Страницы: 1 2
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на медицинскую помощь является одним из основных прав человека, которое необходимо для реализации других прав. Государство должно обеспечивать надлежащую правовую регуляцию и защиту этого права, так как здоровье граждан является важной составляющей национальной безопасности страны.
Согласно праву на медицинскую помощь, каждый гражданин имеет право на полный объем медицинского обслуживания за бесплатно, а также возможность использовать платные медицинские услуги и другие услуги, предоставляемые по договору добровольного медицинского страхования. Это означает, что право на медицинскую помощь дает возможность использования двух различных правовых механизмов — бесплатно и за оплату, имеющих некоторые отличия между собой.
Так, получение бесплатной медицинской помощи, возможно не любым лицом, законодатель предусматривает, что медицинская помощь на бесплатной основе может быть оказана только тем гражданам, которые являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования. Подтверждающим документом такого страхования выступает полис, который гражданин должен предъявлять при любом обращении в лечебное и медицинское учреждение.
Кроме того, отличительной чертой является использование различных источников финансирования. Если при бесплатной медицинской помощи финансирование осуществляется за счет средств из федерального и регионального бюджетов, то при платной медицинской помощи бюджетные средства не предоставляются, и медицинские организации занимаются коммерческой деятельностью. Если гражданин решает приобрести медицинские услуги на платной основе, то он должен оплатить их согласно установленным расценкам.
Кроме того, отличие состоит также и в том, что именно бесплатная медицинская помощь гарантируется государством. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой гражданам, определяется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на краткосрочный период государством утверждаются количественные и качественные нормативы предоставления медицинской помощи.
Непосредственно порядок оказания медицинской помощи зависит от ее вида. То есть, законодатель предусматривает, что медицинская помощь оказывается гражданам в нескольких формах и в зависимости от требуемой формы и будут предъявляться определенные требования. Итак, к числу видов медицинской помощи относятся:
1. Первичная медико-санитарная помощь (ст. 33 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). При ее оказании используется территориально-участковый принцип, под которым подразумевается следующее: ведомственная медицинскому учреждению территория подразделяется на отдельные участки в зависимости от различных критериев: место жительства граждан, их место учебы или работы и уже в зависимости от того, на каком участке находится гражданин и осуществляется оказание помощи [36].
Здесь следует отметить, что гражданину предоставлено право выбрать, какое именно медицинское учреждение будет оказывать ему при необходимости медицинскую помощь. Для этих целей в желаемом учреждении здравоохранения гражданин пишет соответствующее заявление о том, чтобы его прикрепили именно к этому учреждению. Законодатель ограничил данное право до 1 раза в год. Однако если лицо меняет место жительства или пребывания, то данное ограничение действовать не должно, поскольку медицинская помощь реализуется по принципу доступности. Данный вид помощи может оказываться как амбулаторно, так и в условиях дневного стационара.
2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь (ст. 34 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). В данном случае имеется в виду такой вид помощи, при котором применяются различные сложные технологии и специальные методы. Порядок оказания данного вида помощи предполагает, что гражданин обращается в медицинское учреждение, где ему устанавливают диагноз на основании анамнеза и при условии, что он нуждается в таких различных методиках, они оказываются ему в условиях стационара лечебного учреждения. Стационар при этом может быть как дневным, так и круглосуточным. Предоставляется данный вид помощи на бесплатной основе, а в случае применения каких-либо методик на то берется согласие пациента;
3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь (ст. 35 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Данный вид помощи может оказываться гражданам как амбулаторно, так и стационарно или за пределами медицинской организации. Для предоставления данного вида помощи гражданин, при возникновении у него острых болей или плохого самочувствия может или осуществить звонок для вызова бригады скорой помощи, либо самостоятельно обратиться в медицинское учреждение, где скорая помощь ему уже будет оказана. Любой из данных способов является правомерным;
4. Паллиативная медицинская помощь (ст. 36 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан до момента их смерти [25]. Оказание паллиативной помощи возможно исключительно при наличии направления. Если же речь идет о ребенке, нуждающемся в данном виде помощи, то о возможности ее применения решение принимается врачебной комиссией, где ребенок наблюдается.
Пациент, обратившийся за оказанием медицинской помощи, имеет право на: профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию, получение консультаций, облегчение боли и так далее. Что касается условий, в которых происходит оказание данного вида помощи, то это могут быть как амбулаторные условия, так и путем помещения гражданина в стационарные условия. Оказание паллиативной помощи в стационаре производится в тех случаях, когда пациент не может обойтись без постороннего ухода и помощи [35].
Максимальные временные сроки для оказания медицинской помощи устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом различных форм ее предоставления. Если речь идет о неотложной помощи, ее оказание должно осуществляться в течение двух часов с момента обращения гражданина. Временные рамки для плановой помощи зависят от конкретного способа ее получения [36].
Для получения медицинской помощи граждане могут воспользоваться следующими способами: обратиться лично, через законного представителя, через почту, электронную почту или МФЦ. В 2009 году был создан «Госуслуги» – единый портал Российской Федерации, который предоставляет гражданам всю необходимую информацию о медицинской помощи в одном месте. На портале можно подать заявку на получение помощи, узнать сроки оказания услуги и необходимые документы для ее получения [28].
Таким образом, как мы видим, каждый вид медицинской помощи оказывается на собственных условиях. Следует также отметить, что порядок оказания каждого из рассмотренных видов медицинской помощи регламентируется специальным нормативно-правовым актом, в которых подробным образом расписаны все условия оказания медицинской помощи.
Возможность получения качественной медицинской помощи и защиты здоровья можно реализовать и через выполнение процедуры диспансеризации и медицинских осмотров, в соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Она включает комплексное исследование для оценки текущего состояния здоровья и выявления хронических, неинфекционных заболеваний на ранних стадиях. С 2013 года диспансеризация была включена в единую систему ОМС, что позволяет своевременно выявлять различные заболевания, некоторые из которых могут проходить без симптомов. Особенно эффективна эта процедура в процессе выявления онкологических заболеваний.
Тем не менее, право на охрану здоровья и медицинскую помощь является важным и неотъемлемым правом каждого человека, которое должно гарантироваться государством. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь требует системного подхода и усилий всех участников здравоохранения для обеспечения доступности, качества и безопасности медицинских услуг.
Охрана здоровья включает в себя большой объем смысловой нагрузки и в первую очередь это создание благоприятных условий для пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи, стабильно функционирующая система профилактических мер, а также информирование населения. Только информированный пациент способен в полной мере иметь представление о правах, способах их реализации и при необходимости защиты нарушенного права.
Человек как бы это не звучало, является носителем здоровья. Поэтому отсутствие необходимой, достоверной информации о медицинских организациях, врачах, их уровне образования, квалификации, стаже работы и т. д. является весомой проблемой при реализации права на качественную медицинскую помощь для застрахованных лиц в системе ОМС России. Назрела вполне реальная необходимость в серьезном переосмыслении и поиске новых организационно-правовых путей.
По данным Счетной палаты РФ, анализ состояния системы здравоохранения определил, что реформа системы здравоохранения показала свою низкую эффективность, все проведенные оптимизации и реорганизации, призванные повысить уровень оплаты труда врачей привели не только к увеличению нагрузки на специалистов, что существенно затрудняет реализацию прав застрахованных на выбор врача, но и в целом привело к сокращению количества больниц и численности работников. Так же произошел рост внутрибольничной летальности больных.
В итоге все привело к снижению доступности медицинских услуг, особенно в сельских регионах, произошло сокращение количества фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), жителям села за медицинской помощью приходится ехать в город или районные центры. По сравнению с данными за 2013 год произошел рост количества оказанных платных услуг медицинскими организациями на 24,2% Коллегия Счетной палаты выявила бессистемное установление размера оплаты стоимости лечения. Во многих регионах вообще отсутствуют перечни льготных лекарств, которые должны продаваться населению со скидкой. Выявлено, что в ряде других регионов не проводятся профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни. Также вскрылось занижение нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат в утвержденных программах ОМС, что в итоге привело к дефициту средств в системе здравоохранения.
Все вышеизложенные нарушения происходят по причине отсутствия утвержденных стандартов медицинской помощи, отсутствия их стоимости и на этом фоне отсутствие внятных программ оказания доступной для населения бесплатной медицинской помощи. И если на фоне общего снижения уровня доступности медицинской помощи для населения растет количество платных медицинских услуг, говорит все это о том, что застрахованные лица, получив полис ОМС, по-прежнему не информированы об услугах, оказываемых бесплатно по полису ОМС. Данная проблема признана председателем ФФ ОМС Н.Н. Стадченко, который констатировал факт малой информированности застрахованных, о том, на что именно они имеют право, как должна защищать их интересы страховая компания.
Плачевной реальностью, с которой сталкиваются застрахованные в сфере ОМС при реализации права на получение бесплатной и качественной медицинской помощи, это проблема соотношения понятий «бесплатно» и «качественно». Стереотип бесплатно, значит не всегда качественно у российских граждан закреплен на уровне менталитета. И как следствие неправомерное взимание платы медицинской организацией за медицинские услуги, которые входят БП ОМС и должны предоставляться бесплатно по полису ОМС. Но на деле довольно часто оказав медицинскую услугу организация подает счет на оплату в страховую компанию, параллельно склоняя пациента под разными предлогами к получению этой же услуги на платной основе.
В конечном итоге это приводит к двойной оплате за одну и ту же медицинскую услугу, что только лишний раз является подтверждением не информированности населения в области страхования и оказания услуг, а также указывает на проблему недофинансирования системы здравоохранения. Следствиями дефицита финансирования здравоохранения являются проблемы, которые проявляются в том, что конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи фактически носят декларативный характер, так как являются следствием несбалансированности государственных обязательств и непосредственно финансовых возможностей по их реализации. Это в свою очередь провоцирует рост уровня теневой оплаты медицинских услуг для населения.
Качество оказываемых населению медицинских услуг зависит от нескольких факторов, среди которых можно выделить несколько существенных: это и нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень оплаты труда, крайняя степень изношенности медицинского оборудования, отсутствие стимулов у медицинских работников. Поэтому посещая наши медицинские организации люди, чувствуют свою незащищенность, и страдают от различных сборов и непрофессионального отношения. К тому же проведенная традиционная «прямая линия» с президентом Владимиром Путиным 7 июня 2018 года, по обращениям населения показала существование проблем в здравоохранении, трудности с лекарственным обеспечением инвалидов лекарственными препаратами входящих в список жизненно необходимых, люди обеспокоены ростом платной медицины.
Можно заметить, что основные интересы застрахованного лица хоть и поставлены во главу угла системы, но не являются тем центром, вокруг которого должны строиться отношения других участников.
По статистике СМО г. Омска, можно сделать вывод, что с начала 2019 г. примерно 30% обращений, застрахованных это жалобы на медицинские учреждения, из них около 40% жалоб на неоказание, несвоевременное или некачественное оказание медицинской помощи, около 25% составляют жалобы на взимание денег за услуги, которые должны по полису ОМС предоставляться бесплатно, остальные содержат жалобы на грубое обращение медицинского персонала. Большинство проблем, возникающих у застрахованных в системе ОМС граждан при реализации прав на бесплатную и качественную медицинскую помощь, возникает в СМО которые оформили им полис ОМС.
Основной задачей для СМО является прибыль, при подушевом финансировании, главной ставится цель больше застраховать, а интересы застрахованных порой отходят на второй план и вся деятельность так называемого страховщика, по сути сводится лишь к выдаче полисов ОМС. В системе медицинского обслуживания место, роль и функции системы ОМС для населения остаются непонятными.
Таким образом, получается, что на сегодняшний день существует большое множество проблем, которые не позволяют гражданам, застрахованным в системе ОМС России в полной мере пользоваться всеми предписанными Законом об ОМС правами и реализовывать их при получении медицинской помощи. Эффективная реализация права на медицинскую помощь и охрану здоровья является неотъемлемой составной частью социальных обязательств государства. Успешное функционирование этого механизма приводит к повышению продолжительности жизни, сокращению медицинских ошибок и улучшению общего качества медицинского обслуживания. Важным приоритетом правительства должно стать улучшение доступности и качества медицинской помощи, особенно в удаленных регионах страны.
2.2 Современные гарантии обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь
В настоящее время все больше внимания уделяется защите здоровья населения во всем мире. Здоровье приобретает ключевое значение в обеспечении безопасности людей, соответственно, активно разрабатываются стратегии развития системы защиты здоровья. Законодательно установлены гарантии, призванные обеспечить право на медицинскую помощь и охрану здоровья.
В современных условиях юридические гарантии играют особую роль в обеспечении прав и свобод человека. Они оказывают непосредственное влияние на процесс реализации индивидуального статуса и имеют прямую связь с деятельностью государственных органов власти в сфере правоприменения.
Закон утвердил право пациента на выбор страховой медицинской организации, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь и врача в целях гарантирования конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Начиная с мая 2011 года на всей территории Российской Федерации выдаются единообразные полисы обязательного медицинского страхования.
Для эффективной работы государственной системы здравоохранения и обеспечения каждого человека конституционным правом на медицинскую помощь очень важен механизм обязательного медицинского страхования. По средствам этой системы предоставляются гарантии бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам при наступлении страхового случая, причем в рамках территориальной и базовой программ обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленный на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, регулирует правоотношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования. Закон устанавливает механизмы реализации и гарантии прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи, а также закрепляет принципы осуществления обязательного медицинского страхования: всеобщий характер и автономность финансовой системы, государственные гарантии защиты застрахованных лиц от социальных рисков.
В целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закон закрепил за пациентом право выбора страховой медицинской организации, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь и право на выбор врача. В соответствии с законом, с мая 2011 года на территории Российской Федерации начали выдаваться полисы обязательного медицинского страхования единого образца, действующие на всей территории России.
В целях повышения информированности граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи в законе предусмотрено право застрахованного лица на получение достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования.
Определены отдельные государственные гарантии реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь путем закрепления в законе права застрахованного лица на возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» призван обеспечивать усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание бесплатной медицинской помощи. Разработанный законопроект направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.
Основной правотворческой целью данного законопроекта как базового нормативно-правового акта, систематизирующего законодательство в сфере охраны здоровья, является упорядочение действующего правового массива и закрепление принципиально новых правовых положений, повышающих правовое качество юридического регулирования данной сферы.
Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод, и обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, на первое место среди принципов охраны здоровья граждан, перечисленных в законопроекте, поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, в развитие которого сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан.
Проект федерального закона закрепляет права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья в одной главе, и в отличие от действующего законодательства, не только декларирует данные права, но и раскрывает механизм их реализации в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи.
В целях усиления ответственности органов государственной власти в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с проектом федерального закона наделены исключительными полномочиями по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи установленным стандартам, а ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи гражданам проектом федерального закона закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Современные гарантии обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь являются утвержденными законами и правилами, направленными на защиту прав пациентов и обеспечение высокого качества медицинской помощи.
Один из основных законов, обеспечивающих право на охрану здоровья и медицинскую помощь — это Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот закон определяет права и свободы людей в области здравоохранения, а также устанавливает гарантии на качество медицинских услуг и доступность медицинской помощи.
Другой важный закон — это Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», который определяет порядок финансирования медицинских услуг и формирования медицинской помощи. Он обеспечивает гарантии на получение качественной медицинской помощи бесплатно или с минимальной платой.
Кроме того, для улучшения качества медицинской помощи и защиты прав пациентов функционируют медицинские организации высшего уровня — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Роспотребнадзор. Эти организации осуществляют контроль над предоставлением медицинских услуг, а также стандартизацию и сертификацию медицинских изделий и лекарственных препаратов.
Также пациенты имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих международным стандартам качества и безопасности. Эти стандарты определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации и являются обязательными для всех медицинских учреждений.
Современные гарантии обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь также включают в себя право на получение информации о состоянии своего здоровья и лечении, а также право на конфиденциальность медицинских данных.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» определяет систему мониторинга качества и безопасности медицинской помощи, включающую государственный, ведомственный и внутренний контроль. Государственный контроль проводится компетентными органами в рамках лицензионного контроля, а также фондами и страховыми медицинскими организациями на основе законодательства обязательного медицинского страхования.
Стоит подчеркнуть, что законодатель стремится обеспечить максимальное число гарантий для реализации гражданами права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом данные гарантии затрагивают множество различных сфер, среди которых стоит выделить, к примеру, Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» [10], в соответствии с которым не допускается распространения в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений.
В то же время в системе гарантий оказания медицинской помощи можно указать и на наличие определенных проблем, которые были выявлены в период объявленной пандемии коронавирусной инфекции.
При этом подчеркнем, что в России имеется недостаток ресурсов для обеспечения высококачественной медицинской помощи, что приводит к ограниченным возможностям получения прав на медицинскую помощь для населения. Отсутствие достаточного количества медицинских специалистов и низкий уровень их квалификации, отсутствие установленных стандартов и процедур для оказания медицинских услуг в условиях дефицита ресурсов, являются факторами, влияющими на дефицит качественной медицинской помощи. Кроме того, предоставление плановой медицинской помощи ограничено 38.
В начале пандемии, когда люди были обязаны находиться на карантине, ожидание результатов медицинских анализов занимало недели. Часто результаты оказывались отрицательными или спорными, продлевая карантин. Однако, Конституционный Суд РФ в постановлении № 49-П16 от 25 декабря 2020 года затронул конституционность общего подхода к введенным ограничениям. В постановлении было отмечено, что ограничения были необходимы для оперативного реагирования на чрезвычайные обстоятельства и были в целом законны и обоснованы[18].
Из сказанного можно заключить, что в процессе борьбы с пандемией COVID-19 в России было ограничено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Чтобы обеспечить этому конституционному праву более качественную защиту в будущем, необходимы следующие меры: расширить информационную прозрачность угроз здравоохранению в СМИ и увеличить финансирование сферы здравоохранения.
Кроме того, требуется исключить платные медицинские услуги в государственных больницах, отнести право на охрану здоровья и медицинскую помощь к факторам национальной безопасности, провести ревизию реализованных мер борьбы с COVID-19, уточнить методические и нормативные документы и искать новые подходы к обеспечению этого права. Также, граждане, получающие социальную помощь, должны иметь возможность получать лекарства, не входящие в стандарт медицинской помощи, при наличии медицинских показаний по решению врачей [27].
Анализ материалов судебных дел позволил вывить несколько проблем, которые имеют место быть при оказании лекарственной помощи. Так, в первую очередь следует указать, что довольно распространены случаи, при которых требуемое гражданину лекарственное средство отсутствует в аптеке, предоставляющей их бесплатно. При таком раскладе граждане либо должны ждать поступления лекарственного средства в течение 10 рабочих дней, что грозит неблагоприятными последствиями для их здоровья, поскольку некоторые препараты и вовсе нельзя прерывать при их применении. Либо же гражданин приобретает лекарственные препараты за свой счет и это ответственно отражается на его материальном положении. В судебной практике, конечно, имеют место быть случаи, когда гражданин, приобретя лекарственный препарат за свой счет, впоследствии взыскал его стоимость путем обращения в суд. Но судебную защиту следует рассматривать как крайнюю меру. Кроме того, обращаясь в суд человек, также тратит свое время, волнуется, что тоже может негативно отразится на его здоровье, особенно учитывая тот факт, что у него имеется заболевание.
Изложенное позволяет говорить о том, что действующее законодательство нуждается в совершенствовании и внесении в него изменений, которые бы урегулировали данный проблемный вопрос.
Таким образом, в настоящее время, для обеспечения гарантий правовой защиты здоровья граждан, в сфере здравоохранения проводится работа по улучшению законодательства. Следует отметить, что данная работа направлена на закрепление правовых механизмов и методов, которые помогают усилить положительные факторы, способствующие воплощению конституционных прав граждан на медицинскую помощь и охрану здоровья в современных условиях.
2.3 Современные механизмы защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь
На настоящий момент возможны случаи, когда право на охрану здоровья и медицинскую помощь нарушается. В связи с этим законодатель предусмотрел определенные механизмы, которыми может воспользоваться гражданин для защиты своих прав.
В Конституции Российской Федерации указаны принципы, которые гарантируют государственную защиту и самозащиту прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы соответствуют высшей ценности прав и свобод и принципу их непосредственного действия. Важно отметить, что любые способы самозащиты прав и свобод могут быть использованы, если они не запрещены законом.
К видам досудебных способов восстановления нарушенных конституционных прав граждан в сфере здравоохранения, в частности касаемо права на охрану здоровья и медицинскую помощь, относятся (рисунок 3) [23].
При этом основной механизм защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь – это судебная защита, то есть обращение в суд с целью возмещения причиненного вреда, как имущественного, так и морального.
В действующем российском законодательстве не содержится надлежащего определения понятия «вред здоровью». Трудности, которые возникают в практической деятельности при определении причин возникновения вреда, оказывают существенное воздействие на правоприменительную практику, а также влияют на исход решений, принимаемых судебными органами. Однако в Определении Верховного суда РФ сказано, что по смыслу ст. 1064 ГК РФ вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным) [19].
К числу основных причин, приводящих к возникновению вреда здоровью человека в связи с ненадлежащим оказанием медицинских услуг, относятся:
— несчастный случай;
— врачебная ошибка;
— непреднамеренное нанесение вреда здоровью пациента при проведении профилактических, лечебных и диагностических мероприятий;
— неоказание нуждающемуся лицу медицинской помощи.
Так, например, у потерпевшего возникло заболевание, им получена травма или же установлена группа инвалидности и все эти негативные факторы наступили только потому, что был причинен вред здоровью этого лица, выраженный в определенных конкретных действиях [33]. Например, в результате несвоевременного оказания медицинской помощи ввиду того, что первоначальное обращение за оказанием такой помощи было оставлено без внимания.
Так, в Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка обратилась Квашина Л.П., которая являлась матерью умершего К.А.В., смерть которого наступила в результате отсутствия медицинской помощи и отказа в ее предоставлении. Квашина Л.П. предъявила требования к ГБУЗ КО НГКБ № 22 о взыскании морального вреда и понесенных юридических расходов [22].
Основанием для компенсации морального вреда служит сам факт причинения ущерба жизни и здоровью, в результате чего потерпевший или его близкие, при наступлении смерти последнего, испытывают нравственные и физические страдания. В свою очередь имущественный ущерб возникает при условии несения потерпевшим или его близкими определенных расходов по причине смерти или же утраты трудоспособности и возникновения ситуации, где требуются дополнительные денежные средства (например, при необходимости покупки лекарственных средств или прохождения санаторно-курортного лечения и т.д.).
Так, приговором Железнодорожного районного суда г. Воронежа, А.А., работавший в должности врача-нейрохирурга БУЗ ВО «ВГКБСМП N 10» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 124 УК РФ.
Близкие родственники, умершего по вине А.А. пациента, обратились в суд с иском о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Решением Железнодорожного района города Воронежа от 11.07.2018 года взысканы расходы на погребение — 73 085,00 руб. и сумма компенсации морального вреда — 200 000,00 руб.[20] Гражданское законодательство, в ст. 1085 ГК РФ, закрепляет в себе положение о том, что гражданину, которому был причинен вред здоровью в виде увечья или любого иного повреждения возмещается утраченный им заработок, который он имел, или мог бы иметь, при отсутствии причинении ему вреда. При этом порядок определения возмещения такого вреда имеет множество особенностей и в настоящем параграфе будет более подробно изложен вопрос относительно того, каким именно образом необходимо определять сумму ущерба, подлежащую возмещению.
Ст. 1086 ГК РФ содержит в себе нормы, определяющие порядок возмещения. Так, часть 1 указанной статьи содержит в себе описание общего алгоритма расчета утраченного заработка (дохода), взыскиваемого в пользу потерпевшего в случае причинения вреда здоровью [30].
Для такого расчета необходимо установление двух показателей:
1. Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего. Под заработком (доходом) в данном случае следует понимать средства, которые потерпевший получал по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, авторской, творческой) до получения увечья или иного повреждения здоровья [17].
2. Степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности. Утрата трудоспособности может быть двух видов: общая и профессиональная. Общая утрата трудоспособности говорит о том, что человек утратил определенные навыки, необходимые ему в повседневной жизни и не оказывающие в должной степени влияния на профессиональную деятельность.
Размер компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определять индивидуально, но с обязательным учетом принципов разумности и справедливости. В связи с этим судебные акты о взыскании компенсации могут изменяться или отменяться по мотивам несоразмерной и несправедливой компенсации.
Так, Роденко И.В. обратился в суд с иском к БУЗОО «ГП № 6» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что он обратился к ответчику за неотложной медицинской помощью с острой болью в животе. В регистратуре его направили к терапевту. Однако терапевт отказалась оказать ему медицинскую помощь ссылаясь на законченный срок действия полиса ОМС и отсутствия медицинской карты. В регистратуре ему вновь отказали выдать медицинскую карту по причине просроченного медицинского полиса, после чего он вновь пошел к терапевту, который ему повторно отказал в оказании медицинской помощи. Медицинская помощь в итоге истцу была оказана на платной основе в частной поликлинике. Роденко И.В. решил, что его права нарушены и просил взыскать с учреждения здравоохранения компенсацию морального вреда. Требования судом были удовлетворены частично – исходя из материалов дела, суд принял решение о том, что размер компенсации морального вреда следует определить в сумме 14 000 руб.[21].
Следует отметить, что причинение вреда человеку в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи касается, в основном, здоровья и жизни пациента. Поэтому применение положения 208 статьи ГК РФ, где установлены требования, не охватываемые сроком исковой давности (в том числе требования о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни человека; требования о защите личных неимущественных прав граждан) представляется недостаточно эффективным [24]. Соответственно, человек, обратившийся в судебный орган для защиты своих нарушенных прав, может столкнуться с отказом в удовлетворении исковых требований со ссылкой на положения 1095 статьи ГК РФ.
Итак, в Конституции Российской Федерации содержатся принципы, которые гарантируют не только государственную защиту, но и самозащиту прав и свобод граждан. Эти принципы соответствуют высшей ценности прав и свобод и принципу их действия без посредников. Кроме того, любые способы защиты прав и свобод, которые не запрещены законом, могут быть использованы. Однако, существующие законы могут противоречить этим принципам и сказываться на эффективности защиты прав граждан, в том числе и потребителей медицинских услуг. Для обеспечения должной защиты прав таких субъектов мы полагаем, что не следует ограничивать право на требование возмещения вреда в связи с неоказанием медицинских услуг каким-либо сроком.
Таким образом, проведенный в настоящей главе анализ, показывает, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь может быть реализовано различными способами. Но при этом основным шагом в реализации рассматриваемого права выступает обращение к врачу или в медицинскую организацию. При этом важно учитывать, что гражданин в рамках обязательного медицинского страхования вправе получить один из видов медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь.
Учитывая важность рассматриваемого права, законодатель предусматривает ряд гарантий права на медицинскую помощь и охрану здоровья. Если же данное право нарушается, то гражданин вправе прибегнуть к различным способам защиты данного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог настоящей работы, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, научных трудов исследователей-правововедов, а также материалов опубликованной судебной практики можно сделать следующие выводы:
Права и свободы человека подлежат охране и защите и поэтому реализуются в охранительных правоотношениях, возникающих во всех правовых отраслях. Из всего спектра конституционных прав, признанных во всех международных документах, основополагающими и незыблемыми являются права на жизнь, здоровье. Таким образом, жизнь и здоровье граждан признаются высшими благами любого человека не только на уровне отдельных государств, но и на международной арене.
На настоящий момент на законодательном уровне отсутствует легальное определение термина «право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Однако, проанализировав различные научные источники, предлагаем следующее определение: право охрану здоровья и на медицинскую помощь – это право каждого человека на получение квалифицированной медицинской помощи в случае заболевания, травмы или других состояний, требующих медицинского вмешательства. Это право гарантирует доступность и качество медицинской помощи, а также защищает от дискриминации по различным признакам, включая социальный статус, пол, возраст, национальность и другие.
Стоит отметить, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь по своему содержанию является достаточно обширным, поскольку включает в себя несколько иных прав, предоставляемых отдельным категориям прав. Например, отдельные группы граждан имеют право на получение лекарственной помощи, лица, имеющие инвалидность, также вправе рассчитывать на получение дополнительных мер поддержки, реабилитацию и прочие аспекты для улучшения состояния здоровья.
Правовое регулирование рассматриваемого права осуществляется множеством нормативно-правовых актов, во главе которых, несомненно, стоит Конституция РФ, так как данное право является конституционным. Однако отдельные элементы и механизм реализации данного права отражен в различных нормативно-правовых актах – федеральных законах, указах Президента РФ, различных постановлениях Правительства и ведомственных нормативно-правовых актов.
Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь подразумевает обращение гражданина за получением медицинской помощи. При этом гражданин имеет право обратиться за получением любого вида помощи: скорой медицинской помощи, высокотехнологичной, амбулаторно и др. в зависимости от заболевания.
Механизм реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь является приоритетным направлением государства в социальной сфере. Эффективная работа исследуемого механизма, отсутствие или сведение к минимальному проценту ошибки в данной отрасли гарантирует увеличение продолжительности жизни населения и прогрессирующего роста демографии в Российской Федерации
Защита рассмотренного права может осуществляться как при помощи самозащиты, так и при обращении в судебный орган. При этом именно судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты. Как показывает практика, гражданин может получить возмещение вреда за причинение вреда здоровью медицинскими работниками или за неоказание медицинской помощи.
Также при обращении в суд взыскивается компенсация морального вреда.
Также при написании работы были выявлены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации предоставленного им права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Например, в период пандемии коронавируса в России возникли проблемы с медицинской помощью, связанные с недостаточным количеством медицинских работников, нехваткой медицинского оборудования и лекарств, а также с ограничениями на передвижение и контакты. Опыт пандемии показал, что имеются проблемы в части реализации права на медицинскую помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Соответственно, государству необходимо активно реализовывать следующие меры:
1. Организация мобильных медицинских бригад для оказания помощи на дому тяжелобольным и пожилым людям.
2. Увеличение числа койко-мест в больницах и обеспечение их необходимым оборудованием и медикаментами.
3. Развитие системы электронной записи на прием к врачу и ускорение процесса выдачи электронных рецептов.
4. Обеспечение доступности медицинской помощи для всех категорий населения, включая малообеспеченных и мигрантов.
Еще одна проблема состоит в сроках возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. На наш взгляд в ГК РФ необходимо закрепить норм, согласно которой требования по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного вследствие неоказания медицинской помощи, могут быть предъявлены в любое время и сроки исковой давности к ним не распространяются.
Также стоит обратить внимание на отказ гражданам, в частности лица с ограниченными возможностями – имеющим группу инвалидности, предоставить лекарственные препараты, несмотря на тот факт, что этим лицам предоставлено право получить лекарственные средства на бесплатной основе.
В данном случае необходимо предусмотреть серьезные меры административной и уголовной ответственности за совершение подобных правонарушений и указать санкции, которые могут быть применены к ответственным лицам за неисполнение законодательства в части предоставления лекарственных средств
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 04.10. 2022) // Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/9004937 (16.01.2023).
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3 Федеральный закон от 30 марта 1995 № 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 14. – Ст. 1212.
4 Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
5 Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 26. – Ст. 2581.
6 Федеральный закон от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
7 Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
8 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
9 Закон РФ от 02 июля 1992 № 3185-1 (ред. от 08.12.2020) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. –1992. – № 33. – Ст. 1913.
10 Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 № 161 (ред. от 23.04.2007) «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» // Российская газета. № 39. 1995.
11 Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 № 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – N 42 (часть III). – Ст. 5979.
12 Приказ Минтруда России № 301н, Минздрава России N 449н от 10 июля 2013 «Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» // Российская газета, N 181, 16.08.2013.
13 Приказ Минздрава России от 07 июня 2018 № 321н (с изм. от 26.03.2020) «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» // СПС «КонсультантПлюс».
14 Закон Республики Башкортостан от 04 декабря 2012 № 608-з «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2012. № 36(402). Ст. 1685.
15 Закон Чувашской Республики от 03 октября 2012 № 59 «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике» (с измен. от 20.06.2018) // Собрание законодательства Чувашской республики. 2012. № 10. Ст.1013
16 Закон Калужской области от 27 июня 2005 г. № 84-ОЗ «О порядке обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях». [Электронный ресурс]: http://base.garant.rU/15907819/#ixzz5ddWKhtvs (дата обращения: 14.03.2023)
17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Российская газета. 2010. № 24.
18 Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 № 49-П // Собрание законодательства РФ. 2021. № 1 (часть II). Ст. 289.
19 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 января 2015 года № 81-КГ14-19 // СПС «КонсультантПлюс».
20 Апелляционное определение Воронежского областного суда от 13 августа 2019 года по делу № 33-5070/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
21 Решение Кировского районного суда г. Омска от 26 мая 2014 года № 2-2265/2014. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 10.04.2021).
22 Решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка от 2 марта 2017 года по делу № 2-132/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
23 Агаджанян М. А., Кирмикчи В. И. К вопросу о конституционных инструментах защиты права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека и гражданина в России и мире. 2019. С. 448-464.
24 Агеева К.А., Матвеева М.В. Проблемы регулирования ответственности и защиты медицинских работников в Российской Федерации // Евразийский союз ученых. 2016. № 6-4 (27). С. 5-9.
25 Адриановская Т.Л. Эффективность правового регулирования оказания медицинской помощи на современном этапе // Социальное и пенсионное право. 2018. № 2. С. 25-28.
26 Ануфриева А.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2016. 187 с.
27 Бессараб Н.С. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2. С. 90-95.
28 Горбачев В. С. Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ // Актуальные вопросы развития правовой информатизации в условиях формирования информационного общества. 2021. С. 14-20.
29 Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2022.
30 Зуева М.В., Климович А.В., Корнеева О.В., Мережкина М.С., Томтосов А.А. Комментарий к главе 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016. 614 с.
31 Игонина Н. А., Ашиткова Т. В. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика // Философия права. 2018. №. 2 (85). С. 54-61.
32 Исаева А. Б. Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь // Современные тенденции развития гуманитарных, правовых и экономических исследований Республики Калмыкия: теория и практика. 2020. С. 93-98.
33 Китерова В.М. Некоторые аспекты обязательств из причинения вреда жизни и здоровью гражданина // Вестник науки и образования. 2018. № 13. С. 67-72.
34 Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 527 с.
35 Право на бесплатную медицинскую помощь: учебное пособие / М.И. Акатнова, Е.В. Астраханцева, А.Л. Благодир и др.; под общ. ред. Э.Г. Тучковой, Т.С. Гусевой. Москва: Проспект, 2019. 200 с.
36 Рыкунин Н. П. Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь В Российской Федерации // Всероссийские студенческие ломоносовские чтения. 2022. С. 36-41.
37 Савощикова Е.В., Гурная Л.Е. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Сборник статей II международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 2. 2018. C. 217-221.
38 Шатоха Е. В. Право на качественную медицинскую помощь как неотъемлемое составляющее права на жизнь в Российской Федерации // Научные горизонты. 2020. №. 2. С. 164-172.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф