Задание 1
Внимательно прочитайте утверждения, отметьте верные.
1. Целью коммуникационного процесса является передача информации.
2. Кодирование идеи происходит в ходе ее формулирования.
3. Канал превращает идею в сообщение.
4. Одновременный обмен устной и письменной информацией обычно эффективен.
5.Декодирование происходит на этапе передачи информации.
6. Обратная связь облегчает передачу информации.
7. Шум искажает смысл на любом этапе коммуникационного процесса.
8. Семантика является межличностным барьером в коммуникации.
9. Время используется как невербальная коммуникация.
10.Умение слушать просто необходимо менеджеру.
11.Оценка работы — это способ обратной связи.
12.Коммуникации создают структуру организации.
13.Выбор средства сообщения ограничивается единственным каналом.
14.Между восприятием и коммуникацией нет прямой связи.
15.Принуждение не связано с сокрытием информации.
16.Обмен информацией предполагает ее восприятие.
17.Коммуникация — это передача информации от одного лица к другому.
18.Коммуницировать можно только с помощью нематериальных средств.
19.Формализация обедняет коммуникации.
20.Поставки являются формой коммуникации между организациями.
Задание 2
Имеются различные способы лучшей организации менеджером своего бюджета времени, в частности:
– проанализировать, как Вы тратите свое время;
– провести анализ стоящих перед Вами задач по принципу их значимости, определить, какие задачи являются приоритетными;
– сформулировать свои долгосрочные цели;
– ввести в практику планирование своего времени;
– стремиться уменьшать потери времени.
Вопросы:
1.Какие еще способы совершенствования организации своего времени Вы можете предложить?
2. Нужно постоянно улучшать использование только своего рабочего времени или всего времени, включая личное?
3.Какие действия Вы хотели бы предпринять, чтобы максимально эффективно
использовать отведенное Вам судьбой время?
Задание 3
Часто после рабочего дня менеджер констатирует: «Я целый день напряженно
работал, однако многое из того, что я намечал сделать, осталось невыполненным!».
Обычно при этом ссылаются на следующие основные причины:
— плохо подготовленные совещания, собрания;
— телефон;
— отсутствие делегирования ответственности;
— отсутствие выбора приоритетов;
— тактика отсрочек;
— неумение говорить «нет»;
— неумение доводить дело до конца;
— помехи со стороны других;
— слишком большой объем чтения.
Вопросы
1.Какие еще причины, по Вашему мнению, мешают Вам выполнять все намеченное?
2.Что необходимо сделать, чтобы Вы ежедневно могли реализовывать свои планы без перенапряжения?
Деловая ситуация 1.
Жанна Христодар только что получила университетскую степень бакалавра по
направлению «Менеджмент» и сразу же включилась в работу компании своего отца. Ее отец Богдан Христодар являлся владельцем и президентом компании «Бутики Христодара». Компания владела сетью из 12 магазинов модной женской одежды в ряде крупных городов России. Компанию еще в конце перестройки основал дед Жанны. Связи и опыт деда, долгое время работавшего в сфере советской торговли, и последние 10 лет деятельности ее отца в области женской одежды, их умение покупать и продавать эту одежду превратили компанию из одного магазина в центре Москвы в достаточно большую сеть магазинов. Управленческий стиль Богдана Христодара, по сути, был продолжением стиля его отца. Оба получили образование при старо системе, один — торговое, а другой — политехническое. Богдан знал, что и как он делает. Он был горд тем, что был способен «держать руку на пульсе» всех деталей по покупке, рекламе и управлению магазинами. Каждый из менеджеров его магазинов, равно как и члены правления, встречались с ним каждые две недели в Москве. Между этими встречами Богдан тратил 2—3 дня каждой недели на посещение своих магазинов и работу с их менеджерами.
Однако главной его заботой было то, как люди коммуницируют и как они смотивированы к работе. Он отмечал, что на заседаниях, которые он проводил, все его менеджеры и специалисты слушают его очень внимательно. Тем не менее от суждений, которые они делали, его начала беспокоить мысль: слышат ли они его или просто внимательно слушают. Как результат ряд его указаний точно не выполнялись магазинами. Он часто сам правил документацию и рекламные проспекты. В некоторых магазинах работники поговаривали о вступлении в профсоюз. Нередко приходилось слышать то, что ему совсем не нравилось. Так, ему стало известно, что многие работники компании, включая некоторых менеджеров, знают, что пытается делать его компания, и уверены, что они могли делать дело лучше, если бы имели шанс говорить непосредственно с Богданом и его ближайшим окружением. Сам Богдан чувствовал, что многие его менеджеры, так же как и служащие магазинов, делали свою работу без каких-нибудь реальных усилий в творчестве, без изобретательности и энтузиазма. Его, кроме того, интересовало, почему некоторые его лучшие работники увольнялись и устраивались на работу к конкурентам.
Когда дочь пришла к нему, чтобы занять должность его специального помощника, он сказал: «Жанна, меня беспокоит происходящее в компании. Очевидно, что это проблема коммуникации и мотивации. Я знаю, что ты изучала менеджмент в университете. Я слышал, как ты говорила о проблемах барьеров и техники коммуникации. Ты называла имена Маслоу, Герцберга, Врума, МакКлелланда и других, кто много знает в области мотивации. Конечно, я сомневаюсь, что эти «психологи» знают достаточно много о бизнесе. Вместе с тем я знаю о мотивации людей то, что главное — деньги, хорошийначальник и хорошие условия работы. Может быть, ты знаешь что-то еще, что поможет мне? Я надеюсь на это. За твое обучение в университете я заплатил немало денег. Мне это недешево обошлось. Так что ты могла бы мне предложить?»
Вопросы
1.Как тот бизнес, в котором находилась компания, определял политику в области коммуникации?
2.Какой управленческий стиль преобладал у деда и отца Жанны и как он влиял на решение проблем межличностной и организационной коммуникации в компании?
3.Какие формы коммуникации с подчиненными преимущественно использовал Христодар-отец?
4.Где у Христодара-отца происходил сбой в коммуникационном процессе?
5.Какие коммуникационные барьеры имели место в компании? Какие меры вы предложили бы для их устранения?
6.Какие коммуникационные сети использовались Христодаром-отцом во взаимодействии с подчиненными?
7.Какой коммуникационный стиль преимущественно использовал Христодар отец в общении с подчиненными?
8.Какие невербальные формы коммуникации использовал Христодар-отец и были ли они эффективными?
9.Как решение вопросов коммуникации в данной ситуации связано с решением проблем мотивации?
10. Как бы Вы на месте Жанны ответили ее отцу на его монолог?