Меню Услуги

Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Общая характеристика родительских прав и обязанностей

1.2 Классификация прав и обязанностей родителей

1.3 Особенности личных неимущественных прав и обязанностей родителей

Выводы по главе 1

ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ

2.1 Основные положения и содержание прав и обязанностей родителей по воспитанию детей

2.2 Реализация права и обязанности воспитывать детей

Выводы по главе 2

ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

3.1 Споры между родителями по воспитанию детей

3.2 Ограничение в родительских правах

3.3 Лишение родительских прав

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Такое, в самом общем виде, содержание родительских прав и обязанностей, состоящее как бы из двух частей: в первую входит попечение о нравственном развитии ребенка и его насущных потребностях материального характера, вторая представляет собой конституционную предпосылку семейного воспитания. Следовательно, текст ч. 2 ст. 38 Конституции РФ подтверждает положение о существовании родительских прав и обязанностей личного и имущественного порядка. Кроме того, речь идет и о нравственном долге каждого родителя, независимо от того, записан ли он в свидетельстве о рождении своего ребенка.

Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Воспитание — длительный процесс воздействия на детей. Этот процесс выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, которое происходит постоянно в процессе общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывают на ребенка поведение и пример родителей.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. Предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно посредством реализации этих прав, и достигается, полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая воплощение в п. 1 ст. 63 СК РФ.

Актуальность данного исследования заключается в том, что право на воспитание своего ребенка — личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может. Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Воспитание ребенка это не только право, но и обязанность родителей.

Объектом исследования дипломной работы являются права и обязанности родителей по воспитанию детей.

Предмет исследования дипломной работы: правовые нормы, содержащиеся в семейном законодательстве, формулирующие права и обязанности родителей по воспитанию детей.

Целью данной работы является исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие  задачи:

  1. Дать общую характеристику родительских прав и обязанностей;
  2. Раскрыть особенности личных неимущественных прав и обязанностей родителей;
  3. Рассмотреть классификацию прав и обязанностей родителей
  4. Проанализировать основные положения и содержание прав и обязанностей по воспитанию детей;
  5. Рассмотреть споры между родителями по воспитанию детей;
  6. Изучить процедуру ограничения и лишения родительских прав.

Методологическая база исследования: в работе использованы как общенаучный диалектический метод познания, так и частные научные методы системно-структурного анализа (функциональный, сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический метод комментирования).

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику. Диплом состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных правоведов советского и современного периодов в области общей теории права, гражданского и семейного права — М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.М Пчелинцевой, Ю.Ф.Беспалова, В.В. Мамонова, Ю.А.Королева, Кузнецовой И. М., Л.М. Звягинцевой, Т.И. Илларионовой, О.С. Иоффе, Н.И.Матузова. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы семейных отношений, положения международных нормативных актов. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного суда, решениями федеральных и иных судов.

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Общая характеристика родительских прав и обязанностей

Принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. Так, в новых конституциях ряда стран Восточной Европы и Балтии (Болгарии, Венгрии, Литовской Республики, Польской Республики, Словацкой Республики, Республики Словении, Республики Хорватии, Чешской Республики, Эстонской Республики) предусмотрено, что воспитание несовершеннолетних детей является правом и обязанностью родителей. Аналогичная норма закреплена в ст. 36 Конституции Португалии.

Частью 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ (гл. 12, 13, 16 СК РФ). Статья 61 СК РФ гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсутствия брака родителей.

Характерной особенностью родительских прав, о которых идет речь в СК РФ, является то, что они органически включают не только собственно права, но и обязанности родителей. Поэтому родители не только вправе, но и обязаны осуществлять родительские права. Родительским правам корреспондируют соответствующие обязанности родителей, неисполнение которых может повлечь для родителей определенные санкции (лишение родительских прав — ст. 69 СК РФ; ограничение родительских прав — ст. 73 СК РФ; взыскание средств на содержание детей с родителей в судебном порядке — п. 2 ст. 80 СК РФ). Отсюда под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми). Предметно суть родительских прав раскрывается в ст. 63-68 СК РФ, причем в этих статьях речь идет о личных неимущественных правах и обязанностях родителей. Имущественным правам и обязанностям родителей в отношении несовершеннолетних детей посвящены статьи, регулирующие алиментные обязательства родителей (ст. 80-84, 86, 99-105 СК РФ).

К личным неимущественным правам родителей, относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав.

В состав родительских прав данного вида также входят право родителей дать ребенку имя, фамилию (ст. 58 СК РФ), право изменить имя и фамилию ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет (ст. 59 СК РФ).

Родители обязаны осуществлять свои права в отношении детей в установленном законом порядке и в соответствии с их интересами. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. Интерес ребенка — это его потребность в создании условий, необходимых для надлежащего воспитания, содержания, образования, подготовки к самостоятельной жизни, благополучного развития.

Родители не вправе принимать по собственному усмотрению произвольные решения о передаче своих родительских прав другим лицам, т.е. родительские права являются неотчуждаемыми. Отказ родителей от своих прав в отношении детей и дача ими согласия на усыновление детей иными лицами возможны лишь при исключительных обстоятельствах и при неукоснительном соблюдении установленного законом порядка (ст. 129, 130 СК РФ). Лишение или ограничение родительских прав допускается также только при наличии установленных законом оснований (ст. 69, 73 СК РФ).

Необходимо отметить, что родительские права и обязанности обладают определенными особенностями. После совершеннолетия, а иногда и ранее, при приобретении несовершеннолетним полной дееспособности, они прекращаются. Если совершеннолетний ребенок недееспособен и его родители выполняют функции его опекунов, это не означает продолжения родительских правоотношений, поскольку содержание правоотношений между опекуном и совершеннолетним подопечным не тождественно содержанию родительских правоотношений. Во-вторых, в этих правоотношениях сочетаются интересы родителей и детей.

Родительские права возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных законом (п. 2 ст. 61 СК РФ): достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия); вступление несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК РФ); объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Для эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний работал по трудовому договору или контракту или с согласия своих родителей, усыновителей или попечителя занимался предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Таким образом, родители наделяются законом родительскими правами на тот период времени, когда ребенок нуждается в воспитании и заботе, обеспечении его интересов, защите.

СК РФ не только раскрывает содержание родительских прав и обязанностей, тем самым, определяя их сущность, но и устанавливает допустимые пределы (границы) осуществления родительских прав. Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться вопреки интересам детей, так как обеспечение интересов детей должно быть основным предметом заботы их родителей; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности, предусмотренные СК РФ. Это означает, что оно предоставляет им право совершать одобряемые государством и желательные для него действия и поступки, направленные на благо ребенка. Однако это не только их право, но и обязанность, неисполнение которой порождает для обладателя прав определенные неблагоприятные правовые последствия. Налицо типичная для любых правоотношений формула взаимодействия, взаимосвязи интересов личности и общества в отдельной очень важной сфере общественных отношений. Вместе с тем это и своеобразная модель поведения каждого родителя, к которой надо стремиться и которая должна иметь соответствующие правовые гарантии, чтобы родительские права и обязанности претворялись в жизнь. Вот почему СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Особенностью родительских правоотношений является и более ощутимое присутствие в них публично-правового начала. Они складываются между наиболее близкими друг другу людьми — родителями и детьми. Это предполагает глубокую внутреннюю связь, основанную на взаимной привязанности. Как правило, эти отношения не требуют и не допускают вмешательства государства. Внутреннее содержание данных прав, как уже отмечалось, плохо поддается регулированию правом, право может только устанавливать границы их осуществления. Эти общие границы очерчены в ст. 65 СК РФ.

При осуществлении своих родительских прав родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью и нравственному развитию ребенка. Закон не может предписывать родителям, как воспитывать ребенка, но он в общей форме запрещает злоупотребление этим правом и преследует за его неосуществление. Первая черта отражает частноправовой характер родительских правоотношений. Второе, безусловно, указывает на присутствие публично-правового элемента, призванного защитить интересы несовершеннолетних.

Дети из-за своего возраста не в силах сами защитить свои права, в том числе и в отношениях со своими родителями. Поэтому в тех случаях, когда их права нарушаются, государство в лице органов опеки и попечительства обязано по собственной инициативе вмешиваться в родительские правоотношения, прибегая к методам, более свойственным публичному, чем частному праву.

Еще одна специфическая черта родительских прав заключается в том, что их осуществление является одновременно и обязанностью родителей, что также свойственно не частному, а публичному праву. Неосуществление этого права есть, следовательно, неосуществление обязанности, и за него устанавливаются санкции.

Из всех родительских обязанностей осуществить в принудительном порядке можно только обязанность по содержанию ребенка. Принуждение к осуществлению личных прав невозможно, поэтому за его неосуществление применяется такая мера, как лишение родительских прав.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

К законодательному закреплению невозможности прекращения этого права по воле родителей следует подходить весьма осторожно. Здесь опять допускается подмена ситуации, складывающейся в области правового регулирования семейных отношений, ситуацией, существующей в реальной семейной жизни.

Невозможность отказа от родительских прав связывается с двумя моментами: во-первых, с тем, что родители не могут своей волей прекратить отношения биологического родства, являющиеся основанием правовой связи с ребенком. Во-вторых, отказ от родительских прав противоречит нормам морали. И то и другое верно. Но попробуем рассмотреть, к каким правовым последствиям приводит невозможность прекращения родительских прав по инициативе родителей.

Отказаться от прав они не могут, осуществление права также является их обязанностью, за неисполнение которой к родителям применяется санкция в виде лишения их родительских прав. Значит, вместо того чтобы просто отказаться от прав и передать ребенка на попечение органов опеки и попечительства, недобросовестные родители для достижения того же правового результата просто должны перестать осуществлять свое право. Не говоря о том, что это крайне тяжело отразится на детях, сама правовая конструкция представляется более чем спорной.

Следующим признаком родительских прав является то, что они принадлежат в равной мере обоим родителям. Статья 61 СК РФ устанавливает, что родители несут равные права и обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей. Объем этих прав не зависит от того, родились дети в зарегистрированном браке или нет, признано отцовство добровольно или установлено в судебном порядке.

Концепция равенства родительских прав последовательно проводится в российском послереволюционном семейном законодательстве. С одной стороны, это отвечает прогрессивной тенденции, существующей во всех странах, направленной на уравнение родителей в правах независимо от того, в какой форме была установлена их правовая связь с ребенком.

Такой подход соответствует и ст. 18 Конвенции, которая призывает государства-участники обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. С другой стороны, в большинстве стран на отцов, чье отцовство установлено в судебном порядке, возлагаются лишь определенные обязанности по содержанию ребенка. Возможны ситуации, когда в положении лица, в отношении которого родительские права устанавливаются в принудительном порядке, оказывается мать. В этом случае все возражения, касающиеся наделения родительскими правами отцов, не желающих признавать ребенка добровольно, справедливо и в отношении таких матерей. Родительские права приобретаются отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка, только если он выражает желание их приобрести. На такой же позиции основана и судебная практика по применению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Такое положение имеет под собой в основном историческое обоснование: уравнение в правах отцов законно — и незаконнорожденных детей до сих пор произошло еще не полностью. Однако не только инертность законодателей является тому причиной.

Целесообразность наделения родительскими правами лица, которое не желало признавать свое отцовство добровольно, и в отношении которого отцовство было установлено по решению суда, вызывает определенные сомнения. Суд устанавливает лишь факт биологического происхождения ребенка от ответчика. На основании данной связи общество может возложить на это лицо обязанности по содержанию ребенка. Однако, как уже отмечалось выше, родительские отношения в современном мире все более основываются на социальных, а не только на чисто биологических связях. Установление социальной связи, помимо воли лица, невозможно. Ожидать от лица, активно препятствовавшего установлению отцовства, осуществления родительских прав, по меньшей мере, наивно. В лучшем случае он будет бездействовать, в худшем — использует свои права для того, чтобы отомстить матери ребенка, предъявившей иск об установлении отцовства.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь для родителей негативные последствия в виде: лишения полномочий по представлению интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ); лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ); ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ); привлечения к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП РФ и УК РФ основаниям.

В частности, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних влечет наложение административного штрафа в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.35 КоАП РФ).

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК РФ), а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен (ст. 57 СК РФ). Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд.

Таким образом, принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права.  Родительские права возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных законом (п. 2 ст. 61 СК РФ): достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия); вступление несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК РФ); объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Родители наделяются законом родительскими правами на тот период времени, когда ребенок нуждается в воспитании и заботе, обеспечении его интересов, защите.

1.2 Классификация прав и обязанностей родителей

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение — это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах загса. Порядок государственной регистрации рождения ребенка установлен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (ст.14–23).

При государственной регистрации рождения ребенка, которая должна быть произведена в течение одного месяца после его рождения, составляется запись акта о рождении ребенка, в которой указываются необходимые сведения, определяющие личный статус ребенка, а также сведения о его родителях. Запись о родителях, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указанных в ней лиц и может быть оспорена только в судебном порядке.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 38), забота о детях, их воспитание в равной степени право и обязанность обоих родителей. Это означает, что забота воспитание не только нравственный долг каждого родителя, но и его конституционные право и обязанность, существование которых, не зависит от наличия или отсутствия брака между родителями.

Именно родители, прежде всего, помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие.

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям.

Права и обязанности возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. Наличие брака между родителями дает основание считать их отцом и матерью ребенка. Отсутствие брака между родителями порождает следующие последствия: установление отцовства в добровольном порядке и по суду. Добровольное установление отцовства заключается в подаче совместного заявления в загс, позволяющего записать отца ребенка в свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии совместного заявления родителей ребенка или заявления фактического отца отцовство устанавливается судом, который должен установить один-единственный факт — действительное происхождение ребенка. Право на предъявление такого требования имеют: мать, фактический отец ребенка и др. лица, предусмотренные законом (ст.49 СК РФ). При вынесении судом решения об установлении отцовства ответчик записывается отцом в свидетельство о рождении ребенка, и он обязан его содержать.

Права родителей в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им рекомендуется линия поведения, направленная на совершение полезных, желательных с точки зрения государства действий и поступков для блага ребенка. Это достигается путем наделения родителей родительскими правами, которые одновременно являются родительскими обязанностями, (ст. 61.СК);

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ), родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ), родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ), родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ), родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ), родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ), родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ), родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (ст. 52), предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное, нравственное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка.

Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции нашего государства за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка, прежде всего, зависит от личных неотъемлемых качеств родителей, их духовных ценностей.

В случае неисполнения родителями или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, они могут быть привлечены, к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом наше государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).

Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения. Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства и другие гражданские и конституционные права.

Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии противоречий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ), взаимосвязано с преимущественным правом родителей на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Основаниями предъявления родителями требования о возврате ребенка являются: факт удержания ребенка иными лицами, включая других родственников ребенка; такое удержание не основано на законе (например, нахождение ребенка у опекуна в связи с установлением опеки, нахождение в лечебном, воспитательном учреждении) или судебном решении (судебное решение об усыновлении ребенка).

Требования родителей о возврате им ребенка рассматриваются судом в порядке искового производства. При рассмотрении дела суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 66 СК РФ, родитель проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен мешать общению ребенка с другим родителем, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Порядок и способы осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, могут быть определены в письменном соглашении между родителями (п. 2 ст. 66 СК). В нем можно определить место общения, продолжительность встреч, график встреч, предусмотреть вид образовательного учреждения и форму обучения ребенка.

Если родители не могут прийти к консенсусу, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ).

Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, график, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести реальный вред ребенку, суд, исходя из нормы п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающей осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998г. № 10).

При неисполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством. А при злостном неисполнении решения суда, суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 66 СК РФ).

В соответствии со ст. 406 Гражданско-процессуального кодекса РФ на родителя, не исполняющего решение суда об устранении препятствий другому родителю общаться с ребенком и принимать участие в его воспитании, может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Уплата штрафов не освобождает должника от выполнения решения суда.

Отдельно проживающий от ребенка родитель имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Эта норма является новой для российского семейного законодательства, и она еще раз подчеркивает принцип равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Согласно п. 4 ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» право на получение информации о своих детях имеют оба родителя, если они по каким-либо причинам разлучены со своими детьми.

В п. 4 ст. 66 СК РФ не названа информация, которую вправе получать о ребенке родитель, но исходя из примерного перечня учреждений, которые должны предоставлять информацию о ребенке, можно сделать вывод, что она должна касаться состояния здоровья ребенка, его поведения, отношения ребенка к учебе, занятиям спортом, уровня его материальной обеспеченности, нуждаемости в одежде и других необходимых материально бытовых предметах. Родителю следует сообщать о необходимости приобретения для ребенка лекарств, путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

В представлении информации о ребенке может быть отказано только при наличии угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. При этом отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Таким образом, в данном параграфе были описаны основные личные права и обязанности родителей, в отношении своих детей, которые предусмотрены в главе 12 СК РФ «Права и обязанности родителей». В соответствии с Конституцией РФ (ст. 38), забота о детях, их воспитание в равной степени право и обязанность обоих родителей. Требования родителей о возврате им ребенка рассматриваются судом в порядке искового производства.


Страницы:   1   2   3   4