Скоро защита?
Меню Услуги

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие России неразрывно связано с реформированием системы государственной власти и повышения ее эффективности в решении политических, экономических и социальных задач. В настоящее время осуществляется процесс преобразования исполнительной власти и ее взаимодействие в различных формах с государственными органами. Вместе с тем, несовершенство структуры управления вызывает необходимость  дальнейшего исследования  роли исполнительной власти, ее положения о государстве и обществе, а также механизма ее функционирования.

Правительство является коллегиальным органом государственной власти общей компетенции, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Дальнейшее изучение деятельности Правительства РФ необходимо для понимания и осмысления  проводимых Российской Федерацией  реформ, оценки их результатов и определения перспектив развития государства и общества.

Правительство активно изучала Н.Ю Хаманева, в книге: «Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития» рассматривается анализ системы исполнительной власти в России. Отражены важные проблемы организации и функционирования исполнительной власти на современном этапе развития в условиях административной реформы, ее взаимодействия с другими ветвями власти и Президентом страны.[1]

В работе А. Н. Бобылева., Н. Г. Горшкова., В.И Ивакина: «Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления» раскрывается механизм реализации исполнительной власти, анализируются основные концепции понимания исполнительной власти.

Вопросами деятельности, формирования, полномочий, состава Правительства Российской Федерации занимались различные учёные. Среди них: Д. Н Бахрах, [2]М. В Баглай, [3]А.И. Стахов,[4] П.И Вахрин и другие.

Цель дипломной работы охарактеризовать Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти.

Для реализации цели предусмотрены следующие задачи:

  • рассмотреть порядок формирования и отставки Правительства России;
  • охарактеризовать полномочия Правительства РФ и его взаимоотношения с президентом и парламентом;
  • смотреть структуру Правительства РФ в динамике с 1990 по 2000-е;
  • проанализировать организацию работы Правительства.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти.

Предмет работы — особенности формирования, полномочий, структуры, деятельности Правительства Российской Федерации.

При написании работы были изучены такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Постановление Правительства «О Регламенте Правительства Российской Федерации, и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». В работе были использованы Указы «О Председателе Правительства Российской Федерации», «О составе Правительства Российской Федерации», «О сложении полномочий Правительством Российской Федерации» и иные источники.

Глава 6 Конституции РФ состоит из 7 статей, регулирующих деятельность Правительства. Статья 110 определяет место Правительства в государственной власти.[5] В статье 111 говориться о порядке назначения Председателя Правительства.[6] Статья 112 посвящена формированию состава Правительства РФ.[7] Статья 113 определяет основные направления деятельности Правительства РФ.[8] Статья 114 посвящена полномочиям Правительства.[9] Статья 115 определяет издание и исполнение постановлений и распоряжений Правительства.[10] Статьи 116-117 устанавливают порядок отставки и объявления недоверия Правительству РФ.[11]

ФКЗ «О Правительстве РФ» отражает правовую основу и принципы деятельности, состав и порядок формирования, полномочия Правительства, порядок отставки Правительства РФ, взаимодействие с другими органами государственной власти.[12]

Постановление Правительства «О Регламенте Правительства Российской Федерации, и Положении об Аппарате Правительства Российской   Федерации» устанавливает правила организации деятельности Правительства Российской Федерации по реализации его полномочий.[13]

Указы президента РФ обладают высшей юридической силой и обязательны для исполнения на всей территории РФ.В данной работе использовались указы,: Президента Российской Федерации от 10.08.1996 г. № 1152 О Председателе Правительства Российской Федерации,  о назначении Черномырдина Виктора Степановича Председателем Правительства Российской Федерации,[14] Президента Российской Федерации от 14.08.1996 г. № 1178 «О составе Правительства Российской Федерации о формировании состава правительства во главе с В.С Черномырдиным. Президента РФ «О сложении полномочий Правительством Российской Федерации» от 9 августа 1996 г. № 1146 сообщается о сложении полномочий и продолжении работы до   сформирования   нового   состава   Правительства.[15]

Для того, чтобы понять, как развивалось Правительство 1990-е гг. в работе использовались мемуары Б.Н Ельцина: «Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатления». Ведя диалоги с самим собой и описывая события прошлого, Б.Н. Ельцин рассказывает о смене правительств, о их взаимоотношениях.[16]

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, 4 главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Первая глава работы посвящена порядку формирования и отставки Правительства Российской Федерации.

Во второй главе раскрываются полномочия правительства РФ, его взаимоотношения с Президентом РФ и Парламентом.

В третьей главе рассматривается структура Правительства РФ в динамике с 1990 по 2000-е гг.

В четвёртой главе рассматривается  организация работы Правительства Российской Федерации.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1990-2000-Е ГГ.)

Согласно Закону РСФСР от 03.08.1979 «О Совете Министров РСФСР», Совет Министров РСФСР — Правительство РСФСР — являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР.[17]

В период с 1990 по 1993 года высшим органом государственной власти в России являлся Съезд народных депутатов РФ, который избирался путем всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании сроком на пять лет.

В связи с появлением поста Президента России в 1991 году функция формирования правительства перешла от Верховного Совета к Президенту. Б.Н Ельцин предлагал главу правительства Верховному Совету, Съезду для утверждения затем своим указом формировал правительство (структуру и состав правительства предлагал Президенту глава правительства)

Указом президента РФ Б. Н. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ и полномочия народных депутатов РФ были прекращены. [18]

23 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции России, Президент России Б. Н. Ельцин издал указ №2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации», по которому Совет Министров — Правительство Российской Федерации было переименовано в Правительство Российской Федерации.[19]

Согласно Конституции РФ, формирование Правительства начинается с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой. В течение недели Государственная Дума рассматривает кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое голосование с большинством голосов от ее общего состава.

Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу. Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, который в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ. [20]На практике имело место согласие Государственной Думы и назначение Председателя с первого предложения Президента,  так же было — с третьего, трехкратный отказ не имел места.

Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.

Конституционное право Председателя Правительства РФ представлять Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и о составе правительства и право Президента РФ назначать всех членов Правительства РФ создают возможность формирования Правительства РФ как самостоятельно его Председателем с согласия Президента РФ, так и самим Президентом РФ.

Внесение Председателем Правительства РФ и рассмотрение Президентом РФ кадровых предложений не обусловлено какими-либо конституционными сроками, но представляется, что назначение конкретных лиц на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров должно осуществляться в кратчайшие сроки после утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти.

В основном законе Российской Федерации срок работы Правительства   не установлен. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок работы Правительства — 4 года.

С 1990 года в России было сформировано 16 Правительств. Дольше всех своих предшественников на посту Председателя Правительства находился Дмитрий Медведев, самый короткий срок пребывания в должности был у Сергея Степашина.

12 июня 1990 года на 1 съезде народных депутатов РСФСР Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н Ельцин предлагал кандидатуру Председателя Совета Министров вновь избранному Верховному Совету РСФСР, затем — для утверждения Съезду. 15 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР своим постановлением назначил председателем Совета Министров РСФСР Ивана Силаева. В мае 1991 года, незадолго до первых в истории РСФСР президентских выборов, председатель Совмина РСФСР Силаев заявил, что реализовывать разработанную незадолго до того программу экономических реформ он будет только под руководством Ельцина.

12 июля 1991 года вышел в свет указ президента РСФСР № 3, в соответствии с которым Иван Силаев стал председателем Совета Министров РСФСР. [21]На следующий день  Съезд народных депутатов РСФСР утвердил И.С. Силаева, в этой должности. В течение июля 1991 года указами Президента РСФСР были утверждены в своих должностях члены Правительства.

1 ноября 1991 года Ельцин получил от V (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия сроком на один год для проведения экономических реформ. Постановлением Съезда было установлено, что президент до принятия нового закона о Совете министров РСФСР «самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти». 6 ноября Ельцин подписал указ о реорганизации правительства, согласно которому «на период экономической реформы» кабинет министров возглавил президент.[22] Часть премьерских полномочий была передана первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису. После его отставки в апреле 1992 года руководство кабинетом было возложено на другого первого вице-премьера — Егора Гайдара.

15 июня 1992 года Егор Гайдар был официально назначен председателем совета министров РСФСР. [23]В ноябре этого же года, в связи с завершением срока полномочия чрезвычайных полномочий, Съезд народных депутатов должен был утвердить нового председателя Совета министров, ведь депутаты оценили работу Гайдара как неудовлетворенную, тем самым съезд отказался утвердить его кандидатуру на посту председателя Совета министров.

14 декабря 1992 года Б.Н Ельцин, будучи президентом РСФСР внес на голосования пять кандидатур: Юрий Скоков, Виктор Черномырдин, Егор Гайдар, Владимир Каданников, Владимир Шумейко, среди которых Виктор Черномырдин набрал большинство голосов и в этот же день Съезд народных депутатов утвердил его председателем Совета Министров.[24] 23 декабря 1992 указами Президента назначены министры и председатели госкомитетов и сформирован Совет Министров — Правительство Российской Федерации.[25]

10 августа 1996 Государственная Дума 314 голосами против 85 при 3 воздержавшихся дала Президенту согласие на назначение В.С.Черномырдина Председателем Правительства. В тот же день Президент издал указ о назначении Черномырдина Председателем Правительства РФ.[26] 14 августа 1996 Президент Ельцин подписал указы о структуре Правительства и о назначении его членов. 15 августа в полдень Председатель Правительства Черномырдин представил новый состав Правительства на пресс-конференции. 17 марта 1997 Указом №250 Правительство было реорганизовано с упразднением нескольких министерств.[27] Первым заместителем Председателя Правительства назначен Б.Е. Немцов, А.Б.Чубайс назначен министром финансов, О.Н. Сысуев назначен вице-премьером, З.П.Пак — Министр оборонной промышленности (Министерство разделено между Минэкономикой и Госкомсвязью). В.Б Булгак — Заместитель Председателя Правительства, (освободив его от должности Министра связи Российской Федерации), Я.М. Уринсон — Заместитель Председателя — Министр экономики РФ, В.Е. Фортова — министром науки и технологий Российской Федерации.

Б.Н Ельцин в своих мемуарах вспоминает о втором Правительстве Черномырдина: «Команда — 97   —  это   не   просто   министры, вице-премьеры, большие руководители. За несколько месяцев жесткой, тяжелой, напряженной работы они превратились в настоящих единомышленников»

«Мотором команды — 97 был Анатолий Чубайс. Он привел в правительство много новых людей, и все они были собраны в единый интеллектуальный и волевой кулак его стараниями.  Он добился жесткой   командной   дисциплины.»[28]

23 марта 1998 в 10 часов утра было объявлено, что Президент издал указ об отставке Правительства и временно возложил исполнение обязанностей Председателя Правительства на себя. Через несколько часов первым заместителем Председателя Правительства и исполняющим обязанности Председателя Правительства назначен Кириенко Сергей Владиленович, его же кандидатуру на должность Председателя Правительства Президент внес в пятницу 27 марта в Государственную Думу. По предложению обеих палат парламента Президент передвинул дату официального внесения кандидатуры на неделю вперед (на 3 апреля) и созвал 7 апреля круглый стол, который обсудил направления работы Правительства и кандидатуры в его состав. 10 апреля 1998 года Госдума отклонила внесенную президентом кандидатуру Кириенко: против высказались 186, за — 143, 5 — воздержались. 17 апреля при повторном голосовании депутаты вновь выступили против назначения Кириенко. Тем не менее несмотря на отказ Государственной Думы, Б.Н Ельцин внес кандидатуру в третий раз. Государственная Дума проголосовала положительно за назначение Кириенко. (251 голос за, 25 против). В этот же день Ельцин издал соответствующий указ.[29] 28 апреля Президент определил число вице-премьеров (3, и ни одного первого) и назначил 9 членов Правительства. Премьеру было поручено доработать указ о структуре Правительства. 30 апреля Президент подписал указы о структуре Правительства и о назначении еще 11 его членов.

В своих воспоминаниях Б.Н. Ельцин пишет о новом Правительстве: «В России уже есть молодое правительство. То самое, о котором мечтал год назад. Все сбылось. Сбылось почти неожиданно, может быть, даже вопреки всей логике событий, — но сбылось…».[30]

Спустя полгода 23 августа 1998 года Президент РФ объявил об отставке Правительства РФ во главе Председателя Сергея Кириенко. 24 августа Президент внес в Думу кандидатуру В.С.Черномырдина на пост премьера. Однако Кандидатура была дважды рассмотрена и провалена (31 августа и 7 сентября). 10 сентября 1998 года Ельцин внес в Думу на третье голосование кандидатуру нового претендента — главы МИД РФ Евгения Примакова. 11 сентября 1998 года Дума рассмотрела кандидатуру Примакова и дала согласие на его назначение Председателем (за 317, против 63, воздержалось 15). В тот же день Президент издал указ о назначении Примакова Председателем Правительства РФ. [31]12 мая 1999 года глава государства отправил в отставку Правительство РФ во главе Председателя Евгения Примакова. Временно исполнять обязанности Председателя Правительства был назначен министр внутренних дел Сергей Степашин.

19 мая 1999 года кандидатура Сергея Степашина была одобрена Государственной Думой с первого раза и в тот же день Президент РФ подписал указ о его назначении.[32] 21 мая началось формирование заместителей и министров Правительства РФ.

Ельцин писал: «Кандидатура Степашина прошла с первого раза.  Легко, без напряжения. В газетах на следующий день писали, что Кремль очень хитро построил игру. Все ждали неприятного Аксененко и с облегчением проголосовали за приятного Степашина.» [33]

9 августа 1999 года Б.Н Ельцин обратился в Государственную Думу с предложением утвердить на посту Председателя Правительства РФ директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совета безопасности РФ Владимира Путина. В тот же день директор ФСБ был назначен первым вице-премьером РФ и одновременно временно исполняющий обязанности главы кабинета министров. 16 августа президент назначил Путина председателем Правительства после одобрения Госдумой его кандидатуры (233 голоса за, 84 против и 17 воздержались).  В этот же день Президент Ельцин издал указ о назначении Путина, который приступил к формированию Правительства. 17 августа 1999 началось формирование Правительства Путина.

31 декабря 1999 года Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, возложив исполнение обязанностей главы государства на Путина. В связи с этим с 10 января 2000 года непосредственное руководство деятельностью Председателя Правительства осуществлял первый вице-премьер Михаил Касьянов. На досрочных выборах 26 марта 2000 года Путин был избран президентом. При этом он оставался во главе Правительства до своей инаугурации.

В день своей инаугурации Владимир Путин назначил Михаила Касьянова временно исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ. 17 мая 2000 Дума дала согласие на назначение Председателем Правительства М.М.Касьянова. Указ о назначении был подписан Президентом РФ в этот же день.[34] 24 февраля 2004 года Президент РФ объявил об отставке правительства Касьянова, временно исполнять обязанности главы кабинета был назначен вице-премьер Виктор Христенко. [35]

1 марта глава государства внес в Государственную Думу кандидатуру Уполномоченного Президента РФ при Европейских сообществах в Брюсселе Михаила Фрадкова для назначения на пост председателя правительства. 5 марта депутаты Государственной Думы поддержали это решение. В тот же день указом главы государства М.Е. Фрадков был назначен Председателем Правительства РФ.[36] 9 марта 2004 был подписан указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и назначены остальные 16 членов Правительства. Правительство Фрадкова сложило полномочия 7 мая 2004 перед новым Президентом, вступившим в этот день в должность.

7 мая 2004 года Президент В.В Путин внёс кандидатуру М.Е Фрадкова на пост Председателя Правительства.12 мая Дума дала согласие на его назначение Председателем Правительства. В тот же день указом Президента М. Е Фрадков назначен Председателем Правительства РФ.[37] 20 мая 2004 подписан указ о структуре федеральных органов исполнительной власти и назначены остальные 17 членов Правительства.

12 сентября 2007 года Михаил Фрадков заявил о своей добровольной отставке. В тот же день Владимир Путин принял отставку кабинета и внес в Государственную Думу кандидатуру Виктора Зубкова для утверждения в должности Председателя Правительства. 14 сентября нижняя палата Федерального Собрания РФ одобрила это назначение.[38] 24 сентября Президент подписал указ о структуре федеральных органов исполнительной власти (при этом ни одно министерство не было упразднено или преобразовано) и назначил 21 члена Правительства.

7 мая 2008 года состоялась инаугурация президента РФ Дмитрия Медведева, избранного 2 марта того же года. Кабинет министров Зубкова, согласно закону о правительстве, сложил свои полномочия. В тот же день Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы кандидатуру Владимира Владимировича Путина для утверждения на посту Председателя Правительства. 8 мая Государственная Дума РФ дала свое согласие (392 за из 448, против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ). В этот же день был подписан указ президента о назначении нового Председателя Правительства РФ.[39]12 мая 2008 подписан указ о структуре федеральных органов исполнительной власти и назначены остальные члены Правительства.

7 мая 2012 года состоялась инаугурация Путина. В тот же день Правительство ушло в отставку. В соответствии с договоренностью, достигнутой 24 сентября 2011 года, Путин предложил Госдуме поддержать кандидатуру Медведева для назначения на должность Председателя Правительства РФ.8 мая 2012 года нижняя палата дала свое согласие: из 450 депутатов за — 299, против — 144. В тот же день президент назначил Медведева председателем правительства. 21 мая был подписан указ о структуре Правительства и назначены остальные члены Правительства.

7 мая 2018 года состоялась инаугурация Владимира Владимировича Путина. В этот же день Путин предложил Дмитрию Медведеву сформировать новое Правительство Российской Федерации. Второе Правительства Российской Федерации под председательством Медведева Дмитрия Анатольевича было сформировано 8 мая 2018 года.[40] 15 мая Президент подписал указ о структуре федеральных органов исполнительной власти, по которому было сформировано новое Правительство.

До 1993 года отставка Правительства РСФСР была возможна только с согласия Верховного Совета РСФСР. Совет Министров РСФСР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом РСФСР на его первой сессии.[41]

Согласно Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», к основаниям отставки Правительства РФ, относятся следующие виды:

Правительство РФ слагает с себя полномочия в день вступления в должность нового Президента. [42] Этот принцип действует и в том случае, если речь идет о переизбрании на новый срок прежнего Президента. После отставки Правительства Президент в двухнедельный срок вносит на утверждение Государственной Думы кандидатуру председателя Правительства (им может быть председатель Правительства, только что ушедший в отставку).

В новейшей истории России таким образом в отставку ушли семь правительств: Ивана Силаева (10 июля 1991 года), Виктора Черномырдина (9 августа 1996 года)[43], Владимира Путина (7 мая 2000 года) , Михаила Фрадкова (7 мая 2004 года)[44] и Виктора Зубкова (7 мая 2008 года),[45] Второе правительство Владимира Путина (7 мая 2012),[46] Дмитрия Медведева (7 мая 2018)[47]

Правительство Российской Федерации может уйти в отставку по собственной инициативе (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ). [48] Председатель Правительства подаёт соответствующие прошение от имени заместителей и министров. Однако, подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В случае принятия положительного решения от президента, Правительство уходит в отставку в полном составе.

В современной российской истории такой прецедент был лишь один раз, когда 12 сентября 2007 года Михаил Ефимович Фрадков подал президенту прошение об отставке правительства, данное решение было принято по согласованию с Президентом. В этот же день президент В.В. Путин подписал указ об отставке Правительства.[49]

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства по собственной инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ).[50] В таком случае формально он принимает решение об отставке его председателя, но это означает и автоматическую отставку всех остальных заместителей и министров. После этого Президент назначает исполняющих обязанности (которыми могут стать многие прежние министры) и в течение двух недель вносит в Думу кандидатуру нового председателя Правительства. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними.

С 1993 года главы государства таким образом пять раз распускали кабинет министров: Борис Ельцин отправил в отставку правительство Виктора Черномырдина (23 марта 1998)[51], Сергея Кириенко (23 августа 1998)[52], Сергея Степашина в 1999 году[53], Владимир Путин — правительство Михаила Касьянова в 2004 году.[54]

Правительство РФ может быть отправлено в отставку по инициативе Государственной Думы в случае вынесения ею вотума недоверия Правительству. После принятого большинством голосов от списочного состава Государственной Думы решения о недоверии Правительству Президент может отправить его в отставку, а может и отказаться от этой меры. В таком случае Дума может пойти на вторичное выражение недоверия Правительству (в течение 3-х месяцев), в результате чего Президент должен в течение недели либо отправить его в отставку, либо распустить Думу.

Единственная успешная попытка была совершена 21 июня 1995 года, через пять дней после захвата Буденновска бандой Шамиля Басаева. Государственная дума, вынесла вотум недоверия правительству России большинством в 241 голос. За недоверие правительству тогда проголосовали фракции ЛДПР, КПРФ, Аграрная партия, «Яблоко», Демократическая партия и «Новая региональная политика». Президент Борис Ельцин, отказался отправить правительство в отставку, имея в соответствии с конституцией право не реагировать на однократное вынесение вотума о недоверии правительству.[55]

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.[56]

Подобный шаг был предпринят 22 июня 1995 года председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным в ответ на выраженное 21 июня Госдумой недоверие его правительству. 1 июля 1995 года данное предложение в результате достигнутого накануне компромисса не набрало нужного числа голосов. Вновь поддержали отставку кабинета только 193 депутата, против проголосовали — 117, воздержались 48 парламентариев из 449. После этого Черномырдин отозвал свой запрос из нижней палаты парламента.

Правительство РФ может уйти в отставку по собственной инициативе председателя, если тот подаст Президенту заявление о невозможности исполнения своих полномочий. Эта мера не эквивалентна прошению об отставке Правительства, так как в данном случае Председатель по своей инициативе уходит в личную отставку, которая автоматически означает отставку всего кабинета.

В отечественной политической практике подобных прецедентов не было.

Заместители председателя Правительства и федеральные министры тоже могут уходить в личную отставку, но эта отставка не означает автоматической отставки кабинета и не требует вмешательства Государственной Думы. Решение об их отставке принимает Президент, он же по предложению председателя Правительства назначает других чиновников на должности ушедших.

Таким образом на основании вышеизложенной главы следует сделать ряд выводов:

  • Формирование и отставка Правительства регламентируются Конституцией РФ и Конституционным Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации».
  • Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, может трижды настаивать на своей кандидатуре, угрожая Думе роспуском;
  • Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;
  • С 1990 по 2018 год в России было сформировано 16 правительств. Председателями Правительства являлись 12 человек. Дольше всех своих предшественников на посту премьер-министра находился Дмитрий Анатольевич Медведев, руководивший правительством с 8 мая 2012 года (2 тыс. 191 день). Самый короткий срок пребывания в должности был у Сергея Вадимовича Степашина (82 дня).

ГЛАВА 2.  ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ И ПАРЛАМЕНТОМ

Полномочия Правительства РФ и взаимоотношения и Президентом, и Парламентом РФ устанавливаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Конституция РФ определяет полномочия Правительства РФ в общем виде, а закон о правительстве их конкретизирует.

Согласно Конституции РФ, Правительство наделяется следующими полномочиями:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении бюджета;
  • представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой;
  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.[57]

Закон о Правительстве РФ устанавливает, что Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров, осуществляет систематический контроль их исполнения федеральными и региональными органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства.[58]

Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность, может создавать свои территориальные органы и назначать их должностных лиц. Распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает положения о них.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей агентств, служб, находящихся в ведении Правительства, их заместителей; руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении министерств и их заместителей. Может создавать организации, координационные и совещательные органы при Правительстве. [59]

Правительство в пределах своих полномочий выносит: постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ) и распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ, но в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом.

Правительство РФ рассматривает проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также проекты заключений, поправок и официальные отзывы на проекты федеральных законов.

Правительство РФ информирует Президента РФ о своей законопроектной деятельности, а также о ходе исполнения поручений Президента РФ по подготовке законопроектов. Правительство РФ рассматривает предложения палат Федерального Собрания по подготовке законопроектов и координирует с ними свою законопроектную деятельность.

Процесс согласования проектов, актов Правительства РФ является ключевым в деятельности Правительства РФ как коллегиального органа и в соответствии с Регламентом Правительства РФ осуществляется в следующем порядке.

Проекты актов до их внесения в Правительство РФ должны обязательно согласовываться с федеральными министрами (их заместителями) по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти. Обязательное согласование осуществляется также с руководителями федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), деятельностью которых руководит Президент РФ или Правительство РФ, по вопросам, отнесенным к сфере деятельности этих органов.[60]

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает широким кругом полномочий в сферах общественной жизни.

В сфере обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности (под руководством Президента РФ), организует оснащение военной техникой и вооружением, материальными средствами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований. Обеспечивает реализацию внешней политики России, представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение международных обязательств России и наблюдает за выполнением международных договоров другими странами, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного сотрудничества. Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности, руководит гражданской обороной. Основными направлениями деятельности Правительства в данной сфере являются прямое управление и контроль.

В сфере экономики Правительство РФ осуществляет общее регулирование экономических процессов и управляет государственным сектором экономики, федеральной государственной собственностью. Обеспечивает единство экономического пространства, единую финансовую политику, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, подготавливает и реализует государственную, структурную и инвестиционную политику в сфере международного, финансового, экономического сотрудничества, управляет федеральной собственностью, осуществляет руководство таможнями делами, формирует мобилизационный план экономики, управляет государственным внутренним и внешним долгом России, принимает меры по защите отечественных товара — производителей. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета и после утверждения бюджета обеими палатами парламента обеспечивает его исполнение, разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы. Правительство РФ осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами. Главное направление деятельности Правительства в этой сфере — создание условий для функционирования и регулирования рыночной экономики.

В социальной сфере Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального  обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы, а также проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране, решению проблем семьи, материнства, отцовства, детства и молодежной политики. Основным направлением деятельности Правительства в этой сфере является государственная поддержка и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В сфере обеспечения прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, законности и охраны общественного порядка Правительство РФ осуществляет меры, направленные на обеспечение безопасности личности, законности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров и материально-технической базы правоохранительных органов, органов судебной власти.  Однако Правительство не устанавливает своими актами основные права и обязанности граждан, основы законности, порядок деятельности судов. Это делает парламент. Главное направление деятельности Правительства в этой сфере — обеспечительное.

В сфере культуры, образования, науки и духовной жизни общества Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку развития фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, культуры, а также обеспечивает сохранение как культурного наследия общегосударственного значения  и культурного наследия народов России, обеспечивает проведение единой государственной политики, определяет основные направления совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. Правительство создает условия для идеологического плюрализма, оказывает поддержку передовым идеям, но пресекает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной борьбы, политический экстремизм. Основным направлением деятельности Правительства в этой сфере является сохранение культурного наследия.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ принимает множество правительственных программ по самым разным вопросам (в сфере образования, здравоохранения, транспорта и т.д.). Они имеют в основном ориентирующий характер, но в них часто содержатся и конкретные обязывающие положения.

Правительство РФ и Президент РФ, являются носителями государственной власти, и взаимодействуют при выполнении возложенных на них функций.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Постоянное взаимодействие с парламентом — существенное и важное направление работы Президента РФ. Глава государства вправе реализовывать право законодательной инициативы, подготавливать и  вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, участвовать в заседаниях в т. ч. закрытых, а также выступать на их заседаниях. Важным кругом вопросов взаимоотношений с Президентом РФ является решение кадровых вопросов, предусматривающих назначение представляемых Президентом РФ кандидатур на ряд должностей, определенных в Конституции РФ.

Президент вправе распустить Государственную Думу в случае, если она выразила недоверие Правительству РФ, а Президент РФ не согласился с ее решением, и в течение 3 месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ. Кроме того, роспуск Государственной Думы возможен, если Председатель Правительства РФ поставил вопрос о доверии Правительству РФ и Государственная Дума отказала Правительству РФ в доверии, а Президент РФ предпочитает распустить Госдуму, нежели отправить Правительство РФ в отставку. Роспуск Госдумы возможен также после трехкратного отклонения палатой представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ.[61]

Президент  тесно сотрудничает с Правительством РФ, он назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, Председатель Правительства предоставляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых Президент руководит в соответствии с Конституцией, по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность заместителей и федеральных министров. Президент принимает решение об отставке правительства, может отменять постановления правительства, в случае если они противоречат Конституции, и наконец, в установленных Конституцией случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента.


Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф