Задание 1. Объясните значения слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с данными словами.
Географический Атлас (сборник карт) — гладкий атлАс (шёлковая материя);
гостиничная брОня (закрепление чего-нибудь за кем-нибудь/документ) — крепкая бронЯ (средство для защиты людей, техники, вооружения);
вИдение (возможность видеть/точка зрения) ситуации — мимолётное видЕние (то, что привиделось: образ, явление);
пахучий Ирис (многолетнее растение) — сладкий ирИс (сорт конфет);
ночные клУбы (развлекательное заведение) — клубЫ дыма (летящая масса пыли, дыма);
крЕдит счета (бухгалтерская проводка)- краткосрочный кредИт (деньги в долг);
лОскут- остатки, отходы в швейном производстве, лоскУт — оторванный или отрезанный кусок ткани, мерный лОскут, одеяло из лоскУтов, ситцевый лоскУт;
смешная острОта (шутка), удивительная остротА (свойства острого);
хАос — материя до сотворения мира, хаОс – беспорядок, мировой хАос, страшный хаОс;
оргАн- музыкальный инструмент, Орган- часть организма; учреждение и др., играть на оргАне, Орган власти, человеческий Орган.
ЛАвровый (долгоцветущие растения) — лАвровая роща, лаврОвый (приправа) — лаврОвый лист;
угОльный (от слова угол, геометрическая фигура)- угОльный дом, Угольный (от слова уголь) – Угольная шахта;
характЕрный — обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами (характЕрная особенность) , харАктерный — отмеченный ярко выраженным социальным, бытовым, внешним своеобразием (харАктерная роль);
языкОвый (приготовленный из языка) -языкОвая колбаса, языковОй (свойственный языку) — языковОй барьер.
ЗабронИровать (зарезервировать что-либо) — забронИровать билеты, забронировАть (покрывать броней) — забронировАть автомобиль;
мОрщить (Сдвигать в морщины кожу лица) — мОрщить лоб, морщИть (собирать складки) — морщИть платье;
погрУженный (загруженный)- погрУженный кирпич, погружЕнный (опущенный в жидкость)- погружЕнный в воду предмет;
трУсить (бояться)- трУсить в темноте, трусИть (трясти)- трусИть белье;
Задание 2. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте ударения нормативные, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревшие, имеющие стилистическую окраску. Есть ли случаи равноправных вариантов ударений?
Вариантные ударения: катАлог- каталОг, кОмпас-компАс, прИкус-прикУс, кулинарИя-кулинАрия
Нормативные ударения: КаталОг, кОмпас, ломОть, партЕр, бАржа, прИкус, фенОмен, кЕта, мышлЕние, Обух , рОвня, квартАл, кулинарИя
Допустимые ударения: кетА, пАртер (омограф), лОмоть, компАс (специальное), прИкус (специальное), баржА (специальное), кулинАрия(специальное)
Устаревшие: катАлог, кетА, компАс, мЫшление.
Имеющие стилистическую окраску: ровнЯ (просторечное).
Вариантные ударения: дЕвичий-девИчий, кИрзовый-кирзОвый, мизЕрный-мИзерный, мУскулистый-мускулИстый, Искристый-искрИстый; одноврЕменный- одновремЕнный
Нормативные ударения: Августовский, дЕвичий, безУдержный, кИрзовый, мизЕрный, мУскулистый, зубчАтый, окровАвленный, великовОзрастный, украИнский, одновремЕнный, кУхонный, искрИстый;
Допустимые ударения: АвгустОвский, кирзОвый, мИзерный, мускулИстый, окровавлЕнный, Искристый, одноврЕменный;
Устаревшие: безудЕржный, великовозрАстный, девИчий, мизЕрный, окровавлЕнный, Искристый, кУхонный
Имеющие стилистическую окраску: окровавлЁнный (поэтич).
Вариантные ударения: ржАветь-ржавЕть, усугУбить-усугубИть;
Нормативные ударения: ОблегчИть, намеревАться, ободрИть, позвонИшь, ржавЕть, баловАть, Искриться, принУдить, кАшлянуть, закУпорить, усугубИть;
Допустимые ударения: ржАветь, усугУбить;
Устаревшие: балОвать, усугУбить, ржАветь;
Имеющие стилистическую окраску: балОвать.
Вариантные ударения: нАголо-наголО, одноврЕменно-одновремЕнно, Иначе-инАче;
Нормативные ударения: ВтрИдорога, втрИдешева, донЕльзя, издрЕвле, мастерскИ, нАголо, одноврЕменно, Издавна, инАче, общО, отчАсти;
Допустимые ударения: наголО, одновремЕнно;
Устаревшие: наголО, Иначе;
Имеющие стилистическую окраску: Иначе.
Задание 3. Определите с помощью орфоэпического словаря, какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи.
Искра — литературное, искрА – профессиональное;
кОмпас — литературное, компАс – профессиональное;
прИкус – литературное, прикУс – профессиональное;
флЕйтовый – литературное, флейтОвый– профессиональное;
фильтрОвый – литературное, фИльтровый – профессиональное;
нет шпрИца – литературное, нет шприцА – профессиональное;
без дублЯжа – литературное, без дубляжА – профессиональное.
Задание 4. Образуйте форму родительного падежа ед. ч. и расставьте ударения.
бАнта, бинтА, гербА, гуляшА, гУся, двЕри, дублЯжа, гУся, жЕзла, клокА, ксЕндза, маякА, мостА, тОрта, Угля, шпрИца-шприцА(профессиональный)
Задание 5. От данных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.
Образец: брОня — бронИровать — бронИрованный.
бронЯ – бронировАть- бронирОванный;
кОпия – копИровать — копИрованный;
мАрка – маркировАть – маркирОванный;
мАска – маскировАть — маскирОванный;
плОмба — пломбировАть — пломбирОванный.
Задание 6. Отметьте, как надо произносить данные слова — [чн] или [шн]. Возможны ли варианты произношения?
[чн] пустячный, яблочный; [шн] конечно, скучно, нарочно, пустячный, яичница, прачечная, Ильинична, скворечник;Варианты произношения: булочная, молочный, сливочный, беспорядочный.
[чн] войлочный, селедочница, закусочная, игршечный; [шн] подсвечник, девичник, к шапочному разбору, Никитична;Варианты произношения: будничный, горничная, гречневый, непорядочный, спичечный, порядочно.
Задание 7. Прочитайте слова. Правильно произнесите согласный перед звуком[э]. В каких словах допускается вариантное произношение? В случае затруднения справляйтесь в орфоэпическом словаре.
Согласный твердый: бактерия, безе, деликатес, интервью, критерий, модель, орхидея, свитер, синтез;
Согласный мягкий: айсберг, одесский, патент, термин, термос;
Вариантное произношение: декан, депрессия, кредо, сессия.
Согласный твердый: бизнес, детектив, кашне, тезис, темп, тет-а-тет, тент, тест, шоссейный;
Согласный мягкий: берет, дискотека, музей, крем, шинель;
Вариантное произношение: бассейн, сейф.
II. Культура речи и стилистика. Лексические нормы.
Задание 1. Данные ниже слова разделите на две группы: лексика устной речи и лексика письменной речи.
Лексика устной речи: вздремнуть, доныне, загнуться, зодчий, ихний, нынешний, подземка, полуночник, работяга, раздевалка, сроду, тараторить, халтура, шляться, электричка;
Лексика письменной речи: апробация, вершить, вследствие, воздвигнуть, градация, избранник, катаклизм, начислить, негодование, неявка, превалировать, творец, чужбина.
Задание 2. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.
- Я быстро сгонял в библиотеку, чтобы взять нужные для семинара книги. — Я быстро сходил в библиотеку, чтобы взять нужные для семинара книги.
- Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. – Эта история вполне подходит на сюжет для фильма-боевика.
- Он сразу усёк, что это может для него плохо кончиться. – Он сразу понял, что это может для него плохо кончится.
- В голове у меня вертится много разных интересных мыслей. – В голове у меня вращается много разных интересных мыслей.
- Мы стали ловить тачку, чтобы добраться до станции. — Мы начали искать автомобиль, чтобы доехать до станции.
- Прилежные учащиеся завсегда выполняют домашние задания. – Прилежные ученики всегда выполняют заданные на дом задачи.
- У декана есть немало задумок, связанных с организацией учебного процесса. – У декана имеется немало мыслей, которые сопряжены с организацией учебного процесса.
- Таким манером вы ничего не добьетесь. — Таким стилем вы ничего не достигнете.
Задание 3. В данных предложениях найдите ошибки, возникшие вследствие употребления стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах.
- Глазеть прямо в зрачок объектива стало теперь возможным благодаря усовершенствованию конструкции.
- Надеемся, что большой вклад в развитие культуры внесет открываемый после реконструкции этот рассадник просвещения.
- Сначала пастух обычно идет будить своих соратников, чтобы вместе гнать буренок на пастбище.
- Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчёмность Грушницкого, его помыслы и мечты.
- Давеча ребятишки ходили в лесной массив по грибы, да воротились пустые.
- Произошел сбой, и враз заработала бюрократическая система.
- Есть ещё куча интересных авторов, произведения которых не изучают в школе.
Задание 4. Укажите различия в значении и употреблении слов:
а) гуманный; гуманитарный;
Паронимы.
Гуманный — проникнутый добротой, любовью к человеку, уважением к человеческой личности.
Гуманитарный — обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека.
б) деловитый, деловой, дельный;
Паронимы.
Деловитый:
- Деятельный, умелый в делах.
- Выражающий деловую озабоченность, занятость делом.
Деловой — относящийся к служебной деятельности, работе.
Дельный — способный к серьезной работе; серьезный, заслуживающий внимания.
в) идеальный, идеалистический;
Паронимы.
Идеальный:
- (филос.) Существующий только в сознании, в идеях, в воображении.
- (книжн., устар.) Соответствующий понятию об идеале; возвышенный, неземной.
- (разг.) Очень хороший, отличный, совершенный, образцовый.
Идеалистический:
- (филос.) Основанный на идеализме, выражающий принципы идеализма, проникнутый им.
- Свойственный идеалисту — человеку, всецело преданному каким-либо высоким идеалам.
- Основанный на высоких идеалах; избегающий личной выгоды, наживы.
г) типовой, типичный, типический;
Паронимы.
Типовой — являющийся образцом, стандартом для ряда явлений, случаев, стандартный.
Типичный — (разг.). Ярко выраженный, явный.
Типический:
- Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.
- (устар.) Наделённый характерными способностями, свойственными какой-либо определённой группе лиц, предметов, явлений.
д) титульный, титулованный, титулярный.
Паронимы.
Титульный — являющийся титулом; предназначенный для титула; расположенный на титуле.
Титулованный:
- Имеющий титул, знатный.
- Получивший наименование, выражающее признание заслуг, высоких качеств; признанный, заслуженный.
Титулярный:
- Чиновник, имеющий по табели о рангах гражданский чин 9-го класса; титулярный советник.
- Имеющий только титул (без соответствующих прав, положения и т.п.); почётный.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
