Меню Услуги

Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3 Особенности личных неимущественных прав и обязанностей родителей

Брак — не только союз мужчины и женщины, своеобразная, регламентируемая Семейным кодексом процедура, но и правоустанавливающий факт. С момента заключения брака оба они обретают статус супругов. Заключение брака в установленном законом порядке влечет возникновение прав и обязанностей супругов (п. 2 ст. 10 СК РФ).

В соответствии с действующим семейным законодательством, права и обязанности супругов подразделяются на две группы: личные и имущественные. Такое деление соответствует классификации семейных правоотношений по их содержанию и основано на том, что имущественные права и обязанности имеют экономическое содержание, а личные права и обязанности такого содержания лишены.

Личные супружеские правоотношения — это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, возникающие между супругами по поводу нематериальных благ.

К личным, относятся права и обязанности супруга, затрагивающие его личные интересы. Они, по идее, свободны от всяческого расчета; их основу составляют желательные, одобряемые государством действия и поступки, касающиеся личной жизни мужа и жены как участников семейных отношений; они теснейшим образом связаны с правами, предусмотренными ст. 23 Конституции РФ (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени). Но эта связь имеет довольно сложный характер, поскольку предполагается, что прочность семьи во многом зависит от наличия или отсутствия добрых чувств друг к другу, взаимного доверия. Поэтому в одних случаях так называемые личные тайны одного из супругов могут считаться само собой разумеющимися, в других — могут породить конфликты, способные привести к разводу. Но несомненно, что супруги (и каждый из них в отдельности) вправе совершать действия, поступки, направленные на соблюдение неприкосновенности их частной жизни, с пониманием относиться к личной тайне другого, защищать не только свою честь, доброе имя, но и честь, доброе имя мужа или жены.

Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и играют значительную роль в жизни супругов по сравнению с имущественными. Однако, далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Поэтому среди отношений супругов, регулируемых правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

Субъектами личных семейных правоотношений могут быть только «законные» супруги. Фактическое сожительство ни личных, ни имущественных супружеских правоотношений не порождает.

Личные супружеские права и обязанности не имеют материального эквивалента, они тесно связаны с их обладателем — конкретным супругом, который пользуется ими по собственному усмотрению. Личные права и обязанности супругов не отчуждаемы и не передаваемы, они не могут возникать, изменяться или прекращаться по соглашению супругов. В соответствии с п. 3 ст. 42 СК РФ они не могут регулироваться брачным договором. Если положения, относительно личных неимущественных прав и обязанностей супругов будут включены в брачный договор, то он будет в этой части признан недействительным (п. 1 ст. 44 СК РФ, ст. 180 ГК РФ).

О каких бы личных правах супругов ни говорили, всякий раз имеется в виду их равноправие. Никаких привилегий по признаку пола здесь не существует. Но поскольку важно, чтобы равноправие супругов было предпосылкой их действительного равенства, ст. 31 СК РФ, дающая перечень личных прав, ориентирует супругов на осуществление этих прав на паритетных началах. Подобного рода акцент приобретает особый смысл в наше время, когда женщине приходится совмещать свои функции матери с оплачиваемой работой, с трудовой деятельностью за рамками семьи.

Глава 6 СК РФ, посвященная личным неимущественным правам и обязанностям супругов, состоит всего из двух статей, тогда как имущественные отношения супругов регулируются 17 статьями. Но дело не только в количестве статей. Даже в тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами семейного права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав невозможно. Прежде всего, речь идет о нормах, закрепляющих равенство супругов в решении вопросов семейной жизни.

Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют правовой ценности. Во-первых, возводя моральные нормы в ранг правовых, они провозглашают семейно-правовую политику государства, во-вторых, они создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное значение. Специфику этих прав трудно подчинить прямому воздействию закона, поскольку качество их выполнения во многом зависит от душевного мира человека, его отношения к таким понятиям, как долг, ответственность перед семьей, ее членами, особенно перед малолетними, и т.п. Вот почему именно личные права предельно насыщены нормами нравственного порядка. Вместе с тем личные права, их содержание наглядно свидетельствуют о том, что время накладывает отпечаток на понятия, имеющие давнюю историю.

Нормы, регулирующие личные неимущественные отношения супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую составляют нормы, являющиеся по правовой природе нормами конституционного права, закрепляющими право супругов на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Во вторую входят уже упомянутые нормы-декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных семейно-правовых норм, снабженных санкциями.

Нормы первой группы в целом основываются на принципе, что изменение семейно-правового статуса граждан не влияет на их конституционные права. Пункт 1 ст. 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде закреплены в Конституции. Прежде всего, п. 3 ст. 19 Конституции провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к умалению их конституционных прав.

Существование права на выбор рода занятий, профессии не имеет отношения к поиску привлекательной учебы, работы. Право на выбор рода занятий и профессии определено в п. 1 ст. 37 Конституции РФ и также не зависит от семейного статуса граждан. В СК РФ имеется в виду, что согласие или несогласие супруга на профессиональную ориентацию другого супруга, правового значения не имеет. В худшем случае разногласия на этот счет могут привести к серьезным конфликтам в семье и расторжению брака. Несколько иначе выглядит право выбора места пребывания и жительства. Существование такого права означает, что супруги вовсе не обязательно должны постоянно проживать вместе, в одном доме, квартире и т.п. В силу целого ряда причин, сложившихся привычек, рода деятельности им приходится иногда выбирать нетрадиционный вариант семейной жизни. Вместе с тем, если они хотят находиться, как говорят, «на одной жилой площади», государственные органы не вправе отказать им в удовлетворении их просьбы без законных к тому оснований.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Данное повторение вполне оправданно, что, тем не менее, не позволяет считать сформулированные таким образом нормы семейно-правовыми. Необходимость включения этих правил в Семейный кодекс РФ имеет историческое обоснование. Во всех странах они заменили ранее действовавшие положения (в России положения дореволюционного законодательства), закрепляющие привилегированное положение мужа и обязанность жены следовать за мужем при перемене места жительства, спрашивать его согласие при поступлении на работу, получении образования.

Семейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав служит лишь основанием к разводу. В особых ситуациях, когда нарушение прав супруга связано с посягательствами на личность (лишение свободы, угрозы, физическое насилие), возможно применение уголовно-правовых норм.

Вторая группа норм закреплена в п. 2 ст. 31 СК РФ. Эти нормы устанавливают равенство супругов в решении вопросов семейной жизни: воспитании и образовании детей, решении проблем отцовства и материнства. Все эти проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов равенства супругов. По-иному данное положение выглядит, если посмотреть на него как на перечисление прав супругов, которым предоставляется возможность (право) вместе решать все те проблемы, которые возникают в процессе совместной семейной жизни. Причем обозначены эти проблемы в самом общем виде и, по сути, сводятся к осуществлению родительских прав, которое подчиняется, с одной стороны, требованиям ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, а с другой — ст. 61, 63 СК РФ.

Нормы-декларации хотя не содержат санкций, устанавливающих наказание за их несоблюдение, тем не менее, имеют и непосредственный правовой эффект. Прежде всего, они указывают на то, что юридические акты каждого из супругов в отношении детей, имущества, усыновления и тому подобного имеют равное правовое значение. В некоторых случаях закон требует согласия обоих супругов на совершение того или иного акта. Например, согласие на усыновление ребенка должно быть дано обоими родителями. Усыновление ребенка одним из супругов возможно только с согласия другого супруга, не являющегося усыновителем. Любой из супругов вправе совершать сделки с имуществом, составляющим их общую совместную собственность.

До сих пор говорилось о личных правах супругов. Аналогичны по содержанию и их обязанности нематериального характера. Супруг обязан не мешать другому супругу осуществлять его право на свободу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. То же можно сказать о решении супругами всех вопросов жизни семьи, где праву одного соответствует обязанность другого. Таков механизм реализации существующих прав.

К числу норм-деклараций следует отнести и правило п. 3 ст. 31 СК, устанавливающее, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Уважение относится к сфере чувств, а не к сфере права, осуществить обязанность уважать друг друга правовыми способами невозможно. Обязанность оказывать помощь приобретает правовое значение, только когда речь идет о содержании нетрудоспособного нуждающегося супруга. Во всех остальных случаях — это только моральная обязанность.

Содействие благополучию и укреплению семьи также находится за рамками права. Забота о благосостоянии, и развитии детей — реальная юридическая обязанность, за ее неисполнение возможно применение санкции в виде лишения родительских прав. Однако это не обязанность супругов в отношении друг друга, а обязанность каждого из них в отношении детей.

Однако подобного рода правила служат своеобразным ориентиром, одобряемой государством моделью поведения в семье участников семейных отношений. Призывая содействовать благополучию и укреплению семьи, СК РФ имеет в виду не только материальную ее обеспеченность, но и здоровый семейный микроклимат. То же относится к такой задаче, как укрепление семьи, прочность которой предопределяют многие обстоятельства, возникающие как в недрах семейного коллектива, так и за его пределами.

Благосостояние детей как цель, поставленная СК РФ перед супругами-родителями, на первый взгляд касается только материального благополучия ребенка. На самом же деле в данном контексте этот термин имеет более широкое значение, так как включает в себя необходимость дать детям профессию, образование, позволяющие им в будущем обрести экономическую самостоятельность. В тесной связи с понятием «благосостояние» находится упомянутое в СК РФ развитие детей. Здесь акцент переносится на формирование личностных качеств ребенка, которое, прежде всего, зависит от родителей и составляет родительскую обязанность, предусмотренную п. 1 ст. 63 СК РФ.

Последняя группа норм имеет чисто семейно-правовой характер. Они касаются права супругов на выбор фамилии. В соответствии со ст. 32 СК РФ при заключении брака супруги могут избрать фамилию одного из них в качестве их общей фамилии или сохранить добрачную фамилию. Кроме того, супруги вправе соединить свои фамилии и именоваться двойной фамилией. Не допускается соединение фамилий и в случае, если один из супругов уже носит двойную фамилию. В противном случае стали бы появляться «многоэтажные» фамилии.

В соответствии со сложившейся традицией чаще всего жена принимает фамилию мужа, однако по закону супруги равны в своем выборе. Право на выбор фамилии может быть осуществлено супругами только в момент регистрации брака, если в дальнейшем один из супругов желает принять фамилию другого супруга или восстановить свою добрачную фамилию, перемена фамилии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Изменение одним из супругов в течение брака своей фамилии не влечет за собой автоматическую перемену фамилии другого супруга (п. 2 ст. 32 СК РФ). При расторжении брака каждый из супругов вправе сохранить общую фамилию или восстановить добрачную. Это право также может быть реализовано только в момент расторжения брака, в дальнейшем восстановление добрачной фамилии производится в общем порядке. Право изменить общую фамилию на добрачную принадлежит только тому супругу, который принял общую фамилию при вступлении в брак. Супруг, чью фамилию он носит, не может запретить ему продолжать именоваться этой фамилией после расторжения брака.

Если брак расторгается в судебном порядке, то о предстоящих переменах должно быть сказано в решении суда.

Характерные особенности личных супружеских правоотношений заключаются в том, что: правообразующим юридическим фактом является для них регистрация брака; возникают только между супругами; лишены экономического содержания; права и обязанности, входящие в их содержание, неотчуждаемы и непередаваемы; они не могут быть предметом брачного договора и других соглашений.

Помимо личных неимущественных прав супругов, предусмотренных в главе VI СК РФ, некоторые авторы относят к ним право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ). Данная позиция представляется наиболее убедительной. Так, в частности, развод возможен даже при отсутствии согласия на расторжение брака одного из супругов (п. 1 ст. 21 СК РФ). И, напротив, усыновление ребенка недопустимо без согласия другого супруга.

Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 31) выделяет следующие личные обязанности супругов: строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи; содействовать благополучию и укреплению семьи; заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Следует обратить внимание, что в контексте правовой нормы, закрепленной в п. 3 ст. 31 СК РФ, речь идет не о материальном, а о моральном благополучии семьи, под которым понимается «спокойное и счастливое состояние», здоровая духовная атмосфера в семье.

Единственная юридически значимая обязанность, возлагаемая на супругов, — это забота о благосостоянии и развитии своих детей. Так, родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В соответствии с п. 1 ст. 65 СК РФ родители, осуществляющие родительские права и в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. К личным обязанностям супругов относятся также обязанности, аналогичные по содержанию их личным правам: не препятствовать супругу в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства; считаться с мнением супруга при решении личных и имущественных вопросов семейной жизни; не препятствовать супругу в выборе фамилии при заключении брака.

Таким образом, все права, перечисленные в п. 1 ст. 31 СК РФ, являются лишь повторением в семейном законодательстве конституционных норм в определенном семейно-правовом ракурсе. Так, право на свободный выбор места жительства и места пребывания означает, что супруги не обязаны проживать совместно или следовать друг за другом при перемене места жительства. Семейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав служит лишь основанием к разводу. В особых ситуациях, когда нарушение прав супруга связано с посягательствами на личность (лишение свободы, угрозы, физическое насилие), возможно применение уголовно-правовых норм.

Выводы по главе:

  1. Родительские права возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных законом (п. 2 ст. 61 СК РФ): достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия); вступление несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК РФ); объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
  2. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 38), забота о детях, их воспитание в равной степени право и обязанность обоих родителей. Требования родителей о возврате им ребенка рассматриваются судом в порядке искового производства.
  3. К личным неимущественным правам родителей, относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав.

ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ

2.1 Основные положения и содержание прав и обязанностей родителей по воспитанию детей

Общее понятие «родительские права и обязанности» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Большинство этих прав и обязанностей связывают родителей и ребенка. Такая связь носит двусторонний характер. Правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая воплощение в п. 1 ст. 63 СК РФ.

Причем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК РФ, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. Принцип равной ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ. Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения.

В СК РФ (ст. 63) в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей СК РФ также не раскрывается. В нем лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК РФ), а каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных законом (п. 1 ст. 65 СК РФ), а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

В ст. 63 СК РФ содержатся два принципиально важных взаимосвязанных тезиса: родители имеют как права, так и обязанности — налицо конкретизация конституционного положения о признании прав человека и гражданина в сфере, связанной с семейным воспитанием детей; вот почему в СК РФ речь идет, прежде всего, о родительских правах; родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своего ребенка — это и есть та главная цель, для достижения которой им предоставляются родительские права и обязанности.

В СК РФ законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ). Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке, бабушке, няне и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т.д.). Однако при этом они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществлении родителями личного права на воспитание ребенка и исполнение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденной Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712. К ним относятся: усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми; расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др. Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, оказывает возможное содействие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, путем: государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; введения запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

Словом, любое из государственных мероприятий по улучшению положения детей в семье по-своему способствует реализации родителями прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. И наоборот, всякого рода недостатки, просчеты в государственной деятельности, затрагивающие интересы родителей и детей, мешают осуществлению родительских прав и обязанностей.

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы). Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3, 4 ст. 19 Закона об образовании).

Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п. 2 ст. 63 СК РФ подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной; подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; бережное отношение к окружающей среде.

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона РФ об образовании и включают: выбор формы обучения; выбор образовательных учреждений; защиту законных прав и интересов ребенка; участие в управлении образовательным учреждением; выполнение устава образовательного учреждения.

Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. С учетом потребностей и возможностей ребенка образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона РФ об образовании).

Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861. Этим же постановлением определено (п. 8), что органами управления образованием компенсируются затраты родителей на самостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Таким образом, на выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т.п. В любом случае родители при решении данного вопроса должны, прежде всего, исходить из интересов ребенка и по возможности учитывать его мнение.

Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения. Так, в случае совершения несовершеннолетними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90, 91 УК РФ может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры. Данная мера выражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родителей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяснять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие.

В п. 1 ст. 65 СК РФ содержится перечень действий и поступков родителей-воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входят:

  • причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);
  • причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);
  • применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком. Так СК РФ ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогичных по сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетнего;
  • оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием. Под эксплуатацией следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка любого возраста.

Зафиксированные в п. 1 ст. 65 СК РФ правовые предписания — не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Это означает, что они вправе отстранить от воспитания всех третьих лиц, включая ближайших родственников ребенка. Право на воспитание включает ряд правомочий. Прежде всего, воспитание практически невозможно без личного общения ребенка с обоими родителями. Поэтому отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию.

Для осуществления этого права родителям предоставлена возможность совместного проживания со своими детьми, которая одновременно является их обязанностью. В соответствии со ст. 68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или судебного решения. Если эти лица отказываются возвратить ребенка, спор разрешается судом. Суд вправе отказать родителям в иске о передаче им ребенка, если ребенок не желает возвращаться к родителям и такое возвращение противоречит его интересам.

Родители обязаны проживать совместно со своими детьми до 14 лет. Однако они вправе помещать детей в детские воспитательные или образовательные учреждения или в некоторых случаях передавать на воспитание иным лицам, чаще всего близким родственникам, например дедушке или бабушке. Принятие решений о передаче детей на воспитание данным учреждениям или лицам также является одним из способов осуществления родителями права на воспитание. Они, во-первых, несут ответственность за их выбор; во-вторых, нахождение ребенка у родственников или в детских учреждениях не снимает с родителей обязанности по личному воспитанию ребенка.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!