Сессия под ключ!
Меню Услуги

Правовая ответственность граждан за посягательство на государственную тайну.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

1.1. Понятие, значение и история охраны государственной  тайны..

1.2. Виды государственной тайны..

2. ВИДЫ ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

2.1. Уголовная ответственность за нарушение государственной тайны..

2.2. Административная ответственность за нарушение государственной тайны

2.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение государственной тайны

2.4. Дисциплинарная ответственность за нарушение государственной тайны

2.5. Судебная практика по защите государственной тайны.

2.6. Предложения по совершенствованию  правовой  защите государственной тайны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, Закону Российской Федерации «О государственной тайне» в июле 2018 г. исполнилось двадцать пять лет.

За прошедшие четверть века российский закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для Российского государства значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства.

Сейчас охрана государственных секретов проходит в условиях сформировавшихся и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества, что детерминирует необходимость анализа.

Охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства и экономической конкуренции.

Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия.

В этом аспекте представляется существенным, что в Германии при определении государственной тайны акцент делается на тяжести негативных последствий для государства, возникающих в результате разглашения таких сведений.

В советский период сложилась в достаточной мере слаженная система обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Россией и иными странами на постсоветском пространстве. В системе специальных правовых режимов охраняемых законом тайн государственная тайна имеет наиболее разработанный и устойчивый характер. Охрана государственной тайны реализуется на базе комплексного межотраслевого правового режима.

Время, прошедшее с момента принятия действующего Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, – по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос не только о необходимости совершенствования соответствующего законодательства.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что любое государство стремится к безопасности своих границ и своего населения. В современном мире наибольшую ценность представляет информация, посредствам которой злоумышленники могут получить доступ к стратегическим объектам, достижениям науки и техники, экономическому потенциалу страны.

Защита безопасности страны является приоритетным направлением государственной политики и от того, насколько эффективно это направление будет реализовываться, зависит будущее целого народа.

Данной проблематике посвящены работы таких авторов как Шигапова К.Р., Харитонов А.Ю., Корсун Р.В., Лекарев С.В.,   Волчинская Е.К., Тихомиров М.Ю. и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.

Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить понятие, значение государственной тайны,

— исследовать виды государственной тайны,

— рассмотреть уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение государственной тайны,

— проанализировать судебную практику по защите государственной тайны.

— сформулировать предложения по совершенствованию  правовой  защите государственной тайны.

Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.

Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере правового регулирования ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.

Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

 

1.1. Понятие, значение и история охраны государственной  тайны

 

С течением времени появляются все новые и новые виды тайны. Сегодня Российское законодательство выделяет около пятидесяти различных видов тайн. Среди них государственная тайна занимает особое место. И это понятно. Что же может быть важнее для государства, чем защита государственных секретов? Закрепление категории «государственная тайна» на законодательном уровне создает особый статус для наиболее ценной и важной информации, благодаря которой реализуются все направления безопасности государства: военный, внешнеполитической и экономический.

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам.

В научной и учебной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным.

Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним. Так, М.Ю. Тихомиров под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение[1].

С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин определяют государственную тайну как «особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства»[2].

С.В. Лекарев интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законом о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников[3].

Появление государственной тайны связано с возникновением государства: поскольку не может быть государственной тайны, если нет государства. Причем, этот тезис кажется настолько очевидным, что ни у кого не вызывает сомнений.

Для изучения вопроса проанализированы источники и публикации специалистов в указанной сфере и выявлено, что изучению проблемы появления и становления государственной тайны уделяется недостаточное внимание. Тем не менее, удалось найти несколько работ. Прежде всего, это труды известного ученого в области защиты государственной тайны Вуса М.А. Работа Гатагоновой Р.М. «Становление и развитие института защиты государственной тайны в России» была опубликована в журнале «Бизнес в законе» в 2010 г. Информация из данного ресурса полезна тем, что даёт общее представление о поставленной проблеме.

Труд Бородиной М.И. «Отечественное законодательство о закреплении государственной измены и шпионажа, как преступлений против государства в период до 1917г.» полезен тем, что в нём достаточно подробно рассмотрена изучаемая проблема в дореволюционный период.

Сведения, полученные из указанных статей и ряда других источников, касаются различных аспектов появления и развития государственной тайны в России. В чём-то они повторяют друг друга, в чем-то дополняют. Однако один факт остается неизменным во всех источниках: защита государственной тайны на законодательном уровне впервые была установлена… Петром Великим!

Это обстоятельство вызывает недоумение. Наше государство существовало уже не один век, а врагов всегда было достаточно, и они часто пытались повернуть руль политики в свою сторону, выведывая те или иные секреты.

Справедливости ради надо вспомнить, что специалисты-тайнописчики были в России на государственной службе с момента образования Посольского приказа. Однако у нас нет достаточного комплекса источников по данной проблеме, которые могли бы показать, что на государственном уровне решались вопросы защиты государственной тайны в более раннее время. Поэтому официальный отсчёт законодательной защиты государственной тайны следует вести с петровских времён.

Почему же до первого императора никто не додумался защитить тайны государства? Это можно объяснить тем, что государство прочно ассоциировалось с царём, личность которого в умах людей обладала божественным началом. Поэтому наши далекие предки даже не помышляли о том, чтобы покуситься на «святое».

Однако с течением времени, когда начала формироваться оппозиция верховной власти, возникла безусловная необходимость защиты государственной тайны.

И вот, 28 февраля 1720 г. Пётр Великий подписывает знаменитый «Генеральный регламент», в котором есть примечательные для нас строки: «тайно из коллегиальных писем и документов что унесёт, тому, по факту, головы не сносить»[4].

В этом же документе можно найти еще целый ряд «установок», касающихся государственной тайны: «Когда же к службе и пользе его величества, какое тайное дело, или какое б оно ни было, которое приказано мне будет тайно содержать, и то содержать в совершенной тайне, и никому не объявлять, кому о том ведать не надлежит определяемым инструкциям, и регламентам, и указам, надлежащим образом, по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы, ни вражды, противно должности своей и присяги не поступать: и таким образом себя весть и поступать, как доброму и верному его царского величества рабу и подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред богом, и судом его страшным, в том всегда ответ дать могу, как суще мне господь бог душевно и телесно да поможет.

В заключении же сей моей клятвы целую слова и крест спасителя моего. Аминь».

Так Пётр I прорубил окно в деле защиты государственной тайны. Однако важно заметить, что первые тайнописчики появились еще в середине XVI века. Можно сказать, что ранее существовали отдельные элементы защиты секретов. Тем не менее, именно сын Алексея Михайловича включил в законы защиту тайны государства.

После смерти Петра Алексеевича Правительствующий сенат не раз в своих приказах дополнял законы, касающиеся государственной тайны.

К примеру, в приказе от 30 апреля 1765 г. предписывалось поставлять на бумагах и конвертах по делам секретным пометки: «Секретно»[5]. А в приказе от 7 января 1768 г. невыполнение вышеозначенного приказа облагалось существенным штрафом в 10 рублей (самая дорогая монета в тот исторический период).

Елизавета Петровна почти решилась на Уголовное уложение  (1754 г.). Был составлен черновик этого документа в котором было написано: «Кто Нашему Императорскому Величеству и государству изменит и против Нашего Величества вооружится, или город изменою сдаст и за зарубежных или иных государств людей для измены же примет, или с неприятелями Нашей империи о государственных делах, подлежащих тайности, письменную пересылку иметь будет или фальшивые изменнические ведомости, через которые бунт или возмущение в народе произойти может, или кто словами, делом или письмами к бунту и возмущению причину подаст, — и таких изменников казнить смертию — четвертовать»[6].

Однако, все старания были тщетными и подпись императрицы так и не украсила проект.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. защита государственной тайны получила дальнейшее развитие. В этом документе определяется, что же является государственной тайной.

В конце девятнадцатого столетия государственная измена определялась нарушениями при работе со следующим кругом элементов: тайные правительственные распоряжения, дипломатические и военные тайны.

Целых двадцать лет проводилась работа над новым Уголовным уложением, основу которого составили: Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), Военно-уголовного кодекса (1875 г.), Военно-морского устава (1886 г.). Завершена данная работа была в 1903 г. В указанном уложении была установлена ответственность за «шпионство».

Начало XX века в целом ознаменовалось активной борьбой государств всего мира со шпионством. В 1912 г. шпионаж приравнивается к государственной измене.

Резюмируя итоги законодательной защиты государственной тайны в дореволюционной России, можно отметить, что в это время были заложены основы для создания документа, регламентирующего защиту государственной тайны. Однако термин «государственная тайна» отсутствовал как таковой, его заменял «секретные сведения».

Первая мировая война, заставила перевести все помыслы в этой сфере на военные рельсы. Поэтому хорошо проработанной оказалась проблематика военных преступлений и выдача сведений врагу в военное время.

И вот в истории России наступила эпоха советского государства. Именно в данный период появился документ, включающий в себя список данных, составляющих государственную тайну. Особенная проработка данного вопроса объясняется тем, что советское государство было рождено в огне мировой войны, прошло Гражданскую войну, одолело страшного врага в ходе Великой Отечественной Войны и, без передышки, вступило в «Холодную войну».

Как мы видим, с самого своего рождения советское государство было окружено враждебно настроенными против неё странами. Поэтому неудивительно, что государственная тайна получила полное законодательное закрепление[7].

Одним из первых законов стал Декрет о печати, по которому запрещалось распространение всех сведений и действий, имеющих целью настроить население многомиллионной страны против советской власти. А в 1922 г. была сделана одна из первых попыток урегулировать проблему секретного делопроизводства: был составлен и установлен список учреждений, в которых устанавливался особый порядок обработки, хранения и пересылки документов.

Этот пример наглядно показывает, какой путь от тайнописчика до советского делопроизводителя был пройден в области защиты государственной тайны.

Десятого июня 1947 г. постановлением Совета Министров СССР был утвержден перечень сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение сведений, указанных в данном перечне, преследовалось по закону. Сведения, касающиеся военной тайны, засекречивались вплоть до отдельной роты.

Информация, которая касалась внешней политики, становилась секретной вплоть до газетных сообщений. Такое внимание к мелочам, как было отмечено выше, обосновывалось сложной политической ситуацией.

Современный Федеральный закон «О государственной тайне» был принят 21 июля 1993 г. С этого момента понятие государственной тайны приобрело совершенно определённое место среди всех остальных тайн.

После вступления в силу Федерального закона «О государственной тайне» эта категория также была закреплена и в Конституции Российской Федерации.

История законодательной защиты государственной тайны имеет богатую историю, хоть и не ведёт своё начало с основания государства. Ведь в далёкие времена люди смотрели на своих правителей как на представителей божественных сил.

Однако появление групп несогласных с решениями правителей побудило последних защищать на уровне законов сведения, от которых зависела жизнь всего государства.

С течением времени этот процесс всё более и более детализировался. На современном этапе организация защиты государственной тайны — это хорошо проработанный и чётко отлаженный технологический процесс.

Существующая нормативная база охватывает практически все стороны защиты секретных сведений.

Интересно, что подход к организации защиты государственной тайны практически не изменился с петровских времен. Именно тогда были сформулированы основной подход и правила работы с секретными сведениями: порядок следовать «инструкциям, и регламентам», помечать секретные документы соответствующим грифом, «поступать, как доброму и верному его царского величества рабу»[8] в деле сохранности государственной тайны и, наконец, была введена ответственность за невыполнение необходимых требований.

Можно выделить, пожалуй, единственное по-настоящему принципиальное отличие: в наше время существует специальный порядок отнесения информации к государственной тайне, которого не было в петровские времена.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Советский период нашей истории характеризовался тотальным характером закрытия информации во многих сферах деятельности государства.

Повсеместно и широко использовалось понятие государственные секреты, которым объединялись государственная и служебная тайны. По имевшимся оценкам, до 70% всех нормативных актов, имевшихся в СССР, носили закрытый характер[9]. Это во многом явилось следствием влияния как внешних, так и внутриполитических факторов. «Система защиты секретов зародилась в трагический для советского народа период обострения классовой борьбы, выкристаллизовалась в годы Великой Отечественной войны и укрепилась во времена войны холодной»[10].

Существовавшая в СССР система защиты секретов представляла собой иерархическую административную структуру; основанная на властном подчинении, она являлась опорой государства в проведении его внутренней и внешней политики[11]. Правовой статус субъектов в сфере охраны государственных секретов и обеспечения режима секретности определялся не Конституцией и законами, а директивными указаниями ЦК КПСС, выходившими в виде отдельных или совместных с Советом Министров СССР постановлений.

Решения о наиболее важных направлениях защиты государственных секретов, в частности, все перечни главнейших сведений, составлявших в различные периоды государственную тайну в СССР, принимались правительством.

Обязывающие нормы содержали предписание лицам, допущенным к секретным работам, документам и изделиям, совершать действия по обеспечению режима секретности в соответствии с требованиями общесоюзной секретной «Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР» (последняя такая Инструкция была утверждена Постановлением Совета Министров СССР в 1987 г.).

В Советском Союзе, как известно, 80% научно-производственного потенциала работало на оборону, было связанно с разработкой новых видов вооружения, военной и специальной техники. Усиление режима секретности было продиктовано объективной необходимостью укрепления обороноспособности страны, в частности, созданием ракетно-ядерного щита СССР.

Исследовательские и экспериментальные работы в любых областях науки и техники в СССР до их окончу-тельного завершения практически были секретными. В рамках действовавшего законодательства была определена процедура получения разрешения государства на их открытое опубликование.

Контроль обеспечения режима секретности и цензура опубликования открытых изданий научно-технического и иного характера находились в ведении органов КГБ СССР и Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР.

Ведущие вузы страны в больших объёмах вели оборонные работы и готовили специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Вместе с тем правовая грамотность и осведомлённость подавляющего числа таких специалистов в вопросах документов и регламентных норм, определявших режим секретности, была «в части, касающейся». Недостатки частично компенсировались партийно¬политической воспитательной работой, пропагандой политической бдительности[12].

В 1982 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности государственных секретов по оборонной тематике» (№ 751-194), которым, в частности, предписывалось ввести для студентов оборонных специальностей высших учебных заведений спец-курс «Основы защиты государственных секретов СССР».

Правильное решение, однако, не было достаточно хорошо реализовано; в частности, методическими материалами, преподавателями и учебной литературой организация такого спецкурса не была в должной мере обеспечена.

Развернувшиеся в стране на рубеже 90-х гг. социально-экономические трансформации, реформы, повлекшие воссоздание институтов частной собственности и частного права, повлекли подвижки во взглядах на институт государственной секретности.

Первые попытки поиска подходов к легитимному правовому регулированию вопросов защиты информации в стране были предприняты Институтом проблем информации КГБ СССР в 1987-1988 гг.

В декабре 1990 г. в г. Обнинске прошла первая (и оставшаяся единственной в СССР) научно-практическая конференция «Безопасность информации (БИ-1)».

На этой конференции уже в практической плоскости затрагивались концептуальные аспекты правового регулирования информационных отношений и защиты информации, представлялась первая рабочая версия законопроекта «О защите информации».

В октябре 1991 г. в Ленинграде, в Библиотеке Академии наук, прошла научная конференция «Свобода научной информации и охрана государственной тайны». Резолюция этой конференции, направленная председателям Верховных Советов РСФСР, Беларуси и Украины, содержала призыв предпринять неотложные шаги по законодательному регулированию вопросов секретности, созданию в тогда ещё единой стране закона о государственной тайне.

22 ноября того же года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о правах и свободах человека и гражданина, ст. 13(2) которой провозгласила: «Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию.

Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом». Однако вскоре Союз распался, и многим конструктивным замыслам, таким как идея подготовки пакета всех основополагающих законодательных актов для начавшей бурно развиваться информационной сферы на единой концептуальной основе, не суждено было осуществиться.

Образование после распада СССР самостоятельных независимых государств повлекло развитие в них национального законодательства. Вопросы государственной безопасности актуализировались одними из первых, и одними из первых были приняты национальные законодательные акты в сфере защиты государственных секретов.

В их числе первыми на постсоветском пространстве оказались принятые в 1993 г. закон «О защите государственных секретов в Республике Казахстан» и закон «О государственной тайне» в Российской Федерации.

В последующие годы национальное законодательство в постсоветских государствах в обсуждаемой сфере развивалось и совершенствовалось.

В настоящее время в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) представлены четыре различные модели базовых законов в рассматриваемой сфере со своим понятийным аппаратом.

Это законы:

— «О государственной тайне» (Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина);

-«О государственной и служебной тайне» (Республика Армения); «О государственных секретах» (Республика Беларусь, Казахстан и Таджикистан);

-«О защите государственных секретов» (Кыргызская Республика, Туркменистан и Республика Узбекистан), отличающиеся, прежде всего, своим предметом правового регулирования и понятийным аппаратом[13].

Таким образом, законодательное регулирование сферы защиты государственных секретов является важным элементом суверенитета и обеспечения безопасности государства.

 

1.2. Виды государственной тайны

 

Государственную тайну составляют:

-сведения в военной области;

-сведения в области экономики, науки и техники;

-сведения в области внешней политики и экономики;

-сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Как отмечает В. Стрельников, такие сведения можно классифицировать по нескольким группам:

— Сведения в военной области, касающиеся стратегических и оперативных планов, планов строительства и функционирования вооруженных сил, сведения о технологиях и производствах в военной сфере, о местонахождении и дислокации военных объектов. Также это сведения из области экономики, науки и техники, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности государства.

— Сведения в области разведки, контрразведки и оперативно- розыскной деятельности в стране и за ее пределами.

— Сведения о финансово-кредитной, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства, преждевременное распространение которых может нанести ущерб его безопасности.[14]

По нашему мнению, данная классификация не удачна, так как должна отражать четыре группы, согласно ст. 5 Закона № 5485-1 «О государственной тайне».

Р.В. Корсун отмечает, что в нормативно-правовом регулировании отнесения сведений к государственной тайне в разных странах существуют всего две принципиально отличающиеся модели, которые условно можно назвать персонифицированной и перечневой.[15]

Российское законодательное отнесение сведений к государственной тайне базируется на перечневой системе. Так, открытый и опубликованный Закон № 5485-1 «О государственной тайне» устанавливает перечень, который содержит только категории сведений, составляющих государственную тайну, а не сведения, которые являются государственной тайной. И Закон, и Перечень не устанавливают степени секретности сведений. Секретные и закрытые перечни представляет межведомственная комиссия по защите государственной тайны, они формируются по предложениям органов государственной власти и в соответствии с открытым Перечнем сведений.

И.Ю. Павлов считает, что в России существует трехуровневая система законодательства о государственной тайне.

Трехуровневая система нормативных актов, определяющих процедуру отнесения сведений к государственной тайне, сегодня выглядит следующим образом:

— закон РФ «О государственной тайне» содержит перечень категорий сведений, составляющих государственную тайну;

— перечень, утвержденный Указом Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», который определяет для распоряжения каждой категорией, указанной в Законе РФ «О государственной тайне», полномочный государственный орган;

— руководители государственных органов, определенных в Указе Президента РФ № «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», на основании перечня Закона РФ «О государственной тайне» составляют и утверждают секретными приказами свои развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, включая в них еще более детализированные категории сведений, которые находятся в компетенции этих органов.

Каждый из этих нормативных актов имеет свое собственное функциональное значение при решении практического вопроса об отнесении тех или иных конкретных сведений к государственной тайне. Руководствуясь ведомственным перечнем, можно понять, какие категории сведений охраняются под режимом государственной тайны и какие они имеют степени секретности.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Доступ к государственной тайне и иной имеющей особое значение информации стараются закрыть или ограничить практически во всех странах мира, как было указано ранее в странах постсоветского пространства приняты отдельные во многом похожие законодательные акты, в европейских странах подход к этому вопросу несколько иной, в связи с чем примечателен опыт Франции.

Французская Республика является одной из наиболее типичных представительниц государств, относящихся к романо-германской (континентально-европейской) системе права. В связи с этим рас-смотрение правового регулирования защиты секретной информации в этом государстве дает возможность получить общее представление об особенностях правового регулировании защиты секретной информации в государствах, относящихся к данной правовой семье.

Во Французской Республике одним из наиболее значимых источников права в области защиты государственной тайны является Уголовный кодекс, положения которого содержатся в нескольких законах. Законом № 92-686 от 22 1992 г. утверждена Книга IV «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка», которая включает в себя наиболее важные положения, касающиеся уголовно-правовой защиты государственной тайны[16].

Интересен тот факт, что во Франции в интересах государства осуществляется, главным образом, защита информации, которая имеет отношение к обороне. В этой связи вместо термина «государственная тайна» используется термин «тайна национальной обороны»[17].

В соответствии со ст. 413-9 УК Франции характер тайны национальной обороны имеют сведения, технологии, предметы, документы, информационные данные и данные картотек, относящиеся к национальной обороне, которые являются объектом охранных мер, направленных на то, чтобы ограничить их распространение.

Уровни классификации сведений, технологий, предметов, документов, информационных данных и данных картотек, имеющих характер тайны национальной обороны, а также органы власти, которые наделены правом устанавливать правила их охраны, должны определяться в специальном Декрете Государственного совета. В настоящее время они установлены главой, посвященной защите тайны национальной обороны Кодекса обороны[18].

В соответствии со статьей R2311-2 Кодекса обороны во Франции существует три уровня клас-сификации информации, относящейся к тайне национальной обороны: Confidentiel-Dafense (конфиденциальная оборонная), Secret-Defense (секретная оборонная) и Tes Secret-Defense (чрезвычайно секретная оборонная») информация.

К конфиденциальной оборонной информации относится информация, разглашение которой считается потенциально опасным для национальной обороны или может привести к раскрытию информации, отнесенной к более высокому уровню безопасности; к секретной оборонной — информация, разглашение которой может нанести существенный ущерб для национальной обороны; а к чрезвычайно секретной оборонной — информация, разглашение которой считается крайне опасным для национальной обороны.

Во Франции помимо грифа секретности на носители сведений, содержащих тайну национальной обороны, при необходимости может также наносится отметка Special France, означающая, что такая информация предназначена только для внутригосударственного использования и не должна раскрываться международным организациям, иностранным государствам или их гражданам.4

Общие критерии и порядок защиты тайны национальной обороны определяются премьер- министром Франции. В соответствии с этим порядком каждый министр разрабатывает для своего ведомства порядок защиты информации, относящейся к Confidentiel-Defense (конфиденциальной оборонной), Secret-Defense (секретной оборонной), с учетом имеющейся в этом ведомстве специфики.

Информационные системы, которые содержат секретную информацию, перед их использованием подлежат сертификации на уровне не ниже классификации аккумулируемой информации. Они должны быть оборудованы устройствами, оборудованием и программным обеспечением, которые одобрены для использования в системах такого рода Национальным агентством безопасности информационных систем.

Доступ к информации, которая содержит тайну национальной обороны, осуществляется после принятия решения о разрешении физическому или юридическом лицу работать с такой информацией. Такое решение может быть выдано только в случаях, когда использование информации такого рода необходимо в целях выполнения функциональных обязанностей.

В решении указывается уровень классификации тайны национальной обороны, с которым разрешается работать физическому или юридическому лицу.

Решение о допуске к информации Tres Secret- Defense (чрезвычайно секретная оборонная) принимается премьер-министром, а решение о допуске к Secret-Defense (секретная оборонная) и Confidentiel-Dafense (конфиденциальная оборонная) — министром, в ведении которого находится соответствующая информация.

Министр может делегировать право принимать решение о допуске к такой информации подчиненным ему должностным лицам, которые, в свою очередь, в ряде случаев также могут делегировать это право нижестоящим должностным лицам.

В целях обеспечения сохранности тайны национальной обороны в законодательстве Франции установлены специальные нормы, регламентирующие порядок использования технических средств на территории объектов Министерства обороны.

Так осуществление фото- и киносъемки на таких объектах, использование на них записывающих аппаратов, радио- и телевизионных передатчиков и приемников возможно после получение предварительного разрешения. Публикация материалов, касающихся военной деятельности, также требует получение предварительного разрешения уполномоченных военных должностных лиц[19].

Места хранения носителей тайны национальной обороны определяются приказом премьер- министра Франции на основании предложений соответствующих министров.[20]

Межведомственная координация и контроль деятельности по обеспечению защиты тайны национальной обороны, а также реализации положений международных соглашений в области защиты секретной информации возложена на Генерального секретаря по вопросам обороны и национальной безопасности.

Для реализации своих полномочий в этой области он при необходимости может через соответствующих министров задействовать возможности государственных органов. По предложению министров Генеральный секретарь по вопросам обороны и национальной безопасности может принимать решение о возложении полномочий, связанных с защитой тайны национальной обороны, в промышленности и других областях на специальные органы безопасности.

Он координирует и контролирует применение мер по обеспечению защиты тайны в отношениях между Францией и США, а также другими государствами; обеспечивает секретность информации, переданной во Францию в соответствии с международными договорами; определяет меры по обеспечению защиты информации, относящейся к тайне национальной обороны, которая передается иностранным государствам и международным организациям.

В целях обеспечения исполнения полномочий Генерального секретаря обороны и национальной безопасности в области защиты тайны национальной обороны создана служба защиты[21].

Уголовная ответственность установлена во Франции за деяния, связанные с уничтожением, похищением, изъятием или воспроизведением сведений, технологий, предметов, документов, информационных данных и данных картотек, имеющих характер тайны национальной обороны, а также ознакомлением с ними лиц, не имеющих на это права[22].

Она распространяется не только на лиц, владеющих соответствующими сведениями, технологиями, предметами, документами, информационными данными или данными картотек в силу каких-либо временных или постоянных полномочий или обязанностей, а также лиц, в распоряжении которых они находились, но и на иных лиц.

Вместе с тем детальный анализ положений УК Франции показывает, что, помимо ответственности за различные посягательства на тайну национальной обороны, в нем также содержаться статьи,  предусматривающие уголовную ответственность за деяния, связанные с противоправным манипулированием информацией, затрагивающей основополагающие интересы нации.  Предметы посягательства здесь могут быть такими же, как и в отношении тайны национальной обороны (в ст. 411-8 к этим предметам добавлены устройства).

Объективная сторона состоит в передаче, собирании, либо хранении предметов посягательства, вследствие чего может быть причинен вред основополагающим интересам нации. Несомненно, указанная информация включает в себя и информацию, которая засекречена.

Рассекречивание документов во Франции осуществляется независимым органом — Консультативной комиссией по защите тайн национальной обороны (фр. Commission consultative du secret de la dеfense nationale, CCSDN).

Подводя итог, нужно отметить, что во Франции нет специальных законов, которые бы комплексно регулировали вопросы защиты государственной тайны. Понятие государственной тайны во Французской Республике дается в уголовном законодательстве, а правовое регулирование ее защиты осуществляется, главным образом, подзаконными актами.

Это роднит данное государство с большинством представителей романо-германской правовой семье правовое регулирование защиты государственной тайны, в которых осуществляется аналогичным образом.


1   2   3

 

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф