Вид работы: Задание
Предмет: Психология
Тема: Основы психологического консультирования и немедицинской психотерапии
Практикум по основам психологического консультирования и немедицинской психотерапии
Задание.
Определить уровень организации личности (невротический, пограничный, психотический) по описанию человеком себя и какого-либо близкого человека. В качестве испытуемого могут выступать коллеги, которые согласились на такой анализ, либо персонажи какого-либо фильма о психотерапии(например, первых серий сериала«InTreatment»; тогда вы анализируете те рассказы клиентов о себе и о других, которые представлены в фильме).
Описание может быть устным (записанным на диктофон) или письменным. Устная беседа точнее воспроизводит происходящее на сессии.
Возможная инструкция для испытуемого: «Я хотел бы узнать побольше о том, какой вы человек. Опишите, пожалуйста, как вы себя представляете; что, по вашему, мне важно узнать, чтобы действительно понять, что вы за человек?» Если испытуемому оказалось трудно описать себя, вы можете попросить, чтобы он описал свои взаимоотношения с наиболее значимыми людьми, рассказал о своей жизни, учебе или работе, о семье, сексуальной жизни, социальных взаимоотношениях, о том, как он проводит свободное время.
Следующий вопрос, который касается значимых других в жизни испытуемого: «Расскажите, пожалуйста, о людях, которые много значат в вашей жизни. Попробуйте рассказать что-нибудь о них так, чтобы я, за то короткое время, которое есть в нашем распоряжении, мог себе их ясно представить».
При анализе используйте «Структурное интервью» О. Кернберга.
Результатом вашей работы будет заполненная таблица и ваш вывод об уровне организации личности испытуемого.
Высылать тексты, которые вы анализируете, можно, если вам нужна обратная связь и если автор текстов дал на это согласие, но совсем не обязательно.Если вы анализируете личность героя / героини фильма, то напишите, какой фильм / серия.
Таблица 1. Дифференциальные критерии структуры личности (к.м.н. А. Ежов, Psy4Psy)
| Структурные критерии | Невротическая организация | Пограничная организация | Психотическая организация | |
| Интеграция идентичности | Чёткая граница между Я-репрезентациями и объект-репрезентациями | |||
|
| Диффузная идентичность: противоречащие друг другу аспекты Я и других плохо интегрированы между собой и отделены друг от друга | |||
| Целостная идентичность: противоречивые образы Я и других интегрированы в цельную концепцию | Я-репрезентации и объект-репрезентации нечётко разграничены, либо же существует бредовая идентичность | |||
| Механизмы защиты | Вытеснение и защитные операции высшего уровня: реактивное образование, изоляция, уничтожение, рационализация, интеллектуализация | Главным образом, расщепление, а также другие защиты низшего уровня: примитивная идеализация, проективная идентификация, отрицание, всемогущество, обесценивание | ||
| Защиты оберегают клиента / пациента от интрапсихического конфликта. Интерпретация улучшает функционирование | Защиты оберегают пациента от дезинтеграции и от смешения Я и объекта. Интерпретация приводит к вытеснению | |||
| Тестирование реальности | Способность к тестированию реальности сохранена: способность различать Я и не-Я, отличать интрапсихическое от внешних источников восприятия и стимулов | |||
| Искажение реальности и чувства реальности | ||||
| Способность оценивать себя и других реалистично и глубоко | Способность к тестированию реальности утеряна | |||
| Уровень симптомов | Моносимптом: одна трудность, недавно возникшая, ситуационно обусловленная | Хроническая длительная тревога, интенсивная, не привязанная к ситуации; полисимптоматический невроз: фобии, навязчивости, ипохондрия; расстройства сознания, памяти, конверсионные симптомы, параноидные тенденции | Ипохондрия, достигающая бредового уровня, вычурность с пугающим оттенком | |
| Сеттинг | Наличие границ, соблюдение контракта, договор о переносах сессий | Очень высокая чувствительность к своим границам и нечувствительность к границам терапевта; переносы сессий, звонки между сессиями | Безразличие к условностям контракта, спутанность границ | |
| Контрперенос | Мягкий, эмпатийный | Интенсивный, противоречивый, контрастный; бывает ощущение, что в терапии находится не один человек, а сразу несколько | Непреходящее чувство удивления, растерянности; спутанность | |
| Основной конфликт (Э. Эриксон) | Инициатива – вина | Автономность – стыд, неуверенность | Базовое доверие – недоверие | |
| Объектные отношения | Триадные | Диадные | Монадные | |
| Основной аффект | Вина | Ярость | Страх | |
| Структурные критерии | Невротическая организация | Пограничная организация | Психотическая организация |
| Интеграция идентичности | Поведение характеризуется некоторой непротиворечивостью, при этом целостно. Могут дать себе характеристику, то есть описать, при этом понимают себя и окружающих, это цельные личности, в своём характере проявляют и отрицательные, и положительные качества, недостатки и достоинства, как темперамента, так и характера, ценностных ориентаций и т.д. В их восприятии себя есть четкая граница между собственным ощущением себя и ощущением других, как отдельных от него людей. | Если образно можно охарактеризовать реакции, то подходит определение «качающиеся» между двумя крайностями. Ощущение собственного «Я» у этих личностей полно противоречий и разрывов, при этом ощущение непоследовательности и прерывности у них не доходит до экзистенциального ужаса, а связано с сепарационной тревогой. Возникают проблемы с идентичностью, которые они осознают. | Эта личность внутренне опустошена и дезорганизована. Здесь мы ещё не выделяем состояние острого психоза, так как не наблюдается бред, галлюцинации, алогичного мышления. Мы можем определить психотический уровень организации личности, заметив, внутреннее состояние не проявляется на поверхности, и только в состоянии сильного стресса это состояние выходит наружу. Зато сразу выделяется, что эта личность имеет серьёзные трудности с идентификацией, это выражается в неуверенности в собственном существовании, в неумении связно описать себя и знакомых им людей, в том, что не могут критически относиться к своей характеристике. |
| Механизмы защиты | Мною была проведена беседа со студентами, а они часто попадают с состояние стресса, переживаний, то были определены возможные механизмы защиты, которые проявляются в данных ситуациях. Они выбирают вытеснение, рационализация, интеллектуализация, изоляция. Всё это показывает зрелые защиты. | Соблюдая конфиденциальность, я не называю студентов, которые проявили пограничную организацию личности. Отметим, что они в большей мере полагаются на примитивные защиты. Мною были выявлены такие как расщепление, примитивная идеализация, отрицание и всемогущество. | Для выявления данной организации личности была проведена беседа с соседями по дачному участку. В ходе беседы было отмечено, что сложных жизненных ситуациях им характерны примитивные защитные механизмы. Мною были выявлены такие как уход в фантазии, отрицание, тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциации. |
| Тестирование реальности | У этих студентов сохранена способность к тестированию реальности. Они способны оценивать себя и других реалистично и глубоко. На протяжении всего времени обучения с ними мною не было замечено проявления ими галлюцинации и бредовых состояний, отсутствовали явно неадекватные формы мышления и поведения. Эти личности испытывают эмпатию и понимание по отношению к переживаниям других людей. | Неоднократное общение с данной группой организации личности показало, что у этих студентов отсутствуют бред и галлюцинации, но им свойственна склонность к магическому мышлению. | Общение с данной организацией личности было непостоянным, периодичным, но мною была отмечена главная отличительная черта — это отсутствие тестирования реальности, то есть отсутствие понимания задаваемых вопросов, неадекватные чувства или поведение по отношению к другим соседям по даче и событиям, из беседы с другими соседями было установлено, что они в прошлом проявляли галлюцинаций или бредовые состояния и не могли критически к ним относиться. |
| Уровень симптомов | В беседе со своими одногруппниками я понял, что свои симптомы они воспринимают как проблематичные и иррациональные. При этом они могут рефлексивно наблюдать за теми состояниями, которые переживают. Я выделил у них наблюдающую и ощущающую части собственного «Я». Единственное что они имеют — это некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями. | В ходе беседы с данной организацией личности я вывел, что способность наблюдать свою патологию у них сильно ослаблена. Мною была выделена основная проблема, которая состоит в амбивалентности чувств, которые они испытывают к своему окружению. С одной стороны они хотят близости, доверительных отношений, но испытывают страх поглощения, слияния с другим человеком. Таким студентам свойственны панические атаки. | Удручающее впечатление производит беседа с личностями данной организации, так как у них границы между внешними и внутренними размыты. В процессе общения я наблюдал явный дефицит базового доверия. Они испытывают чувство незащищённости в этом мире и всегда готовы поверить, что распад неизбежен. Явно прослеживается, что они опустошены, нарушены, дезорганизованы. |
| Сеттинг | Эти студенты могут ставить под сомнения свои убеждения, они находятся в постоянном поиске истины, стараются жить и быть полезными для других людей, заслужить любовь и понимание этого значимого для них другого человека. Наблюдая за ними в процессе занятий, я заметил, что совесть и моральные ценности довлеют над их истинными желаниями, которые они могут игнорировать или вытеснять | Данные студенты проявляют в процессе общения интересную особенность, когда ни близость, ни отдалённость их не удовлетворяют, тем самым они изматывает сами себя и отталкивают людей, которые находятся рядом с ними. | После беседы и наблюдения за дачниками с таким типом организации, я сделал выво, что им приходится уходить в вымышленный ими мир, не подвергаемый сомнениям, логически ими же очень обоснованный и очень сильно оберегаемый от посторонней критики и вмешательств. |
| Контрперенос | Эту позицию я рассматривал, как перенос на себя, мои наблюдения заключаются в том, что знак переноса не является чрезмерным, общение складывалось без эксцессов, то есть не вызывало ни желания убить, ни компульсивного стремления к спасению. | у этих студентов собеседник воспринимается либо как полностью плохой, либо как полностью хороший; что свидетельствует о часто сильных и выводящих из равновесия контрпереносах. В общении с такими личностями чувствуешь себя вымотанным. В сложных ситуациях они то не хотят принимать помощь, то впадат в раздражение, когда её не получают. | В беседе с соседями по даче отметил часто положительный контрперенос, это просматривалось в том, что пробуждается родительский протекционизм. Эти личности склонны к примитивному слиянию и идеализации понравившегося собеседника, а часто влияние статусности. Тогда они восхитительны в своей привязанности, но пугают своей беспомощностью и потребностями, вот такое общение напрягая обратную сторону. |
| Основной конфликт (Э. Эриксон) | Изучив научную литературу, я пришёл к выводу, что природа трудностей у этих студентов кроется не в проблеме безопасности или привязанности, а в сформированности идентичности и инициативы. Разобравшись со стадиями развития личности, я установил, что это проблема эдиповой стадии развития по Эриксону. Как мы знаем типичными для них являются триадные объектные отношения. | У этих студентов основной конфликт связан со второй стадией развития личности по Э. Эриксону, который заключается: автономия — стыд (сепарация — индивидуация). Мы помним, что главной чертой для них является то, что они могут почти одновременно демонстрировать просьбу о помощи и отвергать её. Я расспросил этих товарищей, как складывались взаимоотношения с мамами, пришёл к выводу, что эти отношения характеризовались тем, что препятствовали отделению или отказывались прийти на выручку, когда они нуждаются в регрессе, возникшем после достижения самостоятельности. Поэтому у такой личности наблюдаются диадические объектные отношения. | Освоение методической части вывело на убеждение, что природа основного конфликта экзистенциальна — жизнь или смерть, безопасность или страх. Мы видим, что это проблема базового доверия или недоверия. В беседе была затронута тема взаимоотношения с родителями, они привели случаи из своего детства, где проявились жёсткие установки родителей или неопределённые, хаотичные отношения Так один мужчина рассказал о мазохистической матери, другой о садистическом отце. Для таких личносте типичны монадические объектные отношения. |
| Объектные отношения | У моим одногруппникам не возникает проблем, связанных с безопасностью или с идеями воздействия. В процессе беседы я понял, что они вовлечены в конфликты между своими желаниями и теми препятствиями, которые, как они подозревают, являются делом их собственных рук. | У этих студентов проблемы другого плана: сепарации-индивидуации, когда они чувствуют близость с другой личностью, они паникуют из-за страха поглощения и тотального контроля; вне близости они чувствуют себя брошенными.
| Сложнее общение с этими людьми, так как им присущ экзистенциальный конфликт — жизнь или смерть, существование или уничтожение, безопасность или страх. Они глубоко сомневаются в своём праве на существование в качестве отдельной личности. |
| Основной аффект | Мной было определено, что чувство вины играет огромную роль в невротическом симптоме такой личности. Многие из опрошенных объясняли свои страдания как заслуженные. И это чувство вины накладывает заметный отпечаток на личность страдающего. Если глубже исследовать это чувство, то за виной стоят страх и тревожность. Эти личности в борьбе со своими внутренними конфликтами переносит много страданий, но своё страдание используют как средство для достижения своих целей. Можно заметить, что для некоторых из них это единственное средство защиты. Посредством самобичевания они избегают обвинения и одновременно обвиняет других, чем избегают критики, упрёков. Принижая себя, он избегает соперничества. | У этих моих одногруппников наблюдается сильнейшая ярость, что у них связано с требованиями заботы и близких отношений. Самое важное, что они и сами этого не всегда осознают. В процессе беседы я понял, что это связано с глубоким и бессознательным страхом оставления, они боятся, что от них могут отвернуться. Эти фантазии связаны с детскими воспоминаниями.
| В беседе с этими личностями мною был выявлен аффект страха, он проявлялся в отрицательно окрашенном эмоциональном состоянии, сопровождающемся общей напряженностью, соматовегетативными проявлениями и переживанием якобы надвигающейся угрозы для жизни. |
| Вывод | Конечно, этой организации личности нужно обратить внимание на своё здоровье. Они способна адекватно воспринимать интерпретацию защит и переноса, поэтому в работе с ними используют интенсивный анализ, включающий в себя раскрытие чувств конфликтов, защит и интерпретацию переноса. | В работе с ними важно развитие надежного, целостного и комплексного ощущения себя, развивать способность полноценно любить других, несмотря на их недостатки. Также им важно научиться установливать безопасные границы; проговаривать контрастные чувственные состояния; интерпретировать примитивные защиты. | В работе с ними важна поддерживающая техника. Важно демонстрировать надёжность, доказывать, что он — безопасный объект; вести себя открыто, выполнять просветительскую функцию. |
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


