Меню Услуги

Право и государство проблемы взаимосвязи

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты основных признаков государства и права
  • 1.1. Теории происхождения государства и права
  • 1.2. Понятие и основные признаки государства
  • 1.3. Понятие и сущность права
  • Глава 2. Соотношение государства и права
  • 2.1. Методологические подходы проблемы взаимодействия государства и права
  • 2.2. Воздействие государства на право
  • 2.3. Влияние права на государство
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы исследования. Изучение как воздействия государства на право, так и влияния права на государство имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Воздействие государства на право, так и влияние права на государство позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.

Сегодня в связи с необходимостью создания рационально-правовой основы функционирования российского государства особую актуальность приобретают вопросы наполнения его конституционных характеристик реальным содержанием, места и значения позитивного компонента в правовой системе, создания частноправовых начал воздействия общества на государство. На мой взгляд, разрешение этих вопросов во многом зависит от факторов правопонимания, правосознания в современном российском обществе, формирования современных концепций юридической науки, в их числе, концепций социально-правовой эволюции государства, правогенеза, правового государства и др. В этой связи одной из центральных задач современной науки о праве и государстве является создание такой парадигмы знаний, в соответствии с которой устоявшееся представление о праве как инструменте государства уступит место пониманию права, отличного от государства в контексте их исторического развития, а также мнению о том, что право всегда выходит за пределы политики и институционализируется в обществе естественно-рациональным путем.

В настоящее время можно констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права, закона и государства. Во многом это обусловливается отсутствием на сегодняшний день достаточных теоретических оснований правового регулирования государственной деятельности, цельного и прочного пласта права в российской государственной системе, а также крайне низким уровнем законности в сфере функционирования государства и общества, и, как следствие, крайне низкой эффективностью действия права, отражающей нарушения законности, коррупцию, правовой нигилизм и т.д.

Сегодня становится очевидным, что государственная власть с точки зрения права объективно нуждается в ограничениях. Без действия такого механизма любая власть рискует переродиться в самостоятельное, неуправляемое явление, лишенное положительных свойств, не способное служить интересам общества и личности. Следовательно, целью современной российской науки и правовой практики является, на мой взгляд, теоретический поиск такого компромисса между государством, правом, обществом и личностью, который обеспечил бы существование и развитие России как правового государства.

Все сказанное выше подчеркивает актуальность темы настоящей работы.

Объектом исследования являются общественные отношения в процессе взаимосвязи государства и права и их воздействия друг на друга.

Предметом исследования является изучение воздействие государства на право, так и влияние права на государство.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в исследовании проблем взаимосвязи государства и права.

Для достижения указанной цели перед настоящей работой были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть существующие теории происхождения государства и права;
  • определить понятие и основные признаки государства;
  • определить понятие и сущность права;
  • выявить методологические подходы проблемы взаимодействия государства и права;
  • рассмотреть воздействие государства на право;
  • изучить особенности влияние права на государство;
  • на основе вышеизложенного в работе подвести общий итог проделанной работы, в котором необходимо резюмировать основные положения изученного материала.

Методологическую основу. для достижения цели научной работы и решения поставленных задач были применены следующие общенаучные методы.

1) Диалектический метод помог в исследовании рассмотреть некоторые стороны содержания государства и процесса трансформации в развитии, в постоянном движении, при этом внутренними импульсами развития являются противоречия разного уровня. Данный метод выдвигается в качестве способа познания государственно-правовых преобразований.

2) Исторический метод выявил исторические особенности генезиса трансформации российского права и современной России. С помощью указанного метода выявлены изменения компонентов правового государства.

3) Методы формальной логики (описание, классификация, анализ, синтез) позволили проанализировать многообразную особенность процесса государственно-правовой трансформации, рассмотрев его как целостность, разделяя на два аспекта (государственную и правовую), каждый из которых был исследован отдельно и комплексно.

4) Системно-структурный метод способствовал рассмотрению категории «государственно-правовая трансформация» как систему, которая имеет свою внутреннюю структуру. Показана связи государства и права, политики и закона при анализе государственно-правовых преобразований.

5) Функциональный метод выявил основные направления деятельности институтов власти и характеристики процедур управления.

6) Метод обобщения способствовал в исследовании резюмировать собранный теоретический, правовой и социально-политический материал, что позволило поставить всю проанализированную информацию о теме исследования на современную государственно-правовую «почву».

7) Институциональный подход позволил в исследовании проанализировать Конституцию РФ, нормативно-правовые и подзаконные акты, основанные на них политическую практику, формальные аспекты государственной политики, а также процесс функционирования законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, на которых базируется деятельность институтов власти.

Степень разработанности темы. Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса воздействия государства на право, так и влияния права на государство.

В настоящее время существует обширная литература по проблеме взаимосвязи государства и права. Эта тема занимает одно из центральных мест в теории государства и права, политологии, социологии права. Значительный вклад в разработку общей теории становления и развития государства и права внесли следующие авторы: С.С. Алексеев, А.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, А.Ф. Черданцев, А.В. Мелехин, С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, И.Л. Соколов, Ю.Г. Просвирнина, В.Д. Перевалов, М.Н. Марченко, В.В. Иванов, Н.П. Фарберов, А.Б. Венгеров и др.

Структура дипломной работы представляет собой введение, две главы, которые включают в семь параграфов, заключение, глоссарий и список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты основных признаков государства и права

1.1 Теории происхождения государства и права

Проблема происхождения государства становится предметом подлинно научных исследований примерно с конца XVIII — первой половины XIX в., когда происходит становление таких важных в методологическом и теоретическом отношении наук, как археология, этнография, историческая антропология, геология, лингвистика и др. Вместе с тем следует констатировать, что и сегодня, в начале XXI в., данная тема содержит большое количество трудноразрешимых проблем и «белых пятен». Слабым местом при изучении генезиса первобытного общества, государства и права является то, что исторические науки (в том числе историко-юридические) в силу существенного недостатка фактических данных вынуждены активно использовать гипотезу и аналогию — методы, порой дающие серьезную погрешность. Типичным для современной исторической науки является практика создания моделей возникновения общества и его институтов на базе этнографического материала, накопленного в XIX — XX вв. благодаря наблюдениям за еще сохранившимися в разных частях мира (Австралии, Новой Зеландии, тропической Африке, Южной Америке) первобытными обществами. Предполагается, что современные первобытные общества в основном повторяют механизм возникновения социальных институтов и отношений, имевших место многие тысячи лет назад. Очевидно, что в данном случае вряд ли может идти речь о полной аналогии.

Традиционными называют доклассовые (первобытнообщинный строй), раннеклассовые, а также феодальные общества, иными словами, общества добуржуазные.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение из его недр государства — процесс объективный, имеющий внутреннюю логику и очевидную закономерность. Вместе с тем условия и механизм возникновения государства в разных регионах мира, у разных народов обладали существенными особенностями. Государство появляется как результат сложнейшего многовариантного процесса, как итог часто уникального, порой причудливого сочетания самых разнообразных факторов. Среди основных факторов, повлиявших на возникновение государства, выделяются следующие: производство, демография, формирование этноса и этнической культуры, война, психология, духовная культура, дифференциация и институциализация общества и др.

Проблема происхождения государства до сих пор является дискуссионной, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, ощущается явный дефицит достоверных исторических данных, и это дает возможность выдвигать самые различные гипотезы. Во-вторых, версии происхождения государства и права во многом зависят от избранной методологии и ценностных ориентации.

Несмотря на обилие мнений о происхождении государства и права, собственно теорий, объясняющих данный процесс, относительно немного. Среди основных теорий происхождения государства и права выделяются следующие: теологическая, договорная, естественно-правовая, теория насилия, теория классовой борьбы, историческая школа права.

Традиция религиозного понимания происхождения государства и права насчитывает не одну тысячу лет. В различных эпохах и культурах сотни авторов пытались дать свою трактовку данной проблемы с религиозных позиций. Остановимся на христианском варианте теологической теории, представленной, в частности, в сочинениях Августина Блаженного (354 — 430) и Фомы Аквинского (1226 — 1274), теоретиков монархизма Р. Филмера (1604 — 1688), Л.А. Тихомирова (1852 — 1923) и И.А. Ильина (1882 — 1954), философов Н.А. Бердяева (1874-1948) и С.Н. Булгакова (1871-1944).

При всем разнообразии политико-правовых взглядов названных авторов их интерпретация проблемы происхождения государства и права всегда строится вокруг библейских сюжетов. Наиболее показательно в этом отношении учение Августина — первого крупного систематизатора христианского вероучения, давшего детальное толкование Ветхого и Нового Заветов. Бог, полагает он, творец всего сущего, все в мире определяется промыслом Божьим. Сотворив людей, Адама и Еву, Бог помещает их в рай, где прародители человечества испытывают духовное и телесное блаженство, они бессмертны, не знают болезней.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Идеи Августина развивают Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков. Государство и право, говорят они, вырастают из греха, из поврежденной злом человеческой натуры. Поскольку после грехопадения в душах людей поселяется дьявольское начало, появляется необходимость в организации внешних силовых институтов, сдерживающих «зверя» в человеке. Появление государства и права отражает несовершенство, низменность человека, который, оторвавшись от Бога, оказался не в состоянии жить без посторонней принудительной силы. Вместе с тем в образовании государства и права виден промысел Божий, его попечительство о людях: государственная власть возникает с целью поддержания божественного начала в человеческой душе, для защиты самого человека[6].

Теории общественного договора и естественного права. В Новое время в Западной Европе были широко распространены теории договорного происхождения государства и естественного права. В зачаточном виде их можно обнаружить еще в античных и средневековых источниках, но именно в эпоху буржуазных революций данные теории приобретают необходимую концептуальную завершенность и зрелость. Сторонниками указанных воззрений были выдающиеся философы и юристы: Г. Гроций (1583 — 1645), Б. Спиноза (1632-1677), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И. Кант (1724-1804), А. Н. Радищев (1749-1802) и многие другие.

У каждого из названных авторов есть свои особенности в понимании происхождения государства и права, но в целом все они придерживаются одной и той же схемы. Первоначально было некое естественное состояние, в условиях которого человек обладал полной природной свободой и равенством. Но его свобода не была гарантированной, постоянно нарушалась со стороны других людей. Как отмечает Локк, в естественном состоянии «каждый человек имеет право наказать преступника и быть исполнителем закона природы». Принадлежность человеку права отправлять правосудие и применять насилие ввергала общества в состояние «войны всех против всех» (Т. Гоббс). Такое положение дел не могло устроить людей: они решают объединиться, учредить государство и передать ему часть своих прав в целях обеспечения общественной и индивидуальной безопасности.

Теория насилия возникла в XIX в. на базе открытий, сделанных историей и этнографией. Ее сторонниками были польско-австрийский социолог и юрист Л. Гумплович (1838 — 1909), немецкий социал-демократ К. Каутский (1854 — 1938), русский анархист М.А. Бакунин (1814 — 1876), славянофил К.С. Аксаков (1817-1860) и др.

Наиболее яркий вариант теории насилия представлен в сочинениях Л. Гумпловича. В своих воззрениях на процесс происхождения государства и права он отталкивается от идеологии социал-дарвинизма, согласно которой на человеческое общество распространяется открытый Ч. Дарвином закон естественного отбора: в животном мире выживают наиболее приспособленные, сильнейшие особи, что способствует сохранению и улучшению вида. Гумплович, критикуя библейский миф о единстве человеческого рода, утверждает, что «человечество происходит от бесчисленных примитивных орд, которых было много во всех частях света». В этом случае проявляется общий закон биологического мира: чем слабее существо, чем оно менее защищено, тем многочисленнее его представители на земле. Человечество развивается от бесконечного этнического и языкового разнообразия к единообразию, к всеобщему смешению рас, наций и племен.

По Л. Гумпловичу, на ранних стадиях развития государства рельефно выделяются три основных класса: военные, торговцы и ремесленники, рабочие. С его точки зрения, представители этих трех сословий никогда не были одного происхождения, они изначально принадлежали к разным племенам. Даже в XIX в., полагает он, различные сословия и классы несут на себе отпечаток этнического (антропологического) несходства. Более того, между дворянами различных стран Европы больше общего, чем между отдельными слоями одного и того же народа.

Право, согласно Л. Гумпловичу, также вырастает из насилия. Племя завоевателей, организовав властные институты, закрепляет их нормативно. С течением времени племена постепенно смешиваются, более или менее выравниваются условия их воспитания и образования, что становится основой для трансформации государства насилия в «культурное государство», которое начинает отстаивать «высшие идеальные ценности».

Основоположником теории классовой борьбы были К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали концепцию происхождения государства и права, опираясь на материалистическое понимание истории и идею классовой борьбы. Непосредственным материалом, который подвергся с их стороны серьезной переработке и обобщению, стали этнографические работы Л. Моргана, Дж. Мак-Леннана и И. Баховена.

Маркс и Энгельс полагали, что в основе общественного развития лежит экономика, производственные отношения. Ключевыми моментами истории, по Энгельсу, стали выделение из родовой общины семьи, появление частной собственности и классов. Господство частной собственности обусловило социальную дифференциацию, разделение бывших общинников на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Государство возникает как механизм, призванный поддерживать систему хозяйства, основанную на эксплуатации одних классов другими. Государство, согласно классическому марксизму, есть продукт раскола общества на антагонистические классы. Само государство, согласно Марксу и Энгельсу, есть всегда выражение классовой диктатуры.

Право, так же, как и государство, представляет собой продукт классовой борьбы. При помощи права правящий класс закрепляет свое господство и систему эксплуатации, устанавливает санкции за посягательства на установленный порядок.

Представителями исторической школы права были немецкие юристы Г. Гуго (1764 — 1844), Ф.К. Савиньи (1779 — 1861), Г.Ф. Пухта (1798 — 1846). Историческая школа права, возникшая как реакция на революционные события в Европе и на господство естественно-правовой теории, ставила своей целью обосновать необходимость сохранения старых феодальных порядков, защитить режим абсолютизма.

Если революционная методология естественного права основывалась на крайнем рационализме, на абстрактном, внеисторическом восприятии человека, права и государства, то немецкие юристы предложили рассматривать политико-правовые учреждения как продукт естественно-исторического развития народной жизни, народного духа. Право и государство, подчеркивали они, всегда есть органическая часть национальной культуры, результат развития национальных традиций и обычаев. Право, подобно языку, формируется постепенно, без скачков, без внешнего вмешательства, подчиняясь внутренним закономерностям национальной истории того или иного народа. Подлинное право всегда возникает как обычай, обычное право, органически вырастающее из глубин народного духа. Савиньи, например, считал, что всякое законотворчество, исходящее от государства, может быть эффективным только в том случае, если оно опирается на обычное право, конкретизирует его.

Историческая школа права, верно, отметила тот факт, что право и государство — явления всегда глубоко национальные, в них аккумулируются национальные традиции и обычаи. Вместе с тем историческая школа права абсолютизировала национальный компонент в ущерб другим причинам и факторам, повлиявшим на возникновение государства и права. Ведь очевидно, что процесс происхождения государства и права был обусловлен не только национальными, но также общими для всех народов факторами.

Изучение процесса происхождения государства имеет также и политико-практический интерес. Та или иная теория происхождения государства позволяет добиваться определенных политических целей.

Особенность современного правопонимания заключается в плюралистичности. В правоведении и теории государства и права имеется множество школ права. Каждая из школ опирается на различные исходные философские и методологические основания.

Основными теориями в понимании права являются нормативная, естественно-философская и социологическая.

Первая стадия может быть названа стадией архаичного права. Главной его особенностью является то, что нормы человеческого общежития в тот период имели локальный, местный характер. Одним словом, что ни община, деревня, племя, народ, то своя система норм (отсюда название «племенное право»).

Вторая стадия развития права может быть названа сословным правом. Оно существовало в феодальном обществе, т.е. в период Средневековья.

Соплеменники стали отличаться друг от друга по социальному положению (вожди, их приближенные, жрецы и др.), по роду профессиональных занятий (земледельцы, землевладельцы, ремесленники, торговцы и др.). Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные профессиональные или социальные функции в обществе и тем или иным образом отличающихся от других, вызывало необходимость в их объединении. Постепенно выкристаллизовываются отдельные слои общества (феодалы, крестьяне, торговцы, ремесленники, духовенство и т.п.), которые, осознавая свои общие интересы, стремятся установить однообразные правила поведения, чтобы защитить свои интересы.

Третьей стадией развития права следует считать развитое или общегосударственное право. Его возникновение в Европе можно отнести к XVII в., времени буржуазных революций и перехода от традиционного общества, основанного на сельскохозяйственном производстве, к индустриальному.

Можно отметить две главные его особенности третьей стадии права:

1) целенаправленное формулирование норм права преимущественно органами государства, причем особой их разновидностью — законодательными органами;

2) защита правовых норм государственными органами, причем здесь опять-таки выделяется особая их разновидность — правоохранительные органы.

Если с оптимизмом смотреть в будущее, можно спрогнозировать следующую траекторию развития права: из национальных систем будут постепенно образовываться региональные правовые системы, которые, в свою очередь, сольются в одну мировую систему права. Роль законодательного органа скорее всего станет выполнять Организация Объединенных Наций. Будут образованы и мировые правоохранительные органы, на роль одного из них уже сейчас делает серьезную заявку, в частности, Международный суд в Гааге. Для обеспечения международных норм в будущем не исключено создание и других международных органов. Однако их предшественниками, вероятно, станут континентальные системы права и соответствующие континентальные органы власти.

Право — сложное явление жизни общества, состоящее из многих и не всегда вполне однородных элементов, но все они часто обозначаются одним и тем же словом «право». Есть два очень важных аспекта понимания права: юридический и социальный в более широком смысле слова.

Юридический аспект, составляющий главное содержание теории государства и права, состоит в раскрытии взаимосвязи прав и обязанностей в общественной жизни, определении сути правового порядка, форм и средств его обеспечения.

Социальный аспект состоит в выявлении места и роли права в жизни общества, его обусловленности природными и социально-экономическими явлениями, интересами различных слоев населения.

В свете изложенного следует, что по мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Анализируя многочисленные сложившиеся в различное время представления и суждения о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты. Это: нормативность права, обязательность, формальная определенность, неперсонифицированность и неоднократность действия права, связь права с государством.

Право — одно из сложных, многоаспектных понятий. Оно существует тысячи лет, а юристы не могут договориться о том, что такое право. По вопросу о понятии, сущности, истоках права и его функционировании в юридической науке существовал и существует целый ряд мнений, взглядов, теорий. И в истории права, и в современной юридической науке существуют различные школы правопонимания, включающего в себя процесс познания права и его восприятие (оценку) как социального явления.

  1. Правопонимание как результат целенаправленной мыслительной деятельности человека субъективно. Поэтому процесс познания права и его восприятия может приводить и приводит к различным положениям.
  2. Теории о праве связаны с различными философскими воззрениями.
  3. Теории о праве возникают на различных этапах развития общества, каждый из которых выдвигает свои проблемы, отражаемые и теории.
  4. Теории отражают мнения различных социальных сил, у которых спои представления о правовом регулировании общественных отношений.
  5. На правопонимание значительное влияние оказывают национальные, религиозные и иные традиции, существующие в той или иной стране. Вспомним, что «сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.

Все теории права условно можно разделить на три вида. К первому виду относятся те теории, которые считают, что право существует автономно от официального права, издаваемого и охраняемого государством. Это право называется позитивным правом. Иногда позитивное право обозначается термином «закон», подразумевая под ним совокупность источников права, признаваемых и охраняемых государством.

Ко второму виду относятся теории, которые отождествляют право и закон (позитивное право).

К третьему виду относятся теории, которые считают, что право возникает и действует при реализации закона (позитивного права).

К первому виду относятся теории естественного права и психологическая теория. С определенной оговоркой можно к данному виду отнести и теологическую теорию, с которой мы и начнем анализ основных юридических школ.

Согласно теологической теории права право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Как уже отмечалось ранее, в христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:

  • вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;
  • божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;
  • естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;
  • человеческий закон — это позитивное право, т.е. право, издаваемое государством. Но поскольку государство — это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Итак, согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:

а) ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;

б) теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.

Положительное в теологической теории. Авторы теории связывают понятия «право» (пусть и как выражение божественной воли) и «справедливость».

Психологическая теория права сложилась в XX в. Основоположником ее является российский ученый Л.И. Петражицкий (1867 — 1931). Наиболее полно она изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Тезисы психологической концепции права;

1) главный источник права — чувства, инстинкты, психика людей;

  • позитивному (официальному) праву придается ограниченное значение. Согласно теории Л.И. Петражицкого, роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Критикуя взгляд на право, как веление государства, автор отмечал, что реально правом оказывается не только то, что находится вне ведения государства, не пользуется его положительным официальным признанием, но и многое такое, что со стороны государства встречает враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле;
  • субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются не позитивным правом (велениями государства), а эмоциями, психикой людей;
  • именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, именно они являются интуитивным правом. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Разновидностью переживании интуитивного права являются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре, которые соответственно формируют игорное право, детское право;
  • интуитивное право носит императивно-атрибутивный (обязательно-притязательный) характер, т.е. представляет собой переживания чувства обязанности сделать что-то (императивная норма) и переживания чувства правомочия на что-то. Таким образом, интуитивное право отождествляется, по сути, с правосознанием;

6) официальное право испытывает давление права интуитивного. Отсутствие взаимодействия права интуитивного и официального вызывает социальные потрясения.

Спорные моменты концепции:

а) природа нрава сводится исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида, Социально-экономические, политические и другие факторы, от которых также зависит природа права, в расчет не принимаются. А ведь психика человека формируется под влиянием соответствующих социально-экономических и политических факторов;

б) интуитивное право не имеет формально определенного характера. При данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может привести к трагическим последствиям. Так, в первые годы советской власти карательные органы использовали пролетарское (революционное) правосознание для борьбы с оппозицией, что способствовало массовому террору.

Положительное в психологической концепции:

а) психологические процессы в обществе — такая же реальность, как экономические или политические процессы. Нельзя издавать законы (т.е. творить позитивное право) без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида;

б) роль правосознания в обществе возрастает, а значит, усиливается и влияние психологических факторов в правовых системах современных государств.

Тезисы теории естественного права;

1) наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо даются от Бога.

Признаки естественного права:

— принадлежность к человеку с момента его рождения;

— неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;

— выражение наиболее существенных социальных возможностей человека;

2) естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право. Еще Цицерон писал: «Несправедливый закон не создает право»;

  • по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права. Таким образом, право и мораль, по сути, отождествляются;
  • при реализации естественных прав имеются свои особенности:

— естественные права реализуются непосредственно, т.е. без какого бы то ни было правоприменительного акта;

— реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.

Однако отнесение ряда из этих прав к числу естественных в юридической литературе подвергается сомнению. Например, собственность при определенных обстоятельствах может быть отделена от человека.

При обозначении указанных прав нередко наряду с термином «естественные» используются определения «неотчуждаемые», «универсальные», «фундаментальные», «элементарные», «основные».

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» (Ф.М. Рудинскии) находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно — при лишении жизни все другие права теряют смысл. Право человека на жизнь зафиксировано в ст. 19 Конституции России, причем это сделано впервые в истории нашей страны.

Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами являются право на свободу, право па достоинство личности, право на личную неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции РФ (ст. 20, 21).

Все другие естественные права представляют собой, так называемые вторичные естественные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве составляющих их частей. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) — составляющие обобщенного понятия свободы.

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в один иерархический ряд.

Данные социальные блага, являющиеся объектами естественных прав, в контексте рассматриваемых вопросов можно обозначить следующим образом.

Спорные моменты теории естественного права:

а) преувеличение роли неписаного права приводит к умалению роли позитивного права;

б) отождествление права и морали уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Положительное в теории естественного права:

а) доктрина признает за человеком его права и свободы в качестве неотъемлемых;

б) прогрессивно положение о том, что законы могут быть неправовыми. Чтобы стать правовыми, они должны приводиться в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. д.;

в) естественно-правовая теория являлась революционной, прогрессивной. Под ее «флагом» на смену феодальному пришел новый строй.

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII — начале XIX в. Ее основные представители — немецкие ученые Ф.К. Савиньи (1779 — 1861), Г.Ф. Пухта (1798 — 1846) находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и в противовес ей разработали свою теорию.

Тезисы исторической концепции права:

  • право — историческое явление. Оно, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно;
  • право является выражением духа народа. Позитивное право произошло от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.;
  • право возникает из исторически сложившихся правил поведения (обычаев), которые облекаются в юридическую форму. Поэтому задача законодателей состоит не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе;
  • данная теория появилась как реакция на естественно-правовую доктрину в качестве идеологии феодализма. В силу этого представители этой теории отрицали естественные права человека, ибо это противоречило обычаям феодальной сословной эпохи.

Таким образом, с точки зрения исторической школы, право — это исторические сложившиеся правила поведения, облеченные в юридическую форму.

Спорные моменты исторической концепции права:

а) право действительно имеет национальные особенности, но в истории имеется много примеров, когда закон или обычай другого народа был воспринят определенной страной благодаря завоеванию (например, право Индии несет на себе отпечаток Англии) отсутствие прочной нормативной основы позволяет решать юридические дела в пользу экономически и политически сильного. Положительное:

а) учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов;

б) подчеркивается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;

в) социологический подход полезен для законодателя и исследователей. Для познания права, решения вопроса об эффективности правовых норм, совершенствования законов следует изучать законодательство в действии, в жизни. Жизнь права — источник выявления пробелов, противоречий в нем.

Позитивное, или положительное (от лат.positives — положительный), право представляет право официальное, т.е. государственными органами в порядке и образом в нормативно-правовых (законах, президента, постановлениях правительства и др.) или иных источниках права.

Право еще правом государственным, при этом в «государственное» тот смысл, что субъектом правотворчества является государство (государственные органы).

В от права позитивного права исходят из того, что приобретает не в силу рождения, а в связи с государством правовых норм. Есть от государства — есть и на что-либо, пет — нет и права.

Следует в виду, что позитивного в абсолютном случаев с понятием права. другими словами, речь идет о вообще, мы подразумеваем, всего, позитивное право.

Особенности позитивных прав:

а) физические лица позитивные лишь с соответствующих норм. Кроме того, права не появляются с человека, как в с правами. Например, право появляется у России с 18 лет и не раньше, а па пенсии он воспользоваться, как правило, лишь в возрасте;

б) реализация позитивных прав также другими факторами, которые указываются в нормативно-правовых актах. Например, на гарантийный ремонт можно воспользоваться не иначе, как при соответствующих гарантийных талонов, магазином в покупки.

Позитивных прав количество и в самых сферах жизни, при этом они касаться как фундаментальных социальных благ (например, права, на образование), так и относительно значимых (например, на проезд в общественном транспорте, осужденного на с и др.).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4