. Но то, о чем посчастливилось узнать из уст народа края, говорит о его творческой энергии, живой инициативе, могучей деятельности пытливого мнения.

История развития математических знаний российских городов и населений мало исследована не только историками математики, но и краеведами. Однако эта отрасль дает ценный материал для изучения развития культуры российских местностей, который на своем долгом историческом пути был в постоянных отношениях со своими соседями и получил определенное количество собственных эмпирических и заимствованных математических знаний.

Народные способы счета и измерения, а также геометрические сведения из разных видов промыслов и строительства получили значительного развития еще во времена Киевской Руси в IX-XII вв. Вполне естественно, что в краеведческой математике россиян, украинцев и белорусов много общего. Математическая культура этих народов на протяжении всей их истории развивалась в тесной взаимосвязи, поскольку они творили общую культуру. В ежедневной практической деятельности людям приходилось проводить счетные операции в производстве и обмене, выкапывать землемерные работы, строить жилища и тому подобное. Сначала система счета была очень простой, а приборы для измерения — достаточно примитивными. Однако, по свидетельству археологических находок и летописей, народные математические знания как во времена Киевской Руси, так и в последующий период неуклонно развивались [13].

Со счетом российский народ был сведущ давно, но средства исчисления у него были очень своеобразные. Чтобы освободиться от запоминания разных чисел, а также для того, чтобы сообщить о результатах счета другого человека, в старину использовали камешки, горошинки, хлебные зернышки, счетные деревянные палочки и тому подобное.

С развитием интеллекта человек приобрел способность абстрагироваться от конкретного счета. Постепенно в течение очень долгого времени формировалось понятие числа. Десять пальцев — это то стандартное множество, с которым сравнивал первобытный человек любое другое множество, пока у него в сознании не образовалось определенное новое множество в виде ряда натуральных чисел, пишет педагог И. Я. Депман.

Проблемы краеведческой математики давно интересовали ученых. Так, на VII съезде естествоиспытателей и врачей в Твери (1883г.) В. В. Бобынин предложил включить в программу работы географического общества собирание памятников краеведческой математики.

Сам В. В. Бобынин был одним из первых собирателей памятников краеведческой математики, богатая коллекция которых, к сожалению, не сохранилась. Некоторые собранные произведения он вместил в своих трудах. В «Программе для сбора сведений по этнографии» А. Русова и Ф. К. Волкова, изданной в 1873 г. Юго-Западным отделением географического общества и переизданной в 1875 г., отдельный параграф посвящен краеведческим знаниям. В эту программу входило несколько вопросов о народных приемах счета и измерений. В 1876 г. известный российский этнограф М. Драгоманов собрал и упорядочил интересные народные задачи. К. М. Щербина указывает на роль народных задач, приемов счета и измерения в программе начальных классов школы, подает для использования в школьной практике материалы, собранные учителями в разных областях России. Он заканчивает свое изложение так: «Сбор и внимательное изучение «краеведческих» математических знаний имеет огромное значение не только для этнографов и историков, но и для учителей, поскольку эти «народные» знания дают очень интересные дидактические, а иногда и методические указания для их школьной работы».

Однако самое основательное исследование по истории развития краеведческой математики в России провела Л. М. Грацианская. Знакомя нас со способами счета и измерения, народными мерами россиян на разных этапах исторического развития, открывая интересный мир эволюции понятия числа и его свойств, а также процесс формирования пространственных представлений и знаний в области геометрии, автор позволяет нам проникнуть в глубины народной мудрости. Исследовательница обобщила материал, собранный в городах и селах России (1925-1968 гг.) по предложению К. М. Щербины.

Нельзя не отметить актуальность применения элементов краеведения на уроках математики

Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики заключается в том, что:

· различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;

· в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

· в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

· краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

· элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

· включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

· разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;

· краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, — его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям [6].

Традиционно сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а учащиеся должны их «получать». Результат такой системы был отрицательный. поскольку воспитывался ученик-потребитель, который считал, что ему все должны дать в готовом виде. В современных условиях одной из важнейших задач начальной школы является включение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность, то есть формирование их умений использовать полученные знания для самостоятельного решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, для поиска различной информации. На уроках математики, наряду с формированием системы научных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач, младшие школьники овладевают элементами интеллектуальной самостоятельной деятельности, несложными математическими методами познания окружающего мира (умениями устанавливать закономерности, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения).

Начальный курс математики — это интегрированный курс, основу которого составляют представления о натуральном числе и о нуле, о четырех арифметических действиях и важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное, прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. В процессе изучения математики познавательный интерес учащихся не устойчив.

Особая роль в развитии познавательного интереса к предмету на уроках математики принадлежит заданиям с использованием краеведческого материала. Применение материалов краеведения, этнографии не только способствует развитию интереса к изучаемому учебному материалу, но и делает его более доступным для усвоения, расширяет кругозор и усиливает мотивацию. Решение математических задач, включающих данные краеведческого характера, связанные, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, с событиями в родном поселке, районе, в стране, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности. Такой подход способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

С этой целью разработан дидактический материал с использованием учебного материала краеведческой направленности. Весь дидактический материал распределён в логической последовательности, выбраны формы и методы обучения в зависимости от возрастных особенностей младших школьников. В него включены текстовые задачи с использованием краеведческого материала. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное с повседневной жизнью и практической деятельностью человека, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям формирует чувство гордости за свою Родину. Задачи содержат богатый материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

В этих дидактических материалах важное назначение в системе заданий по математике отведено устным упражнениям для развития умений детей наблюдать, сравнивать, анализировав рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать и обосновывать выводы. Дети учатся описывать на языке математики выполненные действия, делать выводы, что способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Это задачи-разминки, логические тесты, арифметические диктанты с краеведческим материалом, которые проводятся систематически и целенаправленно.

Рассмотрим некоторые примеры заданий.

Пример 1.

Запиши числа (задание на умение писать цифры, соотносить цифру и число, читать и записывать числа):

 В г. Грозном 4 городских района: Ахматовский, Байсангуровский, Висаитовский, Шейх-Мансуровский.

В г. Грозный 30 памятников истории, 10 памятника архитектуры, 3 памятника искусства.

В дидактических материалах содержательная сторона заданий включает информацию о растительном и животном мире родного края, полезных ископаемых, реках, о малых формах фольклора с числовым материалом, об архитектуре, культуре и быте народов, проживающих на территории Чеченской республики. Такие задания способствуют формированию экологического мышления школьников, становятся основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности ребенка, что создает нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа, уважение к другому народу, любовь к малой родине.

Пример 2.

Запиши числа

•              В начале 2005 году в Чеченской республике издана Красная книга.

•              В Красную книгу Чеченской Республики занесены 157 видов растений и 189 видов животных.

•              В Чеченской республике представлено более 150 видов древесно-кустарниковых растений и более 400 видов травянистых.

Запиши числа. Сколько единиц каждого разряда в данных числах?

•              Город Грозный основан в 1818 году.

•              Население города составляла примерно 328 533 человек.

•              Население Чеченской республики — около 1 510 тыс. человек,

В дидактических материалах задачи по темам «Птицы наших лесов», «Животные Чеченской республики», «Из истории Чеченской республики», «Природа Чеченской республики», «Народные ремесла» содержат богатый познавательный материал. Условия задачи даны в разных формах (схемы, программы, закодированные ответы).

Пример 3.

Реши задачи

•              В Ахматовском районе проживает 97 031 человек, а в Висаитовском районе на 27 183 человек меньше. Сколько человек проживает в этих 2-х районах?

•              Из города Грозный и село Ножа-юрт, расстояние между которыми 85 км, одновременно навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста. Скорость одного из них 12 км/ч, а другого — 14 км/ч. Через сколько часов велосипедисты встретятся?

Составьте задачи, обратные данным, решите их

•              Скорость велосипедиста 15 км в час. Найти расстояние до Урусмартана. зная, что велосипедист был в пути 3 часа.

•              Мотоциклист из Гудермеса ехал до Серноводска 2 часа со скоростью 45 км в час, а от Серноводска до Ассиновская 3 часа со скоростью 40 км в час. Найти расстояние от Гудермеса до Ассиновской.

•              Расстояние от Гудермеса до Серноводска 91 км, а от Серноводска до Ассиновской 110 км. Найти расстояние от Гудермеса до Ассиновской.

Самостоятельная работа по составлению задач на краеведческом материале того или иного региона позволяет работать ученикам с информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире, способствует формированию ключевых компетентностей школьников.

Пример 4.

Запиши числа в порядке увеличения. Каждое из данных чисел увеличь на 100. Используя данные числа, составь задачи на сравнение.

•              Расстояние от Грозного до Москвы по железной дороге 1667 км.

•              Расстояние от Грозного до Ростова 784 км.

•              Расстояние от Грозного до Махачкалы168 км.

• Расстояние от Грозного до Нальчика 193 км.

Таким образом, математические задания с использованием материала краеведческой направленности являются эффективным средством развития личностных качеств учащихся и их духовно-нравственного воспитания.

  Детей надо учить наблюдать и видеть этот беспокоящий мир, чтобы они ощутили потребность замечать рядом странное и загадочное. И всего этого можно достичь, используя элементы краеведения. Каждый народ, нация в течение многих веков выработали собственную духовность, которой должен овладеть ребенок в семье, школе. Народной духовностью должны быть проникнуты все учебные предметы. Только при таких условиях подрастающее поколение становится народом своей страны, нацией.

Сейчас дети овладевают образцами национальной культуры. Используя краеведческий материал на уроках математики, можно интересно обогатить, разнообразить программный материал. Краеведческий подход в учебно-воспитательном процессе способствует формированию общечеловеческой морали, готовности выполнять заветы отцов. Использование опыта, накопленного предыдущими поколениями, помогает внедрять в учебно-воспитательный процесс все ценное из народной мудрости, активно привлекать школьников к усвоению наследия своего края, ведь ребенок лишен возможности опираться на опыт человечества, не может развиваться полноценно. Особое значение эта проблема приобретает в начальной школе.

Ведь хорошо известно, что дети этого возраста отличаются повышенной эмоциональностью, ярким восприятием окружающего. Раскрытие учебного материала создает благоприятные условия для воспитания высоко нравственной личности, полноправного хозяина страны, пылкого патриота и интернационалиста, играет важную роль в формировании национальной российской культуры[33].

Таким образом, систематическое, последовательное и целенаправленное использование краеведческого материала на уроках математики способствует не только совершенствованию соответствующих знаний, умений и навыков младших школьников в математике, но способствует их формированию познавательного интереса. В непринужденной обстановке дети приобретают знания, которые накопил наш край на протяжении всего своего развития. Вместе с тем установлено, что систематическое использование краеведческого материала на уроках математики способствует положительному отношению учащихся к этому учебному предмету, и повышает интерес школьников к изучению истории, культуры и традиций родного края.

 

Выводы по главе 1.

В России, как и в других странах мира, исторически сложилась своя система воспитания, которая максимально учитывает элементы краеведения и самобытность российского народа. Долгое время она пренебрегалась, запрещалась. Сейчас, опираясь на глубинные национально-воспитательные традиции народа своего края, национальная система воспитания возрождается.

Таким образом, систематическое, последовательное и целенаправленное использование краеведческого материала на уроках математики способствует не только совершенствованию соответствующих знаний, умений и навыков младших школьников в математике, но способствует их формированию познавательного интереса. В непринужденной обстановке дети приобретают знания, которые накопил наш край на протяжении всего своего развития. Вместе с тем установлено, что систематическое использование краеведческого материала на уроках математики способствует положительному отношению учащихся к этому учебному предмету, и повышает интерес школьников к изучению истории, культуры и традиций родного края.

Глава 2. Практические аспекты использовании краеведческого материала на уроках математики

2.1 Характеристика проведения опытно-экспериментальной работы

Чтобы способствовать формирoванию патриотических качеств у учащихся младших классов, нами разработан и создан «Сборник текстовых задач по математике на основе краеведческого материала о Чеченской республике». Данный подход позволяет объединить математику и краеведение в единую систему и сформировать у учащихся восхищение, гордость и любовь к родному краю, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность, активность, самостоятельность, математическую культуру, логическое мышление.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, которые отражают комплекс педагогических условий для формирования познавательного интереса младших школьников в процессе изучения математики.

1) Констатирующий этап – изучение уровня сформированности основных мыслительных операций у четвероклассников на начало эксперимента.

2) Формирующий этап – происходила реализация комплекса условий формирования познавательного интереса в ходе учебной деятельности. Определялись промежуточные результаты.

3) Контрольный этап предусматривал методы и формы организации краеведческих занятий на уроках математики

Итак, ученики начальных классов, прежде всего должен уметь добывать и перерабатывать информацию, превращая знания в инструмент познания и других видов деятельности; быть всегда понятен в изложении своих мыслей, оперируя математическими терминами; уметь аргументировано доказать собственную точку зрения и убедить в ее правильности, опираясь на знание определенных закономерностей.

С целью выявления уровня формирования интереса младших школьников в процессе изучения математики был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Каршига-Аульской СОШ». Для проведения экспериментальной работы был выбран 4 класс (11 учеников).

На данном этапе мы определили следующие задачи:

— составить программу экспериментального исследования;

— дать качественную и количественную характеристику по критериям и показателям формирования интереса младших школьников в процессе изучения математики.

Цель: определить коэффициент полноты усвоения краеведческих знаний младшими школьниками.

На данном этапе был проведен тест. Тест выполнялся по одному варианту на протяжении 25 минут.

Обучающимся было предложено 6 вопросов.

Ниже приводятся вопросы теста для обучаемых (в скобках – количество элементов знаний).

1. Напиши свой адрес: страна, город, улица, дом. (4)

2. В какой республике ты живешь? (1)

3. 3.           Выбери герб города Грозный (1).

Рисунок 1 – Герб г.Грозного, Герб г.Аргуна, Герб г.Гудермеса

4. Напиши название реки, расположенного в вашем районе (1).

5. Напиши название одного предприятия вашего района (1).

6. Напиши название двух достопримечательностей своего района (2).

После проведения тестирования рассчитывался коэффициент полноты усвоения знаний обучающимися по формуле (1) предложенной Г.М. Муртанзиным.

              Ка=а⁄Р,               (1)

где а – число правильных ответов;

Р – количество элементов знаний в анкете;

Ка – коэффициент полноты усвоения знаний обучающимися.

Основываясь на индивидуальной обработке каждого результата, подводится итог усвоения детьми краеведческих знаний:

1) рассчитывался коэффициент полноты знаний каждого обучающегося;

2) в процентах указывалось, сколько обучаемых имеют коэффициент усвоения от 0,1 до 1.

Таким образом коэффициент усвоения знаний обучающихся диапазон от 0 до 0,7- деятельность обучающихся обладает неустойчивым качеством, они систематически повторяют ошибки, т.е. процесс обучения является незавершенным.

Выше 0,7- процесс обучения можно считать завершенным

Результаты наглядно представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

 

Таблица 1 – Уровень усвоения краеведческих знаний обучающимися 4 класса

Имя

 

 

Вопросы

 

Коэффиц иент усвоения

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

0,9

Высокий

2

 

0,4

Низкий

3

 

0,5

Низкий

4

 

0,5

Низкий

5

 

1

Высокий

6

 

0,5

Низкий

 

7

 

0,4

 

Низкий

8

 

0,6

 

Низкий

9

 

0,4

 

Низкий

10

 

0,6

 

Низкий

11

 

0,4

 

Низкий

 

Рисунок 2 – Коэффициент полноты усвоения краеведческих знаний обучающихся 4 класса (констатирующий этап эксперимента) Обработка результатов показала низкий уровень усвоения детьми краеведческих знаний. Средний коэффициент усвоения в 4 классе равен 0,5.

У обучающихся возникли затруднения при ответе на следующие вопросы: «Напиши название реки, расположенного в вашем районе. Напиши название одного предприятия вашего района. Напиши название двух достопримечательностей своего района или села». Не все смогли правильно выбрать герб Грозного.

Эти результаты доказывают необходимость организации краеведческих занятий по изучению особенностей Чеченской республики.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в школьной практике сложилась система преподавания математики, акцентированная на формирования интереса школьников. Тем не менее, она позволяет формировать у большинства из них только средний уровень освоения основных логических операций.

2.2. Реализация комплекса педагогических условий для использования элементов краеведения на уроках математики

С целью повышения уровня формирования интереса младших школьников через краеведение в процессе изучения математики был проведен формирующий эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась в 4 классе (11 учеников).

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Местный материал доступен обучающимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Обучающиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.  

Краеведческая работа, расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей РодиныОна наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и обучающихся.  Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.

На первом этапе использовались задачи, направленные на развитие мыслительной операции. В течение 3-5 минут проводился устный счет, в который включались задания на логическое мышление, это было последовательное выполнение действий, решение устных текстовых задач.

На втором этапе ученикам предлагалась конкретная учебная задача на развитие логического мышления. Управляющая роль при актуализации логической мыслительной деятельности принадлежала учителю.

На третьем этапе происходило решение задачи. Ведущая роль здесь принадлежала ученикам. На этом этапе использовались преимущественно групповые формы работы и работа у доски.

Считаем, дети будут с удовольствием решать такие задачи, побуждающие к познанию своего прошлого. И, если задача не только возбудит творческую мысль учеников, заставит их работать, будет побуждать к анализу реальных процессов и явлений, то польза от нее будет двойная.

В работе использовались несложные задачи с элементами страноведения, которые применялись на разных этапах урока математики.

Начнем с тех, которые знакомят учеников с выдающимися россиянами, имена которых вписаны в летопись нашей страны. Такие задачи в значительной мере повышают интерес школьников к учебной деятельности. Ведь они не просто выполняют действия, или упрощают выражение, или решают уравнения. Им необходимо еще и разгадать «секрет», выяснить, какое слово, фразу подготовил учитель, и одновременно получить интересную информацию о выдающихся чеченцах.

Задача 1. Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи.

Из глубины веков к нам приходят предки, от которых начала свою историю Чечня. Как их называли?

Чтобы это выяснить, необходимо выполнить следующие математические упражнения. В каждом из примеров найдите сумму, а затем расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете все правильно, то получаете имя того, кто сказал эти слова.

540 + 360=900 (Н)

146-44=102 (А)

(228+453) +772=1453 (В)

164+237+363+236=1000 (Й)

(237+118) -37=338 (И)

729-(513+129) =87 (Х)

1+2+3+…+18+19+20= 210 (А)

Ответ: Вайнахи.

Задача 2. Этнолог Ян Чеснов, отмечает:

Чеченская нация является этнической корневой частью Кавказской расы, одной из древнейших источников человеческой цивилизации, первоосновой духовности, прошла через хурритскую, миттанскую, урартскую культуры и выстрадала свою историю и право на достойную жизнь, стала образцом жизнестойкости и демократии.

Древние армяне первыми связали этноним «Нохчи», современное самоназвание чеченцев, с именем пророка.

О каком пророке идет рассказ? Проверить правильность своего мнения вы сможете, решив выражения. Число, которое чаще всего будет повторяться в ответе, является кодовым ключом.

Ответ: Ной.

Задача 3.

Герб Грозного — является официальным символом города Гро́зный, столицы Чеченской Республики. Утвержден 22 сентября 2010 году. Сколько лет новому гербу?

Ответ: 12 лет

Задача 4. Хаваджи Магомед-Мирзаев ушёл на фронт в сентябре 1941 года в возрасте (21) лет. Служил в кавалерийском полку помощником командира взвода 3-го эскадрона (16) -й гвардейской Черниговской кавалерийской дивизии 7-го кавалерийского корпуса 61-й армии Центрального фронта.

Нужно заполнить пропуски числами, которые вы найдете, когда решите упражнения:

Решите уравнение (х*2) + 17=61. Чему равно Х?

Найдите значение выражения 41- 9 : 2=?

 

Задача 5. Абдулаев Леча Шарипович в ….. году опубликовал сборник стихов, который положил начало новому периоду в истории чеченской литературы, изменил лицо чеченской поэзии, утвердив ее высокую самоценность.

Найти ответ:

122933944155

Ответ: 1991 год

 

Задача 6. Сколько произведений вошло в первый сборник, вы узнаете выполнив эту головоломку. Переставить одну спичку чтобы ответ был правильный

Ответ: 8

Задача 7. Магомед-Салах Гадаев умел так красиво описывать красоту и величие своего родного края, и природы в целом. Родился в 1909 году. А начал писать 1928 году. Сколько лет было Гадаеву когда он начал писать?

 

Ответ: 18 лет.

Уместно предлагать учащимся на уроках математики для решения задачи краеведческого характера, которые помогают воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям чеченского народа, любовь к своему краю и своей Родине. Это могут быть задачи о реках и озерах, животных или растениях, задачи об исторических сооружениях и регионе, в котором проживают учащиеся. Воспитательное влияние задач краеведческого характера осуществляет не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те данные, которые встречаются в задаче.

 

Так, например, проводя математический диктант, выполняя который ученики записывают числа.

По оценке Росстата по Республике Чечня, по состоянию октябрь 22 года численность имеющегося населения Чечни составляла 1 530 271 человек.

Площадь Чеченской республики составляет 16 176 км².

Максимальная протяженность территории с севера на юг — 183 км,

 с запада на восток — максимальная длина 147 км,

минимальная длина 97 км,

средняя длина с запада на восток -122 км. км

На территории Чечни протекает 61 297 рек и ручьев общей длиной более 206 000 км.

Горные вершины Чечни свыше 1 000 метров:

— Альпийское (устар. Тумсой-Лам) — 2074.9 м.

— Балой-Лам — 2029,9 м.

— Барзиарлам – 2214 м.

— Бастылам — 3179 м.

— Басхойлам — 2594,2 м.

— Варгилам – 2015 м.

— Гезлам – 2138 м.

— Гойтен-Корт — 434

 

Самое большое озеро Кезенойам (чечен. Къоьзана Ӏам, Эйзен Ӏам) имеет площадь 27 500 км2.

Длина границы Чеченской республики – 841 км

Задача 8. Устно решить примеры и составить слово с помощью ключа.

  20 : 4 + 3= (8)

  (35 – 17) : 6= (3)

  (12 + 15) : 3= (9)

  8 • 7 – 52= (4)

  35 • 3 – 103= (2)

 

Ключ: 2 – я, 3 – е, 4 – н, 8 – Ч, 9-ч.

Ответ: Чечня.

 

Задача 9. Длина границы Чечни равна длине окружности, радиус которой 100,5 тыс. км. Вычислить длину государственной границы. (π=3,14)

 

Ответ: 631 140 км.

 

Задача 10. Решить уравнение 249 — х = 6*6.

 

Ответ: 2003 — это год принятия Конституции Чечни.

 

Задача 11. Крупнейшей водной артерией Чечни является Аргун — третья по величине река Востока. Длина Аргуна составляет 2200 км, в пределах Чечни — 148 км. Найдите какой процент длины реки находится на территории Чечни.

Задача 12.  ГУП «Грозненский электроремонтный завод» — специализируется на ремонте и сервисном обслуживании электродвигателей для самолетостроения. Среди самых ярких достижений российского самолетостроения — самый большой в мире самолет АН-225, а также самый мощный самолет АН-124. Эти «железные птицы», сконструированные лидером самолетостроения АНТК им. Антонова, находящегося в Москве. Самолет, масса которого 640 т, взяв на борт груз в 253 т, за один полет установил более 124 рекорды. Во сколько раз масса самолета больше массы груза, что он может поднять? Ответ округлите до десятых.

 

Ответ: 2,5.

Задача 13. Озеро …. по-настоящему уникально. В его водах и на его берегах обитает огромное количество разнообразной живности, причём часть видов не встречается больше нигде не планете. …. настолько велик, что многие называют его морем, и, по правде говоря, это озеро гораздо больше похоже на море, чем некоторые «настоящие» моря. Как называется это озеро?

Разместите ответы в порядке убывания:

34500:30 = Й

50400: 800 = Л

947+ 26 = К

962000: 740 = А

90*22 = Б

87500: 250= А

Ответ: Б-1980, А-1300, Й-1150, К-973, А-350, Л-63,

Байкал.

Задача 14. Столица Чеченской республики-город Грозный-основана в 1818г., а прекрасный город Аргун – в 1819 г. На сколько лет Грозный старше Аргуна?

Задача 15. В селе Валерик в Ачхой-Мартановском районе численность населения равна 8023, а в Старом Ачхое на 7083 меньше. Сколько людей настаивают в селе Старый Ахчой.

Задача 16. Суммарная площадь лесов двух республик составляет 501 тыс. га. Чему равна площадь лесов Ингушетии, если для Чеченской республики она равна 361 тыс. га.

Задача 17. На границе Чечни и Грузии находятся две примерно равные по высоте горы – Шаихкорт и Нархиях. Шаихкорт расположен в Шаройском районе Чечни, высота горы составляет 3942 м. Высота же горы Нархиях – 3777 м, находится она на территории Итум-Калинского района республики. Найдите на сколько метров Нархиях ниже, чем Шаихкорт.

Задача 18. Среди животного и растительного мира Чеченской республики в Красную книгу занесены 347 видов. Из них 158 составляют виды растений, растущих в Чечне. Какое количество видов животного мира занесены в Красную книгу?

Задача 19. Для ремонта квартиры, находящейся в районе г. Гудермес, необходимо 63 рулона обоев. Одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов. Сколько пачек обойного клея нужно купить, чтобы полностью поклеить все рулоны?

Задача 20. В пятиэтажном доме г. Грозного, находящийся в Ахматовском районе, 6 подъездов. На каждом этаже находится по 4 квартиры. Ислам живет в квартире №48. На каком этаже живет Ислам?

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в Чеченской республике является очень перспективным видом использования лесов в связи с огромным запасом плодов и лекарственных растений на территории лесного фонда общий запас плодов и ягод – 480 тонн

 из них груша – 17 тонн;

алыча – 90 тонн;

кизил – 87 тонн;

 яблоня – 73,4 тонн;

мушмула – 32 тонн;

орехи – 8 тонн;

  абрикос – 20 тонн;

  боярышник – 4 тонны,

  запас лекарственного сырья – 13 центнера,

  шиповник – 3 центнера;

  зверобой – 2 центнера;

  абрикос – 8 центнеров;

  душица – 1 центнер [32].

Выпишите все числа и

— Расположите их в порядке возрастания, убывания.

-Представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.

— Разбейте их на группы по четности, по количеству знаков.

— Какое число лишнее и почему.

— Разбейте числа на классы и заполните таблицу.

Применяя краеведческие информацию на уроках, считаем, что учитель в определенной мере способен достичь одновременно нескольких целей. Такое сочетание дает возможность подать ученикам материал в новом свете, что значительно повышает их интерес, концентрирует внимание и, соответственно, улучшает процесс мышления и самого обучения. Кроме того, введение страноведческих элементов развивает в учащихся чувство патриотизма, помогает глубже ознакомиться с историей, обычаями и традициями родного края, выдающимися чеченцами, духовно обогащает.

Таким образом, применение указанных форм работы над задачей и включение в структуру урока охарактеризованных этапов, способствуют повышению эффективности усвоения логических операций, сохранению устойчивого интереса в процессе учебной деятельности, а также желания саморазвития и самосовершенствования.

 

2.3 Методы и формы организации краеведческих занятий на уроках математики

Для проведения обобщающего этапа эксперимента за основу были взяты методики, которые предлагались учащимся при проведении констатирующего этапа педагогического эксперимента.

             На             основе                       подобранного                     нами                   материала,                 мы                            предлагаем

спланировать работу в классе по изучению краеведческого материала с учениками 4 класса. Данная разработка позволит организовать познавательную деятельность детей в разных формах. Эти занятия можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей. Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими в школе и семье. Приведу пример использования на уроках математики материалов, которые способствуют внимательному, бережному и ответственному отношению к тому миру, в котором мы живем. Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств своей малой Родины предлагали учащимся следующие задания:

1. Знакомиться на занятиях и во время экскурсий в музей с прошлым и настоящим родного края.

2. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом Чеченской республики (составлять задачи). К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

3. Работать с информацией: находить дополнительные сведения о вкладе Чеченской республики, об известных людях республики (проводить математический диктант). Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала обучающимися. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.

4. Проводить наблюдения за природными объектами во время экскурсии (записывать числовые данные, которые встречаются во время экскурсии). Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.

Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира.

В таблице 2 представлено тематическое планирование, методы и формы организации краеведческих занятий, которые можно проводить как на уроках та и во внеурочное время. Обучающимся каждый раз предлагались задачи с краеведческим материалом.

Таблица 2 – Планирование краеведческой работы в 4 классе

 

Название занятия

Методы               и               формы               организации занятий

1

2

Герб, флаг, гимн – символы страны. Чеченской республики, села Каршыга-Аул.

Составление коллажа «Моя малая Родина».

История моего села.

Составление коллажа «Прежде и теперь».

История моего района

Составление коллажа «Прежде и теперь». (Используются фотографии из семейного архива, фото из интернета).

Моя семья

Подготовка выставки рисунков – «Моя семья». Составить задачу.

Семейные обязанности

Сочинение «Как я могу помочь семье?»

Семейные традиции

Рассказ о семейных традициях. Выставка рисунков «Моя семья»

Происхождение имен

Проект «Откуда мое имя?»

Поколение, потомки, предки

Круглый                            стол           с                                          приглашенными

членами семьи

Кто, кому и кем доводится

Составление родословной (семейного древа)

Школа – мой дом

Выставка фотографий «Моя школа»

 

Данные занятия способствуют формированию умения работать с краеведческой информацией, навыков проведения наблюдений и простейших краеведческих исследований.

Можно сделать вывод, что работа по решению математических задач на основе краеведческого материала способствует формированию следующих компетенций:

Формирование общекультурной компетенции.

· Решение задач с информационно – познавательной, исторической направленностью.

Формирование учебно-познавательной компетенции.

· При решении задач учащиеся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию.

Формирование информационной компетенции.

 Использование при решении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет, полевой сбор информации.

Формирование коммуникативной компетенции.

· Устная презентация решения своей задачи.

· Оформление решения задач в виде мультимедийных презентаций.

Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Выводы по главе 2

Во второй главе описана экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий этап.

Цель констатирующего этапа: определение коэффициента полноты усвоения краеведческих знаний младшими школьниками. В исследовании приняли участие ученики 4 класса в количестве 11 человек.

Был составлен тест, содержащий вопросы краеведческого характера. Работы выполнялись по одному варианту заданий на протяжении 25 минут. После проведения тестирования рассчитывался коэффициент полноты усвоения знаний по формуле, предложенной Г.М. Муртазиным .

Проведя констатирующий эксперимент, мы выяснили, что средний уровень усвоения знаний у обучающихся 4 класса МБОУ «Каршига-Аульская СОШ» равен 0,5. Это говорит о том, что деятельность обучающихся обладает неустойчивым качеством, они систематически повторяют ошибки, т.е. процесс обучения является незавершенным.

Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств своей малой Родины предлагали учащимся следующие задания:

  1. Знакомиться на занятиях и во время экскурсий в музей с прошлым и настоящим родного края.
  2. Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом Чеченской республики (составлять задачи). К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
  3. Работать с информацией: находить дополнительные сведения о вкладе Чеченской республики, об известных людях республики (проводить математический диктант). Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала обучающимися. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.
  4. Проводить наблюдения за природными объектами во время экскурсии (записывать числовые данные, которые встречаются во время экскурсии). Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.

Нами были предложены краеведческие мероприятия с различными формами организации. Данные мероприятия способствуют развитию краеведческих знаний детей о своей малой родине, ее природе, семье, традициях, символике.

Заключение

Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер. Модель активизации математического образования младших школьников посредством использования краеведческого материала способствует развитию мировоззрения.

Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: «Где родился, там и пригодился». Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей «малой родине». Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

-в начале урока,

-во вступлении;

-при актуализации знаний;

-при изучении нового материала;

— при закреплении;

-в домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

-социализация личности ученика;

-повышение уровня духовно-нравственной культуры;

-воспитание патриотических чувств, любви к «малой родине».

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.

Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа

Список использованных источников и литературы

 

1. Акопян И.В. Использование региональной культурной среды в обучении математике: ВКР / И.В. Акопян. – Пермь, 2013. – 73 с.

2. Аммосова Н.В. Изучение родного края в курсе математики 5-6 классов /Н.В. Аммосова, Е.В. Тагирова, Т.А. Аристова и др.; под ред. Н.В. Аммосовой, Б.Б. Коваленко. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2010. – 36 с.

3. Афанасьева Ю.А. Методика преподавания математики в начальных классах в схемах и таблицах [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов отделения логопедии факультета специальной педагогики/ Афанасьева Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский городской педагогический университет, 2011.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26522.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. Алиханова, Р.А. Этнопедагогический потенциал народной системы воспитания (на примере семейно-тайпового воспитания чеченцев). — Грозный: Изд-во ЧГПИ, 2009. — 224 с.

5. Голунова А.Н. Обучение математике в профильных классах. / А.Н. Голунова. М.: Просвещение, 2006. – 124 с.

4. Горюшкин А.П. Математика в начальной школе (теоретические основы начального курса математики). В 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник/ Горюшкин А.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 290 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87384.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Даль В.И Толковый словарь русского языка / В.И.Даль. – М.: Аз, 1996. – 928 с.

6. Данилюк А. Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

7. Дидактические игры на уроках математики в классах с недостаточным уровнем подготовки / сост. И.В. Косолапова, В.П. Краснощекова, В.Л. Пестерева, И.С. Цай. – Пермь 1995. – 140с.

8. Журомская, С.А. Использование национально-регионального компонента на уроке математики и классных часах в 5–6-х классах как одно из условий формирования целостных знаний о родном крае. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:festival.1september.ru/articles/652284.

9. Зеленая линия (Пермь) // Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

10. Зубарева А. Г. Математика. Поурочные планы по учебнику Мордковича. / А. Г. Зубарева – Издат.: Триумф, 2006. – 240с.

11. Калашникова Л. А. Школьное краеведение как педагогическая технология формирования основ социальной зрелости подростков: /, Е. А. Костина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т Новосибирск: ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2015 — 94 с.

12. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997. – 476 с.

13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко 1990 – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

14. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – 356 с.

15. Кругликов, В. Н. Активное обучение в вузе: Теоретико-методологический аспект тема диссертации. — СПб: Санкт Петербургский государственный университет, 2000. – 424 с.

16. Кудряшова З.В. Сборник задач по математике на краеведческом материале / З.В. Кудряшова – с. Базой, 2012. – 90с.

17. Кузь В. Г., Руденко Ю. Д., Сергийчук С. А. Основы национального воспитания: Концептуальные положения. — Рязань, 1993 — 109 с.

18. Кулешова Ю.В. Краеведческая деятельность на уроках математики / Ю.В. Кулешова // Методическая копилка учителя математики и информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuleschowa.76204s029.edusite.ru.html.

19. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / Макаренко А. С. – М.: Педагогика, 1998. – 262 с.

20. Макоха А.Н. Основы вычислительной математики, математического и информационного моделирования [Электронный ресурс]: лабораторный практикум/ Макоха А.Н., Дерябин М.А.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83228.html.— ЭБС «IPRbooks»

21. Математика 4 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / М34; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 287с.

22. Овечкина, Н. Н. Краеведение в начальной школе [Текст] / Н. Н.

Овечкина // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С.109-112

23. Онохова М.А. Использование элементов краеведения при обучении математике в средней школе: ВКР / М.А. Онохова. – Пермь, 2014. – 53 с.

24. Перли С.С. Блистательный Петербург на уроках математики / С.С. Перли, Б.С. Перли. – Санкт-Петербург : Издательский дом «Книжный мир», 2003. – 288 с.

25. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / И.Г. Песталоцци; АПН СССР; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – 336 с.

26. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2012. – 511 с.

27. Сембиева М.Р., Касумова Б.С.А. Использование краеведческого материала на уроках математикиИзвестия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 33. № 4 (32). С. 151-155.

28. Солодкова, М. И. Проектирование образовательного процесса в школе на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей [Текст] : научно-методические материалы / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ф. А. Зуева, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, Т. В., Соловьева, Ю. Ю. Баранова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 26 с.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические указания / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

30. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2014. – 160 с.

31. Яхъяева А.Х. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников в этнокультурной образовательной среде (на материале этнопедагогики чеченского народа): автореф. канд. пед. наук — 13.00.01.- Грозный, 2018. – 28с.

32. https://chechnyatoday.com/news/350277

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф