Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с информационно-правовым регулированием порядка выявления правонарушений в сфере защиты конфиденциальной информации.
Информация — важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой объект в международных экономических отношениях. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение.
Вся информация представляет различную ценность для субъекта и, соответственно, ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет создавать различные системы защиты, в том числе и организационную, а главное — правовую. В связи, с чем информация разделяется на три группы: информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме; информация ограниченного доступа — только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (полиция, налоговая инспекция, прокуратура); информация только для работников (либо руководителей) организации. Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении. Часть этой информации составляет особый блок и может быть отнесена к тайне. Важным направлением в сфере законодательства по вопросам информационной безопасности является определение юридической ответственности за совершение противоправного деяния в этой области. Юридическая ответственность — это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
Безопасность информационной системы – это свойство, заключающее в способности системы обеспечить ее нормальное функционирование, то есть обеспечить целостность и секретность информации. Для обеспечения целостности и конфиденциальности информации необходимо обеспечить защиту информации от случайного уничтожения или несанкционированного доступа к ней.
В формирующемся современном мире информация выступает важнейшим компонентом развития общества. Нынешнее гражданское общество постепенно превращается из информированного в информационное, поэтому можно смело констатировать, что XXI век по праву считается веком информации. Информация приобретает глобальный характер; не существует границ для потока информации; информация является значимой как для себя лично, так для государства и общества в целом; каждый может искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Информационное общество развивается стремительными темпами, и это развитие сказывается на характере общественных отношений, которые формируется между людьми, а также между ними и государством.
В настоящее время провозглашена программа по созданию единого информационного пространства России, формирование и развитие которого необходимо для обеспечения оперативного доступа граждан к сведениям, имеющимся в информационных системах, а также в целях реализации полномочий органов государственного управления в сфере управления экономикой, в области безопасности личности, общества и государства с преимущественным использованием информационных систем. При правовом регулировании использования информационных систем важную роль играет проблема установления порядка доступа к информации, которая функционирует в различных видах тайн.
Поэтому порядок доступа устанавливается органами государственного управления в соответствии с законом, а использование такой информации регулируется правовыми режимами оборота информации конфиденциального характера. Обеспечение конфиденциальности в процессе оборота информации является обязательным условием, определяющим дальнейшую деятельность органов государственного управления, и оборот информации конфиденциального характера в этих органах регулируется правовыми режимами служебной тайны и персональных данных. Исследование правовых режимов служебной тайны и персональных данных вынужденная мера, так как не разработанность данных режимов на современном этапе затрагивает не только граждан, но и органы государственного управления. Главенствующая цель правового режима служебной тайны и персональных данных заключается в обеспечении защиты прав субъектов, которые предоставляют информацию конфиденциального характера в органы государственного управления, а также контроль за тем, как должностные лица реализуют право на ограничение информации, которая создается в данном органе в интересах государственного управления.
Все эти факторы в совокупности обусловили возникновение научного интереса к правовым режимам оборота информации конфиденциального характера в сфере государственного управления.
Практическая значимость даннойработы заключается вусовершенствовании методики выявления и предотвращения правонарушений в сфере защиты конфиденциальной информации в процессе работы территориальных налоговых органов;
Объект исследования: правовые и организационные особенности выявления правонарушения в сфере защиты конфиденциальной информации.
Предмет исследования: механизмы выявления правонарушений в сфере защиты конфиденциальной информации.
Цель исследования: изучитьправонарушения в сфере защиты конфиденциальной информации иопределить особенности их выявления в рамках служебных полномочий.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть понятие, виды и структуру конфиденциальной информации;
2) изучить организационно-правовые механизмы выявления правонарушений в сфере защиты информации;
3) изучить нормативно-правовые основы защиты конфиденциальной информации;
4) проанализировать систему защиты конфиденциальной информации, в том числе и персональных данных;
5) обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию системы выявления правонарушений в сфере защиты конфиденциальной информации.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
- Понятие конфиденциальной информации
В широком смысле слова, конфиденциальная информация – это сведения с ограниченным доступом. В узком смысле, конфиденциальная информация имеет особую ценность для лиц, пребывающих на государственной службе или работающих в организации.
Законодатель раскрывает понятие «конфиденциальность информации» в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, к данным ограниченного доступа относятся сведения, которые не могут быть переданы третьим лицам без согласия на это обладателя данных.
Конфиденциальная информация представляет собой определенную тайну, поскольку она доступна только нескольким категориям лиц, имеющим право и доступ на работу с ней. Охрана и правовая защита конфиденциальных данных гарантирована государством и закреплена в Конституции РФ. В основном законе РФ указано, что гражданин, организация и государство, имеют право на тайну.
Основными источниками правового регулирования конфиденциальной информации в РФ являются:
• международные договоры и соглашения;
• конституция РФ;
• федеральные законы;
• законы субъектов;
• локальные акты.
В информационной безопасности и защите информации специалисты придерживаются следующего определения: конфиденциальность информации — свойство безопасности информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты доступа, имеющие на него право.
С развитием информационных технологийпроблема конфиденциальности и конфиденциальной информации приобретает большую значимость. И в различных областях и различных странах конфиденциальность и информация, относящаяся к конфиденциальной определяется по-разному.
В странах Европейского союза конфиденциальность информации регулируется с помощью ряда соглашений и директив, таких как директива ЕС 95/46/ЕС, 2002/58/ЕС и ETS 108, ETS 181, ETS 185, ETS 189.
Так, конвенция «О преступности в сфере компьютерной информации» (ETS № 185) направлена на сдерживание, в том числе, действий, направленных против конфиденциальности компьютерных данных и компьютерных сетей, систем. Согласно данной конвенции для противодействия преступлениям против конфиденциальности доступности и целостности компьютерных данных и систем каждая сторона принимает законодательные и иные меры, необходимые для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления согласно её внутригосударственному праву:
Противозаконный доступ
Неправомерный перехват
Воздействие на данные
Воздействие на функционирование системы
Противозаконное использование устройств.
Согласно конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (ETS N 108) стороны должны соблюдать секретность или конфиденциальность при обработке персональных данных, а также в отношении информации сопровождающей ходатайство о помощи.
Директива «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» (N 95/46/ЕС) затрагивает вопрос конфиденциальности в своей области. Согласно данной директиве, «оператор» — физическое или юридическое лицо, государственный орган, агентство или любой другой орган, который самостоятельно или совместно с другими определяет цели и способы обработки персональных данных; когда цели и способы обработки определены законодательством или подзаконными актами на национальном уровне или уровне Сообщества, оператор или конкретные критерии его назначения могут быть установлены национальным законодательством или законодательством Сообщества. А «обработчик» — это физическое или юридическое лицо, государственный орган, агентство или любой другой орган, который обрабатывает персональные данные от имени оператора. Для обеспечения конфиденциальности, любое лицо, действующее под руководством оператора или обработчика, включая самого обработчика, которое имеет доступ к персональным данным, не может их обрабатывать, кроме как по поручению оператора, если оно не обязано это делать по закону.
Согласно, дополнению к директиве № 95/46/EC, директива 2002/58/ЕС, конфиденциальность относительно обработки персональных данных и защите частной жизни в электронном коммуникационном секторе заключается в запрете просмотра, записи или хранения, а также других способах вмешательства или наблюдения за сообщениями и относящего к ним данным по трафику, осуществляемые лицами или другими пользователями без согласия самого пользователя.
На данный момент в российском законодательстве чёткого определения понятия «конфиденциальная информация» нет. В утратившем силу Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»говорится, что конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующий Федеральный закон № 149-ФЗтермина «конфиденциальная информация» не содержит. Однако, он описывает понятие «конфиденциальности». «Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя». Согласно этому же закону «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
В Указе Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (далее – Указ Президента № 188) к сведениям конфиденциального характера относят:
Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты.
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Таким образом, в Российской Федерации конфиденциальность определяется как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённым сведениям (сообщениям, данным) независимо от формы их представления, требование не передавать их третьим лицам, без согласия лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Выше был приведен список сведений которые относят к конфиденциальным. Но закон «Об информации» разрешает обладателю информации наделять её статусом конфиденциальности самостоятельно. Поэтому, список в Указе Президента № 188 является примерным.
Понятие конфиденциальности используется практически во всех областях, как в коммерческих структурах, так и государственных. Когда речь заходит о конфиденциальности на предприятиях, то чаще всего имеется в виду коммерческая или государственная тайна.
Конфиденциальность — обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение её распространения кругом лиц, о которых испытуемый был заранее извещен.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Принятие решений, что относить к коммерческой тайне лежит на лице занимающимся предпринимательской деятельностью, однако есть перечень сведений, на которые подобный режим не может быть наложен:
Содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
Содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
О численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
О нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Основные меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем, включают:
Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путём установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
Учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
Регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
Нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В психологии конфиденциальность — это одно из основных прав испытуемого. Информация получаемая при обследовании или эксперименте не должна быть доступной третьим лицам в том случае, если это может смутить испытуемого или причинить ему вред. Кроме того, использование полученной информации ограничивается научными целями, о чём испытуемому нужно сообщить до получения информированного согласия.
В процессе психологического исследования вопрос конфиденциальности затрагивается во время сбора данных и помещения их на хранение, а также при обнародовании результатов.
В подобных случаях конфиденциальность обеспечивается путём использования кодов вместо имен, или же если речь идет об обнародовании информации, то изменением имен и опускание географической информации.
- Виды конфиденциальной информации
Конфиденциальная информация делится на несколько видов в зависимости от содержания и от того, в каком кругу используется:
1. Служебная тайна.
Согласно Указу Президента № 188под служебной тайной понимают информацию, имеющую особую ценность, доступ к которой ограничивается государственными органами РФ в соответствии с действующим законодательством.
Информация, являющаяся служебной тайной, также регулируется положениями Постановления Правительства РФ № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти».
В указанном Постановлении закреплены правовые положения о работе с информацией, составляющей служебную тайну:
•обязательное проставление отметки «Для служебного пользования»;
•передача сотрудникам информации, содержащей служебную тайну, только под расписку;
•хранение сведений «Для служебного пользования» в сейфах;
•уничтожение документов, содержащих служебную тайну только по акту;
•копирование документов со служебной тайной с письменного согласия руководителя.
2.Налоговая тайна.
Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.
Также к налоговой тайне относится коммерческая тайна, например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).
Налоговая тайна не подлежит разглашению. Однако налоговый орган в некоторых случаях обязан передавать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).
Не являются налоговой тайной, в частности, следующие сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
•общедоступные сведения, например данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юридических лиц и ИП) или данные бухгалтерской отчетности, которые можно получить в государственном информационном ресурсе по запросу (ч. 9 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете);
•о применяемомспецрежиме, о среднесписочной численности работников;
•о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
•о примененных инспекцией обеспечительных мерах (способах обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов);
•об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
•о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
•об участии в КГН;
сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.
3. Коммерческая тайна.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ (далее – Федеральный закон № 98-ФЗ), под коммерческой тайной понимается режим ограничения использования, передачи и распространения информации, которая позволяет ее обладателю получить материальную или нематериальную выгоду.
Обладание чужой коммерческой тайной позволяет конкурентам увеличить прибыль, избежать лишних расходов, получить привилегии на рынке товаров и услуг.
Согласно Федерального закона № 98-ФЗ, сведениями, составляющими коммерческую тайну, могут быть результаты интеллектуальной деятельности, научно-техническая информация, которая представляет собой особую коммерческую ценность для организации.
Ценность коммерческой тайны заключается в том, что она известна лишь определенному кругу лиц и недоступна третьим лицам. Примером коммерческой тайны может служить производство по уникальной технологии какой-либо продукции.
Законодатель, помимо прочего, указывает, какие сведения не могут признаваться коммерческой тайной:
•сведения из единого государственного реестра юридических и физических лиц, подтверждающие факт внесения записи в реестр;
•лицензии и сертификаты, которые дают право заниматься предпринимательской деятельностью;
•сведения о количестве сотрудников и размере заработной платы на предприятии;
•информация, касающаяся задолженности или невыплаты заработной платы и любых социальных выплат;
•сведения о нарушении законов и привлечении к юридической ответственности;
•информация, касающаяся безопасности граждан, общества в целом и окружающей среды;
•список лиц, имеющих право совершать юридические действия без доверенности;
•информация о проведении конкурсов или аукционов по приватизации государственной или муниципальной недвижимости.
4. Персональные данные.
Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) поясняет, что можно считать персональными данными. Исходя из ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ, персональные данные – это любые сведение относящиеся (прямо или косвенно) к субъекту персональных данных, то есть физическому лицу.
Согласно закону, получение, обработка, хранение и иные действия с персональными данными физического лица, производятся только с согласия последнего.
При этом лицо, которое занимается обработкой персональных данных, не имеет права разглашать сведения, которые ему предоставляет гражданин. В исключительных случаях допускается передача таких данных, если физическое лицо лично дает на это согласие, либо это предусмотрено действующим законодательством.
5. Тайна уголовного судопроизводства.
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее — УПК РФ), закреплено положение, которое запрещает разглашать сведения, касающиеся уголовного дела на стадии предварительного расследования.
Следователь или дознаватель обязан сообщить участникам уголовного судопроизводства о недопустимости разглашении сведений по уголовному делу, о чем составляется соответствующая расписка.
Однако в ст. 161 УПК РФ говорится о том, что в исключительных случаях данные предварительного расследования могут предать гласности с разрешения лиц, ведущих расследование. Также, законодатель отмечает, что информация, которая может быть оглашена, не должна противоречить интересам следствия и участников уголовного судопроизводства.
При этом запрещается разглашение сведений, которые содержат информацию о частной жизни участников уголовного дела, а также несовершеннолетних граждан, которые не достигли возраста 14 лет.
6. Судебная тайна.
В судопроизводстве также существует конфиденциальная информация, которая называется судебная тайна. В любой отрасли права (административной, гражданской и уголовной) законодатель закрепляет принцип ее соблюдения.
Сущность данного принципа состоит в следующем:
•судья или коллегия судей выносят решение только в совещательной комнате;
•никто, кроме судей, не имеет право участвовать при вынесении решения, за исключением присяжных заседателей;
•при участии в судебном разбирательстве присяжные заседатели не имеют права разглашать решения суда;
•неразглашение информации по делам особой категории. Несмотря на то, что в РФ одним из принципов судопроизводства является гласность, то есть открытость судебного заседания, имеется ряд дел, по которым заседание в обязательном порядке должно быть закрытым. К таким делам, например, относятся все дела, касающиеся защиты прав и интересов несовершеннолетних.
7. Профессиональная тайна.
Профессиональная тайна есть практически в каждой профессии: врач, адвокат, нотариус, психолог. Для каждого специалиста существует особое понятие профессиональной тайны, которая регламентированное в различных правовых актах.
Например, адвокаты руководствуются Федеральным законом № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В ст. 8 закона указано, что адвокатской тайной признаются сведения, которые стали известны адвокату при оказании юридической помощи своему доверителю. При этом недопустим допрос адвоката по обстоятельствам, которые стали ему известны в ходе профессиональной деятельности.
Аналогичные правовые положения закреплены для нотариусов, врачей и иных специалистов, получающих сведения, которые не подлежат разглашению. Каждый сотрудник, который получает доступ к данным, подписывает документ о неразглашении сведений.
- Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации
В предыдущих разделах были упомянуты некоторые источники, регулирующие правовые режимы конфиденциальной информации. Остановимся на этой теме более подробно.
Обеспечение защиты конфиденциальной информации складывается из следующих составляющих:
1. Нормативные правовые акты РФ.
2. Нормативно-методические и методические документы.
3. Стандарты.
В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:
Акты федерального законодательства;
Международные договоры РФ;
Конституция РФ;
Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
Указы Президента РФ;
Постановления правительства РФ;
Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.
Приведем примеры:
Основные направления правового регулирования информационных отношений — конституционное и гражданско-правовое. Как продолжение свободы мысли и слова, которая закреплена в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется соответствующим федеральным законом. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, предоставлять ее по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Ст. 19 Основ законодательства РФ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» конкретизирует это установление закреплением определенного механизма реализации прав граждан на информацию о факторах, влияющих на их здоровье (п.5 пп.7 ст. 19).
Федеральный закон № 149-ФЗ — назначение закона обеспечение защиты информации, регулирования отношений при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств).
Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. На мой взгляд, это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну, во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна — это тоже конфиденциальная информация. Поэтому более правильно, на мой взгляд, под конфиденциальной информацией понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц, и в отношении которой установлен режим той или иной степени секретности.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона № 149-ФЗ содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется:
1) на информацию, свободно распространяемую, например, посредством средств массовой информации;
2) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Например, информация, составляющая коммерческую или государственную тайну.
В п. 2 этой статьи приводится разделение информации в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть общедоступной; ограниченного доступа.
Федеральным законом № 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без их использования, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
ФСТЭК предлагает выделять персональные данные из информационных систем, содержащих информацию ограниченного доступа и защищаемых в режиме тайны, что во многих случаях не реализуемо. Выделение персональных данных из общего массива охраняемой информации создает для оператора проблему соотношения требований по технической защите информации, а также проблему соотношения прав и обязанностей субъектов в отношении защищаемой информации.
С 1 января 2008 года в силу вступила часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), регулирующая отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Введены понятия «секрет производства» (ст. 1465 ГК РФ: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (технические, производственные, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа, на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны) и «служебные секреты производства» (ст. 1470 ГК РФ: исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства).
Что касается служебных секретов производства, то исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работодателю. Но существует и важная особенность: на работника возлагается обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства независимо от того, создал ли такой работник результат интеллектуальной деятельности или соответствующие сведения стали известны работнику лишь в связи с выполнением своих служебных обязанностей.
Федеральный закон№ 98-ФЗ, Федеральный закон№ 149-ФЗи часть 4 ГК РФ — ввели, как говорилось выше, и новые понятия, и изменили содержание некоторых прежних понятий, относящихся к данному вопросу. Ст. 139 ГК РФ, определявшая коммерческую тайну, отменена.
В ст. 3 Федерального Закона № 98-ФЗ определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»(Федеральный закон№ 63-ФЗ)- данный закон призван обеспечить конфиденциальность информации в электронном виде — подписи, которая рассматривается как личная подпись субъекта.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ»О техническом регулировании» — закон призван обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в областииспользования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов.
Иные федеральные законы в том или ином аспекте также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации. Так, глава 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (далее – КоАП РФ) устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации.
В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение ее средств, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных соответствующим законодательством РФ.
В числе нормативных правовых актов, частично регулирующих рассматриваемые отношения, следует назвать также Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в них, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Кроме того, приняты и иные нормативные правовые акты в данной области.
Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» — указ призван обеспечить защиту информации путем создания Федеральной службой по техническому и экспортному контролю своих территориальных органов, Государственного научно-исследовательского испытательного института проблем технической защиты информации.
Указ Президента РФ от 20.01.1994 N 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» установил, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Указ Президента Российской Федерации № 188 от 6 марта 1997 г. установил перечень сведений конфиденциального характера.
Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности»- данное постановление регламентирует порядок обращения и работы с конфиденциальной информацией федеральными органами исполнительной власти с целью предотвращения угрозы утечки информации и обеспечения защиты информации.
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 «О сертификации средств защиты информации» — данное Постановление утвердило Положение об обязательной сертификации средств защиты информации, где отражен порядок сертификации средств защиты информации в Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления ее обеспечения и служит основой для формирования государственной политики и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также для разработки ее целевых программ.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.
Российская Федерация является участником международных договоров, касающихся информации, информационных технологий и защиты информации. Общее число тайн превысило 40, а термин «конфиденциальность» встречается в 84 федеральных законах и 706 международных актах, в том числе в межправительственных соглашениях. В качестве примеров можно привести следующие документы: Европейская Конвенция об информации относительно иностранного законодательства (ETS № 62) (заключена в Лондоне 7 июня 1968 г.); Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией и Соглашение об обмене экономической информацией (заключены в Минске 26 июня 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области информации (заключено в Бишкеке 9 октября 1992 г.); Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности (заключено в Москве 24 сентября 1993 г.); Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (заключена в Стамбуле, 6 марта 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации (заключено в Москве, 24 декабря 1999 г.); Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185) (заключена в Будапеште 23 ноября 2001 г.); Соглашение между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области информационных технологий и связи (заключено в Ганновере 11 апреля 2005 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма о взаимной защите секретной информации (заключено в Москве 3 апреля 2006 г.) и др.
Подводя итог по Главе I. можно сделать вывод, что конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную, профессиональную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.
Отношения по поводу информации в целом и конфиденциальной информации в частности, регулируются правом. При этом информация как таковая и конфиденциальная информация являются предметом регулирования различных отраслей права и нормативных правовых актов РФ, важнейшее место среди которых занимает Конституция РФ.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф