Меню Услуги

Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4


Право на воспитание включает также правомочие по религиозному воспитанию ребенка. Выбор религии ребенка осуществляется родителями по взаимному согласию. Если они не достигают соглашения, они вправе обратиться за разрешением спора в органы опеки и попечительства. Однако орган опеки и попечительства не может избрать религию для ребенка. Единственным разумным решением, которое может принять орган опеки и попечительства, будет предложение родителям, исповедующим разные религии, предоставлять ребенку о них как можно больше информации и затем, после достижения ребенком возраста, когда он окажется способным сформировать собственное мнение по этому вопросу, дать ему возможность самостоятельно определить свою религиозную принадлежность. Так же следует поступить и в случае, если один из родителей настаивает на атеистическом воспитании ребенка.

Важным компонентом права на воспитание является право на образование. Родители обязаны обеспечить детям получение основного образования. Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

Праву родителей (их законных представителей) на выбор образовательного учреждения, формы обучения до получения ребенком основного общего образования посвящается п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». Значит, именно от выбора родителей зависит, где их детям получать образование, учиться ли очно, очно-заочно, экстерном или в частном учебном заведении. Им позволяется остановить свой выбор и на самообразовании. Нужно только, чтобы избранная форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Это означает, что родители должны сделать все необходимое, чтобы их ребенок учился. При этом он может совмещать учебу с работой, предпринимательской, коммерческой, творческой деятельностью. Но элементарные основы образования в рамках требований закона несовершеннолетний получить должен независимо от уровня материальной обеспеченности семьи, тех жизненных обстоятельств, которые складываются в конкретной ситуации.

Обязанность родителей обеспечить детям основное образование является их обязанностью перед обществом (в этом — ее публично-правовой характер) и одновременно перед ребенком. Они обязаны создать ребенку условия для получения образования, не вправе препятствовать посещению образовательного учреждения. Если родители по религиозным или иным соображениям препятствуют получению ребенком образования, это может послужить основанием даже для лишения их родительских прав.

Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Поэтому предусмотренная п. 2 ст. 63 СК РФ обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования основывается на полноценном, всестороннем развитии личности ребенка как результате целенаправленной деятельности родителя, которая является не чем иным, как его долгом, обязанностью. Что касается требования относительно основного общего образования, т.е. образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы, то его основу составляет ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. Однако Закон РФ «Об образовании» предусмотрел с 2008 года обязательное получение среднего образования за счет государственного финансирования.

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК РФ предусматривает общие права и обязанности: защищать права и интересы своих детей. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них такую обязанность, государство, во-первых, ставит своеобразную преграду на пути возможного нарушения прав несовершеннолетнего, во-вторых, обращает внимание на то, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Предметом правовой защиты со стороны родителей являются не только права детей, перечисленные в СК РФ. Сюда входят и жилищные, и наследственные права ребенка, его право на охрану жизни, здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и прочие.

Проблемы, связанные с выполнением родителями функций представителя своего ребенка, могут возникать только в двух случаях: когда между родителями нет согласия по поводу того, кто из них должен в конкретном случае выступать в качестве защитника прав своего ребенка. Тем более, если каждый из них по-своему о нем заботится. При раздельном проживании родителей роль законного представителя несовершеннолетнего принадлежит тому, кто является его непосредственным воспитателем. При совместном проживании родителей они оба могут выступать в защиту прав, интересов своих несовершеннолетних детей; когда ребенок, имеющий родителей, передан в установленном законом порядке на попечение других лиц (опекуна, попечителя, приемного родителя) либо в одно из учреждений на полное государственное попечение. Тогда именно эти лица или представитель учреждения, на полном попечении которого находится воспитанник, принимают на себя защиту прав и интересов несовершеннолетнего. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, будут ситуации, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия, и, надо полагать, существенные, которые действительно влекут за собой нарушение прав ребенка. Эти противоречия могут касаться как личной, так и имущественной сферы отношений родителей и детей, вызывается нежеланием последних подчиняться элементарным правилам родительской педагогики. Но по смыслу п. 2 ст. 64 СК РФ, представитель для защиты прав и интересов ребенка назначается органами опеки и попечительства при далеко зашедших разногласиях. В противном случае родительские права и обязанности будут просто утрачены без законных к тому оснований. Что же касается правовой природы такого представительства, то ясностью она не отличается.

Ситуации, когда между интересами родителей и детей есть противоречия, встречаются на практике не так уж редко. Например, родители не вправе без согласия органов опеки распоряжаться приватизированной квартирой, на которую имеют права их дети. Если родители просят разрешение на отчуждение квартиры, а органы опеки считают, что это противоречит интересам детей, совершенно ясно, что интересы детей выражают органы опеки и попечительства, а между интересами родителей и детей имеются противоречия. Новое законодательство впервые дает в этом случае возможность формально ограничить право родителей представлять интересы детей.

Еще более сложная ситуация складывается в случае прямого и непосредственного конфликта интересов детей и родителей, например, при лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав.

Ранее органы опеки участвовали в этих делах не как представители детей, а родители формально не были лишены права представлять интересы своих детей. Теперь с процессуальной точки зрения в отношении того, кто кого представляет в процессе о лишении родительских прав, будет внесена полная ясность. Органы опеки и попечительства представляют интересы ребенка против родителя, лишаемого родительских прав.

Возможны и иные ситуации, когда между интересами родителей и детей также существуют противоречия, хотя и не столь явные. Родители не вправе представлять детей, например, в споре о разделе наследства, если и они сами, и их дети одновременно являются наследниками, спорящими между собой о разделе наследства.

Родители представляют своих детей в отношениях со своими супругами при взыскании алиментов. Их личные взаимоотношения с ответчиком часто приводят к нарушению интересов детей. В этом случае не следует полностью запрещать такое представительство, но права родителей должны быть существенно ограничены законом. Поэтому по новому законодательству, во-первых, органы опеки при отсутствии соглашения об уплате алиментов и не предъявлении совместно проживающим родителем иска об их взыскании должны взыскать алименты по собственной инициативе. Во-вторых, размер алиментов, предусмотренный соглашением, не может быть меньше установленного в законе.

Кроме того, родители имеют: право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ). Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего; право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем (п. 1 ст. 66 СК РФ). При раздельном проживании родителей обеспечение их полного равенства в воспитании ребенка становится затруднительным. Сам по себе факт раздельного с ним проживания делает невозможным постоянный ежедневный контакт с несовершеннолетним любого возраста того из родителей, который живет отдельно. Тем более, что ребенок должен подчиняться одному режиму воспитания, жить сообразно сложившемуся в его семье укладу, иметь привычную для него среду обитания. Возникающие в связи с этим проблемы не лишают того из родителей, кто проживает в другом месте, права на воспитание своих детей. Однако это право в силу сложившихся обстоятельств трансформируется в право на общение с ребенком, участие в его воспитании, решение вопросов получения им образования. Налицо родительское право в усеченном виде, порожденное сложившимися в семье различного рода жизненными обстоятельствами.

К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п. 4 ст. 66 СК РФ). При этом не имеют значения профиль, особенности этого учреждения — будь то общеобразовательная школа, интернат для детей с девиантным поведением или больница, дом инвалидов. Но интересующие родителя сведения должны хотя бы косвенно затрагивать его права и обязанности и носить официальный характер. Сюда входят и сведения относительно состояния здоровья ребенка. Поэтому ст. 31 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» предусматривает право родителей (одного из них) на получение информации о состоянии здоровья своих детей, не достигших 15 лет.

Приведенный перечень законов, призванных гарантировать право родителя на получение информации о своем ребенке, не является исчерпывающим и таковым быть не может. Однако следует иметь в виду, что из подобного общего правила делается исключение, если получение информации о ребенке может реально угрожать жизни и здоровью несовершеннолетнего со стороны его родителя.

В состав родительских прав входят и такие правомочия, как право выбора имени и фамилии ребенка, право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права.

Права и обязанности родителей личного характера регламентируются в большинстве других государств сообразно издавна сложившемуся институту родительской власти. Так, во Франции институт родительской власти является одним из основных, и дети находятся под этой властью до достижения совершеннолетия (18 лет) или до эмансипации. Состоящие в браке родители осуществляют родительскую власть совместно. В случае смерти одного из родителей эта власть переходит к другому. В Италии осуществлению родительской власти посвящен специальный раздел Закона, именуемый «О родительской власти». Здесь, как и везде, родительская власть распространяется на детей вплоть до достижения ими совершеннолетия или до их эмансипации.

Ключевым во многих законодательных актах, регулирующих родительские правоотношения, является термин «охрана». При его использовании предполагается, что родителю принадлежит естественное право на охрану своего ребенка, а государство вмешивается в ее осуществление лишь в исключительных случаях. В некоторых государствах (например, в Англии) в понятие «охрана» входит и определение места и способа времяпрепровождения ребенка, и даже совершение от его имени действий, имеющих правовое значение. В США законодательство штатов при регулировании взаимоотношений между родителями и ребенком исходит из двух принципов: принципа предоставления власти над ребенком (применяется в некоторых штатах) и принципа его получения под «охрану». Оба эти принципа закрепляют авторитарный характер отношений между родителями и ребенком.

Что же касается содержания родительских прав и обязанностей, то, с одной стороны, здесь много общего, а с другой — есть какие-то свои особенности в каждой стране. Так, родительские права осуществляются супругами совместно (Франция, Испания, Швейцария и др.). В круг обязанностей родителей входит забота о физическом, интеллектуальном развитии ребенка (Канада, Австрия, Франция и др.). Интересно, что некоторые страны, например Франция, к числу родительских обязанностей относят обеспечение безопасности ребенка. Достаточно подробно регламентируются сложные, конфликтные ситуации, разрешаемые с помощью как общих, всем известных правил, так и специфических для данной страны предписаний. Например, в Германии права и обязанности родителей заботиться о личности ребенка и его имуществе не распространяются на детей, находящихся на опеке (попечительстве).

Таким образом, в ст. 63 СК РФ содержатся два принципиально важных взаимосвязанных тезиса: родители имеют как права, так и обязанности — налицо конкретизация конституционного положения о признании прав человека и гражданина в сфере, связанной с семейным воспитанием детей; вот почему в СК РФ речь идет, прежде всего, о родительских правах; родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своего ребенка — это и есть та главная цель, для достижения которой им предоставляются родительские права и обязанности. Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы). Зафиксированные в п. 1 ст. 65 СК РФ правовые предписания — не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.  Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Это означает, что они вправе отстранить от воспитания всех третьих лиц, включая ближайших родственников ребенка.

2.2 Реализация права и обязанности воспитывать детей

Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. Все вопросы, касающиеся воспитания ребенка, родители решают самостоятельно. Однако, в целях достойного воспитания ребенка, привития ему взаимной любви и уважения, помощь в этом вопросе родителям могут оказывать дедушка, бабушка, братья, сестры ребенка и другие близкие родственники. При нормально сложившихся отношениях родители, как правило, не возражают против такого общения, а наоборот всячески его поощряют. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Этот принцип отражает положение, закрепленное в ст. 38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей». Ребенок в семье признается самостоятельным субъектом права, а не зависимым объектом «родительской власти». Интересы детей являются основным критерием при решении всех спорных вопросов, касающихся их жизни и воспитания.

К сожалению, нередки случаи, когда отношения между родителями ребенка и дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами другими родственниками осложнены. При таких обстоятельствах родители ребенка могут препятствовать такому общению.

Если родитель (один из них) не выполняет решение органа опеки и попечительства, то близкие родственники ребенка или непосредственно орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает возникший спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п.2 ст. 67 СК).

В нашей повседневной жизни иногда возникают обстоятельства, когда родители по каким-либо объективным причинам временно не могут осуществлять воспитание и проявлять заботу о своих несовершеннолетних детях. Это может быть вызвано длительной болезнью родителей (одного из них), нахождением в служебной командировке и т.д. Тогда они до момента своего возвращения в семью могут передать своего ребенка на воспитание родственникам, друзьям, знакомым, поместить его в какое-либо детское или социальное учреждение.

После своего возвращения родители просят лиц, у которых временно находились дети, их вернуть. Но, к сожалению, иногда лица, у которых находился ребенок, не желают добровольно возвращать его родителям. В этом случае родители в силу ст. 68 СК вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения, посредство подачи искового заявления в суд.

Надлежащее достойное воспитание и образование ребенка, забота о нем, немыслимы без необходимых материальных средств, их обеспечивающих. Содержание своих детей — это не только моральный долг родителей, но и их правовая обязанность. В Семейном кодексе записано, что «родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей» (ст. 80 СК). Содержание детей является совместной обязанностью матери и отца, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Сюда входят расходы на питание, одежду; образование, развитие, лечение и уход за ребенком. Они зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья и других индивидуальных особенностей его развития. Порядок и форма содержания алиментных обязательств, определяется самостоятельно (ст. 80 СК).

Наше государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по воспитанию ребенка. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей. Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.

Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной, различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором — дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. В воспитании ребенка нередко принимают участие не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях, эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.

Как мы уже говорили выше, в соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший КоБС РСФСР (ст. 52), предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образованием ребенка.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, родители могут быть привлечены к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Таким образом, все вопросы, касающиеся воспитания ребенка, родители решают самостоятельно. Однако, в целях достойного воспитания ребенка, привития ему взаимной любви и уважения, помощь в этом вопросе родителям могут оказывать дедушка, бабушка, братья, сестры ребенка и другие близкие родственники. Если родитель (один из них) не выполняет решение органа опеки и попечительства, то близкие родственники ребенка или непосредственно орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает возникший спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п.2 ст. 67 СК). Содержание своих детей — это не только моральный долг родителей, но и их правовая обязанность. В Семейном кодексе записано, что «родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей» (ст. 80 СК).

Выводы по главе:

  1. В СК РФ законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ). Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя.
  2. Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, путем: государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; введения запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости и др.
  3. Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы).
  4. Зафиксированные в п. 1 ст. 65 СК РФ правовые предписания — не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.
  5. Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК РФ предусматривает общие права и обязанности: защищать права и интересы своих детей.

Содержание своих детей — это не только моральный долг родителей, но и их правовая обязанность. В Семейном кодексе записано, что «родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей» (ст. 80 СК). Содержание детей является совместной обязанностью матери и отца, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей.

ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

3.1 Споры между родителями по воспитанию детей

Семейное «воспитание детей», с одной стороны, подвластно правилам педагогики, с другой — представляет собой не что иное, как осуществление родительских прав и обязанностей. Другими словами, родители как воспитатели одновременно являются носителями прав и обязанностей по воспитанию, предусмотренных СК РФ. Их реализация составляет неотъемлемую и очень важную часть жизни семьи, где растут дети. Все вопросы педагогического характера, как правило, разрешаются матерью и отцом на паритетных началах либо одним из них с одобрения и молчаливого согласия другого. Какой бы ни была степень активности родителя как воспитателя, в любом случае речь идет о равноправных субъектах родительских прав, действующих в интересах ребенка и в рамках требований, сформулированных ст. 63 и 65 СК РФ.

Так схематично выглядит процесс семейного воспитания с правовой точки зрения. Между тем все значительно сложнее, поскольку предоставление родителям как воспитателям равных прав и обязанностей не исключает коллизий между ними по вопросам семейного воспитания, особенно там, где каждый из родителей — сильная личность, стремящаяся к семейному диктату. Разумеется, разногласия между родителями по поводу методов и способов воспитания ребенка в семье отличаются большим разнообразием. Неодинаковы и глубина, острота конфликтов, связанных с формированием личности несовершеннолетнего. Чаще всего эти конфликты поверхностны, легко решаются сами по себе или в результате взаимных уступок и договоренностей, а потому здесь нет нужды в применении норм семейного права. Что же касается более серьезных и глубоких расхождений между родителями по поводу семейного воспитания детей, то они иногда настолько усложняют ситуацию, что требуются совет, рекомендация компетентных в области педагогики специалистов. Это может быть воспитатель, педагог или консультант, к которому за разъяснением может обратиться любой родитель или они оба. Мало того, ч. 2 ст. 65 СК РФ предоставляет родителям (одному из них) право обратиться с просьбой о помощи в разрешении возникшего внутрисемейного конфликта в органы опеки и попечительства или в суд.

Указание на право обращения в органы опеки и попечительства означает, что родители (один из них) могут просить совета у лиц, занимающихся охраной прав ребенка в системе этих органов. В обязанность инспектора по охране прав детей входят рекомендации (устные и письменные) по поводу того, как разрешить ту или иную ситуацию с учетом интересов несовершеннолетнего. Подобного рода рекомендации носят характер пожелания, совета, а потому принудительным образом внедрить их невозможно. Когда же конфликт между родителями по поводу семейного воспитания ребенка перерастает в спор о праве, выходящий за рамки семьи, и родители сами разрешить его не в состоянии, им предоставляется возможность обратиться в суд.

При всем разнообразии споров, связанных с воспитанием, их легко разделить на несколько групп, каждая из которых не просто касается семейного воспитания как такового, но и представляет собой разновидность спора о праве, а точнее — о способах его осуществления в рамках, установленных законом, поскольку сами родители не могут разрешить его мирным путем.

К таким спорам относятся: определение места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей; обеспечение права на общение родителя с ребенком, проживающим от него отдельно; обеспечение права на общение дедушки, бабушки, братьев, сестер с ребенком; возврат ребенка к родителям (одному из них) в случае удержания несовершеннолетнего лицами, не управомоченными на его воспитание.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Особую и самостоятельную категорию споров о праве на воспитание детей образуют имеющие специфику споры, связанные с лишением или ограничением родительских прав.

При совместном проживании родителей (в одном доме, в одной квартире или комнате), как бы ни конфликтовали отец и мать, оба они продолжают оставаться непосредственными участниками семейного воспитания. Поэтому суд рассматривает иск об определении места жительства несовершеннолетнего, только если один из его родителей фактически проживает по другому адресу. Исключение составляют случаи, когда существует реальная возможность переезда родителя в другое место, в связи, с чем он хочет знать заранее, с кем в дальнейшем будет находиться ребенок постоянно. Следует иметь в виду, что разрешение подобного рода спора не означает утраты одним из родителей своих прав и обязанностей по воспитанию. Просто меняется степень его участия в воспитании. Причина тому — сам факт раздельного проживания родителей, когда один из них находится с ребенком постоянно, ежедневно, а другой осуществляет свои родительские права и обязанности, периодически общаясь с несовершеннолетним.

Как определено п. 3 ст. 65 СК РФ, при отсутствии соглашения родителей о месте жительства детей при раздельном проживании родителей спор между родителями может быть разрешен судом по требованию любого из них. Спор о месте жительства детей суд может рассматривать в период брака родителей, в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей. При разрешении спора между родителями о месте жительства несовершеннолетних детей суд исходит, во-первых, из равенства родительских прав и обязанностей отца и матери и, во-вторых, из интересов и мнения несовершеннолетних детей (при обязательном учете мнения ребенка, достигшего десяти лет). В качестве обстоятельств, которые суду необходимо принять во внимание при разрешении данного спора, п. 3 ст. 65 СК РФ называет: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей, состояние здоровья родителей и др.).

При разрешении спора о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей суду предстоит определить, кому из родителей следует отдать предпочтение, кто из них будет выступать в роли непосредственного воспитателя. При этом он руководствуется, во-первых, общими, имеющими принципиальный характер положениями СК РФ; во-вторых, конкретными предписаниями, сформулированными в п. 3 ст. 65 СК РФ; в-третьих, указаниями Пленума Верховного Суда РФ, сформулированными в его постановлении № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В качестве общих положений, которые обязательны во всех случаях при рассмотрении споров о месте проживания ребенка, фигурируют: равное право родителей на воспитание своих детей. Никаких привилегий по признаку пола ни мать, ни отец не имеют. Однако на практике чаще всего предпочтение отдается женщине-матери, когда спорят о маленьких детях, особо нуждающихся в материнском уходе, в близости с нею. Несколько иначе обстоит дело, если решается судьба подростка, к тому же трудного, для правильного воспитания которого так необходимы авторитет отца, его совет и помощь в решении вопросов, определяющих личность будущего мужчины и семьянина; неуклонное соблюдение интересов несовершеннолетнего. Поскольку он сам не в состоянии осознать, в чем они заключаются на самом деле, каковы его истинные и разумные потребности, центр тяжести при рассмотрении спора переносится на то, как каждый из родителей эти интересы понимает и удовлетворяет. Поэтому согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. при подготовке дела данной категории к судебному разбирательству надлежит правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, обратив особое внимание на доказательства, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка; учет мнения детей, о которых спорят. При этом следует обратить внимание на то, что на этот счет в п. 5 указанного постановления Пленума имеется следующее разъяснение: «место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам».

Привязанность ребенка любого возраста к любому из родителей, к обоим вместе — важная предпосылка надлежащего семейного воспитания, но только при условии, если такая привязанность имеет здоровые корни, не является результатом действий и поступков антипедагогического свойства, имеющих единственной целью «завоевать» ребенка любой ценой на свою сторону. Большой вред ребенку, его воспитанию наносит так называемый настрой против одного из родителей, направленный на искусственный подрыв его авторитета. По сути дела, преступлением против ребенка будет и его подкуп, способный оказать лишь тлетворное воздействие на развитие еще незрелой, несформировавшейся личности. Вот почему всякий раз привязанность ребенка к каждому из родителей подлежит глубокому и всестороннему анализу.

Несколько иначе выглядит привязанность ребенка к братьям и сестрам, когда в семье несколько детей, а спорят лишь об одном из них. Чаще всего детей в семье объединяют искренние чувства. Вот почему искусственно разобщать их крайне нежелательно, так как от этого может пострадать воспитание каждого из них: ведь чувство братства, привязанность младших к старшим и наоборот — серьезный источник здорового семейного воспитания.

Успех семейного воспитания во многом зависит от отношений между воспитателем и воспитанником, в данном случае родителем и ребенком. Не углубляясь в причины этого явления сугубо педагогического характера, СК РФ ограничивается констатацией столь очевидного факта. Вместе с тем в СК РФ не просто обращается внимание на источники формирования полноценной личности в семье, а предлагается суду при рассмотрении спора учитывать и это обстоятельство.

Завершая конкретный перечень обстоятельств, способных оказать влияние на судебное решение по спору, СК РФ использует общую по содержанию формулировку: «возможность создания ребенку условий для воспитания и развития» (ст. 65). Она включает все, что касается личности родителей как воспитателей и их личных отношений с ребенком. Вместе с тем сюда входят и те положения, которые напрямую эти качества родителей (одного из них) не определяют: род деятельности, режим работы родителей, их материальное и семейное положение.

На способность родителя быть хорошим воспитателем его профессия, характер работы, уровень образования прямого влияния не оказывают. Что же касается режима работы родителей, то для семейного воспитания ребенка небезразлично, будет ли он общаться со своим воспитателем постоянно или тот является редким гостем дома из-за занятости по работе (длительные командировки, экспедиции, гастроли и т.п.), тем более что в наше время устройство ребенка в одно из детских воспитательных учреждений не стало привычным выходом из положения.

Спор о праве на воспитание ребенка может возникнуть не только между родителями, но также между родителями и другими лицами. Это споры об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (ст. 67 СК РФ); о возврате ребенка к родителям от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ). В особую категорию споров о праве на воспитание детей следует выделить споры, связанные с лишением или ограничением родительских прав.

Таким образом, к спорам по воспитанию ребенка относятся: определение места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей; обеспечение права на общение родителя с ребенком, проживающим от него отдельно; обеспечение права на общение дедушки, бабушки, братьев, сестер с ребенком; возврат ребенка к родителям (одному из них) в случае удержания несовершеннолетнего лицами, не управомоченными на его воспитание. В качестве общих положений, которые обязательны во всех случаях при рассмотрении споров о месте проживания ребенка, фигурируют: равное право родителей на воспитание своих детей. Никаких привилегий по признаку пола ни мать, ни отец не имеют.  Привязанность ребенка любого возраста к любому из родителей, к обоим вместе — важная предпосылка надлежащего семейного воспитания, но только при условии, если такая привязанность имеет здоровые корни, не является результатом действий и поступков антипедагогического свойства, имеющих единственной целью «завоевать» ребенка любой ценой на свою сторону.  Успех семейного воспитания во многом зависит от отношений между воспитателем и воспитанником, в данном случае родителем и ребенком.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!