1.3 Особенности унифицированного правового регулирования международного лизинга
Широкое распространение лизинговых сделок и многообразие отечественных правовых норм, регулирующих лизинговые отношения в различных странах, потребовали унификации международного законодательства, приведения его к единому общему правовому акту. Так, в 1974 году была создана группа разработчиков, состоящая из экспертов, представителей лизинговых компаний и банков из разных стран. Эта рабочая группа, учитывая имеющийся опыт применения национального законодательства к лизинговым отношениям, в течение нескольких лет разрабатывала единые правила, которые легли в основу Конвенции УНИДРУА «о международном финансовом лизинге», именуемой Оттавской Конвенцией. Конвенция была подписана рядом стран в 1988 году и ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году. Основной целью Конвенции является устранение правовых препятствий для заключения и осуществления лизинговых сделок и унификация правового регулирования лизинговых отношений. Предметом его регулирования являются те лизинговые сделки, коммерческие предприятия которых расположены в разных государствах. Единое правовое регулирование — это процесс целенаправленного воздействия на правоотношения посредством единых правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений. В Конвенции говорится, что между договорами купли-продажи и лизингом должны существовать отношения непосредственно в рамках одной лизинговой сделки. Это отношение выражается в трехсторонних отношениях, которые возникают между лизингополучателем, лизингодателем и продавцом-поставщиком объекта лизинга. Главной особенностью единого правового регулирования лизинга является то, что оно распространяется только на международный лизинг, а не на все виды лизинга.
Сфера действия унифицированных правовых норм изложена в статье 3 Конвенции, в соответствии с которой Конвенция применяется в двух случаях:
- Когда стороны находятся на территории различных государств-участников Конвенции.
- Когда договоры купли-продажи (поставки) и лизинга регулируются российским законодательством или законодательством государства-участника Конвенции. Сама конвенция в статье 5 позволяет сторонам отказаться от ее применения, если такое волеизъявление содержится в договоре. Поэтому при обращении к Конвенции следует выяснить, не исключили ли стороны договора ее применения. Сфера применения Конвенции определяется в зависимости от места деятельности участников лизинговых правоотношений.
В тех случаях, когда стороны международного лизингового соглашения осуществляют свою деятельность на территории государства-участника Конвенции, эти отношения должны регулироваться Конвенцией, а не внутренним законодательством. Также одной из особенностей применения унифицированных норм Конвенции является непосредственная связь участников сделки с государством-участником Конвенции. Иными словами, коммерческие предприятия каждой из сторон (Конвенция предусматривает трехсторонние отношения) должны находиться в государствах-участниках Конвенции. Или же оба соглашения, составляющие лизинговую сделку, должны регулироваться законодательством государства-участника Конвенции.
Лизинговая компания берет на себя некоторую ответственность за управление и техническое обслуживание транспортных средств. Услуги могут включать в себя регулярные расходы на техническое обслуживание и ремонт, замену шин и аккумуляторов, предоставление замены автомобилей, помощь на дорогах и услуги по восстановлению и оплату лицензий на транспортные средства. Использование покупки в рассрочку или лизинга является популярным методом финансирования приобретения основных средств. Однако эти методы не обязательно подходят для любого бизнеса или для каждой покупки активов. Есть ряд соображений, которые должны быть сделаны, как описано ниже:
Одним из важных преимуществ является то, что соглашение о покупке или лизинге в рассрочку является средством среднесрочного финансирования, которое не может быть отозвано при условии, что предприятие производит платежи в срок, подлежащий оплате. Неопределенность, которая может быть связана с альтернативными механизмами финансирования, такими как овердрафты, которые подлежат погашению по требованию, устранена.
Однако следует иметь в виду, что как договор о покупке в рассрочку, так и договор лизинга являются долгосрочными обязательствами. Это может быть невозможно или может оказаться дорогостоящим, чтобы прекратить их досрочно.
Регулярный характер арендной платы или арендных платежей (которые также обычно бывают фиксированными) также помогает бизнесу прогнозировать денежный поток. Бизнес может сравнивать платежи с ожидаемым доходом и прибылью, полученными от использования актива.
В большинстве случаев платежи фиксируются в договоре купли-продажи или аренды, поэтому в начале соглашения предприятие будет знать, каковы будут их выплаты. Это может быть выгодно во времена низких, стабильных или растущих процентных ставок, но может показаться дорогим, если процентные ставки падают.
По некоторым соглашениям, например по долгосрочным договорам, финансовая компания может предложить вариант соглашений с плавающей ставкой. В таких случаях аренда или рассрочка будут варьироваться в зависимости от текущих процентных ставок; следовательно, может быть сложнее составить бюджет для уровня оплаты.
Как при покупке в рассрочку, так и при лизинге финансовая компания сохраняет юридическое право собственности на оборудование, по крайней мере, до окончания срока действия соглашения. Это обычно обеспечивает финансовую компанию лучшей безопасностью, чем кредиторы других типов кредитов или овердрафта. Таким образом, финансовая компания может предложить лучшие условия. Решение предоставить финансирование малому или среднему бизнесу зависит от кредитоспособности и потенциала этого бизнеса. Поскольку финансовая компания имеет безопасность в оборудовании, она может склонить чашу весов в пользу положительного кредитного решения.[1]
Право лизинга специальных организаций на участие в лизинговой деятельности начнется, когда они будут внесены в реестр для лизинга специальных организаций. Ответственность за ведение реестра и решение о включении организации в реестр несет Банк России. Кроме того, специальные юридические лица по лизингу должны будут присоединиться к соответствующей саморегулируемой организации (после создания этого органа).
Для лизинговых специальных организаций (за исключением банков, как описано ниже), следующие требования к минимальному капиталу включают:
- для лизинговой компании, активы которой имеют балансовую стоимость 500 млн. руб. (6,6 млн. евро) или более: 70 млн. руб. (925 000 евро);
- для лизинговой компании, активы которой имеют балансовую стоимость менее 500 млн. руб. ( 6,6 млн. евро ): 20 млн. руб. (264 000 евро );
- для лизинговой группы (т. е. группы лизинговых специальных организаций (за исключением банков), материнская организация которой владеет более 50% голосующих акций других членов группы вследствие непосредственного участия в их уставном капитале): 70 млн. руб. (925 000 евро).
Банк России будет надзорным органом. Законопроект также предусматривает регулярное предоставление финансовой отчетности (и обязательный аудит) в Банк России, соблюдение определенных стандартов внутреннего контроля и управления рисками, а также применение определенных требований закона о борьбе с отмыванием денег.[2]
Кроме того, лизинговые специальные организации, не являющиеся банками, не смогут совмещать лизинговую деятельность с деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций.
Что касается регулирования лизинговой деятельности банков: в его действующей редакции закон о банках и банковской деятельности указывает, что, помимо банковских операций, любая кредитная организация может осуществлять лизинговые операции. Законопроект отменит это и введет специальное положение, гласящее, что только банки могут осуществлять лизинговую деятельность. Следовательно, если текущий проект законопроекта будет принят, по нашему мнению, он фактически ограничит возможности небанковских кредитных организаций участвовать в лизинге.
Кроме того, все банки автоматически попадут в категорию лизинга спецучреждений. Это может означать, что они не смогут осуществлять лизинговые операции, пока не будут включены в реестр лизинговых специальных организаций. Однако большинство требований к лизингу специальных организаций к ним не применяются, что можно считать разумным, учитывая, что банки уже контролируются Банком России и соответствуют большому количеству специальных требований к капиталу, деятельности и отчетности.
Основной целью законопроекта является защита интересов государства, которое будет оказывать государственную поддержку только проверенным лизингам специальных организаций, контролируемых Банком России (включая банки, поддерживаемые Агентством по страхованию вкладов).
В то же время законопроект будет иметь широкий охват: согласно пояснительной записке, компании, которые считаются лизинговыми специальными организациями, будут владеть от 50% до 70% активов рынка лизинга в России. Кроме того, другие участники лизингового рынка могут быть включены в реестр лизинговых специальных организаций (например, по репутационным причинам) и выполнять соответствующие требования на добровольной основе.
Нынешняя версия законопроекта является первым проектом, который был внесен в Госдуму на рассмотрение и подлежит дальнейшему обсуждению.
Обсуждается еще один законопроект, вносящий изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части регулирования договоров лизинга.
Предлагаемые поправки направлены на решение наиболее проблемных вопросов, связанных с договорами лизинга, включая защиту претензий лизингодателя, приостановление использования предмета лизинга, последствия досрочного расторжения договора и продажу предмета лизинга.
Тем не менее, многие из этих вопросов до сих пор не полностью решены, и целый ряд важных проблем, которые не отражены в законопроекте.
Вполне вероятно, что в этот законопроект будут внесены поправки, и его существующие недостатки будут устранены еще до того, как он будет внесен в Государственную Думу.
Лизинговый рынок в России второй год подряд устанавливает рекорды. За первые девять месяцев этого года объем бизнеса ста крупнейших лизинговых компаний России вырос на 44,6 процента, составив 969,6 миллиарда рублей — рекордный объем за всю новейшую историю. Это стало главным выводом исследования рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).
Драйвером роста рынка стал лизинг железнодорожной техники, доля которого увеличилась с 20 до 31 процента. Подобных результатов этот сегмент рынка сумел достичь за счет нескольких факторов. Это и государственное стимулирование спроса на инновационный подвижной состав, и утилизация устаревшего парка техники, а также оживление в угольной отрасли.
Лизинговый рынок второй год подряд ставит исторические рекорды. Рост нового объема бизнеса продемонстрировали две трети компаний, участвующих в рейтинге. Ключевое влияние на объем рынка оказывает динамика трех крупнейших государственных лизинговых компаний, которые обеспечили более 70% совокупного прироста объема нового бизнеса.
За первые девять месяцев 2018 года топ-3 компании увеличили объем нового бизнеса на 10 процентов, до 55. Компании, входящие в топ-20, также продемонстрировали хорошие результаты. По сравнению с 2017 годом объем нового бизнеса вырос до 88 процентов.
Наибольшую долю нового бизнеса в сегменте операционного лизинга, как и в прошлом году, сформировали сделки с авиа- и железнодорожной техникой — 93,5 процента.
Однако потенциал роста отрасли не ограничивается только лишь железнодорожным и авиационным транспортом. По мнению ряда лизинговых компаний, в этом году наиболее востребованными предметами лизинга стали строительная и дорожно-строительная техника, сельскохозяйственная техника, а также легковые авто (спрос на этот сегмент растет уже на протяжении нескольких лет подряд).
Несмотря на то, что рынок лизинга на сегодняшний момент находится на пике роста, эксперты уверены, что уже в ближайшее время наступит некоторый спад.
В среднесрочной перспективе лизинговый бизнес уже не будет расти такими темпами, как сейчас. В массовом сегменте его поддержат сделки с легковым транспортом, специальной и строительной техникой, подвижным составом.
Таким образом, если говорить о долгосрочном развитии отечественного рынка лизинга, то после некоторого спада, который, по прогнозам, придется на 2021-2022 годы с незначительным уровнем прироста в 5-10 процентов годовых, то уже к 2024 году прирост нового бизнеса может достичь уровня 15-25 процентов в год.
2 ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА
2.1 Таможенное оформление товаров, являющихся предметом лизинговых отношений
Главными отличительными особенностями международного лизинга- являются то, что иностранные лизинговые организации предоставляют сто процентное финансирование инвестиционного проекта и не требуют немедленного начала платежей, дополнительного залога или других ограничений деятельности лизингополучателя, так же, иностранные лизинговые организации предусматривают в договоре лизинга возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизинговым операциям. Лизинговые платежи начинаются после того, как имущество доставляется лизингополучателю.
Все-таки, несмотря на все преимущества, российские компании могут столкнуться с определенными трудностями при таможенном оформлении лизингового имущества, а также налогообложении сделок, связанных с предоставлением имущества в лизинг.
При применении международного лизинга наиболее приемлемой таможенной процедурой является временный ввоз. Таможенная процедура временного ввоза это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с неполной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Ниже приведен рисунок, которой сравниваются таможенные процедуры, под которые может быть помещено оборудование, ввозимое по договору международного финансового лизинга.
Невзирая на то, что эта процедура является льготной, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, российские компании – лизингополучатели редко используют ее, так как она ограничена предельно допустимым сроком нахождения лизинговых товаров на таможенной территории ЕАЭС в два года.
Кроме ограничения сроков нахождения товаров на таможенной территории ЕАЭС, ТК ЕАЭС имеет другие условия для применения процедуры временного ввоза, которые заключаются в следующем.
Таможенная процедура временного ввоза допустима только при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Можно сделать вывод, что временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений, вызванных естественным износом или естественными потерями при нормальных условиях перевозки (транспортировки), использования и хранения. С временно ввезенными товарами разрешается выполнять операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, которые нужны для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день помещения их под таможенную процедуру временного ввоза. Другие операции с временно ввезенными товарами не допускаются.
Также таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенную процедуру временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, которые установлены ТК ЕАЭС, включая предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Некоторые суды подчеркивают, что это обязательство должно быть выражено в письменной форме.
Вдобавок еще одно важное условие применения процедуры временного ввоза состоит в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз. В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на таможенной территории ЕАЭС декларантом должна выступать российская организация – лизингополучатель.
По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации – лизингополучатели уплачивают на таможне ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России, а также сбор за таможенное оформление. Впрочем, как уже было указано, применение процедуры временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Таможенная процедура временного ввоза (допуска) – таможенная процедура, которая применятся в отношении иностранных товаров, такие товары временно находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Товары, которые помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), сохраняют статус иностранных товаров.
Группы товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, условия такого временного нахождения и использования, а также предельные сроки такого временного нахождения и использования определяются Комиссией и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Таможенная процедура временного ввоза (допуска) не применяется в отношении следующих категорий товаров:
- пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
- отходы, в том числе промышленные;
- товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
Разрешается применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) для приостановления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории посредством помещения под эту таможенную процедуру продуктов переработки товаров, которые были ранее помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств:
- завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 настоящего Кодекса до истечения предельного срока, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса, помимо случая, когда до истечения срока действия этой таможенной процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 настоящего Кодекса, если в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, за помимо случая, когда до истечения срока действия этой таможенной процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 224 настоящего Кодекса и исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, подлежащих уплате в соответствии с настоящей статьей;
- исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскание в размерах, подлежащих уплате при наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 6 – 8 пункта 7 и пунктом 13 настоящей статьи;
- признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения до завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, подлежащих уплате согласно с настоящей статьей за период до наступления таких обстоятельств;
- отказ в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) – в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары либо заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары;
- отзыв декларации на товары в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса и (или) аннулирование выпуска товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 118 настоящего Кодекса – в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации декларации на товары;
- конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государствачлена согласно с законодательством этого государства-члена и исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, подлежащих уплате в соответствии с настоящей статьей за период до наступления таких обстоятельств;
- задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса и исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, подлежащих уплате в соответствии с настоящей статьей за период до такого задержания;
- размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен, и исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, подлежащих уплате в соответствии с настоящей статьей за период до изъятия или ареста таких товаров в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате):
- при одновременной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов либо при уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов – до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска);
- при уплате второй и последующих частей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов – до начала периода, за который производится уплата очередной части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов.
До окончания срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается:
- помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 276 настоящего Кодекса;
- признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
- наступлением обстоятельств, определяемых Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, до наступления которых товары находятся под таможенным контролем.
По окончанию срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие таможенной процедуры прекращается.
За нарушение требования законодательства о сроке применения временного ввоза лизингополучатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 16.19 КоАП РФ “Несоблюдение таможенной процедуры”.
2.2 Статистика международной практики лизинговой деятельности
В условиях модернизации экономики важную роль играет использование лизингового подхода к финансированию инвестиций. Являясь одним из наиболее эффективных видов инвестирования, лизинг широко используется во всех странах мира. В развитых странах общий объем операций, связанных с лизингом, за последние 15 лет увеличился в 5 раз. Это свидетельствует о том, что лизинг играет важную роль в экономике всех стран мира, и сегодня уделяется особое внимание развитию этих финансовых отношений.
Лизинг можно отнести к форме финансирования инвестиционных проектов, зарекомендовавшей себя в мировой практике как довольно эффективная для предприятий и в целом для развертывания инвестиционного процесса.[3]
Международный рынок лизингового бизнеса начал развиваться в 80-90-е годы XIX века. Первые лизинговые сделки были проведены американской компаний Bell Telephone Company в 1877 г., решившей сдавать свои телефоны в аренду. В последующие годы стали появляться лизинговые компании, для которых лизинг стал основным видом деятельности, а не элементом маркетинговой политики. Сегодня мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западной Европе и Японии, на долю которых приходится примерно 93% объема лизинговых сделок в мире. По оценкам всемирно известной консалтинговой компании «White Clarke Group» в 2019 году глобальная лизинговая индустрия «продемонстрировала свою постоянную инновационность и устойчивость». 50 крупнейших стран в 2019 году сообщили о росте объема нового бизнеса на 16,6% (рост с 1099,77 млрд. долл. в 2018 году до 1282,73 млрд долл. в 2019 году). Объем нового бизнеса превысил общемировой показатель 2016 года на 182,96 млрд долл. Более 95% мирового объема приходилось на три региона: Северную Америку, Европу и Азию.
В таблице 2 представлены данные об объемах лизингового рынка 20-ти стран мира, занимавших лидирующие позиции по годовому объему лизинга в 2019 г.
Лизинговый рынок Северной Америки (США, Канада, Мексика) по-прежнему оставался крупнейшим региональным лизинговым рынком в 2019 г. Суммарный объем нового бизнеса во всех трех странах в 2019 г. составил 445,87 млрд долл. (34,8% от общей доли мирового рынка).
При этом доля Северной Америки на мировом рынке лизинговых услуг сократилась на 3,1% за счет быстрого роста лизингового рынка в 2017 г. в других регионах мира.
Доля европейского рынка лизинговых услуг на мировом рынке лизинговых услуг выросла на 1,9%. При этом годовой объем лизинговых услуг в Европе в 2019 г. вырос до 354,4 млрд долл. (32,7%).
Доля азиатского рынка лизинговых услуг на мировом рынке лизинговых услуг выросла на 1,3%, а годовой объем лизинговых услуг в Азии вырос на 354,4 млрд долл. (58,9%).
США по-прежнему оставались в 2019 г. крупнейшим национальным лизинговым рынком (годовой объем 410,35 млрд. долл.), увеличившимся на 6,9% по сравнению с 2018 г. Общее проникновение лизинга довольно существенно — 21,6%
Китай в 2019 г. являлся вторым по объему национальным рынком лизинговых услуг, рынок продемонстрировал рост на 20,42% (до 265, 68 млрд долл.). При этом общее проникновение лизинга на рынок невелико — 6,8%.
Великобритания — третий по объему (92,45 млрд долл. в 2019 г.) национальный рынок лизинговых услуг. Проникновение лизинга на рынок очень высоко — 32,4%.
Германия, являвшаяся в 2019 г. четвертым по величине национальным рынком лизинговых услуг, выросла за год на 7,29% до годового объема 78,32 млрд долл. При этом проникновение лизинга на рынок довольно существенно — 17,2%.
Пятый по величине лизинговых услуг национальный рынок Японии сократился в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 2% (до 60,47 млрд. долл.). Общее проникновение лизинга невелико — 5,3%.
Лидерами по проникновению лизинга на рынок являются Австралия — 40% и Канада — 38%.
Россия в 2019 г. (табл. 1) с годовым объемом 20,06 млрд долл. была 12-й в рейтинге стран по объему национального лизингового рынка, но продемонстрировала рост почти на 47% по сравнению с 2018 г.
США. По данным Фонда развития промышленности, в течение 2019 года в США сектор лизинга оборудования вырос примерно на 7,9%, что является самым высоким ежегодным ростом с 2012 года. По данным ФРП, транспортная и автотранспортная промышленность США в настоящее время имеет свой лучший рост за многие годы и, по прогнозам, тенденция сохранится и в 2019 году. В исследовании говорится, что факторы, включая низкую занятость, растущее строительство жилья и сильные онлайн-продажи, приводят к рекордным объемам перевозок в США. ФРП отмечает, что уровень деловой активности в США высок из-за «сильных фундаментальных показателей в экономике США, которые вероятно продолжатся и в 2020 году, что приведет к дальнейшему росту финансирования оборудования и лизинговой отрасли». Однако рост процентных ставок и политическая напряженность являются факторами риска, и Фонд лизинга оборудования и финансов предупреждает, что продолжающееся торговое противостояние между США и Китаем может повлиять на экономику США, если отношения станут еще более напряженными в 2020 году.
Великобритания. Brexit продолжает доминировать в политической повестке дня Великобритании. В 2019 году экономика Великобритании выросла на 1,7%, а прогнозы на 2020 год сулят рост на аналогичном уровне. Британский рынок финансирования активов вырос на 5% в 2018 году, что привело к седьмому году подряд роста на рынке финансирования активов Великобритании. В третьем квартале 2019 года финансовая и лизинговая Ассоциация (FLA) сообщила, что на британском рынке финансирования активов зарегистрирован рост нового бизнеса на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Новое финансирование IT-оборудования и машин выросло на 60% и 3% соответственно в сентябре 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Финансовый сектор бизнес-автомобилей упал на 20% в том же месяце. FLA сообщила, что рынок финансирования активов Великобритании находится на пути к росту нового бизнеса примерно на 5% в 2019 году.
Китай. Как уже отмечалось выше, лизинговый рынок Китая в 2018 году продемонстрировал значительный рост. Тем не менее, ожидается, что ряд факторов замедлит этот рост в 2020 году, а именно:
- новые правила лизинга, которые были введены в 2018 году;
- мировая пандемия;
- нехватка опытных специалистов по лизингу на рынке и понижательное давление на китайскую экономику, что, как ожидается, снизит спрос на капитальное оборудование.
Большая часть лизингового бизнеса в Китае осуществляется в форме продажи и обратной аренды «старого» или уже амортизированного оборудования, а не новых активов. Эта форма лизинга действительно несет риски для рынка и не имеет устойчивости.
Германия. Согласно ежеквартальному трендовому отчету германской лизинговой ассоциации, стоимость нового оборудования, сданного в аренду или поставленного в рассрочку в первом квартале 2019 г. вырос на 10% по сравнению с соответствующим кварталом 2018 г. Ожидается, что немецкий рынок продолжит расти в последующих кварталах. Если предположить, что мировая экономика остается стабильной, то в 2020 году ожидается рост рынка.
Япония. Ожидается, что японская экономика вырастет примерно на 1% в 2020 году и 0,6% в 2021 году. Напряженный рынок труда и стареющее общество приводят к более высокому росту заработной платы, но инвестиции выиграют от Олимпийских игр 2020 года в Токио. Японская лизинговая ассоциация сообщила, что объем лизинговых сделок в первом полугодии 2019 года увеличился на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лизинг на российском рынке развивается одновременно с мировым рынком. Это проявляется в унификации и стандартизации законодательства страны в области финансовой аренды, постепенной адаптации российской экономики к условиям членства во Всемирной торговой организации, применении международных стандартов финансовой отчетности, использовании зарубежного опыта применения лизингового инструмента в бизнесе и участии на мировых рынках капиталов и поиске оптимальных путей наращивания объемов лизинговых сделок. Россия в 2017 г. (табл. 1) с годовым объемом 20,06 млрд долл. была 12-й в рейтинге стран по объему национального лизингового рынка.
По итогам первого полугодия 2019 года объем лизинговых операций «нового бизнеса» составил 730 млрд рублей, а это на 13% больше аналогичного периода прошлого года (2018 г.+51%). Низкий прирост относительно стремительного развития прошлых лет объясняется тем, что были сокращены ж/д и авиа- сегменты более чем на 30%. Рост автолизинга отразился на доле лизинга в продажах автомобилей, тем продемонстрировала рост почти на 47% по сравнению с 2016 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев, используя при анализе термин «новый бизнес». «Новый бизнес» — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges). В исследовании по итогам 1 -го полугодия 2019 года приняли участие 106 лизинговых компаний, объем «нового бизнеса» которых, по подсчетам, составляет около 95% всего лизингового рынка. На рис.2 представлены данные об объемах «нового бизнеса» российского рынка лизинга в сопоставимых отчетных периодах с 2014 по 2019 гг.
Лизинговые операции с недвижимостью (+65 млрд рублей) и морскими и речными судами (+40 млрд рублей) показали наибольший абсолютный прирост, как результат активизации компании «Сбербанк лизинг» и ГТЛК соответственно. Доля различных сегментов в объеме «нового бизнеса» российского лизингового рынка представлена на рисунке 2.2
Индикаторами развития рынка лизинга можно считать показатели, динамика которых представлена в приложении А.
В Приложении Б представлены данные о двадцати лизинговых компаниях, являющихся лидерами по количеству заключенных сделок в 1 полугодии 2019 г.
По мнению аналитиков агентства «Эксперт РА» выделение субсидий на льготный автолизинг в 2-м полугодии 2019-го позволит рынку по итогам года вырасти на 15%, при этом более высокие темпы прироста возможны только за счет разовых крупных сделок госигроков.
Таким образом, лизинг, как финансовый инструмент, смог утвердиться во многих развитых странах как один из наиболее эффективных и доступных механизмов финансирования расширения и развития средств производства, финансирования активов, необходимых для развития и применения новых технологий в бизнес-формах финансирования, лизинг имеет преимущество в устранении бюрократических проволочек, необходимых для предоставления кредитов и финансовых гарантий только с тем активом, который является предметом лизинга. Учитывая возрастающую долю лизинговых операций в финансовой системе РФ и растущее количество приобретения основных средств юридическими лицами с использованием лизинговых операций, можно прийти выводу, что предприятия оценивают лизинг, как наиболее выгодную и надежную форму финансового инструмента для развития собственного бизнеса.
Вывод. Таможенная процедура временного ввоза (ввоза) — это таможенная процедура, имеющая экономическое содержание. Это означает, что его использование участниками внешнеторговой деятельности является стратегически важным для российской экономики и должно быть удобным для импортеров, импортирующих оборудование.
Тот факт, что уплата периодических таможенных платежей должна производиться не реже одного раза в 3 (три) месяца, влечет за собой определенные неудобства и финансовые затраты. Кроме того, таможенная стоимость исчисляется в день принятия таможенной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (перевозки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие несчастного случая или форс-мажорных обстоятельств.
Теперь у трейдеров есть такая возможность, и в случае помещения временно ввезенного оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления основанием для расчета таможенных пошлин и налогов принимается максимальная таможенная стоимость оборудования, без учета износа оборудования в процессе эксплуатации. 69 эти проблемы замедляют приток потенциальных лизингодателей, а, следовательно, и приток новейшего лизингового оборудования, что в свою очередь может положительно сказаться на уровне модернизации технической базы в России.
Анализ практики ведущих стран мира показывает важную роль лизинга в экономическом росте страны, поэтому решение этих проблем является приоритетным
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф