ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в российском законодательстве…………………………
1.1 История становления и развития семейного законодательства…………
1.2 Общая характеристика родительских прав: личные права и обязанности……………………………………………
1.3 Обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей.
Глава 2. Права и обязанности детей…………………………………………
2.1. Личные и имущественные права детей………………………………
2.2. Обязанности детей по содержанию своих родителей………………….
2.3 Проблема реализации норм семейного законодательства на примере Республики Тыва………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Институт семьи является одним из наиболее важных элементов современного общества, так как его основной задачей является воспитание и социализация нового поколения людей. Как и все социально значимые элементы человеческого существования, институт семьи регулируется и регламентируется государством. Государство на протяжении всего своего существования регулирует не только деятельность органов, которые по своей природе призваны заменить институт семьи, такие как органы опеки, патронажные семьи, детские дома и т.д., но и взаимоотношения внутри семьи.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что на сегодняшний день, институт семьи, подвергается значительным изменениям и реконструкции. Данный фактор обусловлен общемировыми тенденциями, которые влияют на упадок популярности идеи брака, семьи и продолжения потомства. Помимо прочего, такие негативные явления, которые наблюдаются в обществе сегодня, как злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, также оставляют последствия на взаимоотношениях внутри семьи.
Вопросы правового регулирования, которые вытекают из отношений между родителями и детьми, стали объектом внимания, как со стороны специалистов научной сферы, так и государственного регулирования.
Ребенок, как лицо, не достигшее полной дееспособности и несамостоятельное, не может позаботиться о защите и соблюдении своих прав и свобод. Поэтому, данную функцию исполняет государство, методом регулирования прав и обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетнему ребенку, так и прав и обязанностей ребенка по отношению к родителям или законным представителям.
Степень изученности темы на довольно широком уровне, в частности стоит отметить научные труды, таких специалистов как, М. В. Антокольская, Ю. Ф. Беспалов, С. А. Иванова, A. M. Нечаева, Н. М. Савельева, И. А. Павлова, А. И. Пергамент, Л. М. Пчелинцева, А. Е. Косенко, В. Н. Леженин, К. В. Тихонина, Ю. С. Соколовская, Е. А. Фомина и многие другие.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является права и обязанности детей и родителей в российском законодательстве.
Объектом выпускной квалификационной работы является регулирование и регламентирование вопросов взаимоотношений между детьми и родителями.
Целью данной выпускной квалификационной работы является возможность проведения комплексного анализа системы правового регулирования взаимоотношений между родителями и детьми для выявления актуальным проблем и возможных вариаций их решений. Для более четкого и структурного понимания, были проанализированы данные института семьи на примере субъекта РФ, Республики Тыва.
На основании поставленной цели, были сформулированы такие задачи как:
— Проанализировать такое явление как семья;
— Рассмотреть нормативно-правовую базу, которая регулирует институт семьи;
— Определить личностные имущественные права и обязанности родителей и детей;
— Определить правовые последствия при неисполнении обязанностей родителями и детьми;
— Проанализировать процесс лишения родительских прав и ограничения, родительских прав;
— Сформулировать сценарии решения актуальных проблем, которые существуют в семейном законодательстве;
Новизна работы состоит в том, что результаты выпускной квалификационной работы могут рассматриваться в аналитических целях для улучшения социально-экономического положения населения Республики Тыва, которое относится к категории наименее защищенного.
Методологическая база исследования основана на применении таких методов, как анализ, синтез, дедуктивный метод, индуктивный метод и сравнительно-правовой метод.
Нормативную основу исследования составляет Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, а также ряд других нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составили изученные автором материалы судебной практики по делам, касающимся реализации родительских прав и обязанностей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в российском законодательстве
1.1. История становления и развития семейного законодательства
Патриархальный строй в кругу семьи диктовал авторитет родительской власти во всем. При этом, само собой подразумевалось, что родители имеют полные права на своих детей. Так, согласно Соборному Уложению 1649 г., при убийстве ребенка отца приговаривали к церковному покаянию и 1 году тюремного заключения. Дети же, которые лишили жизни своих родителей, могли быть подвержены смертной казни [1. c.25].
Принуждение детей к повиновению осуществляли сами отцы при помощи домашних наказаний, при этом дети не могли жаловаться на родителей. За одну попытку подачи жалобы в Соборном Уложении 1649 г. предписывалось бить их нещадно кнутом.
Родители были вправе обращаться для наказания детей к публичным властям. При этом дело по существу не подлежало рассмотрению и в суть обвинения никто не вникал, поскольку достаточно было только одной жалобы родителей для приговора ребенка к порке кнутом.
Несмотря на преобразования, сделанные в отношении детей в период правления Петра I, а затем в царствование Екатерины II, дети так и не стали субъектами правоотношений, по-прежнему находясь на подчинении родителей.
Таким образом, главные проявления родительской власти в периоды полного ее действия, следует отнести к «праву наказания» и к «праву воспитания». В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г разрешалось по требованию родителя заточать детей в тюрьму на период от 3-х до 4-х месяцев при неповиновении родителям либо ведении развратной жизни[34].
В XIX веке эта мера стала противоречить существующим в обществе представлениям, и губернаторы, к которым все еще порой обращались родители с подобными требованиями, осуществлять ее отказывались. Для разрешения жалоб между родителями и детьми, еще в период правления Екатерина II, был основан специализированный совестный суд, которым не только велось разбирательство, но и примирялись стороны.
Таким образом, возможно сделать выводы, что дореволюционное законодательство об обязанностях и правах родителей имеет историю, прошедшую путь от полнейшего бесправия детей вплоть до существенного расширения объема их правомочий.
Первым послереволюционным правовым актом, регулирующим рассматриваемые правоотношения, был Кодекс 1918 года, называемый Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве[17]. В частности, Кодекс 1918 года не затрагивал вопросов процесса усыновления, так как в данный промежуток времени, усыновление рассматривалось как возможность законной эксплуатации детского труда.
Второй Кодекс законов о браке, опеке и семье РСФСР вступил в силу 1 января 1927 года. Одним из отличия Второго Кодекса от предыдущей, являлась новая глава, которая содержала аспекты о вопросах усыновления.
Статья 153 этого Кодекса установила подчинение родительских правомочий интересам детей, но не все положения Кодекса 1918 г. стали столь прогрессивны и удачны. Глава II именовалась как «Личные права и обязанности детей и родителей», но своему названию соответствовала не в полной мере. В ней закреплены были нормы лишь о правах и обязанностях личного характера по отношению к ребенку, к примеру, забота о ребенке, его воспитании, обязанность по защите имущественных и личных интересов ребенка. Кодекс не устанавливал личных неимущественных прав ребенка
В целом, можно сказать, что законодательство о семье и браке было весьма прогрессивным в тот период, но 8 июля 1944 года был принят Указ, отбросивший отечественное законодательство на целое столетие назад[18].
Права и обязанности возникали только между ребенком и матерью. Отец внебрачного мог узаконить его только посредством вступления в брачные отношения с матерью ребенка. Следует отметить, что данные, весьма нецелесообразные меры, прикрывались заверениями, что права внебрачных детей при этом не нарушаются, поскольку забота о них, берет на себя государство.
В 1968 году был принят семейно-правовой акт общесоюзного значения:
Основы законодательства о семье и браке СССР и союзных республик заложивший основу Кодексу о семье и браке РСФСР, вступившему в действие 1 ноября 1969 года[19.c.241].
В интересах ребенка и матери, данный НПА возродил и закрепил условия и порядок (добровольный, судебный) установления отцовства рожденных вне брака детей. В числе обязанностей родителя фигурировала забота о несовершеннолетних детей, их воспитании, подготовке полезной деятельности.
При установлении отцовства суды решали судьбу заявленного иска зависимо от наличия (либо отсутствия) какого-либо из трех обстоятельств:
— совместного проживания, ведения общего хозяйства с матерью ребенка до рождения ребенка;
— совместного воспитания или содержания ими ребенка;
— доказательств, подтверждающих с достоверностью признание ответчиком отцовства.
Никакие иные события (проживание в разных помещениях общежития при очевидных близких отношениях, изнасилование и т. п.) не могли являться основаниями для решения вопросов отцовства в судебном порядке. Примечательно, что права и обязанности родителей рассматриваемый Кодекс выделял в специальную главу. Речь здесь, главным образом, шла о родительских обязанностях, чье содержание довольно расширилось. Так, внимание акцентировалось на принципе равенства родительских прав и обязанностей, после расторжения брачных отношений между супругами.
Более расширено и четко регламентировалось лишение родительских прав. Был предусмотрен более широкий, чем ранее, перечень оснований для лишения родительских прав и в общих чертах определялись последствия применения данной меры семейно-правовой ответственности.
В то же время допускалось восстановление родительских прав. Также был введен институт отобрания в судебном порядке ребенка у родителей вне зависимости от лишения родительских прав: применялось оно, если оставление ребенка у родителей представляло опасность для него.
Наконец, 29 декабря 1995 года принят был ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации.
На основании данного фактора, можно сделать вывод о том, что с момента зарождения Семейного права, данная отрасль юридического направления подвергалась изменениям, модернизируясь под потребности социума и государства.
1.2 Общая характеристика родительских прав: личные права и обязанности
Процесс воспитания детей в социуме, в первую очередь, принадлежит семье как ее основная обязанность. Внутри семьи, данная обязанность возлагается на родителей, на основании данного фактора, законодательство наделяют родителей рядом прав и обязанностей в области воспитания детей.
В случае, если родители лишены прав, то подобные права переходят опекунам, усыновителям или приемным родителям, также государству. Как регламентирует Семейный Кодекс ст. 61[5], родители имеют равные права и равные обязанности. Родительские права имеют свою специфику, так, они не имеют бессрочного характера, то есть действуют на период необходимости заботы и воспитания ребенка. Обычно, данный период заканчивается после наступления совершеннолетия ребенка, то есть 18 лет.
П. 2. Ст. 61 СК РФ, регламентирует порядок прекращения действия родительски прав в срочном порядке. Одним из оснований для прекращения действия прав и обязанностей родителей, служит эмансипация.
Эмансипация — объявление достигшего шестнадцати лет несовершеннолетнего лица, полностью дееспособным, в случаях, если осуществляет трудовую деятельность по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей[4].
Эмансипация может производиться по решению органов опеки и попечительства при согласии обоих родителей, а в отсутствии согласия последних – по решению суда.
Рисунок 1.1 Условия эмансипации
На основании ст. 63 СК РФ, основные родительские обязанности сводятся к тому, что родители обязаны осуществлять заботу и психическом, духовном, физическом и нравственном воспитании своего ребенка на основании с общеморальными принципами и условиями физиологического и психологического развития ребенка [5].
Родительские права и обязанности можно условно разделить на два вида:
- Права и обязанности, которые регулируют аспекты нравственного развития ребенка в сфере семьи
- Права и обязанности, которые регулируют аспекты реализации конституционных норм воспитания.
Вышеперечисленные статьи относятся к личным правам и обязанностям родителей. Имущественные права и обязанности родителей сводятся, в основном, к алиментным обязательствам.
Следующая особенность родительских прав состоит в том, что они носят срочный характер. Семейное законодательство устанавливает случаи, когда родительская власть прекращается до достижения ребенком совершеннолетия: — это регистрация брака до 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ и п. 2 ст. 13 Семейного кодекса) и эмансипация несовершеннолетнего, достигшего 16 лет (ст. 27 ГК РФ)[4].
Рисунок 1.2 Личностные права родителей
Права родителей очень гармонично сочетают в себе соответствие интересов как родителей, так и детей. Поскольку, родительские права просто не могут противоречить интересам и благополучию детей. Рассмотрим подробнее личные права и обязанности родителей.
Таблица 1.1 Права родителей и их содержания
Право | Содержание |
Родители имеют право на установление отцовства | В том случае, если ребенок появился на свет у родителей, не состоящих в официальном браке, возможно установление отцовства. Законодательство Российской Федерации предусматривает два способа установления отцовства: добровольное и в судебном порядке. Если отец и мать согласны признать факт отцовства, они должны обратиться в местные органы ЗАГСА с совместным заявлением |
Право дать ребенку имя, фамилии и отчество | Все родители имеют право самостоятельно выбирать для своего ребенка имя, фамилию и отчество ребенка, в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации. Имя ребенку родители имеют право дать абсолютно любое, и органы ЗАГСА будут обязаны зарегистрировать его, фамилия ребенку дается либо материнская, либо отцовская, если они разные. В том же случае, если родителям не удается достичь единодушия в данном вопросе, помочь в разрешении конфликтной ситуации могут органы опеки и попечительства. |
Право сменить ребенку имя и фамилию | В том случае, если по каким – либо причинам родители решат сменить имя своему ребенку, не достигшему шестнадцатилетнего возраста, они должны обратиться с совместным заявлением в органы ЗАГСА, а также опеки и попечительства с просьбой о разрешении смены имени. То же самое касается и ситуаций, в которых родители, носящие разные фамилии, хотят сменить существующую фамилию ребенка на фамилию другого родителя. |
Право защищать интересы своего ребенка | Все родители, за исключением лишенных родительских прав, имеют полное, ничем не ограниченное право на защиту интересов своего ребенка любыми законными способами. Именно родители являются официальными законными представителями интересов своих детей. |
Право на определение места жительства ребенка | Именно родители должны решать, что является лучшим для их ребенка. Это касается и того, где будет проживать ребенок. В том случае, если кто-либо из родственников – бабушки, дедушки. Дяди или тети – вдруг решат, что ребенку будет лучше у них, родители имеют полное право потребовать возвращения ребенка. Более того – данное действие со стороны родственников является уголовно наказуемым. |
Право на самостоятельное воспитание | Право на самостоятельный выбор форм и методов воспитания также принадлежит родителям. Однако необходимо помнить о том, что воспитание ни в коей мере не должно вредить моральному и физическому здоровью ребенка, недопустимо унижать достоинство ребенка и нарушать его права и интересы. |
Право на определение метода и места обучения ребенка | Родители имеют полное право самостоятельно принимать все решения, касающиеся вопроса образования ребенка и его форму получения. Ребенок может обучаться в том образовательном учреждении, которое выберут родители, или же находиться на домашнем обучении – главное, чтобы это не противоречило его интересам. Однако помните о том, что после того, как ребенок достигнет десятилетнего возраста, вам придется прислушиваться к его мнению, касающемуся вопроса его образования.
|
Рассмотрев признаки родительских прав, обратив внимание и на их связь с родительскими обязанностями, нетрудно прийти к выводу: существующие родительские обязанности по-своему ограничивают родительские права, исходя, прежде всего, из интересов ребенка.
1.3 Обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Помимо предоставления ряда прав, законодательство также устанавливает по отношения к детям со стороны родителей ряд обязательств. В частности, выделяются такие обязательства, как содержание несовершеннолетних детей. Обязанность родителей содержать несовершеннолетних ограничивается возрастным цензом, то есть при достижении полной дееспособности, 18-лет, родители не должны в обязательном порядке обеспечивать своего ребенка.
Как было сказано ранее, в случае ускоренного получения несовершеннолетним дееспособности в результате ускоренного вступления в брак или эмансипации, родители также не должны более содержать своего ребенка.
С одной стороны, обязанности и права родителей по защите интересов и прав детей прописаны в законодательстве, но, с другой стороны, законодательство дозволяет родителям воспитание ребенка осуществлять в соответствии с собственными внутренними убеждениями.
Однако родители, избирая для своего ребенка форму воспитания и представляя его интерес, не должны позволять грубого или жестокого отношения к ребенку, какого-либо принижения его чести и достоинства, а также другого негативного воздействия на психическое и физическое состояние несовершеннолетнего. Законодательство об образовании закрепляет право родителей на возможность влияния получения их ребенком основного общего образования [8].
Представлять интересы и права несовершеннолетних могут как оба родителя (усыновителя), так и один по соглашению между ними, которое родители правомочны заключить в письменной форме. Тем не менее, нередко возникают случаи, когда в интересах детей и родителей появляются разногласия. В тех случаях, если между интересами родителей (усыновителей) и детей имеются противоречия, установленные органами опеки и попечительства, родители не вправе будут представлять интересы детей во взаимоотношениях с третьими лицами.
При этом возникает целый ряд проблем: во-первых, связанных с необходимостью установить источник и способ получения информации о противоречиях, возникших между интересами детей и родителей. Применяя по аналогии статью 122 СК РФ, допускается возможность получения подобной информации от должностных лиц лечебных, образовательных и иных учреждений, граждан, которые располагают сведениями данного характера[5].
Поступать информация может и непосредственно от самого ребенка. Противоречия между интересами ребенка и родителей могут быть выявлены при разрешении органами опеки и попечительства каких-либо разногласий между самими родителями по вопросам, относительно образования и воспитания ребенка на основании п. 2 ст. 65 СК РФ.
Во-вторых, касающихся критериев, коими руководствуется орган опеки и попечительства, констатируя присутствие противоречий между интересами детей и родителей. Следует признать: в подобных ситуациях главенствующая роль принадлежит субъективизму сотрудников органа опеки и попечительства, так как установить параметры соответствия (либо несоответствия) интересов весьма непросто.
Примером возникновения разногласия между интересами детей и родителей может служить спор, возникший в связи с продажей квартиры, сособственником которой выступал несовершеннолетний ребенок.
В вопросах отчуждения или получения имущества, по которым несовершеннолетнее лицо не может принять решение в силу своего возраста, помимо родителей от имени ребенка выступают органы опеки. Наиболее часто органами опеки контролируются соблюдения интересов ребенка при его участии в правоотношениях по наследованию.
Согласно законодательству РФ, какой-либо возраст не служит препятствием для ограничения детей в наследственных правах. Поскольку, согласно семейному законодательству, родители – законные представители детей, то именно им закон и представил выступать от имени несовершеннолетних детей при реализации ими наследственных прав. Так, в наследственных отношениях несовершеннолетними детьми наследуется имущество после смерти родителей в первой очереди наследников.
Помимо этого, согласно ст. 1149 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетних детей не возможно лишить долей в наследственных правах на имущество наследодателя[4].
Несовершеннолетний ребенок в любом случае имеет право получить обязательную долю размером 50 % от переходящего по наследству имущества, а уже после передачи несовершеннолетнему его обязательной доли остальное имущество будет распределено между другими наследниками.
Эта норма закона — одна из мер защиты наследственных прав и интересов несовершеннолетних детей. Еще одной мерой по защите наследственных интересов ребенка служит участие органа опеки при отказе родителя принимать в пользу несовершеннолетнего наследство.
Таким образом, при возникновении разногласий между позициями органов опеки и родителей в наследственных вопросах с участием несовершеннолетних, окончательное решение по этому вопросу приниматься будет органами опеки. Нередки случаи, при которых позиция родителей в тех или других вопросах, касающихся воспитания ребенка, явно противоречит интересам и желаниям самого несовершеннолетнего.
Вместе с тем, родители вправе заключить соглашение о предоставлении содержания несовершеннолетним детям. Они получают возможность заверить в правовой форме свое соглашение относительно условий предоставления алиментов своим несовершеннолетним детям. Заключение соглашения создает гарантии уплаты алиментов на условиях, предусмотренных соглашением как для родителя, уплачивающего алименты, так и для родителя — взыскателя и самого ребенка. Соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей заключается в соответствии с нормами СК РФ.
Алименты детям, не достигшим 14 лет, выплачиваются по соглашению между родителем, уплачивающим алименты, и вторым родителем ребенка или заменяющими их лицами (опекуном, приемными родителями). Дети, достигшие 14-летнего возраста, заключают соглашение об уплате алиментов с согласия своего родителя или иного законного представителя.
В соглашении родители вправе определить размер, порядок и форму, а также иные условия предоставления содержания своим несовершеннолетним детям. Размер алиментов, установленный соглашением, определяется родителями самостоятельно, однако он не может быть ниже размера, предусмотренного ст. 81 СК РФ.
Когда при наличии соглашения обязанное лицо уклоняется от его исполнения, или если соглашение нарушает интересы ребенка, возможно предъявление иска о принудительном исполнении соглашения, изменении или расторжении соглашения в судебном порядке, а также о признании соглашения недействительным. Иск о взыскании алиментов в судебном порядке может быть удовлетворен только после признания соглашения недействительным или его расторжения сторонами.
Кодекс установил, что право на предъявление иска о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей принадлежит следующим лицам: одному из родителей ребенка; усыновителю, если усыновление произведено только одним лицом и сохранилась правовая связь между ребенком и одним из родителей; опекуном или попечителем ребенка; приемными родителями ребенка, а также администрацией детского учреждения, в котором воспитывается ребенок.
Обязанность родителей по предоставлению содержания несовершеннолетним детям возникает независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет. Родители должны содержать детей, независимо от наличия у них средств, достаточных для предоставления такого содержания. Обязанность по выплате алиментов на детей несут как совершеннолетние, так и несовершеннолетние родители. Не имеет значения также, являются ли они трудоспособными и обладают ли гражданской дееспособностью.
Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что современное семейное законодательство уделяет значительное внимание защите имущественных прав несовершеннолетнего. Обязанность родителей на материальное содержание детей, закрепленное на материальном уровне является одним из ключевых инструментов регулирования имущественных отношений между родителями и несовершеннолетним.
Глава 2. Права и обязанности детей
- Личные и имущественные права детей
Дети являются одним из основных слоев населения, которые не имеют защиты и не могут защитить свои права и интересы самостоятельно. В соответствии с данным фактором, очевидно, что законодательство РФ регламентирует пласт прав, которые предоставляются несовершеннолетним гражданам.
В ниже представленной таблице, рассмотрены права детей и их содержание.
Таблица 2.1 Личные и имущественные права
Право | Содержание права |
Жизнь в семье | Любой ребенок имеет право на проживание и воспитание в семье, настолько, насколько это возможно. В том случае, если родители отказываются от своего ребенка, он получает право на заботу государства и на право быть усыновленным в приемную семью. Ведь как бы ни было хорошо в самом лучшем детском учреждении, оно не способно заменить ребенку ласку, заботу и любовь родных и близких людей. То же самое справедливо и по отношению к тем случаям, когда проживание ребенка с родителями угрожает его благополучию, здоровью и даже жизни. В подобных случаях ребенок также в принудительном порядке изымается из семьи и помещается до решения суда в специализированное детское учреждение. Если родители изменят свое поведение и убедят суд в своей благонадежности, ребенок будет возвращен в семью, под строгий и тщательный контроль органов опеки и попечительства. Если суд сочтет, что родители, по-прежнему, представляют для ребенка опасность, они будут лишены родительских прав. Ребенок может оказаться под опекой кого-либо из благонадежных родственников, либо же получит право быть усыновленным в приемную семью. |
Право на общение с родственниками | Ребенок имеет право на беспрепятственное общение со своими близкими родственниками: бабушками, дедушками, сестрами и братьями. Причем в том случае, если родители препятствуют этому общению, любой из родственников имеет полное право обратиться в суд, чтобы в судебном порядке разрешить данную конфликтную ситуацию. Суд может обязать родителей разрешить ребенку встречи с родственниками. Однако, самой собой разумеется, что подобные встречи возможны только в том случае, если общение с родственниками не угрожает здоровью ребенка и его душевному спокойствию. Право на общение с родственниками ребенок сохраняет даже в экстремальных ситуациях, таких как арест, лечение и прочие. Что бы ни случилось, до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится 18 лет, он имеет право на беспрепятственное общение со своими законными представителями – чаще всего родителями. Единственное, что может ограничивать подобное общение – это внутренний распорядок того учреждения, в котором на данный момент находится ребенок. |
Право на представительство его интересов | Особенности нашего современного общества таковы, что зачастую для того, чтобы права ребенка не были нарушены, необходимо прибегать к помощи суда. И любой ребенок имеет полное право на законного представителя в суде. Подобным законным представителем может быть один из родителей, либо опекун ребенка. В том же случае, если ребенок находится на попечительстве государства, либо его родители по каким – либо уважительным причинам не могут выступить законными представителями интересов ребенка, он будет предоставлен органами опеки и попечительства. То же самое справедливо и по отношению к другим ситуациям, в которых ребенку необходим законный представитель. Так, например, ни в коем случае недопустимо проводить какие-либо допросы ребенка, либо его опрос в качестве свидетелей без присутствия законного представителя – это напрямую нарушает его права. |
Право на защиту своих интересов | Ребенок имеет полное право на защиту своих интересов и законных прав. На страже интересов ребенка стоят органы опеки и попечительства, прокуратура, суд. Однако новый закон о защите прав детей предоставляет возможность любому ребенку самостоятельно обратиться за помощью в органы опеки и попечительства, а после того, как ему исполнится 14 лет – в суд. |
Право на собственное мнение | Ребенок имеет полное право на выражение своего собственного мнение. Это касается, в том числе, и решения каких-либо семейных вопросов. Разумеется, окончательное слово останется за вами, однако ребенка выслушать все же стоит. И дело тут даже не в правах ребенка – уважая мнение ребенка, вы уважаете его самого. Тот ребенок, который чувствует, что его мнение уважают и с ним считаются, начинает гораздо серьезнее и обдуманнее относиться к своим словам и поступкам. Да и на самооценке ребенка уважение родителей сказывается самым благоприятным образом. Кроме того, мнение ребенка может быть заслушано в ходе административного или судебного разбирательства, разумеется, в присутствии законного представителя. Более того, мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, учитывается в суде. И более того, существует целый ряд решений, которые не принимаются без согласия ребенка. К таким процедурам относятся: изменение имени, фамилии ребенка, восстановление в родительских правах или усыновление, определение места проживания ребенка и прочее. |
Право на получение медицинской помощи | Все дети, рожденные в Российской Федерации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, в рамках обязательного медицинского страхования. Каждый новорожденный ребенок должен получить полис обязательного медицинского страхования. Обратиться в соответствующие органы за его получением должны родители или иной законный представитель ребенка. Однако неотложная медицинская помощь детям оказывается даже в том случае, если они по каким – либо причинам не имеет полиса обязательного медицинского страхования. В том случае, если врач отказывается принимать больного ребенка без медицинского полиса необходимо немедленно обратиться к главному врачу лечебного учреждения. |
Право на получение образования | Любой ребенок в Российской Федерации имеет право на бесплатное образование. Ребенок имеет право на посещение детского дошкольного общеобразовательного учреждения, проще говоря, детского сада, а в последующем и школы. И если посещение детского сада в нашей стране не является обязательным, то получение общего среднего образования строго обязательно для всех детей просто необходимо. |
Право на первоочередное получение всех видов помощи | Дети являются самой уязвимой и незащищенной частью населения. Поэтому при любых нестандартных экстренных ситуациях: при несчастных случаях, при стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях, в тяжелых жизненных ситуациях ребенку помощь оказывается прежде всего, а уж потом всем остальным. |
Право на материальное содержание | Ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии обеспечивать себя сам. Именно поэтому ребенок имеет право на получение материального содержания от своих родителей или опекунов. Размер прожиточного минимума на ребенка в каждом регионе Российской Федерации устанавливается индивидуально. Однако, само собой разумеется, что родители, любящие своего ребенка, вряд ли будут оглядываться на какие-то общепринятые цифры.
Также ребенок имеет право на положенную ему помощь от государства: ежемесячные выплаты детских пособий, единовременные выплаты в момент рождения. Кроме того, любой ребенок, попавший в сложную жизненную ситуацию, имеет полное право на материальную помощь от государства. Для этого его законные представители должны обратиться в местные органы социальной защиты с соответствующим заявлением. Образец заявления и список документов и справок, которые необходимо приложить, можно получить также в органах социальной защиты. |
Право на собственные доходы | В том случае, если ребенок является совладельцем какого – либо бизнеса и предприятия родителей, либо квартиры, сдаваемой внаем, он имеет право на часть получаемого дохода. Разумеется, что распоряжаться этими деньгами до совершеннолетия ребенка будет его законный представитель. |
Право на собственное имущество | Несовершеннолетний ребенок имеет право на все имущество, получаемое им в дар или по наследству, либо же приобретающийся на его деньги. Для того, чтобы распоряжаться этим имуществом: продать или обменять, законные представители ребенка должны получить разрешение от органов опеки и попечительства. Прежде чем принять решение, представитель органов опеки и попечительства должен удостовериться, что интересы ребенка при этом не пострадают никоим образом. |
Как видно из проведенного анализа, личные и имущественные права детей имеют обширную законодательную базу, которая призвана регламентировать почти все аспекты жизни, тем самым защищая ребенка, который не имеет возможности для защиты собственных прав и интересов.
В том же случае, если в силу определенных обстоятельств у родителей и детей, не проживающих вместе, возникают права на совместное имущество, то в вопросах пользования и распоряжения необходимо опираться на гражданское законодательство Российской Федерации. Если же разногласия путем переговоров устранить не получается, необходимо обратиться в суд.
- Обязанности детей по содержанию своих родителей
В ст. 87 СК РФ указано, что совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей. Родители вправе заключить со своими детьми соглашение о порядке и условиях предоставления им содержания. При отсутствии соглашения родители могут взыскать алименты в судебном порядке.
Основанием для возникновения этого алиментного обязательства являются наличие следующих юридических фактов: родственная связь между родителями и детьми; достижение детьми 18-летнего возраста; нетрудоспособность и нуждаемость родителей. В судебном порядке могут взыскиваться алименты только с совершеннолетних детей.
Обязанность по предоставлению содержания нетрудоспособным нуждающимся родителям в судебном порядке возлагается только на совершеннолетних трудоспособных детей. Дети могут приобрести полную гражданскую дееспособность до достижения совершеннолетия в результате вступления в брак или эмансипации, и не обязаны уплачивать алименты своим родителям.
Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях не может быть принудительно исполнена, однако личный уход одного или нескольких детей за родителями подлежат учету при определении размера алиментов, подлежащих взысканию с каждого из детей[24.c.192]
Взрослые дети вправе заключить соглашение о предоставлении содержания своим родителям. Соглашение об уплате алиментов заключается каждым из совершеннолетних детей с каждым из родителей, а в случае недееспособности одной из сторон — ее опекуном.
Необходим учет при определении размера алиментов всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлен ли иск о взыскании алиментов ко всем из них или нет. Это является правом, а не обязанностью суда. Как правило, такой учет производится по инициативе ответчика. Суд может по собственной инициативе учесть детей, к которым иск не был предъявлен, лишь при наличии исключительных обстоятельств (например, при недееспособности ответчика), поскольку это противоречит принципу диспозитивности, действующему в гражданском процессе.
С эмансипированными детьми дело обстоит сложнее. Основанием для эмансипации является то, что несовершеннолетний работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
Следовательно, он обладает определенным доходом и нет оснований освобождать его от обязанности по содержанию родителей. Совершеннолетние дети обязаны содержать родителей независимо от того, являются они сами трудоспособными и дееспособными или нет. Если они нетрудоспособны, алименты взыскиваются из их пенсии или иного дохода, а если они недееспособны, их интересы в процессе защищаются опекуном. Нетрудоспособность и нуждаемость родителей определяется так же, как и в отношении совершеннолетних детей.
Родители могут также обратиться за алиментами к своим супругам и бывшим супругам или к своим родителям, которые также являются по отношению к ним алиментнообязанными лицами первой очереди.
Наличие указанных лиц характеризует семейное положение родителей и может повлиять на размер присужденных алиментов.
Если судом будет установлено, что родители, требующие от детей алименты, в прошлом уклонялись от их содержания, дети освобождаются от обязанности по содержанию родителей. При этом родители не обязательно должны быть осуждены за злостную неуплату алиментов. Достаточно доказать, что они без уважительных причин не предоставляли детям содержание в прошлом.
Данная норма является санкцией, применяемой к родителям за невыполнение ими родительских обязанностей. По своей правовой природе она представляет собой меру ответственности и может применяться, только если родители действовали виновно. Сам термин «уклонение» всегда предполагает умышленную форму вины.
Дети также освобождаются от обязанностей по содержанию своих родителей, если последние были лишены родительских прав и их права не были восстановлены.
2.3 Проблема реализации норм семейного законодательства на примере Республики Тыва
По уровню жизни Республика Тыва находится на 85 месте, набрав в общей сумме 17,5 баллов из возможных 100. Данный фактор демонстрирует экономическую и социальную отсталость субъекта РФ от остальных регионов России.
Экономическое развитие региона напрямую влияет на права несовершеннолетних граждан в области имущественных прав. Статьей 56 Семейного кодекса РФ предусмотрено право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей; обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Тем не менее, как часто показывает практика, в семье между интересами родителей и детей часто происходят столкновения, что наиболее характерно для менее развитых экономических регионов РФ. В законодательстве также существуют пробелы, которые влияют на уровень защиты прав ребенка. Так, закон не содержит информации, как происходит урегулирование в случае, если один из родителей, который действует якобы в интересах ребенка, подает иск, касаемо жилья. Ребенок не может защитить свои права в случае, если иск родителя де-факто противоречит его настоящим интересам.
Так же существует вопрос о том, где будет жить ребенок, в случае, если несовершеннолетний после бракоразводного процесса остается жить с одним из родителей, которые не имеет права собственности в котором они ранее проживали. Действующий с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации содержит норму – часть 4 статьи 31, предусматривающую прекращение права пользования жилым помещением бывшими членами семьи собственника этого жилья.
Возникла ситуация, когда на практике суды признавали детей бывшими членами семьи и, соответственно, выселяли их из жилых помещений, где один из родителей является собственником.
В научной литературе предлагалось решить проблему обеспечения ребенка жильем путем законодательного закрепления обязанности родителя-несобственника, с которым остался проживать ребенок, обеспечить ребенка жильем, а родителя-собственника, с которым не проживает ребенок, привлечь к несению дополнительных расходов.
Экономическое развитие региона влияет на уровень безработицы в субъекте. В свою очередь, при высоком уровне безработицы, имеются такие негативные социально-экономические последствия, как:
— Рост криминогенной обстановки среди населения, что в свою очередь создает угрозу для несовершеннолетних граждан
— Возрастание уровня маргиналов среди населения, что влияет на уровень безопасности
— Снижение доходов населения, что оказывает влияние на уровень жизни детей, затрагивая такие права, как право на жилище, образование и т.д.
Рис. 3.5 Уровень безработицы в России
Экономическое развитие региона напрямую влияет на права несовершеннолетних граждан, в области имущественных прав. Статьей 56 Семейного кодекса РФ предусмотрено право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшее значение при рассмотрении реализации законодательных норм семейного права, конкретно для субъекта РФ Республики Тыва, имеет соблюдение и защита прав детей.
Необходимость защиты прав детей основана на том факторе, что дети являются одним из наиболее незащищенных слоев населения. Впоследствии, право родителей на обеспечение детьми также основано на том факторе, что старшее поколение также выступает как один из незащищенных слоев населения.
Для реализации принципа взаимности, то есть забота и воспитание родителями детей, также ответная забота детей о престарелых родителях, которые происходит в благополучных семьях без влияния и контроля законодательства, необходимо рассмотреть проблемы реализации норм семейного кодека РФ.
Право несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав ребенка, поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития.
Данная проблема на территории Республики Тыва решается частично с помощью помещения детей в приемные семьи, где дети могут получить должное воспитание и развитие. Помимо прочего, органы опеки и попечительства на постоянной основе производят мониторинг неблагополучных семей.
Диаграмма 2.1 Лидирующие кожууны по количеству приемных детей в семьях в Республике Тыва
Приоритетными направлением в области семейного законодательства РФ является реализация моральных принципов в процессе воспитания и развития детей. Для реализации подобных задач, законодательство должно обеспечить не только комфортные условия жизни для несовершеннолетних граждан, но и обязать лиц, которые занимаются воспитанием и опекой ребенка на должном уровне.
Диаграмма 2.2 Количество опекунских семей на примере г. Кызыл, Кызыльского кожууна, Тере-Хольского кожууна, Дзун-Хемчикского кожууна
В целях защиты прав и интересов детей, а также возврата детей в семьи, Уполномоченным направлены письма Председателям Администраций муниципальных образований о принятии мер и незамедлительной организации системной работы по выводу детей в семьи, с подключением всех социальных служб по работе с законными представителями, по вине которых дети помещены в социальные учреждения и приемные семьи[20].
Уполномоченным также в адрес Прокурора Республики Тыва направлено письмо об организации прокурорами в муниципальных образованиях законности пребывания несовершеннолетних в Центрах и предъявить требования администрациям и Центрам о проведении целенаправленной работы по возврату детей в семьи[16].
Стоит отметить, что при рассмотрении причинно-следственной связи, источником большинства проблем в социальном институте семьи является чрезмерное употребление алкоголя родителями несовершеннолетних детей. Негативные последствия от распития спиртных напитков, которые представляют собой опасность психологическую, так и физическую для несовершеннолетнего, наиболее часто становятся основанием для изъятия ребенка из семьи.
В докладе общества «Трезвая Россия», который был проведен еще в 2020 году отмечено, что «под основным ударом алкоголя находится трудоспособное население страны, а это 89,6 млн человек или 61% от всего населения». Более 76 млн граждан трудоспособного возраста (85% трудоспособного населения) потребляют алкогольную продукцию», — указывается в докладе с пометкой, что при этом 70% смертей граждан в трудоспособном возрасте прямо или косвенно связано со злоупотреблением алкоголем[26].
Государственной программы Республики Тыва «Государственная антиалкогольная и антинаркотическая программа Республики Тыва на 2021 — 2025 годы» утвержденной Постановлением Правительства РТ от 25 ноября 2020 года № 580, которая является регламентирующим документом в области профилактики алкоголизма в стране, имеет следующую стратегию по уменьшению уровня алкоголизма на территории Республики Тыва:
- проведение «уроков мужества» в образовательных организациях, с целью минимизировать влияние примера, которое подает старшее населения Республики, распивая спиртные напитки в общественных местах и на виду детей
- проведение научно-популярных лекций в организациях и учреждениях о проблемах и мерах борьбы с алкоголизмом ежемесячно до 5 числа месяца за отчетным 2021 — 2025 гг. Проведение подобного рода профилактики, имеет психологическое влияние на взрослого человека, заставляя задуматься о вреде и негативных последствиях чрезмерного употребления алкоголя
- проведение курсов по пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкоголизма в школах для родителей «Заботливый родитель», «Школа счастливой семьи». Стоит учитывать тот фактор, что наибольший процент родителей, которые попали под внимание и проверку органов опеки, в первую очередь получают предупреждение или ограничение в правах. То есть лишение родительских прав как таковое, происходит через значительный период времени и после судебного решения. При случае успешного внедрения подобной системы для профилактики населения, которое имеют категорию родителей несовершеннолетних лиц, то возможно вырастет шанс на перевоспитание родителей, что в свою очередь увеличит шанс возврата ребенка в родную семью, атмосфера которой более не будет представлять опасности для психологического и физического здоровья ребенка
- предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих алкогольными расстройствами. Учитывая, что алкоголизмом в основном страдает экономически не обеспеченное и малоимущее население страны, то подобная программа, способствует получению специализированной помощи подобного рода людям[15].
Реализация программы борьбы с алкоголизмом в Республике играет огромную роль для института семьи. Благоприятная среда для воспитания детей, в первую очередь зависит от родителей и их психологического, физического здоровья.
Еще одной проблемой, которая, влияет на современное состояние института семьи, является отсутствие жилищных возможностей. Проблема низко развитого жилищного фонда, в частности сказывается на возможности получения жилья для малоимущих семей и детей-сирот, которые являются наиболее незащищённым слоем населения.
Отсутствие собственного жилья, является основной причиной бытовых конфликтов внутри семьи, так как ограниченные возможности квадратуры, влияют негативно на право ребенка, на личное пространство, также обостряя социальную атмосферу внутри семьи. Основной причиной отсутствия жилья, также, как и возможности заработать на собственную недвижимость является нехватка рабочих мест на территории Республики Тыва.
На сегодня, государственная политика Республики Тыва, направленная на улучшение социально-жилищных возможностей малоимущих семей, большинство которых являются многодетными, имеет положительные и продуктивные прогнозы. Для получения жилья, малоимущая семья должна состоять на учете, также в очереди на получение.
Обязательным условием для постановки в очередь на муниципальное жилье является подтверждение статуса малоимущей семьи, который присваивается органом местной власти с учетом уровня среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителей. В имущество, которое учитывается в уровне обеспеченности семьи, включаются только недвижимость и автотранспорт.
Если у заявителей уже есть в собственности или найме другое жилье, они могут встать в очередь при несоответствии занимаемой площади учетной норме. Это показатель утверждается органами местной власти и действует только на территории конкретного муниципального образования. Как правило, учетная норма составляет от 10 до 15 кв. м на 1 члена семьи.
На основании данного анализа, можно сделать вывод, что наибольшая проблема реализации норм семейного законодательства состоит в том, что весьма проблематично повлиять на поведение родителей, которые сами по себе являют социально-опасное поведение, имеют антиморальные склонности и угрозу введения маргинального образа жизни. Для решения данных проблем, необходимо не только модернизировать систему семейного права, в частности рассмотреть вопрос жилищного и имущественного права ребенка, но также применить комплекс мер, которые повлияют на уровень экономического развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что семейное право, которое призвано регулировать правовые аспекты защиты прав и обязательств детей и родителей, имеет в себе компоненты, которые в первую очередь связаны с реализацией экономической и социальной политики. Основным органов регулирования прав и обязанностей детей как на территории РФ, так и в субъектах РФ, выступают государственные органы власти.
В ходе исследовательской работы было выявлено, что основными причинами, которые оказывают негативное влияние на ситуацию внутри семей на территории Республики Тыва, является, во-первых, высокий уровень безработицы, во-вторых, низкий уровень экономического развития данного региона, в-третьих, повышенный уровень употребления алкоголя, который в свою очередь влечет ухудшение криминогенной ситуации на территории субъекта. Для реализации прав и обязанностей детей, так и родителей, требуется реализация комплекса мер, направленные в первую очередь для улучшения экономической ситуации внутри региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплекс прав родителей подразумевает под собой совокупность прав, которые неразрывно связаны с реализацией родительских обязанностей. То есть, при реализации прав, родители тем самым приводят в исполнение свои родительские обязанности.
Согласно ст. 61 СК РФ, у родителей имеются равные права и равные обязанности по отношению к своим детям. Согласно законодательству, родители имеют преимущественное право перед иными лицами на воспитание собственных детей. Права и обязанности, которыми наделены родители, возможно классифицировать: имущественного характера, то есть обязанности и права по материальному содержанию детей, неимущественного характера, такие как права на воспитание, образование детей, на защиту прав, интересов детей, защиту родительских прав, право родителей давать ребенку имя, фамилию, отчество, право менять фамилию и имя ребенка до достижения им четырнадцати лет и т. п.
Основополагающим принципом при осуществлении родительских прав признается их осуществление в соответствии с интересами ребенка. Интересы детей – вот основной критерий при определении правомерности родительского поведения. Законом устанавливаются пределы осуществления прав родителями.
Нарушение законных интересов детей либо создание реалистичной угрозы их нарушения, служит основанием применения по отношению к родителям предусмотренных законодательством мер ответственности. Вопросы осуществления родительских прав родители должны решать исходя из интересов детей и с учетом мнения последних. При разногласиях в вопросах воспитания они вправе за их разрешением обратиться в органы опеки и попечительства либо в суд.
Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенные в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). При этом родительское правоотношение возникает между ребенком и каждым из родителей. Родители, как участники родительского правоотношения, наделены правами и обязанностями. Несовершеннолетних детей, как уже было отмечено, закон наделяет только правами, их обязанности законом не предусмотрены. Большинство прав ребенка соотносится с обязанностями родителей.
Родительские права и обязанности имеют определенные особенности, которые обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ), при этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом; родительские права и обязанности ограничены во времени, они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Поскольку с момента приобретения дееспособности в полном объеме гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
При осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего.
Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ. Особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка. Правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- «Конвенция о правах ребенка»(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993
- Декларация прав ребенка. Принята 20 ноября 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс». 76
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 03.07.2016)// «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223- ФЗ(ред. от 30.12.2015)// «Российская газета», N 17, 27.01.1996.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 05.12.2016)// «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016)»Об образовании в Российской Федерации»// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ(ред. от 28.11.2015)»Об опеке и попечительстве»// Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ.
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ(ред. от 03.07.2016)»Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// «Российская газета», N 121, 30.06.1999.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ(ред. от 28.11.2015)»Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// «Российская газета», N 147, 05.08.1998.
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»// «Парламентская газета», N 31-32, 07.05.2008
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2014, N 22, ст. 2887 77
- Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432(ред. от 10.02.2014)»О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»// «Российская газета», N 94, 27.05.2009.
- Постановление Правительства Республики Тыва от 25 ноября 2020 г. N 580 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Государственная антиалкогольная и антинаркотическая программа Республики Тыва на 2021 — 2025 годы» (с изменениями и дополнениями) // Гарант URL: https://base.garant.ru/74949208/#block_1000 (дата обращения: 03.10.2023).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р) // СЗ РФ. 2015. N 23. Ст. 3357.
- Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва и о соблюдении прав и законных интересов детей в 2022 году // Прокуратура Республики Тыва URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_17/activity/protecting_children/news (дата обращения: 10.05.2023).
- «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве»// «СУ РСФСР», 1918, N 76 — 77, ст. 818.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия — звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»//http://docs.cntd.ru/document/9033536
- Закон СССР от 27.06.1968 N 2834-VII»Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье»// «Ведомости ВС СССР», 1968, N 27, ст. 241.
- Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка за 2022 год // deti.gov.ru URL: https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/245 (дата обращения: 03.10.2023).
- Беспалов Ю. Ф. Семейные отношения и семейные споры в практике судов РФ. Научно-практическое пособие. — М.: Проспект, 2020. 224 с.
- Булаевский Б. А. , Елисеева А. А. Семейное право. Фонды оценочных средств. Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект, 2019. 136 с.
- Все о семейном праве. Сборник нормативных правовых и судебных актов. — М.: Проспект, 2017. 448 с.
- Более 85% трудоспособных россиян пьют алкоголь // Газета Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/4615210 (дата обращения: 03.10.2023).
- Гришаев С.П. Семейное право. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 272 с.
- Карибян С.О. Семейно-правовая ответственность: сущность и правоприменение: монография. М.: Юстицинформ, 2018. 192 с.
- Конобеевская И.М. Семейное право. Уч.пос. — М.: Проспект, 2020. 160 с.
- Краснова Т. В., Кучинская Л. А. Семейное право. Практикум. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2017. 328 с.
- Летова Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: монография. М.: Проспект, 2018. 144 с.
- Левченко Е.В. Становление принципов семейного права в контексте истории и теории Российского государства: системно-функциональный аспект // История государства и права. 2014. N 21. С. 32 — 36.
- Лозовская С. О. Семейное право. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2019. 352 с.
- О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Минская конвенция. — М.: Проспект, 2019. 40 с.
- Объекты гражданских и семейных прав по законодательству Российской Федерации. Монография / отв. ред. Беспалов Ю.Ф. -М.: Проспект, 2019. 448 с.
- Правовое регулирование трансграничных брачно-семейных отношений в России. Сборник научных трудов / Отв.ред. О.Е. Савенко , Г.Ю. Федосеева. — М.: Проспект, 2018. 128 с.
- Савельев Д.Б. Сборник задач по семейному праву. — М.: Проспект, 2020. 80 с.
- Семейное право России. Практикум. / под ред. Вавилин Е. В., Чаусская О. А.а — М.: Статут, 2020. 84 с.
- Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 318 с.
- Тарасова А.Е. Международно-правовые аспекты семейного права и защиты прав детей. — М.: Инфра-М, 2018. 378 с.
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Высшая Школа экономики URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/ulonakaz1845 (дата обращения: 04.05.2023).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф