Ситуация 1
Современные концепции социального проектирования все в большей степени исходят из того, что человеческая детерминанта нововведений есть не некоторая предпосылка проектирования, а сама суть социального проекта, его философское основание. Заметную эволюцию в этом направлении прошло проектирование технических нововведений.
Социальное проектирование в объектно-ориентированного подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, «суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов». В рамках объектно-ориентированного подхода к социальному проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности, прямой связи с управлением обществом.
Достоинства подхода видятся в локализации задач социально-проектной деятельности и проработке нормативных аспектов проектирования социальных объектов. Однако утверждение представителей обьектно-ориентированного подхода о закономерном характере проекта, его научной обоснованности как объективности представляется дискуссионным. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных инноваций вариативна.
Для проблемно-ориентированного подхода характерны:
- рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;
- понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;
- упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения.
Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.
Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию базируется на признании тезауруса создателя проекта основным источником проектной идеи. Этим не умаляется значение объективных факторов разработки и осуществления проекта, и в частности того обстоятельства, что в результате осуществления проекта возникает новый или трансформируется имевшийся социальный объект.
Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию не устраняет причинность и обусловленность проектов и проектной деятельности, а идея тезаурусов не означает утери связанности социальной среды. тезаурусный подход позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов.
Традиционное проектирование задает не схемы взаимодействия, а характеристики жизни, а цель общественной инженерии— организовать взаимодействие и направить движение в нужном направлении. Через такой механизм взаимодействия осуществляется продвижение к заданным целям. Это движение должно быть потом вписано в социальное и историческое пространство, за счет чего оно приобретает смысл и значение. Это не только действие, но и прописывание действия в некоторых пространствах; для этого, например, происходит и постоянное переписывание истории.
Ситуация 2
В данном примере идет речь об инновационном типе проекта. В обобщенном смысле любой социальный проект характеризуется инновационными свойствами. Но при выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами.
Инновационный научно-технический проект — комплекс мероприятий в рамках полного инновационного цикла, позволяющий создать и коммерциализировать востребованный рынком инновационный продукт или модернизировать существующую научно-техническую продукцию, технологию.
Инновационный образовательный проект — проект, реализация которого позволяет создать новые или модернизировать существующие образовательные технологии, услуги, продукты, оборудование, учебно-методическое обеспечение и средства учебно-образовательного профиля, структурные и инфраструктурные нововведения в сфере образования и готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
В социальной сфере инновационные проекты и в дальнейшем будут, так сказать, вторым лицом инновационных коммерческих проектов, что хорошо видно на примере создания интернета.
В зависимости от уровня научно-технической значимости инновационные проекты подразделяются на:
- Модернизационный — конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;
- Новаторский — конструкция нового изделия существенно отличается т старой;
- Опережающий — конструкция основана на опережающих технических решениях;
- Пионерный — появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции, технологии, выполняющие прежние и новые функции.
На мой взгляд данная ситуация принадлежит к уровню технической значимости пионерный, т.к. именно она принесла за собой развитие Интернета, как всемирной и всеобщей структуры.
В зависимости от масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на:
- Монопроекты — выполняются одной организацией или одним подразделением и направлены на создание конкретного изделия, технологии.
- Мультипроекты — объединяют большое число монопроектов, имеют координационные подразделения и направлены на решение крупной технологической проблемы, например, создание научно-технического комплекса.
- Мегапроекты — представляют собой многоцелевые комплексные программы, требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра, например, проекты технического перевооружения отраслей, повышение конкурентоспособности продукции или технологий.
Но, несмотря на то, что задача принадлежала к пионерному уровню технической значимости, она все же является монопроектом, т.к. начинала действовать под эгидой одного заказчика.
Быстрое развитие интернета сделало особо актуальной проблему потери социального контроля над нововведением. В его автономной системе появились свои правила, нередко нарушающие принятые в той или иной стране правовые нормы и предписания. Озабоченность вызывает и вытеснение «паутиной» интернета других информационных источников. Последствия влияния интернета на образ жизни изучены пока мало, но уже сейчас видно, что возникают новые стили жизни, связанные с «жизнью в сети». Появилась и проблема психологической зависимости от интернета.
На сегодняшний день интернет является одной из самых важных составляющих не только для людей, но и для большинства организаций, функционирующих и конкурирующих на рынке. Интернет — «Бесконечная база данных», благодаря которой можно найти практически любую информацию за считанные секунды. Более того, существует множество интернет магазинов, которые очень сильно упрощают жизнь людей, так как людям больше не нужно стоять в очередях, тратить своё свободное время на визит магазинов, теперь людям достаточно лишь включить свой компьютер, кликнуть мышкой по необходимому товару — и товар куплен, который покупателю доставит курьер прямо на дом. Однако около половины жителей Земли до сих пор не пользуются ресурсом сети интернет, более того — часть из них не имеет представлений о возможностях данной сети.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
