Задание 1. Определите тип отношений между словами:
1) хлеб, макароны, рис, мясо, рыба;
2) бросает, кидает, швыряет;
3) ходил, ходила, ходили;
4) жена, сестра, тесть, свекровь, прадедушка, муж, племянник, внук;
5) смотрел, смотрю, буду смотреть;
6) разрушать – создавать, творить, строить;
7) сумка, пакет, мешок, чемодан, авоська, портфель;
8) контрольная работа; домашнее задание; ходить пешком.
Задание 2. Определите, в значении каких приведенных ниже слов имеется коннотативная сема:
сыночек, курица, небо, львёнок, домина, глупый, дворик, очи, сон.
Задание 3. Из списка слов, приведенного ниже, выпишите 3–4 слова, имеющих в значении общую категориально-лексическую сему, 2 слова – общую дифференциальную сему, 2–3 слова – общую коннотативную сему:
быстро, прелесть, звучать, орать, нестись, плохой, раздеваться, мчаться, шёпот, обижать, звук, бежать, болтать, лгать, кричать, мамочка.
Задание 4. Выберите из списка те слова, значение которых мотивировано:
пылесос, колбаса, бутылка, вода, черника, водопад, кровь, мышь, учебник, тетрадь, соковыжималка. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.
Задание 5. Определите значение слова «высокий», используемого в словосочетаниях:
высокая игра, высокий лоб, высокий звук, высокий стиль, высокая поэзия, высокий потолок.
Задание 6. Укажите, в каких значениях употреблено слово «русский» в приводимых ниже предложениях:
1. Люблю русский лес, русское поле, русские лица, русские избы, русский язык… (С. Бабаян).
2. А я пятёрки получил по русскому и по арифметике (Б. Екимов).
3. И какой же русский не любит быстрой езды? (Н. Гоголь).
4. Вчера они задушевно пели русские романсы.
5. Есть ли в приложении русская раскладка?
Задание 7. Определите, в каких из приведенных ниже словосочетаний слова употребляются в прямом значении, в каких — в переносном. Назовите используемый тип переносного значения:
меткое сравнение – меткий стрелок,
открытое море – море слов,
разбить чашку – разбить надежды,
золотое кольцо – кольцо людей,
тень сомнения – тень от дерева,
твердая земля – твердый шаг,
персидский ковер – снежный ковер,
луч прожектора – луч надежды.
Задание 8. Разграничьте случаи омонимии и полисемии:
Отлить немного молока – кровь отлила от лица – отлить статую;
лист бумаги – лавровый лист – похвальный лист;
мотать деньги – мотать головой – мотать нитки;
старинный род – род занятий – мужской род;
жать руку – жать сок из лимона – жать рожь;
вывести лошадь из конюшни – вывести пятно – вывести цыплят – вывести новый сорт яблок – вывести букву.
Задание 9. Подберите слова с заимствованными суффиксами, составьте с ними предложения. Заполните таблицу:
Задание 10. Найдите в нижеследующих предложениях историзмы и архаизмы. Определите тип архаизмов:
1. Сами изволите увидеть, коли прикажете ему к себе побывать (А. Измайлов).
2. Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! (М. Лермонтов).
3. Конечно, всё это безобразие берёт начало в дореволюционных отношениях «грамотный барин – неграмотный холоп» (Д. Бавильский, И. Манцов).
4. Тогда ведь не было ни радио, ни проигрывателей, ни тем паче телевизоров (И. Грекова).
5. Толчок – и несколько сверкающих секунд олимпийской победы духа над плотью! (Ф. Искандер).
6. У человека семь матерей: та, что выносила его во чреве, земля, страна, кормилица, корова, ласточка и любая женщина, к груди которой мужчина прикоснулся губами (Г. Садулаев).
7. В составлении библиотеки императрице помогал учитель цесаревича В. А. Жуковский (из интернет-ресурсов).
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
